Прикладная лингвистика что сдавать

Профессия: лингвист

Что такое лингвистика, зачем поступают на лингвистов и кто сегодня изучает исчезающие языки

Прикладная лингвистика что сдавать

Прикладная лингвистика что сдавать

Нужно ли знать много языков, чтобы стать лингвистом? С чего начать знакомство с этой наукой? Кем вообще работают лингвисты? Мы поговорили с экспертом, чтобы разобраться, чем лингвистика отличается от других специальностей, на которых тоже изучают иностранные языки, и как выглядит научная работа исследователей языка.

Прикладная лингвистика что сдавать

Прикладная лингвистика что сдавать

старший преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики

Лингвист: кто это и чем он занимается

Лингвистика — это наука о том, как устроен человеческий язык. Научный интерес для учёных-лингвистов составляют разные темы: разнообразие человеческих языков, закономерности в структуре языка, история развития диалектов и языков, связь речи с другими аспектами деятельности человека: социокультурными, биологическими, психологическими. Лингвисты не просто изучают конкретные языки, но исследуют их в рамках фундаментальной науки о языке в целом.

Сейчас распространено понимание термина «лингвистика» как «изучения иностранных языков». С таким определением категорически не согласны лингвисты-теоретики.

Не стоит путать лингвистику с другими профессиональными сферами, которые связаны с языком. Лингвисты — это не переводчики и не полиглоты.

Профессия лингвиста подразумевает серьёзную научную работу по структурированию и анализу имеющихся знаний о языке, чтобы обогатить лингвистическую теорию.

Как понять, стоит ли поступать на лингвистический факультет

Чаще всего на факультет теоретической лингвистики поступают те, кого в школе интересовало устройство своего родного языка, например уроки русского. Чтобы разобраться получше в этой области знания, стоит почитать научно-популярные книги о лингвистике: например, «Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна или энциклопедию для детей «Языкознание. Русский язык» издательства «Аванта+», а также научно-популярные ресурсы в интернете. Узнав, как сами учёные объясняют функции и принципы лингвистики, вы сможете понять, привлекает ли вас подход к языку как к системе, — именно это ждёт студентов-лингвистов.

Есть и другой способ для старшеклассника разобраться, что же такое лингвистическая наука, — решение лингвистических задач и участие в специализированных олимпиадах. Лингвистическая задача — это особый жанр, где читателю предоставляется информация о неизвестном ему языке и, руководствуясь лишь этими данными и логическими размышлениями, нужно выполнить задание. Оно может заключаться в том, чтобы перевести предложение или распознать какие-то грамматические категории в незнакомом языке.

Школьникам, которых интересует, что такое профессия лингвиста, доступны Московская традиционная олимпиада по лингвистике и математике, олимпиада «Высшая проба» и Всероссийская олимпиада по русскому. Такие задачи — это модель деятельности учёного-лингвиста. Если задачи удаётся успешно решать, процесс работы вызывает интерес и азарт, значит, у вас есть основания полагать, что вам понравится заниматься лингвистикой.

Прикладная лингвистика что сдавать

Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на лингвистику

Для поступления на программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ, а также на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в НИУ ВШЭ:

Для поступления на программы «Лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ:

Первая группа программ больше ориентирована на освоение теории языка и большее внимание уделяет точным научным методам, а на программе «Лингвистика» в российских университетах фокус будет скорее на теории и практики перевода, а также теории преподавания языков.

Востребованность лингвиста на рынке труда

По большей части выпускники-лингвисты продолжают свой карьерный путь в науке. Это необязательно будет непосредственно теория языка. Знание лингвистики полезно учёным многих гуманитарных сфер: культурологии, филологии, антропологии. Компетенции, которые формируются у студента за время обучения, — ясность мышления, понимание точных методов, умение рассматривать явления структурно — интеллектуально обогащают исследования культуры, которыми занимаются учёные-гуманитарии.

Помимо науки, человек с лингвистическим образованием может профессионально реализовать себя в прикладных сферах.

Уровень зарплат зависит от сферы, в которой работает выпускник лингвистического факультета, а также от конкретного проекта. Согласно данным с сайта HeadHunter, средние зарплаты специалистов-лингвистов в IT-компаниях составляют от 80 000 до 120 000 рублей в месяц, преподавателей иностранных языков — от 40 000 до 100 000, переводчиков — от 40 000 до 90 000, разработчиков образовательных программ — в районе от 60 000 до 80 000 рублей.

Какие конкретные явления нашей речи попадают в область наблюдения лингвистов

Спектр тем, которыми интересуются учёные-лингвисты, можно рассмотреть на примере одного конкретного раздела этой науки. На пересечении наук о языке и наук об обществе существует социолингвистика — область исследований взаимного влияния языковых и социальных факторов, то есть наука о том, как язык определяет отношения между людьми и как язык формируется и меняется под воздействием общественной жизни. Язык — продукт нашей социальной жизни, поэтому социолингвистика изучает, как социальные факторы влияют на языковые изменения и языковое многообразие.

В рамках этой науки можно рассмотреть, например, социолингвистическое варьирование. Принадлежность к разным социальным группам находит выражение в речевых особенностях: по-разному говорят мужчины и женщины, люди разных поколений, жители разных регионов.

Прикладная лингвистика что сдавать

Социолингвисты также изучают такое явление культуры, как многоязычие. Учёные, которые интересуются этим вопросом, пытаются выяснить и описать, как люди пользуются речью в тех странах и обществах, где в ходу больше одного языка. В многоязычных культурах люди переключаются между языками в разных ситуациях. Задача исследователя — систематизировать такие ситуации, чтобы увидеть большую картину. Социолингвисты узнают, каким образом одни языки умирают, а другие восстанавливаются, каковы отношения между языками в многоязычных государствах и как на это влияет культурная политика.

Другая интересная тема — взаимодействие между людьми на микроуровне. Изучая межличностную коммуникацию, лингвисты задаются вопросами: чем обусловлено то, как мы разговариваем в разных контекстах с разными людьми? Как отношения между людьми выражаются в речи? Что такое языковая вежливость? Как устроен диалог?

Какими могут быть научные интересы исследователя-лингвиста

Есть близкая к социолингвистике дисциплина — лингвистическая антропология. Лингвистические антропологи изучают, как варьируются языки в зависимости от культуры, к которой они относятся. Как люди понимают мир и как это отражается в их языках? И правда ли, что у инуитов есть сто названий для снега? (Нет, это неправда).

Меня занимают социокультурные вопросы в лингвистике, но я скорее определяю себя как антрополога, а не как лингвиста. Больше всего меня интересует, как протекает жизнь в сообществах на Севере. Я специалист по населению Севера и Арктики, причём меня равно интересуют культура и коренного населения этих мест, и тех людей, которые перебрались туда из других регионов. Я также интересуюсь миноритарными (малыми) языками и культурами — в особенности Севера, но не исключительно. Меня волнует такой процесс — языковый культурный сдвиг, то есть утрата культуры и языка этнической группой. Свои исследования я провожу в рамках Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ ВШЭ.

Сотрудники лаборатории ездят в экспедиции и там общаются с людьми. Лингвисты разговаривают с носителями языков, записывают тексты. Часто речь идёт о языке под угрозой исчезновения, учёные стараются документировать такие языки. Подобные записи бесценны, ведь сегодня малые языки и культуры исчезают довольно быстро. Глобализация стирает многообразие языков во многих регионах, поэтому учёные стараются зафиксировать как можно больше сведений в ходе общения с живыми носителями языков, чтобы сохранить память о них для науки и для будущего.

Занимаются ли лингвисты сохранением языков

Сохранить язык лингвистам едва ли под силу. Языки исчезают, когда стремительно меняется жизнь людей, когда они сталкиваются с другой культурой, которая вытесняет их собственную. Если язык какой-то этнической группы стигматизируется, начинает казаться людям стыдным или как минимум не престижным, они перестают учить ему своих детей.

Поэтому восстановить или уберечь от исчезновения язык могут только его носители при благоприятных социальных и политических обстоятельствах.

Усилия со стороны учёных по возрождению языка бессмысленны без запроса живых людей. Роль лингвистов в этом вопросе ограниченна — они могут выступать лишь экспертами, ведь систематизированное лингвистическое описание помогает потомкам носителей вспоминать свой родной язык. В целом язык сохраняется, если сообщество видит в нём ценность, его можно поддерживать путём преподавания и поднятия социального престижа.

Сегодня, в том числе в России, у молодых людей в больших городах всё чаще просыпается интерес к языкам своих предков, что сигнализирует об интересных культурных изменениях и обещает позитивные перспективы для сохранения языкового многообразия.

Изображение на обложке: Thierry Fousse / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Фундаментальная и прикладная лингвистика в МГЛУ, профиль бакалавриата 

Экзамены, минимальные баллы, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе Фундаментальная и прикладная лингвистика, Московский государственный лингвистический университет

Параметры программы

Варианты программы

Статистика изменения проходного балла по годам

Проходные баллы на бюджет

Проходные баллы на платное

О программе

Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» нацелена на подготовку специалистов в области фундаментальной и прикладной лингвистики. Профессиональная деятельность выпускников связана, с одной стороны, с научными исследованиями в области теоретической лингвистики, с другой – с разнообразными приложениями лингвистики, куда входят как такие традиционные направления, как обучение родному и иностранным языкам или составление словарей различных типов, так и области, особенно бурно развивающиеся в последние два десятилетия: автоматическая обработка и передача текстовой информации, создание и развитие интеллектуальных систем, лингвистические технологии в социально-политической сфере и многое другое.

Обучение студентов по данному направлению включает несколько модулей дисциплин: прежде всего это блок теоретических лингвистических дисциплин (общая фонетика, морфология. синтаксис, семантика и т. д.); затем блок прикладных лингвистических дисциплин (общая и компьютерная лексикография, технологии обработки текста и звучащей речи и др.); блок математических дисциплин, которые изучаются в течение пяти семестров (понятийный аппарат современной математики, математическая логика, теория вероятностей и др.); в учебный план также входят теоретические курсы ряда древних языков (латынь, старославянский, древнегреческий) и большое число разнообразных курсов по выбору студента. Данное направление предусматривает практическое изучение двух иностранных языков, причем в качестве первого языка может предлагаться как европейский язык, так и один из наиболее распространенных восточных языков (китайский, японский, арабский и другие).

Источник

Прикладная лингвистика что сдавать

У вас есть прекрасная возможность совместить первое, второе и третье, выбрав направление «Лингвистика» нашего университета.

Подготовка по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика» ведется с изучением трех иностранных языков (английский/немецкий, английский/французский, английский/итальянский или английский/испанский и китайский). Наши выпускники имеют возможность получения двойного диплома международного образца.

Во время обучения студенты проходят практику на базах предприятий и учреждений, лучших в сфере лингвистического образования и межкультурной коммуникации, а также выезжают за рубеж на стажировки в страны изучаемого иностранного языка. Специалисты, получившие высшее образование по лингвистике в нашем ВУЗе, высоко ценятся на рынке труда. Со специальностью «Лингвистика» они с одинаковым успехом могут работать в переводческих бюро, в различных компаниях за рубежом, находят себе применение в туристических и рекламных агентствах, в пресс-службах и редакциях, в международных отделах совместных предприятий и организаций, где требуется профессиональное знание иностранных языков и культуры зарубежных стран. Кроме того, у нас можно получить второе высшее лингвистическое образование, что особенно важно для многих специалистов, делающих карьеру в иностранных компаниях. Второе лингвистическое образование на базе первого высшего можно получить в ускоренном режиме, с учетом ранее изученных в ВУЗе дисциплин.

Современный человек живёт в информационной среде. Современные технологии включают растущее число автоматизированных информационных систем, средств массовой коммуникации, телесвязи и радиообмена, систем машинного перевода, диалоговых, вопросно-ответных, экспертных систем, помогающих человеку в принятии ответственных решений. Языковая практика информационного общества, а также современные теоретические исследования оперируют машинными фондами языков, алгоритмами и программами автоматической переработки текстов, моделированием речемыслительной деятельности. Общение с ПК развивается в сторону использования удобного для человека естественного языка, который продолжает оставаться мощным и незаменимым средством передачи информации, наряду с тем, что компьютер стал неотъемлемой частью интеллектуального технического окружения человека. Перспективные специалисты, в совершенстве владеющие родным языком, свободно изъясняющиеся на трёх иностранных языках, изучившие искусственные языки и программирование, общающиеся с компьютером «на ты», будут востребованы на современном рынке труда.

Реализацию основных образовательных программ обеспечивают научно-педагогические кадры самого высокого уровня профессора и доценты, доктора и кандидаты наук лингвисты и литературоведы, математики и имиджеологи, программисты и системотехники.

Ежегодно студенты-лингвисты становятся слушателями летних языковых курсов в Италии, Австрии, Германии, Китае, Америке, что позволяет совершенствовать знания изучаемых языков. Студенты факультета проходят практику в государственных учреждениях, общественных организациях, на промышленных предприятиях и СМИ города Курска.

По окончании обучения вы сможете реализовать свои знания как преподаватель, спичрайтер, лингвист-переводчик, референт, консультант по речевому имиджу, специалист по компьютерной лингвистике, программист, разработчик WЕВ-страниц на иностранных языках.

Приходите к нам сегодня, если Вы не хотите отстать от жизни завтра! Мы ждем Вас в ЮЗГУ!

Перечень вступительных испытаний:

Источник

Карьера и зарплаты выпускников специальности «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (45.03.03, бакалавриат) в России

средняя цена обучения (год)

Зарплаты выпускников после окончания специальности Фундаментальная и прикладная лингвистика в вузах России

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 29200 рублей/месяц.

Кем работать

Полученные навыки дают большую возможность выбора профессиональной сферы:

В целом полученные знания позволяют трудоустроиться без проблем. Место работы можно выбрать любое – от общеобразовательной школы до представительства иностранных фирм. Это и издательства, и переводческие бюро, и СМИ, и IT-компании, и туристические фирмы.

Перспективы

Дальнейшие перспективы выпускников во многом зависят от величины населенного пункта. В то же время, многие специальности дают возможность работать удаленно – администратор сайта, контент-менеджер, переводчик, разработчик лингвистических программ.

Широкие перспективы у специалистов, решивших сделать упор на навыки переводчика. Особенно полезны их знания в международных компаниях и фирмах, работающих с иностранными партнерами. Также они могут заниматься преподаванием, переводить художественные, технические или деловые тексты.

Востребованы лингвисты в web-студиях. В их функции входит наполнение сайтов, корректура и редактирование, участие в создании и совершенствовании компьютерных программ.

Также выпускники могут реализовать себя в СМИ, работать в информагентствах, в пресс-службе государственных органов или коммерческих организаций.

Карьера по специальности Фундаментальная и прикладная лингвистика — вузы России

Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.

Источник

Вопросы и ответы

Востребована ли данная специализация? Куда можно будет пойти работать?

Выпускники программы востребованы в аналитических и маркетинговых отделах крупных компаний и финансовых организаций, в экспертных структурах, IT-компаниях, консалтинговых фирмах, Интернет-компаниях, электронных и печатных масс-медиа, издательствах, сертифицированных экзаменационных центрах по иностранным языкам, органах государственного и муниципального управления, в сфере культурного проектирования и медиакритики.

Профессиональные компетенции позволят выпускникам работать в международных проектах различной тематики.

Сферы деятельности выпускника бакалавриата:

Трудоустройство:

По данным, полученным в результате опросов крупнейших работодателей и рекрутинговых агентств, в Нижегородской области спрос на лингвистов растёт на 4-5% ежегодно. Выпускники программы востребованы:

профессор, доктор филологических наук

У вас слишком молодая программа. Значит ли это, что она уступает программам с «историей», с традициями?

На рынке образовательных услуг Нижнего Новгорода отсутствуют программы по подготовке бакалавров и магистров в области прикладной лингвистики вообще и в области компьютерной лингвистики в частности, в то время как специалисты с такой квалификацией востребованы на рынке труда: гуманитарии, обладающие конкретными, прикладными навыками и компетенциями, связанными с поиском и анализом информации, организованной в виде сложных текстов, с разработкой интеллектуальных программных систем поиска и анализа текстовых данных в сети Интернет, навыками профессионального общения на двух иностранных языках, умением использовать компьютерные инструменты поиска и мониторинга массивов данных в социальных сетях и т.д.. Такое образование преодолевает межпрофильные барьеры в подготовке специалистов. Именно таких специалистов ожидают многие современные IT-компании.

Кто работает у вас на программе?

На образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика» работает замечательный преподавательский коллектив, состоящий из математиков, программистов, лингвистов и филологов. Математический блок дисциплин и блок, связанный с программированием, ведут преподаватели факультета информатики, математики и компьютерных наук (Карпов Н.В., Пономаренко А.А., Баевский Ю.Е.).

Обучение дисциплинам гуманитарного блока обеспечивается преподавателями кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации и кафедры иностранных языков. Среди них есть заслуженные ученые, профессора, доктора наук, имеющие публикации в международных научных журналах, широко известные не только в российском, но и в мировом профессиональном сообществе (Зусман В.Г., Романова Т.В., Цветкова М.В., Бочкарев А.Е.).

«Среднее поколение» представлено доцентами, кандидатами наук, по-настоящему увлеченными своей работой, блестящими преподавателями, умеющими донести самый сложный материал до студентов, всегда открытыми и готовыми к общению людьми (Малафеев А.Ю., Мохова Л.К., Соснин А.В., Гельфонд М.М., Борышнева Н.Н.); часть из них прошла стажировки в таких ведущих зарубежных университетах как Оксфордский и Кембриджский университет (Баринова Е.В., Морозова Н.Н.).

«Молодые преподаватели», работающие на программе, могут быть названы молодыми только по своей принадлежности к юному поколению. Они не уступают своим более зрелым коллегам в умении общаться со студентами и передавать им знания, и включены Высшей школой экономики в «группу высокого профессионального потенциала» (Климова М.А.).

Есть в штате факультета и иностранные преподаватели. Немецкий и французский языки как второй иностранный с 2015-16 учебного года преподают носители языка.

Кроме того, на факультет приезжают с курсами лекций приглашенные профессора из Московского кампуса Вышки (Рахилина Е.В., Орехов Б.В., Ландер Ю.А., Бонч-Осмоловская А.А.) и из зарубежных университетов (Фредерик Уайт, Майкл Минч).

профессор, доктор филологических наук

декан факультета гуманитарных наук

Как можно продолжить образование после окончания бакалаврской программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»?

«Прикладная лингвистика и текстовая аналитика / Applied Linguistics and Text Analytics»

Выпускники работают в образовательной и научно-исследовательской сферах, государственных и коммерческих структурах, занимаясь вопросами текстовой аналитики, информационной безопасности, консалтинга, рекламы и продвижения.

Более полную информацию о программе можно получить на ее официальном сайте:

«Интеллектуальный анализ данных»

Программа направлена на подготовку магистров с глубокими фундаментальными знаниями во многих областях современной прикладной математики, включая анализ данных, задачи обработки языковых данных, прикладные задачи компьютерной и корпусной лингвистики, машинное обучение, модели и алгоритмы решения задач оптимизации, теорию игр, технологии анализа сетевых структур, современную теорию вероятностей и математическую статистику. Выпускники магистратуры обладают необходимыми знаниями и способны разрабатывать новые математические модели и эффективные алгоритмы для решения сложных задач, возникающих в реальной жизни.

Программа ИАД среди прочего включает такие предметы, как Модели корпусной лингвистики, Методы и алгоритмы распознавания речи, Научно-исследовательский семинар «Методы интеллектуального анализа данных и компьютерной лингвистики». Выпускники найдут применение в таких сферах как мониторинг массивов информации с использованием современных компьютерных инструментов лингвистического исследования, разработка и применение интеллектуальных программных систем поиска и анализа текстовых данных в сети интернет.

доцент, кандидат физико-математических наук

академический руководитель программы

«Интеллектуальный анализ данных»

Есть ли студенческая жизнь на Марсе «Фундаментальной и прикладной лингвистике»? Какая она?

Несомненно, есть. Студенческая жизнь, как в Вышке, в целом, так и на нашем факультете насыщенна и разнообразна. Но всё, конечно же, в руках самих студентов. Делайте свою студенческую жизнь яркой и запоминающейся! Студенческие годы – самые лучшие годы в жизни человека! Только, чтобы это стало действительно так, нужно быть активным участником общественной жизни, а не сидеть в тени и ждать, пока все само придет к тебе в руки! Здесь вы сможете найти множество новых друзей; узнать, что такое общежитие и студенческие вечеринки; студенческая любовь и поддержка; первый зачёт и первая сессия, экзамен и его пересдача, прогулы и отработки, стипендия и каникулы. Главное уметь совмещать приятное с полезным.

студентка группы 13 ФПЛ

В нижегородской Вышке есть:

А.Ю. Малафеев
доцент, кандидат филологических наук
академический руководитель ОП «ФиПЛ»

Трудно ли у вас учиться?

По-разному. У кого-то трудности может вызвать программирование, особенно если вы этим никогда не занимались, кому-то сложным покажутся большие объемы информации на гуманитарных дисциплинах вроде введения в языкознание или, например, морфологии. Главное — уметь правильно организовать свое время и действительно интересоваться тем, что вы изучаете. Тогда все получится.

студентка группы 13 ФПЛ

Можно ли совмещать работу и учёбу?

На мой взгляд, совмещать учебу и работу не так уж и сложно, если есть желание. Усилий для этого потребуется совсем немного, тем более что работу можно искать по специальности или хотя бы немного связанную с будущей профессией. Таким образом, вы получаете не только дополнительный заработок, но и множество полезных навыков, которые обязательно пригодятся в учебном процессе или даже будущей профессии. К примеру, некоторое время я работала в компании «Юниум» преподавателем английского языка, сейчас занимаюсь репетиторством. С другой стороны, совершенно неважно, чем вы занимаетесь, главное, делать это с удовольствием!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *