Приговорка что это определение для 5 класса по литературе
Вей, вей, ветерок: детские приговорки
Что такое приговорка? Так называют многие тексты, знакомые нам с детства: от «Баба сеяла горох» до «Кукушка, кукушка, сколько мне лет жить?»
Жанр приговорки близок другим жанрам устного народного творчества: закличке, потешке, прибаутке. Разбираемся, что в них общего и чем они отличаются.
Что такое приговорка?
Мнения учёных расходятся, и приговоркой могут называть разные тексты:
Мы собрали тексты, которые традиционно относят к приговоркам.
Примеры приговорок
Приговорки – подражания птицам
Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик! (чибис).
Кукушка-кукушка, сколько мне жить?
Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.
Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края:
Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!
Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Зуёк, ти-ли-ти,
Гнездо вити.
***
Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку.
***
Скок сорока,
Прыг сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока!
Клест-прост,
Сел на мост,
Кривлен нос,
Зелен хвост!
Дрозд, дрозд,
Кованый нос,
Кованый нос,
Долгий хвост!
Вдогон улетающим на юг гусям кричат:
Летят гуськи,
Плоски носки.
Говорят гуськи:
«То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!»
Приговаривают при посадке в огороде овощей:
Уродись, горох,
Отлично хорош —
Множество стручков!
И крупен, и бел —
На потеху всем!
И сам тридесят —
Для всех ребят!
Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки — с пятачки!
Возле всходов припевают:
Тот-тох-торорох!
Уродись, бел горох,
Ячмень в кустах,
Овес в усах
Да лен в цветах!
Капуста вилáста,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.
Приговорки в лесу
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.
Приговаривали перед тем, как нырнуть в воду:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: «Ох»!
Жили-были два енота
И сказали: «Гоп!»
Выливая из уха воду, скакали на одной ножке, наклонив голову, и приговаривали:
Котя, котя, воробей,
Вылей воду из ушей —
Из правого, из левого.
Дам тебе копейку —
Серебряную,
Позолоченную,
Расколоченную!
Высеку талИнку*
На правую спинку,
На левое плечо,
Разгорелось горячо!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.
Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан —
Рукомойничек, судомойничек!
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Оля, Оля, вылей воду
На зеленую колоду —
Поросят помыть,
Боровка напоить!
Когда появляются на руках цыпки, их лечат коровьим маслом и при этом приговаривают:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!
Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят:
Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!
Когда икают, говорят:
Икота, икота,
Перейди на Федота,
А с Федота на Якова,
Ну, а с Якова – на всякого.
Пуская в ручейки кораблики и лодочки, поют:
Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок, —
По волнам гони стружок!
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружóк
С запада на восток.
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!
Дед Сысой,
Тряси бородой
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
Раз, два,
За борта!
Три, четыре,
Подхватили
Да поплыли!
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.
Приговорки :: Общие сведения
Приговорками принято называть стихотворные обращения детей к различным животным. Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с многообразной фауной. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят – коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел и т.д.), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки), дети ищут средства общения с ними. Этой цели служат приговорки. Их трудно отличить от закличек и по форме, и по содержанию.
Детям поручали охранять цыплят, гусят, утят. Чуть зазевайся – коршун унесёт цыплёнка. Поэтому, только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей: «Коршун, коршун, колесом, твои дети за лесом в огне горят, тебя зовут».
Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражаниях. Поёт малиновка. Дети прислушиваются и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз. » Закричат перепела, и ребята вторят им: «Миколай (любое имя) под поветь, под поветь».
Некоторые приговорки несут социальный смысл, правдиво отражают жизнь. Бичом земледельца был в старину барин-охотник. Дети брали в руку ромашку (в цветке которой, напоминающем стрижку попа, прячутся муравьи) и приговаривали:
Поп, поп,
Выпусти собак:
Баре едут,
Озимь топчут.
Иногда в приговорках звучал протест против угнетателей, призыв к сопротивлению:
Поп, поп,
Выпусти собак
На боярский двор,
На дворянских ребят.
Указание на бояр говорит о древности текста.
Большинство фольклористов склонны все приговорки генетически выводить из древних заклинательных формул. К этому есть много оснований. Но были произведения, созданные в том же поэтическом ключе, но не имевшие никакой связи с магией слова. Такие песенки есть в сборниках П.А. Бессонова, П.В. Шейна, О.И. Капицы. Ценно свидетельство Можаровского: «Когда дети увидят на улице дрянного маленького телёнка, то смеются над ним следующими стишками:
– Телеш, телеш,
Куда бредешь?
– В лес волков есть.
– Смотри, телеш,
Тебя переж».
Не имеют связи с заклинаниями все звукоподражательные приговорки. В основе же обращений к мышке, кукушке и др. безусловно лежат различные поверья.
Судьба приговорок неодинакова. Одни исчезают, другие сокращаются или, наоборот, усложняются, приобретают сатирическую окраску и переходят в жанр перегудок. Такой пример мы имеем в работе И. Нечаева (перегудка «Горшун, горшун! Колесо, твоих детей унесло»). Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Приговорки русского фольклора
Приговорка – что это такое в литературе? Определение приговорки (не из википедии).
Когда в России появились приговорки?
Почему приговорку назвали приговоркой? Этимология слова «приговорка».
Приговорки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация приговорок.
Чем приговорка отличается от пословицы, поговорки и в чём их сходства.
Какие приговорки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?
Словарик литературоведческих терминов для 5 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)
С ловарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.
Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:
поговорим о теории литературы;
поговорим о родах и жанрах;
поговорим о структуре текста;
поговорим о структуре стихотворения;
поговорим о тропах и стилистических фигурах;
поговорим о художественных средствах создания образа;
поговорим о видах комического.
Термины берутся из следующих источников:
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.
Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Тесты по литературе. 5 класс.
Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.
Для лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение, структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.
Поговорим о теории литературы
Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.
Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.
Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» – серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931 году.
Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.
Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний ( И. Федосова, М. Крюкова и др. ).
Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).
Проза – литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.
Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Риторика – наука об ораторском искусстве.
Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Поговорим о родах и жанрах
Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.
Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.
Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.
Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.
С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Обогащаем свою речь, упр. 1, стр. 8.
Пестушка – это небольшой напев в стихах, с которым мамы и няни обращаются к ребёнку, чтобы приободрить и поддержать его, когда он только начинает познавать мир и свершает первые простейшие действия (просыпается, пытается ходить и т.д.) Слово «пестушка» происходит от глагола «пестовать», который означает одновременно «любить», «заботиться», «ухаживать», «радовать» и т.п.
Потешка – это также рифмованное произведение, которым взрослые сопровождают действия ребёнка, но уже в чуть более старшем возрасте. Потешки могут использоваться в играх и помогают ребёнку знакомиться с родным языком.
Колыбельная песня – это песня, которую поют маленьким детям, чтобы убаюкать их.
Закличка – это стихотворное обращение к природе и её силам. Заклички раньше были очень популярны, потому что люди верили, что с их помощью можно действительно влиять на природу – например, вызывать дождь в засуху, ускорять созревание урожая и т.д.
Приговорка – это также обращение к природе, очень похожее на закличку.
Отличие же приговорки от заклички в том, что с её помощью ребёнок просто один на один общается с природой, с ветром, деревом, птицей, не обязательно ожидая какого-то результата.
Прибаутка – это смешное выражение, напоминающее половицу или поговорку и используемое в речи, чтобы придать ей юмористический оттенок.
Считалка – это забавное стихотворение, обычно использующееся детьми в играх, чтобы выбрать определённого человека из большой группы. Считалки помогают запоминать числительные, а также понять ритм русского языка.
Скороговорка – это стихотворная форма, содержащая много похожих друг на друга слов и предназначенная для того, чтобы тренироваться в произнесении сложных звуков родного языка или их сочетаний.
Загадка – это короткое остроумное описание какого-либо предмета или явления, указывающее на основные признаки этого предмета или явления, но не называющее его прямо. Часто имеет стихотворную форму. Загадки расширяют кругозор, развивают ум, логику и повышают внимательность.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Фольклор для детей
Игры, пословицы, поговорки, сказки, загадки, стихи и прочее
Приговорки для детей
Приговорки для детей — это такие стишки-помогалочки, с которыми все дела спорились. 🙂
Уж ты, бор-борок!
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Стогом-верхом нам грибов
Полных-ровных кузовов.
Чтобы был гриб на грибу,
А мой наверху!
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.
А вот так пели-приговаривали, когда шли на речку купаться:
Куба, куба, кубака,
Наша речка глубока!
Кубарки, купабарки,
Купаться!
Приговаривали перед тем, как нырнуть в воду:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
А такие приговрки для детей использовали, если попала вода в ухо при купании.
Выливая из уха воду, скакали на одной ножке, наклонив голову, и приговаривали:
Котя, котя, воробей,
Вылей воду из ушей —
Из правого, из левого.
Дам тебе копейку —
Серебряную,
Позолоченную,
Расколоченную!
Высеку талИнку*
На правую спинку,
На левое плечо,
Разгорелось горячо!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Щи варила, пролила,
Потрошки не собрала!
- Приговорка что это определение 5 класс
- Приговорка что это определение для 5 класса