Примерный план рисунка это что
Как описать картину: план и пример описания
В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.
Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли. Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.
Зачем вам это?
В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:
Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.
С чего начать описание картины
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.
Пример описания
Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком. «, написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.
На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.
Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко. «, которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию. «
Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.
Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.
Викторина по изобразительной деятельности для педагогов ДОУ
Елена Гуц
Викторина по изобразительной деятельности для педагогов ДОУ
МОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ЖИВОПИСЬЮ
1. Рисунок, выполненный карандашом или тушью (графика)
2. Примерный план рисунка (набросок)
3. Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски (палитра)
4. Картина, изображающая природу (пейзаж)
5. Что такое темпера (краски)
6. Как называется щит, который поддерживает картину при написании (мольберт)
7. Назовите виды народной росписи (городецкая, жостовская, гжель, хохлома)
8. В переводе на русский это означает «мертвая натура»(натюрморт)
9.Французские школьники говорят так : «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А как говорят русские школьники (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
10. Как называется картина, на которой изображен морской пейзаж (марина)
11. Назовите самого известного русского художника-мариниста (И. К. Айвазовский)
12. Назовите автора Сикстинской мадонны»(Рафаэль)
13. В каком жанре живописи виртуозно работал И. И. Левитан (пейзаж)
14. По-итальянски это слово означает «нагружать», преувеличивать, искажать. А как звучит это слово по – русски (карикатура)
15. К какому течению в живописи принадлежит С. Дали (сюрреализм)
16. Как называют картину – совершенство (шедевр)
17. Кто автор картину «Грачи прилетели»(А. К. Саврасов)
18. В какую эпоху творил Микеланджело (возрождения)
19. Как называется торжественное открытие выставки (вернисаж)
20. Мифический крылатый конь, вдохновляющий поэтов (пегас)
21. как называется точное воспроизведение картины (копия)
22. Как называется сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала пропускающего свет (витраж)
23. Как называют художника, который рисует животных (анималист)
24. В каком городе России находится Эрмитаж (Санкт-Петербург)
25. Назовите автора картины «Богатыри»(В. М. Васнецов)
26. Назовите гениального мастера древнерусской иконописи (А. Рублев)
Фотоотчет изобразительной деятельности «Мир вокруг нас» „Мир- это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом. “ Альфонс де Ламартин Цель занятия: отразить окружающий мир в рисунках.
Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме»Одежда. Головные уборы. Обувь»Предлагаю посмотреть небольшой фото.
Фотоотчёт об индивидуальной работе по изобразительной деятельности. Фотоотчёт: Индивидуальная работа по изодеятельности на тему :»День народного единства»(аппликация с пользованием элементов нетрадиционной.
Фотоотчёт об изобразительной деятельности «Птицы прилетели» Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! Март уж на дворе. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка,.
Конспект НОД по изобразительной деятельности «Комнатные растения» Тема: Комнатных растений. Цель: рисование комнатных растений: Кактус. Задачи: учить рисовать комнатные растения с натуры. Образовательные:.
Последовательность работы над рисунком: как рисовать.
Часто самодеятельные начинающие художники сталкиваются с тем, что хочется красиво и просто нарисовать какой-нибудь сюжет, но не знают, как это сделать. Понятно, например, что в рисунке будет изображён предмет и фон, но вот с чего начать рисовать, как рисовать карандашом задуманное, где на листе расположить части рисунка, чем всё это закончить. Вроде бы так просто: нарисовать рисунок. И, вместе с тем, не особо понятно, как это сделать.
Последовательность создания рисунка.
1) Определяем формат.
2) Компонуем изображение на листе.
Располагаем ВСЕ части изображения, соблюдая пропорциональные соотношения частей. Вначале замеряем и сравниваем между собой ширину и высоту всего массива, находим их соотношение и, в соответствии с ним, намечаем высоту и ширину изображения на рабочем поле листа. Это как масштаб на карте: метры пропорциональны сантиметрам. Если вы рисуете объект, меньший по размеру с реальным, учитывайте это и точно измеряйте и передавайте пропорции изображаемого ( подробнее о компоновке в статье «Компоновка в листе» ).
3) Распределяем основные направляющие и объёмы.
Например, если мы рисуем человека, то начать стоит с определения размера головы по соотношению с ростом, а потом нарисовать прямыми или изогнутыми (в зависимости от задачи) линиями движение спины (позвоночник), направления рук и ног. На эту линейную схему можно уже после “нарастить” прямоугольники торса и таза, удлинённые 4-угольные формы конечностей, овал головы, шею, стопы и ладони.
Не нужно прорисовывать каждый изгиб, мышцу, палец: сначала просто находим соотношения их размеров по длине и ширине, их соответствие друг другу, например, насколько рука в плече уже, чем нога в бедре; какой толщины шея и какой длины стопа, в соответствии с голенью.
4) Прорисовываем конструкцию объёмов, прослеживаем логику построения форм и масс, уточняем размер и форму частей друг относительно друга.
Вот здесь уже можно применять знания по перспективе, анатомии, машиностроительному черчению, архитектуре, чтобы наиболее точно и достоверно нарисовать, построить, изобразить, проанализировать объём и форму = конструкцию предметов и объектов в рисунке. Сейчас можно рисовать мышцы на теле человека, ветки деревьев, части предметов натюрморта.
5) Распределяем основные тональные пятна.
При распределении тёмных и светлых оттенков в рисунке лучше не прорисовывать изображение по частям, а вести весь лист целиком, распределять тон одновременно по всему рисунку. Иначе есть шанс изобразить один глаз краше другого или совсем запутаться в серых оттенках. Из-за этого изображению будет недоставать объёма и реалистичности. Удобнее распределить в рисунке сразу все тёмные, серые и светлые пятна большими плоскими кусками. А когда белой бумаги в чистом виде почти не останется, можно приступать к передаче полутонов и плавных переходов из одного тона в другой.
6) Распределяем фактуры и полутона в рисунке.
Вот теперь можно вводить переходы из тона в тон, жёсткую штриховку и даже выбрать блики резинкой. Чем разнообразнее фактуры в рисунке, тем лучше.
7) Моделируем форму.
При помощи тона и штриховки передаём объём изображаемых элементов и форму самих объектов и их частей. Можно использовать движение штрихов, укладывая их по движению формы и против, выявляя неровности и повороты.
8) Вводим детали.
Вот теперь только можно нарисовать ресницы, мимические морщинки, мелкие листья и цветочки на лугу, веточки яблок и другие мелочи. Сконцентрируйте детали в том месте рисунка, где расположена самая главная его часть: лицо, ближайшее дерево, основной предмет, мордочка животного. Так деталей будет в меру много и они усядутся в нужные места, чтобы не привлекать внимания зрителя к незначительным тонкостям.
9) Обобщаем рисунок.
Эту обязательную стадию рисования очень многие начинающие художники игнорируют, а зря. Дело в том, что объединение особо дробных частей, излишки деталей, отсутствие списываний (смягчение краёв объектов, растворение краёв и частей изображения в тени, или наоборот, смягчение разницы серых оттенков в свету) делают рисунок дробным, излишне жестковатым. Теряется естественность восприятия рисунка и он выглядит как-то чересчур аккуратным, слишком “уделанным”, переработанным. Лучше отказаться от каких-то частей и деталей в рисунке во имя главного и важного, убрать или ослабить ненужные штрихи и подробности.
10) Концентрируем внимание зрителя на самом главном.
А вот в самом энергетическом (композиционном) центре рисунка, наоборот, подчёркиваем контрасты,добавляем выразительности деталям, создаём необычные фактуры и уделяем внимание каждой мелочи. Подсказка: композиционных центров в рисунке может быть и 2, и 3, но все они с разной степенью прорисовки (например, лицо важнее, чем руки, а вот пуговицы на рубашке практически не имеют значения, по сравнению с ними).
11) Уточняем мелочи.
Отходим на небольшое расстояние, проверяем и уточняем, дорисовываем всё, что нам не очень нравится или выбивается из контекста.
Вот и готов наш рисунок.
Надеюсь, теперь вам будет проще построить свою работу над рисунком, а сами рисунки станут цельнее, точнее, выразительнее. Создавайте свой рисунок поэтапно и будет вам счастье. Удачи!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Академический рисунок: объективность взгляда, рождающая совершенство
Д исциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность – те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок. Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.
СОДЕРЖАНИЕ
Что собой представляет академический рисунок
Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.
Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.
Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом. Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.
На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «. как художник художнику: вы рисовать умеете?»
Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.
Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное. Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле. »
История рисунка
Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже – во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода.
Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.
И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером. В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.
А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов.
Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов – профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:
«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».
Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.
Техника рисования
«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон).
Что такое техника в общем смысле? Это мастерство, умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».
Материалы
Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:
Отработка приёмов работы с карандашом
Простой карандаш – основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.
Понятия о композиции и ритме
Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?
Изучение законов перспективы
Для того, чтобы любые тела и предметы «жили» в изображении – необходимо грамотно пользоваться знаниями перспективы. Как ведут себя объекты в пространстве? Что такое сокращение? Точка схода, линия горизонта?
Тональность
На этом этапе студенты узнают самые важные понятия света и тени. Откуда берётся объём? Что такое градации тонального пятна и цельность тональных отношений?
Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:
Примерный список учебных заданий академического рисунка:
Художники
Лучшие мировые художники академического рисунка: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн (младший), Рембрант Харменс ван Рейн, Жан Огюст Доминик Энгр, Антуан Ватто, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов, Валентин Серов, Илья Репин и др.
Картинный план: что это такое и как его составить
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина: