При рассмотрении того что требуется для восстановления европы автор речи
В чем заключался план Маршалла, его цели и результат
План Маршалла — программа восстановления Европы после Второй мировой войны. Госсекретарь США Джордж Маршалл представил план помощи европейским государствам 5 июня 1947 года в Гарвардском университете. Реализация программы началась после принятия конгрессом США в апреле 1948 года закона «Об экономическом сотрудничестве», который определил размеры финансовой помощи Европе на ближайшие четыре года. План Маршалла заключался в восстановлении экономики государств Западной Европы.
История вопроса
Во время Второй мировой войны европейские страны подверглись сильным разрушениям. Бомбардировки уничтожили множество промышленных предприятий. Были приведены в негодность транспортные магистрали, разрушены мосты, превращены в развалины дома и важные транспортные узлы. Сотни тысяч жителей остались без крова. У стран, разорённых военными действиями, не было средств на восстановление экономики. Поэтому они согласились принять финансовую помощь.
СССР отказался от участия в программе и запретил странам Восточной Европы участвовать в ней, потому что боялся усиления влияния Соединённых Штатов на страны народной демократии, коммунистические правительства которых контролировались Советским Союзом.
Цели программы
12.07.1947 в Париже состоялась встреча представителей стран-участниц программы. Созданный в результате встречи Комитет сотрудничества установил требуемые размеры помощи, разработал сроки предоставления и цели субсидирования. Страны, принимавшие участие в программе, обязались создать фонды под контролем США. План Маршалла предусматривал ускоренное развитие европейской экономики и должен был оказать влияние на следующие процессы:
Общий объём ассигнований составил 12,5 млрд долларов. Знаменитый план Маршалла реализовывался в соответствии с доктриной президента США Тумена, которая была направлена на сдерживание СССР. Поэтому помощь предлагалась только странам, которые откажутся от представительства коммунистической партии в правительстве. Последствием этого стало ослабление позиции коммунистов в Европе и переход к холодной войне.
Кроме Западной Европы, помощь от США получала Япония и некоторые другие азиатские страны. Согласно плану Маршалла Соединённые штаты, которые стали после войны мировым лидером, стремились распространить своё влияние на Европу и обеспечить построение демократии по американскому образцу.
План Маршалла был выгоден Америке и тем, что предохранял её промышленность от перепроизводства. Европа стала огромным рынком сбыта американских товаров. Кредиты, которые выдавали банки США, тратились на американские экспортные товары.
Результаты исполнения плана
План Маршалла окончил действие в 1951 году. Вместо него, был принят закон «О взаимном обеспечении безопасности», который послужил гарантией взаимодействия в экономической и в военной сферах. Цели программы восстановления во многом были достигнуты:
Согласно плану Маршалла США укрепили сотрудничество со странами Западной Европы. В то же время политологи Советского Союза считали, что США используют свои ссуды и кредиты в целях расширения сфер влияния и достижения экономического господства. Экономическая помощь превратилась в политический инструмент усиления авторитета.
Каталог материалов
…Народ нашей страны территориально далек от бедствующих регионов мира, и ему трудно понять незавидное положение многострадальных народов и их отношение к такому положению, так же как американцам трудно осознать и то влияние, которое эти народы оказывают на свои правительства в связи с нашими усилиями содействовать установлению мира во всем мире.
При рассмотрении того, что требуется для восстановления Eвропы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики…
…Разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время ему угрожает развал. Городские производственные предприятия выпускают недостаточно товаров для обмена на производимые фермером продукты питания…
В то же время людям в городах не хватает продуктов питания и горючего. В результате правительства оказываются вынужденными использовать иностранные деньги и кредиты для приобретения продуктов за рубежом. Этот процесс истощает финансовые фонды, крайне необходимые для восстановления экономики. Таким образом, быстро развивается весьма серьезная ситуация, не предвещающая ничего хорошего для мира. Современной системе разделения труда, основывающейся на обмене произведенной продукцией, грозит развал.
Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру
европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в
целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов. Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов…
…Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помощи в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, оговоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств…
Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2006 гг.)
[Текст] : учебное пособие / составитель Ю.М. Кузьмин. – Киров.
При рассмотрении того что требуется для восстановления европы автор речи
5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл изложил план восстановления экономики европейских стран, пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г. Предложенный план вошёл в историю под названием «план Маршалла». Согласно этому плану, Правительство Соединенных Штатов Америки намеревалось выделить до 20 миллиардов долларов на оказание экономической помощи бедствующим странам Европы при условии их согласия на скоординированные действия и выработки ими разумного плана использования выделяемых на их нужды средств. План Маршалла предусматривал оказание помощи и Западной Германии.
В своем выступлении Маршалл упомянул о готовности США включить в число бедствующих стран и Советский Союз, но Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран. Отказ СССР от участия в плане Маршалла облегчил прохождение соответствующего закона через Конгресс США, который в противном случае, скорее всего, его бы не утвердил.
В соответствии с планом Маршалла к 1953 г. США планировали ассигновать на оказание помощи странам Европы 13 миллиардов долларов. Содействуя восстановлению европейской экономики, этот план оказался весьма прибыльным и для американской экономики. Полученные европейцами средства использовались ими прежде всего для приобретения и США необходимых товаров и оборудования, которые подлежали доставке в европейские страны исключительно на американских кораблях.
Вплоть до начала войны в Корее (1950–1953) помощь, оказываемая Соединенными Штатами Европе, не включала военную помощь. Позднее на Западе сложилось убеждение, что план Маршалла сыграл исключительно важную роль в предотвращении распространения коммунизма на европейском континенте.
Мне нет необходимости говорить вам, господа, что ситуация в мире очень серьезна. Это должно быть очевидным для всех разумных людей. Я считаю, что единственной трудностью является то, что эта проблема сложна в такой степени, что вся информация, доводимая прессой и радио до сведения общественности, крайне затрудняет для рядового человека с улицы четкую оценку ситуации. Кроме того, народ нашей страны территориально далек от бедствующих регионов мира, и ему трудно понять незавидное положение многострадальных народов и их отношение к такому положению, так же как американцам трудно осознать и то влияние, которое эти народы оказывают на свои правительства в связи с нашими усилиями содействовать установлению мира во всем мире. При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных экономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее. У этого вопроса есть еще более интересный и серьезный аспект. Фермер всегда производил продовольственные товары и менял их у горожанина на другие жизненно необходимые продукты. Разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время ему угрожает развал. Городские производственные предприятия выпускают недостаточно товаров для обмена на производимые фермером продукты питания. Не хватает сырья и топлива. Недостает промышленного оборудования, или оно изношено. Фермер не может найти в продаже необходимых ему товаров. В результате сбыт производимого им сельскохозяйственного Продукта за деньги, которыми он не может воспользоваться, представляется ему невыгодной сделкой. Поэтому крупные земельные участки, использовавшиеся им ранее под посевы, ныне он пускает под пастбища. Он расходует больше зерна для откорма скота и располагает достаточным объемом продуктов питания для себя и своей семьи, притом что ему может недоставать одежды и других простейших средств цивилизации. В то же время людям в городах не хватает продуктов питания и горючего. В результате правительства оказываются вынужденными использован, иностранные деньги и кредиты для приобретения продуктов за рубежом. Этот процесс истощает финансовые фонды, крайне необходимые Для восстановления экономики. Таким образом, быстро развивается весьма серьезная ситуация, не предвещающая ничего хорошего для мира.
Современной системе разделения труда, основывающейся на обмене произведенной продукцией, грозит развал.
Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных – прежде всего американских – продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов. Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помощи. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Уже стало очевидным, что, прежде чем Соединенные Штаты сделают дальнейшие шаги, пытаясь смягчить ситуацию и помочь европейским странам начать свое возрождение, необходима какая-то договоренность между этими странами, касающаяся требований ситуации и роли, которую сами эти страны будут играть, с тем чтобы любые меры, которые могут быть предприняты нашим правительством, принесли пользу. Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помощи в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, договоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств. Существенным аспектом любого успешного действия со стороны Соединенных Штатов является понимание народом Америки характера проблемы и средств, применяемых для ее решения. Следует избегать политических страстей и предубеждений. Очерченные мной трудности могут быть и будут преодолены предусмотрительностью и готовностью нашею народа осознать огромную ответственность, которую история со всей очевидностью возложила на нашу страну.
План Маршалла — как Европа стала плясать под дудку США
Эта программа, разработанная госсекретарем США Джорджем Маршаллом, начала действовать в апреле 1948 года.
Известно, что основной целью принятой программы было противодействие СССР, несмотря на то, что план предусматривал именно экономическую поддержку. «План Маршалла» задуман таким образом, чтобы не допустить участие в нем Советского Союза, хотя в открытой форме об этом нигде и не говорилось. «В принципе в «плане Маршалла» могли участвовать, – как пишет Ван ден Берге, – и Советский Союз, и восточно-европейские страны.
Экономическая помощь со стороны США предоставлялась только при обязательном выполнении всех условий и требований в политической сфере, а именно только демократическим странам, которые должны были согласиться на господство США в обмен на экономическую помощь.
Подписание Англией и США условий осуществления «плана Маршалла» (плана помощи странам Европы).
Идеи этого плана нашли отражение в знаменитом выступлении Маршалла на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947 года.
Маршалл сказал, что если не оказать Европе помощь, ей грозит серьезное ухудшение в «экономической, социальной и политической сферах». Ключевым элементом его предложения было то, что инициатива восстановления должна исходить из стран-участниц. Подписание Англией и США условий осуществления «плана Маршалла» (плана помощи странам Европы).
Госсекретарь Дж. Маршалл 5 июня 1947 г. представлял план помощи европейским странам как акт американской благотворительности и бескорыстности. В реальности же через этот план США добивались стратегических и экономических целей. Основными целями плана Маршалла являлись стабилизация социально-политической ситуации в Западной Европе, создание единой экономической системы, где Америка играла бы ведущую роль, а также подрыв советского влияния в Восточной Европе. Не случайно он был назван «Планом реконструкции экономики Европы».
«Американским донорам нужно было предоставить сведения о структуре советской экономики, открыть двери для американских компаний, передать американцам значительную степень контроля над внутренними экономическими процессами в Советском Союзе. Было ясно, что СССР, – как пишет А.И. Уткин, – не согласится с подобными условиями».
Но один из пунктов плана был для СССР совершенно неприемлем: принявшие американский план страны должны были согласовать свой экспортный список урана в СССР. Это касалось Восточной зоны Германии и Чехословакии, которая наряду с Германией была главным адресатом «плана Маршалла» среди стран Центральной Европы. Страны Восточной Европы могли принять участие в этом плане.
План Маршалла привел к окончательному расколу Европы на две части: Восточную Европу и Западную Европу.
СССР получал репарации из Венгрии, Румынии, Болгарии, части Германии, вошедшей в состав Польши.
План Маршалла является ярким олицетворением эпохи Холодной войны, который непосредственно повлиял на ее генезис и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. В период с 1948 по 1952 годы план Маршалла был основой всей европейской политики США и способствовал продолжению реализации целей, заложенных в доктрине Трумэна, были концептуальной и практической подготовкой к осуществлению плана и созданию НАТО (1949).
Уже к 1951 году план Маршалла фактически превратился в программу предоставления западноевропейским странам американской военной помощи – программу «Взаимного обеспечения безопасности» и борьбы против СССР.
Но следует отметить, что план себя оправдал. Программа эта не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире. Также план Маршалла самым непосредственным образом дал старт европейской интеграции. Этот аспект является одним из важнейших, хотя его непосредственным результатом был фактический раздел Европы на два лагеря.
Речь Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете
Мне нет необходимости говорить вам, господа, что ситуация в мире очень серьезна. Это должно быть очевидным для всех разумных людей. Я считаю, что единственной трудностью является то, что эта проблема сложна в такой степени, что вся информация, доводимая прессой и радио до сведения общественности, крайне затрудняет для рядового человека с улицы четкую оценку ситуации. Кроме того, народ нашей страны территориально далек от бедствующих регионов мира, и ему трудно понять незавидное положение многострадальных народов и их отношение к такому положению, так же как американцам трудно осознать и то влияние, которое эти народы оказывают на свои правительства в связи с нашими усилиями содействовать установлению мира во всем мире.
При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.
У этого вопроса есть еще более интересный и серьезный аспект. Фермер всегда производил продовольственные товары и менял их у горожанина на другие жизненно необходимые продукты. Разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время ему угрожает развал. Городские производственные предприятия выпускают недостаточно товаров для обмена на производимые фермером продукты питания. Не хватает сырья и топлива. Недостает промышленного оборудования, или оно изношено. Фермер не может найти в продаже необходимых ему товаров. В результате сбыт производимого им сельскохозяйственного Продукта за деньги, которыми он не может воспользоваться, представляется ему невыгодной сделкой. Поэтому крупные земельные участки, использовавшиеся им ранее под посевы, ныне он пускает под пастбища. Он расходует больше зерна для откорма скота и располагает достаточным объемом продуктов питания для себя и своей семьи, притом что ему может недоставать одежды и других простейших средств цивилизации.
В то же время людям в городах не хватает продуктов питания и горючего. В результате правительства оказываются вынужденными использован, иностранные деньги и кредиты для приобретения продуктов за рубежом. Этот процесс истошает финансовые фонды, крайне необходимые Для восстановления экономики. Таким образом, быстро развивается весьма серьезная ситуация, не предвещающая ничего хорошего для мира. Современной системе разделения труда, основывающейся на обмене произведенной продукцией, грозит развал.
Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации. Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.
Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них ивисящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Уже стало очевидным, что, прежде чем Соединенные Штаты сделают дальнейшие шаги, пытаясь смягчить ситуацию и помочь европейским странам начать свое возрождение, необходима какая-то договоренность между этими странами, касающаяся требований ситуации и роли, которую сами эти страны будут играть, с тем чтобы любые меры, которые могут быть предприняты нашим правительством, принесли пользу. Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помоши в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, дговоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств.
Существенным аспектом любого успешного действия со стороны Соединенных Штатов является понимание народом Америки характера проблемы и средств, применяемых для ее решения. Следует избегать полиитических страстей и предубеждений. Очерченные мной трудности могут быть и будут преодолены предусмотрительностью и готовностью нашею народа осознать огромную ответственность, которую история со всей очевидностью возложила на нашу страну.