Приказ 747 по учету медикаментов чем заменен
Правительство упразднило инструкцию по учету медикаментов № 747
Правительство РФ упразднило Инструкцию по учету медикаментов, утвержденную приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747. Соответствующее постановление от 16.11.2020 № 1850 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, до настоящего времени провизоры многих медицинских организаций при ведении учета руководствовались, в том числе Инструкцией по учету медикаментов, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.
Этот документ предписывал при отпуске медикаментов в больничной аптеке указывать в требовании-накладной (ф. 0504204) их количество, розничную цену и стоимость методом таксирования, описанным в п. 20 этой же инструкции.
Кроме того, инструкция требовала вести формы 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, 7-МЗ, 8-МЗ, 11-МЗ, содержащие стоимость из требований-накладных.
Требования указанной инструкции шли в разрез с общими требованиями к бухгалтерскому учету материальных запасов организациями бюджетной сферы, которые определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
Несмотря на то, что с 1 июля 2017 года инструкция № 747 не являлась обязательной к применению, провизоры медицинских организаций придерживались ее требований, опасаясь претензий проверяющих.
Теперь Инструкция по учету медикаментов, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747, упразднена. Постановление Правительства РФ об упразднении данной инструкции вступило в силу со 2 декабря 2020 года.
Как определить стоимость выбытия медикаментов в медицинских организациях
Провизоры медицинских организаций привыкли руководствоваться Инструкцией № 747 , положения которой в настоящее время не вполне соответствуют Инструкции № 157н. Согласно п. 119 Инструкции № 157н материально ответственные лица ведут учет материальных запасов по наименованиям и количеству. Провизоры опасаются, что к медицинским организациям, отражающим в бухгалтерском учете выбытие материальных запасов по средней фактической стоимости, предусмотренной пунктом 108 Инструкции № 157н и не указывающих фактическую стоимость в требованиях-накладных, возможны претензии проверяющих.
Обращаем внимание, что Инструкция № 747 не является обязательной к применению с 1 июля 2017.
Согласно п. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в редакции от 03.07.2016 Росздравнадзор в ходе проверок медицинских организаций не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством РФ.
В действующем законодательстве РФ не предусмотрена обязательность выполнения Инструкции № 747. Это подтверждается письмом Минфина России от 25.03.2016 № 02-07-10/17036 и п. 2 письма от 25.10.2019 № 02-07-10/82188 . Специалисты Минфина России допускают возможность выполнения отдельных положений Инструкции № 747 при условии утверждения аналогичных положений в рамках Учетной политики учреждения и организации им номенклатурного учета медикаментов вне регистров бухгалтерского учета.
Росздравнадзор проверяет требования-накладные согласно проверочному листу отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, приведенному в приложении 19 приказа Росздравнадзора от 09.11.2017 № 9438. Он требует исполнения пункта 3.2 Приложения № 13 главы III Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110. Однако п. 3.2 регламентирует порядок оформления требований-накладных в аптечные организации. На требования-накладные, оформляемые в аптеку, которая является структурным подразделением медицинской организации, этот пункт не распространяется.
Из вышесказанного можно сделать выводы, что Росздравнадзор не вправе проверять ведение требований-накладных (ф. 0504204) и форм МЗ (1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, 7-МЗ, 8-МЗ, 11-МЗ).
Приказ 747 по учету медикаментов чем заменен
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 12 марта 2021 г. N 25-4/3020598-2468 Об учете лекарственных средств в аптечных организациях
Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России в пределах своей компетенции рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее.
В настоящее время, требования по учету лекарственных средств в аптечных организациях установлены пунктом 14 правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденными приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, а также Правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 26.10.2015 N 751н.
Учет лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету осуществляется в соответствии с Правилами регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.
Кроме того, в случае необходимости учета финансово-материальных ценностей, руководствуются инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Иных действующих нормативных правовых актов в сфере учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента | С.В. Семечева |
Обзор документа
Минздрав разъяснил, какими нормативными правовыми актами урегулироваан порядок учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях.
Приказ 747 по учету медикаментов чем заменен
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 марта 2021 года N 25-4/И/2-4290
[О хранении и учете лекарственных препаратов с группировочным наименованием «Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин»]
Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих деятельность при обращении лекарственных средств, по вопросу хранения и учета лекарственных препаратов с группировочным наименованием «Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин» (торговые наименования «Феназепам», «Элзепам», «Феназептин», «Фезанеф», «Фенорелаксан», «Транквезипам») сообщает.
На основании требований частей 1 и 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ пунктом 3 проекта Приказа установлен срок его вступления в силу с 01.09.2021.
Вместе с тем, учитывая, что в иерархии нормативных правовых актов акт Правительства Российской Федерации выше акта Минздрава России, необходимо обеспечить ведение предметно-количественного учета лекарственных препаратов, содержащих Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин, а также их отпуск по рецептам, оформленным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, до вступления в силу Приказа.
Обращаем внимание, что пунктом 67 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н, пунктом 33 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, установлено, что хранение сильнодействующих лекарственных средств, находящихся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами, осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств.
В соответствии с резолюцией N 59/7, принятой на 59-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам в марте 2016 года, в Список IV Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года включено вещество с химическим названием 7-бромо-5-(2-хлорфенил)-1,3-дигидро-2Н-1,4-бензодиазепин-2-он.
Учет медикаментов и медизделий, применяемых для лечения пациентов
При оказании медицинской помощи населению учреждения здраво-охранения (больницы, поликлиники) применяют не только лекарственные препараты, но и медицинские изделия (начиная с простых резиновых перчаток и заканчивая медицинским инструментарием и аппаратурой). Как должны учитываться данные нефинансовые активы в автономном учреждении здравоохранения, рассмотрим в статье.
Учетные группы медикаментов и медизделий.
В соответствии с п. 117 Инструкции № 157н [1] к объектам материальных запасов, учитываемым на счете 0 105 01 000, относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д. Что относится к медикаментам в учреждениях здравоохранения, разъяснено в п. 1 Инструкции № 747 [2] (применяется в части, не противоречащей Инструкции № 157н). К ним относятся:
Таким образом, на счете 0 105 01 000 учитываются все лекарственные средства, которые включены в Государственный реестр лекарственных средств.
Исходя из приведенного выше определения, кроме перевязочных средств, к данной категории также относятся другие расходные материалы, используемые при оказании медицинской помощи. Например, шприцы, инфузионные системы (устройства переливания растворов), катетеры венозные, жгуты, гинекологические стекла и др.
При этом согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 02.11.2018 № 02 05 10/79114, приобретение отдельных объектов материальных запасов осуществляется в том числе в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034 2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 ст. В силу этого документа лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, катетеры и другие расходные материалы. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Отметим, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета (письма Минфина РФ от 12.02.2016 № 02 07 10/8036, от 10.09.2014 № 02 07 05/45503). Иными словами, если учредитель примет решение, то во всех подведомственных ему медицинских учреждениях однотипные МПЗ (например, шприцы) будут учитываться одинаково (предположим, на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»). Автономное учреждение может самостоятельно принять такое решение, но при этом его необходимо согласовать с учредителем и закрепить этот порядок в учетной политике.
Учет расходов на закупку медикаментов и медизделий.
С 01.01.2019 при отражении операций бюджетные учреждения используют:
– Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н);
– Порядок применения кодов КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).
В соответствии с п. 51.2.4.4 Порядка № 132н расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Например, в силу Порядка № 209н расходы, связанные с приобретением в 2019 году основных средств (хирургического инструментария), отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, расходы на приобретение объектов материальных запасов (шприцев, перевязочных средств, медикаментов и т. п.) – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, но при соблюдении детализации. В частности, по подстатье 341 – приобретение лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях (см. письма Минфина РФ от 15.03.2019 № 02 05 10/17875, от 18.01.2019 № 02 05 10/2075, от 17.01.2019 № 02 05 11/2076).
Рассмотрим примеры по отражению отдельных видов расходов.
Стоматологическая поликлиника, являющаяся автономным учреждением, приобрела у поставщика (иной нефинансовой организации) лекарственные препараты на сумму 60 500 руб. и шприцы на сумму 40 000 руб. за счет средств ОМС (КВФО 7). Медикаменты были использованы в текущем месяце на сумму 36 300 руб. при оказании медицинской помощи в условиях амбулаторного приема пациентов.
Согласно положениям учетной политики учреждения одноразовые материалы, используемые в медицинских целях шприцы, катетеры, инфузионные системы учитываются на счете 105 36 000 «Прочие материальные запасы».
В соответствии с п. 51.2.4.4 Порядка № 132н расходы учреждения на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий (шприцев) следует отражать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». В бухгалтерском учете нужно применять подстатью 341 КОСГУ.
В учете учреждения согласно Инструкции № 183н [6] сделаны следующие записи: