При словах предложение и союз ученицы скромно потупляют глаза что значит

§ 7. Омонимы и их употребление

Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка 1 (скамья) — лавка 2 (магазин); кормовой 1 (находящийся на корме) — кормовой 2 (служащий для корма); заставить 1 (загородить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить).

Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например:

    Слово звучит
    Над разбуженным краем:
    Свет добываем!
    Свет добываем!
    Сёлам, и школам,
    И сельсовету.
    И всему cвemy!
    И всему cвemy!

    В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузначность, мешающая быстрому восприятию смысла, например: Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежелательной омонимии допускать не следует.

    39. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.

    1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстаканник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8)

    Бархатное платье — бархатный голос. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.

    40. Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следующих примерах.

    1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.)

    41. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использовании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и спишите.

    1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным.

    42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тексте. Спишите, расставляя знаки препинания.

    (Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон)

    Источник

    При словах предложение и союз ученицы скромно потупляют глаза что значитvazart

    Блог Владимира Азарта

    Каждый день творения

    «Рассуждают: семья должна идти рука об руку со школой. Да, но только в том случае, если семья благородная, а не купеческая или мещанская, ибо сближение с низшими может отдалить школу от совершенства. Впрочем, из человеколюбия не следует иногда лишать купцов и богатых мещан удовольствия — например, приглашать педагогов на пирог».
    «При словах „предложение“ и „союз“ ученицы скромно потупляют глаза и краснеют, а при словах „прилагательное“ и „придаточное“ ученики с надеждою взирают на будущее».
    «Так как в русском языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж, то, рассуждая по справедливости, следовало бы убавить жалованье учителям русского языка, ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа».
    «Наши педагоги убеждают своих учеников не тратить времени на чтение романов и газет, так как это мешает сосредоточению и развлекает. К тому же романы и газеты бесполезны. Но как ученики могут поверить своим руководителям, если последние сами отдают много времени газетам и журналам? Врачу, исцелися сам! Что касается меня, то в этом отношении я совершенно чист: вот уж 30 лет, как я не прочел ни одной книги и газеты».
    «Преподавая ученикам науки, следует преимущественнейше наблюдать за тем, чтобы ученики непременно отдавали свои книги в переплет, ибо корешком можно ударить по лбу лишь в том случае, если книга переплетена».
    «Дети! Какое блаженство получать пенсию!»

    А.П. Чехов, впервые напечатано в «Осколках» № 21 от 23 мая 1892 года за подписью «Человек без селезенки».

    И здесь же приведу дневниковую запись нашего современника поэта Юрия Кублановского, сделанную 23 мая 2008 года:

    23 мая. Перечитал — лет эдак через 50 — “Каштанку”. Рассказы и повести “от лица” животных мне особенно раздирают душу (“Холстомер”, “Верный Руслан”).
    И это — какой сильный рассказ. А дрессировщик — самая трагическая фигура. Еще и потому — что с той минуты как в цирке вдруг раздалось, позвали “Каштанка!”, он “исчезает” вовсе, словно его и не было. Прием новейшего времени. Толстой, Достоевский обязательно еще что-нибудь о нем бы добавили.

    Бывает же такое на свете — сегодня первое, что прочитал в Интернете: в Питере из Драматического театра сбежала Каштанка, уже несколько лет игравшая там “себя” в спектакле по Чехову.

    Источник

    При словах предложение и союз ученицы скромно потупляют глаза что значит

    Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.

    Господа, посмотрите: лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя.

    Это облако у вас кричит: оно освещено не по-вечернему.

    Красивый молодой человек, ну, неглупый, и есть в лице, знаешь, что-то сильное, медвежье. Можно с него молодого варяга писать.

    При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза и краснеют, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждою взирают на будущее.

    Дети! Какое блаженство получать пенсию!

    А женский либерализм упрям, неумолим, жесток.

    Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни.

    Женился я на ней под влиянием хорошей, честной минуты.

    Я не понимаю пейзажей и опер, но думаю так: если одни умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны.

    Есть, брат, муха, которая кладет личинку на спину паука таким образом, что тот никак не может сбросить ее; личинка прирастает к пауку и пьет из его сердца кровь.

    В его вольнодумстве нет оригинальности и пафоса; возмущается, негодует и радуется он как-то всё в одну ноту, не эффектно и вяло.

    В ней было что-то общее со старинной мебелью, такое же оцепенелое и скучное.

    Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, что их надо бить.

    О женщинах и любви он всегда говорил страстно, с восторгом, но ни разу не был влюблен.

    Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право.

    Только трус, у которого больше страха перед смертью, чем достоинства, может утешать себя тем, что тело его будет со временем жить в траве, в камне, в жабе.

    Видеть свое бессмертие в обмене веществ так же странно, как пророчить блестящую будущность футляру после того, как разбилась и стала негодною дорогая скрипка.

    В том, что я доктор, а вы душевнобольной, нет ни нравственности, ни логики, а одна только пустая случайность.

    Когда общество ограждает себя от преступников, психических больных и вообще неудобных людей, то оно непобедимо.

    Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же кто-нибудь сидеть в них.

    Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом.

    Мудрец, или, попросту, мыслящий, вдумчивый человек отличается именно тем, что презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется.

    Так же вот бывают люди, которые всегда говорят одни только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.

    Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший.

    Мрут, как осенние мухи.

    Источник

    § 7. ОМОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ

    Омонимы нередко используются в художественной ли-тературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможно-сти для игры слов, построенной на столкновении их раз-личных лексических значений, например:

    Слово звучит Сёлам, и школам,

    Над разбуженным краем: И сельсовету.

    — Свет добываем! И всему свету\

    Свет добываем! И всему свету\

    В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузнач-

    ность, мешающая быстрому восприятию смысла, напри-мер: Экскурсанты прослушали объяснения руководи-теля группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежела-тельной омонимии допускать не следует.

    Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.

    1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток.

    Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола.

    Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстакан-ник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8) Бархатное платье — бархатный голос. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.

    Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следую-щих примерах.

    1) С этим браком произошёл брак.

    Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использо-вании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и спишите.

    1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цити-ровании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянно-сти шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Го-голя никого из его современников не оставляло равно-душным.

    42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тек-сте. Спишите, расставляя знаки препинания.

    (Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть при-хваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомил-ся Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон)

    Источник

    Проект элективного курса «Секреты стилистики»

    При словах предложение и союз ученицы скромно потупляют глаза что значит

    элективного курса по выбору

    учитель русского языка и литературы.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Обоснование выбранного курса.

    Повышение речевой культуры – неотъемлемая часть изучения русского языка. Овладеть культурной и грамотной речью непросто. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

    Однако стилистическим возможностям русского языка уделяется недостаточно внимания на уроках, т. к. базовая программа по русскому языку не содержит изучение этого раздела. Поэтому именно стилистические ошибки вызывают особые затруднения в устной и письменной речи учащихся.

    Программа курса вызвана необходимостью совершенствовать стиль речи учащихся, бороться за чистоту языка, противостоять его порче.

    Программа составлена на основе углубленного изучения лексической стилистики.

    Основное внимание уделяется главной теме лексической стилистики – словоупотреблению, т. к. слово является основной стилистической единицей. Программа включает изучение различных лексических средств языка, служащих средством наиболее точной передачи речи; рассматривает явления, мешающие правильному восприятию речи. Значительное место занимает изучение лексических образных средств – эстетической функции лексической стилистики.

    Обсуждение теоретических вопросов осуществляется путем использования лекционных приемов работы, метода беседы, организации выступлений учащихся с сообщениями по теме.

    Для закрепления теории в программу включены задания – практикумы, которые помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой, стилистического анализа текста. Важная роль в практической работе отводится самостоятельной работе в группах и индивидуально.

    Задания направлены на предупреждения ошибок. Если ученик пытается воспользоваться умением не сделать ошибки, значит, он учится языку и совершенствует свое умение добывать знания самостоятельно. Идет формирование не только потребителя языка, но и тонкого ценителя.

    Цели данного курса:

    Привлечь внимание учащихся к богатству родного языка.

    Привить требовательное отношение к стилистическим недочетам в речи.

    Сформировать необходимость совершенствовать свой стиль

    Содействовать повышению речевой культуры школьников путем внимательного отношения к эстетической стороне слова.

    Расширить словарный запас учащихся.

    Показать приемы и способы наиболее целесообразного использования лексических средств языка.

    Привить навыки предупреждения стилистических недочетов и речевых ошибок, вызванных неумелым обращением с речью.

    Обобщить и углубить имеющиеся знания о стилях речи, их функциях и сфере употребления

    Привлечь внимание к использованию лексических средств русского языка художниками слова.

    Содержание программы курса по выбору

    Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Лексическая стилистика.

    Поиск нужного слова.

    Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слов: использование слова без учета его семантики; употребление эвфемизмов; нелогичность высказывания.

    Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием.

    Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.

    Стилистическая оценка многословия.

    Различные формы речевой избыточности: плеоназмы; тавтология; употребление однокоренных слов в высказывании.

    Речевая недостаточность. Нарушение грамматических и логических связей в предложении.

    Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов.

    Многозначность как источник выразительности речи (каламбуры, парадоксы).

    Ошибки при употреблении многозначных слов.

    Стилистическое использование синонимов. Стилистические функции синонимов. Стилистически не оправданное употребление синонимов.

    Стилистическое использование антонимов. Стилистические функции антонимов.

    Стилистически не оправданное употребление антонимов.

    Паронимы. Стилистические функции паронимов. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

    Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения. Стилистическая оценка диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов.

    Устаревшие слова. Стилистическое использование историзмов и архаизмов в художественной речи. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов.

    Новые слова. Индивидуально – стилистические неологизмы в художественной и публицистической речи.

    Ошибки, вызванные употреблением неологизмов.

    Заимствованные слова. Заимствованные слова в художественной и публицистической речи. Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.

    Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Их функции и сфера употребления. Языковые средства стилей.

    Лексические образные средства. Понятие образности речи. Определение тропов. Характеристика основных тропов: эпитеты, образные сравнения, метафоры, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, перифраза.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *