Прикладная бизнес психология что это

Чем занимается бизнес-психолог?

Лидерство — сложная и кропотливая работа в условиях неопределенности и взаимоисключающих требований. Бизнес-лидер должен объединять сотрудников и мотивировать их на достижение корпоративных целей. За каждой из этих вещей стоит своя психология. Рассказываем, почему наиболее конкурентоспособные предприятия обращаются к бизнес-психологам.

Это специалист, который использует психологические знания, чтобы помочь лидерам бизнеса, топ-менеджерам или отдельным сотрудникам и составленным из них командам работать более эффективно для достижения амбициозных бизнес-целей.

Бизнес-психологи имеют широкий спектр специализаций — от организационной психологии до клинической и социальной психологии. Опираясь на свои знания, умения и навыки, они понимают, что именно в данный момент происходит с основателями и сотрудниками данной компании, и каковы мотивы их поведения. Помимо этого личностного аспекта, бизнес-психологи разбираются в динамике бизнеса и представляют, как работают предприятия, на системном уровне.

Но чтобы помочь компании процветать, им не обязательно становиться отраслевыми экспертами: они существуют не для того, чтобы давать советы по вопросам финансов, недвижимости или здравоохранения, их сфера — люди, они призваны определять, как психологические факторы препятствуют успеху в бизнесе.

Бизнес-психологи помогают лидерам, отдельным сотрудникам и составленным из них командам:

Бизнес-психологи, так же, как бизнес-тренеры, выявляют и решают основные проблемы компании. Более того, эти специалисты во многих случаях пользуются одними и теми же методиками. Однако, бизнес-психологи сфокусированы не только на стратегических вопросах, но и лучше подготовлены к решению текущих тактических проблем (в настоящем) и способствуют устойчивым изменениям (в будущем).

Идеальным для вас кандидатом будет специалист, который может предвидеть и решать проблемы до того, как они станут реальностью. Лучший способ оценить это — попросить рекомендации у бывших клиентов данного соискателя.

Однако, выбор бизнес-психолога, как, впрочем, и любого психолога, — ваше личное решение: вы должны почувствовать резонанс с соискателем и наличие потенциала для построения (с течением времени) доверительных отношений между вами.

Андрей Игнатьев, бизнес-психолог, основатель «220 Вольт». Специально для VC.

Источник

Психология бизнеса в качестве направления психологической науки

Психология бизнеса — отрасль психологической науки, возникшая на стыке нескольких дисциплин гуманитарного направления.

Психология бизнеса основана на базе психологии, социологии, экономики в связи с активным развитием социально-экономических аспектов общества. Эти аспекты должны быть психологически осмыслены. Предметом психологии бизнеса является психика человека, следовательно в основу изучения положены фундаментальные и прикладные подходы, сложившиеся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии.

Рождение и развитие психологии бизнеса — реакция на современные новые условия социально-экономического характера. Рыночная экономика стремительно развивается, вследствие этого развития появились предпринимательство, банковское дело, торговые сети и сети обслуживания. Бизнес становится основой экономических отношений, а представители бизнеса должны непрерывно самосовершенствоваться, чтобы управлять этим сложным делом. Бизнесменам требуется помощь психологов как в личностном, так и профессиональном развитии. Появление психологии бизнеса своевременно и весьма правильно отражает классическую логику выделения новых отраслей в психологии, где главным принципом классификации является развитие психики человека под влиянием деятельности и социума. В центре прикладного направления психологические проблемы людей, связанных с ведением бизнеса, повышение эффективности бизнес деятельности. Психология бизнеса продолжает оформляться как отрасль психологии со своей определенностью, спецификой.

Специфика психологии бизнеса

Логика развития любого психологического направления включает в себя несколько этапов.

Сначала происходит накопление и объединение теоретических сведений в данной области. В то же время нарабатывается практический опыт, решаются конкретные прикладные задачи, явившиеся результатом взаимодействия человека с обществом, социальными институтами, трудовыми коллективами, деятельностью компаний. Теоретический и практический пути определяют сущность психологии вообще и психологии бизнеса в частности.

Психолог Курт Левин писал о том, что самой лучшей практикой является хорошая теория. В этом высказывании заключен весь смысл психологического знания: теоретическая база направлена на практические действия: оказание психологической помощи, обеспечение саморазвития, результатом является выживание человека.

Психология бизнеса — психологическая отрасль, объединяющая науку и практику в области бизнеса, разрабатывающая рекомендации по интеграции интересов бизнеса и общества, по повышению эффективности бизнес деятельности и бизнес проектирования. Психология и бизнес объединены в одно целое для того, чтобы оказывать помощь представителям бизнес структур и всех заинтересованных сторон.

Психология бизнеса носит междисциплинарный характер, подчеркивающий единство всех отраслей психологии, прежде всего психологии труда, личности, социальной, экономической, организационной психологии.

Психические категории в психологии бизнеса

В психологии бизнеса выделяют психические категории в соответствии с общепсихологическими понятиями:

Понимать структуру психических явлений необходимо в психологии бизнеса. Бизнес-психологи, исследуя профессиональное самоопределение личности в бизнесе, обращаются к психическим явлениям и выделяют различные аспекты этой проблемы: роль когнитивных факторов при самоопределении, работа волевых и эмоциональных механизмов.

Психология бизнеса, обогащенная знаниями о психологических явлениях, становится более определенной, позволяет находить новые решения проблем, связанных с управлением предприятиями, бизнес-организациями. Могут появиться новые идеи оптимизации бизнес-процессов, идеи построения типов управления, разработки стратегий обучения внутри корпораций, способы активизации поведения потребителей, методы эффективного взаимодействия бизнес-партнеров.

Уровни анализа бизнеса

Сегодня выделяют следующие уровни анализа бизнеса:

Личностный уровень исследует бизнесмена как личность, также подвергается изучению психологическая структура бизнес-деятельности. Профессии, относящиеся к бизнесу в России четко не определены, поэтому исследуется деятельность, приносящая доход, что и составляет суть бизнеса. Изучаются личностные особенности людей, способных заниматься бизнесом, процессы их самоопределения и самоидентификации, анализируются факторы удовлетворенности деятельностью. В центре изучения внутриличностные конфликты и психологические кризисы в деятельности бизнеса.

Социально-психологический уровень рассматривает особенности бизнес-структур: закономерности их появления, развития, взаимоотношений с другими структурами. Организация является инструментом бизнеса, то есть осуществляет координацию деятельности людей. Здесь внимание уделяется таким понятиям, как «руководство», «лидерство», «стимулирование». Подробно изучается проблема взаимодействия в бизнесе. В центре внимания деловое партнерство, конкуренция, деловая этика, деловая репутация. Рассматривается поведение людей в бизнес-сообществе: проведение переговоров, способы разрешения конфликтных ситуаций, заключение сделок.

Социологический уровень изучает бизнес как социальный институт, который охватывает большую часть жизни общества. Это система связей, имеющая социальные нормы, свои ценности и процедуры бизнес-сообщества. Здесь важное место занимает изучение проблемы социальной ответственности бизнеса, имиджевой стороны бизнеса.

Итак, бизнес с психологической стороны может изучаться как:

Эти три уровня находятся в тесной связи, дополняют и обогащают друг друга. Поэтому при изучении бизнеса с разных точек зрения (экономической, правовой, организационной) эти уровни учитываются. Такой подход дает возможность увидеть и изучить такое сложное явление, как бизнес с разных сторон. Работа предстоит долгая и сложная, связанная с адаптацией научного академического аппарата к решению задач из области психологии бизнеса.

Объектом исследований в области психологии бизнеса являются закономерности и механизмы функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Предметом исследований являются:

Источник

10 психологических исследований, которые помогут добиться успеха в бизнесе

Успех бизнеса складывается из многих вещей, и не последняя из них — психология. Понимание того, как люди ведут себя в той или иной ситуации, может помочь предпринимателю при общении с инвесторами, клиентами и сотрудниками. Ресурс Superheroyou составил подборку из 10 полезных психологических исследований, а редакция ЦП сделала из них прикладные выводы.

Прикладная бизнес психология что это

Знания о том, какие психологические приемы могут сработать также успешно, можно почерпнуть из тематических исследований. И вот некоторые из них.

Эффект наблюдателя

Многие уверены, что если с ними что-то случится там, где много народу, то им обязательно помогут. На самом же деле все не совсем так: сразу несколько исследований подтвердили тот факт, что люди не склонны отвлекаться на помощь другим, если вокруг и так есть кто-то, кто мог бы решить проблему. В то же время, увидев человека, попавшего в беду в одиночестве, многие без сомнений ему помогут.

Вывод: Как и в обычной жизни, в бизнесе не стоит надеяться на то, что кто-то из сотен окружающих придет на помощь. В то же время, в маленкой компании «чувство локтя» и ответственность каждого сотрудника по-умолчанию будут выше.

Ключ к счастью

В ходе исследования Harvard Grant Study ученые вели наблюдения за 268 мужчинами на протяжении 75 лет, все это время собирая данные об уровне их счастья. Результаты показали, что двумя главными составляющими счастья оказались любовь и «возможность жить так, чтобы это не мешало любви».

Вывод: В жизни есть вещи и поважнее работы, поэтому все же не стоит вычеркивать из своей жизнь семью и друзей, только для того, чтобы заработать больше денег. В конце концов, они нужны лишь для того, чтобы их тратить.

Зефирный тест

В конце 60-х годов прошлого века Уолтер Мишел тестировал способность детей к «отложенному удовлетворению». Эксперимент проходил так: четырехлетнего ребенка сажали за стол и предлагали выбор между тем, чтобы съесть одну зефирку сейчас, или две 15 минут спустя. Большинство детей соглашались подождать, но «ломались» и съедали только одну. Выдержать 15 минут удавалось очень немногим. В дальнейшем выяснилось, что те дети, кто смог заставить себя подождать в надежде на более хороший результат в будущем, стали по жизни более успешными людьми, у них были выше оценки в университете и они не были склонны к проблемам с наркотиками и депрессиям.

Проблема выбора

В 1995 году Шина Айенгар из Колумбийского Университета провела интересный опыт. Она разработала различные варианты джема, и посетителям продуктового магазина предлагалось сделать выбор из 6 или 24 баночек. Каждый из тех, кто заинтересовался предложением, попробовал в среднем два джема. Из 40% людей, остановившихся перед стендом с 6 баночками с лакомством, 30% в итоге покупали джем. В то же время, когда на стенде стояли 24 баночки, останавливалось больше посетителей магазина — 60%. Однако лишь лишь 3% из них в итоге что-то покупали.

Исследование иллюстрирует тот факт, что большой выбор — это не всегда хорошо. Людям тяжело совершить выбор, когда им предлагают слишком много различных вариантов товара или услуги с которым они знакомы не очень хорошо.

Вывод: Пример из исследования выше явно показывает, что слишком большой выбор вредит продажам. В то же время, компании, которые предлагают своим клиентам и пользователям различные ограничения, часто добиваются успеха (пример — 140 символов в Twitter, небольшое фото в Instagram и т.п.).

Эксперимент Аша

В ходе экспериментов Аша участникам предлагалось сопоставить линию из левой части рисунка с линией из правого сегмента. Ответы оказывались верными в 98% случаев, когда их нужно было молча записывать на бумаге. Однако, когда респондентов представляли друг другу и предлагали проговорить ответ вслух, все менялось. В 33% случаев участники начинали соглашаться с неправильными ответами (даже те из них, кто ранее писал на бумажке верный ответ). Если же первый говоривший называл верный ответ, то число ошибок резко снижалось и колебалось в пределах 5-10%.

Прикладная бизнес психология что это

Вывод: Не всегда нужно слушать то, что говорят другие. Необходимо не слепо соглашаться с мнением посторонних людей, а обосновывать свое видение. Или иногда просто брать на себя ответственность и поступать как нужно без лишних слов, даже если большинство не согласно. Если бы Стив Джобс слушал всех вокруг, сегодняшней Apple просто не было бы.

Селективное восприятие

На видео ниже представлен знаменитый эксперимент Симонса и Шабриса:

Правильный ответ дать не так-то легко, что демонстрирует то, как невнимательны могут быть люди. Некоторые даже не замечали человека в костюме гориллы, который появляется в середине ролика.

Вывод: При работе над важными задачами не стоит распыляться и тратить силы параллельно на что-то еще иначе можно пропустить «человека в костюме гориллы». Многие компании с течением времени приходят к пониманию важности расставления приоритетов. Один из последних примеров — реорганизация 37signals.

Собака Павлова

Об этом эксперименте каждый хоть что-то, но слышал. В ходе своих опытов знаменитый ученый звонил в звоночек перед тем, как кормить испытуемых собак. В результате, один лишь звон колокольчика мог вызывать у них слюноотделение, без всякой еды.

Вывод: Понимая, как работают различные рефлексы, можно научить себя многим вещам. Например, некоторым людям удается спать меньше, а работать так же эффективно.

Эффект прожектора

В 2000 году Томас Гилович провел серию исследований, целью которых было изучение силы восприятия. Участники экспериментов надевали футболки с изображениями лиц различных людей, а затем им нужно было постараться угадать, как много других испытуемых смогут запомнить, чье лицо было на их футболке. Чаще всего участники очень сильно переоценивали способности своих коллег.

Во время другого эксперимента проводился брейнсторминг и фиксировалось отношение людей к тому, что им будут указывать на ошибки. Большинство испытуемых, как и в предыдущем случае, были уверены, что внимание на их неточности и ошибки обратят больше людей. Кроме того, участники планировали высказывать больше идей в ходе обсуждения, чем они это делали в реальности.

Сегодня результаты исследований Гиловича называют «эффектом прожектора». Люди эгоцентричны, поэтому считают, что все фокусируются именно на них, хотя это может быть совсем не так.

Вывод: Необходимо помнить о том, что людям нет дела ни до чего, кроме себя. Каждый раз, когда компания выпускает какое-то обновление или новый продукт, не стоит ждать, что клиенты это заметят и начнут восхвалять проделанную работу. Необходимо дать людям время заметить то, как нововведения улучшили их жизнь, рассказывать об этом. И только потом уже можно ожидать финансовой отдачи.

Самый громкий голос

В 2007 году Кимберли Уивер провела исследование и обнаружила интересный феномен, связанный с повторением. Если один человек в группе повторяет свое мнение три раз, то вероятность того, что с этим мнением согласятся три других члена группы, составляет 90%. Другие исследования доказали, что если люди слышат какое-либо мнение по телевидению, то более склонны в него поверить.

Вывод: Самым громким голосом является тот, который слышат чаще всего. Поэтому компания не может сидеть сложа руки, она должна быть активной и продвигать свое видение решения проблем людей. Нужно давать интервью, вести блоги, писать в соцсети, отправлять сотрудников выступать на конференциях. Чем чаще и больше о компании слышат и знают потенциальные покупатели, тем скорее они поверят в то, что её услуги и продукты могут быть им полезны. Кроме того, чем больше информации люди получат, тем более обоснованный выбор смогут сделать.

Неизвестные ожидания

Исследователи из Университета Миннесоты изучали эффект, который ожидания других людей могут накладывать на поведение конкретного человека. Мужчинам-участникам опыта показывали фотографии женщин, привлекательность которых оценивалась по десятибалльной шкале в 2/10 или в 8/10. Затем им нужно было поговорить по телефону с этими женщинами, хотя на самом деле это были не те девушки, что изображены на фото. В результате те собеседницы, которых мужчины считали красавицей, вели себя более раскрепощенно и были более общительными.

Вывод: Ожидания, которые накладываются на других людей, могут менять их поведение. Предприниматель всегда должен помнить об этом эффекте, чтобы сохранять ясность ума и действовать так, как нужно для успеха бизнеса, а не так, чтобы, к примеру, попасть на страницы деловых изданий или набрать лишнюю тысячу подписчиков в соцсетях.

Источник

Кто такой бизнес-психолог. Живые кейсы с разбором, примеры из практики

Кто такой бизнес-психолог и зачем он современному бизнесу? Это интересный вопрос, учитывая проблемы с которыми сталкиваются большинство компаний: сложности с привлечением и удержанием персонала, низкой эффективностью, отсутствием внятной корпоративной культуры, самодурство руководителей и т.д. Решать системно эти проблемы не выходя за привычные рамки сложно, вернее мало эффективно — привычки давят на мышление, топят мысль в стереотипах, организуя бег по кругу. Бизнес-психология, на мой взгляд, здесь может быть тем самым лёгким бризом в штиль, способным освежить паруса компании и помочь разобраться с тормозами.

Опишу своё понимание бизнес-психологии, мои практические кейсы, постараюсь быть интересным и психологам, проявляющим интерес к бизнес-психологии и людям из бизнеса, интересующимся психологией. Сразу оговорюсь — бизнес-психология о которой я пишу не имеет ничего общего с темой «как заработать миллион», а больше относится к теме организационной психологии.

Бизнес-психология, на мой взгляд, не имеет своей целью массовое терапевтирование участников и приобщение их к идеям психологического мировоззрения, как некоторые считают, это скорее правильно подобранная смазка в сложном механизме, подобрать которую, не так просто и если ошибиться или вообще этого не делать, то механизм со временем разрушается.

«Бизнес-психология — направление психологии, изучающее психические закономерности и явления, проявляющиеся в организации, в процессе бизнес-деятельности. Задачи бизнес-психологии — понимание сущности психологических процессов в организации и управление ими для повышения эффективности». Такое вот сухое, малопонятное обьяснение.

Описываемый здесь подход, базируется на исследовании компании, состоящей из множества индивидуальных личностей, со своими уникальными психическими процессами. Коллективное бессознательное организации оказывает влияние на бизнес-процессы компании, внутреннюю коммуникацию, кризисы, закономерности, случайные и повторяющиеся явления, формирование уникальной культуры и многое другое.

В этой статье, я хочу рассказать о нескольких кейсах в которых была применена диагностика, не совсем типичная для классического подхода работы с организациями, но понимаемая психологами. Она включает в себя элементы арт-терапии, процесс-ориентированного метода. А так же покажу проявление взаимосвязи бизнеса и психологии, что обычно игнорируется матёрыми бизнес-адептами, но тем не менее, не отменяет их.

Моя точка зрения, что каждая организация имеет свой уникальный сценарий и бизнес-психолог, помогает увидеть его негативный аспект и провести корректировку. Это не только моё мнение, а расхожее психологов, которые изучают влияние индивидуальных особенностей психологии собственника на бизнес, на эту тему написано много литературы. По сути, делая психологическую диагностику организации, мы погружаемся в диагностику собственника.

Пример 1-й

Компания, занимается оптовыми продажами и имеет свою небольшую розницу. Владельцы обеспокоены снижением продаж. Практически все сотрудники, работают с открытия компании. Тренинг по продажам показывает высокий уровень знания продукта и мастерство продавцов. Но в группе определённо чувствуется проблематика. Предлагаю сменить формат и запускаю процесс диагностики, через образ компании в настоящем. Перед процессом я даю Транзактный анализ для бизнеса, чтобы актуализировать Взрослого и минимизировать социально-ожидаемые и конформистские настроения. В итоге получается:

«Мы в большом, комфортном автобусе, ехали на соревнование, что-то выиграть хотели, но мы это уже забываем, давно плутает по задворкам, по пыльным дорогам, каким-то деревням, давно не понимаем где и куда мы едем, но в автобусе хорошо, есть еда, тепло, но автобус уже пыльный и не такой новый».

Что можно сказать об этом образе, не зная бизнес-процессов компании? Когда участники рисуют старый автобус, без водителя, который едет непонятно где и непонятно куда?

Можно сказать многое, для психолога это готовый, понятный образ, который нужно распаковать в рамках бизнес-психологии.

Идёт обычная аккуратная работа, избегая резких интервенций и смелых интерпретаций, так как у участников, как и в индивидуальной работе, сформированы защиты, которые начнут активизироваться по мере углубления. Свободная интерпретация символа бизнес-психологом, с нужной глубиной, может быть в случае запроса на организационную диагностику, в виде отчёта, к примеру.

Попадание в групповой работе было очень точным, в перерыве я поговорил с владельцами бизнеса, они же директора. Задав несколько вопросов, чтобы подтвердить результаты нашей работы с группой, я получил неожиданные ответы. На тот момент, они уже стали достаточно состоятельными людьми и увлеклись яхтингом, направляя свою энергию на планирование новых маршрутов и прочих приятных деталей, даже во время работы.

Интерес к автобусу, соревнованиям и своей команде Собственники утратили, но боялись признаться себе и другим, поэтому компания без энергичного и целевого управления, постепенно входила в этап стагнации, который через реорганизацию удалось избежать.

Так вот здесь удалось продвинуться в решении кейса несколько глубже и подтвердить через инструмент бизнес-психологии, негативное воздействие динамики отстранения по сути родительских фигур от системы. При этом, слово психология ни разу не употреблялось, все прошло в классическом «тренерском» формате.

Работая в контексте бизнес-психологии, корректируются бизнес-процессы и идёт работа с чувствами и эмоциями участниками, а так же вполне и с негативными телесными симптомами. Все это может исследоваться и бизнес-психолог «распаковывает» эти сигналы в организационном контексте.

Но бывают и достаточно курьёзные случаи.

Пример 2-й

Компания, занимается продажей услуг. Первичный запрос владельца на тренинг — увеличение объёмов продаж, повышение осознанности, автономности сотрудников, претензии к скорости и качеству выполняемой работы, запрос на комплексную оптимизацию.

Используя подход как и в предыдущем примере, идя через подготовку к диагностике, провожу тематику «Транзактный анализ в организации», через него выходим на состояние Взрослого, так нужного в бизнесе, активность и вовлечение. Всё это в живом формате конечно, не лекционно. И когда группа разогрета, даю возможность изобразить эмоционально-образно (да простит меня Николай Дмитриевич, да он в принципе и не против заимствования в этом аспекте) свою компанию в мини-группах и вот что у нас получается:

Когда идёт работа с несколькими рисунками, то я выбираю главный и периферийные, главный конечно тот, который ближе к образу и подобию — живому существу.

«Сильное животное, уверенно чувствующее себя в своей родной стихии, с развитыми конечностями, чувствующимся потенциалом, на фоне покорения космических далей».

На первый взгляд — позитивный, ресурсныйим образ, но анализируя и углубляясь с группой, признаем (они подтверждают моё наблюдение) что животное на самом деле спит и весь космос — это его сон. Оно никуда не движется, есть некоторые сомнения в его жизнеспособности и адекватности. Возможно, оно не отличает реальность от иллюзий.

Дальнейшие события подтвердили точность попадания и раскрытия образа — собственник на стратегической сессии, через SWOT-анализ узнает «правду» сотрудников о бизнесе и это становится крахом его иллюзий — сотрудники рассказали, что они на самом деле думают о нем и бизнесе, животное раскрыло глаза и никакого космоса оно не увидело и ужаснулось увиденному.

Собственник, пережил при этом некоторый стресс (что в общем то не новость для стратегических сессий где участники перестают играть роль детей, а критично и без опасения высказывают сове мнение из Взрослой позиции).

Дальше процесс не пошёл, команда была расформирована и вскоре набрана новая, которая начала «правильно» отзеркаливать Собственика, Цели были достигнуты, хотя и не так линейно, как планировалось.

Подобный кейс, в своей книге описывает Марк Розин «Экопси», «Технологии фасилитации для бизнеса», правда в его случае трансформация пошла по экологичному пути развития. Это имеет свою закономерность — по статистике, 60–70% организаций в России, именно нарциссического типа и «открывание глаз» владельцам или первым лицам в таких организациях, может означать окончание контракта. Поэтому, анализ личности первых лиц компании — важный аспект работы бизнес-психолога, хотя бы для того, чтобы понимать, к чему приведут те или иные действия. Рекомендую: Манфред Кетс де Врис. Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций = The Leader on the Coach: A Clinical Approach to Changing People and Organizations.

Бизнес-психология, также, может рассматривать взаимосвязи и взаимовлияние личного и делового, как единого целого. Особенно это сильно это влияние может проявляться у первых лиц компании, владельцев. И это порой удивительно.

Пример 3-й

Малый бизнес, два владельца, фэшн-индустрия, все перспективно, просто, денежно. Интересно — высокие доходы, а сотрудника найти не могут — никто не идёт, постоянно какие-то проблемы с соискателями. Это на первый взгляд, классический кейс для HR — снятие потребности, профиль кандидата и поиск, сейчас покажу, как работает бизнес-психолог:

Погружаемся в анализ организационного поля — на поверхности успех, деньги, интересный бизнес. Понятен профиль кандидата, кто нужен и понятны ошибки. Про бизнес можно остановиться, закончить экшн-планом и разойтись, но я как бизнес-психолог, исследую вопрос глубже. Для индивидуальной работы или работы с мини-группой, у меня есть интегративный метод «Расстановки на шахматах», который моделирует психическую реальность клиента и её связь с организационной ситуацией. В общем, если кратко, то это расстановки на шахматной доске.

Бизнес-психолог, исследует проблему как возможный сигнал бессознательного, о наличии глубоких противоречий внутри системы.

Очень интересно — начиная работу с организационной ситуации, через несколько итераций мы видим влияние на неё личных историй Собственников (идёт работа сразу с двумя — это позволяет метод, тем более становится видно и их взаимоотношения, скрытые аспекты).

В итоге работы, проявляются подробности, которых не было на вводной части — растраты, системное употребление препаратов, семьи на грани развода или в процессе, групповые адюльтеры, отсутствие контакта с детьми.

И в конечном счёте, выход на отсутствие ресурса внутреннего к продолжению бизнеса, который проявился, как невозможность привлечь ресурс внешний — невозможность найти сотрудника.

Вот так, организационное бессознательное сигнализировало о проблеме понятным для их задурманенного разума способом. Имеет это отношение к запросу и к результатам их бизнеса? И после этого, оказывается, что бизнес уже не так интересен, доходы падают, тревога, депрессия, абстинентный синдром. Это все в формате одной сессии.

Бизнес-психолога видимо не должна удивлять взаимосвязь бизнеса и семейной системы: разрушая одну систему — разрушается, как в данном примере и другая. Это не свободная интерпретация во время сессии, это последовательные шаги — клиент видит начало, логику процесса, влияние фигур семейной системы на бизнес.

Бизнес иррационален и человек иррационален, иллюзия контроля над своей жизнью, с сопутствующей вседозволенностью, часто имеют печальный конец. Не зря испытание «медными трубами» стоит в одном ряду с огнём и водой. Это мощная энергия, справиться с которой бывает неимоверно сложно. Гармонизировать эту энергию, увидеть скрытые смыслы в процессе, принять теневой аспект — задачи которые может помочь решить бизнес-психолог.

Я не знаю конца этой истории, но знаю тех, которые не смогли свернуть с этого пути, а так же, тех, кто перестроились и нашли в себе ресурс к изменению, в том числе и с моей помощью. Для кого-то это волевое решение, для кого-то долгая работа со специалистом, а кому-то нужно все разрушить, чтобы начать сначала.

В этом примере, заложено ещё одно наблюдение — многие люди считают, что жить в неведении лучше, чем знать правду. Практикующие психологи хорошо знакомы с этой темой.

На мой взгляд, очень серьёзная задача для бизнес-психолога — не стоит торопиться открывать участникам глаза на процессы, шокируя окружающих своими интервенциями, а самому видеть и экологично работать, с тем, что можно изменить, принимать то, что нельзя и учиться отличать одно, от другого. Мой опыт показывает, что в работе с организациями это очень важно и ошибки проявляются быстро.

Организация это как большой человек и изменения здесь протекают с такой же динамикой и с теми же защитами и если у психолога появилась иллюзия того, что можно что-то просто изменить и он начинает ломать дрова, то очень быстро на это будет реакция. Ну, это как спорить с пограничником, например, пытаясь что-то доказать на первой сессии. Бизнес-психолог, отчасти одиночка в тылу врага, возможно у него лишь один союзник, для всех остальных — он угроза, способная отнять власть, комфорт, привычки. И подчас, лучше держать свои мысли при себе, так как обычно в организации никому не нужна психология и инсайты.

Задача самосохранения бизнес-психолога в организации — баланс между психологией и бизнесом. И это самое трудное — не вылететь, остаться на земле, справиться с собственными порывами, не раствориться в сложных течениях организационных противоречий, борьбы за власть, интриг, архетипов и коллективного бессознательного. Уметь отличить своё от чужого, разобраться с проекциями, с собственными установками, смыслами. Тем психологи, которые не имели реального бизнес-опыта или опыта в управлении, с данной задачей справляются гораздо тяжелее. Более подробно я рассказываю об этом здесь.

В принципе, работа бизнес-психолога во-многом схожа с индивидуальной работой: психолог двигается в сторону боли, исследуя личностный узор, помогая клиенту жить с этим узором в условиях разных ситуаций. В организации так же есть бессознательное, есть душа и зачастую — боль этой самой души, которая блокирует энергию и приводит к печальным результатам. С одной лишь поправкой — душа бизнеса формируется из душ людей, которые внутри и тон задают те, кто у руля. Такая вот метафора, понятная лишь психологам).

Чем отличается бизнес-психолог от бизнес-тренера?

Бизнес тренер может дать инструменты и попытаться научить ими пользоваться. Но представьте себе человека, сотрудника организации на которого, например, оказывает влияние негативный аспект сложившейся корпоративной культуры и на этом фоне наблюдается снижение работоспособности. А ему на работе, дают новые инструменты и вводят новые правила. Он вяло присутствует на тренинге, думая лишь об одном — как он придёт домой или как бы уволиться и забыть этот страшный сон. Какие ему новые навыки в этом состоянии? Вот так же и организация, может быть без сил, без способности воспринимать что-то новое, с хронической усталостью. И бизнес-психолог идёт глубже, туда, где лежат причины этого состояния и работает в первую очередь с ними, находя ресурс, а потом, уже, можно переходить и к навыкам. Очень круто находить глубоко — спрятанные ресурсы.

Пример 4-й

Крупная компания, первое лицо компании с директивным стилем, не терпящий критики, невосприимчивый к обратной связи, но профессионал, знающий своё дело и пользующийся поддержкой собственника. Менеджмент компании, в связи с этим, находится в подавленном состоянии, выразить которое могут только через молчание. Свой настрой несут дальше сотрудникам, которым надо значительно повысить результаты работы. Запрос от руководителя на тренинги по управлению для этих руководителей.

Представьте семью, в которой папа жёстко и системно говорит ребёнку, что ему делать и как, а на любое собственное мнение, предъявление, развёрнуто и по-взрослому, объясняет ребёнку, что он ничего не понимает, причём фраза «ты не правильно понимаешь» является любимым словосочетанием, якорем. Психолог знает, какие особенности личности ребёнка, проявятся при таком воспитании и как это отразится в его взрослой жизни. Не вдаваясь в диагнозы — достаточно мрачные перспективы. Для психологов это очевидно — поведение папы можно отнести к девиантному, что приравнивается к психологическому насилию. Можно же не писать о том, что происходит с ребёнком?

Так, а почему взрослые люди, которые не так давно были детьми, должны по-другому реагировать на такое поведение своего организационного «папы»? Как им в этом состоянии испытывать подъем трудового энтузиазма и вести на подвиги других? Откуда такая гипотеза? Конечно, никакого подьёма не будет и в случае появления внешнего консультанта, скорее всего вся не выраженная агрессия достанется ему.

Это классический пример для нашей организационной действительности. Если в эту ситуацию попадает бизнес-тренер, без навыков работы в психологическом контексте, с готовой программой тренинга, то он неизбежно сталкивается с сопротивлением группы, природу которой он и не анализирует. Сопротивление будет выражаться в нежелании участников присутствовать на тренинге, в деструктивной позиции на тренинге, в саботаже и как правило в негативной обратной связи. Обычно такой тренинг проводится в директивном контексте и является продолжением психологического насилия. А потом удивляются отсутствию лояльности и вовлечения персонала.

Бизнес-психолог исследует нарушения внутренней коммуникации, он даже может видеть причину такой коммуникации, видеть частную проблематику участников. И здесь же основной конфликт, между психологией и бизнесом: психолог, предложит индивидуальную работу с директором, укажет на особенность его стиля. Но не стоит забывать, что это бизнес и этот бизнес существует благодаря вот такому управленцу, который вот через такой стиль, сделал такую компанию. И это уже про бизнес. Мы не знаем, смог ли сделать что-то подобное в этих условиях человек с более здоровой психикой, например. Предложение терапии первому лицу для изменения его стиля будет ошибкой в этом случае, да и во многих других.

Топ-менеджеры не для того делают карьеру, что бы потом меняться при появлении психолога.

Власть, доминация, возможность быть всегда самим собой, игра по своим правилам — награда за годы карьеры.

Конкретно эта компания, после нескольких таких сессий в комплексе со стратегическими и ненавязчивыми теоретическими блоками, достигла рекордных показателей продаж и изменения атмосферы в коллективе.

Как в этом случае работает бизнес-тренер? Коуч? Организационный консультант? Другими методами. Я пробовал все подходы и остановился на бизнес-психологии, как наиболее целостном, эффективном и понятном методе.

Я не знаю, как можно привить человеку новые навыки и желание их использовать, если он находится в подавленном состоянии и не имеет права голоса, как происходит во многих компаниях. Коллеги по тренерскому цеху, тактично обходят этот вопрос, акцентируя внимание на методах обучения навыкам и калибровке состояния участников на тренинге.

Бизнес-психология медленно, но уверенно входит в современную реальность, оказывая поддержку бизнесу и людям, используя наработки вековой традиции развития современной психологии, принимая во внимание контекст современного бизнеса и индивидуальные особенности бизнес-психолога. Это направление потенциально интересна психологам, планирующим работу с организациями и бизнес-тренерам, интересующимися психологией для вариативности своей работы, ну и всем тем, кто волею судеб занимается бизнесом, управлением и имеет желание посмотреть на себя и ситуацию через свежую призму данного подхода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *