Примечания субъекта рф фоив что это
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 12, 18, 25, 27 июля, 25 октября, 4, 29 декабря 2006 г., 2, 23 марта, 26 апреля, 10 мая, 18 июня, 19, 21 июля, 18 октября, 8 ноября 2007 г., 29 марта, 14, 22, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 18 июля, 23 ноября, 17 декабря 2009 г., 29 марта, 5 апреля, 8 мая, 4 июня, 27 июля, 28 сентября, 4 октября, 8, 15, 29 ноября, 23, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 27 июня, 1, 11, 18, 19, 25 июля, 21, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 28, 29 февраля, 23 апреля, 2 мая, 28 июля, 1, 3, 25 декабря 2012 г., 2, 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2 июля, 30 сентября, 22 октября, 2, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 21 февраля, 12 марта, 2 апреля, 27 мая, 23, 28 июня, 21 июля, 14, 22 октября, 4 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8, 30 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 3, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 9 марта, 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 марта, 1 мая, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29, 31 декабря 2017 г., 5 февраля, 18 апреля, 4 июня, 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 6 февраля, 18 марта, 1 мая, 2 августа, 16 октября, 27 декабря 2019 г., 27 февраля, 1, 24 апреля, 23 мая, 13 июля, 9 ноября, 22, 29, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 9 марта, 30 апреля, 26 мая, 11 июня 2021 г.
Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
16. Система ФОИВ и ОИВ субъектов Федерации
являются звеньями системы ОИВ;
выполняют функции государственного управления в рамках своей компетенции;
подчиняются требованиям Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ;
руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач.
министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);
Таким образом, можно выделить органы: осуществ-ляющие руководство отраслями; занимающиеся межотраслевым регулированием, координацией; контроля и надзора; органы по определенным проблемам.
в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих ФОИВ и назначает руководителей;
ФОИВ (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
ОИВ субъектов Федерации.
По организационно-правовым формам:
правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т.
По характеру компетенции выделяют:
ОИВ общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
ОИВ отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
ОИВ межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
ОИВ внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.
По характеру разрешения подведомственных вопросов:
единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
-коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.
РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан, так как некоторые права неразрывно связаны с состоянием гражданства.
не имеют доступа к государственной службе и не-которым должностям, а также к деятельности, связанной с государственной тайной;
не подлежат воинской обязанности;
не пользуются избирательными правами;
проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;
пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ в том случае, если они имеют дипломатические привилегии.
Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства применяется особый режим передвижения, въезда и выезда, они могут быть ограничены в выборе места жительства. Только они могут привлекаться к ответственности за ряд правонарушений, только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение:
3. По способу решения подведомственных вопросов вмешательства со стороны вышестоящих органов.
-единоначальные (министерства, некоторые другие ФОИВ), но может образовываться коллегия. Она рассматривает наиболее важные вопросы деятельности, принимает решения большинством членов. В случае разногласий министр проводит в жизнь свое решение;
коллегиальные (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы/надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руководителя органа, его замов, руководящих работников. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.
Система ОИВ субъектов Федерации определяется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и законодательством субъекта Федерации:
органами общей компетенции являются правительства республик, администрации в иных субъектах Федерации;
Формой децентрализации является делегирование федеральным ОИВ части полномочий территориаль-ным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места;
законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы.
Систему ФОИВ, установление которой относится к ведению РФ, образуют:
федеральные министерства (отраслевое управление);
-государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
иные ФОИВ (напр., Управление делами Президента РФ).
Систему ОИВ субъектов Федерации образуют:
высший орган ИВ субъекта Федерации;
иные органы ИВ, формы которых определяются самими субъектами Федерации.
О федеральном регистре нормативных правовых актов
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» создан федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Его создание обусловлено формированием единого информационно-правового пространства Российской Федерации, обеспечивающего доступность и полную правовую информированность всех государственных и общественных структур, граждан и юридических лиц о правовых актах субъектов Российской Федерации.
Что такое федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации?
Федеральный регистр является федеральным банком нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра осуществляется в электронном виде с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.
Федеральный регистр имеет региональный и федеральный уровни. Региональный уровень представляет собой федеральный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации.
С какой целью ведется федеральный регистр нормативных правовых актов?
Федеральный регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В федеральный регистр включаются конституции, законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (правительств, администраций, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
Кем ведется федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации?
Ведение федерального регистра возложено на Министерство юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов. На территории Магаданской области и Чукотского автономного округа ведение федерального регистра осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Какие сведения включаются в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации?
В банк данных федерального регистра включается следующая информация: учетные номера правовых актов; реквизиты правовых актов (вид акта, наименование акта и принявшего его органа, дата принятия акта, его номер); сведения об источниках официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; тексты правовых актов в основной редакции в электронном виде, в том числе в виде графических изображений; тексты нормативных правовых актов с внесенными в них изменениями; дополнительные сведения.
Какие дополнительные сведения подлежат включению в федеральный регистр?
В федеральный регистр помимо самих нормативных правовых актов включаются дополнительные сведения, к которым относятся:
– экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;
– постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;
– решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов;
– решения и постановления арбитражных судов;
– решения и постановления конституционных судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям субъектов Российской Федерации;
– информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления, направляемые в суд);
– письма, иная информация органов государственной власти и их территориальных органов, органов прокуратуры, иных государственных органов;
– служебные записки о продлении срока проведения правовой экспертизы, снятия с экспертизы, в связи с признанием правового акта утратившим силу;
В какой срок территориальные органы Минюста России осуществляют внесение сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации?
Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют территориальные органы Минюста России в срок до 14 календарных дней со дня их поступления.
Как получить сведения из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации?
Предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, осуществляется территориальными органами Минюста России при обращении заявителя.
В обращении заявителя о получении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, указываются:
– для физических лиц: фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ;
– для организаций: наименование организации, от имени которой направлен запрос, ее почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ;
– информация о запрашиваемых дополнительных сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).
Обращение заявителя о получении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, подлежит рассмотрению в течение тридцати дней со дня его регистрации в территориальном органе Минюста России.
Где еще можно получить сведения из федерального регистра нормативных правовых актов?
Доступ к текстам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре, обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ( http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф ).
Для поиска нормативного правового акта, а также иных дополнительных сведений к нему необходимо перейти в специальный раздел портала «Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» и указать его реквизиты: дата, номер, наименование.
Отдел по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
Федеральный Закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
6 октября 1999 года
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
22 сентября 1999 года
(в ред. Федеральных законов
от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ,
от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ,
от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ,
от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ,
от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 31.12.2005 N 203-ФЗ,
от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ,
от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007),
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, 23.03.2007 N 37-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 19.07.2007 N 133-ФЗ,
от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 221-ФЗ,
от 03.12.2008 N 249-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ,
от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ,
от 05.04.2009 N 41-ФЗ, от 18.07.2009 N 175-ФЗ,
от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 319-ФЗ,
от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 29.03.2010 N 29-ФЗ,
от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 05.04.2010 N 42-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2010 N 118-ФЗ,
от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,
от 04.10.2010 N 261-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ,
от 15.11.2010 N 296-ФЗ, от 15.11.2010 N 297-ФЗ,
от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 369-ФЗ,
от 23.12.2010 N 376-ФЗ, от 28.12.2010 N 406-ФЗ,
от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 27.06.2011 N 157-ФЗ,
от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ,
от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ,
от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ,
от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ,
от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 28.02.2012 N 10-ФЗ,
от 23.04.2012 N 34-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П)
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
В настоящем Федеральном законе термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.
Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)
1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
2. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.
Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Положения статьи 4 (за исключением положения, предусматривающего, что фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов) в редакции Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 376-ФЗ)
О применении пункта 3 см. статью 2 Федерального закона от 05.04.2010 N 42-ФЗ.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 42-ФЗ)
О применении пункта 3.1 см. статью 2 Федерального закона от 05.04.2010 N 42-ФЗ.
Проект закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, вносится в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через сорок пять дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей.
Закон субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, должен вступить в силу не позднее чем через восемьдесят дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 42-ФЗ)
Положения пункта 4 статьи 4 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ применяются также по отношению к депутатским объединениям (фракциям) политических партий, деятельность которых была прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией до дня вступления в силу указанного Закона. При этом деятельность таких депутатских объединений (фракций), а также членство депутатов в этих депутатских объединениях (фракциях) прекращается со дня его вступления в силу.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)
Депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наравне с представителями фракций должны предоставляться право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, права на выступление в указанном органе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа, осуществляющего предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок реализации указанных прав устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 24.07.2002 N 107-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Положения пункта 4.1 статьи 4 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ применяются также по отношению к депутатским объединениям (фракциям) политических партий, деятельность которых была прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией до дня вступления в силу указанного Закона. При этом деятельность таких депутатских объединений (фракций), а также членство депутатов в этих депутатских объединениях (фракциях) прекращается со дня его вступления в силу.
4.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
В случае прекращения деятельности политической партии, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с ее ликвидацией или реорганизацией депутат, избранный в составе списка кандидатов такой политической партии, утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракций, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. С этого дня такой депутат вправе входить в ту или иную фракцию при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 1.2 статьи 12 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)
6. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
8. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта Российской Федерации в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
10. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
11.1. Вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в правомочном составе.
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
12. Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
(пп. «б.2» введен Федеральным законом от 29.03.2010 N 29-ФЗ)
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
2. Законом субъекта Российской Федерации:
а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
(пп. «в» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;
(пп. «е» в ред. Федерального закона от 07.05.2002 N 47-ФЗ)
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(пп. «в» в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 169-ФЗ)
б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
5. В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании настоящего Федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 29.03.2008 N 30-ФЗ)
2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
4. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Если в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты.
В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.
(п. 5 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
Статья 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
1. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
3. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О.
5. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
6. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта Российской Федерации.
Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;
б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктом 4 настоящей статьи.
(пп. «г» введен Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П положения пункта 2 статьи 9 признаны не противоречащими Конституции РФ.
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
2.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
3. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа (постановления).
4. В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ)
5. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Статья 10. Принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.
3. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 11 в редакции Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности
(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
1. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
2. Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
3. Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 12 в редакции Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, которые избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
1.1. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ)
1.2. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
1.3. Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
Положения пункта 1.4 статьи 12 (в части досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с несоблюдением требований пунктов 1.1 и 1.2 данной статьи) в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ не применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до 15 июля 2006 года.
(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)
2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.2. Комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.3. Комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.4. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:
а) правоохранительными и другими государственными органами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;
в) Общественной палатой Российской Федерации и общественной палатой субъекта Российской Федерации;
г) общероссийскими и региональными средствами массовой информации;
д) другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами, если это предусмотрено законами субъекта Российской Федерации.
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.5. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.6. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.
(п. 3.6 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.7. Информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и размещению на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(п. 3.7 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.8. Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами определяются законами субъектов Российской Федерации.
(п. 3.8 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Положения пункта 4 статьи 12 (в части, касающейся приобретения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации гражданства иностранного государства) в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранных на выборах, назначенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
4. Утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
(п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
5. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
5.1. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
6. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом субъекта Российской Федерации.
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)
Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний
Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.