Прикладное образование что значит
Плюсы и минусы прикладного бакалавриата в сравнении с академическим
Степень бакалавра получают за 4 года, это первая ступень получения углубленного высшего образования. После студент принимает решение либо учиться дальше в магистратуре, либо идти на работу. Тесная связь с предприятиями-партнёрами и упор на практике – вот чем эта форма отличается от остальных. Потому она так важна для современного общества. В статье я расскажу что такое прикладной бакалавриат и чем он отличается от академического.
Что такое прикладной бакалавриат
Недавно в системе образования была проведена реформа, после которой бакалвриат разделили на академический и прикладной. Первый вариант считается традиционной разновидностью высшего образования. У второго направления более узкая направленность, оно делает акцент на практических навыках.
Работодатели более высоко ценят именно тех, кто закончил программы прикладного бакалавриата. Они, по сути, те же теоретики. Главное преимущество – наличие практической подготовки.
Такие студенты получают преимущества:
Работодатели часто делают «заказ» ВУЗу на подготовку определённых специалистов. Затем проходит совместная организация учебного процесса. Предприятие становится местом, где студенты отрабатывают полученные навыки.
После окончания ВУЗа студенты имеют право продолжить работу, законно.
Главное преимущество – наличие практической подготовки
Преимущество – в трудоустройстве, шансах на повышение карьерного роста.
Отличия от академического
Следующие черты называют главными отличиями между формами получения знаний:
На первых этапах обучения программа одинаковая в обоих случаях. Этого времени хватает студентам для принятия окончательных решений.
От специалитета бакалавриат прикладного типа отличается тем, что специальность изучается не так углубленно.
Преимущества и недостатки
Главная особенность – в том, что программа совмещает теоретические аспекты с практическими. Широкий кругозор, много практики – вот что студентов, закончивших учёбу. Они готовы к любой работе.
Программа прикладного бакалавриата совмещает теоретические аспекты с практическими
Из минусов – недостаточное финансирование, из-за чего программа не раскрывается полностью. Не все руководители соглашаются принять участие в программе. Но для них преимуществ у неё тоже больше.
Направления обучения и специальности
Всего специальность бакалавра поддерживается 60 направлениями. Вот лишь некоторые самые популярные:
Кому подходит такая программа
Любой выпускник выбирает программу с интересующей специальностью. Продолжается развитие обучения по дистанционным каналам, для которого тоже нет границ.
Ограничений по возрасту и другим требованиям нет.
Как поступить
Поступление происходит по выбору студента в удобное время:
Схема поступления – такая же, что и для других высших учебных заведений. То есть, студенту предложат выбрать предметы, по которым будут сдаваться экзамены.
В вузе могут назначать дополнительные экзамены при поступлении
Конкретных условий для подготовки бакалавров пока не разработана, потому классическая схема обучения – выбор большинства.
Документы об окончании
Выпускники получают диплом бакалавра, когда курсы заканчиваются. Он подтверждает, что гражданином получено среднее, либо высшее профессиональное образование. В классическом академическом бакалавриате действуют те же правила по окончании.
Особенности
Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:
Колледжи, техникумы и другие высшие учебные заведения в равной степени участвуют в поддержке прикладного бакалавриата.
Линейные менеджеры, менеджеры среднего звена – вот в каких направлениях эта программа показывает самые серьёзные успехи, если верить международному опыту. Дипломный проект предполагает, что студент решает практическую задачу для предприятия, с которым сотрудничает.
Эксперимент по прикладному бакалавриату сейчас проводится примерно 50 высшими учебными заведениями в Москве, Питере, других городах. Планируется, что к 2020 году около 30% учащихся выберет прикладной бакалавриат, сможет его закончить. На академическую разновидность установят более высокие проходные баллы. Поступление будет связано с проблемами.
Студенты готовы решать практические задачи и могут сразу приступать к работе
Когда обучение заканчивается, студенты получают степень бакалавра по определённой специальности. Дополнительно выдают диплом, подтверждающий наличие высшего профессионального образования. После этого гражданина считают квалифицированным специалистом, который может начинать работу без проблем.
Диплом выдаётся после защиты проекта и сдачи выпускных экзаменов. Единственная проблема – отсутствие единых разработанных стандартов. Потому на бумаге прикладной бакалавриат часто похож на академический, другие подобные виды обучения.
Куда прикладывать прикладное и неприкладное образование или каково профессиональное будущее у студентов
Ксения Крашенинникова
Современный мир изменчив и непостоянен, и высшее образование неизбежно перенимает на себя эти же свойства. В свою очередь, это рождает множество вопросов: какие перспективы возможны после вуза? В чем качественные отличия прикладных специальностей от неприкладных? Каковы плюсы тех и других?
Чуть-чуть экскурса
Сейчас кажется чем-то самим собой разумеющимся, что высшее образование должно послужить подготовительной базой для профессиональной карьеры. Однако так происходило далеко не всегда.
Еще в Средневековье университеты были такими местами, в которых желающие могли посвящать себя изучению истин и созданию нового знания: теологического, медицинского, философского, юридического. Высшая миссия университетского образования заключалась в совершенствовании знания как такового.
Эта миссия никуда не исчезла. Однако, как мы уже говорили, на сегодняшний день многое изменилось. К исторически сложившемуся мнению прибавилось представление о том, что главная задача вуза в обучении студентов профессиональным техникам и знаниям, с которыми выпускник сможет тут же приступить к реальной работе.
Эта неразбериха вынудила поделить высшее образование на прикладное и неприкладное. Какие, к слову, специальности могут считаться прикладными? Все те, к которым не возникает вопросов: «А кем потом работают эти люди?». Это туризм, прикладная информатика, гостиничное дело, деревообработка, металлургия, журналистика и многое-многое другое.
Тогда, кажется, разобрались с лозунгом. «Выбирай специальность в зависимости от того, что тебе нужно: подготовка к профессии или развитие интеллектуальных способностей (и сделай предсказуемый выбор в пользу первого)».
На самом деле, все не так просто и очевидно.
На фундаментальном образовании не стоит крест безработицы, как может сложиться впечатление. Оно наиболее полно отражает идею высшего учебного заведения, так как формирует масштабное разнообразное знание у студентов, более широко охватывает все направление обучения. А раз охват больше, то, в каком-то смысле, профессиональный диапазон у «фундаментала» больше.
Забавно, но этот факт может быть одновременно и преимуществом, и слабой стороной. Вот пример: две специальности — социально-культурная деятельность и культурология. Культурологу открыты многие дороги: работа в музеях, галереях, театрах, в научной стезе, в изданиях. Дороги есть, но они абстрактные и неопределенные. СКД-шник же ориентирован на организацию культурных проектов, что уже профессионального потенциала культуролога, но гораздо конкретнее.
Данная узконаправленность более понятна работодателю, ему яснее видится возможный функционал работника. В таком случае, успех трудоустройства «фундаментала» зависит напрямую от устраивающегося, поскольку из-за широты неприкладного образования не
сформированы ясные механизмы устройства (как, например, этим славятся металлургические факультеты в городах с металлолитейными заводами).
Еще один важный момент.
Во что вам закрытыми глазами легче попасть пальцем: в пуговицу или яблоко? Очевидно, что в яблоко, потому что его площадь больше. Выбирая узкую прикладную специальность, многие вчерашние школьники рискуют получить неподходящее для них образование, которое, спустя год-два, отобьет всякое желание работать по специальности. Такое происходит нередко. У «неприкладников» с этим немного легче: широта специальности открывает им более разноплановый круг практик и образовательных курсов, которые можно опробовать, примерить на себе и понять, что окажется «вашим пальто».
Что же тогда делать?
Как получить более конкретное и «полезное» в будущем образование, и при этом не попасться на минное поле рисков?
Существует схема, по которой многие студенты ходят проторенной дорогой.
Не забывайте, что кроме бакалавриата есть еще и магистратура, программа которой всегда очень конкретна и узка.
Это значит, что теоретически вы можете обучиться на бакалавриате «для себя», нащупать в ходе своего взросления наиболее интересные зоны, и ударить по ним авангардом уже в магистратуре. Например, пойти на филологический факультет, понять, что вам больше нравится заниматься не переводами, а написанием текстов, и смело направиться в магистратуру на, скажем, медиапроизводство, где вам подробно объяснят, как существуют современные СМИ.
Какой путь вам окажется наиболее близким – решать вам. Следует учесть временные траты, перспективы направлений, ваши индивидуальные предпочтения и возможности. При этом не будем забывать, что оба образовательных лагеря одинаково сталкиваются с одной и той же проблемой при трудоустройстве – с опытом работы. Он нужен всем. Только осознанный подход поможет вам разобраться с выбором. Желаем удачи!