При собеседовании что ответить как вы себя видите
«Кем вы видите себя через 5 лет?»
На собеседовании работодатели нередко интересуются у кандидатов: «Кем вы видите себя через 5 лет?», «Какие у вас планы на будущее?», «Какая у вас профессиональная мечта?» — что отвечать на такие вопросы, подскажет наш эксперт, руководитель карьерных сервисов HeadHunter Марина Хадина.
Задавая вопрос, кем вы себя видите через пять лет, работодатель хочет понять две вещи: как ваши планы соответствуют ожиданиям и возможностям компании, сможете ли вы реализовать их на новом месте, а также — какие цели вы перед собой ставите, чего хотите от карьеры.
Важно отвечать на этот вопрос честно и открыто, потому что во многих компаниях есть определенная логика развития карьеры. Если ваши ожидания будут сильно расходиться с возможностями компании, лучше — как для работодателя, так и для вас — понять это заранее. Тогда ни работодатель не будет удивлен, ни вы не будете демотивированы впоследствии. Здесь уместно встречно спросить работодателя о том, какая в компании практика, есть ли принятая логика развития карьеры.
Не стоит делиться с работодателем не имеющими отношения к карьере планами (стройка дома, обучение, семья), если вас наверняка не спрашивают об этом. Ответ на этот вопрос должен быть максимально связан с обсуждаемой работой.
Примеры ответов для данного вопроса:
• «Через несколько лет, получив дополнительный опыт, мне было бы интересно развиваться от технической роли в область менеджмента».
• «Какие возможны сценарии развития в вашей компании для таких специалистов, как я?»
• «В мои долгосрочные планы входит развиваться вместе с компанией, обучаться, расширять свои обязанности и привнести этим в бизнес компании максимально большую пользу».
• «Я вижу себя максимально эффективным сотрудником в хорошо организованной компании как, например, ваша (если вы об этом знаете). Я планирую развивать свои навыки, продолжая приносить пользу в такие-то области деятельности вашей компании».
На случай вопроса о мечте — хорошо, если она у вас есть. Работодателю важно понять, к чему вы стремитесь и сможет ли предлагаемая работа приблизить вас к цели, не станет ли она препятствием к достижению вашей цели. Важно, чтобы ваша мечта каким-то образом была связана с теми шагами в карьере, которые вы собираетесь в ближайшее время сделать на предстоящем рабочем месте.
Рекрутеры советуют: ответы на вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет?»
Когда вы занимаетесь поиском работы и проходите собеседования, одним из самых страшных вопросов, с которыми многие сталкиваются, является: «Итак, кем вы видите себя через пять лет?». Многие соискатели на должность даже приблизительно не знают, что они хотят делать через шесть месяцев, не говоря уже о пяти годах.
Вы изо всех сил пытаетесь обрести баланс между честностью, подлинной растерянностью и фантазией. Может, стоит сказать: «Я надеюсь быть в вашей компании, возможно, возглавить маркетинговую команду!», чтобы выразить вашу неизменную преданность этой организации, в которой вы проходите собеседование. Или же, возможно, вам следует рассказать им о своей самой большой мечте: «Через пять лет я надеюсь путешествовать и писать книгу»?
Некоторые кандидаты на получение должности просто говорят правду: «Через пять лет… ага. Я понятия не имею».
Однако ни один из этих ответов не является подходящим вариантом для вас. Далее будет рассмотрено, что на самом деле хотят знать рекрутеры, когда они задают вам этот вопрос, и как вы можете ответить на него, чтобы продемонстрировать свою ценность в качестве работника этой компании.
Почему интервьюеры хотят знать, «кем вы видите себя через пять лет»?
Когда рекрутер спрашивает вас: «Кем вы видите себя через пять лет?», он хочет узнать одну вещь: соответствуют ли ваши цели потенциальному карьерному пути той должности, на которую вы претендуете.
В конечном счете, они хотят нанять кандидата, которого смогут обучить, предоставив ему работу на длительный срок. Они задают этот вопрос, чтобы определить, хотите ли вы остаться в этой компании на долгое время, сможет ли компания удовлетворить некоторые ваши долгосрочные потребности.
Вы можете подумать: «Хорошо, но что, если я уйду через год или два? Я ведь вкладываю свою лепту в общее дело за это время». К сожалению, заменить сотрудника и привлечь нового дороже, чем вы думаете. Фактически, средняя компания теряет где-то от 1 до 2,5 % от общей выручки за время и усилия, необходимые для подготовки нового сотрудника.
Кроме того, компаниям не нужны высокие показатели текучести кадров, которые могут снизить моральный дух и производительность команды.
Например, допустим, вы подаете заявку на должность по обслуживанию клиентов, но скажите интервьюеру: «Через несколько лет я бы хотел больше участвовать в SEO и маркетинговой аналитике». Это может быть отличным ответом, если у компании есть отдел для этого.
Но если компания передаст свои SEO задачи на аутсорсинг, то рекрутер только что узнал, что вы, скорее всего, расстроитесь из-за отсутствия внутренних возможностей и уйдете из компании в течение следующих нескольких лет. Конечно, в этом случае они решат нанять кандидата, чей долгосрочный план роста хорошо согласуется с возможностями, которые может предложить их компания.
Как правильно ответить на этот вопрос?
Чтобы внести ясность, можно учесть мнение внутренних рекрутеров HubSpot. Это позволит выяснить, какой тип ответа они считают наиболее подходящим для этого вопроса.
Холли Петерсон, старший рекрутер в HubSpot, сказала: «Хороший ответ на этот вопрос должен быть честным. Если вы не знаете, кем вы видите себя через пять лет, это нормально, но вам нужно что-то подготовить, чтобы хотя бы поделиться своими мыслями по поводу этого вопроса».
Далее Петерсон отметила: «Отвечать «я понятия не имею» не стоит. Лучше говорить что-то вроде этого: «Я не уверен, какую именно роль я хочу сыграть, но я хочу продолжить движение по карьерной лестнице в компании. Будет ли это должность управления людьми или функционального эксперта, трудно сказать в данный момент. В целом, я хочу убедиться, что независимо от того, в какой должности я нахожусь, я постоянно ищу возможности для роста как внутри, так и за пределами своей работы». Таким образом, независимо от того, есть ли у вас конкретная цель или нет, вы позиционируете себя как того, кто имеет рост мышления, то есть вы постоянный ученик. Все работодатели хотят нанять такого человека».
Рекрутер HubSpot Рич Лэпхэм также советует кандидатам не делать заявления, если они не могут его подтвердить. Он сказал: «Какой бы ни был твой ответ, подумай, почему ты это говоришь. Когда кандидаты не могут сформулировать свои причины, часто кажется, что они не показывают свое истинное «я», и для меня это предупреждающий сигнал. Например, если я спрашиваю кандидата, а он отвечает «Я хочу быть менеджером» и спрашиваю «Почему?», обычно можно отличить людей, которые действительно заинтересованы в управлении, от людей, которые говорят это, потому что думают что это правильный ответ».
Кроме того, Оливия Чин, технологический рекрутер в HubSpot, сказала: «Мне нравится слышать осязаемые, измеримые ответы, которые показывают, что кандидаты провели исследования, а также имеют личный драйв, например: «Я заметила, что многие технические лидеры в HubSpot начинали как инженеры программного обеспечения. Я интересуюсь управлением людьми, и было бы здорово развить эти навыки на работе». Чин, которая принимает на работу как на начальную, так и на высшую должность, также упомянула: «Я всегда ценю честность. Если у кандидата нет установленного плана, хорошим ответом может быть: «Как кандидат младшего уровня, я хочу выучить как можно больше, и через год или два у меня будет лучшая идея, чего я хочу дальше».
5 вариантов ответов
Далее представлено 5 хороших вариантов ответа на подобный вопрос кадрового агентства:
«Кем вы видите себя через 5 лет»: что отвечать на собеседовании?
Смысл вопроса в том, чтобы выяснить, не собираетесь ли вы, получив новую должность, тут же сорваться на работу в другом месте. Кроме того, HR пытается нащупать, соответствуют ли цели компании вашим и наоборот. От ответа будет зависеть, примут ли вас на работу и на каких условиях, поэтому следует быть дальновидными. Собрали по этому поводу несколько советов.
Для начала: чего от вас точно не хотят услышать
Есть три вещи, которые лучше опустить при ответе:
Ответ отражает, насколько серьёзно вы относитесь к себе и намерению получить работу именно в этой компании, проявляйте зрелость в решениях.
Лучшие варианты для ответа
У вас ведь есть амбиции? Тогда не нужно их прятать, даже если подозреваете, что не останетесь на этой работе до конца жизни. Можете смело признаться, что открыты будущему и хоть не планируете его в деталях, надеетесь, что новый опыт поможет определиться.
Краткость и красноречивость
Изложите ответ доходчиво, но выразительно. Не увлекайтесь, длинные заявления сбивают со смысла. Ваша задача — презентовать себя как человека, который настроен на рабочий лад.
«Я многому научился(лась) из стажировок во время учёбы в вузе. Теперь выхожу из зоны комфорта. Ближайшие пять лет будут полны новых задач и обязанностей, которые позволят мне вырасти в профессионала. Если компания даст такие возможности, это будет выгодной сделкой для обеих сторон».
Реалистичность
Избыточная самоуверенность в ответе явно насторожит работодателя. Представьте реалистичный план того, как собираетесь расти в компании.
«Рад(а), что ваша компания разглядела во мне потенциал для сотрудничества, потому что через пять лет я хотел(а) бы, чтобы меня считали человеком с безусловным опытом в сфере N. Уверен(а), у меня будет возможность развиваться здесь, со временем брать на себя больше управленческих обязанностей, пробоваться в новых проектах. Я готов(а) к экспериментам для роста выручки, узнаваемости компании, но если для меня это тоже будет выражаться в улучшении условий труда».
Правдиво и без строгих рамок
Хотя в большинстве вопросов на собеседовании рекомендуется быть конкретным, это тот вопрос, когда вы можете дать немного общий ответ. Будьте честны и правдивы, но не стоит слишком конкретизировать высказывания, чтобы не провоцировать лишних сомнений, хорошо ли вы впишетесь в их компанию или нет.
Если вы выбираете область, которая отличается от прежней работы, объясните причину, по которой претендуете на новую должность.
Определитесь
Даже если у вас много планов на предстоящие 5 лет — не только работать, но и творчески развиваться, создать семью, отдать детей в хорошую школу или зарегистрировать ИП — не распыляйтесь.
Это плохой пример: «Через 5 лет я вижу себя директором филиала. Но у меня есть план посетить 15 стран и выбрать ту, где я по-настоящему хочу работать».
Речь только о вашей роли в компании, интервьюер подумает, что вы ненадёжный сотрудник для компании, если решит, что посторонних идей в вашей голове больше, чем карьерных.
Развитие
Расскажите о своём стремлении к обучению и развитию. Соискатель на собеседовании говорит: «Я очень хочу развиваться, прокачаться, стать профессионалом в этой области».
Любой человек, который мечтает получить работу, назовёт себя ответственным, обучаемым и стремящимся к бесконечному совершенствованию. Лучше сказать:
«Через пару лет я хочу стать разработчиком уровня Senior, а затем хотелось бы выйти на уровень Team Lead, потому что мне интересно руководить командой. Через пять лет планирую стать архитектором системы, чтобы формировать технические требования и инфраструктуру продукта».
Порепетируйте, но не зубрите
Готовиться к собеседованию и конкретно к этому вопросу важно, а вот заучивать наизусть все свои реплики — провальная идея. Во-первых, это выглядит неестественно. Во-вторых, любая импровизация HR или будущего начальника (любого другого представителя компании) введёт вас в ступор. Кажется, это не то, чего вы добиваетесь. Ваша цель — представить себя в выгодном свете и как специалиста, и как человека. Всегда держите это в уме.
Какой вопрос на собеседовании поставил вас в тупик?
Собеседование: «Кем вы видите себя через 5 лет?»
Зачем работодателю знать о ваших планах?
Он хочет понять несколько вещей.
Что отвечать?
Не стоит делиться с работодателем планами, которые не имеют отношения к карьере, если вас не спрашивают об этом. Поэтому мечты о постройке дома, записи музыкального альбома и счастливом замужестве лучше не озвучивать. Ответ на вопрос должен быть максимально связан с обсуждаемой работой. Также уместно задать встречный вопрос: какова практика этой компании, есть ли логика развития карьеры.
Вот несколько возможных ответов.
Вы амбициозны и нацелены на карьерный рост: «Через несколько лет, получив дополнительный опыт, мне было бы интересно развиваться от технической роли в область менеджмента».
«На данном этапе мне интересно решение задач, которые вы предложили. Особенно связанных с созданием/изменением …(нужное добавить): я хотел бы иметь такой проект в своем портфолио. И затем взяться за новые задачи в компании. Скажите, какова судьба предыдущего человека на моей должности?»
Вы не думали о карьерном росте и нацелены на долгую стабильную работу: «Эти обязанности мне понятны и интересны. Я человек, который умеет долго и стабильно работать внутри одной специализации, будет здорово, если вы этого же ожидаете от кандидата. Расскажите, пожалуйста, о вашем видении?»
«В долгосрочные планы входит развитие вместе с компанией: я собираюсь обучаться, расширять свои обязанности и принести компании максимальную пользу».
«На данном этапе это идеальная для меня роль. Но если будут поступать новые задачи, буду рад их пробовать».
Все ваши цели — личного характера, и работа для вас на втором плане: «Эта должность более чем меня устраивает. Я совсем не карьерист, я просто умею хорошо делать свою работу».
У вас есть мечта, не связанная с этой компанией: если с текущей деятельностью она не связана, важно понять, почему вы откладываете реализацию мечты и тратите время на эту работу. Скорее всего, работодателю знать об этом необязательно, особенно если эта должность станет препятствием к достижению цели. Узнать о том, в каких сферах деятельности вас ждет успех, можно с помощью сервиса «Профориентация»: это профессиональный тест, который определяет ваши склонности и способности и предлагает пути развития в каждом направлении. Для тех, кто работает, но все еще сомневается, стоит ли ему развиваться в этой области, «Профориентация» может помочь с самоопределением.
Помните, что ответ на этот вопрос вас ни к чему не обязывает: и вы, и ваш собеседник знаете, что за 5 лет многое изменится. И если четкого жизненного плана нет, важен сам процесс размышления и направление ваших мыслей.
27 распространенных вопросов для собеседования (и ответы на них)
Хотите узнать, какие вопросы чаще всего звучат на собеседованиях? Вот полный список (с самыми удачными вариантами ответа).
Некоторые компании нестандартно подходят к собеседованиям, однако в большинстве своем они задают стандартные вопросы (и получают стандартные ответы).
Вот список самых распространенных вопросов для собеседования с наилучшими вариантами ответа:
1. «Расскажите о себе»
Если вы проводите собеседование, наверняка вы уже многое знаете. Вы читали резюме и сопроводительное письмо, просматривали страницы кандидата в LinkedIn, Twitter и Facebook.
Цель любого собеседования заключается в том, чтобы выяснить, подходит ли конкретный кандидат на вакансию, которую необходимо заполнить, т.е. обладает ли он навыками и личными качествами, которые позволят ему выполнять работу. Вам нужен лидер, способный поставить себя на место другого человека? Попытайтесь выяснить, может ли кандидат стать им. Вы хотите, чтобы о вашей компании узнала широкая общественность? Спросите, может ли кандидат донести информацию.
Если вы ищете работу, расскажите, почему вы занимались тем или иным делом. Объясните, почему оставили предыдущее место работы. Опишите, как выбирали университет. Сообщите, почему решили учиться в аспирантуре. Не забудьте упомянуть о том, что вы год путешествовали по Европе и об опыте, который удалось получить в это время.
Отвечая на вопрос, не ограничивайтесь перечислением фактов (их можно прочесть и в резюме). Расскажите собеседнику, почему вы совершали те или иные поступки.
2. «Назовите свой главный недостаток»
Каждый кандидат знает, как ответить на этот вопрос. Нужно выбрать абстрактную слабость и превратить ее в достоинство.
Например: «Иногда я так увлекаюсь работой, что теряю счет времени. Опомнившись, я вижу, что все уже ушли домой. Я знаю, что мне нужно тщательнее следить за временем, но мне очень нравится то, что я делаю, и я просто не могу думать ни о чем другом!»
Значит, ваш «недостаток» заключается в том, что вы тратите на работу больше времени, чем все остальные? Мда.
Будет куда лучше описать реальный недостаток, над которым вы работаете. Расскажите о том, что вы делаете, чтобы стать лучше. Идеальных людей не существует, и вы должны доказать, что можете объективно оценивать себя и стремитесь совершенствоваться.
3. «Назовите свое главное достоинство»
Я не знаю, зачем представители компаний задают этот вопрос. Ответ на него всегда содержится в резюме.
Если вас все же спросили об этом, сформулируйте точный и конкретный ответ. Не нужно долго рассуждать. Если вы умеете решать проблемы, обязательно приведите примеры, которые имеют отношение к интересующей вас вакансии. Подтвердите свои слова! Если вы лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта, приведите примеры, доказывающие, что вы умеете отвечать на вопросы, которые еще не были заданы.
Иными словами, не будьте голословными, ищите аргументы!
4. «Каким вы видите себя через пять лет?»
Отвечая на этот вопрос, кандидаты следуют одному из двух возможных сценариев. Одни начинают описывать свои амбиции (им кажется, что собеседник хочет услышать именно это) и всем своим видом показывают: «Мне нужна эта работа!» Другие скромничают (им тоже кажется, что собеседник длет подобной реакции) и дают самоуничижительный ответ: «Вокруг так много талантливых людей. Мне просто хочется получить работу и посмотреть, каких успехов я смогу достичь».
Если вы проводите собеседование, перефразируйте вопрос: «Если бы вы могли создать свою собственную компанию, чем бы она занималась?»
Это универсальный вопрос, потому что всем нужны сотрудники с предпринимательской жилкой.
Ответ на него расскажет о мечтах и надеждах кандидата, его интересах и истинной страсти, предпочтениях в работе, людях, с которыми он легко сходится. Все, что нужно, это внимательно послушать.
5. «Почему мы должны нанять именно вас?»
Поскольку кандидат не может сравнивать себя с теми, кого он не знает, ему остается лишь описывать свою любовь к делу и жгучее желание принести пользу. Фактически, компания заставляет кандидатов умолять ее пойти им навстречу. Задав этот вопрос, представители многих компаний откидываются в кресле и скрещивают руки на груди. Этот жест как бы говорить: «Ну же, я слушаю! Давайте, убедите меня!»
Увы, это еще один неинформативный вопрос.
Но его можно изменить: «Как вы думаете, о чем мы забыли поговорить?» или «Если бы у вас была возможность повторно ответить на один из предыдущих вопросов, что бы вы сказали?»
В конце собеседования редкие кандидаты думают, будто показали все, на что были способны. Возможно, беседа пошла в неожиданном направлении. Может быть, собеседник по-своему расставил акценты в резюме, сосредоточившись на одних навыках и забыв про другие. А может, в начале собеседования кандидат слишком нервничал и не смог правильно сформулировать все то, о чем хотел рассказать.
В конце концов, собеседования предназначены для того, чтобы узнать о кандидате как можно больше, почему бы не дать ему второй шанс?
Обязательно поддерживайте беседу на этом этапе, не позволяйте кандидату говорить с самим собой. Не стоит слушать молча, чтобы потом сказать: «Спасибо, мы с вами свяжемся». Задавайте уточняющие вопросы. Просите привести примеры.
Если кандидат задал вам встречный вопрос, обязательно ответьте на него и постарайтесь выложить новую информацию, которая до этого оставалась в тени.
6. «Как вы узнали о вакансии?»
Порталы по поиску работы, объявления в газетах и Интернете, ярмарки вакансий. Многие люди ищут первую работу именно там, и в этом нет ничего плохого.
Но если кандидат постоянно пользуется этими каналами, скорее всего, он еще не решил, чем и как он хочет заниматься.
Он просто ищет работу. Любую работу.
Поэтому вы должны не просто рассказать о том, как вы узнали о вакансии. Сообщите, что вам рассказал о ней коллега или работодатель, что вы следили за вакансиями конкретной компании, потому что вы хотите в ней работать.
Компаниям не нужны люди, которым просто нужна работа. Компаниям нужны люди, которым нужна компания.
7. «Почему вы хотите получить эту работу?»
Немного углубимся в детали. Отвечая на этот вопрос, необходимо рассказывать не только о том, что вы хотите работать именно в этой компании, но и о том, почему вакансия идеально вам подходит и чего вы хотите достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Если вы не значете, почему вакансия вам подходит, поищите другую работу. Жизнь слишком коротка.
8. «Назовите свое главное профессиональное достижение»
Ответ на этот вопрос должен иметь прямое отношение к вакансии. Если вы скажете, что за последние полтора года увеличили объем производства на 18%, претендуя на должно руководителя отдела персонала, собеседник сочтет ваш ответ любопытным, но совершенно не информативным.
Лучше расскажите о проблемном сотруднике, которого вы «спасли», или о конфликте между отделами, который вы погасили, или о подчиненных, получивших повышение за последние полгода.
Поделитесь достижениями, которые позволят представить вас в должности и предсказать ваши успехи.
9. «Расскажите в последнем конфликте с коллегой или клиентом. Что произошло?»
Когда люди упорно трудятся для достижения общей цели, конфликты неизбежны. Все мы допускаем ошибки. Разумеется, хорошее запоминается лучше, но и про плохое забывать нельзя. Идеальных людей не существует, и это нормально.
Однако людей, которые стремятся переложить свою вину и ответственность на других, определенно стоит избегать. Работодатели предпочитают тех, кто сосредотачивается не на проблеме, а на ее решении.
Всем нужны сотрудники, готовые признать свою неправоту, взять на себя ответственность за ошибку и, что самое важное, извлечь урок из этого опыта.
10. «Опишите свою идеальную работу»
Тем не менее, его совсем необязательно придумывать. Вы можете обучаться и развиваться, что бы вы ни делали. Попытайтесь определить, какие навыки вы можете приобрести, заняв должность, на которую вы претендуете, а затем представьте, как эти навыки могли бы пригодиться вам в будущем.
Не бойтесь признать, что однажды вы можете уйти в поисках другой работы или, может, даже начать свой собственный бизнес. Работодатели уже давно не ждут, что сотрудники останутся у них навечно.
11. «Почему вы хотите оставить работу, которая есть у вас сейчас?
Начнем с того, о чем не нужно говорить (если вы представляете работодателя, вам стоит насторожиться):
Не говорите о том, что вам не нравится ваше начальство. Не говорите о том, что не можете поладить с коллегами. Не поливайте грязью саму компанию.
Сосредоточьтесь на выгоде, которую принесет вам этот шаг. Расскажите о том, чего хотите достичь. Расскажите о том, чему хотите научиться. Расскажите о том, как планируете развиваться. При этом не забудьте упомянуть о выгоде для потенциального работодателя.
Люди, которые жалуются на начальство и коллег, подобны сплетникам. Если они сплетничают о ком-то еще, настанет день, когда они начнут сплетничать и о вас.
12. «Какие рабочие условия кажутся вам наиболее привлекательными?»
Если вам нравится работать в одиночестве, но вы претендуете на должность оператора центра обработки звонков, честный ответ будет звучать неуместно.
Найдите способы совместить свои потребности с принятыми в компании правилами. Если вы не можете этого сделать, скорее всего, вам стоит поискать другую работу.
13. «Расскажите о самом сложном решении, которое вам довелось принять за последние полгода»
Задавая этот вопрос, работодатель хочет оценить умение кандидата решать проблемы и подыскивать аргументы, а также готовность к риску.
Хороший ответ должен включать в себя аргументы, которые помогли принять решение (например, анализ больших объемов данных для выявления оптимального направления движения).
Великолепный ответ также описывает взаимоотношения со всеми, кто был вовлечен в процесс принятия решений, а также его последствия.
14. «Опишите свой стиль управления»
Это вопрос, на который сложно ответить, не прибегая к банальностям. Попытайтесь привести примеры. Скажите: «Позвольте рассказать вам о трудностях, с которыми я столкнулся, занимая должность руководителя. Думаю, они дадут полное представление о моем стиле». После этого опишите, как вы решали проблему, мотивировали команду, преодолевали кризис и т.д. Объяснитье, что и зачем вы делали, чтобы собеседник понял, как именно вы управляете другими людьми.
Не забудьте упомянуть о результатах, которых вы достигли.
15. «Расскажите о ситуации, в которой вы были не согласны с решением большинства. Что вы сделали?»
Окружающие нас люди иногда принимают решения, с которыми мы не согласны. И это нормально, важно лишь то, как мы проявляем свое несогласие. (Мы все знаем тех, кто любит оставаться после собраний, чтобы оспорить решение, которое они прилюдно поддержали.)
Продемонстрируйте свой профессионализм. Докажите, что умеете конструктивно высказывать свои опасения. Если однажды вам удалось изменить общее мнение, и это изменение было удачным, хорошо. Если подобных примеров нет, подчеркните, что вы можете поддержать решение, даже если оно кажется вам неверным (речь не идет о неэтичных и безнравственных решениях).
Каждой компании нужны честные и решительные сотрудники, готовые открыто поделиться своими опасениями, но при этом подчиниться большинству, если свою правоту доказать не удастся.
16. «Как бы вас описали другие люди?»
Я ненавижу этот вопрос. Это же пустая трата слов! Правда, однажды я все же его задал и получил ответ, который мне очень понравился.
Что может быть лучше?
17. «Что нам стоит ожидать от вас в первые три месяца работы?»
В идеале, этот вопрос должен исходить от работодателя, желающего определиться со своими ожиданиями относительно нового сотрудника.
Отвечать нужно так:
Используйте этот план ответа, добавив в него подробностей с учетом специфики вашей работы.
18. «Чем вы любите заниматься в нерабочее время?»
Многие компании считают, что их культура очень важна, и используют информацию о предпочтениях кандидата вне работы, чтобы определить, впишется ли он в команду.
19. «Сколько вам платили на предыдущем месте работы?»
Это сложный вопрос. Обычно его задают перед тем, как сделать предложение по зарплате, и вы должны ответить честно, но при этом не прогадать.
Попробуйте метод, предложенный Лиз Райан. Скажите: «В настоящее время я сосредоточился на вакансиях, которые позволили бы мне зарабатывать примерно 50 тысяч рублей. Ваша вакансия подходит под этот критерий, верно?» (Вообще-то, вы наверняка уже знаете ответ, но почему бы не подыграть?)
Может, собеседник вам ответит, а может, и нет. Если он настраивает на конкретной цифре, вы можете поделиться информацией, а можете и воздержаться. На самом деле, ваш ответ значит не слишком много. Работодатель не предложит вам больше, чем он может предложить, и вы либо примете предложение, либо откажетесь от него.
20. «Улитка сидит на дне колодца глубиной 9 метров. Каждый день она проползает 2 метра, а за ночь сползает вниз на 1 метр. Сколько дней ей понадобится, чтобы вылезти из колодца?»
В последнее время подобные вопросы становятся все популярнее (спасибо, Google!). Возможно, ваш собеседник и не ждет, что вы тут же броситесь высчитывать. Скорее всего, он хочет понять, как вы мыслите.
21. «Вы хотели что-то спросить?»
22. «Каких результатов я должен достичь в течение первых трех месяцев работы?»
Если вам не задали этот вопрос, задайте его сами. Зачем? Хорошие кандидаты стремятся взяться за дело без промедления. Они не хотят тратить недели и месяцы на то, чтобы «получше узнать организационную структуру». Они не видят смысла в ориентационных мероприятиях и предпочитают учиться на ходу.
Они хотят приносить пользу уже сейчас.
23. «Назовите три качества, которыми обладают ваши лучшие сотрудники»
Хорошие кандидаты хотят быть хорошими сотрудниками. Они знают, что все компании разные, и для успешной работы в них требуются разные качества.
Может, все хорошие сотрудники работают допоздна. Может, вы цените творческий подход выше, чем умение четко следовать протоколу. Может, вы стремитесь завоевывать новые рынки, поэтому привлечение новых клиентов для вас важнее, чем долгосрочные отношения со старыми. А может, вам нужны те, кто готов потратить равное количество времени на начинающего покупателя и на оптового постоянного заказчика.
Хорошие кандидаты нужно это знать. Они хотят убедиться не только в том, что впишутся в коллектив, но и в том, что смогут достичь успеха.
24. «От чего на самом деле зависят результаты работы в этой должности?»
Инвестируя в сотрудников, работодатели ждут, что они принесут ему прибыль (иначе зачем вообще им платить?).
В каждой работе есть виды деятельности, которые приносят большую отдачу, чем другие. Вам нужен HR-специалист, чтобы заполнял открытые вакансии, но на самом деле он должен находить правильных людей, тем самым минимизируя процент текучести кадров, сокращая издержки на обучение новых сотрудников и повышая общую производительность.
Вам нужен слесарь-ремонтник, чтобы чинил приборы, но на самом деле он должен эффективно решать проблемы клиентов и выстраивать взаимоотношения с ними так, чтобы они обращались к нему снова и снова.
Хорошие кандидаты хотят знать, какие качества позволят им внести наибольший вклад в общее дело, потому что их личный успех зависит от успеха всей компании.
25. «Перечислите приоритеты компании на этот год. Какой вклад я смогу внести, если займу эту должность?»
Каждый кандидат желает знать, что его работа важна для окружающих.
Хорошие кандидаты хотят заниматься значимым делом, служить высшей цели и работать с людьми, которые разделяют их ценности.
В противном случае работа теряет смысл.
26. «Какой процент ваших сотрудников был нанят по рекомендации?»
Все это говорит о качестве рабочего окружения и об атмосфере в коллективе.
27. «Что вы будете делать, если. «
Даже если кандидат рассматривает работодателя как стартовую площадку для высокого прыжка, он все равно надеется на рост и развитие. Принимая предложение работодателя, каждый сотрудник надеется уйти от него по собственному желанию, а не потому, что компанию вытеснили с рынка.
Предположим, вы владеете магазином лыж. Примерно в километре от вас открылся еще один магазин. Как вы планируете бороться с конкуренцией? Или, предположим, у вас есть птицефабрика. Что вы сделаете, чтобы снизить расходы на корм?
Хорошие кандидаты хотят не только понять, как вы мыслите. Они хотят узнать, что вы собираетесь делать в ближайшем будущем и найдется ли в вашем плане место для них.