Прибыль и доход в чем разница между понятиями
Понятия дохода, расхода и прибыли
Для того, чтобы зарегистрировать ИП или ООО, не требуется предъявлять диплом об экономическом образовании. Любой будущий предприниматель твердо знает, для чего создает свое дело: чтобы оно приносило прибыль, иначе это будет бессмысленным. При этом понятия «прибыль», «доход» и «выручка» многие бизнесмены считают приятными синонимами, а расходы – неизбежным злом, на которое лучше максимально закрывать глаза. К сожалению, такой подход виноват в том, что многие вновь открытые формы малого бизнеса вскоре вынуждены закрыться: экономическая безграмотность в бизнес-сфере недопустима.
Вопрос: Учитывается ли в доходах и расходах в целях налога на прибыль сумма налога на имущество, уплаченная за организацию третьим лицом (организацией) безвозмездно?
Посмотреть ответ
Постараемся раскрыть значение главных понятий для любого бизнесмена, определяющих, стоит ли вообще вести бизнес или же он является нерентабельным.
Многогранный доход
Понятие дохода имеет много толкований, это сложный экономический термин. В тех или иных законах или нормативных актах он может толковаться по-разному. Самыми важными для малого бизнеса считаются следующие документы, раскрывающие термин «доход»:
Самым общим будет определение дохода как средств, которые приращивают капитал фирмы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если речь идет об ООО, то одним из способов пополнении капитала может быть внесение вкладов в уставный фонд. Это не будет считаться доходом, так как цель любого предприятия – увеличивать капитал своей деятельностью.
Так как деятельность может быть многообразной, не ограничиваясь только прописанной в регистрационной форме или уставе, то и доходы могут быть различными по способу получения:
Это не доходы
Не считаются доходами средства, которые не становятся собственностью предприятия и не включаются в финансовую отчетность о прибылях и убытках. К ним относятся:
Вопрос: Можно ли для целей налога на прибыль учесть во внереализационных расходах затраты, осуществленные в период применения кассового метода, но оплаченные позже, в периоде применения метода начисления (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Выручка – просто и понятно
Выручка упомянута как одна из форм дохода предприятия. Это более простое по сравнению с доходом экономическое понятие.
Выручка – это денежные средства, получаемые в качестве оплаты за реализованный товар или предоставленную услугу. Если не учитывать обязательные вычеты из нее в виде налогов, акцизов, пошлин, уже включенных в цену товара, такую выручку считают валовой. Средства, их которых все эти показатели уже извлечены, составят чистую выручку. Именно ее нужно будет указать в отчетных бухгалтерских документах.
Деньги, полученные предприятием, не обязательно сразу считаются выручкой. Момент, в который она признается таковой, имеет ключевое значение и зависит от выбранного метода учета.
Расходы: без них не обойтись
Эта статья наиболее неприятна для предпринимателя. Но если не брать ее в расчет, фирма не сможет просуществовать долго. Средства, которые предпринимателю нужно потратить, чтобы получить прибыль, отличаются в зависимости от их направления.
Вкладываем в производство и реализацию
Первая статья расходов состоит из нескольких элементов, каждый из которых обеспечивает свою сторону функционирования фирмы.
Самой обширной является экономическая составляющая.
По всем этим показателям себестоимость производимого товара или оказываемой услуги высчитать не получится. Для этого нужно учесть целевое назначение расходов.
«Прочие расходы» – понятие растяжимое
Финансовые и инвестиционные траты прямо не относятся к производимому товару или услуге, однако, их нельзя выпускать из виду при планировании бюджета фирмы. Не все из них обязательны, но многие следует принять во внимание. К ним можно отнести:
Прибыль – желанная цель
Понятие прибыли считается самым непростым в экономической теории, поскольку оно имеет много граней в зависимости от трактовки:
Антонимом прибыли является убыток. Простейшую формулу прибыли можно выразить так: доходы минус расходы.
Рассчитать прибыль можно только после учета доходов и покрытия расходов. Разница между доходами и расходами составляет валовую прибыль.
СПРАВКА! При купле-продаже валовая прибыль – это разница между себестоимостью и продажной ценой. В производстве этот показатель высчитывается с учетом многих элементов, составляющих затраты.
«Очищенная» от налогов на прибыль, кредитных процентов, штрафов и других операционных трат, она превратится в чистую прибыль, отражаемую в балансовых документах организации. Как ею распорядиться, будет решать предприниматель на основании внутренних нормативных актов.
Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать
Содержание статьи
Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.
Что такое прибыль
Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.
Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.
Чем прибыль отличается от выручки
Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:
«Человек с экономическим образованием вряд ли способен спутать выручку и прибыль. Но в предприниматели не всегда идут экономисты. А данные по выручке выглядят красивее, чем по прибыли. Обратите внимание на рекламу франшиз: там часто пишут, какой доход (то есть выручку) будет получать франчайзи, умалчивая о размерах прибыли, потому что так франшиза выглядит более привлекательной в глазах начинающих предпринимателей»
Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.
Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.
В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.
То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.
Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.
Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:
«Можно смело утверждать, что заполнив самостоятельно один раз Форму №2 «Отчета о финансовых результатах» или просто изучив его внимательно на протяжении нескольких отчетных периодов, любой руководитель компании будет четко понимать разницу, более того, будет знать, как формируется валовая прибыль его компании, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и сама чистая прибыль. Больше затруднений для предпринимателя, бизнес которого не только сводится к купле и последующей перепродаже товаров, составляют правильное исчисление себестоимости, так как не любой бизнесмен со стажем сможет грамотно обосновать решение, какие расходы относить на себестоимость, а что относить на управленческие расходы. В связи с этим часто возникают проблемы завышения цены, это делает товар или услугу неконкурентоспособной на рынке, либо, наоборот, занижения цены, что приводит к убыткам компании»
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.
Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.
Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.
Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.
А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.
Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.
Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.
Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:
«Во-первых, эта прибыль больше нужна для учета. Для ее определения используют стандартный подход, который не меняется. Во-вторых, обычно этот показатель применяют, когда надо сравнить компанию с другими. Например, инвестор хочет купить бизнес. Он знает показатели похожего бизнеса и хочет убедиться, что они совпадают с цифрами предприятия, которое хочет купить. Он берет значения бухгалтерской прибыли для сравнения. Потому что они подсчитаны по одинаковым стандартам. А экономическая прибыль используется для принятия управленческих решений»
Маржинальная прибыль
Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.
В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.
Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.
С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:
Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.
Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.
Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.
Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:
Валовая прибыль
С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:
Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.
Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.
Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.
Операционная прибыль
Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:
Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.
Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.
Кроме этого, используют и другую формулу:
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.
Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.
Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:
Чистая прибыль
Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:
Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).
Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.
Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:
Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.
Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.
Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать
Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.
Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:
«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»
Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.
Горизонтальный анализ (по времени)
Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.
При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.
Вертикальный анализ (структурный)
Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.
В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.
Конкурентный анализ
Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.
Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.
Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.
Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:
«Расчет прибыли помогает понять, где теряет или зарабатывает бизнес. Если валовая прибыль в порядке, а маржинальная нет, то самое время разобраться с косвенными расходами. Например, сократить зарплату директору или сократить неэффективных сотрудников. А если прибыль в целом не устраивает, то нужно полностью разобрать бизнес и, возможно, закрыть его»
На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.
Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться
Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:
«На базовом уровне предприниматель должен понимать, что такое выручка, что такое прибыль, какой она бывает и как ее рассчитать. Это необходимо для подготовки бизнес-плана, чтобы уже на этом этапе понять, при каких условиях бизнес-проект будет выгодным. По мере роста бизнеса лучше нанять финансиста, который будет следить за этими показателями, чтобы владелец бизнеса мог сосредоточиться на стратегических вопросах»
Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:
«Честно говоря, не встречал предпринимателей, которые не разбираются в видах прибыли. Когда клиенты хотят запустить франшизу, то у них уже есть управленческий и финансовый опыт. Его хватает, чтобы расписать так называемый бизнес-план на салфетке. А вот уже дальше лучше привлекать экономиста, который сделает подробную финансовую модель и детально считает маржинальность и рентабельность. В целом, расчет прибыли дает трезвую оценку бизнесу: выгодный он или нет»
Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:
«На самом деле, человеку, который генерирует предпринимательские идеи, управляет людьми, развивает свой бизнес и масштабирует его, разбираться в видах прибылей и особенностях их формирования нет необходимости и даже потребности. Это компетенции его главного бухгалтера или финансового директора»
Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.
Выручка, прибыль, доход и EBITDA / Анализ отчетности и оценка бизнеса
такие как: выручка, доход и чистая прибыль. Как анализировать финансовую отчетность компаний, чтобы провести оценку бизнеса и выбрать недооцененные акции в свой инвестиционный портфель? В статье пройдемся по основным финансовым показателям из отчетности компаний: выручка, доход, чистая и операционная прибыль, EBIT и EBITDA.
Что такое выручка?
Это сумма, которая получена компанией от продажи товаров и предоставления услуг. Важно помнить, что выручка не является отображением реальной эффективности фирмы. Поскольку организация без проблем может считаться убыточной, но выручка присутствует. Зачем выручка нужна с точки оценки бизнеса? Показатель показывает, какой процент фирма занимает на рынке. Рассчитать это можно, если известен объем продаж определенной сферы за временной интервал, который нужно сравнить с общим объемом выручки фирмы.
Доход − это…
Это все денежные вложения на балансе фирмы, не только от базовой отрасли деятельности. Выручка − это запланированный показатель, который также рассчитывается, доход − это внезапные поступления. Доход может включать в себя профит от вложений, депозитов в банке, фин. инструментов, и даже от штрафных санкций, пени. Если встречается ситуация, что поставщик не исполнил условия контракта, он выплачивает штраф и пению, тем самым фирма получает прибыль не прогнозируемую.
Относительно выручки, отлично, если фирма за конкретный временной интервал смогла показать отличный результат и продала достаточно товаров. Учтите, что большая часть вырученных средств фирма не оставляет на своих счетах. Не забываем про расходы.
Расходы − это…
Существует три группы расходов, которые присутствуют внутри каждой организации:
Когда мы вычитаем с выручки три группы расходов, перед нами формируется показатель операционной прибыли
Это базовый профит организации, из суммы фирмы выплачивает платежи по кредитам, налогам. Оценку стоимости бизнеса без выше представленных показателей представить нельзя.
Существует два показателя, о которых следует также поговорить более подробно.
Относительно операционной прибыли, именно с этой суммы осуществляется оплата прописанных обязательств организацией по заемам и налоговой ставке. В случае, если фирма получила уже чистый профит, и именно на чистую прибыль ориентируется акционеры (миноритарии), тогда выбираем акции под дивиденды. Поскольку дивиденды организация выплачивает, как раз отталкиваясь от чистого профита.
Выручка − это показатель, насколько успешна фирма на рынке. Когда показатель растет − это говорит о том, что организация развивается. При этом, данный показатель может увеличиваться из-за двух причин:
Когда показатель выручки фирмы стабильно снижается, на такую организацию инвесторы не обращают внимание. Безусловно, любая компания может прибегнуть к заемным средствам, но этот инструмент действует не долго, и крайне сложно выживать на протяжении длительного временного интервала с помощью кредитов.
Так что выручка − это один из базовых элементов, который способствует нормальному функционированию фирмы. Бывали случаи, у организации имеется выручка, но операционного профита нет, получается что компания операционно убыточная. Это говорит о том, что деньги получаемые фирмой за продаваемые товары/услуги не способны в достаточное мере обеспечить максимальное функционирование организации.
Как вариант рассмотрим ситуацию: фирма имеет операционный профит, что является не показателем для появления чистой прибыли. Поскольку есть вероятность наличия высоких процентных ставок по заему, налоговым вычетам. Исходя из этого, фирма скорей всего получит в результате чистый профит.
Порой отсутствие чистого заработка − это бумажный эффект. Суть рассмотрим на примере, это может быть взаимосвязано с переносом платежей по налоговой на другой срок.
Отличным знаком финансовой стабильности организации считается, когда операционный профит составляет весомую часть от выручки. Для наглядности: ОП около 5-10% от прибыли, это говорит о том, что фирма старается балансировать между самоокупаемостью и снизить вероятность попадания в список убыточных фирм. Методы оценки бизнеса разные, но задача любого инвестора грамотно оценить главные финансовые показатели компании. Важно самостоятельно разобраться с особенностями этих показателей.
Перспективы организации
Инвесторы, часто обращают внимание на перспективы развития фирмы, чаще всего ставка сделана на выручку и ОП (операционная прибыль). Для акционеров все же базовым показателем является чистый профит фирмы, поскольку это влияет на то как будет осуществляться выплата по дивидендам. Несмотря на этот фактор, нужно отметить, что часть фирм выплачивают проценты, даже когда за прошлый срок был показан убыток. Такой пример является больше исключением, нежели стабильной практикой.
Более того, фирма не обязуется весь чистый заработок направлять на выплаты акционерам. Для примера, Газпром за 2018 год на выплату по дивидендам направил около 27% от чистого заработка, притом, что правительство требовало от государственных организацией выплачивать минимум 50% от чистого профита в качестве дивидендов. В чем заинтересованность государства? Все просто, от этого поступают вложения в бюджет страны, поскольку государство − это базовый акционер всех крупных отечественных организаций.
Запомните, что отличие между чистым заработком и суммой направляемой на выплаты дивидендов − это нераспределенная прибыль. Фирма реинвестирует ее, проще говоря, направляет на собственное развитие бизнеса. Относительно направленности данных средств и суммы на выплаты по дивидендам берет на себя собрание акционеров.
Когда у фирмы размер чистого профита находится в отрицательном показателе, налог на прибыль не выплачивается.