При юстиниане что было

Византийский император Юстиниан I Великий

При юстиниане что было

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи. Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием, был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

При юстиниане что было

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте. При юстиниане что было

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария, которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов, служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне. Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам, которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

При юстиниане что было

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим, и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне. Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.При юстиниане что было

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение. При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

При юстиниане что было

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии. Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

При юстиниане что было

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

При юстиниане что было

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватили восстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

При юстиниане что было

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

При юстиниане что было

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».

Источник

Правление Юстиниана в Византийской империи было отмечено не только ростом территории страны, но и значительными успехами в укреплении христианской религии, достижениями в юридической, административной и культурной сферах. Это время считается золотым веком.

Византийская империя при Юстиниане

Для начала вспомним некоторые факты из биографии императора. Юстиниан происходил из небольшой деревушки в горной части Македонии. Родился в 483 году и был сыном обычного крестьянина.

При юстиниане что было

Когда он стал подростком, уехал в столицу к своему дяде Юстину, который был придворным. Этот родственник позаботился о юноше, ввёл его в придворную жизнь, а также обеспечил ему возможность получить хорошее образование.

Его дядя получил императорский трон, будучи в преклонном возрасте. Он не забыл о своём племяннике и сделал его своим помощником.

В молодости Юстиниан отличался неиссякаемой энергией и ясным умом. Современники отзывались о нём как о любезном и доброжелательном человеке. Однако это была только внешняя сторона его характера.

Юстиниан был способен проявлять жестокость и не испытывать при этом угрызений совести. Другим его недостатком был слабый характер. Иногда в ситуациях, требующих решительности, он проявлял слабоволие и трусость.

Он женился вопреки общественному мнению. Феодора была очень красива и умна, однако не имела знатного происхождения — она была дочерью циркового сторожа.

Юстиниан стал императором в 45-летнем возрасте в 527 году. Он поставил для себя главной целью воссоздание Римской империи в тех границах, в которых она была в период максимального расцвета. За время правления император смог вернуть большую часть территории, которая была утрачена ранее.

Многие историки царствование Юстиниана считают эпохой расцвета для Византии. Такого величия страна не достигала ни в предыдущие, ни в последующие века.

Внутренняя политика императора Юстиниана

Одним из его величайших достижений было создание кодекса законов. В него вошли не только все действующие на тот момент в империи законы, но и юридические труды самого императора.

При юстиниане что было

Римское право считается одной из самых совершенных юридических систем Древнего Мира.

В тексте труда под названием «Свод гражданских правил» не только были установлены нормы, но и были даны определения понятий, которые послужили основой для законов на протяжении многих веков.

Основным направлением внутренней политики Юстиниан считал единство империи, мощь христианской церкви и соблюдение установленных им законов.

Для поддержки церкви император закрыл Афинскую академию, которая была основана Платоном.

Во время правления Юстиниана начали собираться Вселенские соборы — они представляли собой съезды, на которые съезжалось высшее христианское духовенство.

При юстиниане что было

Был создан Собор Святой Софии в Константинополе. Он является одним из самых больших христианских храмов в мире и уступает по величине только тому, который расположен в Риме.

В рассматриваемый период происходило интенсивное строительство военных сооружений. Огромные размеры империи диктовали необходимость прилагать серьёзные усилия для её защиты.

Его реформы имели и оборотную сторону. Государству требовались деньги для развития — поэтому налоги были высокими.

Борьба за утверждение христианства сопровождалась преследованиями за языческую религию. В 532 году это привело к кровопролитному восстанию, которое было подавлено с помощью полководца Велизария.

Социально-экономические реформы

Юстиниан отменил римскую систему управления страной и учредил византийскую. При этом империю поделили на области (префектуры), а те — на округа (фемы).

При юстиниане что было

Управление осуществляли наместники, выполняющие императорскую волю.

Для более эффективной работы были организованы различные ведомства: налоговое, почтовое и другие. Чиновники назначались императором и получали соответствующее должности жалование.

Власть императора имела важную особенность — она в Византии не передавалась по наследству. Для того, чтобы удержаться на троне, базилевс (скипетродержатель) должен был уметь бороться не только против внешних, но и против внутренних врагов.

Император стремился утвердить на всей территории империи единую религию — христианство.

Административные реформы

При юстиниане что было

При этом правителе были проведены следующие реформы в административной сфере:

Прекращено получение должностей путём оплаты за них.

Юстиниан стремился ограничить взяточничество и считал одной из его причин — недостаточно высокие оклады чиновников, не позволяющие им кормить семью на надлежащем уровне. Император обеспечил рост заработной платы, что привело к снижению коррупции.

Юстиниан принял меры, которые ограничивали абсолютную власть его чиновников. Тем, кто управлял провинцией, не было разрешено вмешиваться в дела столичных городов. В тех случаях, когда влиятельные горожане считали указания чиновников незаконными, они имели возможность оспаривать такие распоряжения. Епископам была предоставлена возможность выполнять контроль над представителями императорской администрации.

Армия была организована по профессиональному принципу.

Необходимо отметить, что епископы и их аппарат не обладали полномочиями для дублирования работы администрации. У них имелись только возможности осуществлять контроль над ней.

Финансовая политика

При юстиниане что было

Ведение финансовой политики осуществлялось в соответствии с определёнными целями, которые изложены ниже:

Наиболее важной считалась необходимость всемерного укрепления христианской церкви, которая была основной опорой императорской власти.

Другая важная цель — укрепление военной мощи империи. Практически всё время, когда Юстиниан был у власти, империя вела военные действия.

Правитель провёл налоговые реформы.

Этот император правил Византией в течение 38 лет. Мирный период был кратким и длился 6 лет.

Внешняя политика императора Юстиниана Великого

На тот момент, когда Юстиниан пришёл к власти, империя включала в себя следующие территории:

полуостров Малая Азия;

На исходе правления к территории добавились: государство Вандалов, юг Испании, Апеннинский полуостров и некоторые другие территории.

При юстиниане что было

Итоги военной экспансии Византии были впечатляющими. В 833 году Юстиниан отправил своего полководца Велизария на завоевание государства Вандалов. Эта война для Византии была успешной. Спустя год эта территория стала частью империи.

В императорской армии активно использовались дикие варвары. Кавалерия, состоявшая из гуннов, была основной ударной силой в боях по завоеванию государства Вандалов. Когда происходило генеральное сражение этой войны, противник устрашился вида этих свирепых воинов и сбежал в пустыню. После этого Велизарий захватил Карфаген.

Следующей целью Юстиниана Великого стало завоевание Апеннинского полуострова. В это время на территории Италии обосновалось королевство остготов. Германские королевства в этот период постоянно вели войны между собой, что их существенно ослабляло.

Юстиниан объявил им войну. Боевые действия шли успешно для византийской армии. Остготы вынуждены были искать помощь и обратились за ней к Персии. Император смог провести переговоры с этой страной и подписал с ней мирный договор, обезопасив восточные границы империи.

При юстиниане что было

Одним из первых успехов в войне за завоевание Апеннинского полуострова был захват Сицилии. Во время этой операции сопротивление врага было относительно слабым. Велизарий завоёвывал итальянские города один за другим. Большая их часть сдавалась победителю. Затем он осадил и взял Неаполь.

После смерти Юстиниана был учреждён экзархат (от греч. «внешняя власть»), столица которого располагалась в Равенне. Рим не попал под власть Византии в связи с тем, что его полностью контролировал Папа Римский.

Апеннинский полуостров оставался под властью Византийской империи до середины восьмого века.

Основной принцип, на котором Юстиниан строил отношения с другими государствами, можно сформулировать кратко: «Разделяй и властвуй». Он постоянно создавал союзы с одними странами для того, чтобы уничтожить другие, при этом меняя союзников там, где это было выгодно. Если возникали такие возможности, император старался ссорить врагов между собой при каждой возможности.

В 540 году Персия разорвала мирный договор с Юстинианом и начала открыто готовиться к военным действиям. Византии грозила война на два фронта.

Последняя военная кампания под руководством Велизария происходила на территории Фракии. Византия в 559 году давала отпор нападению племени котригуров. Полководец был близок к тому, чтобы одержать победу над ними, однако император принял решение откупиться от агрессора. После этого полководец до конца своей жизни пребывал в немилости у императора.

Какими достижениями прославилась империя Юстиниана

Кратко о правлении императора Юстиниана сказано в таблице:

При юстиниане что было

За то время, когда император Юстиниан был у власти, территория его государства увеличилась в два раза и достигла наибольших размеров за всю свою историю.

При юстиниане что было

Однако прежние границы Римской империи времён её расцвета достигнуты не были. Этого императора в народе прозвали «бессонным императором» из-за того, что он проводил активную деятельность на благо своей империи.

Была создана сильная и профессиональная армия, которая одержала множество побед, однако на её содержание требовалось много денег. Во вторую половину правления это привело к серьёзным проблемам в экономике страны.

Источник

ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ

Иустинианово вступление в должность консула было обставлено как большое торжество, и в том же году он составил послание папе Римскому Ормизду где говорил об империи как о «нашем государстве». В то время Юстиниан выступил за компромисс между православными и монофизитами в виде феопасхизма основанного на формуле что во Христе Бог, не страдающий по Своей природе, страдал плотью. Папа, только недавно добившийся ослабления монофизитов в империи, отверг этот компромисс, хотя и с некоторым промедлением. Отвергли его и ревнители православия в Царьграде, такие как «неусыпающие» монахи.

Вскоре после принятия консульства Юстиниан пожелал жениться на лицедейке Феодоре, которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме. В то время лицедейство и проституция мало отличались, о Феодоре ходили недобрые слухи [8], и такой брак вызвал протест императрицы Евфимии. Вдобавок Феодора проявляла явную склонность к монофизитству. Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в 523 или 524 году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

В 526 году, когда папа Римский Иоанн посетил Константинополь, он короновал императором только Юстина. Однако, здоровье императора быстро портилось. В апреле [9] 527 года Юстиниан был объявлен августом-соправителем, а 1 августа 527 года, когда Юстин скончался, стал единовластным императором.

Характер, частная жизнь, мировоззрение

Юстиниан был невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. Дошедшие до нас его современные изображения на монетах, мозаиках церквей Равенны (святого Виталия и святого Аполлинария), и в скульптуре (статуя из порфира в Венеции, в соборе святого Марка) соответствуют этому описанию.

Император отличался хорошим здоровьем, отменной выносливостью, феноменальной работоспособностью, умом и являлся талантливейшим организатором. Спал он мало, по ночам занимаясь всевозможными государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего для престижа государства, не жалел для этого средств: убранство столичных дворцов и зданий и великолепие приемов приводили в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян. Причем здесь василевс знал меру: когда в 557 году многие города оказались разрушены землетрясением, он отменил пышные дворцовые обеды и подарки, дававшиеся императором столичной знати, а сэкономленные немалые деньги отправил пострадавшим.

Нрав и поступки Юстиниана получили у историков и хронистов противоположные оценки, от панегирических до злобных. В широком характере Юстиниана сочетались противоположные свойства человеческой натуры: решительность и робость; алчность, мелкая скаредность и безграничная щедрость; мстительность и великодушие; упорство в достижении поставленных целей и приступы внезапного отчаяния. Историк Прокопий Кесарийский, наиболее плодовитый и наиболее враждебный Юстиниану современный ему источник, пишет об императоре как о глупом, низком, коварном, нерешительном, ироничном, притворном, лживом, скрытном, но при этом умном и неутомимом, доходит до допущения демонического одержания императора, но восхваляет его государственные достижения как великие. Император Юстиниан обычно прощал ошибки своим прегрешившим начальникам, но не оставлял никаних доносов без внимания, был скор на опалу. При этом император очень хорошо разбирался в людях и умел обзаводиться великолепными помощниками, как полководец Велисарий, юрист Трибониан, министр финансов Иоанн Каппадокиец и другие.

Известна набожность и особенно постичество императора Юстиниана – он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой, и то через день и два. Он глубоко почитал некоторых святых и удостаивался чудесных откровений. Так, однажды во время болезни ему было открыто что он получит исцеление от преподобного Сампсона Странноприимца, что вскоре случилось. С негодованием император отвергал предложения помощи со стороны магов и колдунов [11]. Ревность о православной вере и серьёзное проникновение в бушевавший в его время богословский христологический спор обусловили множество начинаний Юстиниана.

Мировоззрение императора Юстиниана было пронизано идеалом единства и величия – единства и величия Бога, Церкви, императора и империи. Всё своё царствование он упорно стремился воплотить этот идеал в жизнь. Прославление единого Бога подталкивало к сооружению великих памятников архитектуры и искоренению всех иноверцев; единение Церкви заставляло искать предельно точного выражения истины которое бы сплотило всех христиан; возвеличивание императорской власти диктовало полное самодержавие императора в земных делах; возрождение славы и мощи империи заставляло отвоёвывать давно потерянные для ромеев земли. Хозяйственные меры императора сводились к полному и жесткому контролю со стороны государства над деятельностью любого производителя или торговца с целью пополнения казны любым способом. При этом Юстиниан не наживался на этом, а употреблял добытие средства на воплощение в жизнь духовных и государственных идеалов.

Первые годы правления

Вступив на царский престол Юстиниан сразу развил бурную деятельность. В наследство императору досталось законодательство обремененное множеством неучтённых императорских указов и обширные собрания правовых мнений, что создало ситуацию правового хаоса. Менее чем через год после взошествия на престол император учредил комиссию из десяти юристов для собрания нового свода законов, который был закончен 7 апреля 529 и получил название «Кодекса Юстиниана» (Codex Justinianus, Codex vetus). В 530 году он образовал новую комиссию из шестнадцати правоведов Константинополя и Вирита (ныне Бейрут) для кодификации правовых мнений юрисконсультов. Плод их трудов был опубликован 16 декабря 533 года и стал известен как «Пандекты» по-гречески (Digesta по-латыни). 16 ноября 533 года появился также новый учебник для адвокатов, «Основы» (Institutiones). Появление Пандектов, в свою очередь, потребовало ревизии Кодекса 529 года, которая появилась 16 ноября 534 года. Юстиниан запретил комментировать Пандекты и таким образом окончательно оформил свод законов.

При этом он стал активно издавать новые законы с самого начала правления. Многие из его первых указов были направлены на поддержание Православия и подавление иноверцев в империи – особенно манихеев, язычников и самаритян. В 527 году, для напоминания православному духовенству о необходимости личного благочестия, он приказал водить по городу двух уличённых в мужеложстве епископов с отрезанными половыми органами. Около 529 года язычникам и еретикам было запрещено вступать в гражданскую службу; крещеные христиане снова отпавшие в язычество подлежали смертной казни, также и лица уличенные в тайном язычестве; учителя-язычники лишались стипендий из государственной казны, а если они отказывались от крещения, их собственность изымалась и сами они отправлялись в ссылку. Последний закон обусловил упразднение Афинской языческой академии в 529 году.

Иудеи продолжали строить синагоги во множестве в первые годы Юстинианова правления, и ранние императорские законы не сильно стесняли их. При этом самаритяне, составлявшие в то время большую долю сельского населения Первой и Второй Палестины, не имели привилегированного статуса для своей религии подобно иудеям, и подверглись давлению. По закону изданному Юстинианом до 529 года, они лишались права завещать свою собственность не-православным, а их синагоги также подлежали уничтожению. В ответ самаритяне восстали летом 529 года, одновременно со вторжением в Сирию шейха Лахмидского племени арабов аль-Мундхира, союзника Персии. После ранних удач самаритян, их восстание было подавлено к 532 году – отсечённая голова их вождя Юлиана была доставлена императору, около 20 тысяч самаритян был продано в рабство, а сельское хозяйство Первой и Второй Палестины пришло в упадок.

Одновременно Юстиниан пришлось продолжить борьбу со старым противником Римской империи – Персией. В 527 году война, ведшаяся за влияние на Кавказе, возобновилась. В 529 году Юстиниан назначил главнокомандующим Востока полководца Велисария, своего давнего сподвижника, который вёл борьбу с переменным успехом. В сентябре 531 года в Персии произошла смена правителя и новый шах Хосров I пожелал мира, благодаря чему в 532 году Юстиниан сумел заключить с Персией «Вечный мир», что стоило ему откупа в 4 тысячи [12] фунтов золота на содержание кавказских крепостей, и отказа от протектората над Иверией. Хосров также поставил одним из условий мира веротерпимость к язычникам в Римской империи и Юстиниан впоследствии соблюдал это требование, воздержавшись от полного запрета на язычество и деятельность языческих философов.

Вскоре по вступлении на престол Юстиниан захватил и восстановил как вассальное образование Боспорское царство в Крыму, населив его союзными гуннами и готами. По южному побережью Крыма по приказу Юстиниана стала создаваться мощная оборонительная система, основными узлами которой стали новые крепости Алустон (ныне Алушта), Горзуиты (ныне Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (ныне Балаклава). Были укреплены стенами Боспор (ныне Керчь) и Херсон [13].

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов»-булгар и «скифов»-славян. В 530 году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии. Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет, оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В 531 году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

530-е: годы уверенности

Массивные строительные проекты по сооружению храмов, дворцов, крепостей, дорог и целых городов были предприняты Юстинианом и по всей империи и продолжались на протяжении всего царствования. Немалая доля этих начинаний также относятся к 530-м годам. Уже в 531 году он уважил просьбу Иерусалимского патриарха о постройке больницы и довершения «Новой церкви» в Иерусалиме, даровав также преподобному Савве Освященному средства на благоустройство его лавры. В 535 году Юстиниан заложил близ своей родной деревни новый город – Юстиниана Прима (Первая Юстиниана) – который строился как главный город области. Впоследствии Первая Юстиниана оставалась одним из любимых проектов императора. В 530-х идет активное строительство на Египтской границе – построена крепость вокруг Синайского монастыря, заново отстроены и расширены монастыри Антония Великого (ок. 537) и Павла Фивейского. Особым предметом заботы императора была недавно разрушенная землетрясениями (526/27 и 528/29 года) Антиохия, переименованная Юстинианом в Феополь (Божий град).

В 535 году, император Юстиниан провозгласил новую автокефальную Поместную Церковь с центром в основанной им Первой Юстиниане, придав её предстоятелю сан архиепископа [15]. Тогда же, в 535-536 годах были переустроены светские административные округа, в руках их правителей сосредоточена гражданская и военная власть, были упорядочены и усилены государственный аппарат, армия.

В 535 году по приказу Юстиниана Велисарий и Мунд повели войска на остготов, открыв войну за возвращение Италии. Незадолго до начала кампании остготская королева-регентша Амаласунта, поддерживавшая дружественные отношения с Юстинианом, была убита с ведома нового короля Теодахада, что и послужило толчком к новому столкновению. Велисарий добился впечатляющих успехов и 9 декабря 535 года уже взял Рим, тогда как Юстиниан убедил франков одновременно ударить на готов с севера. Однако, впоследствии раздоры между военачальниками имперских войск и дипломатический успех готов, которые примирились с франками и подтолкнули персов к новой войне с империей, ухудшили положение в Италии. Поворотным моментом было разрушение Милана в 539 году, после которого Юстиниан отозвал из Италии одного из своих полководцев – Нарсеса.

Одновременно с расширением и укреплением владений Юстиниан прикладывал много стараний к достижению примирения в делах Веры. Он устроил весной 532 года трехдневное совещание видных архиереев – по пять с обеих сторон христологического конфликта. Севир Антиохийский прибыл в столицу зимой 534-535 года, вместе с Феодосием, сделавшимся в начале 535 года Александрийским патриархом. Эти два вождя монофизитсва сумели достичь договорённости с монофизитствующим Константинопольским патриархом Анфимом.

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит, отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина. Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии [16]. 2 мая 536 года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия. Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта 537 года, несмотря на то что в 536 году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий. Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Около 540 года совершилось четыре важных события, принёсших беды империи и императору: полководец Велисарий воспринял от остготов титул императора Запада, Персия нарушила мир и вторглась в империю, случилось особенно большое вторжение гуннов, а в империи началась эпидемия невиданной прежде страшной болезни – чумы.

Военачальник Велисарий, желавший добиться окончательного военного успеха в Италии, прервал переговоры с готами по разделу Италии между империей и остготским королевством. Вместо этого он принял их предложение, был провозглашен готами императором Западной Римской империи, и в мае 540 года вошёл с войсками в Равенну. Слухи о том что Велисарий мечтает сделаться самовластным императором казались подтвержденными и Юстиниан тут-же отозвал его в Константинополь. Велисарий повиновался, прибыв в столицу с новым готским королём Витигисом, и Юстиниан стал титуловаться также Готским. Однако, отбытие Велисария из Италии стоило империи возможности закрепить победу – готы набрались сил, избрали себе нового короля Тотилу. В 545 году Велисарий был возвращен в Италию, но к этому времени ресурсы империи были истощены, войска зачастую отказывались подчиняться. Рим был потерян в 546 году и готы выселили из него всё население. Велисарий, лишенный подкреплений, вновь покинул Италию в 548 году.

Тем временем в Армении уже давно росло недовольство империей, так как Иустиниан пытался насаждать в этом краю римские законы. Наконец посольство армянской знати обратилась к Персии и сподвигло в 540 году персов нарушить мирный договор. Вторгшийся в империю шах Хосров I собирал дань со многих беззащитных городов, а затем разорил Антиохию. В 541 Велисарий был направлен против персов и повёл дело успешно, но вновь был отозван. Причина этого увольнения вероятно крылась в слухах о том что Иустиниан болен чумой и начавшихся среди полководцев обсуждениях престолонаследия. Лишь в 545 году Иустиниан смог купить пятилетний мир за 2 тысячи [17] фунтов золота. При этом это перемирие не распространялось на военные действия в Лазике и восточном Причерноморье, которые продолжались с переменным успехом.

Давно тревожимые гуннами, булгарами и славянами северные пределы Фракии, Скифии и Мизии около 540 года подверглись страшному нашествию кочевых гуннов. Направленный против них племянник императора Юст погиб и лишь ценой огромных усилий ромеям удалось разгромить варваров и отбросить их за Дунай. Через три года гунны вновь напали, и дошли до Греции и до предместий столицы, вызвав среди её жителей небывалую панику. В конце 540-х годов славяне разорили земли империи от верховьев Дуная до Диррахия, а в 550 году три тысячи славян снова вторглись в Иллирик и Фракию, где избили множество людей. От набегов славян вдоль берега Дуная пришлось соорудить мощную оборонительную линию.

Наконец, в 540-541 году в Эфиопии или Египте вспыхнула первая известная в истории мировая эпидемия чумы, открывшая цикл тяжелых природных бедствий поразивших империю. По торговым каналам болезнь распространилась по всей империи и в 542-544 годах с особой силой поразила Константинополь. Сам император вероятно заболел чумой около 543 года, но выздоровел. Вобавок, 16 августа 542 года столица перенесла сильное землятресение. Чума, потопы и землетрясения продолжались и впоследствии [18]. Бедствия остановили экономический и демографический рост империи. При этом, император не отступался от своих обширных завоевательных и строительных начинаний, сбор налогов и новобранцев заметно усложнился и императору пришлось отныне всё больше опираться на войска набранные из варваров. Недовольство населения выразилось в бунтах и в заговоре Артавана 548 года.

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в 545 году император издал лишь 18 документов. В 541 году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в 543 году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

При юстиниане что было
V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в 541 году, по просьбе шейха арабов-Гассанидов аль-Харита (al-Harith), способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея. Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в 548 году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена. Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине, в 543 году император созвал в столице Собор, который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского, в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В 544 году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав» – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

В 552 году, во время подготовки к Собору, призванному решить новый спор, святитель Мина скончался. Тогда же император Юстиниан удостоился виде́ния, в котором ему явился апостол Петр указал святителя Евтихия как наследника Мины. Это утвердило убежденность православных в Константинополе, Евтихий был поставлен в патриархи, а в следующем 553 году в столице собрался V Вселенский Собор. При деятельном участии императора было достигнуто соглашение с делегатами Западной Церкви и Собор осудил несторианские сочинения Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского, а также личность Феодора Мопсуетского и лжеучения Оригена. Хотя недовольство решением Собора тлело на Западе, в 554 году император Юстиниан поставил на Римский престол Пелагия, который принял решение о «Трех Главах» и со временем добился признания в Западной Церкви.

Новые внешнеполитические успехи

После ухудшения внешнеполитической обстановки в 540-х годах, империя вновь перешла в наступление, добившись успехов в Африке, Италии, Испании и на Кавказе.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в 548 году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в 550 году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию, откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне. Затем, в 552 году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в 562 году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия, с административным центром в Равенне, всё-же была возвращена империи. В 554 году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране [19]. В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около 550 года яиц шелкопряда из Китая, до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

В 551 году вестготский вельможа Атанагилд обратился к императору за помощью в восстании против вестготского короля Испании и в 552 году Юстиниан направил в Испанию войска. В 555 году Атанагилд стал королём и просил ромеев уйти, но они отказались, оставив за империей юго-восточные пределы Иберийского полуострова и Балеарские острова.

Затяжная война с Персией на Кавказе завершилась сравнительно благоприятно для империи. Влияние ромеев на Кавказе росло, к Православию обращались многочисленные кавказцы, включая адыгов. Ранее разрушенные персами города империи, включая Дару, Амиду, Антиохию и Феодосиополь, были восстановлены. В 561-562 году был заключён 50-летний мир, по которому персы обязывались оставить Лазику, защищать Абхазию, Сванетию, Мизиманию и не преследовать христиан. Ромеи оставили себе завоеванные Южный Крым и закавказские берега Черного моря, и обязались платить 420 фунтов [20] золота ежегодно, что было меньше дани времен царствования Анастасия. При этом, за время борьбы с Персией Юстиниану удалось сохранить важный союз с арабским племенем Гассанидов.

При юстиниане что было
Бронзовый фоллис времён Юстиниана I

Последние годы

В последние годы жизни Юстиниана дела империи снова пошатнулись. В середине лета 556 года в Кесарии снова взбунтовались самаритяне, на этот раз в союзе с некоторыми иудеями, но бунт был жестко подавлен. В декабре 557 года большое землятресение вновь случилось в Константинополе и окрестностях, а в мае 558 года обрушился купол собора Святой Софии и его пришлось восстановить по новому плану. Около того же времени в столице вновь случилась эпидемия чумы.

В последние же годы жизни старец-император уже мало заботился о внешних делах, проводил врем во дворце в спорах и собеседованиях с иерархами и монахами. Он весь погружался в ожидание вечной жизни и усиленно искал окончательного разрешения христологического спора. В те годы стала укрепляться ересь автортодокетов, отрасль монофизитства, учившая что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Император оказался склонен к ней и в 565 году с бесчестием изгнал в с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг новое учение. Летом 565 года император разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, также настоявшего на халкидонском учении. Однако, в это время император внезапно тяжело заболел и перед смертью он принес покаяние Церкви.

Кончина императора Юстиниана последовала 14 ноября 565 года в Константинополе. Детей он не оставил, и наследовал ему сын сестры, Юстин Младший. Тело императора было погребено в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов.

Наследие

По словам Агафия Миринейского, Юстиниан «первый, так сказать, среди всех царствовавших [в Византии] показал себя не на словах, а на деле римским императором» [21], в ряду с Августом и Траяном. Размах свершений императора заставляют признать его прозвание – Великий – даже его жестоких критиков. Во многом Юстиниан воплотил своё ви́дение единства и величия.

Наследникам Юстиниан оставил империю внешне почти возвратившую своё былое величие – его держава пролегла от Кавказа до Гибралтара, из Восточной Римской империи она снова сделалась империей всего Средиземноморья. Однако, это внешнее достижение было непрочным – истощенное население и ресурсы; необходимость для правителя сочетать тонкую дипломатию, уступчивость и решительность; племенная, социальная и вероисповедная разобщенность обусловили быстрое схлопывание имерии уже при Юстине II. В этом смысле достижение Юстиниана было лебединой песней Римской империи.

Светские историки и западные жизнеописатели чаще всего ценнейшим наследием Юстиниана называют его свод законов – вместе с собранными после его кончины 154 [22] указами-«новеллами» изданные им законы стали основным правовым сводом в христианском мире на много сот лет. Большинство документов составлено на греческом, который в то время приобрел статус официального языка империи. На Западе с XVI века этот свод известен как «Свод гражданского права» (Corpus Iuris Civilis) и лишь за одно это достижение Данте в «Божественной комедии» посчитал Юстиниана достойным рая.

Большое значение имело возвышение и христианское осмысление императорской власти при Юстиниане. Он объявил самодержца «исапостолом», т.е. «равным апостолам», и во многих вопросах поставил его во главе земной Церкви. Соответственно, со времени Юстиниана изменился и царский церемониал – императора стали чаще называть самодержцем («автократором»); если ранее придворные патрицианского достоинства при приветствии целовали императора в грудь, а прочие опускались на одно колено, то с его времени все были обязаны опускаться ниц перед ним, восседающим под золотым куполом на богато украшенном троне. Юстиниан выразил своеобразный «цезаропапизм», и стал одним из немногих Восточно-Римских императоров действительно занимавших главенствующее положение в церковной жизни. Положение христианской светской власти в соотношении с властью духовенства выражено Юстинианом в формуле симфонии властей в преамбуле к 6-й новелле:

Юстиниан вошёл в историю как царь-строитель. Он покрыл сетью обновленных и вновь построенных городов и укрепленных пунктов как европейскую, так азиатскую и африканскую части империи. Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана Великого, огромен [23]. Современников и потомков поражали не только размах военных сооружений, но и великолепные монастыри, храмы и дворцы, а также многочисленные благотворительные институты оставшиеся от времен Юстиниана везде. Многочисленные землетрясения, случавшиеся в империи во времена Юстиниана, вновь и вновь побуждали царя на новые строительные и филантропические начинания. Вершиной этой деятельности является Константинопольский Софийский собор, который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире. Ни один иной властитель Восточной Римской империи строительной деятельности таких объемов не вёл.

Наиболее значимо наследие Юстиниана для Церкви. При нём в империи окончательно восторжествовало Христианство. Главные церковные праздники были законодательно утверждены повсеместно. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения, и монофизитство оказалось оттеснено на окраины империи. С Юстинианом связано множество церковно-административных установлений с тех пор прочно вошедших в церковную жизнь: обязательное безбрачие архиереев, оформление церковного права святителем Иоанном Схоластиком, окончательная формула устройства Вселенской Церкви как «пентархии» [24], церковное летоисчисление по индиктам, торжество киновиальной формы монашества.

Цитаты

При юстиниане что было
Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь

Оценки и почитание

Император Юстиниан остался одной из самых крупных, известных и загадочных фигур всей византийской истории. В зависимости от точки зрения историков, его личность и деятельность описывалаются в очень разных красках. Наиболее подробно описывавший царствование Юстиниана, его современник историк Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую выразил в своей «Тайной истории». Ряд других современных и более поздних историков и хронистов писали об императоре в более положительном, часто в хвалебном ключе. Среди них – церковный историк Евагрий Схоластик, историк Агафий Миринейский, Иоанн Малала, святой Феофан Сигрианский. За заслуги перед Церковью и за благочестие царь был причислен по смерти к лику святых вместе со своей супругой. Значительность его наследия сделало его имя незабвенным во многих сферах деятельности.

Со временем царь Юстиниан стал не только чтимым святым, но и народным героем. К позднему средневековью среди славян возникла легенда о его славянском происхождение. В начале XVII века в славянской среде на Балканах появилось житие Юстиниана, якобы составленное учитлем Юстиниана Феофилом, отразившее почитание святого царя как собрата-славянина: он представлен под именем Управда, сыном Бегляницы, уроженцем селения Вердян близ города Средца (ныне София, Болгария); говорится тут и об особом положении славян в империи при Юстиниане. Эти сведения до конца XIX века считались исторической действительностью, записанной современником Юстинана, и вошли в ряд исторических трудов, а также жития святых святителей Димитрия Ростовского и Филарета Черниговского. Лишь в 1887 году английский историк Джэймс Брайс показал новизну присхождения этого жития и его легендарность [27].

Молитвословия

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни] [28] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

Использованные материалы

[2] «Ἐγκαίνια Νοαῦ Ἁγίου Πέτρου ἐν τῷ Ἀθηρᾷ», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx

[3] «Sinaxar 5 Septembrie», сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь) прихода Ясского Успенского храма на Галате, https://admd.info/sinaxar.php?date=1567641600

[4] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г., Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 120.

[6] Сам Юстиниан называет латинский своим родным языком в 13 новелле от 535 года.

[7] Существует версия, приписываемая Петру Патрикию, о том что экскувиты якобы хотели провозгласить Юстиниана императором уже в 518 году, но тот отказался. Ввиду его низкого чина на то время эта версия маловероятна.

[8] Во враждебной к Юстиниану и Феодоре «Тайной истории» Прокопия Феодора выставляется буйной и открытой распутницей, матерью нескольких незаконных детей до брака.

[9] По разным источникам 1 или 4 апреля.

[10] Возможно речь идет о преподобном Савве Освященном.

[11] Как в случае с предложенной колдовской помощью в войне с персидским шахом Хосровом. По свидетельству Иоанна Ниусского, цит. у Дашкова.

[12] Сумма как указана в энциклопедии Мир вокруг нас. В жизнеописании Эванса – 11 тысяч. См. http://www.roman-emperors.org/justinia.htm

[14] Фраза как приводится у Дашкова.

[15] Согласно новелле 11, подтверждено новеллой 131 от 545 года. См. Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1991, http://orthodoxy.org.ua/node/15967

[16] Феофан Сигрианский датирует введение в Литургию этого гимна 6028 (т.е. 535/536) годом, и эта дата принята основной, хотя и среди древних авторов и среди учёных нового встречаются разные датировки. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

[17] Сумма как указана в энциклопедии Мир вокруг нас. В жизнеописании Эванса – 5 тысяч. См. http://www.roman-emperors.org/justinia.htm

[18] Сказание, содержащееся в Четьей Минеи, о том что праздник Сретения Господня был якобы установлен после того как чума и землетрясение чудесно остановились после торжественного Сретенского богослужения 2 февраля 542 года, не подтверждается современными событию источниками и является вероятно позднейшим западным новоделом. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

[19] Это замечание – по Дворкину, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства», http://www.pagez.ru/olb/dv1/44.php

[20] Сумма по жизнеописанию Эванса. В энциклопедии Мир вокруг нас – 30 тысяч золотых монет (aurei). У Дашкова – 400 либр

[23] Среди неназванного выше: восстановлены обветшавшие Фермопилы и Никополь-на-Истре, построен Мелитинский Ирининский храм, Равеннский Виталиевский храм и много храмов в Святой Земле, окружена стенами Тивериада. Местное предание говорит о явлении святому царю Богородицы, по воле которой он основал Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь.

[24] Однако, эта формула была и тогда лишь неким идеалом, не соответствовавшим устройству Церкви в его время. Дворкин, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства», http://www.pagez.ru/olb/dv1/44.php

[25] Новелла 154, цит. у Дашкова

[26] В одной из новелл, цит. у Дашкова

[27] См. полную статью: «Life of Justinian by Theophilus,» English Historical Review, vol. 2 (1887), 657‑686, http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/. tml

[28] В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *