Прикладное творчество что это такое для детей

Декоративно-прикладное творчество для дошкольников

Прикладное творчество что это такое для детей Елена Селиванова
Декоративно-прикладное творчество для дошкольников

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов.

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими.

В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево, по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, и овладение его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей, умение создавать их важнее для общего художественного развития ребят, воспитания эстетического и нравственного начала, приобщения к народным традициям, развития художественного вкуса.

В процессе знакомства и приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции.

Декоративно-прикладное творчество для детей – один из способов, который в увлекательной форме позволяет раскрыть в ребенке все заложенные способности. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой.

Обучение основным направлениям и техникам строится поэтапно. Со временем ребенок все больше постигает структуру, свойства материалов с которыми он работает.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус.

Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно вооружить их техническими знаниями, развить у них трудовые умения и навыки, психологически и практически подготовить к труду, к выбору профессии,а также формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания,выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Для ознакомления детей с народным искусством используется традиционная форма приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству как непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). НОД можно проводить в группе, на выставке, в музее дошкольного учреждения; занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации на основе народного искусства (одного или нескольких, на которых продолжается работа по ознакомлению и обучению детей декоративной деятельности;самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх.

Рассмотрим предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в детском саду.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в небольшом количестве коричневый и черный.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.

Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом.Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки,которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья. Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья).

Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос.

Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку,используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой.

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества.

Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями,а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки.

Это традиционное русское ремесло пользуется огромной популярностью по всему миру, и его можно сравнить с хохломой и другими славянскими художественными промыслами. Что же касается подносов, которые изготавливались в жостово, то они расписывались по уникальной технологии, благодаря которой рисунки сохраняются на протяжении многих столетий. Сегодня в российских музеях можно встретить образцы, которые создавались русскими мастерами ещё в XIX веке.

Главной отличительной особенностью подносов из жостово является удивительный контраст: яркие цветы на чёрном фоне.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно.

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Прикладное творчество что это такое для детейДекоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Прикладное творчество что это такое для детейФото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Прикладное творчество что это такое для детейПрикладное творчество: работа с тканью уважаемые коллеги! Недавно, в очередной раз перечитывая образовательную программу «От рождения до школы» наткнулась на заголовок «Прикладное.

Прикладное творчество что это такое для детейПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Источник

Декоративно-прикладное искусство в детском саду

Декоративно-прикладное искусство в детском саду.

«К народным традициям должно быть величайшее внимание,

их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».

Народное декоративно-прикладное искусство- одно из средств эстетического воспитания- помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, т. К. в его основе заложены все закономерности декоративного искусства-симметрия и ритм, чередование и повтор.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.

Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира.

Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.

В результате систематического обучения детей у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать.

Красота в сочетании линий и форм, подборе цветов ярче всего проявляется в декоративно-прикладном искусстве.

Знакомя детей с народно-прикладным творчеством, с глиняной дымковской игрушкой, с простейшими композициями городецкой росписи по дереву, хохломской росписью и гжелью.

Одним из видов русского декоративного искусства является дымковская игрушка. Уже давно ее используют в детском саду для эстетического воспитания.

Во время занятий дети приобретают умение узнавать в чем заключается особенности этой игрушки в отличии от других, а затем приобретают умения, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты этих узоров, изменяя то расцветку, то расположение, то включая в них те же или иные мотивы по-своему, однако сохраняя характерные признаки этого вида искусства.

В старшем дошкольном возрасте дети лепят различные фигуры животных, дымковских барышень.

Дети усваивают все приемы лепки, их последовательность. Когда вылепленные фигуры высохнут, их белят и раскрашивают. Юбку украшают узорами по мотивам дымковской росписи, а кофту и кокошник красят в яркий цвет. Тонкой кистью рисуют брови, глаза, рот.

Знакомство с народным искусством происходит постепенно, последовательно, выделяя то одни его виды, то другие.

Познакомившись в течении года с 2-3 видами прикладного искусства дети могут сравнивать их, отмечать особенности.

Образцы помогают усвоить умения и навыки в художественной форме.

Городецкая роспись по дереву состоит из бутонов, цветов и листьев. Особенность этой росписи заключается в том, что для одного бутона используются 2 оттенка темно-красный и розовый или темно-синий и голубой. Эту особенность дети усваивают очень хорошо. Самый крупный цветок –бутон рисуют по середине, по бокам все мельче. Цветы, бутоны, листья украшают усиками.

Ветка с цветами может быть расположена поперек (по горизонтали) и направлена вверх (вертикально) или в бок (по диагонали). Стебель изгибается дугой.

Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а когда это возможно, учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона, бересты.

Иногда это готовые изделия, которые дети только раскрашивают, а иногда украшают вещи, сделанные ими из картона, папье-маше, бересты.

Интересными получаются коллективные работы по декоративной аппликации, рисунки типа ковра, панно, полосы.

Также работы детей используются для украшения зала в праздничные дни, для украшения группы.

Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей.

Участие детей может быть различным: одни вырезают, другие их расписывают, а затем наклеивают.

Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание, лепка).

Богатый материал для художественного воспитания дает народное русское декоративное творчество. Из богатства предметов, книг и альбомов по народному искусству, необходимо выбрать доступный материал для рассматривания с детьми. Наиболее тщательно нужно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами необходимо иметь в детском саду и изделия, вещи, украшенные узорами, работы народных мастеров.

Знакомство с изделиями Хохломы.

Вазы, ложки, тарелки, миски и другие предметы при знакомстве с этой росписью даем на каждый стол. Обращаем внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные, сделаны из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи- хохломские.

Дети рассматривают предметы, рассматривают элементы узора (травка, цветы, ягоды, листья).

На солонках, чашах, ложках- узор расположен на узкой полосе, ритмически чередуется и соединяется между собой кустиками травки. Чаши, бокалы, бочата- написаны «кудриной» и «под фон».

Интерес к народному творчеству, желание самим воспроизвести хохломскую роспись, позволило включить в систему занятия по декоративному рисованию. Обучение посредством показа способов действия помогало детям увидеть и передать элементы узора, их расположение, характер, цветосочетание хохломской росписи, закрепляло технику рисования концом кисти, по мере освоения элементов,дети сами составляли узор хохломской росписи: узор на полосе из листьев и цветов, узор на квадрате-листья, трава, ягоды.

Все занятия проводятся в игровой форме. Рисуем «Шарфик для мамы», «Ложка для Жихарки», «Украсим теремок для зверей».

Перед росписью намечали узор простым карандашом, украшали предметы, силуэты разных изделий на занятиях и в свободное время.

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников, способствует формированию эстетического вкуса, воспитывает чувство любви к родному краю.

С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях осваиваем приемы кистевой росписи: положение кисти для получения широкой и узкой полосы, волнистые и дугообразные мазки, точки, завитки.

Для рисования узоров гжельской росписи сначала предлагаем детям образцы окаймляющего орнамента (кончиком кисти и мазки). Мазки повторяются по одному или комбинируются по 2-3. Их комбинации постепенно позволяют упражнять детей в умении строить рисунок из отдельных частей в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности.

Закрепляются эти умения на занятиях по росписи круглых силуэтов (тарелка или блюдце) с включением в замкнутый орнамент.

При усложнении используются изображения повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельные веточки с цветами или букеты.

Развитие легкости движений руки с кистью, неотрывность позволяют ребенку передавать в рисунках наиболее выразительные образы.

При взаимосвязи занятий аппликации и рисования важно то, что содержание одного занятия является подготовкой для успешной работы ребят на других занятиях. Аппликационным способом дети создают силуэты изделий из белой бумаги, которые потом расписывают узором характерным для гжельской росписи. Свои работы дети используют в самостоятельной детской художественной деятельности при оформлении игр, праздников, вечеров развлечений.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности, у них развивается эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение.

Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать. Приобретают умения заниматься, выполняя поставленные задачи, работать сообща, командой, создавая коллективные композиции. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют всестороннему развитию детей.

Прикладное творчество что это такое для детей Прикладное творчество что это такое для детей Прикладное творчество что это такое для детей Прикладное творчество что это такое для детей Прикладное творчество что это такое для детей Прикладное творчество что это такое для детей Прикладное творчество что это такое для детей

Развлечение с детьми старшей группы на тему «Дымковские игрушки».

По типу игры «Звездный час».

Звучит музыка к телепередаче «Звездный час». Дети и родители рассаживаются по 6 секторам.

Сегодня мы с вами будем играть в игру «Звездный час».

Давайте познакомимся с участниками игры (входят 6 участников игры, родители занимают места за столом).

Наша игра сегодня посвящена игрушке, а какой вы узнаете в ходе игры.

Первый тур: «Волшебное слово».

На доске заколдовано волшебное слово отгадывать его нужно, называя по одной букве.

За каждую отгаданную букву вы получаете жетон-звезду.

Я вам подскажу, что зашифровано на табло. Это название села в пригороде города Кирова на реке Вятка, в этом селе лепят и расписывают народные игрушки.

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Мы продолжаем игру и приступаем ко второму туру.

Второй тур: «Послушай и отгадай».

Я загадаю вам загадки. Кто первый отгадает, поднимает карточку и за каждый правильный ответ участник получает звезду-жетон.

Если кто затрудняется –то просит помощи у мамы.

1. Вот стоит нарядный, весь такой он ладный.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

2. С бородой, а не старик.

3. Он бежит, вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка лежит.

4. За студеною водицей

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

5. Через горные отроги,

Через крыши деревень

6. Посмотри, как хороша

А теперь я предлагаю отдохнуть немного. Зрителей прошу присоединиться к участникам игры.

Играем в старинную игру: «Горелки с платочками».

Все участники встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

Играющие говорят хором:

После слов «птички летают» игроки последней пары бегут вперед, и кто первый возьмет платочек, тот бежит с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

Мы продолжаем игру, приступаем к третьему туру,который называется:

Я вам предлагаю 3 карточки с узорами. Вы посмотрите внимательно и поднимите карточку с цифрой, соответствующей номеру лишней карточки.

Ведущий раздает жетоны детям, правильно выполнившим задание.

Четвертый тур: «Назови правильно».

Нужно отгадать, как правильно называются праздничные гулянья, во время которых продаются расписные, глиняные игрушки.

Кто выберет правильный ответ получает звезду-жетон.

В следующем туре участвуют игроки-родители, а дети и зрители помогают участникам заработать дополнительные жетоны-звезды.

Для этого каждый из вас украсит силуэт игрушки элементами дымковской игрушки.

За каждую украшенную игрушку участник игры получает жетон-звезду.

Занимайте свои места, приступайте к работе.

И сиденье с бахромой

Слепим, высушим- и в печь!

Будем мы игрушки «печь»

А в печи не калачи,

А в печи не куличи.

Не пышки, не ватрушки, в печи – игрушки.

За лошадками –козел

Из печи- и прыг на стол!

Вылезай скорей, медведь!

В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают

А за ними в свой черед

Кукол пестрый хоровод.

Свищет моя уточка разными ладами.

С зонтиком и с сумочкой

Медведь с гармошкой,

Да куколка в сережках.

Вот и закончилась игра.

Считаем вместе жетоны-звезды. Победителей поздравляют.

Звучит музыкальная заставка к телепередаче «Звездный час».

Вручаются призы участникам игры и все приглашаются на чаепитие.

Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство России» в подготовительной группе Ничто не скрепляет народ как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость.

Прикладное творчество что это такое для детейКонспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Цель: воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного.

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Декоративно-прикладное искусство» Конспект открытого |занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (по мотивам дымковской росписи).

Прикладное творчество что это такое для детейУголок «Народно-прикладное искусство» в детском саду В современном мире дети дошкольного возраста совсем не знакомы с творчеством народных мастеров, с народно-прикладным искусством. Очень редко.

Прикладное творчество что это такое для детейНародное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В.

Прикладное творчество что это такое для детейНародное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному» Народное декоративно-прикладное искусство– неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны.

Прикладное творчество что это такое для детейНародное декоративно-прикладное искусство в детском саду Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» (старшая группа) Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве. •Дети неуверенно используют обобщающие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *