Приходится довольствоваться тем что есть

Довольствоваться тем, что есть: значение выражения, применение

В разговорном языке существует немало выражений, которые люди употребляют не единожды, а постоянно. Причина в том, что смысл их оказался настолько удачным, метким и запоминающимся, что нравится всем и подходит ко множеству житейских ситуаций. Такие выражения становятся поговорками и пословицами, превращаются в крылатые фразы. Не всегда можно сказать точно, откуда они пришли в человеческую речь, настолько привычными слуху они стали. Нередко такие фразы черпаются из книг и фильмов, часто являются детищем народной мудрости.

Приходится довольствоваться тем что есть

Откуда пошло выражение «довольствоваться тем, что есть», что оно означает, и в чем его философия? Однозначно сказать об этом трудно, так как фраза пережила тысячелетия, употребляясь людьми при разных обстоятельствах, но каждый раз с особым смыслом.

Приходится довольствоваться тем что есть Вам будет интересно: Крейсер «Шарнхорст»: история создания, описание и фото

Приходится довольствоваться тем что есть

Об истории

О древнем происхождении выражения «довольствоваться тем, что есть» свидетельствуют многочисленные письменные источники, и самым известным из них является Библия – книга, которая признана давно и повсеместно. Эту фразу изрек находящийся в заключении апостол Павел, попавший под арест за проповедь и распространение христианства. В своих посланиях к братьям по вере он писал: «Я учусь довольствоваться тем, что есть, в какой бы я ни находился ситуации».

Приходится довольствоваться тем что есть Вам будет интересно: В XV-XVI вв боярская дума была высшим органом власти

Эта мудрость из «Нового Завета» свидетельствует о том, что даже в крайней нужде и под угрозой смерти библейский герой не падал духом, принимая свою судьбу и любой исход, не сомневаясь, что за все страдания он получит достойную награду на Небесах.

Данные события имели место в I веке нашей эры, то есть с тех пор практически минуло два тысячелетия. Мир изменился, но фраза, сказанная апостолом, все так же актуальна.

Приходится довольствоваться тем что есть

В христианском толковании

После смерти апостола Павла, послания его широко распространились, а отрывки из них часто цитировались на проповедях, зачитывались во время христианских богослужений, употреблялись в работах видных религиозных философов и богословов. Возможно, это и стало толчком к тому, что фраза «довольствоваться тем, что есть» стала часто употребляемым в обиходе выражением.

Приходится довольствоваться тем что есть Вам будет интересно: Наука в СССР: история становления и развития, достижения

В чем его смысл, и как понимают его христиане? Для православных важными качествами являются долготерпение и простота образа жизни, способность любые страдания, недостаток материальных удобств, даже голод и болезни переносить стойко, безропотно и спокойно. Верующий человек, который не стремится к богатству, излишествам, власти и благам этого мира, считается достойным уважения и подражания.

Принять ситуацию

Уметь довольствоваться малым важно для преодоления многих жизненных невзгод. И современные люди часто попадают в трудные ситуации. Здесь необходимо принять случившееся, а не сокрушаться о невозможном, ведь истерики, агрессия к другим и поиск виновных могут оказаться ненужной тратой энергии, нервов и времени. Подобное поведение выводит из душевного равновесия, мешает трезво мыслить, нередко заставляет делать неразумные вещи, которые только усугубляют ситуацию. В этом смысле данная фраза означает, что выбирать жизненные обстоятельства не всегда возможно, но человек в состоянии контролировать свое отношение к ситуации, реагируя на несчастья и неудобства стойко и трезво, с достоинством.

Приходится довольствоваться тем что есть

Если возвести подобное поведение в жизненный принцип, ни одно несчастье не будет способно выбить из колеи. Борьба с трудностями не может окончиться в один день, в жизни так редко бывает. К позитивным изменениям следует идти шаг за шагом и набираться при этом терпения. Вот что часто имеют ввиду, когда произносят эту фразу.

Жить текущим моментом

Часто известное выражение употребляют, когда дают совет не думать о будущем, не строить планов, не печалиться и сокрушаться о прошлых ошибках, горестях и переживаниях, заниматься тем, что по душе, и наслаждаться всем хорошим, что есть в окружающей действительности. Тогда говорят: «Довольствуйся настоящим».

Приходится довольствоваться тем что есть

Этому учат многие философские школы, а также нередко советы психологов сводятся к тому же. В подобной позиции, безусловно, есть свои плюсы. Ведь человек часто ожидает несчастий еще до того, как они свершатся, при этом притягивая к себе негатив. Нередко он, наоборот, тешит себя иллюзиями, которые потом не сбываются на практике, создавая проблемы себе и окружающим. Но ведь как прекрасен бывает сегодняшний день, можно узнать, не дожидаясь завтра.

Древнейшие источники

Но не все согласны с точкой зрения о том, что следует сконцентрироваться на текущем моменте. Действительно, если можно забыть о прошлом, то невозможно совсем не думать о будущем. Именно по этому поводу высказался великий древнегреческий оратор Исократ. Он тоже в свое время произнес уже известную нам фразу, но только в несколько другом, дополненном варианте. Он сказал: «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему». И эта историческое высказывание еще раз доказывает древнее происхождение рассматриваемого нами вопроса. Ведь Исократ жил примерно за четыре столетия до Рождества Христова.

Приходится довольствоваться тем что есть

Ныне сохранились свыше двадцати речей этого выдающегося оратора. Более поздним поколениям также хорошо известны многие его яркие изречения и афоризмы, которые употребляются до сегодняшнего дня.

О важном

Когда говорят кому-то: довольствуйся меньшим, люди обычно имеют в виду материальные, но не духовные жизненные ценности. Ведь кому не застит глаза богатство, более других открыт для искренней дружбы и любви, способен оценить тепло родного дома и заботу близких людей, проживающих с ним под одной крышей. Он наслаждается мирным небом и красотой природы. Для него понятны и желанны радости творчества и жажда познания законов Вселенной.

Приходится довольствоваться тем что есть

Простая пища, минимум удобств, отсутствие банковского счета совсем не свидетельствуют о духовной бедности. Именно так следует понимать вышеприведенную фразу. Ведь богат не тот, кто имеет все, а тот, кому достаточно малого. Людей, способных радоваться немногому, характеризует отсутствие мелочности и зависти. Они не заводят себе знакомых, желая что-то от них получить. Им незачем лгать другим, а потому и люди тянутся к ним. Каждый день они узнают что-то новое, живут насыщенно, интересно.

Стремление к большему

Но что сказать про тех, кого не устраивает скромная в материальном плане жизнь, и подобное существование совсем не является их сознательным выбором? Про них говорят: им приходится довольствоваться тем, что они имеют. И совсем необязательно в это вкладывается негативный смысл. Часто в данном выражении передается сожаление, сочувствие. Когда люди так говорят о себе, эта фраза означает недовольство, передает их неудовлетворенность собственной судьбой, желание иметь пока недостижимое. Подобную точку зрения тоже можно понять и принять.

В пословицах

Устное творчество считается достоянием всего народа, его духовным сокровищем. К нему относятся сказки, легенды и, конечно же, пословицы. Они являются результатом коллективного разума, но существуют дольше своих создателей, переживая века, отражая не только язык, но и культуру, мировоззрение, обычаи разных народов.

Одна из татарских пословиц учит:

Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство.

Как можно убедиться, в данном изречении тоже присутствует уже много раз упомянутая нами фраза. Что же означает данное утверждение, и какой смысл в него вкладывается? Татары, исповедующие ислам, верят в то, что Всевышний создал мир удивительным, неповторимым и полным замечательных чудес. Не все умеют это видеть. Но кто на это способен, уже может считать себя богачом.

Выводы

Из приведенных примеров можно заключить, что выражение «довольствоваться тем, что есть» издревле и часто употреблялось представителями разных эпох и уголков планеты, произносилось на многих языках в разных вариантах. Оно является отражением философских представлений и религиозных верований людей от глубокой древности до современности.

Приходится довольствоваться тем что есть

По тому, как и каким образом человек применяет это выражение, какой смысл вкладывает в него, можно судить о его психологии, характере, личностных качествах, о том, активную или пассивную он занимает позицию в жизни, покоряется судьбе или борется с обстоятельствами.

В самой же фразе заключена мудрость о том, что счастливым или несчастным человека делают не рок, не внешние препятствия или их отсутствие, а его восприятие действительности, мысли в его голове. Умение управлять своими эмоциями, способность обуздать свои желания делает людей сильнее. А значит, возможно по собственному желанию радоваться тому, что имеешь, даже если это совсем немногое. Именно так необходимо понимать смысл данного яркого и емкого по смыслу изречения.

Источник

Можно ли довольствоваться тем, что есть?

Кто станет спорить, что деньги дают человеку стабильность, свободу, уверенность в завтрашнем дне? Вот и я не берусь. Без денег невозможна жизнь в современном мире. Вопрос только в их количестве. Помните, в кинофильме «Золотой теленок» Остап Бендер спросил Шуру Балаганова: «Какая сумма Вам нравится?» Тот ответил: «Пять тысяч». — «Нам с Вами не по дороге. Мне нужно пятьсот тысяч. И по возможности сразу, а не частями».

Приходится довольствоваться тем что есть

«Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало»

Убеждаюсь в этой светлой истине на примере одной знакомой семьи. Они всегда едва сводили концы с концами, что способствовало более острому, усиленному ощущению счастья от каждого радостного момента. Люди едят в основном яичницу с вермишелью, зато смакуют ее, как ресторанный деликатес. Одеваются в секонд-хендах, ощущая себя жуткими модниками. Надо видеть, с какой неподдельной радостью, воодушевлением, интересом они кормят воробьев, фотографируют бабочек, нюхают только что распустившиеся цветы на деревьях… Каждая приятная, порой даже незаметная мелочь воспринимается ими как настоящее чудо.

Именно великим свершившимся чудом стало для них рождение долгожданного малыша. Сколько трепета, терпения, нежности и заботы! И ни капли страха перед будущим, ни слова жалобы на жизнь. Они искренне любят дочку, и это, как поется в песне, взаимно. Они нашли какой-то сайт, где люди обмениваются уже ненужными им вещами. Абсолютно бесплатно получили коляску и переноску для ребенка. По смешной цене приобрели кроватку. Запаслись тем, что нужно на первое время, и радуются новому статусу родителей.

«Что имеем — не храним, потерявши — плачем»

Я не за яичницу с вермишелью. Не за «секонды», не за сайты подарков и счастливую беспечность. Я за умение ценить каждый миг, который никогда не повторится. Я за умение любить синицу в руке. Я за талант жить красиво изнутри, а не напоказ. Я за способность оглянуться вокруг и сказать своей жизни: «Спасибо».

Потому что все хорошее зачастую написано на песке, а нехорошее — на камне. Ну так и хочется сказать молодой красивой женщине, которая сетует, что к тридцати годам ничего не достигла: «Посмотри, какая у тебя семья. Внимательный, не пьющий, не курящий муж. Прекрасный здоровый ребенок. Пусть однокомнатная, но своя квартира. Хорошо оплачиваемая работа. Интересное хобби. Разве это уже не достижение? А то, что тебе не удалось пока стать начальником отдела и обзавестись новеньким авто — вполне поправимо».

Когда мы начинаем по-настоящему ценить то, что имеем? Когда его теряем. Здоровье, работу, близких людей… Вот тогда-то и всплывет в сознании, почему и как на самом деле дорого и важно то, что утрачено. А пока оно здесь, под боком, пусть присутствует себе как бы автоматически. И не будем делать из него культа.

На сегодня достаточно

Может, давайте время от времени вспоминать, а что же у нас все-таки есть хорошего? Когда что-то получается не так, как мы себе задумали. Когда все идет именно так, как хотелось, или даже лучше. Не цепляться за прошлое, лелея собственные заслуги, а использовать его как базу для новых достижений.

Потому что пока не научимся мы благодарить судьбу за большие и маленькие успехи, принимать любой жизненный опыт и наслаждаться тем, что есть, определенный промежуток времени, не сможем мы быть счастливыми. А наши возросшие потребности, даже совпадая с нашими возможностями, увы, не дадут нам никакого удовлетворения.

Источник

Довольствуйтесь тем, что есть

Довольствуйтесь тем, что есть

Когда апостол Павел оказался в заточении, он изрек: «В какой бы ситуации я ни находился, я учусь довольствоваться тем, что есть».

В современной трактовке это звучит примерно так: даже если вы не всегда можете контролировать то, что происходит в вашей жизни, вы всегда можете сами выбирать, как на это реагировать.

Принимая происходящее всем сердцем, вы неизменно будете довольны. Если вы сделаете такое отношение частью своего естества, вас ничто не выбьет из колеи. Поначалу будет трудно, но вскоре это войдет в привычку.

Когда мой истребитель рухнул в Тихий океан, я совсем не хотел торчать черт-те где на надувном плоту. Но так уж вышло. Мы надеялись, что нас вскоре спасут, но этого не случилось. И тогда нам пришлось делать все для того, чтобы выжить. Я не стал сокрушаться или представлять себе «что могло бы быть, если…» Я принял ситуацию такой, какой она была, и призвал на помощь всю свою выучку. Я контролировал себя, поскольку неистовствовать из-за случившегося было бы пустой тратой времени и энергии.

Принятие ситуации облегчило мое тогдашнее состояние, помогло найти в себе силы потихоньку, шаг за шагом, день за днем, действовать. Нужно уметь работать с тем, что есть. Зачем усложнять жизнь себе и другим, демонстрируя негатив?

Всю жизнь я был позитивным человеком, даже в свою бытность маленьким хулиганом. И в этом прослеживался свой смысл: я всегда точно знал, что смогу выйти сухим из воды в любой ситуации, в которую попадал. А если наказание было неизбежно, я не сомневался, что смогу выпутаться из переделки – как в большинстве случаев и оказывалось. Я жил текущим моментом, а с последствиями разбирался уже потом. Того же принципа я придерживался и на плоту и постарался овладеть новыми навыками, необходимыми для того, чтобы прожить еще один день и не стать закуской для акул.

Если вам кажется, что вряд ли кому-то, попавшему в подобные обстоятельства, удалось бы сохранить веселое расположение духа, вы просто невнимательно меня слушаете. Принятие ситуации служит основой жизнерадостности, что, в свою очередь, является залогом вашего душевного спокойствия.

Меня много раз навещала Анджелина Джоли, ставшая режиссером фильма «Несломленный». Я никогда в жизни не встречал такой женщины. Она просто динамо-машина в человеческом обличье. Принимая любой вызов, который бросает ей судьба, она никогда не кичится своими победами. Ей свойственно отдавать, а не брать. Она всегда очень чутко реагирует, если кому-то нужна помощь и поддержка. Она большая умница и любит меня, а я ее. Помню, на День святого Валентина она принесла мне шоколад, а еще у нее всегда была припасена для меня бутылочка хорошего вина. Она живет неподалеку, мы даже можем помахать друг другу из окна.

Закончив съемки фильма, которые проходили в Австралии, она заскочила ко мне и выпалила: «Луи, теперь я люблю вас в два раза сильнее». Мы обнялись и сидели, держась за руки.

Мне было приятно это слышать. Я сказал ей: «Тебе повезло, что мне уже не двадцать один».

Брэд тоже присутствовал при этом. Я лишь пожал плечами: мне нравится Брэд, но я не мог сдержаться!

Однажды Анджелина поцеловала меня в губы. О боже! Полагаю, миллионы мужчин во всем мире хотели бы оказаться в тот момент на моем месте. Но опять же, что мне оставалось делать? Лишь смириться с ситуацией.

Как сказал апостол Павел: «В какой бы ситуации я ни находился, я учусь довольствоваться тем, что есть».

Меня поцеловала Анджелина. Этим я и довольствовался.

Самое главное – ваше отношение к происходящему.

Читайте также

Есть то, что есть

Есть то, что есть Всё, что есть, имеет равное право на существование. Никто и ничто не является лучше другого. Поэтому мудрый руководитель одинаково внимательно относится ко всем. Руководитель не поддерживает разговоры о достоинствах и недостатках людей, вещей, событий,

Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы!

Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы! Часть 1. Состояние искренности Честность – это проявление любви к самому себе. Если мы решаем быть предельно честными, то выбираем любовь к самим себе. Честность помогает нам легко справляться с самыми сложными ситуациями. Если мы

А есть ли ВЫ?

А есть ли ВЫ? Данная заметка навеяна следующим видео (английская версия):Ознакомление с видео не принципиально, но желательно для более общего понимания картины.Вы когда-нибудь задавались вопросом кто вы такие? Не просто «Я Вася», а в более полном смысле этого слова?Чтобы

ОК — питание Как есть, чтобы жить • Как не есть, чтобы жить • Как не надо кормить ребенка

ОК — питание Как есть, чтобы жить • Как не есть, чтобы жить • Как не надо кормить ребенка Уважаемый В. Л.! Мне 48 лет Работаю старшим экономистом предприятия. В семье нас шестеро муж, сын, дочка с мужем, внучка, четырехлетняя Сонечка, и я. Сразу же скажу вам, В Л, — не с

Кто есть ПНО

Кто есть ПНО комментарий Д.С.Довольно простой пример ситуации «Столкновение Двух Слепцов». И Бабушка, и Антон ведут себя так, словно и не догадываются о существовании Мира Другого. Они и на самом деле в данном конкретном случае не догадываются, что перед каждым из них

Почему мы есть такие, какие мы есть

Почему мы есть такие, какие мы есть Пока мы воспитываем мальчиков и девочек так, как будто они совершенно одинаковые, наука доказала, что они разительно отличаются друг от друга характером своего мышления. Неврологи и ученые, занимающиеся проблемами мозга, повсеместно

Есть или не есть, или О пользе еды и полноты

Есть или не есть, или О пользе еды и полноты Итак, кушать или не кушать, вот в чем вопрос? Кто не хочет, тот пусть не кушает, нам с ним не по пути. Потому что все мы – и ленивые, и трудолюбивые – работаем. Кто в офисе, кто на улице, кто дома. А потраченную энергию восстанавливать

Есть слова дневные и слова вечерние, а есть еще ночные слова.

Есть слова дневные и слова вечерние, а есть еще ночные слова. Это самые нежные и чувственные (необязательно правдивые), но именно те, которых ждет от вас женщина. Спойте же ночные песни лично для нее. Например, стихи Афанасия Афанасиевича Фета.«Какое счастье: и ночь и мы

Есть ли два Я?

Есть ли два Я? Есть. В вас существует два Я. Несмотря на то, что они являются частью одного Я, частью вас – гордого и неповторимого, о котором рассудок говорит, что он один человек, они все же остаются отдельными частями, обреченными на вечное соперничество друг с

Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки

Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки Когда у умного человека начинает болеть зуб, появляется кариес и прочие неприятности, он ищет хорошего специалиста, способного решить проблему максимально хорошо.Дурак же почему-то думает, что все само зарастет и вылечится, а значит,

Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она?

Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она? Метафоры – это двери. Это чудесные объединяющие двери, открывающие огромнейший трансформационный потенциал. Они дают нам возможность оставить позади самообман и перенестись в сферы истинного ландшафта разума – туда, куда

Глава 2. У меня есть право на самоутверждение и у меня есть все шансы для общения

Глава 2. У меня есть право на самоутверждение и у меня есть все шансы для общения Могу ли я сказать, что имею право на самоутверждение, и какие преимущества у меня есть для общения с

Источник

Довольствоваться тем, что у тебя есть

Исламская доктрина гласит: «Счастлив тот, кто удовлетворён той долей, которую ему определил Господь Бог, и счастлив тот, кто не ропщет и не изводит себя, сокрушаясь из-за отсутствия чего-либо в его жизни». Именно так должен мыслить мусульманин. Мыслите ли вы так?

Татарская пословица гласит: «Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство». Но многие из нас, стремясь приобрести земные блага, и соревнуясь с другими, начинают роптать на свою жизнь, становятся недовольными своим положением и не думают, что это усугубляет их положение еще больше. Потому что Всевышний Аллах – Создатель людей, ждет от них благодарности даже за то, что они имеют. Но, к сожалению, не все об этом задумываются.

Человек такое существо, что он не просто забывает благодарить Господа за то, что имеет в этой жизни, но и еще и начинает роптать, что у других лучше, чем у него. По этому поводу в Коране говорится: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”» Когда же Он испытывает его, ограничивая в пропитании, тот говорит: “Господь мой презрел меня!” – сура «Заря», аяты 15-16. А в хадисе говорится: «Если бы у кого-то из сынов Адама было две долины, заполненные стадами, то он пожелал бы третью» — передано имамами аль-Бухари и Муслимом.

Человек в полной мере не понимает, что всё пропитание и всё, что он имеет – это от Всевышнего Аллаха: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» — так говорится в Коране в суре «Украшения», аяте 32. Поэтому он должен лишь стараться и трудиться в улучшении своей жизни, уповая на милость Всевышнего Аллаха, прося Его об этом.

Самое главное, и это ключ к успеху в уповании, он должен уметь благодарить Аллаха за то, что он имеет. Есть интересная персидская мудрость от великого мыслителя и поэта Саади Ширози. Как-то его увидели расстроенным, и спросили, почему он такой. На что он ответил:

«Как мне поступить? Я вдыхаю воздух, который создал Всевышний и выдыхаю его. Я успеваю поблагодарить Всевышнего за то, что вдыхаю воздух, но уже за выдох – у меня нет времени поблагодарить Его».

Великие люди раньше задумывались о том, как поблагодарить Господа даже за глоток воздуха, а мы сегодня, имея хлеб насущный, крышу над головой, ропщем на жизнь.

Советы от посланника Аллаха

Вот несколько советов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, который приучал нас довольству даже малым:

Он говорил: «Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и ты будешь самым богатым среди людей» — передано ат-Тирмизи.

Он учил: «О Абу Хурайра, будь воздержанным (осторожным в своих поступках) – и ты станешь лучшим из поклоняющихся. Будь довольным – и станешь самым благодарным из людей» — передано ибн Маджа.

Он, мир ему и благословение Всевышнего, наставлял: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это полезнее, дабы вы не считали милости Аллаха никчёмными» — передано имамом Муслимом.

Он предупреждал: «Богатство заключается не в обилии вещей. Богатство – это богатство души» — передано имамами аль-Бухари и Муслимом.

Сможем ли мы после этих наставлений посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, узреть истинную суть бытия и стать богатыми в душе, ну и по воле Всевышнего, вообще? Ответ лишь в нас самих. Ибо наша страсть безгранична и удерживает её только вера и богобоязненность.

Источник

Новое в блогах

Истигна ― довольствование тем, что имеешь

Истигна ― это качество, присущее благочестивым и праведным рабам, кто,

преодолев незрелость характера, обретал совершенство в познании божественных тайн.

Богатые душой, они, довольствуясь тем, что имеют в своих руках, не желают большего. Обогащенное духовностью сердце достигает успокоения. Как сказано в благородном хадисе, «довольство ― это сокровище, не имеющее ни конца, на края».

После того, как асхабы-кирам (благородные сахабы) оставили все свое имущество, переселившись из Мекки в Медину, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) установил братские узы между ними и ансарами Медины, как, например, между мухаджиром Абдуррахманом бин Ауфом и ансаром Са’дом бин Раби’ (радыйаллаху анхума). Са’д бин Раби’ сказал Абдуррахману бин Ауфу:

― Я самый зажиточный из ансар. Я отделю тебе половину своего имущества. Вот мое имущество, прими его.

Абдуррахман бин Ауф (радыйаллаху анху), находясь в состоянии полного довольства своим положением, ответил:

― Пусть Аллах сделает имущество и возможности твои чистыми и благословенными. Я не нуждаюсь во всем этом. Ты укажи мне дорогу на рынок, и достаточно…

Абдуррахман бин Ауф (радыйаллаху анху) направился на рынок и занялся торговлей. Весьма преуспев в этом, он имел хороший доход и вскоре вошел в группу благодарных богачей.

Прошло время, и му’мины узнали период могущества и расцвета Ислама. Однажды, когда наступил ифтар, тому же Абдуррахману бин Ауфу (радыйаллаху анху) принесли несколько разных блюд, и он, бросив на них взгляд, с грустью сказал:

Мне же Всевышний Аллах даровал в этой жизни столько благ. Неужели меня ждет возмездие в жизни вечной?! Неужели я буду лишен благ в ахирате, исчерпав их в этой жизни? Как завтра я буду держать ответ, представ перед Аллахом, за все Его блага?!» – и со слезами на глазах оставил трапезу.

Аскетизм выдающихся людей Ислама в отношении мирских благ красноречиво говорил об их пребывании в состоянии зухд (отстраненности от мирских удовольствий) и истигна (довольствовании тем, что имеешь), означал высшее проявление духовной верности раба пути Аллаха. Ведь в их мире зухд означал возвышенную любовь и страх перед Аллахом, что исключало и духовно обесценивало всякую другую привязанность сердца к чему или кому-либо, кроме Него; истигна же являлась вершиной аскетичного бытия любящего сердца.

С этой точки зрения, истигна – это качество, присущее благочестивым и праведным рабам, кто, преодолев незрелость характера, обретал совершенство в познании божественных тайн. Богатые душой, они, довольствуясь тем, что имеют в своих руках, не желают большего. Обогащенное духовностью сердце достигает успокоения. Как сказано в благородном хадисе об истигна,

«Довольствоэто сокровище, не имеющее ни конца, на края» (Дайлами, Муснад, 4699), так как сердце, приблизившееся к Всевышнему Аллаху, обретает духовное богатство и умиротворение. Ведь сердце, пребывающее в довольстве, освобождается от страха и беспокойства о материальном. Рух (дух) постигает свою бесконечность и, таким образом, все преходящее теряет для му’мина всякую притягательность, перестает существовать.

Аулия, любимые друзья Аллаха, живущие в этом состоянии, обретая духовное совершенство, своими делами вписали в историю много ярких страниц.

Во времена правления праведного халифа ’Умара ибн аль-Хаттаба (радыйаллаху анху) были завоеваны Сирия, Палестина, Египет и иранские земли перешли во владение Исламского Халифата. Богатства Византии и Ирана стали стекаться в столицу Халифата – Лучезарную Медину. Му’мины процветали. Однако халиф правоверных Досточтимый ’Умар (радыйаллаху анху), с высоты своей духовности отринувший эти несметные богатства, проводил хутбу (пятничную проповедь), облаченный в латанную-перелатанную одежду. Жил в бедности и стеснении, временами занимая в долг. Он соглашался брать из казны лишь столько, сколько считал необходимым, поэтому пребывал в постоянной нужде.

Его приближенные сподвижники не могли мириться с таким положением дел. Они очень хотели увеличить жалование халифа. Но так как смущались непосредственно предложить это ’Умару (радыйаллаху анху), то обратились к его дочери благородной Хафсе (радыйаллаху анха), которая была некогда женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Хафса (радыйаллаху анха) сказала об этом своему отцу, ’Умар (радыйаллаху анху), которому приходилось быть свидетелем нередкого положения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда у него не находилось ничего, кроме фиников, чтобы утолить голод[1], ответил ей:

― Дочка! Помнишь ли как ел-пил Посланник Аллаха, какая одежда у него была?

― Да, не более того, что необходимо, – ответила она. Досточтимый ’Умар продолжал:

Несомненно, такое убеждение халифа ’Умара (радыйаллаху анху) родилось из высоких порывов его сердца. Предания о бесчисленных добродетелях Досточтимого ’Умара (радыйаллаху анху) в соблюдении и отстаивании прав, преумножении справедливости представляют собой выдающийся из всех образец воспитанности духа.

Поистине, люди уважительно относятся к творческим и выдающимся личностям. Однако не всегда следуют их примеру. Те, кому они стремятся подражать, – это личности, обладающие сильным характером, уверенностью в себе, удовлетворенностью своим положением. Высокий нрав и человеколюбие таких людей и после их жизни, как назидание и урок благородства, остается достоянием уммы и служит примером для подражания.

Потрясенные красотой личности Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), следующие за ним сахабы говорили:

«Обретая Ислам, человек в полной мере довольствуется тем пропитанием, которое ему достаточно» (Тирмизи, Зухд, 35), понимая, что, не сделав Свет Мироздания (саллаллаху алейхи ва саллям) светом жизни своей и представлением о сути творения, они не смогут догнать и присоединиться к этому величественному каравану. Они, воспитанные Пророком и ставшие достойным примером для уммы, заняли свое место в ее авангарде. Именно они преподали человечеству урок, как можно предпочесть нужды брата своего по вере собственным нуждам, видя его более достойным имеющихся благ.

Так, Айша (радыйаллаху анха) говорила:

«В доме Посланника Аллаха мы никогда не ели досыта. Если бы хотели, то могли бы. Но совершали исар (предпочитали нужды других наших братьев по вере)».

Передается, что Джабир (радыйаллаху анху) рассказывал о трудных днях битвы Хандак:

«Когда мы рыли траншеи, наткнулись на каменную глыбу. Об этом сообщили Досточтимому Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), и он пришел к нам. Взяв в руки кирку, он ударил по глыбе, и она рассыпалась, словно была из песка. Те, кто наблюдали это муджиза (чудо), заметили, что спереди за пояс Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был заткнут камень, чтобы посредством его веса подавить чувство голода. Ведь в течение трех дней, что мы находились там, никто из нас ничего не ел. И я обратился к нему:

― О Посланник Аллаха! Позвольте мне отлучиться, чтобы сходить домой. – Прийдя домой, я спросил у жены:

― Не могу спокойно смотреть на состояние Досточтимого Посланника. Нет ли в доме чего-нибудь из еды?

― Есть немного ячменя и козленок, – ответила она.

Я зарезал козленка, моя жена занялась выпечкой хлеба. Поставив мясо на огонь, я отправился к Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).

― У нас есть немного еды. Вас и еще одного-двух человек просим к себе, – обратился я к нему.

Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:

Сколько еды у вас есть? – Я рассказал.

Много, да еще и вкусной! Скажи своей жене, чтобы не снимала мясо с огня и не вынимала хлеб из печи, – распорядился он. Затем приказал своим сахабам: «Поднимайтесь!» И все мухаджиры и ансары сразу же поднялись на призыв Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Вот я предстал перед своей семьей (беспокойство по поводу явно малого количества еды и слишком большого количества приглашенных на короткий миг вызвало у меня замешательство):

― Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), мухаджиры, ансары и все присоединившиеся к ним идут сюда, – произнес я.

― Разве Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поинтересовался у тебя, сколько пищи у нас есть?

― Да, поинтересовался, – ответил я.

― В таком случае, будь спокоен, – сказала она.

Когда все они пришли к нам, Господин Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) призывая пришедших соблюдать порядок, сказал:

Заходите, не толкайтесь. – Потом сам резал хлеб, клал на него куски мяса, поливая бульоном, и протягивал каждому сахабе. Все, кто были там, наелись досыта. Некоторое количество пищи даже осталось. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обратившись к моей семье, сказал:

Поешьте сами и угостите соседей. Потому что все вокруг страдают от голода. (Имам Навави, Ислам в Хадисах, с.363).

В этом благородном хадисе о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), приглашенном на трапезу с несколькими сахабами, которые, находясь в состоянии духовной удовлетворенности, с сердцами, полными милосердия и сострадания, разделили с ближайшими братьями своими то, что предназначалось им самим, раскрывается тайна его беспокойства и слов «уммати, уммати». И то, что, находясь за столом, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не стал есть, несмотря на уговоры сахабов, и сам подавал им еду, пока не насытились они все, затем пожелал, чтобы ели домочадцы и живущие рядом соседи, служит проявлением безграничного милосердия и не имеющего равного себе сострадания, дающего нам надежду на «шафа’ат» (заступничество Посланника Аллаха).

Посланный милостью для миров, Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в жизни своей и в бедности, и в достатке проявлял воздержанность и богобоязненность, довольствуясь малым, и так искал прибежища у Всевышнего Аллаха:

«О Аллах! Сделай малое количество еды достаточным для семьи Мухаммада» (Бухари, Рикак, 17).

Также передается от Айши (радыйаллаху анха), что как-то одна женщина, зашедшая к ним в гости, увидела постель Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), представлявшую собой жесткое ложе, накрытое циновкой, и была крайне поражена этим. Она побежала к себе домой и принесла набитые шерстью перину и одеяло. Заметив, что постель его преобразилась, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) с недовольством сказал:

О Айша! Верни постель обратно. Ведь, клянусь Аллахом, если бы я пожелал, то горы золота и серебра следовали бы за мной и подчинялись моему приказу (Ахмад бин Ханбаль, Китабу-з-Зухд, 30).

Принципы «зухд» (аскетизма) и «таква» (богобоязненности), присущие образу жизни Пророка и раскрытые в его хадисах, многими понимаются неоднозначно и часто толкуются неверно. Некоторые понимают под этим равнодушие к земным благам и богатству и безразличие к происходящему. Между тем, те виды поклонения, которые выполняются материальными средствами, имеют высокий уровень ценности перед Аллахом. В Священном Коране они упоминаются более 200 раз. Из пяти столпов Ислама выполнение двух – хаджа и закята предполагает не только наличие определенного заработка, но и подразумевает обладание некоторым достатком. Кроме того, высказывание Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), являющееся установлением Исламского пути, что «дающая рука превыше берущей»[3], подтверждает то, что в этих видах поклонения следует проявлять усердие для обладания необходимым количеством средств. И это никак не противоречит утверждению, что зухд поощряется религией.

То, что из-за страха впасть в грехи и беспечность, надо довольствоваться теми благами, что имеешь, проявляя зухд и таква, – тоже необходимое условие. Но истигна духовна; она не осязаема и не материальна. То есть, зухд и истигна означают, что занимаясь тем, что касается мирских благ, нельзя связывать с ним свое сердце. Следовательно, зухд не означает бедность; это состояние сердца каждого му’мина, богатого или бедного.

По божественному предопределению, некто, внешне ведущий бедный и стесненный образ жизни, но сердцем влачащийся за благами этого мира, не может считаться обладателем зухд и истигна. Т.к. зухд и истигна не означает вынужденное повиновение божественной воле, довольствуясь малым, а означает осознанное оберегание сердца от попадания в плен мирских благ.

Этот рассказ поможет лучше понять это.

Как-то досточтимый Мухаммад Париса, который был учеником досточтимого Шаха Накшибанда (рахматуллахи алейхума), по дороге в хадж в городе Багдад увидел юношу-менялу. Он был занят, поскольку от клиентов не было отбоя. Наблюдая за ним, хаджи опечалился, что этот юноша проводит свою молодость в мирских делах, подумав про себя:

«Как жаль! Этот юноша, вместо того чтобы служить Господу, занят мирским. » Но, проникнув внутренним взором, взором души в сердце этого юноши, он понял, что мирскими делами заняты его руки, в то время как сердце вместе с Господом, поминая Его…

«Воля Аллаха! Руки – к прибыли, душа – к Аллаху. » – найдя действия юноши похвальными.

Достигнув Мекки, Мухаммад Париса (рахматуллахи алейхи) увидел человека в рыданиях припавшего к покрывалу Каабы. Наблюдая, как этот человек взывает в мольбах к Всевышнему Аллаху, как ведет себя, он подумал:

«Если бы я мог так плакать и взывать к Аллаху».

Затем, заглянув внутренним взором в сердце этого человека, он увидел, что все эти мольбы и слезы лишь ради преходящих благ этой жизни. И сердце его покрыла печаль.

Этот рассказ помогает понять, как можно, занимаясь мирскими делами, не забывать о жизни вечной.

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи), сравнивая человека с кораблем, плывущим по водам мироздания, говорил:

«Если река будет под кораблем, то поможет ему, неся по течению. Но если волны будут заливаться за борта корабля, то утопят его».

Поистине, нельзя забывать, что земные блага обладают свойством привязывать к себе сердце человека, заставляя отречься от Аллаха. Недаром Священный Коран предостерегает му’минов об этой опасности, называя имущество и детей «фитна» (раздором). Поэтому занимаясь мирскими делами, надо оберегать сердце от беспечности. Если сердце не защищено от любви к земным благам, то, по предопределению, даже крошечный его кусочек способен отвергать Господа.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Наслаждения и блага этого мира – это шипы и терновники жизни будущей. А горечь и лишения его – это наслаждения и блага мира вечного» (Хаким, Мустадрак, IV, 345).

В другом хадисе говорится:

«Эта жизнь приятна, вид ее привлекателен. Несомненно, Аллах дает вам власть над ней, чтобы посмотреть, как вы поступите, как поведете себя. Поэтому берегитесь этого мира…» (Муслим, Зикр, 99).

Однажды я, направляясь из дома в мечеть на утренний намаз, услышал дикое кошачье завывание. Тут я увидел двух кошек, замеревших друг против друга и готовых в любой момент сцепиться, подобно разъяренным львам. Они не шевелились, впившись взглядами друг в друга. Шерсть на их спинках стояла дыбом. При малейшем движении каждая них готова была порвать соперницу в клочья. Я заметил лежащую возле них задушенную мышь, которая, по всей вероятности, и стала причиной этой стычки. Эти кошки дрались за маленькую мышь. Не боясь того, что одна из них будет порвана другой, они не отступали, оспаривая право обладания этой мышкой.

Эта сцена, действительно, весьма поучительна. Она наводила на мысль о том, как разворачивались бы события, если кошки, не желая этой дохлой мыши, оказались бы от достижения своей цели. Это походило на то, как те, кто одержим жаждой этой жизни, в стремлении урвать ее ускользающие блага обрекают себя на горечь утраты в жизни вечной. Придушенная мышь представлялось символом земных благ, желаний, привилегий, власти, почета, за коими охотятся столько утвердившихся в своем небрежении людей, не сознающих тщетности всех своих усилий для обретения вечного царства.

Основу такого выбора раба составляет то, что он свои желания и довольство ориентирует на ошибочные цели. Именно им Всевышний Аллах повелевает:

كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَى أَن رَّآهُ اسْتَغْنَى إِنَّ إِلَى رَبِّكَ الرُّجْعَى

«Так нет же! Человек преступает пределы [дозволенного], как только покажется ему, что он [ни в чем] не нуждается. Воистину, тебе надлежит возвратиться к Господу твоему» (аль-’Аляк, 96/6-8).

Духовно не зрелый человек, алчущий материальных выгод, ведет неустанную битву за них. И когда он получает нечто в свои руки, беспечно предается эйфории от успеха. А если ничего не приобретает – задыхается от горя. Беспокойство об имуществе, положении и пропитании больше, чем это необходимо, делает его рабом мирского, материального.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) особо предупреждал об этом:

«Кто соберет свои заботы воедино, сделав их заботой о жизни вечной, тому Аллах даст власть над всем, что заботит его в жизни этой. Кто же больше, чем нужно, печется и горюет о мирском, то Аллаху ничего не стоит послать ему погибель на любой из дорог, на какой бы он ни находился» (Ибн Маджа, Зухд, 2).

Так бренный мир, став преградой между рабом и его Господом, ведет его к духовной гибели. И его неведение заходит так далеко, что он, хоть и не явно, достигает положения, о котором говорил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«…Весь почет ихих состояние, религия ихденьги, кибла ихженщины. Они наихудшие из созданных. Для них нет у Аллаха ничего» (Али-аль-Муттаки, Кянз-уль-Уммаль, XI, 192). Да хранит нас от этого Господь!

Обращаясь к своим сахабам, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«…Клянусь Аллахом, я не страшусь, если вы испытаете бедность. Я страшусь того, что когда перед вами откроются мирские соблазны, как было с теми, кто жил до вас, вы, как и они, начнете спорить и соперничать за обладание ими, ведя себя к погибели» (Бухари, Рикак, 7).

По этой причине преходящим земным благам следует уделять ровно столько внимания, сколько они этого заслуживают, не занимая сердце лишними переживаниями о них.

Дунья[4] – это только капля Царства Господа Миров. Жизнь в этом мире и жизнь в ахирате, мире вечном, как сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), можно сравнить с каплей, что упадет с пальца, если обмакнуть его в море[5]. Всевышний Аллах повелевает:

وَمَا هَذِهِ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ لَهْوٌ وَلَعِبٌ وَإِنَّ الدَّارَ اْلآخِرَةِ

لَهِيَ الْحَيَوَانُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ

«Жизнь в этом мирелишь забава и игра. И, воистину, будущий мир и есть вечная жизнь, но они об этом не ведают» (аль-Анкабут, 29/64).

С точки зрения духовности тех, кто познал эту истину, эта жизнь ничего собой не представляет. Их единственное желание – снискание довольства Всевышнего Аллаха. Как прекрасно сказал Йунус Эмре:

Зачем мне любить то, что имею,

Зачем мне жалеть о том, чего нет.

Лишь любовью к Тебе утешаюсь,

Лишь Ты мне нужен, лишь Ты.

Деньги, банковские счета, чины, положение в обществе, известность, страсти, которые так часто затмевают глаза невежд, для обладателей здорового сердца никогда не представляли ценности. Аулийауллах – приближенные рабы Аллаха и праведные му’мины постоянно пребывают в довольстве волей Аллаха и ни на йоту не отклоняются от своей убежденности. Они всегда бдительны в отношении всех уловок и соблазнов этого мира.

Йахйа бин Муаз (рахматуллахи алейхи) говорил так:

«Ариф (обладающий сокровенными знаниями), взяв ахират в правую руку, а дуньюв левую, свое сердце устремляет к Всевышнему Творцу. И больше ничем не занимает его, кроме Аллаха».

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) в своем Маснави говорит:

«Дуньяэто быть в неведении об Аллахе. А не обладать деньгами, шелками, женщинами и детьми. Все то, что отвлекает тебя от Всевышнего Творца, и есть твоя дунья, твоя мирская жизнь».

Значит, истигна не противоречит обладанию имуществом и богатством. Чего следует остерегаться, так это того, что хоть на волос может приблизить к небрежению в отношении Господа и вытеснить Его из сердца раба.

Самое сильное воздействие на сердца, заставляющее их оставлять в небрежении Господа своего, оказывает любовь к власти, жажда лидерства, стремление управлять и быть первым. Мировой истории известно множество фактов насилия и жестокости, совершаемых теми, кто страстно желал обладать властью, стремился к положению лидера или боролся за сохранение своих позиций. И только история Ислама может рассказать о тех, кто, будучи преданным только Всевышнему Творцу, не пленился стремлением к власти и, когда необходимо было поступиться своей силой и авторитетом, даже в период их наивысшей прочности, уступал бразды правления другим. И среди них особенно выделяются трое, которые ради единства Ислама продемонстрировали не имеющий равного пример отречения, окружив себя ореолом благочестия и достоинства.

Первый из них – внук Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) досточтимый Хасан (радыйаллаху анху). Хасан (радыйаллаху анху), чтобы не допустить разделения государства из-за столкновения интересов двух общин, правил им всего шесть месяцев, передав власть Муавийе; его духовная зрелость помогла избежать политических прений и великого кровопролития.

Второй из этих выдающихся людей – досточтимый Идрис Битлиси, который вооружившись только любовью, а не мечом, присоединил к Османскому халифату восточные территории.

А третьим был Барбарос Хайреддин паша, который, будучи правителем Джазайира и многих других земель, ввел их в состав Османского халифата, став наместником одной из его провинций.

Пророк Сулейман (алейхиссалям), оттого что освободил свое сердце от любви к имуществу, богатству и власти, самого себя причислял к нищим. Вставая утром, он направлялся туда, где были нищие и обездоленные; проявляя величайшую скромность, он сидел вместе с ними.

«Нищему пристало быть рядом с нищими», – говорил он.

Из всего этого следует, что работать для того чтобы в этой жизни не зависеть от других и иметь средства и состояние, не является недостатком, напротив:

«Несомненно, лучшим для каждого из вас будет отправиться в горы, прихватив веревку, и собирать хворост, чтобы, продав его, заработать себе на жизньи этим Аллах оберегает вашу честь, чем просить подаяние, не будучи уверенным, подадут тебе или нет» (Бухари, Закят, 50-53; Насаи, Закят, 85). Хадис-шариф побуждает к этому, разъясняя достоинство труда. Ведь состоятельный и сильный му’мин избыток средств тратит на благотворительность, создает рабочие места для других людей, с еще большим воодушевлением спешит творить добро, что делает его из числа тех, о ком сказано в хадисе-шариф:

«Самый благой из людей тот, кто более всех им полезен» (Суюти, аль-Джамиг-ас-Сагир, II, 8).

Является ошибкой не то, что ты ищешь свой удел в земной жизни, а то, что позволяешь дунье похищать твою душу и становишься ее рабом, пренебрегая религиозными обязанностями, духовным служением, проявляя скупость. Нельзя забывать, что место деньгам – карман и кошелек, а не сердце!

В этой связи, о критериях, которые необходимо соблюдать, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не привязывай душу свою к дунье, и Всевышний Аллах полюбит тебя; не смотри, что есть у людей, тогда и люди полюбят тебя» (Ибн Маджа, Зухд, 1).

Пусть Всевышний Аллах сделает нас любимыми теми, кого любим мы! Пусть в сердцах наших утвердит довольство, а не жажду ко всему, кроме Него, довольство, а не жажду, которые были присущи Пророку Его! Пусть подчинит все наши желания, стремления и привязанности любви к Единому Господу и Его воле, любви и упованию, с которыми Его Пророк взывал к Нему!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *