Примеры доказывающие что живая и неживая природа связаны
Связь между объектами живой и неживой природой – примеры, схема и фото
Всё, что мы видим вокруг, кроме предметов, созданных человеком, является частью живой или неживой природы. Камни, животные, вода, люди, планеты, растения и прочие тела и организмы сосуществуют бок о бок, постоянно так или иначе взаимодействуя друг с другом. В этой статье мы расскажем о связи живой и неживой природы.
Объекты живой природы
Некоторые стадии у отдельных особей могут не присутствовать. Например, не все организмы успевают воспроизвести потомство или просто не способны это сделать по каким-то причинам. Кроме того, у некоторых из них отсутствует возможность передвигаться, в частности у растений и грибов. Тем не менее, они являются частью живого мира, поскольку большая часть процессов с ними происходит.
Среди объектов живой природы можно выделить 5 групп:
Микроорганизмы
Растения
Растения – многочисленная группа организмов, объединённая по ряду признаков в отдельное биологическое царство. В основном растения характеризуется сложной многоклеточной структурой, но есть среди них и одноклеточные виды, такие как хлорелла и хламидомонада. Всего в мире насчитывается более 300 тысяч видов растений, среди которых мхи, плауны, некоторые виды водорослей, папоротники, цветковые растения и другие.
Грибы
Животные
Животные – биологическое царство, насчитывающее более 1,6 млн. видов. Все его представители многоклеточные. Им свойственна гетеротрофность, т. е. способность употреблять в пищу только готовые органические соединения. Кроме того, большинство животных обладает умением передвигаться, чего лишены, например, растения. К этой группе организмов относятся насекомые, черви, моллюски, паукообразные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие и другие.
Человек
Человек также относится к царству животных, но изучением его происхождения, развития и другими аспектами существования занимается целый ряд отдельных научных дисциплин. Человеку присущи способности мыслить, строить планы, принимать решения, нести ответственность за поступки, проявлять эмоции, мечтать, спорить, шутить, любить и т. д. Ни одно животное или растение на подобное не способно.
Объекты неживой природы
Для того, чтобы понять, какие объекты, окружающие нас, являются неживыми, достаточно “лишить” их тех умений, которыми обладают живые тела. Получится несколько общих признаков:
К объектам неживой природы относятся: почва, космические тела, камни, вода, воздух, ветер и другие.
Взаимосвязь живой и неживой природы + схема
Все элементы природы тесны связаны друг с другом. Способы их взаимодействия удобнее рассмотреть на конкретных примерах.
Понятно, что без воздуха, воды и тепла ни цветок, ни бегемот не смогут существовать. Если ветер не развеет семена цветка по земле, то они упадут рядом с растением. Также, если бегемот не станет ходить по тропе на кормёжку, то почва на ней не окажется вытоптанной. Эти примеры ярко характеризуют взаимосвязанность организмов и неживых тел в природе, если убрать или изменить всего 1 элемент, то и все вокруг станет другим.
Связь между живой и неживой природой
Всего получено оценок: 257.
Всего получено оценок: 257.
Все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это природа. Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни). Эти два мира пронизаны невидимыми, но очень прочными связями, без которых на нашей планете не было бы жизни.
Объекты живого мира
К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:
На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до смерти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, и его изучением занимается обширная наука биология.
Объекты неживого мира
Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.
Определить объект неживой природы очень просто. Он должен обладать следующими признаками:
которые читают вместе с этой
Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.
Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела
В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:
Связь между живой и неживой природой
Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.
К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.
Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.
Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:
Что мы узнали?
При изучении программы окружающего мира за 2 класс мы узнали, что все объекты живой и неживой природы очень тесно связаны между собой. Благодаря их постоянному взаимодействию на нашей планете созданы все условия для полноценной жизни.
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
наталия марунь
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.
Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.
Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.
Материал к занятию:
б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.
2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.
6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.
1. Конверты с картинками живой и неживой природы;
2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.
3. Солнышко для этапа рефлексии.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
— Добрый день, дорогие ребята.
– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
1. С чего мы начнем свою работу?
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?
А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?
Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).
А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)
ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.
Может человек сделать солнце? – Нет.
– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)
— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.
Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.
Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.
Как мы выполняем работу? Сами.
А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.
У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.
Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.
А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.
На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.
Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.
Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.
III. Выявление места и причины затруднения.
— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.
1. А что у вас вызвало затруднение?
-не смогли разделить на 2 группы;
– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.
Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.
Ребята, это что? – Луна.
А как вы думаете, она относится к природе? Да.
На Луне кто- то живет?
Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.
А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)
ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)
— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей
Постараемся помочь Лунтику? Да.
А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.
Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)
IV. Проблемное объяснение нового знания.
Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).
Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)
Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;
Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.
Движение – да, она двигается;
Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.
Умирает – рано или поздно все живое умирает.
Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).
И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается – да, из яиц.
Питается? – да, клюет зерна;
Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;
Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.
Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.
А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)
Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.
Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.
ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.
Живая природа – это животные, растения;
Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.
Игра «Живая и неживая природа»
1. Применение знаний на практике.
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.
Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.
Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.
А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.
Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
А что у меня в руках? (Стакан воды)
А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)
Без колец, без золота прожить мы сможем?
А без ВОДЫ мы сможем?
Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.
Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:
— живые природные богатства
— неживые природные богатства
Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:
Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)
Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.
А без солнца мы сможем?
Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.
А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)
В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)
Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:
Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:
Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.
Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;
Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;
Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;
Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.
Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;
Дерево умирает? – да, если не ухаживать.
Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да
Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.
Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!
А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?
Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.
Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.
2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)
Проживает
У него рука – во лбу
Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)
2. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)
4. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)
Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)
Итог занятия:
1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону
2. На какие 2 группы можно разделить природу?
3. Какие признаки живой природы мы знаем?
4. Назовите богатство живой природы;
5. Назовите богатство неживой природы;
6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)
-В чем было затруднение и почему оно возникло?
Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)
Мы достигли цели? (да)—
Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.
приложение: (текст к презентации)
посмотри мой милый друг
что находится вокруг
небо светло голубое
солнце светит золотое
ветер листьями играет
тучка в небе проплывает
поле, речка и трава
горы, воздух и листва,
птицы, звери и леса
гром, туманы и роса
человек и время года это все вокруг природа!
Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.
Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!
Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:
снег укроет как одеялом,
а лучи солнца согревают все живое на земле!
Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки
Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного
в природе все имеет свое место и значение.