Примеры что живая и неживая природа взаимосвязаны 6 класс
Связь между объектами живой и неживой природой – примеры, схема и фото
Всё, что мы видим вокруг, кроме предметов, созданных человеком, является частью живой или неживой природы. Камни, животные, вода, люди, планеты, растения и прочие тела и организмы сосуществуют бок о бок, постоянно так или иначе взаимодействуя друг с другом. В этой статье мы расскажем о связи живой и неживой природы.
Объекты живой природы
Некоторые стадии у отдельных особей могут не присутствовать. Например, не все организмы успевают воспроизвести потомство или просто не способны это сделать по каким-то причинам. Кроме того, у некоторых из них отсутствует возможность передвигаться, в частности у растений и грибов. Тем не менее, они являются частью живого мира, поскольку большая часть процессов с ними происходит.
Среди объектов живой природы можно выделить 5 групп:
Микроорганизмы
Растения
Растения – многочисленная группа организмов, объединённая по ряду признаков в отдельное биологическое царство. В основном растения характеризуется сложной многоклеточной структурой, но есть среди них и одноклеточные виды, такие как хлорелла и хламидомонада. Всего в мире насчитывается более 300 тысяч видов растений, среди которых мхи, плауны, некоторые виды водорослей, папоротники, цветковые растения и другие.
Грибы
Животные
Животные – биологическое царство, насчитывающее более 1,6 млн. видов. Все его представители многоклеточные. Им свойственна гетеротрофность, т. е. способность употреблять в пищу только готовые органические соединения. Кроме того, большинство животных обладает умением передвигаться, чего лишены, например, растения. К этой группе организмов относятся насекомые, черви, моллюски, паукообразные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие и другие.
Человек
Человек также относится к царству животных, но изучением его происхождения, развития и другими аспектами существования занимается целый ряд отдельных научных дисциплин. Человеку присущи способности мыслить, строить планы, принимать решения, нести ответственность за поступки, проявлять эмоции, мечтать, спорить, шутить, любить и т. д. Ни одно животное или растение на подобное не способно.
Объекты неживой природы
Для того, чтобы понять, какие объекты, окружающие нас, являются неживыми, достаточно “лишить” их тех умений, которыми обладают живые тела. Получится несколько общих признаков:
К объектам неживой природы относятся: почва, космические тела, камни, вода, воздух, ветер и другие.
Взаимосвязь живой и неживой природы + схема
Все элементы природы тесны связаны друг с другом. Способы их взаимодействия удобнее рассмотреть на конкретных примерах.
Понятно, что без воздуха, воды и тепла ни цветок, ни бегемот не смогут существовать. Если ветер не развеет семена цветка по земле, то они упадут рядом с растением. Также, если бегемот не станет ходить по тропе на кормёжку, то почва на ней не окажется вытоптанной. Эти примеры ярко характеризуют взаимосвязанность организмов и неживых тел в природе, если убрать или изменить всего 1 элемент, то и все вокруг станет другим.
1. Расскажите своими словами, что такое природа.
Природа – многообразие всех живых организмов, явлений, происходящих вокруг них, условий, в которых они живут, любого предмета, от которого зависит природное условие.
2. Дополните схему и приведите примеры.
3. Стрелками покажите соответствие.
4. Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.
На поверхности почвы тоже идет активная жизнь: почвенные животные измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и затаскивают их в почву. Они прорывают в ней ходы, рыхлят и перемешивают.
5. Допишите определение.
Явления природы – это процесс, происходящие в природе и изменяющие ее.
6. Рассмотрите явления природы, изображенные на рисунках. Зеленым карандашом отметьте те явления, которые относятся к биологическим, а синим – к физическим.
7. Расскажите, как человек влияет на природу.
Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, от которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух.
8. Подумайте, что лично вы можете сделать для сохранения природы.
Не бросать мусор в неположенных местах, сажать деревья, цветы, очищать берега реки, очищать около родников.
9. Изучите оглавление учебника. Расскажите, о чем вы узнаете из курса географии в 5 классе.
Методы географических исследований, историю открытия Земли, наша планета во Вселенной, звезды, астероиды, кометы, виды изображений поверхности Земли, природу Земли.
Связь между живой и неживой природой
Всего получено оценок: 257.
Всего получено оценок: 257.
Все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это природа. Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни). Эти два мира пронизаны невидимыми, но очень прочными связями, без которых на нашей планете не было бы жизни.
Объекты живого мира
К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:
На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до смерти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, и его изучением занимается обширная наука биология.
Объекты неживого мира
Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.
Определить объект неживой природы очень просто. Он должен обладать следующими признаками:
которые читают вместе с этой
Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.
Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела
В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:
Связь между живой и неживой природой
Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.
К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.
Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.
Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:
Что мы узнали?
При изучении программы окружающего мира за 2 класс мы узнали, что все объекты живой и неживой природы очень тесно связаны между собой. Благодаря их постоянному взаимодействию на нашей планете созданы все условия для полноценной жизни.
Живая и неживая природа 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Живая и неживая природа
(для учащихся 6 класса)
Составитель: Оспенникова М.П., учитель ГС(К)ОУ (8 вида) № 46 «Центр РиМ» Калининского района Санкт-Петербурга
Описание слайда:
Цель:
1. Формирование понятия живая природа.
2 Формирование понятия неживая природа.
3. Формирование понятия искусственные тела.
Описание слайда:
Что такое природа?
Природа – это окружающий нас мир.
Описание слайда:
Природные тела
Все предметы, которые составляют природу, называют телами природы или природными телами
Описание слайда:
Искусственные тела
Тела, созданные человеком называются искусственными телами
Описание слайда:
Живая природа
Все живые обитатели Земли называются живыми телами.
Живые тела могут двигаться,
питаться, дышать и размножаться.
Описание слайда:
Неживая природа
Неживые тела не могут дышать, питаться, размножаться и умирать.
Описание слайда:
Назовите объекты неживой природы
Описание слайда:
Это тоже неживая природа
Описание слайда:
три состояния тел неживой природы
Твердые
Описание слайда:
А теперь, ребята, проверьте свои знания!
Описание слайда:
ТВЕРДЫЕ
ЖИДКИЕ
ГАЗООБРАЗНЫЕ
ОБЫЧНЫЕ
Отлично! Ты справился! Так держать!
Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!
Найди группу тел, к которой относятся камень, уголь, лед.
Описание слайда:
Белка, слон, ромашка, яблоня
Сосна, горы, гриб, машина
Река, слива, горы, снег, облака
Медведь, мальчик, лед, апельсин
Отлично!
Увы!
В каком ряду все слова относятся к объектам живой природы?
Описание слайда:
СКАЛЫ
СНЕГ
САМОЛЕТ
СОБАКА
Отлично! Ты справился! Так держать!
Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!
В каком ряду названо искусственное тело?
Описание слайда:
МОТОЦИКЛ
МЕДВЕДЬ
МАЛИНА
МЕТЕЛЬ
Отлично! Ты справился! Так держать!
Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!
В какой строчке находится объект неживой природы?
Описание слайда:
Запись в тетрадь
Природа – это окружающий нас мир.
Природа бывает живая и неживая.
К живой природе относятся животные, растения, человек.
К неживой природе относятся камни, вода, воздух, космические тела и др.
Искусственные тела – предметы, сделанные руками человека.
Описание слайда:
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке!
Описание слайда:
Использованные Интернет ресурсы
Презентация выполнена с использованием триггеров на слайдах № 10,11,12,13,14,16.
В работе использованы идеи презентации учителя русского языка ГОУ СОШ №1 г.Гукова Ермиловой М.В.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.
Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»
Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»
«Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Текст выступления на семинаре к презентации «Музыка нас связала»
Презентация на тему «Музыка нас связала!»
Реферат «Типология синтаксических систем. Типы предложений в сопоставляемых языках.»»
Презентация по ПМ 03. МДК 03.02 на тему «Графики работы водителей»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379316 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: «Живая и неживая природа».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
У рок окружающего мира во 2 классе
Цель урока: создать условия для открытия новых знаний по теме «Живая и неживая природа».
Тип урока: у рок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: дать представление о живой и неживой природе.
— различать объекты живой и неживой природы
— называть признаки живых существ
— устанавливать связи между живой и неживой природой.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
1. Самоопределение деятельности (организационный момент).
— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.
2.Актуализация знаний и пробного учебного действия.
-Подумай и ответь:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
В небе тучка проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа).
3. Первичное усвоение новых знаний.
— Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? (Муравьишка Вопросик.)
— Он, как всегда, принёс нам вопрос:
— Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? (Живые и неживые.)
— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Формулировка темы урока детьми «Неживая и живая природа».)
— Поставьте цель сегодняшнего урока.
-Откройте учебник на стр.24 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе.
-Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять. (Чтение в учебнике, чему мы будем учиться, изучая этот раздел:
1. Узнаем, какая бывает природа.
2 . Научимся различать объекты неживой и живой природы;
3.Научимся находить связи между живой и неживой природой.)
-Что относится к живой, а что к неживой природе?
4. Первичная проверка понимания.
Слайд 1.
— Рассмотрите изображения и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой. (Называют объекты живой и неживой природы.)
-Назовите признаки живой природы. (Называют.)
— Скажите, а растения дышат? (Да.)
— Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
— Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения? (Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются.)
— Ребята, назовите признаки неживой природы? (Не двигаются, не едят и не дышат.)
— Ребята, какие объекты относятся к неживой природе? (Солнце, воздух, звёзды, луна.)
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.
(Повторяют движения по тексту.)
5. Первичное закрепление.
Работа по учебнику (стр.24).
— С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой природе, а что – к живой. (Работают в парах.)
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .
Выставляются отметки в дневники учащихся. Записывают в дневниках домашнее задание.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия) .
— Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
— Какую цель ставили на уроке?
— Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?
— Расскажите по схеме, чему научились на уроке? (Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.)
— Ребята, у вас у каждого на парте есть шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы.
Тема урока: Комнатные растения
Познакомить с особенностями жизни комнатных растений.
Выявить роль комнатных растений в жизни человека.
Учить ухаживать за комнатными растениями.
комнатные растения (хлорофитум, бегония, спатифилум, монстера, диффенбахия, фиалка, восковой плющ, папоротник, драцена и др.);
иллюстрации комнатных растений;
на каждую парту ноутбук;
инвентарь по уходу за растениями (лейка, пульверизатор для опрыскивания, совок, маленькие грабли и др.);
плакат «Комнатные растения»;
раздаточный материал: статьи о комнатных растениях (из атласа-определителя А.Плешакова) ( Приложение 2 );
конверты с индивидуальными заданиями для дифференцированной проверки домашнего задания.
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
— Что мы проходили на прошлом уроке? (Диких и домашних животных.)
— Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.
— У вас на партах конверты с заданиями. Задания разные. Откройте конверты и выполните задания.
(Задания выполняются самостоятельно, 4 варианта заданий, задания в конвертах раздаются заранее.)
Разрезные картинки. (В конвертах: разрезные картинки с изображением диких и домашних животных, а так же карточка с планом ответа.)
Задание: собрать картинку, подготовить устный ответ по плану:
Дикое или домашнее.
Как называют детёнышей.
Если домашнее животное, то расскажи, какую роль играет в жизни человека.
Ответь на вопросы письменно:
Близкими родственниками каких домашних животных являются тигры и львы?
Какие домашние животные используются для производства шерсти?
Какие домашние животные произошли от диких кабанов?
Какие домашние животные произошли от диких зайцев?
Эти домашние животные хорошо приспособлены к жизни в пустыне. Они могут преодолеть в день до 90 км пути даже в самую жаркую погоду. За один раз животное может выпить около ста литров воды. О ком идёт речь?
Распредели животных на две группы, запиши в таблицу. Добавь по одному животному в каждую группу. (В конвертах: наборы из 8 карточек с изображениями домашних и диких животных, а так же таблица для заполнения.)
Соедини линиями слова второго столбика со словами первого и третьего столбика. Домашних животных из второго столбика подчеркни зелёным карандашом.
( Заслушиваются ответы некоторых детей.)
— Молодцы! Хорошо поработали.
— Листочки положить на край парты.
III. Актуализация знаний.
— А теперь откроем компьютеры. Найдём на рабочем столе значок презентации Урок № 11 ( Приложение 1 ), откроем двойным щелчком.
— Нажмите на просмотр. ( Слайд 1 )
— Откройте следующий слайд. (Слайд 2)
— Назовём каждую картинку. (Рябина, астры, сосна, тыква, ель, нарцисс, ирис, яблоня.)
– Какое слово получится по первым буквам этих слов? (Растения.)
— Нажмите Enter. (Слайд 2 – открывается слово растения.)
— На какие группы можно разделить эти растения? (Дикорастущие и культурные.)
— Дайте определение культурным и дикорастущим растениям. (Культурные растения человек сажает и выращивает в поле, в огороде, в саду. Дикорастущие растения человек не сажал, и растут они в лесу, на лугу, в водоёме.)
— Перечислите культурные растения. (Астры, тыква, нарцисс, ирис, яблоня.)
— Перечислите дикорастущие растения. (Рябина, сосна, ель.)
— Какие ещё группы растений здесь можно выделить? (Деревья – рябина, сосна, ель, яблоня; травянистые – астры, тыква, нарцисс, ирис; плодовые – яблоня; декоративные – астра, нарцисс, ирис; овощные – тыква.)
— Вспомним, какую роль играют растения в жизни человека? (Ответы детей.)
— Откроёте следующий слад. (Слайд 3)
— Питание, чистый воздух, строительный материал, лекарство, одежда, строительный материал, красота.
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прекрасным миром растений.
IV. Работа по теме урока.
— Где же мы можем встретить растения? (На улице, в лесу, в водоёме, на огороде, дома.)
— Может кто-нибудь знает из вас как называются растения, которые растут у нас дома, в школе? (Комнатные.)
— Откройте следующий слайд. (Слайд 4)
— Может вы даже знаете некоторые комнатные растения? Назовите.
— Сегодня наш урок будет посвящён комнатным растениям.
— Сравним растения, которые можно увидеть сейчас за окном и комнатные растения.
— Откройте следующий слайд. (Слайд 5 )
— Сформулируйте, какие изменения происходят с растениями с наступлением осени. (Листья на деревьях и кустах желтеют и краснеют, отпадают, трава вянет…)
— Почему же комнатные растения в нашем классе остались зелёными? (Ответы детей.)
— Откройте следующий слайд. (Слайд 6)
— Прочитаем задание. (Найдите в учебниках ответ на вопрос: «Почему комнатные растения остаются зелёными круглый год?)
(Самостоятельная работа с текстом учебника на с.68.)
— Кто нашёл ответ на вопрос?
— Комнатные растения родом из тёплых стран, и им нет необходимости защищаться от холода.
V. Определение растений.
— А теперь пришло время определить, какие растения есть в нашем классе.
— Откройте следующий слайд. (Слайд 7)
— Внимательно рассмотрите иллюстрации на слайде и растения в классе. Определите их. (Хлорофитум, восковой плющ, диффенбахия, монстера, папоротник, бегония, сингониум, драцена.)
— Откройте следующий слайд. (Слайд 8)
— Прочитаем задание. (С помощью текстов на листе № 1 узнай родину комнатных растений нашего класса. Заполни таблицу в тетради.)
— Для облегчения выполнения этого задания нажмите клавишу Enter. (Слайд 9)
— Для проверки себя откроем следующий слайд. ( Слайд 10)
— А теперь я задам вам очень сложный вопрос. Что такое Африка, Австралия, Южная Америка? (Материки.)
— А чтобы лучше понять, что это такое, откройте следующий слайд. (Слайд 11)
— На мониторе карта мира. Найдите Африку, Южную Америку, Австралию – это материки.
— А какое ещё незнакомое понятие встретилось вам при определении родины комнатных растений? (Тропики, тропические леса.)
— Что это такое? Где они находятся? (Ответы детей.)
— Оказывается, тропики – это природная зона Земли, которая расположена между Южным тропиком и Северным тропиком (основные параллели, условные линии, расположенные на 23° 26′ 22″ к югу и северу от экватора). Нажмите клавишу Enter. (Слайд 1 1 – открываются условные линии
Для тропических лесов характерен жаркий климат и большая влажность. Нажмите ещё раз клавишу Enter. (Слайд 11 – зона тропиков выделяется цветом
— Кто запомнил, как называются растения над картой. Давайте ещё раз назовём родину этих комнатных растений. (Слайд 11 – по мере ответов детей нажимается клавиша Enter, на слайде появляются стрелки, указывающие на родину растений.)
VI. Уход за комнатными растениями.
— Для чего человек выращивает комнатные растения? (Ответы детей.)
— Комнатные растения люди выращивают с целью украшения жилых и служебных помещений. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Каждому приятно иметь дома экзотическое растение.
— Но что же нужно делать, чтобы растения хорошо росли, радовали нас? (Ухаживать.)
— Может вы уже знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями? (Ответы детей записываются на доске.)
Учитывать отношение к свету.
Поливать водой комнатной температуры.
Почва должна быть слегка влажной.
Лейку при поливе держать низко над горшком.
Рыхлить только на поверхности и по краю горшка.
Крупные гладкие листья очищать от пыли.
(Открывается плакат «Комнатные растения».)
— Сравним запись на доске с правилами в учебнике на стр. 69.
— Откроем следующий слайд. (Слайд 12)
— Сформулируем ещё раз правила ухода за растениями.
VII. Практическая работа.
— У меня на столе растение, которое называется амазонская лилия (эухарис). Родина этого растения – Южная Америка. Сейчас мы поучимся применять правила ухода за растениями на практике.
(Ученики по очереди поливают, рыхлят землю, протирают листья, опрыскивают растение.)
— Чему был посвящён наш урок?
— Что нового узнали на уроке?
IX. Домашнее задание.
— Откроем следующий слайд (Слайд 13 )
— Запишем домашнее задание: с. 68-71 (читать, пересказывать), Т.с.28-29 №2, 3, 4.
Тема урока: Про воду.
Цели:
познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
прививать навыки здорового образа жизни;
учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
– Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что дается даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор? (Доктор Воздух)
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?
(Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)
Проверим домашнее задание в тетрадях.
Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой природы.)
Тест № 39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)
Продолжите мое высказывания:
«Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)
– Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный, прозрачный, занимает все пространство, упруг и сжимаем)
– Что входит в состав воздуха? (Азот, углекислый газ, кислород, пары воды)
Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:
Чтоб здоровье было в норме
Надо воздух освежать.
И проветривать почаще,
Пыль почаще протирать.
На доске схемы: проветривание, влажная уборка
– Какие советы давал нам доктор Воздух для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)
– Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.
Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать? (Выйти из комнаты)
– Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.
Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется / прикрепляется схема/
Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества
Воздух отравляется выхлопными газами автомобилей /схема/
В машинах вместо бензина нужно использовать газ или электричество. Лучше для здоровья – ездить на велосипеде /схема/
Вредный дым попадает в воздух при сжигании мусора /схема/
Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на специальных заводах /схема/
– Ребята, а эта схема что обозначает?
(Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)
– Спасибо экологам за информацию.
– Как называется наше предприятие в деревне Губино, где изготавливают воздухоочистительные установки? (Эковент)
– Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
– Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.
Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра.
Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов.
Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
На доске карточка со словами
– Значит, вода – это жизнь.
Выставляется карточка со словом
– Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? (Вода)
– Воду можно перелить в банку и обратно. (Учитель демонстрирует.)
– Почему? (Она текуча. Вода – жидкость.)
– Всегда ли она жидкая?
– Вода может находиться в трех состояниях и первое из них – жидкое.
– Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? (Замерзнет, превратится в лед) Лед – это вода в твердом состоянии.
– Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Испарилась) Мы говорим, испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их и не видно. Это газообразное состояние воды.
В процессе объяснения учитель на доске выстраивает схему:
– Повторим три состояния воды (Твердое, жидкое, газообразное)
– Вода в природе – это море, река… Продолжите (океан, лужа, ручей, родник, дождь)
Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)
Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град.)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Заря-заряница
По миру ходила,
Слезу уронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
Белая простыня
По небу плыла. (Облако)
Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)
– Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
Большая часть на нашей планете – соленая вода, и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому с водой нужно обращаться бережно, не тратить напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
– Можно пить воду сразу из под крана? (Нет, она не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду или отстоявшуюся и кипяченую)
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам.
– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты)
– Правильно, чистота – залог здоровья.
– Повторяйте за учителем все хором стихотворение, которое возможно слышали от мамы в детстве:
Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
– Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)
Раз в неделю мойся основательно.
Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
Каждый день мой ноги, руки перед сном.
Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
Если хочешь быть здоров – закаляйся.
– Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
– Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)
– А еще вода – это помощник.
– Об этом расскажет нам Ульяна.
Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.
– Откройте учебник на странице 42, на последней картинке изображена гидроэлектростанция. Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа на странице 43. Прочитайте первое задание под схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Нельзя это делать.)
– Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не попадали в воду необходимо строить очистные сооружения.
– Как еще человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины)
– Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Альме? (Не бросать мусор, собрать мусор на берегу) Надеюсь, вы так и будете поступать.
– А вы знаете, что с повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала теплая вода с фабрик, заводов, теплоэлектростанций.
– Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны досказать последнее словечко.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели;
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)
– Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель раскрывает фотографии, на которых запечатлены ручей, озеро, водопад, море…)
– Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и заводи. Они ласкают взор,
умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно часами любоваться многоцветием, изменчивостью воды. Воды не только видимы, но и слышимы. Они создают музыку планеты.
– Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)
Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.
– Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)
Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45; составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям).
Цели занятия : Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.
З адач и: Дать учащимся возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема нашего занятия. Отгадайте загадку: На минуту в землю врос
— О чем будем говорить? (О дружбе)
— Что мы называем дружбой?
— Кого считаем друзьями? (Ответы детей.)
-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому занятию, «путешествуя» по стране Дружбы. Какой вы увидели страну Дружбы? Каких жителей повстречали? Какие чувства испытывали в момент творчества? На доске – рисунки животных, героев сказок, выполненные детьми. Дети делятся впечатлениями, подходя к своей работе.
— Какое надежное и емкое слово – дружба! Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? (Дети отвечают.)
— Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
— Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью. Ваши творческие работы и рассказы смогли передать и нам это приятное чувство. Задание выполняется под песню «Улыбка».
— Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ответы детей.)
— Что означают слова дружба, друг, дружить в вашем понимании? Какие качества помогают в дружбе, а какие мешают? Почему важно иметь разных друзей?
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
— Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
— Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог.
– Я еще раз убедилась, что у нас в классе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
— Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.