Примеры для чего нужна литература
Почему нужно читать книги: аргументы из литературы
Чтение в жизни играет огромную роль. Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но сами писатели видят в литературе и неочевидные бонусы. Читающий человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир и окружающих его людей. Все эти примеры есть в книгах. Мы решили их вспомнить.
Избежать одиночества
Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг. Во всяком случае, в компании литературных героев вы никогда не почувствуете себя одиноким. Холден Колфилд, трудный подросток из романа «Над пропастью во ржи», сложно сходится с людьми, зато читает взахлеб и мечтает пообщаться с писателями. Вот как литературный герой объясняет, почему нужно читать книги:
«. увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает. Я бы с удовольствием позвонил этому Дайнсену, ну и, конечно, Рингу Ларднеру, только Д. Б. сказал, что он уже умер. А вот, например, такая книжка, как „Бремя страстей человеческих“ Сомерсета Моэма, — совсем не то. Я бы скорее позвонил покойному Томасу Харди. Мне нравится его Юстасия Вэй»
Быстро избавляться от дурных мыслей
И это еще одна привилегия читающих людей. Хорошие истории действительно помогают избавиться от негатива и настроить себя на иной лад. Если вас одолела хандра, последуйте примеру Григория Печорина, который в ночь перед дуэлью читает роман Вальтера Скотта:
«Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были „Шотландские пуритане“; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом. Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга. »
Еще раньше Лермонтова аргументы в пользу книг приводят герои Пушкина:
«. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».
К распитию алкоголя мы вас не призываем, а вот бессмертной пьесы Бомарше часто бывает достаточно, чтобы развеяться.
Поверить в лучшее
Почти все положительные литературные герои в какой-то степени мечтатели, даже если их характер говорит об обратном. И это совсем неплохо, во всяком случае, они не теряют самообладание и веру в лучшее, даже если сталкиваются с непреодолимыми, казалось бы, ситуациями.
Многие сильные женские персонажи любят помечтать над книгами: Джейн Эйр в детстве обожала «Робинзона Крузо», Молли Гибсон из «Жен и дочерей» ждет нового романа Вальтера Скотта, а про Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение») говорится, что «она много читает и не признает других удовольствий».
Найти цель в жизни
«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — под таким девизом живет Саня Григорьев из знаменитого каверинского романа «Два капитана». У мальчика не было книг, и вместо сказок ему читали письма участников полярной экспедиции, что и определило его дальнейшую судьбу. Сегодня подобные письма можно прочесть в биографических сборниках, и для этого не нужно искать клад в виде сумки почтальона.
Вообще, книга может быть и самоцелью. Так, героиня Маркуса Зусака, Лизель Мемингер, рисковала свободой, спасая литературные произведения от уничтожения нацистами, а Флоренс Грин сделала книжный магазинчик главным делом жизни.
Лучше узнать мир и людей
Ну и чуть-чуть занудства напоследок. Мы можем привести множество аргументов из литературы, почему нужно читать книги, но самой яркой иллюстрацией, пожалуй, станет мир без книг вовсе. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» люди потеряли связь не только с интеллектуальным прошлым цивилизации, но и друг с другом, так как их разум способен только на пустые, ничего не значащие разговоры.
«Всё, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу»
Примеры для чего нужна литература
Каждый раз, когда я встречаю своего старшего брата, который занимается бизнесом и читает в основном нон-фикшн, наш разговор заканчивается спором: он искренне недоумевает, зачем я «трачу время» на художественные книги. Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела.
Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю.
Эмпатия
Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.
Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.
Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.
Образное мышление
В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.
Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.
Культурные коды
История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.
Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.
Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.
Словарный запас
Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.
Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.
В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.
Терапия
В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.
Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.
для чего нужна литература?
Одна из главных проблем нашего времени — это подростки, которые не хотят развиваться и не понимают, зачем вообще это нужно? Не буду разбираться, для чего нужны все аспекты «духовного развития», а коснусь лишь литературы, попробую разобраться, для чего она нужна и что актуального в ней для нашего времени.
Польза литературы. Зачем нам читать? Как же это часто слышит «читающий» человек в разговоре с «не читающим». Довольно банальный вопрос, но на удивление «читающий» не всегда может дать разъяснительный ответ. Посмотрим, смогу ли я? Первое — для интереса. В этом пункте многие могут сказать, что фильмы лучше и почти все с этим согласятся. Но я никогда не понимал таких людей. Как 2 часовой фильм может быть лучше, когда книга позволяет растянуть нам удовольствие хоть на месяцы? Книги интереснее по одной простой причине: Они дают нам самим нарисовать картину происходящего, в то время как фильм загоняет нас в рамки нарисованные режиссером. Второе — для знаний. Книги дают неимоверное количество знаний. Начиная от быта и жизни былых времен, заканчивая способностью определять время по звездам. Третье — снятие стресса. Книга одна из лучших антидепрессантов. Она настолько чудесна, что в пасмурный октябрьский день способна отправить нас во Францию XIX века или в вымышленный мир «Средиземья» и оттеснить от нас проблемы реального мира. Четвертое и самое главное — развитие мышления. Литература — тренажерный зал для мозгов. Но, наверное, вы подумали, что прочитав книгу наш мозг «подкачался»? Нет. Развитие мышление заключается в его использовании. Писатели специально ставят в своих произведениях важные вопросы и специально не дают на них прямых ответов, дабы заставить читателей мыслить.
Актуальность литературы. Литература — как отец, она всегда даст нужный совет в той или иной ситуации. И эти советы лучше всего даются в классических произведениях. Классики показали низость каждого порока и возвышенность каждого добродетеля. Проведя четкую границу между хорошим и плохим. Второй аспект, который можно выделить в плане актуальности литературы — это антиутопии. Самый парадоксальный жанр, но в, то, же время самый пророческий. Их начали писать в XX веке, но они остро отображают проблемы XXI века. Есть момент, когда классика и антиутопии выстраивают цепочку возможного. Классики показывают, какими качествами должен обладать человек, а антиутописты, что может с ним произойти, если он не будет придерживаться этих качеств и забудет про мораль.
Подводя итог выше сказанному смело можно утверждать, что к нашему времени мир без литературы давно уже потерял бы эстетику, нравственность и все моральные ценности.
Литературные страдания. Зачем школьнику классика?
Нужна ли классическая литература в школьной программе, какой профит от ее изучения может получить современный подросток? И если это зачем-то нужно, какие доводы нужно привести в пользу чтения классики? Об этом − в колонке журналиста и мамы троих детей Анны Кудрявской-Паниной.
В моей жизни был период, когда я не могла читать книги. Случилось это сразу после окончания университета. Мое литературное воздержание длилось несколько лет. Я с удовольствием читала газеты и журналы, вполне сносно относилась к детским книгам сына и дочери, но совершенно не могла заставить себя прочесть хотя бы строчку серьезной, взрослой литературы. Меня не интересовали ни классики, ни современники. За предыдущие 15 лет я наелась книгами досыта. Я даже думала сосчитать, сколько произведений я прочла за свою школьную и студенческую жизнь, но так и не сделала этого. А число получилось бы о-о-очень внушительным. Иногда я думаю, что среднестатистический человек может за всю жизнь столько не прочитать. Это издержки моего образования − сначала советского школьного, а потом российского высшего филологического. Я жалуюсь? Нет. Хвастаюсь? Наверное, тоже нет. Хотя бы потому, что из этого потока книг очень мало что помню. Даже то, что нравилось и читалось запоем, вымывалось из памяти новым книжным томом. Было ли это иногда мучительным? Да. Думала ли я в школе и университете: господи, да зачем мне все эти «саги о форсайтах»? Да. Жалею ли я спустя годы о затраченном на чтение сотен томов времени и силах? Безусловно, нет.
Моя приятельница, очень начитанная и образованная, пытаясь объяснить дочери-подростку, зачем им, современным молодым людям, читать классические литературные произведения из школьной программы (и вообще зачем они в ней присутствуют), споткнулась на том, что не очень понимает, какие аргументы нужно привести ребенку, который твердит: «Зачем мне это? Как мне это пригодится в жизни?» А это действительно интересно, в чем польза чтения классики даже через «не хочу» и есть ли она вообще.
Я филолог, поэтому первое, что пришло мне в голову, − это развитие языкового интеллекта. И я не только про визуальное закрепление языка. Я про активный и пассивный словарь, про стилистически выверенную речь, про грамотность, про эрудицию, про все, что непременно пригодится во взрослой жизни, чтобы стать успешным профессионалом в любой сфере. И все это в избытке нам предлагает классическая литература − с неизвестными словами, непонятными реалиями, странными, на взгляд современного человека, представлениями о жизни и отношениями. Пропустить это мимо или через себя − зависит только от нас.
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Одна голова, прокачанная в свое время сотнями книг, − это, конечно, хорошо, а коллективный разум − лучше. Я с интересом читала аргументы других − знакомых и незнакомых мне − взрослых людей под постом своей приятельницы, в котором она этих аргументов и просила.
Не знаю как подростков, а меня они убеждали. Более того, в какой-то момент я поняла, что если бы дала себе время подумать, то почти все из перечисленных другими доводов, скорее всего, пришло бы в голову и мне.
Если говорить о классической русской литературе, то именно она закладывает в нас какие-то общие и очень важные культурные коды, необходимые для понимания русской культуры. «Чтобы он понимал, что такое обломовщина, что скрывается за фразой «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», что стоит за образом Анны Карениной и старухи-процентщицы − это, мне кажется, важно, чтобы человек не чувствовал себя в культурной среде так, как будто он не владеет родным языком. «Человек, не знающий своей литературы, не может познать все богатство родного языка и культуры своего народа, а значит, не будет носителем культурного кода. Недаром Даль определял национальность человека не по крови, а по языку, на котором человек думает. И язык этот должен быть не примитивен, а обогащен слогом великих писателей».
Классическая русская литература − это энциклопедия человеческих образов и психологических типов, она учит философии и развивает эмпатию «к самым разным людям, историям, судьбам». Мне кажется, это некий этап взросления человека − умение понять многообразие мира, попытка понять другого.
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Категоричных подростков убедить всеми этими умными словами, конечно, непросто, а иногда и просто невозможно, но это не значит, что пытаться не стоит. Мою дочь убеждать было и не нужно, а вот ее старшего брата приходилось. Несмотря на обилие книг, прочитанных с ним в раннем детстве, в старших классах он категорически отказывался читать книги из школьной программы. Да бог с ней с программой, я была бы рада увидеть его с любой книгой в руках. Но, увы. Гораздо интереснее было висеть в соцсетях или играть в «доту». О, скольких нервных клеток стоило мне это его увлечение! Знаете, на какую книгу удалось неожиданно уговорить этого молодого игрока? Правильно, на одноименную. «Игрок» Достоевского неожиданно парню понравился, да так, что он даже периодически зачитывал нам оттуда цитаты. Одним словом, мотивировать к чтению классики возможно даже самого несговорчивого ребенка. Главное − правильно подобрать литературу. И подход.
Если ребенок амбициозен и думает о будущем всерьез, можно аргументировать необходимость чтения классики тем, что это поможет и при учебе в вузе, и при овладении профессией, какую бы из них он ни выбрал, потому что это занятие вырабатывает привычку «хорошо ориентироваться в многофигурных и многоплановых сюжетах и удерживать в голове большой объем связей, а это в свою очередь, отбрасывая вопросы рабочей необходимости, для уменьшения вероятности постановки диагноза «старческая деменция» в пожилом возрасте».
Если ваш ребенок начнет ссылаться на «весь цивилизованный мир», напомните ему, что в любой стране каждый интеллигентный человек ассоциирует Россию с великой литературой: «Не красавицами и не «калашниковым», а, извините, Достоевским и Толстым мы в мире ценны. И даже если мы до конца не в силах понять, почему (лично я не могу понять, почему Достоевский?), то надо просто из интереса узнать, что находят такие разные люди в этих книгах. Даже если не понравится, тем более! Сам потом не прочитаешь, а школа − отличный шанс узнать. Ну а некоторых наших классиков так и просто очень интересно читать».
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Ну и если этого окажется недостаточно, сводите ребенка на «Грозу» под саундтрек группы «Ленинград» в постановке Евгения Марчелли или на крымовского «Онегина». Может быть, такое современное прочтение классики взбодрит вашего старшеклассника?
Я отчасти согласна с тем, что многие обязательные произведения школьникам не по возрасту, не по знаниям и, может быть, даже не по уму. Мне так в свое время были совсем не по уму логарифмы и интегралы. Вопрос: кто мешает вам перечитать это в зрелом возрасте, чтобы осознать всю глубину произведения? И еще вопрос: а многие ли возьмутся за классику в возрасте «кому за. «? Не за одну книгу, не за две. И я не одна так думаю: «Закладывается хоть какая-то база общего развития. Когда дорастешь, захочешь перечитать (возможно), так как переосмыслишь многие вещи. А если не читать в школе, то в 30 уж точно и не будешь думать, что это нужно».
На самом деле меня (и не только меня) удивляют аргументы противников изучения тех или иных предметов или отдельных их частей в школе, будь то тригонометрия или классическая литература, в стиле «А ты хотя бы раз после школы использовал таблицу синусов?» или «А как мне в жизни поможет то, что я буду знать, кто такой Базаров и что с ним случилось?». Точно так же можно спросить, когда последний раз взрослый человек собирал пирамидку и пригодился ему навык надевания колец.
Кто вообще сказал, что все это должно иметь прикладное значение? Идет формирование общей интеллектуальной базы и развитие мышления конкретного человека, в то время пока оно, это мышление, проделывает довольно сложные математические или лингвистические процедуры в школе. И говорить про конкретные практические цели в этом смысле просто нелепо.
И именно поэтому совершенно не важно, что логарифмы и интегралы вам в жизни не пригодились ни разу, да и вообще вы не помните, что это и с чем их едят. Не имеет значения, что вы забыли почти все, о чем читали (или по крайней мере вам так кажется). Все это однозначно имело значение в тот момент, когда вы осваивали это. Все это так или иначе навсегда осталось в вас и сформировало ваш интеллект, который теперь должен постараться и найти аргументы в пользу чтения классики или изучения любой другой науки для интеллекта подрастающего.
Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?
Урок 7. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?»
– Читать классику – скучно!
– Произведения из школьной программы – непонятные!
– Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению!
Наверняка вам приходилось слышать что-то подобное. Очень может быть, что вы и сами сталкивались с тем произведением из курса школьной литературы, которое казалось вам неинтересным, чересчур мрачным или затянутым. Или попросту непонятным. Может быть, вы даже задавались вопросом: а зачем мы вообще изучаем литературу? Так ли уж она нужна в нашу стремительную Интернет-эпоху, когда всё больше ценятся технические знания? Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса? Или заменить чем-нибудь практическим, вроде экономики?
Быть иль не быть? – задал себе вопрос шекспировский герой. Зададимся похожим вопросом: изучать или не изучать? И попробуем поразмыслить – что же может дать нам изучение литературы?
Прежде всего – грамотность. Наверняка вы не раз слышали, что сейчас наступает эпоха тотальной безграмотности, и ошибки начинают встречаться даже там, где их по определению быть не должно – в газетах и рекламе, в выпущенных крупными издательствами книгах… да что там – даже в учебниках! Снижение уровня грамотности – первый признак того, что люди мало читают. Или читают тексты, написанные любителями и не прошедшие серьёзной редактуры и корректуры.
Не зря многие примеры из упражнений по орфографии и пунктуации берутся именно из классики. Постоянное чтение позволяет поддерживать грамотность на достойном уровне – особенно если читать внимательно, а не бегло, запоминать написание отдельных слов, анализировать то, как строятся фразы.
А ещё литература позволяет обогащать словарный запас. Творения классиков – отличный пример богатой речи. Кроме того, построение фраз, диалоги, обращения и метафоры – всё это словно отпечатывается в нашем сознании. Человек начитанный будет не только с лёгкостью подбирать слова – он будет легче строить предложения. Речь его станет более гладкой.
Некоторые могут заметить: но ведь речь некоторых классиков давно устарела! Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского переполнены непонятными нам словами и несовременными синтаксическими конструкциями! Зачем же тащить всё это в свою речь?
Но это не минус литературы – это её плюс. На примерах произведений классики мы можем увидеть – как развивался русский язык. Каждый текст классиков – это небольшой музей русской речи, в который можно наведаться, чтобы полюбоваться устаревшими словами, поглядеть на то, как автор вырабатывал стиль – чтобы заняться выработкой своего собственного стиля.
Кстати, мы можем познакомиться в этих произведениях-музеях не только с архаизмами и историзмами! Здесь же нас ждут картины жизни людей из разных эпох и разных сословий, их обычаи, среда, в которой они вращались. Мы можем познакомиться с проблемами, которые волновали наших предков. С их верованиями и их мировоззрением. Не зря изучение литературы начинается с народного творчества, которое впитало в себя древние традиции и обряды.
А художественные произведения? У каждого из них – свой колорит. Вот деревенские картины Некрасова, или Петербург Достоевского. Или даже ужасы войны в произведениях писателей-фронтовиков…
Очень многие тексты, которые входят в школьную программу, вполне реалистично показывают жизнь. Иногда по ним можно буквально изучать историю, географию… и даже психологию! Ведь писатели стараются реалистично показать не только обстоятельства, в которых действуют их герои. Они стараются правдоподобно изобразить и сами характеры: будь то образы героев, антигероев или типичных «маленьких людей». Как они ведут себя обычно? Как действуют в необычных ситуациях? Как бы мы поступили на их месте и как вообще можно общаться с тем или иным типом людей? Иногда литература способна дать больше ответов, чем модные интернет-тренинги.
– Но мне ужасно скучно читать! – возразит здесь мысленно кто-то. – Мне не нравятся эти авторы, мне не нравятся их произведения… мне вообще ничего не нравится в этом предмете!
Почему-то никто не требует увлекательности от математики или физики. И даже от истории и географии.
Но все думают, что именно литература призвана развлекать! Нет. Литература словно вобрала в себя функции всех предметов – в том числе и точных наук. Как и у математики, её призвание – развитие ума. Анализируя литературные произведения, мы превращаемся в сыщиков. Мы учимся исследовать и подмечать детали, выстраивать в один ряд факты, делать предположения и верно аргументировать свои мысли. Что значимо, а что – нет? Почему герой поступил именно так и где прописана его мотивация? Как можно истолковать финал произведения? Что скрывается за этой метафорой? Каждое произведение – своего рода ребус, задача, которую нужно решить. А ещё это спор. Ведь наше мнение может не совпадать с мнением персонажа, писателя или критика. И нужно уметь правильно задавать вопросы, правильно отыскивать подтверждение в тексте – чтобы обосновать свою позицию.
Грамотность, гладкая речь, широта знаний, умение анализировать, аргументировать и подмечать детали… Всё это может быть востребованным как раз в век информационных технологий. Но неужели литература даёт только это?
Нет. Потому что она учит не только мыслить, но и чувствовать. Способность сопереживать и ставить себя на место другого – необходима в развитом обществе. И чтение текстов – это отличный тренажёр, чтобы в этом попрактиковаться. Можем ли мы принять все выборы героев? Почему некоторые поступки персонажей сейчас кажутся нам глупыми? Несправедливость окружающего мира, способность к прощению, даже возможность взглянуть на себя со стороны – всё это мы можем пройти вместе с литературными персонажами. И стать немного мудрее и добрее.
А ещё литература учит нас чувствовать красоту. И если кому-то не нравятся развёрнутые описания природы – он может погрузиться в музыкальные переливы поэзии. Или в завораживающие метафоры и эпитеты. Или в неповторимую ритмичность прозы некоторых авторов. Или просто наслаждаться юмором и иронией – ведь и в них есть своя прелесть! Иногда уроки литературы даже дают нам возможность заглянуть за кулисы и попытаться понять – как у автора получилось так очаровать читателей? Тогда мы говорим о средствах художественной выразительности…
Литература – универсальный вид искусства. Она пополняет багаж наших знаний, учит мыслить и чувствовать, позволяет усовершенствовать навыки письменной и устной речи и прикоснуться к прекрасному. Что-что? Хорошие фильмы или театр тоже так могут?
Нет. Потому что у литературы есть ещё одно, последнее качество.
Художественный текст заставляет работать наше воображение. Мы вынуждены сами создавать образы того, о чём читаем. В фильмах, театре, играх, комиксах – есть режиссёры, декораторы, художники… А при чтении режиссёром, художником и декоратором становимся мы.
Только книга позволяет нам стать соавтором произведения, оживить встречи персонажей и диалоги в своём сознании. Ни один из видов искусства не развивает нашего воображения так же, как литература.
Наверное, именно поэтому литература – а особенно классика – служит бесконечным источником культурных отсылок. Произведения постоянно экранизируются, обыгрываются, цитируются и упоминаются. И не знать литературы – значит совершенно выпасть из культурного процесса.
Что может подарить нам книга? Всё что угодно – от новых знаний и захватывающих ощущений до умения решать загадки и общаться с людьми. Речь. Чувство прекрасного. Развитое воображение… наконец, проживание десятков и сотен жизней в разных временах, городах… даже мирах.
Именно поэтому изучение литературы не заменит ничто.
Поэт Всеволод Рождественский как-то написал:
Стареют книги… Нет, не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,–
Былых веков надежды и обиды
Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.