Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

В чем человек уступает животным? В чем животные лучше человека?

В мире существуют миллионы видов животных, все они очень сильно отличаются от людей. Практически любые животные имеют разнообразный внешний вид. Можно встретить животных без конечностей, хвоста, крыльев, глаз и т.д.

Часть животных смогла адаптироваться для выживания, остальные погибли и вымерли. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем человек уступает животным.

В чем человек уступает животным?

1. Сила

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Хотя люди и считают себя самыми сильными существами на Земле, однако это не так. К примеру, навозный жук может поднимать груз, который в более, чем 1000 раз тяжелее его собственного веса. Также африканские слоны способны перевозить несколько тысяч кг грузов. Такая огромная сила заключена в их массивных телах.

2. Скорость

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Наверное многие люди знают самого быстрого человека на земле — Усэйн Болт (Usain Bolt, ямайский легкоатлет). На отрезке в 100 метров, знаменитый рекордсмен мира способен развить скорость до 44,72 км в час. Но существует одно животное — гепард, он может разгоняться до 120 километров в час всего за 3 секунды. Животным необходимо быть быстрыми, чтобы выживать, человеку это качество уже не нужно.

3. Зрение

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

У многих животных зрение намного лучше человеческого. Даже очки, линзы, различные телескопы не меняют того факта, что животные обладают улучшенным зрением и видят намного дальше и четче, чем человек. Людям нет необходимости выживать посреди открытых и широких местностей, однако существам, у которых нет доступа к сельскому хозяйству и прочее, необходимо иметь хорошее зрение.

4. Общение

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Человек способен общаться с другими людьми с помощью телефона, компьютера и других устройств. Муравьи для общения применяют феромоны. С помощью особенных рецепторов, насекомые могут распознавать разные запахи в зависимости от их типа и предназначения, после чего анализируют полученное «сообщение». К примеру, для защиты своей колонии, муравей испускает особый феромон, который и предупредит всех остальных насекомых об опасности.

Источник

Топ-10: удивительные преимущества животных над людьми

Люди – самый разумный, сильный и процветающий вид на планете. Мы возводим небоскребы, отправляем исследователей в космос и создаем уникальные шедевры искусства. Но мы не можем быть лучше абсолютно во всем, ведь нашу Землю населяют еще миллионы других видов обитателей, которым бесспорно также есть чем гордиться. Всевозможные существа по всему миру дожили до сегодняшних дней, потому что им удалось адаптироваться и развить в себе удивительные качества, помогающие им занимать свое достойное место в современной экосистеме. Перед вами список из 10 особенных талантов, в которых некоторые животные преуспели намного лучше нас.

Люди считают себя самыми сильными и властными существами на планете. И хотя наша сила, действительно, выдающаяся, такие крошечные создания, как жуки и муравьи, могут постыдить даже самого сильного тяжелоатлета. Например, навозный жук способен поднять груз, который в 1 141 раз тяжелее его собственного веса! Возможно, максимальное достижение в граммах этого маленького насекомого прозвучит не так уж и впечатляюще. Но если выразить его в эквиваленте человеческих возможностей, жука скарабея можно сравнить с мужчиной, способным поднять целых 73 000 килограммов.

Что касается чистого веса, самыми сильными в мире животными являются африканские слоны. Эти огромные и любвеобильные создания могут перевозить до 9 000 килограммов грузов. Именно такая мощь заключена в их массивных телах. Благодаря десяткам тысяч мышц в туше слона, эти обитатели африканских равнин могут поднимать самые огромные предметы, включая собственных детенышей, и выпивают невероятное количество воды за раз, чтобы выживать в суровых условиях жаркого континента.

Сила мелких насекомых (муравьи и жуки) зависит не от их собственного веса или размера, а от площади поперечного сечения мышц. На практике получается, что чем короче тело живого организма, тем выгоднее соотношение перетаскиваемого груза к массе самого существа.

В отличие от силовых показателей, в быстроте маленькие существа не могут тягаться с более крупными животными и людьми. В этом качестве себя неплохо проявляют именно более крупные особи.

Например, самый быстрый человек из ныне живущих – Усэйн Болт (Usain Bolt, ямайский легкоатлет). Он является официальным обладателем рекорда мира. Знаменитый олимпиец способен развить скорость до 44,72 километра в час на отрезке в 100 метров. Хотя гепард с легкостью обгонит известного спринтера. Этот грациозный зверь способен разгоняться до 120 километров в час всего за 3 секунды!

Причина такого выдающегося таланта животных проста – им просто необходимо быть быстрыми. Нам – уже нет.

8. Работоспособность
Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Ни для кого не секрет, что люди – не самые трудолюбивые и производительные обитатели Земли.

Всем нам знакома поговорка «пашет, как пчелка». Некоторые пчелы работают всего несколько часов, но другие способны заниматься своими обязанностями дольше 12 часов без передышки. Рабочие пчелы, ответственные за обустройство улья, заняты делом круглые сутки – и днем, и ночью. Ввиду отсутствия ограничений, связанных с временными и прочими факторами, эти насекомые могут трудиться (например, охлаждать гнезда взмахами своих крыльев) почти весь день с короткими перерывами на приемы пищи.

Муравьи – еще один отличный пример очень работоспособных насекомых. В их сообществе каждый член выполняет свою роль. Одни муравьи защищают свою колонию, другие добывают еду, а третьи устраивают набеги на чужие муравейники и захватывают новые территории. Их труд не просто тяжелый, но и довольно продолжительный.

7. Приспосабливание
Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Люди за всю историю своего существования адаптировались к жизни в самых всевозможных условиях от испепеляюще жарких пустынь до вечно морозных уголков Земли, где не выживает больше ни один другой зверь. Однако в немалой степени мы зависим от зданий и механизмов, в то время как животные лишены возможности творить что-либо такое же сложное своими «руками». Тем не менее они до сих пор остаются нашими соседями, а некоторые из этих живых существ обитают на нашей Земле намного дольше нас. Как им это удалось?

На адаптацию у некоторых животных ушли миллионы лет. Представьте себе африканское животное, которое не могло прокормить себя, потому что оно буквально не было способно добраться до своей еды. Со временем этот зверь отрастил длинную шею, чтобы добираться до ветвей самых высоких деревьев, а уже сегодня он известен нам как современный жираф.

Классически пример приспосабливания – полет. Пока обезьяны предпочитали прыгать и карабкаться по раскидистым ветвям деревьев, некоторые животные выбрали другой подход и научились летать. Живые существа, которым в силу их природы надо совершать путешествия на особенно длинные дистанции, выжили именно благодаря умению летать. Путешествия по небу позволяют более крупным группам переселяться на более далекие расстояния в самые кратчайшие сроки.

Некоторые ученые переживают, что человеческий вид стал почти не способен на физическую адаптацию и не изменится в течение ближайших нескольких тысяч лет. Из-за технического прогресса мы попросту выпадаем из общей схемы эволюции организмов и естественного отбора. Людям больше нет нужды адаптировать свое тело к изменяющимся условиям окружающего мира. Нам остается надеяться, что через несколько десятков веков остальная живность не ополчится на нас с уже новым набором частей тела и органов чувств.

Животные видят намного лучше нас. Да, люди создали удивительные оптические приспособления – очки, линзы и даже телескопы, способные показать самые далекие уголки нашей Вселенной.

Но на практике это оборудование не меняет того факта, что животные безо всяких уловок видят намного дальше и четче, чем мы. Человеку больше не нужно выживать посреди широких и открытых местностей. А вот существам, у которых нет доступа к сельскому хозяйству, животноводству и технологиям, все еще необходимо хорошее зрение. Например, птицам нужно засечь свою добычу намного раньше, чем жертва успеет заметить хищника.

Орел – классический образец животного с исключительно острым зрением. Даже самые близорукие орлы видят в 4 раза лучше, чем среднестатистический человек. Самые зрячие орлы превосходят нас в зрительной способности в 8 раз! Известно, что этот величественный хищник может заметить зайца с расстояния целых 5 километров.

Может быть, вы видите лучше летучей мыши, но слух у вас точно намного слабее, чем у этого ночного создания. Летучие мыши слышат так хорошо, что это почти полностью компенсирует их плохое зрение. Когда это животное летит по пещере в полной темноте, оно издает писклявые звуки, которые отражаются от окружающих его тело стен. Зверек использует эту информацию, чтобы понять, где на его пути находятся преграды, и куда лететь не стоит. Такой навык распространен среди многих других живых существ. Его суть состоит в том, что недостаток одного чувства приводит к качественному усилению другого. В случае летучих мышей плохое зрение означает, что их мозг больше занят другими задачами, нежели обработкой сигналов, поступающих через зрительный нерв. В результате они тратят больше ресурсов именно на развитие слуха.

4. Интеллектуальные способности
Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Люди – уникальные создания. Мы поем, рисуем, пишем, разговариваем на разных языках, изучаем окружающий нас мир и создаем удивительные вещи, включая небоскребы, батискафы и космические корабли. Однако некоторые из братьев наших меньших способны удивить крайне выдающимися умственными способностями.

Например, почтовые голуби. Эти птицы могут преодолеть расстояние в 1770 километров и вернуться назад домой из абсолютно незнакомого им места без какой-либо карты, маяков или GPS. Самое удивительное в их навигационных способностях то, что для ориентирования эти пернатые создания используют железосодержащие магнитные рецепторы, чтобы определять свое географическое местоположение относительно магнитного поля Земли, а также научились считывать уникальные инфразвуковые карты местности. Вы так умеете?

Слоны могут казаться глупыми животными. Но и эти создания могут удивить вас своими недюжинными талантами и навыками. Исследования подтвердили, что слоны создают настоящие каталоги всех членов своей семьи с помощью обоняния и узнают всех своих родственников по запаху, а семья у них большая. Вдобавок по запаху они также способны определить, угрожает ли им человек, и умеют различать цвета нашей одежды.

3. Боевое искусство
Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные
Фото: elitereaders.com

Нам удалось возвести боевое искусство и способы самозащиты на небывалые вершины. Однако царство зверей тоже не так уж и безобидно. Например, в подводной экосистеме кальмары нейтрализуют своих хищников выстрелом чернильной жидкости. Хотя и это не самый выдающийся образец самообороны из мира фауны.

Наверное, прямо сейчас вы сидите за компьютером или читаете эту подборку с мобильного телефона. Это удивительные посредники коммуникационного процесса, но им до сих пор не сравниться со старой доброй матушкой-природой.

Когда геккон обнаруживает горбатку, он может затребовать от жертвы нектар, для чего рептилия начинает вибрировать головой. Как только послание доходит до находящейся в опасности цикады, она делится своим нектаром, и удовлетворенная ящерица оставляет это насекомое в покое. Неизвестно, как именно эти существа догадались до такой коммуникации, но ученые пришли к выводу, что нектар в этом процессе становится своего рода платой за безопасность.

Муравьи для общения используют феромоны (ароматизированные химические вещества). С помощью специальных рецепторов, напоминающих антенны, эти крошечные насекомые способны распознавать различные запахи в зависимости от их типа и предназначения, и реагируют соответственно полученному «ароматизированному» сообщению. Например, муравей, на которого совершается нападение, может испускать феромон, который учуют тысячи членов его колонии. В результате жертва может оказаться не такой уж и беззащитной, а призванные товарищи не только отобьют члена своего сообщества, но и полностью уничтожат врага.

1. Внешний вид и красота
Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные
Фото: theodysseyonline.com

Люди часто считают представителей других видов отвратительнейшими созданиями. При близком рассмотрении с виду милой бабочки или безобидного муравья многие из вас поморщатся и даже ужаснутся их страшным челюстям и странным глазам. И все же некоторым животным мы способны умилиться больше, чем собственным друзьям или даже своей второй половинке.

Такие зверьки, как цыплята, кролики или котята, не могут не вызывать восторг или даже желание погладить и потискать их пушистые тельца. Ученые считают, что все дело в схожести этих животных с некоторыми чертами человеческих детей – большие глаза, круглые «лица» и небольшое тельце.

Другие создания очаровывают иначе и по другим причинам. Например, голубой дракон (Glaucus atlanticus, вид брюхоногих моллюсков) – настоящее чудо природы. Тело этого морского обитателя имеет 2 разных цвета: одна сторона сливается с мерцающим серебром водной поверхности, а другая походит на морскую бездну синего цвета. Такой окрас в процессе эволюции это животное приобрело в целях самозащиты и камуфляжа, чтобы оставаться незамеченным как можно дольше, как сверху, так и снизу. Вопреки своим скромным размерам голубые драконы могут охотиться на весьма крупную добычу, среди которой бывают даже португальские военные кораблики (вид медузы) и другие брюхоногие. Вероятно, укус Glaucus atlanticus не слабее жала медуз, которыми они питаются.

К великому сожалению, это удивительное создание находится на грани вымирания. Причиной тому выступает несколько факторов, но одно известно точно – без этих красивейших моллюсков мир станет более печальным местом.

Источник

Приведите примеры действия, которые человек выполняет лучше, чем животное ; хуже, чем животное?

Приведите примеры действия, которые человек выполняет лучше, чем животное ; хуже, чем животное.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Работает лучше чем животное, чует, видит и слышит хуже чем животное.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите три примера отношений между животными и растениями, в которых животные благоприятно влияют на растения?

Приведите три примера отношений между животными и растениями, в которых животные благоприятно влияют на растения.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите примеры основных домашних животных?

Приведите примеры основных домашних животных.

Какие животные были их дикими предками.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите примеры питания с названиями животных?

Приведите примеры питания с названиями животных.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Ответьте, попадает ли поведение животных в сферу действия естественного отбора?

Ответьте, попадает ли поведение животных в сферу действия естественного отбора.

Если да, приведите пример.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведи примеры домашних животных которых надо пасти, выгуливать, стричь, доить?

Приведи примеры домашних животных которых надо пасти, выгуливать, стричь, доить.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите примеры действия, которые человек выполняет лучше, чем животное ; хуже, чем животное?

Приведите примеры действия, которые человек выполняет лучше, чем животное ; хуже, чем животное.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите пример дегенерации у растений и животных?

Приведите пример дегенерации у растений и животных.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите примеры дегенерации у царства животных?

Приведите примеры дегенерации у царства животных.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Приведите три примера Отношений между животными и растениями которые животные благоприятно влияют на Растения?

Приведите три примера Отношений между животными и растениями которые животные благоприятно влияют на Растения.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Листва селагинеллы, Кувшинка. У водных растений сильно развита разнолистность (гетерофиллия) : подводные, плавающие и надводные листья на одном и том же растении значительно различаются как по внутреннему, так и по внешнему строению. Так, подводные..

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

17 скорее всего А, 24Б, 30В, 28может быть Б.

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Наибольший объем информации об окружающем мире человек (и животные) получает через глаза и уши. Наличие пары ушей обеспечивает «стереофонический слух», с помощью которого человек может быстро определять направление на источник звука.

Источник

Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Источник

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животные

Норберт Заксер. Человек в животном. Почему животные так часто походят на нас в своем мышлении, чувствах и поведении. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. Перевод с немецкого Наталии Штильмарк под научной редакцией Елены Гороховской

Примеры действий которые человек выполняет лучше чем животныеОбычно мы связываем с понятием «обучение» приобретение новых поведенческих реакций. Это относится к наиболее изученной и у человека, и у животных форме обучения — ассоциативному обучению. В общем виде под ним подразумевается формирование связки между раздражителем, который до того не был значимым, или какой-либо незначимой поведенческой реакции, с поощрением либо наказанием. Таким образом животное учится, какие из исходно нейтральных раздражителей имеют значение и какие последствия влечет то или иное поведение.

Вероятно, самая известная форма ассоциативного обучения — выработка классического условного рефлекса. Это понятие неразрывно связано с именем русского ученого Ивана Петровича Павлова. Павлов был физиологом и исследовал пищеварительные железы. В его опытах на собаках ему бросилось в глаза, что они начинают выделять слюну не тогда, когда их кормят, а раньше — уже когда слышат шаги, приближающиеся к их клеткам. Это наблюдение вдохновило Павлова на его знаменитые эксперименты, которые коротко можно описать следующим образом. На первом этапе собака получала определенное количество пищи, при этом измеряли, сколько слюны она выделяет. На втором этапе в той же ситуации звучал звук колокольчика, но пищи собака не получала. Как и ожидалось, эта ситуация выделения слюны не вызывала. Когда на третьем этапе кормление и звонок колокольчика происходили одновременно, собака выделяла слюну как на первом этапе. Если совместная презентация пищи и звука повторялась многократно, то на четвертом этапе уже один звук колокольчика вызывал выделение слюны. Собака обучалась реагировать на прежде нейтральный раздражитель — звук — выделением слюны, и раздражитель таким образом из нейтрального превращался в условный.
Соответственно, пища получила обозначение безусловного раздражителя. Существенным признаком классического условного рефлекса было формирование ассоциации между поощрением, в данном случае пищей, и условным раздражителем, в данном случае — звуком. Как показывает множество исследований, практически любой стимул в окружающей среде может стать условным раздражителем и вызывать условный рефлекс. Так, собаки Павлова научились выделять слюну не только в ответ на звук, тот же рефлекс можно было вызвать и оптическими сигналами, например, загорающейся лампочкой. Многие животные легко вырабатывают условные рефлексы в ответ на запаховые сигналы.

Наилучшие успехи в обучении достигаются тогда, когда условный стимул непосредственно предшествует безусловному или оба стимула действуют одновременно. Это понятно, ведь если бы в опытах Павлова звук колокольчика раздавался за несколько часов до или после кормления, животные, конечно, не сформировали бы ассоциацию между этими двумя событиями. Интуитивно понятно и то, что условный рефлекс постепенно затухает и в конце концов вообще не может быть вызван условным стимулом, если безусловный стимул, то есть поощрение, какое-то время не поступает. Рано или поздно собаки Павлова прекратили бы выделять слюну в ответ на звук, если бы по крайней мере время от времени не получали одновременно с ним кусок мяса.

Условные рефлексы могут быть вызваны не только поощрением, или, как говорят, положительным подкреплением, но и наказанием, то есть отрицательным подкреплением. Если собаку слегка ударить по лапе, она подожмет ее. Если во время этого действия раздается определенный звук, а вся процедура повторяется многократно, то через какое-то время собака будет точно так же поджимать лапу в ответ на один только звук.

Если собака Павлова выработала условный рефлекс на звук частотой 1000 герц, то она реагирует не только на эту частоту, но выделяет слюну и в ответ на звук частотой в 1020 герц. Этот феномен, то есть выработка условного рефлекса в ответ на стимул, подобный условному, был назван генерализацией. При этом выделение слюны будет тем сильнее, чем ближе сходство данного стимула с тем, на который у собаки уже выработан условный рефлекс, и тем слабее, чем сильнее он от него отличается. Логичным будет заключить, что собака в состоянии отличить друг от друга звуки в 1000 и 1020 герц, иначе количество отделяемой слюны в обоих случаях было бы одинаковым. Если же продолжить эксперимент и сопровождать поощрением только реакцию в ответ на 1 000 герц, но не 1020, то через какое-то время собака будет реагировать только на частоту 1000 герц. Если и дальше сравнивать реакцию на звуки различной частоты, то можно выяснить, до какой степени точности собака способна их дифференцировать. Такая, как говорят специалисты, «дискриминация стимулов» позволяет исследовать, что именно воспринимают животные своими органами чувств и где проходят границы их возможностей.

Так, Карл фон Фриш уже более 100 лет назад с помощью опытов с условными рефлексами выяснил, различают ли цвета пчелы. Когда он предложил им сахарный сироп в стеклянном блюдечке на желтом картоне, то пчелы быстро связали желтый цвет с пищей. Соответственно, после этого они предпочитали емкости на желтых подставках, а не таких же синих, зеленых или фиолетовых. Если же у животных был выработан условный рефлекс, наоборот, на синий цвет, то они уже предпочитали синий. Таким образом, опираясь на классический условный рефлекс, фон Фриш сумел безусловно доказать то, что полностью противоречило тогдашним хрестоматиям, а именно, что пчелы способны различать цвета и вовсе не являются дальтониками!
Так же с помощью простого условного рефлекса можно показать, что золотые рыбки слышат. Если встать на берегу пруда и свистнуть, рыбки не будут реагировать. Если по поверхности воды рассыпать корм, то через некоторое время рыбы подплывут, чтобы собрать его. Если соединить оба действия и день за днем перед каждой кормежкой громко свистеть, то в конце концов рыбки начнут подплывать и тогда, когда свист не сопровождается кормом. Значит, они слышат, иначе у них нельзя было бы выработать условный рефлекс на звук.

Условные рефлексы, как их описал Павлов, широко распространены в животном мире, от беспозвоночных до шимпанзе. Феномен мимикрии, когда животные используют для защиты зрительный обман, также отчасти базируется на этом процессе обучения. Например, птицы не имеют врожденного знания о том, что монархи — американские бабочки с очень яркой окраской — несъедобны. Но если птицы их едят, у них начинается тошнота и рвота. Один-два таких опыта — и птица будет избегать бабочек этой окраски, а также схожих с ними. Любопытно, что есть другой вид бабочек, поразительно схожий окраской с монархом, но, в отличие от него, абсолютно съедобный. Однако птица, которая один раз отравилась, съев монарха, впредь не станет трогать и его безобидного двойника. Таким образом, этот вид пользуется классическим условным рефлексом, имитируя опасный вид и обманывая врага.

Ассоциативное обучение: оперантный условный рефлекс

Вторая важная форма ассоциативного обучения наряду с классическим условным рефлексом — оперантный условный рефлекс. Он связан прежде всего с именем американского психолога Берреса Фредерика Скиннера. Если при классическом условном рефлексе новый стимул связывается с уже существующей реакцией, то при оперантном животное обучается тому, что, совершив изначально случайное действие, получает поощрение и таким образом добивается цели. Нагляднее всего эту форму обучения иллюстрируют исследования в так называемых ящиках Скиннера. Это специальные аппараты, где укреплен, например, рычаг, на который можно нажать, или шайба, которую можно клюнуть. Проводились исследования прежде всего на крысах и голубях. Животное, помещенное в ящик, выполнив такое действие, автоматически получает поощрение, например из специально открывающейся кормушки. Когда крысу впервые сажают в такой аппарат, она начинает бегать по нему взад и вперед, обследуя окружающую обстановку, и производит все возможные манипуляции. В какой-то момент она случайно давит на рычаг и в какой-то момент обнаруживает упаковку с кормом. Через некоторое время крыса запоминает, что между нажатием на рычаг и получением корма есть связь. И если первое нажатие на рычаг было случайным, то теперь уже крыса производит это действие целенаправленно, чтобы получить корм.

Поэтому оперантный условный рефлекс называется также обучением путем проб и ошибок либо обучением на успех. В принципе оно приводит к тому, что действие, связанное с поощрением, повторяется все чаще, в то время как другое действие, не получающее подкрепления, постепенно отходит на задний план. Чтобы между поведением и поощрением могла быть сформирована ассоциация, поощрение должно как можно быстрее следовать за действием. Если временнάя дистанция слишком велика, обучения не происходит. Скиннер обнаружил, что успех обучения резко сокращается, если между нажатием на рычаг и пищевым поощрением проходит больше восьми секунд.

Впрочем, существуют примечательные исключения. Так, если дикие крысы находят незнакомую пищу, то они отъедают от нее сначала лишь немножко и ждут, не станет ли им плохо. При этом они даже через несколько часов еще способны провести параллель между поеданием определенного корма и подступающей тошнотой. Если плохо им не становится, то в последующие ночи они поедают все больше этого корма, пока, наконец, не станут есть его в обычных для себя количествах. Однако если они почувствуют, что им становится нехорошо, то с этого момента они будут и в дальнейшем избегать этого корма.

Как показывают наблюдения, ассоциации между определенным действием и его последствиями в некоторых случаях могут быть сформированы и тогда, когда между двумя этими событиями проходит относительно длительное время. Кроме того, этот пример показывает, что за счет оперантного условного рефлекса животные учатся не только тому, какие действия приводят к поощрению, но и тому, каких неприятных ситуаций или опасностей им следует избегать. Как и при классическом условном рефлексе, успех обучения при оперантном через какое-то время требует закрепления. Представим, например, крысу, которая научилась нажимать на рычаг, чтобы получить пищевое поощрение. Она будет повторять то же действие и в том случае, если будет получать корм в ответ лишь на каждое второе, десятое или даже сотое нажатие. Однако если оно вообще перестанет сопровождаться поощрением, то крыса рано или поздно прекратит нажимать на рычаг.

Обучение за счет оперантных условных рефлексов имеет в жизни животных немаловажное значение. Оно играет решающую роль в поисках пищи, обучении социальным правилам, совершенствовании определенных поведенческих алгоритмов и освоении новых местообитаний. Наконец, эта форма обучения всегда задействована там, где определенные поведенческие алгоритмы должны быть опробованы впервые. Воспитание животных в неволе также по большей части базируется на выработке оперантных условных рефлексов.

Думают ли животные?

Во всем том, что относится к обучению животных, наука в течение десятков лет концентрировалась почти исключительно на изучении условных рефлексов. Неудивительно, что эти формы обучения к настоящему времени отлично исследованы и расшифрованы вплоть до их нейронных и молекулярных основ. Но именно поэтому со временем создалось впечатление, что наряду с привыканием животным доступны единственные формы обучения — различные типы условных рефлексов. Вопрос о том, не обладают ли животные и более высокими когнитивными способностями, отошел на задний план. Более того, на него зачастую отвечали отрицательно, не проводя соответствующих исследований. Ситуация в корне изменилась после выхода в свет в 1985 году книги американского зоолога Дональда Гриффина «Мышление животных» (Animal Thinking). Он представил в ней точку зрения, что некоторые животные вполне способны думать и даже располагают некоей формой сознания. По его мнению, ученым стоило бы исследовать эти ментальные процессы. Множество ученых откликнулись на его призыв, и в исследовании когнитивных способностей животных начался настоящий бум, который продолжается до сих пор и привел к появлению нового научного направления, изучающего когнитивные способности животных (Animal Cognition). Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и задолго до книги Гриффина на эту тему проводилось немало замечательных исследований.
Незадолго до Первой мировой войны руководителем исследовательской станции на Тенерифе, занимавшейся изучением антропоидов и принадлежавшей Прусской академии наук, стал Вольфганг Кёлер. С 1914-го до 1917 года он исследовал «разумное поведение» человекообразных обезьян и решил выяснить, не могут ли эти животные подобно людям иметь в какой-либо ситуации свою точку зрения и решать проблемы через своего рода мышление. В самой известной своей работе он исследовал использование орудий у шимпанзе. Одним из первых он применил для документирования полученных результатов фотосъемку. В одном из экспериментов снаружи от вольера, в котором находилась группа шимпанзе, положили банан. Животные заметили фрукт и попытались дотянуться до него через прутья клетки, но банан лежал слишком далеко. В вольере находилось несколько полых палок, которыми шимпанзе время от времени играли. Внезапно Султан, самый умный из шимпанзе Кёлера, взял две разные палки, вставил более тонкую в более толстую и направился к прутьям решетки. Он целенаправленно использовал получившуюся длинную палку в качестве орудия и подтянул к себе банан. Очевидно, он осознал проблему и решил ее благодаря сознательному поведению.

Что он действительно был в состоянии это сделать, показал второй эксперимент. Кёлер подвесил в вольере банан так высоко, что шимпанзе не могли его достать. Животные тем не менее первым делом попытались до него допрыгнуть. Из этого ничего не получилось. В вольере лежало несколько ящиков разного размера. И снова именно Султан взял один из ящиков, поставил его прямо под бананом и забрался на него. Поняв, что высоты ящика не хватает, он притащил туда еще один ящик и еще один, затем, поставив один на другой, забрался на всю эту шаткую конструкцию и, подпрыгнув, достал банан. И в этом случае Султан достиг своей цели благодаря разумному действию, направленному на решение проблемы. Оглядываясь назад, мы видим, что работы Вольфганга Кёлера стали началом изучения когнитивных способностей животных. Впервые было продемонстрировано, что животные в принципе в состоянии учиться не только методом проб и ошибок, но и иcпользуя сознание.

Однако эти факты долгое время игнорировались, и потребовались десятки лет для того, чтобы к их изучению присоединились другие ученые. В 1960-х годах выводы Кёлера наряду с другими специалистами убедительно подтвердили Бернхард Ренш из Университета Мюнстера и его коллеги. В своих остроумных экспериментах они продемонстрировали, что самка шимпанзе Юлия была способна действовать целенаправленно, по заранее намеченному и продуманному плану. В ходе одного из экспериментов Юлия сначала научилась бросать железный жетон в прорезь автомата, который выдавал ей в качестве поощрения кусочек банана, виноград либо печенье. Затем ее посадили перед лабиринтом, на котором сверху лежала стеклянная пластинка. В лабиринте находился тот самый железный жетон для «пищевого» автомата. Юлия быстро сообразила, что с помощью магнита жетон можно подтянуть через ходы лабиринта к одному из боковых выходов, где его можно будет взять. Проделав все это, она побежала к автомату с едой, бросила туда жетон и получила в награду лакомство. На следующем этапе опыта перед Юлией был лабиринт, составленный из двух симметрично подогнанных друг к другу, многократно закрученных ходов, причем лишь один из них имел боковой выход, а второй заканчивался тупиком. Юлия какое-то время рассматривала лабиринт, затем взяла магнит, выбрала правильный путь и подтянула жетон к боковому выходу.
Шаг за шагом ученые усложняли и совершенствовали лабиринт, добавляя в него все новые ответвления, запутанные ходы, ведущие в тупики, и выходы, из которых, однако, только один годился для того, чтобы достать через него жетон. Для каждого нового захода использовали новый лабиринт с новой системой ходов, так что Юлии каждый раз приходилось строить новый план. Результаты были просто поразительные: перед тем как приступить к делу, Юлия всякий раз рассматривала лабиринт не более минуты. Затем хватала магнит и ловкими движениями пыталась подтянуть жетон к выходу. При этом в 86 из 100 усложненных лабиринтов она выбрала правильный путь.

Тот же самый эксперимент Бернхард Ренш и его коллеги провели с шестью студентами. Стоит заметить, что их результаты были не намного лучше, чем у Юлии. По некоторым показателям шимпанзе даже опередила отдельных студентов.
В последние десятилетия когнитивным способностям животных посвящено множество исследований. Они убедительно подтверждают выводы Кёлера и Ренша и доказывают, что и другие виды животных способны на разумные действия. Так, в одном гениально простом исследовании орангутанам дали плексигласовую трубку длиной 25 см и 5 см в диаметре, на четверть заполненную водой. На поверхности воды плавал арахис — очень ценное с точки зрения животных лакомство. Вытащить орех из трубки пальцами не получалось. Однако все пятеро участвовавших в эксперименте животных спонтанно нашли решение проблемы: они подходили к стоящей неподалеку поилке, набирали в рот глоток жидкости, выплевывали его в трубку и повторяли это до тех пор, пока уровень жидкости не поднимался настолько, чтобы оттуда без проблем можно было вынуть арахис.

Сегодня ни один исследователь поведения уже не сомневается в том, что звери с высокоразвитым мозгом, такие как обезьяны, хищные млекопитающие, слоны или киты, способны учиться благодаря разумному планированию. Они умеют спонтанно оценивать ситуацию, мысленно осуществлять необходимые действия и затем целенаправленно их реализовывать. Иначе говоря, эти животные умеют думать!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *