При реализации плана обучения что будет учитывать сестра

Как проходит обучение в сестринском деле?

Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.

Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.

Сестра

При реализации плана обучения что будет учитывать сестра

Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.

Сферы обучения пациента

Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.

Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.

Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.

Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.

В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:

Содержание обучения

Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.

В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.

Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.

Планирование и оценка эффективности и качества обучения

Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.

Задачи медицинской сестры:

Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.

Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.

Задачи и сферы обучения в сестринском деле

Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.

Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной.

Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение.

Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения. Методами обучения являются:

Выделяют несколько видов учебных занятий:

Важным компонентом обучения являются средства обучения.

Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить: — натуральные препараты (объекты живой и неживой природы); — средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.); — изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).

Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.

Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы. Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.

Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.

Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д. Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.

Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).

Лекции для студентов по ПМ04 МДК04.01. Педагогика в сестринском деле

Способность к обучению от стадии и уровня общения развития (ребёнок, престарелый и т. д.).

Прежде чем начать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития.

Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст пациента, его физическое состояние (слабость, истощение и т. п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и. т. д.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляция, мебель).

Сестра должна знать и понимать значимость каждого этапа учебного процесса:

Оценка исходного уровня

Оценка исходного уровня знаний и умений предусматривает определение уровня имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать.

При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз.

Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении специфическим навыкам, например, таким, как застёгивать пуговицы, надевание обуви, приём пищи и т. д.

Определение целей, планирование содержания и сферы обучения

Тема может преподаваться в любой сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достигнуть результата. Цели должны быть измеряемыми.

Правильно поставленная цель содержит три компонента:

Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович научится ходить на костылях через 5 дней самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович продемонстрирует умение пользоваться калоприемником сразу же после обучения»

При формировании целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович поймет, почему ему нужно ограничить углеводы, сладкое сразу же после моей беседы».

При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений и ощущений: «Иван Петрович адекватно будет реагировать на наличие у него колостомы после моих бесед через пять дней».

Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т. д.) и продолжительность обучения.

Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций.

В первую очередь обучают человека не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Для каждого обучающего мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента.

Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем, его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович будет одеваться самостоятельно через неделю».

При этом она планирует, что вначале он научиться надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.

Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильно время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию.

Обучение проводится только в том случае, когда сестра располагает достаточным количеством времени, при этом пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае обучение следует отложить.

Если пациент расстроен, что у него что-то не получается, чему его учит сестра, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом терпение и спокойствие.

Обучая пациента можно использовать специальную литературу, изданную для них, составить алгоритмы действий манипуляций, которые он должен делать дома самостоятельно (например, ухода за трахеостомой в домашних условия, смена калоприемника и т. п.). Подчеркивая важную информацию, сестра помогает пациенту сосредоточиться на значимой для него информации.

Необходимо обучаемым задавать много вопросов. Вопросы должны быть открытыми, а не закрытыми. Очень важно, чтобы пациенты демонстрировали сестре те действия, которым их научили. При проверке указывать на ошибки и исправлять. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая нужно быть уверенным, что пациенты или их близкие правильно поняли передаваемую информацию.

В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, на сколько эффективно идёт обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом. В том случае, когда сестре приходиться передавать большой объём информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру.

В заключение вкратце можно повторить всю информацию.

Оценка результатов обучения

Оценивая результаты обучения, следует дать пациенту понять, что и у других людей также возникают вопросы, при этом можно ему сказать: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы».

Для повышения интереса похвалите пациента, когда он задаёт вопрос, скажите: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если пациент задаёт вам вопрос, на который вы не можете ответить, нужно сказать ему, что вам надо посоветоваться.

Очень важно не использовать специальных терминов, а если используете, то его надо объяснить так, чтобы пациент понял. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать всё, чему вы его научили.

Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.

Теория поэтапного формирования умственных действий и психомоторных навыков П. Я. Гальперина

Пример использования сестринского процесса при обучении

Пациент Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь ‌‌‌II степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр.

В результате лечения АД быстро снижается и пациент выписывается, ссылаясь на занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать постоянно лекарства для поддержания необходимого уровня АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120мм рт. ст., Р = 100 пульсовых волн в минуту.

Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как она измеряет давление ему и всем соседям по палате.

Оказалось, он и его родственники не могут измерять АД.

Приоритетная проблема: дефицит знаний и умения по технике измерения артериального давления.

Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно измерять АД в течение 2 дней.

Долгосрочная цель: пациент будет самостоятельно измерять себе АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.

Медсестра реализует выше изложенный план, согласованный с пациентом.

Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно, не пользуясь записями или алгоритмом, и правильно оценивает результаты измерения.

Обучение в сестринском деле

Цели занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации:

Оснащённость занятия, наглядность: согласно картотеке занятия Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

Структура, содержание и режим СЕМИНАРСКОГО занятия (опроса на практическом занятии).

№ п/п времяЭлементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обученияРеализация ПК
1. 2мин.Организационный момент: — приветствие преподавателя, — проверка присутствующих, — проверка готовности студентов (внешний вид, рабочее место) и аудитории к занятию
2. 3мин.Изложение темы, целей занятия, мотивация темы. Студент должен знать:

Структура, содержание и режим ПРАКТИЧЕСКОГО занятия

№ п/п времяЭлементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обученияРеализация ПК
1. 2-3мин.Изложение целей практического занятия. Студент должен уметь: применить сестринский процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний/умений: · на I этапе – оценить потребность пациента, его семьи в обучении; оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению; · на II этапе – интерпретировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний; · на III этапе – сформулировать цели обучения; · на IV этапе – составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его; · на V этапе оценить качество и эффективность обучения, при необходимости – внести коррективы.4,1 4.2 4.4 4.6
2. 45мин. 100мин. 10мин.Самостоятельная работа студентов — Решение ситуационных задач. — Ролевая игра «Обучение пациента». — Заполнение дневников, манипуляционных листов;
3. 10мин.Закрепление материала занятия – тест-контроль
4. 5мин.Подведение итогов занятия, выставление оценок. Преподаватель отмечает положительные стороны в работе студентов, указывает недостатки и способы их устранения, объявляет оценки.
5. 5мин.Задание на дом по теме «Обучение в сестринском деле» Учебник стр. – Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. Серия «Медицина для вас» — Феникс, Ростов н/Д, 2003, стр. 47-58; Дополнительная литература: методическое пособие для самоподготовки студентов «Обучение в сестринском деле» Вопросы самоподготовки: — Условия эффективности обучения. — Характеристика этапов процесса обучения. ВСР. Подготовить беседу (на 5-7 мин.) для пациентов или их родственников, используя ранее изученные студентами темы (беседа должны носить обучающую направленность, а не только изложение информации). Примерные темы: · уход за пациентом в 1 периоде лихорадки (2,3). · определение и регистрация основных показателей жизнедеятельности (АД, температуры, пульса, водного баланса …); · здоровый образ жизни; · др. темы по выбору. Продумать содержание обучения, использование наглядного материала, составить план, записать в тетрадь.

Задачи обучения в сестринском деле

Задачи обучения в сестринском деле — это:

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ- это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно важных человеческих потребностей.

От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости и его близких. Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СЕСТРИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ — это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения,такта и специальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

Нужную информацию необходимо давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделяя главное — то, что пациент должен усвоить обязательно: то есть, необходим путь поэтапного овладения знаниями, умениями с последующим формированием навыков.

ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении. К приемам относятся:

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и т.д.).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Источник

Лекции для студентов по ПМ04 МДК04.01. Педагогика в сестринском деле

Педагогика в сестринском деле

Студент должен знать:

обучение – функция сестринского дела;

сферы обучения и способы обучения;

условия эффективности обучения;

этапы учебного процесса:

оценка исходного уровня знаний;

реализация плана обучения;

оценка результатов обучения.

оценить потребность в обучении;

оценить исходный уровень знаний;

оценить способность к обучению;

определить содержание обучения;

составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

оценить качество и эффективность обучения.

Вопросы для самоподготовки

Определение обучения в сестринском деле.

Задачи обучения в сестринском деле.

Понятие формальных и неформальных методов обучения.

Мотивация к обучению.

Способность, определение, виды.

Готовность пациента к усвоению информации.

Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Деятельность, выполняемая пациентом в течение дня: приём пищи, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т. д.

Области, в которых происходит процесс обучения: познавательная, чувственная, и психомоторная.

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию.

Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.

Обучение может протекать в формальной обстановке, когда сестра обучает новым приёмам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба, одевание и т. д. Но может протекать и в неформальной, когда сестра, при выполнении своих повседневных обязанностей, беседует о волнующих людей проблемах, предоставляя необходимую для соблюдения здорового образа жизни информацию.

В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные у других специалистов (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).

Обучение происходит в трёх сферах:

познавательная – человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную информацию от информации, не имеющей значения ;

эмоциональная – человек получив новую информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

психомоторная – человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации; уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнять часть действия психологически, физически и эмоционально.

словесный (устное изложение, рассказ, беседа…)

Требования к медицинской сестре в процессе обучения

отзывчивость и сердечность;

способность понять проблемы пациента;

высокий профессионализм, грамотная речь;

умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

умение настроить себя на задушевность и конфиденциальность;

умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

мотивировать обучение, используя жизненные ситуации

Большое значение имеет способность медсестёр к организации учебного процесса.

Способность – это психологическая особенность человека, от которой зависит успех приобретения знания, умений и навыков, необходимых для определённого рода деятельности.

Организаторские способности – способность организовывать учебный процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

Коммуникабельность – проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Конструктивность – проявляется в умении проэктировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал и в каком объёме).

Экспрессивность – проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

Обучение пациента на дому или в ЛПУ относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает пациента привычным навыкам, например: умыванию, одеванию, приёму пищи.

Неформальная обстановка складывается, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах, например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.

Личные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности

(которые студенты – медики должны в себе развивать)

внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде её больше быть не может)

высокая профессиональная подготовка

Условия эффективности обучения

Обучение эффективно при следующих условиях:

наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;

доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);

создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;

обязательная практическая отработка полученных знаний и умений.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

использует технику эффективного общения;

выслушивает все, что ей говорят или о чём спрашивают;

относится к обучаемым терпеливо;

хвалит за успехи в обучении;

делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, медсестра должна учитывать четыре

желание и готовность к обучению;

мотивация к обучению

способность к обучению;

Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей пациента и от его внимания. Если человек не может сосредоточиться, то обучение следует отменить или отложить. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – всё это мешает усвоению материала и требует от сестры особых навыков.

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Мотив – (от французского – двигать) побудительная причина, повод к какому-то действию.

Мотивы делят на три группы:

социальные (пациент и общество);

мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес;

мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы не пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет действовать по-своему). Переучивать не нужно.

Способность к обучению от стадии и уровня общения развития (ребёнок, престарелый и т. д.).

Прежде чем начать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст пациента, его физическое состояние (слабость, истощение и т. п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и. т. д.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляция, мебель).

Сестра должна знать и понимать значимость каждого этапа учебного процесса:

оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его родственников;

определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения;

реализация плана обучения;

оценка результатов обучения.

Оценка исходного уровня

Оценка исходного уровня знаний и умений предусматривает определение уровня имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении специфическим навыкам, например, таким, как застёгивать пуговицы, надевание обуви, приём пищи и т. д.

Определение целей, планирование содержания

Правильно поставленная цель содержит три компонента:

что предстоит сделать пациенту (например, «должен пройти», «должен знать», «должен уметь» и т. д.) – результат обучения ;

временные рамки : даты или интервал времени – «критерий» (например, «через 20мин. после завтрака», «через неделю» и т. д.).

кто или с помощью кого, или каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например, «с помощью медсестры», «на костылях», «самостоятельно» и т. п.).

Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович научится ходить на костылях через 5 дней самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович продемонстрирует умение пользоваться калоприемником сразу же после обучения»

При формировании целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович поймет, почему ему нужно ограничить углеводы, сладкое сразу же после моей беседы».

При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений и ощущений: «Иван Петрович адекватно будет реагировать на наличие у него колостомы после моих бесед через пять дней».

Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т. д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций. В первую очередь обучают человека не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Для каждого обучающего мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

соответствующим подбором содержания информации, она должна быть доступна, последовательна, интересна с элементами новизны, обязательно открыта для пациента или его окружения (семья, друзья, общество);

разнообразием форм обучения:

деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры),

Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем, его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович будет одеваться самостоятельно через неделю». При этом она планирует, что вначале он научиться надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.

Расскажите, что необходимо изучить.

Попросите всё повторить.

Покажите всё, что необходимо.

Пусть пациент продемонстрирует всё сам от начала до конца.

Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильно время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, когда сестра располагает достаточным количеством времени, при этом пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае обучение следует отложить. Если пациент расстроен, что у него что-то не получается, чему его учит сестра, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом терпение и спокойствие. Обучая пациента можно использовать специальную литературу, изданную для них, составить алгоритмы действий манипуляций, которые он должен делать дома самостоятельно (например, ухода за трахеостомой в домашних условия, смена калоприемника и т. п.). Подчеркивая важную информацию, сестра помогает пациенту сосредоточиться на значимой для него информации.

Необходимо обучаемым задавать много вопросов. Вопросы должны быть открытыми, а не закрытыми. Очень важно, чтобы пациенты демонстрировали сестре те действия, которым их научили. При проверке указывать на ошибки и исправлять. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая нужно быть уверенным, что пациенты или их близкие правильно поняли передаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, на сколько эффективно идёт обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом. В том случае, когда сестре приходиться передавать большой объём информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.

Оценка результатов обучения

Оценивая результаты обучения, следует дать пациенту понять, что и у других людей также возникают вопросы, при этом можно ему сказать: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для повышения интереса похвалите пациента, когда он задаёт вопрос, скажите: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если пациент задаёт вам вопрос, на который вы не можете ответить, нужно сказать ему, что вам надо посоветоваться. Очень важно не использовать специальных терминов, а если используете, то его надо объяснить так, чтобы пациент понял. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать всё, чему вы его научили. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.

Теория поэтапного формирования умственных действий

и психомоторных навыков П. Я. Гальперина

Ознакомление с целью обучения, создание мотивации;

составление ООД (ориентировочные основы действий) алгоритмов, стандартов (на этом этапе иногда возникает чувство, что всё понятно и само действие не надо совершать);

выполнение действий с реальным объектом или на муляже с проговариванием вслух совершаемых операций с опорой на алгоритм (чтение каждого пункта алгоритма и его выполнение);

то же самое, но без опоры на алгоритм;

выполнение действий с проговариванием алгоритма про себя;

выполнение действий в умственном плане – автоматизировано, без опоры на алгоритм.

Пример использования сестринского процесса при обучении

Пациент Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь ‌‌‌II степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается и пациент выписывается, ссылаясь на занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать постоянно лекарства для поддержания необходимого уровня АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120мм рт. ст., Р = 100 пульсовых волн в минуту. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как она измеряет давление ему и всем соседям по палате. Оказалось, он и его родственники не могут измерять АД.

Приоритетная проблема: дефицит знаний и умения по технике измерения артериального давления.

Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно измерять АД в течение 2 дней.

Долгосрочная цель: пациент будет самостоятельно измерять себе АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.

Беседы с пациентом в течение 2 дней по 10 мин. с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно для постоянного контроля.

Рассказать пациенту о разных тонометрах.

Рассказать и показать технику измерения, продемонстрировать, предложить записать (или дать готовый алгоритм измерения АД).

Предложить пациенту все рассказать и продемонстрировать самому технику измерения АД, пользуясь записью или алгоритмом.

2 раза в день вместе с пациентом измерять АД, отвечая на его вопросы, поощряя успехи.

Через 10 дней пациент самостоятельно измерит себе АД и оценит результат под контролем медсестры.

Медсестра реализует выше изложенный план, согласованный с пациентом.

Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно, не пользуясь записями или алгоритмом, и правильно оценивает результаты измерения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *