Причина выбытия справка что это значит
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020
Основное средство, которое выбывает или не способно приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию (п. 40 ФСБУ 6/2020).
Причины выбытия, в частности, могут быть следующими:
Списание (исключение объекта из состава основных средств) производится в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).
Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.
Допустим, организация приобретает оборудование, которому устанавливает срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равным пяти или там, шести годам.
И первое время его использование при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) не приносит никаких хлопот, а только прямую выгоду.
Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.
Продать его именно как оборудование, даже и с убытком, не получается, так как найти покупателя на этот убитый, да к тому же и морально устаревший агрегат (к которому и запчастей уже не найти), не получается. И руководство принимает решение (предварительно его технически и экономически обосновав), ликвидировать это оборудование.
Обоснование на ликвидацию, естественно, должна готовить не бухгалтерия, а соответствующие технические службы.
И еще раз напомним, что по п. 41 ФСБУ 6/2020 объект подлежит списанию (исключению из состава основных средств) в том периоде, в котором он признан неспособным приносить выгоду. А это как раз то самое решение о его ликвидации.
Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.
Следовательно, на эту дату, то есть на дату утверждения технически и экономически обоснованного и документально оформленного решения о ликвидации объекта, организация имеет право списать его балансовую (по ПБУ 6/01 — остаточную) стоимость.
У организации выбыл один актив — объект основных средств соответствующей балансовой стоимости, но появился другой — еще не ликвидированное имущество (и, возможно, в какой-то своей части пригодное к дальнейшему использованию) пока ещё той же стоимости.
Для его учета оптимально, на наш взгляд, использовать самый любимый счёт советского российского бухгалтера — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
И проводка должна быть:
После завершения процесса ликвидации соответствующие службы должны оформить первичный документ, подтверждающий этот факт хозяйственной деятельности, а также перечень оставшихся материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.
За образец такого первичного документа рекомендуем взять Акт о списании объекта основных средств, форма которого, № ОС-4, была утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Еще раз хотим обратить внимание, что составляет его не бухгалтерия, а назначенная приказом руководства комиссия. Дело бухгалтерии — расценить, где надо, указанные в Акте сведения, и проставить, так же, где это нужно, корреспонденцию счетов.
Списание уже ликвидированного актива и других затрат на ликвидацию будет оформлено записями:
Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.
Если организация не будет заморачиваться с обесценением и переоценкой основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020, то всё будет, как в настоящее время. Главное — своевременно и грамотно оформить надлежащие первичные документы.
Процесс ликвидации недвижимого основного средства будет оформляться теми же самыми записями на основании аналогичного пакета документов.
Хотя, во-первых, хотелось бы отметить, что снос (ликвидация) недвижимого объекта основных средств однозначно признается прочими расходами, даже он производится для высвобождения места для возведения нового объекта (подп. «к» п. 16 ФСБУ 26/2020).
НК РФ такую ситуацию не регулирует, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, следует отражать эту операцию точно так же, как и в регистрах бухгалтерского учета, и не изобретать какую-либо схему, исходя только из своего художественного видения этой ситуации.
Во-вторых, следует обратить внимание на порядок исчисления налога на имущество по сносимому объекту.
Напомним, что в облагаемую базу по налогу на имущество недвижимые объекты основных средств включаются (ст. 374 НК РФ):
По кадастровой стоимости налогом облагаются объекты недвижимости при одновременном выполнении следующих условий (ст. 378.2 НК РФ):
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то данный объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.
На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.
Возникнет оно на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Таковым будет служить акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании будут исключены из ЕГРН.
К такому выводу пришел ВС РФ в своём определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017, доведенном до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@.
Таким образом, из налогооблагаемой базы ликвидированный объект недвижимости может быть исключен еще до того, как он будет списан на расходы в регистрах бухгалтерского учета. Ведь составленный кадастровым инженером акт может быть датирован раньше, чем будут полностью завершены и документально оформлены все работы, связанные с ликвидацией объекта.
Ну а если объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета, то он перестает быть основным средством, как мы уже рассмотрели выше, на дату документально оформленного решения о необходимости его ликвидации.
Таким образом, на дату переноса его балансовой стоимости с 01 на 76 она, (эта стоимость) уже не будет участвовать в расчете величины налога на имущество.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как проводится учет выбытия основных средств
Основные средства – активы, используемые для производства и/или управления, – не могут функционировать неограниченное время. Наступает момент, когда они прекращают исполнять возложенные на них функции по тем или иным причинам. Держать на балансе неиспользуемые основные средства не только нерентабельно, но и незаконно, если прекращение действия актива или его отсутствие выявлено в результате инвентаризации.
Учет прекращения функционирования основных фондов производится в результате процедуры выбытия.
Что говорит план бухгалтерского учёта
План бухгалтерского учёта (ПБУ) в п. 29 прямо указывает на тот факт, что активы, которые:
должны быть в обязательном порядке списаны с бухгалтерского учета, то есть должна быть произведена процедура выбытия.
Предусмотренные причины выбытия ОС
Организация утрачивает основные активы по различным возможным причинам:
ВНИМАНИЕ! Могут действовать и другие причины выбытия основных активов, главное условие для проведения процедуры – отсутствие или невозможность использования объекта по результатам очередной проведенной инвентаризации.
Если объект просто был перемещен между структурными подразделениями в рамках одной организации, это не считается выбытием.
Какое ОС подлежит выбытию
Нельзя просто списать основное средство, приняв единоличное решение. Нужно точно установить, что оно более не используется, а восстановление его невозможно или нерентабельно. Это уполномочена сделать только специальная комиссия. Руководитель издает приказ о ее создании, включая в нее в обязательном порядке:
Комиссия должна осмотреть основное средство и сделать вывод о том, целесообразно ли его дальнейшее применение, а также рассмотреть рентабельность восстановления. В компетенцию комиссии также входят вопросы:
Документальным результатом работы комиссии является акт на списание.
После списания ОС акт передается в бухгалтерию, где на его основании делают пометки в инвентарных карточках или специальной инвентарной книге. Эти записи хранятся не менее 5 лет.
Порядок оформления выбытия ОС
Процедура документального сопровождения списания основных активов с баланса может несколько отличаться в зависимости от установленной причины.
Выбытие актива в результате его продажи
Когда основное средство переходит на правах собственности к другому лицу (физическому или юридическому), оно должно уйти с баланса «материнской» фирмы. При этом заключается договор купли-продажи. Кроме этого базового документа, выбытие сопровождается составлением следующих бумаг:
В бухгалтерии этот процесс проводится следующим образом: счет 01 «Выбытие основных средств» комплектуется соответствующим субсчетом, далее нужно списать сумму амортизации по выбывающему объекту, а остаток его стоимости добавляется в «прочие расходы». В этих расходах также могут отражаться траты, производимые на демонтаж, упаковку и другие действия с основным средством. Проводки:
Выбытие изношенного основного средства
Негодность, выявленная при эксплуатации или инвентаризации, – веская причина для списания ОС. Его производят с помощью составления Акта по форме ОС-4, который подписывает специально созданная комиссия. В акте необходимо отразить следующую информацию:
СПРАВКА! Если списывается автотранспортное средство, настоящий акт составляется по форме ОС-4а и к нему присовокупляется справка, выданная Госинспекцией, о снятии транспорта с учета.
Бухгалтерские проводки идут по счету 47 «Реализация и прочие выбытия основных средств», а финансовый результат относится на счет 80 «Прибыли и убытки».
ВАЖНО! По такой же схеме оформляется выбытие ОС, ликвидированных в результате аварий и катастроф.
Пример проводки: в столярном цеху полностью вышел из строя деревообрабатывающий станок, который в начале эксплуатации проходил по стоимости 30 000 руб. Амортизация, начисленная на это оборудование, составляет 28 000 руб. В цеху станок разобрали, что стоило 200 руб. После разборки осталось несколько запасных частей, которые можно использовать в дальнейшем, они были оприходованы на склад по стоимости 1 000 руб., остальная часть составила металлолом на сумму 800 руб. Записи в бухучете будут следующими:
Выбытие похищенного основного средства
Если ОС отсутствует в организации по причине противоправного действия, это действие переходит в компетенцию уголовных органов. Вне зависимости от результатов расследования, поскольку актива нет в наличии, его необходимо списать. Для этого составляется акт по форме ИНВ-26. К прочим бухгалтерским документам нужно присоединить копию постановления о возбуждении уголовного дела или расследования, то есть подтверждение противоправности действия по отношению к ОС.
Бухгалтерская проводка украденных материальных ценностей осуществляется по дебету счета 73/2, кредиту 94 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Если виновный найден, то возмещение убытка через кассу проводится по дебету 50, кредиту 73-2.
Выбытие ОС, вносимых в чужой уставной капитал
Когда актив переходит в уставный фонд другой организации, это своего рода денежное вложение средств. В бухучете нужно отразить проведенную амортизацию, провести средство как финансовую инвестицию, восстановить НДС и отразить долю прибыли/убытка по передаче ОС.
Пример проводки: частное предприятие зарегистрировано в качестве участника ООО, оно вкладывает в уставный фонд оборудование, которое собрание участников оценило в 250 000 руб. Когда это оборудование использовалось частным предприятием, его стоимость на балансе была 210 000 руб., а амортизация составила 40 000 руб. Проводки будут такими:
Правильное оформление и отображение выбытия основных средств при их бухгалтерском учете – залог отсутствия проблем при проверке соответствующих отчетов.
Выбытие основных средств в бухгалтерском учете (нюансы)
Что такое основное средство?
Основное средство (ОС) — это внеоборотные активы, существование которых возможно при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01):
При первоначальной стоимости объекта, равной 40 000 или менее, и одновременном выполнении указанных выше условий актив может быть признан материально-производственным запасом (п. 5 ПБУ 6/01).
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020 «Основные средства», согласно которому налогоплательщик сможет самостоятельно утсанавливать величину минимальной стоимости ОС в бухгалтерском учете. Применять новый стандарт можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.
Как организации перейти на учет ОС по новому ФСБУ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
Как осуществляется выбытие основных средств в бухучете?
Порядок, регулирующий выбытие ОС, отражен в ч. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами:
Любое выбытие ОС необходимо подкрепить следующими документами:
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по выбытию ОС к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет сформировать остаточную стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
О документах, которыми необходимо обосновать выбытие ОС, см. в материале «Документальное оформление списания основных средств».
Независимо от причины выбытия ОС проводки (записи по списанию первоначальной стоимости и амортизации) будут аналогичными:
При этом сформированная на счете 01«Выбытие» остаточная стоимость будет списываться в дебет счетов, соответствующих характеру произведенных операций, например:
ООО «Авто-парк» реализовало автомобиль в августе. Стоимость реализации в соответствии с договором составила 472 000 руб. (в т. ч. НДС 72 000 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля — 700 000 руб., сумма начисленной амортизации за период эксплуатации — 130 000 руб. Организация учитывает поступившие ОС на счете 01.01, для выбывших ОС используется субсчет 01.02.
В августе ООО «Авто-парк» отразит в учете:
Дт 62 Кт 91.01 — 472 000 руб. — реализация автомобиля.
Дт 91.02 Кт 68.02 — 72 000 руб. — начислен НДС по реализации.
Дт 01.02 Кт 01.01 — 700 000 руб. — списание первоначальной стоимости.
Дт 02 Кт 01.02 — 130 000 руб. — списание амортизации.
Дт 91.02 Кт 01.02 — 570 000 руб. — остаточная стоимость учтена в расходах.
Подробнее о проводках, отражающих учет ОС, см. в статье «Проводки Дт 01 и Кт 01, 08 (нюансы)».
Как видно из примера, доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, учитываются в периоде осуществления указанных действий (п. 31 ПБУ 6/01), что нельзя сказать о налоговом учете таких операций.
Каковы особенности налогового учета выбытия основных средств?
Следует обратить внимание на порядок учета реализованных ОС, установленный гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток, возникающий при превышении остаточной стоимости ОС над суммой выручки от продажи ОС, следует принимать в целях исчисления налога на прибыль равными долями в течение всего оставшегося срок полезного использования. Указанная особенность учета убытка в целях налога на прибыль формирует временные разницы, отражение которых производится путем применения ПБУ 18/02.
Как применять ПБУ 18/02 при возникновении временных разниц, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Исходные условия — из примера 1. При этом оставшийся срок полезного использования ОС — 37 месяцев.
Определим сумму убытка 570 000 – (472 000 – 72 000) = 170 000 руб.
Убыток, который ООО «Авто-парк» может равномерно учитывать ежемесячно в целях исчисления налога на прибыль, — 170 000 / 37 = 4 594,59 руб. Начиная с 2021 года ООО «Авто-парк» будет отражать эту сумму в составе прочих расходов.
Таким образом, в учете ООО возникнет временная разница — отложенный налоговый актив, отражаемый в августе проводкой Дт 09 Кт 68 — 170 000 руб. В сентябре эта сумма будет уменьшена Дт 68 Кт 09 — 4 594,59 руб.
Итоги
В бухучете выбытие основных средств отражается проводками по списанию его первоначальной стоимости и амортизации, которые формируют остаточную стоимость объекта в бухучете. При реализации основного средства с убытком важно учесть возникающие в налоговом учете временные разницы, появление которых обусловлено наличием разных законодательно установленных подходов к отражению результатов выбытия.
Пересмотр сроков полезного использования объектов основных средств по ФСБУ 6/2020
Определение срока полезного использования (СПИ)
СПИ объекта основных средств определяется исходя из (п. 9 ФСБУ 6/2020):
Пересмотр срока полезного использования (СПИ)
СПИ – прогнозная характеристика. Если с течением времени при изменении условий деятельности эта характеристика уточняется, то финансовая картина становится более достоверной. А когда изначально установленный при принятии объекта к учету СПИ не пересматривается, такая учетная практика приводит к снижению информативности отчетных показателей и ухудшению качества бухгалтерской отчетности (п. 5 Толкования Р91 «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятого Комитетом по толкованиям 27.05.2009, утвержденного в итоговой редакции 10.07.2009) к ПБУ 6/01, 21/08»).
Пересмотр СПИ до ФСБУ 6/2020
Правило первичного определения СПИ (абз. 1 п. 20 ПБУ 6/01) не ограничивает его последующий пересмотр. Пересмотр СПИ при реконструкции и модернизации (абз. 6 п. 20 ПБУ 6/01) не является единственно возможным случаем изменения СПИ. Правила пересмотра СПИ в результате других причин в ПБУ 6/01 отсутствуют: нет ни запрета, ни разрешения, ни предписания. В противном случае в разделе III ПБУ 6/01 должна была присутствовать норма, аналогичная п. 14 ПБУ 6/01, согласно которому стоимость основных средств, в которой они приняты к бухучету, не подлежит изменению, кроме специально названных случаев (Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-6/2009 КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации»).
То, что изначально установленный СПИ может изменяться не только в случае реконструкции и модернизации, подтверждается следующими нормами:
Таким образом, из совокупности норм ПБУ 6/01 и ПБУ 21/2008 следует вывод: появление новой информации является основанием для изменения СПИ основного средства в течение его эксплуатации, в т.ч. в случаях, когда не было реконструкции или модернизации.
Поскольку пересмотр СПИ (кроме реконструкции и модернизации) прямо не регулируется ПБУ 6/01, необходимость его регулярного пересмотра подтверждается также (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», Рекомендация Р-6/2009 КпР):
Следовательно, пересмотр СПИ был возможен и до принятия ФСБУ 6/2020.
Пересмотр СПИ по ФСБУ 6/2020
СПИ (наряду с ликвидационной стоимостью и способом начисления амортизации) – это элемент амортизации объекта основных средств. Элементы амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29):
Это значит, что теперь в профильном ФСБУ 6/2020 прямо предусмотрен пересмотр СПИ.
Проверка элементов амортизации
Проверку элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020) рекомендовано увязывать с проверкой порядка применения пункта 5 ФСБУ 6/2020 на соответствие условиям и характеру инвестиционной деятельности организации и проводить обе проверки в рамках единой процедуры (п. 7 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).
Изменение СПИ может быть обусловлено:
Процедуру проверки элементов амортизации целесообразно установить в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008, п.п. 4, 5 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 11 Толкования Р91). В нее нужно включить в отношении СПИ, в частности:
Приказом по организации обязанности по проверке элементов амортизации можно возложить на инвентаризационную комиссию; комиссию по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств или специально созданную для этого комиссию. В состав комиссии целесообразно включить специалиста, отвечающего за техническое состояние основных средств, их работоспособность; эксплуатирующего объект работника, лицо, ответственное за сохранность основных средств, финансиста, экономиста, технолога, начальника производства, определяющих будущие экономические выгоды от использования основных средств, бухгалтера на участке основных средств. Если у членов комиссии нет необходимых знаний для проведения технической экспертизы объектов, комиссия может привлечь сторонних экспертов с соответствующей квалификацией.
Пересмотр СПИ не означает непременное его изменение. Организация должна убедиться, не возникло ли необходимости изменения СПИ. В этих целях к компетенциям комиссии относятся, в частности (п. 2 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 8 Толкования Р91):
Если текущая информация свидетельствует о существенном изменении параметров объектов основных средств, СПИ по ним изменяется (в том числе как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).
Результат работы комиссии по проверке элементов амортизации оформляется протоколом заседания комиссии, форму которого целесообразно утвердить в приложении к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Протокол должен содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа, а также (при необходимости) – реквизиты, являющиеся дополнительными к обязательным реквизитам, установленным ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В протоколе нужно указать по каждому объекту основных средств, по которому принято решение о пересмотре СПИ и других элементов амортизации, ранее установленные элементы амортизации, новые (измененные) элементы амортизации, причины пересмотра. Протокол, подписанный председателем и членами комиссии, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо (п. 8 ст. 3, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 2, 4, 8, 12 ФСБУ 27/2021, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 1 абз. 9 ст. 313 НК РФ).
Доначисление амортизации в связи с пересмотром СПИ может быть оформлено ведомостью учета основных средств и начисленных амортизационных отчислений по самостоятельно разработанной форме или, например, по форме № В-1, а также бухгалтерской справкой-расчетом (ч.ч. 2, 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 2, 4, 8, 12 ФСБУ 27/2021, п. 4 ПБУ 1/2008, Приложение 2 к Типовым рекомендациям, утвержденным Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).
Расчет амортизации после пересмотра срока полезного использования (СПИ)
Если по результатам проверки элементов амортизации организация примет решение о пересмотре СПИ, возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (перспективно). Ранее начисленная амортизация не пересчитывается. Оставшаяся подлежащая амортизации стоимость объекта распределяется на оставшийся СПИ, только уже измененный. Исходя из этого начисление амортизации продолжается в новых суммах. Такие корректировки не являются исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 37 ФСБУ 6/2020, п.п. 2, 3, 4 ПБУ 21/2008).
Амортизация за период, в котором изменился СПИ
При пересмотре СПИ в результате наступления конкретного обстоятельства амортизация с применением пересмотренного СПИ начисляется после наступления этого обстоятельства, без пересчета сумм, которые уже начислены за текущий год. Она может начисляться, например, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство и принято соответствующее решение, без пересчета начислений истекших месяцев текущего года (пп. «а» п. 33, п. 37 ФСБУ 6/2020, п. 4 ПБУ 21/2008, п. 4 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 10 Толкования Р91).
Спорным вопросом является вопрос начисления амортизации за период, в котором произошел пересмотр СПИ, по результатам обязательной ежегодной проверки элементов амортизации. Существуют два варианта, один из которых организация может предусмотреть в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008):
В то же время, если доначисление амортизации по варианту 2 является трудоемким, а доначисленная сумма не является существенной, организация, руководствуясь требованиями рациональности и существенности, вправе принять решение о начислении амортизация с применением пересмотренного СПИ с 1 января следующего отчетного года (п.п. 4, 6, 7.4 ПБУ 1/2008, п. 4 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 10 Толкования Р91).
Пример доначисления амортизации по варианту 2
За первые 2 года амортизация составила 2 400 тыс. руб. (1 200 тыс. руб. х 2). За третий год до момента пересмотра СПИ (за 11 месяцев третьего года) начисленная амортизация составила 1 100 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 11 мес.).
Доначисление амортизации в периоде пересчета СПИ
В бухучете за 11 месяцев третьего года уже начислено 1 100 тыс. руб. амортизации.
На следующий четвертый год начиная с января амортизация начисляется, исходя из пересмотренного СПИ, по 160 тыс. руб. в месяц (1 920 тыс. руб. : 12 мес.).
Если в конце четвертого года, проверив СПИ, организация решит, что его снова нужно менять, то действия по доначислению амортизации будут аналогичными.