Приговорка что это определение для 5 класса по литературе

Вей, вей, ветерок: детские приговорки

Что такое приговорка? Так называют многие тексты, знакомые нам с детства: от «Баба сеяла горох» до «Кукушка, кукушка, сколько мне лет жить?»

Жанр приговорки близок другим жанрам устного народного творчества: закличке, потешке, прибаутке. Разбираемся, что в них общего и чем они отличаются.

Что такое приговорка?

Мнения учёных расходятся, и приговоркой могут называть разные тексты:

Мы собрали тексты, которые традиционно относят к приговоркам.

Примеры приговорок

Приговорка что это определение для 5 класса по литературе

Приговорки – подражания птицам

Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик! (чибис).

Кукушка-кукушка, сколько мне жить?

Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.

Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края:

Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!

Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:

Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Зуёк, ти-ли-ти,
Гнездо вити.

***
Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку.

***
Скок сорока,
Прыг сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока!

Клест-прост,
Сел на мост,
Кривлен нос,
Зелен хвост!

Дрозд, дрозд,
Кованый нос,
Кованый нос,
Долгий хвост!

Вдогон улетающим на юг гусям кричат:

Летят гуськи,
Плоски носки.
Говорят гуськи:
«То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!»

Приговаривают при посадке в огороде овощей:

Уродись, горох,
Отлично хорош —
Множество стручков!
И крупен, и бел —
На потеху всем!
И сам тридесят —
Для всех ребят!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки — с пятачки!

Возле всходов припевают:

Тот-тох-торорох!
Уродись, бел горох,
Ячмень в кустах,
Овес в усах
Да лен в цветах!

Капуста вилáста,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.

Приговорка что это определение для 5 класса по литературе

Приговорки в лесу

Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.

Приговорка что это определение для 5 класса по литературе

Приговаривали перед тем, как нырнуть в воду:

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!

Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!

Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: «Ох»!

Жили-были два енота
И сказали: «Гоп!»

Выливая из уха воду, скакали на одной ножке, наклонив голову, и приговаривали:

Котя, котя, воробей,
Вылей воду из ушей —
Из правого, из левого.
Дам тебе копейку —
Серебряную,
Позолоченную,
Расколоченную!
Высеку талИнку*
На правую спинку,
На левое плечо,
Разгорелось горячо!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан —
Рукомойничек, судомойничек!

Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!

Оля, Оля, вылей воду
На зеленую колоду —
Поросят помыть,
Боровка напоить!

Когда появляются на руках цыпки, их лечат коровьим маслом и при этом приговаривают:

Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят:

Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!

Когда икают, говорят:

Икота, икота,
Перейди на Федота,
А с Федота на Якова,
Ну, а с Якова – на всякого.

Пуская в ручейки кораблики и лодочки, поют:

Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок, —
По волнам гони стружок!

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружóк
С запада на восток.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Дед Сысой,
Тряси бородой
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

Раз, два,
За борта!
Три, четыре,
Подхватили
Да поплыли!

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.

Источник

Приговорки :: Общие сведения

Приговорками принято называть стихотворные обращения детей к различным животным. Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с многообразной фауной. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят – коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел и т.д.), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки), дети ищут средства общения с ними. Этой цели служат приговорки. Их трудно отличить от закличек и по форме, и по содержанию.

Детям поручали охранять цыплят, гусят, утят. Чуть зазевайся – коршун унесёт цыплёнка. Поэтому, только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей: «Коршун, коршун, колесом, твои дети за лесом в огне горят, тебя зовут».

Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражаниях. Поёт малиновка. Дети прислушиваются и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз. » Закричат перепела, и ребята вторят им: «Миколай (любое имя) под поветь, под поветь».

Некоторые приговорки несут социальный смысл, правдиво отражают жизнь. Бичом земледельца был в старину барин-охотник. Дети брали в руку ромашку (в цветке которой, напоминающем стрижку попа, прячутся муравьи) и приговаривали:

Поп, поп,
Выпусти собак:
Баре едут,
Озимь топчут.

Иногда в приговорках звучал протест против угнетателей, призыв к сопротивлению:

Поп, поп,
Выпусти собак
На боярский двор,
На дворянских ребят.

Указание на бояр говорит о древности текста.

Большинство фольклористов склонны все приговорки генетически выводить из древних заклинательных формул. К этому есть много оснований. Но были произведения, созданные в том же поэтическом ключе, но не имевшие никакой связи с магией слова. Такие песенки есть в сборниках П.А. Бессонова, П.В. Шейна, О.И. Капицы. Ценно свидетельство Можаровского: «Когда дети увидят на улице дрянного маленького телёнка, то смеются над ним следующими стишками:

– Телеш, телеш,
Куда бредешь?
– В лес волков есть.
– Смотри, телеш,
Тебя переж».

Не имеют связи с заклинаниями все звукоподражательные приговорки. В основе же обращений к мышке, кукушке и др. безусловно лежат различные поверья.

Судьба приговорок неодинакова. Одни исчезают, другие сокращаются или, наоборот, усложняются, приобретают сатирическую окраску и переходят в жанр перегудок. Такой пример мы имеем в работе И. Нечаева (перегудка «Горшун, горшун! Колесо, твоих детей унесло»). Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Приговорки русского фольклора

Приговорка – что это такое в литературе? Определение приговорки (не из википедии).

Когда в России появились приговорки?

Почему приговорку назвали приговоркой? Этимология слова «приговорка».

Приговорки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация приговорок.

Чем приговорка отличается от пословицы, поговорки и в чём их сходства.

Какие приговорки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Словарик литературоведческих терминов для 5 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)

С ловарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.

Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:

поговорим о теории литературы;

поговорим о родах и жанрах;

поговорим о структуре текста;

поговорим о структуре стихотворения;

поговорим о тропах и стилистических фигурах;

поговорим о художественных средствах создания образа;

поговорим о видах комического.

Термины берутся из следующих источников:

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.

Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Тесты по литературе. 5 класс.

Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.

Для лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение, структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.

Поговорим о теории литературы

Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.

Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» – серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931 году.

Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.

Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний ( И. Федосова, М. Крюкова и др. ).

Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).

Проза – литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Риторика – наука об ораторском искусстве.

Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Поговорим о родах и жанрах

Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.

Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.

Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

Источник

С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка (Уроки по литературе)

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Обогащаем свою речь, упр. 1, стр. 8.

Пестушка – это небольшой напев в стихах, с которым мамы и няни обращаются к ребёнку, чтобы приободрить и поддержать его, когда он только начинает познавать мир и свершает первые простейшие действия (просыпается, пытается ходить и т.д.) Слово «пестушка» происходит от глагола «пестовать», который означает одновременно «любить», «заботиться», «ухаживать», «радовать» и т.п.

Потешка – это также рифмованное произведение, которым взрослые сопровождают действия ребёнка, но уже в чуть более старшем возрасте. Потешки могут использоваться в играх и помогают ребёнку знакомиться с родным языком.

Колыбельная песня – это песня, которую поют маленьким детям, чтобы убаюкать их.

Закличка – это стихотворное обращение к природе и её силам. Заклички раньше были очень популярны, потому что люди верили, что с их помощью можно действительно влиять на природу – например, вызывать дождь в засуху, ускорять созревание урожая и т.д.

Приговорка – это также обращение к природе, очень похожее на закличку.

Отличие же приговорки от заклички в том, что с её помощью ребёнок просто один на один общается с природой, с ветром, деревом, птицей, не обязательно ожидая какого-то результата.

Прибаутка – это смешное выражение, напоминающее половицу или поговорку и используемое в речи, чтобы придать ей юмористический оттенок.

Считалка – это забавное стихотворение, обычно использующееся детьми в играх, чтобы выбрать определённого человека из большой группы. Считалки помогают запоминать числительные, а также понять ритм русского языка.

Скороговорка – это стихотворная форма, содержащая много похожих друг на друга слов и предназначенная для того, чтобы тренироваться в произнесении сложных звуков родного языка или их сочетаний.

Загадка – это короткое остроумное описание какого-либо предмета или явления, указывающее на основные признаки этого предмета или явления, но не называющее его прямо. Часто имеет стихотворную форму. Загадки расширяют кругозор, развивают ум, логику и повышают внимательность.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Фольклор для детей

Игры, пословицы, поговорки, сказки, загадки, стихи и прочее

Приговорки для детей

Приговорка что это определение для 5 класса по литературе

Приговорки для детей — это такие стишки-помогалочки, с которыми все дела спорились. 🙂

Уж ты, бор-борок!
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

Стогом-верхом нам грибов
Полных-ровных кузовов.
Чтобы был гриб на грибу,
А мой наверху!

Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.

А вот так пели-приговаривали, когда шли на речку купаться:

Куба, куба, кубака,
Наша речка глубока!
Кубарки, купабарки,
Купаться!

Приговаривали перед тем, как нырнуть в воду:

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!

Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!

А такие приговрки для детей использовали, если попала вода в ухо при купании.

Выливая из уха воду, скакали на одной ножке, наклонив голову, и приговаривали:

Котя, котя, воробей,
Вылей воду из ушей —
Из правого, из левого.
Дам тебе копейку —
Серебряную,
Позолоченную,
Расколоченную!
Высеку талИнку*
На правую спинку,
На левое плечо,
Разгорелось горячо!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Щи варила, пролила,
Потрошки не собрала!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *