Прикладное искусство что это 2 класс
Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства
Содержимое публикации
Рыбак Екатерина Александровна
МБУДО «Художественная школа» г.Благовещенск
Преподаватель Истории искусств
Декоративно прикладное искусство как вид изобразительного искусства
Или сокращенно ДПИ.
Сегодня мы с вами поговорим и декоративно-прикладном искусстве, и вы узнаете какую роль этот вид изобразительного искусства играет в нашей с вами жизни. Мы также поговорим о том, насколько свойственно человеку стремление к красоте. Как мы, люди стараемся окружить себя не только полезными, но и красивыми вещами.
Практически в каждом доме есть предметы, которые нам и служат и которые приносят нам удовольствие лишь потому, что этот предмет красив.
Декоративно прикладное искусство, является частью искусства народа, несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Оно представляет собой разнообразный по форме и назначению предметный мир повседневной жизни: посуду и одежду, мебель и ткани, игрушки и украшения.
ДПИ – это вид пластического искусства, имеющий свой особый смысл и свою декоративную образность, и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека.
ДПИ состоит из прикладного и декоративного искусства
Прикладное искусство – это произведения, к которым прикоснулась рука художника (область художественного освоения предметного мира)
Например, узор, украшение как бы «прикладывается» к предмету, делая его красивым, нарядным. Такая вещь ценится не только за то, что она просто полезна, но и за мастерство украшения. Самым древним видом украшения является орнамент – узор.
Декоративное искусство – это искусство украшать. Это искусство зародилось очень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками, серьгами. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища. В этих предметах на первом месте уже стояла красота. Их польза была уже только в том, что они красивы.
Например, ковры, на которых не возлежали, а вешали на стену. Позднее такое искусство стали называть декоративным.
Декоративно-прикладное искусство классифицируется:
—по материалу (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, эмаль, лаки)
—по технике выполнения (резьба, роспись, ковка, литье, лепка, кружевоплетение, ковроткачество и другое)
У нас в Росси традиционно сложились следующие виды ДПИ:
1. Керамика – изделия из обожженной глины. Это один из наиболее распространённых материалов в ДПИ. Разновидностями керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота.
2.Резьба и роспись по дереву – это и декор изб, и роспись деревянных предметов домашней утвари(хохломская, городецкая, палехская росписи), и задорные игрушки(богородская, семеновская,федосеевская).
3. Ткачество – процесс выработки ткани из пряжи (гобелены, ковры, ручная набивка ткани)
4. Кружево – декоративное текстильное изделие ручной работы или машинной работы.
5. Вышивка – украшение одежды и бытовых предметов из ткани орнаментом или изобразительными мотивами. Славятся вышивкой саратовские, олонецкие, рязанские мастера.
6. Ковка, литье, чеканка–художественная обработка металла.
7. Изделия из стекла
Из всего, что мы с вами сегодня узнали, можно сделать вывод, что предметы прикладного искусства в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают настроение. Красота и их польза уравновешены и гармонически дополняют друг друга.
Предмет: беседы об искусстве
Преподаватель: Рыбак Е.А.
Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
Образовательная: Объяснить значение термина «ДПИ»
Развивающая: Рассказать о классификациидекоративно-прикладного искусства, о материалах,используемых в ДПИ.
— уважительно относиться к искусству;
— познакомить с особенностями ДПИ.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация репродукций, просмотр видео ряда).
Оснащение урока: фотографии разных репродукций демонстрирующих декоративно – прикладное искусство
— организационный момент (отметка присутствующих, постановка целей и задач).
— Посмотрите на картину (фотографию) на экране телевизора. Как вы думаете, относится ли представленное, на экране изображение к нашей новой теме «декоративно – прикладное искусство как вид изобразительного искусства»? Это изображение, дает вам понять, что мы сегодня будем изучать ДПИ и ее роль в жизни человека. Далее постановка целей и задач с позиций компетентного подхода, с позиций обучающихся. Цели озвучены. Объяснение нового материала.
А.М.Вачьянц, Введение в мировую художественную культуру. Первая книга из серии «Вариации прекрасного», 6-е издание, Айрис пресс 2010 г., г. Москва
Прикладное искусство
Смотреть что такое «Прикладное искусство» в других словарях:
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство … Большой Энциклопедический словарь
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, смотри Декоративное искусство … Современная энциклопедия
Прикладное искусство — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, смотри Декоративное искусство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
прикладное искусство — раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство. * * * ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство (см. ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО) … Энциклопедический словарь
Прикладное искусство — область искусства, охватывающая ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. См. Декоративно прикладное искусство, Народное творчество, Художественная промышленность … Большая советская энциклопедия
Прикладное искусство — область искусства, охватывающая те отрасли творчества, которые посвящены созданию художеств, изделий, предназнач. главным образом для быта. С 19 в. изделия П. и. принято отличать от произведений т. н. свободных искусств. Античное… … Словарь античности
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство — Искусство (классификация) По технике и материалам Изобразительное искусство • декоративно прикладное искусство • Музыкальное и акустическое • Игровое • Литература По типу выражения и восприятия … Википедия
Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… … Большая советская энциклопедия
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… … Православная энциклопедия
Подходящие для детского творчества занятия
Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.
Вышивание и вязание
Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.
Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.
Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:
Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.
Выжигание по дереву и ткани
Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:
Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:
Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.
Бисероплетение и макраме
Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.
Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:
И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).
Аппликация и лепка
Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.
На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.
То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.
Профессиональное искусство
Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.
Ручное шитьё
Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.
Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.
С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.
Художественная работа
Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:
С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.
Оформление альбомов
Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.
В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.
Новые и популярные техники
Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.
С использованием бумаги
Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:
Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.
По типам рукоделия
Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.
В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.
Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.
В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.
Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.
Программа «Декоративно-прикладное искусство», 1-2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Цель программы: развитие творческих способностей школьников, формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей.
Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству.
Формирование знаний учащихся о видах декоративно-прикладного искусства.
Развитие коммуникативных умений.
Воспитание желания заниматься декоративно-прикладной деятельностью в повседневной жизни.
Формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умение видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа.
Формирование особых качеств мышления, творческого воображения, в процессе комплексного освоения искусства России.
Программа рассчитана на четыре года обучения: 1 класс (33часа в год), 2 класс (34 часа в год).
Режим работы: 1 класс – 1 занятие в неделю; 2 класс – 1 занятие в неделю; Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе освоения программы курса внеурочной деятельности для 1 – 2 классов «Декоративно-прикладное искусство» у младших школьников повысится интерес к декоративно-прикладному искусству, сформируются знания о народных промыслах, проявится желание заниматься художественным творчеством.
Данная программа будет способствовать:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе кружка на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, соленого теста, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Освоение детьми программы по общекультурному направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися 1-4 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
— навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
— пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
— моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
— различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
— развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
Младшие школьники получат возможность научиться:
— сотрудничать и координировать, в отличные от собственной позиции, мнения других людей;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Основное содержание программы кружка представлено четырьмя разделами:
Первый год обучения
1 класс (33 часа в год)
«Основы художественного изображения». (5ч)
Передача цвета и формы предмета. Наброски с натуры овощей, фруктов
Передача движения. Какой бывает дождик
Силуэт. Натюрморт. Аппликация
Передача характера природы линией и цветом. Осень. Пора плодородия
«Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды». (6ч.)
Составление линейного орнамента из форм растительного мира. Аппликация
Рисование в полосе орнамента из форм растительного мира. Линейный орнамент
Узор в круге. Ось симметрии. Геометрический орнамент
Орнамент в украшении крестьянской избы. Изображение сказочного домика
Орнамент в украшении крестьянской избы Русского Севера. Изображение наличника
«Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения». (12ч.)
Элементы городецкой росписи по дереву. Серия упражнений по заполнению формата листа элементами городецкого орнамента (розаны, купавки)
Импровизация по мотивам городецкой росписи. Роспись спинки детского стульчика.
Разработка серии эскизов- импровизаций по мотивам народной росписи по дереву (Городец)для декорирования разделочной доски, коробочки
Декоративное панно с характерными элементами Городца (аппликация). Коллективная работа.
Злементы росписи загорской игрушки. Импровизация по мотивам росписи матрёшки
Глиняная игрушка. Элементы дымковского орнамента
Дымковская глиняная игрушка. Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.
Народная игрушка. Аппликация. Коллективная работа
Упражнения в рисовании птиц- мотивов городецкого орнамента
Украшение ларцов по мотивам городецкой народной росписи. Коллективная работа
4.Искусство на улицах города. (10 ч.)
Форма здания и фантазия. Создание макетов фантастических конструкций
Образ здания и его назначение. Конструирование здания с определённым образом
Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Конструирование из бумаги силуэтов и парусов для двух флотов: доброго и злого
Выражение намерений, целей через украшение. Украшение парусов и кораблей двух флотов: доброго и злого. Характер и ритм объёмов. Конструирование макетов современного города.
В торой год обучения
2 класс (34 часа в год)
Основы художественного изображения. (9 ч.)
Передача цвета изображаемого объекта. Рисование натюрморта с натуры.
Передача состояния и настроения с использованием свойств цвета, ритма, формы в цветовом решении образа. Композиция «Дождик» (летний, осенний)
Серия упражнений для передачи эффектов состояния природы (по сырому, раздельный мазок, набрызг).
Серия упражнений. Наброски и зарисовки предметов быта скупыми средствами линейной графики. (уголь)
Передача цвета изображаемых предметов. Рисование осенних деревьев.
Зарисовки предметов средствами графики. Рисование деревьев зимой.(тушь, уголь)
Серия пейзажей. «Ветер», «Снег», «Холодный дождь». Известные исторические здания посёлка.
«Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды». (10 ч.)
Геометрический орнамент в народной вышивке России. Составление
Изображение главных элементов геометрического орнамента Дымкова, Филимонова.
Орнамент в народном костюме России. Ритм и цвет орнамента. Эскиз женского костюма.
Орнамент в народном костюме России. Ритм и цвет орнамента. Эскиз мужского костюма.
Геометрический орнамент. Эскиз росписи ёлочных игрушек.
Тонкая сплошная линия в орнаменте Гжели. Упражнения. Орнамент полосы из тонких линий.
«Сеточка» в орнаменте Гжели. Упражнения. Орнамент полосы из сеточки.
Точечные и штриховые заполнения в орнаменте Гжели. Упражнения.
Орнамент полосы, включающей тонкие линии, сеточку и точечные дополнения.
«Народный орнамент России: творческое изучение в процессе
Орнамент в украшении головных уборов. Украшение кокошника
Разработка эскиза кукол из бумаги на основе цилиндра. Орнамент в русском народном костюме.
Портрет мастера. В мастерской народного умельца. Композиция.
Петрушка- герой народных сказок. Представление на ярмарке.
Особенности глиняных игрушек разных школ. Дымково, Филимоново Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.
Орнамент Гжели. Разработка эскиза для украшения сервиза.
Резной орнамент в декоре изб средней полосы России.
Серия упражнений на исполнение резного орнамента в декоре изб по мотивам резьбы в домах средней полосы России
Дом мастера. Геометрический орнамент по мотивам резьбы. Украшение дома орнаментальным узором.
4.Искусство на улицах города. (3 ч.)
Макетирование детской игровой площадки.
Витрины на улицах города. Проект оформления витрин магазинов «Детский мир», «Спорттовары», «Игрушки».
Формы организации и виды деятельности школьников
При организации занятий по программе «Декоративно-прикладное искусство» приоритетными видами деятельности являются: творческая, познавательная, общение и взаимодействие со сверстниками в парах и группах при выполнении практических заданий.
Формы проведения занятий: изобразительная викторина, практическое занятие, конкурс, экскурсия, беседа, презентация, выставка.
Требования, предъявляемые к методике проведения декоративно-прикладного искусства: а) установление задачи для каждого задания; б) соответствие заданий возрастным особенностям и способностям детей; в) обеспечение положительного эмоционального настроя; г) систематичность и последовательность проведения заданий; д) мотивация к проявлению активности и самостоятельности (при направляющей роли педагога).
В процессе проведения каждого занятия педагог знакомит учащихся с правилами безопасного поведения на рабочем месте.
Материально-техническое оснащение: ИКТ, комплект наборов ДПИ, плакаты, наглядные средства: образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах), работы воспитанников прежних лет.
1 класс (33 часа в год)
Основы художественного изображения
Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды
Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения
Искусство на улицах города
2 класс (34 часа в год)
Основы художественного изображения
Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды
Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения