Применяется в еаэс что это
Подписанный в Астане 29 мая 2014 года международный договор положил начало Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). На сегодняшний день членами наднациональной организации являются пять стран: Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. А в 2018 года Молдавия получила статус страны-наблюдателя.
ЕАЭС представляет собой международное интеграционное экономическое объединение, внутри которого соблюдается свободное перемещение продукции, услуг, финансовых и трудовых ресурсов.
Евразийский экономический союз стал преемником Таможенного союза, но представляет собой следующую, более высокую ступень наднациональной интеграции. Она включает в себя, в том числе, выработку единой стратегии в ключевых хозяйственных отраслях, модернизацию и повышение конкурентной привлекательности национальных экономик в условиях глобализации, повышение уровня жизни населения стран-участниц.
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) – является главным органом, он состоит из глав стран-участниц и собирается ежегодно (возможны и внеочередные собрания). ВЕЭС принимает принципиальные решения, касающиеся направления развития, стратегии и целей.
Евразийский межправительственный совет (МЕС), состоящий из глав правительств стран-участниц, собирается не реже двух раз в год. МЕС контролирует соблюдение законодательства ЕАЭС и решений ВЕЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган ЕАЭС. ЕЭК принимает решения, которые имеют нормативно-правовой характер (их исполнение обязательно для всех стран-участниц), распоряжения и рекомендации. Штаб-квартира находится в Москве.
Также в Союзе существует судебный орган – Суд ЕАЭС, располагающийся в Минске.
Финансирование управляющих органов организации осуществляется за счёт бюджета, который формируют участники.
ЕАЭС открыт для вступления в него новых членов, которые разделяют его принципы и основные цели.
Общая информация о ЕЭК
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Начала функционировать со 2 февраля 2012 года.
Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.
В настоящее время в составе ЕЭК представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.
В основе решения о создании ЕЭК лежит понимание того, что вместе пять стран смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Евразийский экономический союз открыт для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовых принять на себя требуемые обязательства.
Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия принимает решения путем голосования.
Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК взаимодействуют с уполномоченными национальными органами власти в рамках своего направления деятельности.
На данный момент в структуре ЕЭК функционируют 25 департаментов. При них созданы 20 Консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются Члены Коллегии (Министры) согласно их направлениям деятельности.
В своей работе Комиссия поддерживает всесторонний диалог с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога — межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога — прямая форма работы с бизнес-сообществом.
Основными профессиональными принципами деятельности ЕЭК являются неполитизация, баланс интересов, эффективность и прозрачность.
ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.
Основные направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
Применяется в еаэс что это
ТК ЕАЭС Статья 2. Определения
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2 ТК ЕАЭС
1. Для целей настоящего Кодекса используются понятия, которые означают следующее:
необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;
предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с настоящим Кодексом либо до его вступления в силу;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные (изготовленные) в одном или нескольких государствах-членах из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта;
товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом;
2. Для целей настоящего Кодекса:
2) понятия «глава дипломатического представительства», «члены дипломатического персонала дипломатического представительства», «члены административно-технического персонала дипломатического представительства», «члены обслуживающего персонала дипломатического представительства», «глава консульского учреждения», «консульские должностные лица консульских учреждений», «консульские служащие консульских учреждений», «работники обслуживающего персонала консульских учреждений», «члены семей», «сотрудники дипломатического представительства», «работники консульского учреждения» используются в значениях, определенных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.
3. В настоящем Кодексе:
1) под территорией СЭЗ понимается вся территория СЭЗ или часть территории СЭЗ, на которой в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;
2) под дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, расположенными на таможенной территории Союза, понимаются дипломатические представительства и консульские учреждения государств, не являющихся членами Союза, расположенные на территориях государств-членов, и дипломатические представительства, консульские учреждения одних государств-членов, расположенные на территориях других государств-членов;
5. Иные понятия, используемые в настоящем Кодексе, применяются в значениях, определенных соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также Договором о Союзе.
6. Понятия гражданского законодательства и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств-членов в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства государства-члена, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)
Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС
Белая книга таможенных барьеров
Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» отражает результаты работы Союза по устранению препятствий для торговли, оставшиеся препятствия, текущие объемы торговли между участниками ЕАЭС, понятийный аппарат. Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство лучше, воспользовавшись ресурсом «Реестр препятствий».
Терминология препятствий в рамках ЕАЭС (выработаны ЕЭК совместно с государствами-членами)
Барьеры – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза.
Изъятия – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.
Ограничения – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношении?, развитие которых предусмотрено правом Союза.
По состоянию на конец 2016 года в согласованном перечне препятствии? «Белой книги» содержится 60 препятствии?: изъятии? – 17, ограничении? – 34, барьеров – 9.
На рисунке 1 показано общее соотношение разных типов препятствий в ЕАЭС. На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом.
Реестр препятствий
Данный интернет-портал был создан с целью формирования реестра нарушений и последующей работы с ними в рамках ЕЭК. Портал создан для получения информации «снизу», то есть непосредственно от предпринимателей, которые столкнулись с неправомерными препятствиями на рынках ЕАЭС при осуществлении деятельности. Любой желающий может обратиться в ЕЭК с заявлением о препятствии, которое возникло из-за нарушения страной-членом ЕАЭС права Союза. На интернет-портале также можно ознакомиться с реестром нарушений и работой ЕЭК по их устранению.
Единый таможенный тариф
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). ЕТТ ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.
В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Участникам ВЭД также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.36 Договора о ЕАЭС в отношении товаров, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (в скором времени утратит силу). Новый перечень таких товаров определен Решением Совета ЕЭК (вступает в силу с 28 августа 2017 г.).
В договоре о ЕАЭС также устанавливаются правила определения объема квот в отношении сельскохозяйственных товаров. Такие правила определяют максимальный объем сельскохозяйственной продукции определенного вида, разрешенный к ввозу на территорию ЕАЭС. Квота предоставляется на разные группы товаров и способствует развитию импортозамещения. Объемы квот определяются Коллегией ЕЭК каждый год.
Технический регламент Евразийского экономического союза – документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.
Технические регламенты Евразийского экономического союза принимаются для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности.
В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Союза.
Продукция, в отношении которой принят технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение в рамках Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, которые установлены техническим регламентом ЕАЭС. Страны-участницы ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Продукция, которая прошла процедуры оценки соответствия, маркируется единым знаком обращения товаров ЕАЭС.
Со дня вступления в силу технического регламента на определенный вид продукции на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные национальными законодательствами, не применяются. Таким образом, получение документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам ЕАЭС, дает возможность продукции беспрепятственно обращаться на территории Союза.
Подтверждение соответствия продукции техническим регламентам осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Применение одной из этих форм зависит от степени риска причинения вреда от использования продукции. Существует несколько схем оценки (подтверждения) соответствия: 6 схем декларирования и 9 схем сертификации. На схеме изображено применение различных форм соответствия в зависимости от риска. Более подробную инструкцию по применению схем декларирования / сертификации, а также по всей необходимой документации можно найти в презентации на сайте ЕЭК.
Перечень сфер, по которым применяются технические регламенты ЕАЭС:
Применяется в еаэс что это
Данные по ВВП стран ЕАЭС и Молдовы – 1 полуг. 2021 г. к 1 полуг. 2020 г.; данные по ВВП и пром. производству Узбекистана – январь-сентябрь 2021 г. к январю-сентябрю 2020 г.; данные по ИПЦ Узбекистана –сентябрь 2021 г. к сентябрю 2020 г.; данные по внешней торговле Узбекистана – 1 полуг. 2021 г. к 1 полуг. 2020 г.; данные по ИПЦ Молдовы–август 2021 г. к августу 2020 г.
В большинстве стран ЕАЭС и странах-наблюдателях Союза отмечается восстановительный рост, а также существенное наращивание объемов торговли (как внутри/с ЕАЭС, так и вне ЕАЭС) в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Негативную динамику по отдельным показателям демонстрирует Кыргызстан. ВВП и объемы промышленного производства в этой республике до сих пор ниже аналогичных показателей 2020 г. Вместе с тем, усиливается инфляционное давление, обусловленное преимущественно внешними факторами.
Источники: ЕЭК, данные национальных статистических ведомств
Департамент евразийской интеграции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирует позицию Российской Федерации по актуальным вопросам евразийской экономической интеграции в соответствии с учредительным Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с Договором основной задачей функционирования Союза является повышение благосостояния граждан государств – членов ЕАЭС. С этой целью пять государств проводят активную работу по формированию общего рынка Союза, который призван обеспечить «4 свободы»: свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всём пространстве Союза. Полноправными членами Союза являются 5 государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Государствами – наблюдателями при ЕАЭС являются Молдавия, Узбекистан и Куба.
11 декабря 2020 г. главами государств Союза были приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Стратегия нацелена на повышение самодостаточности Союза как субъекта мировой экономики и обеспечение экономического роста государств-членов.
Стратегия включает в себя 332 мер по развитию евразийской экономической интеграции. Для реализации Стратегии потребуется принятие более десяти международных договоров, внесения около 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, разработка и утверждение свыше 250 нормативных актов Союза.
Реализация Стратегии позволит сформировать условия и инструменты цифровой трансформации Союза, обеспечив комплексное внедрение цифровых технологий в экономические процессы, обеспечить единство таможенного администрирования на таможенной территории ЕАЭС, повысить эффективность деятельности наднациональных органов Союза, укрепить статус Евразийской экономической комиссии, расширив компетенцию Евразийской экономической комиссии, расширить полномочия Суда ЕАЭС как гаранта исполнения права Союза, расширить сферы экономического сотрудничества стран ЕАЭС, включив в спектр интеграционных процессов сотрудничества новых направлений – образования, науки, здравоохранения, туризма и спорт.
В рамках Союза принимаются совместные меры по предотвращению распространения пандемии, противодействию ее последствиям для экономик государств-членов и стабилизации макроэкономической ситуации в странах ЕАЭС.
План предусматривает реализацию 11 мероприятий, основными из которых являются:
Сформированы стартовые механизмы для проработки цифровых инициатив и реализации проектов в ЕАЭС. Принято в разработку более 50 инициатив, начата реализация 3 инициатив:
Департамент евразийской интеграции Минэкономразвития России координирует работу по формированию на пространстве ЕАЭС безбарьерной среды для развития бизнеса стран Союза.
Российская Федерация лидирует среди стран Союза по количеству устраненных барьеров: за период с января 2020 года устранены 10 барьеров.
2 февраля 2020 г. Коллегией Комиссии принята новая редакция Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Союза на барьеры, изъятия и ограничения, направленная на оптимизацию процедур квалификации новых препятствий на внутреннем рынке.