Примеры что изучает география
география
Наука (точнее, система естественных и общественных наук ), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей и компонентов – в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества. Слово «география» произошло от греч. ge – ́ – «земля» и «grapho» – пишу. Важнейший предмет географического изучения – процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, нац. (государственном ), континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико-географические ), общественные (социально-географические и экономико-географические ) науки, прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный ) характер.
Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию ), ландшафтоведение (региональную физическую географию ), палеогеографию (эволюционную географию ). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки – геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию ),гляциология, география почв, биогеография.
В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений – медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др. Они также выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Стремление выявить общегеографические закономерности в развитии всех или многих компонентов географической оболочки, смоделировать их привело к становлению теоретического направления в географии.
География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины – по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность ) и общий специфический язык науки – карту.
В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической оболочки укреплялись связи географии с физикой, химией, геологией и биологией, а при исследовании социосферы — с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками таких динамично развивающихся научных направлений, как экология, демогеография, этническая география, районная планировка, региональная экономика.
Методика географических исследований – это сложная система, включающая: общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др. ); конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др. ); рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др. ); методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др. ); методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др. ).
Особая функция географии – получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях её естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств. Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия, которые не прекращаются до сих пор. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования; географию преподают в начальных и ср. школах всех стран мира.
География – одна из древнейших наук. В процессе развития содержание её, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков гл. содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Тенденция фиксировать индивидуальные явления на поверхности Земли привела к становлению страноведения и региональных подходов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии. Уже античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреч. философам милетской школы Фалесу и Анаксимандру (6 в. до н. э. ); Аристотель (4 в. до н. э. ) ввёл представление о шарообразности Земли; Эратосфен (3–2 вв. до н. э. ) довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввёл термин «география»; Страбон (1 в. до н. э. – 1 в. н. э. ) в 17 томах обобщил страноведческие знания по географии; Птолемей (2 в. н. э. ) в своём «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна ), Бируни, путешественник Ибн Баттута. Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. В 17–18 вв. наряду с продолжением географических открытий и описания Земли поступательно развивается теоретическая деятельность. Б. Варениус в «Генеральной географии» (1650 ) и И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687 ) заложили основы физического мышления в географии. М. В. Ломоносов в сер. 18 в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввёл в науку термин «экономическая география». Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта (1845–62 ) к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал провозвестником комплексного подхода в географии.
Во 2-й пол. 19 в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в социально-экономическом развитии народов и стран. С усилением воздействия человека на окружающую среду эти идеи утрачивают свою притягательность; ныне их отголоски сохранились в энвайронментализме. На рубеже 19 и 20 вв. возникли концепции географического поссибилизма, исходившего из признания разнообразия форм взаимодействия человека с однородной пассивной окружающей средой, и учение А. Гетнера о географии как «хорологической науке», изучающей в осн. лишь пространственные отношения предметов и явлений на земной поверхности, не углубляясь в исследование внутренней сущности этих явлений и их развития. В это же время в творчестве В. И. Вернадского была обоснована планетарная роль антропогенного фактора; он доказывал, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведёт к становлению ноосферы. Развитие географии в кон. 19–20 вв. связано с именами К. Риттера, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, А. И. Воейкова, Ф. Рихтгофена, Д. Н. Анучина, В. В. Докучаева, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, С. В. Калесника, К. К. Маркова, В. Б. Сочавы, В. Н. Сукачёва, Н. Н. Баранского, И. П. Герасимова. Специфика развития географической науки в 20 в. определялась в значительной степени традициями нац. школ – таких, как французская школа географии человека с её устойчивой социальной направленностью; германская школа с традициями углублённого теоретического анализа, регионального планирования и геополитики; англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений Докучаева о природных зонах, Вернадского о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и эволюционно-стадиальном её развитии, Григорьева о географической оболочке и её динамических процессах, Берга о ландшафтном устройстве земной природы, Баранского о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических р-нов.
В кон. 20 в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами стал преобладать над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация наряду с позитивными тенденциями увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Всё это ставит перед географией соответствующие задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией.
Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему нашего времени – обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие как всего человечества, так и отдельных людей, в какой бы стране мира они ни жили.
Что изучает география
География – это достаточно интересная и необычная наука, изучающая Землю. В переводе с греческого, слово «география» означает «землеописание», именно из этого и можно ответить на вопрос, что изучает география. С каждым годом эта наука только совершенствовалась, она завоевывала новые вершины, становилась более обширной и интересной, привлекала к себе внимание.
Возникла география потому, что правители были одержимы узнать, как устроены различные государства, страны, сколько имеется морских и земных путей для передвижения. География, как наука, уже развивается сотни тысяч лет, принося нам только новую и полезную информацию.
Общая характеристика географии
География занимается изучением географической оболочки Земли, а также ее структуры. В составе географии можно отметить три основные науки, которые делают ее более интересной и завершенной.
География – это обширное понятие, она имеет непосредственно отношение и к другим наукам, которые также занимаются изучением различных земных компонентов, явлений и процессов.
География – наука о Земле
Начиная изучать предмет географии, даже маленькому ребенку известно, что в первую очередь география изучает всю Землю. Но на самом деле еще существует множество дополнительных наук, которые также занимаются изучением живых существ, организмов. Отметим следующие науки:
Наука География занимается изучением водной, воздушной и твердой оболочки Земли, а также взаимодействия живых существ с природой, а также отвечает на целый ряд других вопросов.
Земная поверхность достаточно разнообразна, на ней имеются участки, как суши, так и воды. Самыми крупными непосредственно являются океаны и материки. Земле свойственно принимать различные погодные условия, такие как град, дождь, ветер, снег, землетрясение. Все это тоже изучает география.
За последнее время люди имеют огромное влияние на Землю, и оно, к сожалению, негативное. География старается изучать все изменения, протекающие на Земле, какими бы негативными они не были.
География
Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.
Содержание
История географии
География Древнего Востока
Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.
В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.
Античная средиземноморская география
Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Древнейшие описания Земли носили у греков название «периодов» (περίοδοι), то есть «объездов»; название это применялось одинаково к картам и описаниям; им пользовались нередко и впоследствии вместо названия «география»; так, Арриан называет этим именем общую географию Эратосфена. Одновременно употреблялись также названия «перипл» (περίπλος) в смысле морского объезда, описания берегов, и «периегез» (περιήγησις) — в смысле сухопутного объезда или путеводителя. Страбон противопоставляет «периплы» с их перечислениями гаваней, как односторонние описания мореходов, не собирающих сведений о странах, удалённых от берегов, — «периегезам», содержащим в себе подробное описание стран, и таким географическим трудам, как Эратосфенов, имевшим задачей астрономическо-математическое определение величины земного шара и вида и распределения «обитаемой земли» (ήοίκουμένη) на его поверхности. Название «периегезов» Страбон придает и частям своего собственного сочинения, подробно описывающего известные тогда страны, иногда, впрочем, смешивая термины «периегез» и «перипл», тогда как другие авторы явственно отличают «периплы» от «периегезов», причем у некоторых позднейших авторов название «периегез» употребляется даже в смысле наглядного представления всей обитаемой земли. Есть указания, что «периоды» или «периплы» (рядом с документами или грамотами об основании городов, «ктизисами») были первыми греческими манускриптами, первыми опытами применения заимствованного у финикийцев искусства письма.
Составители географических «объездов» назывались «логографами»; они были первыми греческими писателями-прозаиками и предшественниками греческих историков. Геродот пользовался ими немало при составлении своей истории. Немногие из этих «объездов» дошли до нас, и то более позднейшего времени: некоторые из них, как «Перипл Красного моря» (I век н. э.) или «Перипл Понта Эвксинского» — Арриана (II в. после Р. X.), составляют важные источники по древней географии. Формой «перипла» пользовались в позднейшее время для описания «обитаемой земли», совершая вокруг неё как бы мысленный, воображаемый объезд. Такой характер имеет, например, география Помпония Мелы (I век н. э.) и прочие.
Название «объезд» было в данном случае тем более подходящим, что древнейшее представление греков о Земле соединялось с представлением о круге. Это представление, естественно вызываемое круглой линией видимого горизонта, встречается уже у Гомера, где оно имеет только ту особенность, что земной диск представлялся омываемым рекой «Океаном», за пределами которой помещалось таинственное царство теней. Океан — река уступил скоро место океану — морю в смысле внешнего моря, омывающего кругом обитаемую землю, но понятие о Земле, как о плоском круге, продолжало жить долго, по крайней мере в народном представлении, и возродилось с новой силой в средние века. Хотя уже Геродот насмехался над теми, которые воображали себе Землю правильным диском, как бы выточенным искусным столяром, и считал не доказанным, чтобы обитаемая земля была окружена со всех сторон океаном, однако представление, что Земля есть круглая плоскость, несущая на себе в виде острова круглую же «обитаемую землю», господствовало в период древнейшей ионической школы. Оно нашло себе выражение и в картах Земли, которые также делались круглыми и первая из которых приписывается обычно Анаксимандру. До нас также дошло известие о круглой карте Аристагора Милетского, современника Гекатея, исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов, середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.
Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.
В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель — глобус, также он предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.
«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.
География Средневековья
До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.
Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.
Эпоха Великих географических открытий
XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.
Эпоха экспедиций
В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.
М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменении лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движении воздушных масс, о слоях земных и т. д.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков
Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.
В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.
В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.
Географические открытия
Карта как основа географических исследований
«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.
Географическая картина мира и географическая культура
Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.
Физическая география
Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.
Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.
Социально-экономическая география
Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами:
Страноведение и Геоурбанистика — дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.
Персоналии
Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки
Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)
Самые знаменитые учителя
Бахтарова Марина Владимировна (Россия, Саратов)
Основные географические проблемы
Проблемы, стоящие на пути развития географии и географических наук.
Основные географические дискуссии
Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация — не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.