При реклассификации объектов основных средств что меняется

Энциклопедия решений. Реклассификация: перемещение имущества между группами и видами (для бюджетной сферы)

Перемещение имущества между группами и видами (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Для отражения в учете организаций госсектора операций по перемещению объектов основных средств между группами и (или) видами имущества, а также по обособлению из единого учетного объекта имущества отдельных инвентарных объектов имущества, имеющих самостоятельные кадастровые номера, применяется счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (пп. «в» п. 1.2.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении отражается в учете с указанием в 24-26 разрядах номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» кода КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (п. 7 Инструкции N 162н, п. 9 Инструкции N 174н, п. 9 Инструкции N 183н).

В подобных ситуациях надо применять корреспонденции:

Перемещение из группы (вида) имущества в случае, когда перемещение обусловлено изменениями характеристик объекта согласно изменившимся условиям хозяйственной деятельности

Одновременно принятие основного средства на учет в состав соответствующей группы (вида) имущества с учетом ранее начисленной амортизацией

Дальнейшее начисление амортизации надо проводить по нормам, рассчитанным исходя из срока эксплуатации, определенным с учетом новой группы!

На практике бухгалтерам организаций госсектора приходится достаточно часто отражать в учете подобные операции, исправляя допущенные ошибки.

Внимание

Перемещение основного средства в состав материальных запасов в связи с допущенной ранее ошибкой в классификации объекта не относится у операциям по перемещению объектов основных средств между группами и (или) видами имущества, отражаемыми в бухгалтерском учете с применением счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Все приведенные в данном решении корреспонденции применимы только для устранения ошибок. Они не могут применяться в случае изменения «сути» нефинансового актива, например, при изготовлении (монтаже) основных средств с использованием комплектующих, при разборе (демонтаже) основных средств.

Согласно п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, может осуществляться:

Порядок отражения операций по перемещению между группами и (или) видами имущества, обусловленных необходимостью исправления ранее допущенной ошибки, Инструкциями NN 162н, 174н и 183н пока не предусмотрены, как не предусмотрены и проводки для перемещения основных средств между кодами финобеспечения (КФО).

В случае выявления в учете объектов нефинансовых активов, ошибочно отраженных в прошлые отчетные периоды в качестве основных средств, которые на самом деле следует классифицировать как материальные запасы, учетной политикой организации госсектора целесообразно предусмотреть способ исправления ошибки с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», предварительно согласовав его с главным распорядителем бюджетных средств (учредителем).

Например, перемещение основного средства в состав материальных запасов в связи с допущенной ранее ошибкой в классификации объекта можно отражать такими проводками:

Выбытие объекта из состава основных средств в связи с допущенной ошибкой в сумме первоначальной стоимости

Методом «Красное сторно»

Списание суммы ранее начисленной амортизации

Принятие имущества в состав материальных запасов

В случае выявления в учете объектов нефинансовых активов, ошибочно отраженных в прошлые отчетные периоды как материальные запасы, которые на самом деле следует классифицировать как основные средства, исправление ошибки желательно отразить в учете следующим способом:

Методом «Красное сторно»

Перемещение объекта из состава материальных запасов в связи с допущенной ошибкой

Учтены вложения в основное средство

Далее следует принять к учету и ввести в эксплуатацию основные средства в общеустановленном порядке. Если переведенное в состав основных средств имущество подлежит амортизации линейным способом, следует доначислить амортизацию за весь период с момента, когда основное средство должно было быть принято к учету

При выявлении объектов нефинансовых активов, которые на самом деле следует классифицировать как материальные запасы, но ошибочно принятых к учету в качестве основных средств в текущем финансовом году, исправление ошибки желательно отразить в учете следующим способом:

По основному средству, числящемуся на балансовом счете 0 101 00 000, сторнирована (способ «Красное сторно»):

сумма начисленной амортизации

По основному средству, числящемуся на забалансовом счете 21, сторнировано (способ «Красное сторно»)

— поступление на забалансовый счет;

— списание при вводе в эксплуатацию

По основным средствам, числящимся как в балансовом, так и в забалансовом учете, сторнировано (способ «Красное сторно»):

«Закрыт» счет учета расчетов с поставщиком (способ «Красное сторно»)

Отражено поступление материальных запасов

«Закрыт» счет учета расчетов с поставщиком

В случае выявления в учете объектов нефинансовых активов, ошибочно отраженных в текущем финансовом году как материальные запасы, которые на самом деле следует классифицировать как основные средства, исправление ошибки желательно отразить в учете следующим способом:

Сторнирована бухгалтерская запись по поступлению материальных запасов (способ «Красное сторно»)

«Закрыт» счет учета расчетов с поставщиком (способ «Красное сторно»)

Учтены вложения в основное средство

Закрыт» счет учета расчетов с поставщиком

Далее следует принять к учету и ввести в эксплуатацию основные средства в общеустановленном порядке. Если переведенное в состав основных средств имущество подлежит амортизации линейным способом, следует доначислить амортизацию за весь период с момента, когда основное средство должно было быть принято к учету

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Материалы приводятся по состоянию на ноябрь 2021 года.

См. содержание Энциклопедии решений.

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер

Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов

Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса

Кузьмина А.В., кандидат юридических наук

Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса

Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Источник

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

При реклассификации объектов основных средств что меняется

Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО «МегаФон», ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Хотите лучше разбираться в

стандартах бухгалтерского учета?

Взгляните по-новому на финансовое образование

и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом»

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. «Групповая единица учета основных средств» (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд «Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:

Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.

В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств

Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс. Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.

Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.

Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств. Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения. И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.

Источник

Предоставление в аренду инвестиционной недвижимости

При реклассификации объектов основных средств что меняется

Признание объекта ОС инвестиционной недвижимостью

Согласно пункту 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи, признаются инвестиционной недвижимостью.

Таким образом, объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.

Согласно пункту 3 Методических указаний по применению федерального Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237:

Выдержка из документа

«К инвестиционной недвижимости относится полученное (созданное, приобретенное) имущество для целей предоставления его в аренду (субаренду). При этом право осуществления субъектом учета функций (деятельности) по предоставлению государственного (муниципального) имущества в аренду должно быть предусмотрено его учредительными документами.

Признание объекта основных средств в составе группы „Инвестиционная недвижимость» прекращается с момента прекращения договора аренды и если в дальнейшем его использование в целях получения арендных платежей (платы за пользование (арендной платы) не предполагается.»

Коротко

1. Объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.

2. Если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду, объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.

3. В группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.

Таким образом, если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду; объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 611 ГК РФ имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором.

Стандартом «Основные средства» предусмотрено включение в группу «Инвестиционная недвижимость» движимого имущества, составляющего единый имущественный комплекс с объектом недвижимости. Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства»:

Выдержка из документа

«Перевод объектов основных средств в группу основных средств „Инвестиционная недвижимость» или исключение из нее должно проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемых субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения назначения их использования.»

Следовательно, в группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.

Для учета инвестиционной недвижимости в Едином плане счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) применяются счета:

Методологи Минфина России отмечают, что при наличии в Балансах (ф. 0503130, 0503730) (утв. приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н) остатков по счетам 101 13, 101 33 в Пояснительных записках (ф. 0503160, 0503760) (утв. этими же приказами) необходимо приводить выдержки из Устава учреждения, подтверждающие правомерность применения данных счетов.

Наглядным примером учреждения, у которого в учете могут быть объекты инвестиционной недвижимости, являются так называемые бизнес-инкубаторы, которые создаются в субъектах РФ (муниципальных образованиях) в форме бюджетных или автономных учреждений, наделенных полномочиями по оказанию услуг и использованию имущества, переданного им в оперативное управление. Предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью таких учреждений (код услуг 68.20.2 «Предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений» в соответствии с базовым перечнем государственных (муниципальных) услуг).

Примеры выдержек из Устава соответствующего учреждения (рис. 1, 2):

При реклассификации объектов основных средств что меняется

При реклассификации объектов основных средств что меняется

Признается ли инвестиционной недвижимостью часть здания

Если в аренду передается не все здание, а только отдельные помещения, признается ли такое здание инвестиционной недвижимостью? Если здание, помещения которого передаются в аренду, имеет один кадастровый номер, но в бухгалтерском учете арендуемым объектам присвоены отдельные инвентарные номера, признаются ли отдельные помещения инвестиционной недвижимостью? Давайте разберемся.При реклассификации объектов основных средств что меняется

Согласно пункту 10 IAS 40, если недвижимость включает в себя часть, которая удерживается для получения арендной платы или в целях получения выгоды от прироста стоимости, и другую часть, которая удерживается для целей производства или поставки товаров, или оказания услуг либо в административных целях, то организация учитывает эти части раздельно, если указанные части могут быть проданы по отдельности (или отдельно друг от друга сданы в финансовую аренду). Если же эти части нельзя продать по отдельности, то соответствующая недвижимость будет являться инвестиционной недвижимостью, только если ее часть, удерживаемая для использования в производстве или поставке товаров, или оказания услуг либо в административных целях, будет незначительной.

В отличие от Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», Стандарт «Основные средства» не содержит подобных ограничений и требования применять критерий значительности. Поэтому отдельные помещения, имеющие индивидуальные инвентарные номера, по нашему мнению, могут признаваться объектами инвестиционной недвижимости.

Согласно пункту 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н:

Выдержка из документа

«. отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.»

В пункте 1 части III.3 Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»), доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, финансовое ведомство уточняет:

Выдержка из документа

«Принятие решения об обособлении в отдельный инвентарный объект основного средства части имущества, передаваемого в пользование по операционной аренде, является исключительной компетенцией субъекта учета (не является обязательным). Такое решение целесообразно принимать исключительно в случае, когда такой объект имущества субъект учета предполагается в дальнейшем (по завершении срока полезного использования объекта учета аренды (по завершении договора аренды (пользования) использовать как самостоятельный объект (с обособлением выполняемой им целевой функции).»

Поскольку, в отличие от IAS 40, Стандарт «Основные средства» не содержит примеров отнесения частей объектов ОС к инвестиционной недвижимости, рекомендуем учреждению согласовать свою позицию по данному вопросу с Минфином России и как минимум отразить принятое решение в отношении признания/непризнания здания (помещений) объектом инвестиционной недвижимости в Учетной политике учреждения.

Реклассификация объектов ОС в объекты инвестиционной недвижимости

Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства» перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» должен проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемые субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества в случае изменения назначения их использования.

При первом применении Стандарта «Основные средства» необходимо перенести остатки по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, со счетов 101 00, 104 00 на счета 101 03, 104 03 в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 перенести остатки на 01.01.2018 по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, можно документами Переход на применение приказа 64н (НФА).

Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества при реклассификации в течение года отражается в учете в корреспонденции со счетом 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

При реклассификации объектов основных средств что меняется

Учет передачи объектов инвестиционной недвижимости в аренду

Согласно пункту 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета объектами учета операционной аренды, если из условий пользования имуществом предусматривается:

Как правило, бизнес-инкубаторы предоставляют имущество в аренду на несколько лет. При этом предусматривается льготный период, в течение которого к ставке арендной платы применяются понижающие коэффициенты в зависимости от срока аренды.

Предоставление нежилых помещений в аренду с учетом предусмотренных понижающих коэффициентов квалифицируется как операционная аренда на льготных условиях.

Операции, возникающие при передаче во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) объектов инвестиционной недвижимости, признаваемых для целей бухгалтерского учета объектами операционной аренды, и документы, которыми они отражаются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», приведены в таблице.

1С:ИТС Бюджет

Об оформлении данных операций арендодателем в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» см. в статьях «Предоставление в аренду инвестиционной недвижимости» (для редакции 1 и редакции 2 ).

Таблица. Операции по передаче инвестиционной недвижимости в операционную аренду*

Операция

Бухгалтерские записи

Документ БГУ1/Операция

Документ БГУ2/Операция

Передача имущества в аренду

Передача в операционную аренду инвестиционной недвижимости

«Передача НФА в (возврат из) безвозмездное (возмездное) пользование» / «Передача в аренду основных средств»

«Передача объектов ОС, НМА, НПА», вид передачи «Передача ОС, НМА, НПА в аренду (25)» / «Передача НФА по договору аренды / безвозмездного пользования»

Передача в операционную аренду движимого имущества, входящего в единый имущественный комплекс

«Передача НФА в (возврат из) безвозмездное (возмездное) пользование» / «Передача в аренду основных средств»

«Передача объектов ОС, НМА, НПА», вид передачи «Передача ОС, НМА, НПА в аренду (25)» / «Передача НФА по договору аренды / безвозмездного пользования»

Признание предстоящих доходов от предоставления имущества в аренду по справедливой стоимости.

Одновременно отражается начисление расходов будущих периодов по упущенной выгоде от передачи имущества в аренду на льготных условиях

«Начисление доходов будущих периодов» / вид операции «Передача в аренду на льготных условиях» / «Передача в безвозмездное пользование, аренду на льготных условиях»

Признание доходов по аренде доходами текущего финансового года в сумме арендного ежемесячного (ежеквартального) платежа.

Одновременно отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов, а также отложенных расходов по упущенной выгоде от передачи имущества в аренду на льготных условиях.

Дебет 2 401 20 242 Кредит 2 401 50 242 (25Х) на сумму списания расходов будущих периодов

«Списание доходов будущих периодов»

«Списание доходов будущих периодов»

Выставление первичных документов арендатору

Выставление акта об оказании услуг арендатору

«Акт об оказании услуг» / «Реализация услуг по аренде (НУ, НДС)»

«Списание доходов будущих периодов»

Выставление счета-фактуры арендатору

Поступление арендной платы от арендатора

Дебет 2 201 ХХ 510 Кредит 2 205 21 660;

Дебет 2 17 ХХ 121

«Приходный кассовый ордер» / «Поступление доходов от покупателей (205 20-30,70-80; 209 70)»,

«Кассовое поступление» / «Поступление доходов от реализации (205 20, 30, 70, 80; 209 70)»

«Приходный кассовый ордер / Поступление доходов (205 00, 209 00)»,

«Кассовое поступление / Поступление доходов (205 00, 209 00)»

Признание расходов по содержанию переданного в операционную аренду имущества при условии дальнейшего предъявления арендатору (пользователю) для возмещения

Дебет 2 401 20 200 Кредит 2 302 00 730

(2 105 00 440, 2 104 00 4Х0, 2 401 50 200)

«Услуги сторонних организаций», «Списание материалов», «Начисление амортизации ОС и НМА», «Операция (бухгалтерская)» и др.

«Поступление услуг, работ», «Акт списания материалов», «Начисление амортизации ОС и НМА», «Операция (бухгалтерская)» и др.

Начисление доходов по условным арендным платежам (доходов от возмещения затрат на содержание переданного в пользование имущества)

Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135

Поступление платы от арендатора по условным арендным платежам

Дебет 2 201 ХХ 510 Кредит 2 205 35 660;

Дебет 2 17 ХХ 135

«Приходный кассовый ордер» / «Поступление доходов от покупателей (205 20-30,70-80; 209 70)»,

«Кассовое поступление» / «Поступление доходов от реализации (205 20, 30, 70, 80; 209 70)»

«Приходный кассовый ордер» / «Поступление доходов (205 00, 209 00)»,

«Кассовое поступление» / «Поступление доходов (205 00, 209 00)»

Примечание:
* В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *