При проведении ревизии в бухгалтерии было установлено что бухгалтер расчетной части назарова

Проверка соблюдения кассовой дисциплины

В силу норм ст. 19 Закона о бухгалтерском учете [1] автономные учреждения обязаны самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Кроме того, напомним, перед составлением годовых отчетных форм проводится инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности. В ходе инвентаризации должна осуществляться в том числе проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности кассовых операций за проверяемый период, а также соблюдения законодательных и нормативных документов, регулирующих кассовую дисциплину. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, на которые следует обратить внимание не только при проведении инвентаризации кассы, но и при осуществлении в учреждении операций внутреннего контроля в части проверки соблюдения в учреждении кассовой дисциплины.

В ходе проверки кассовой дисциплины учреждению необходимо сосредоточиться на анализе следующих вопросов:

Выявление фактов недостач, растрат и хищений денежных средств

Напомним, что инвентаризация денежных средств, хранящихся в кассе учреждения, должна проводиться при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера и кассира. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход наличных денежных средств и бланков строгой отчетности. Отметим, что порядок проведения инвентаризации должен быть установлен в учетной политике учреждения.

В случае выявления в ходе инвентаризации недостач или излишков проводятся мероприятия по установлению причин их возникновения.

Одновременно необходимо обратить внимание и на условия хранения денежных средств:

Соблюдение установленного лимита остатка наличных денег

Напомним, что лимит остатка наличных денег должен быть рассчитан учреждением самостоятельно. При этом Порядок ведения кассовых операций содержит два варианта такого расчета: исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги либо исходя из объема их выдачи, из которого исключаются суммы, предназначенные для выплаты заработной платы, стипендий и осуществления других выплат работникам.

При наличии у учреждения обособленных подразделений лимит остатка наличных денег определяется с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим подразделениям. Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется данному подразделению в порядке, определенном учреждением. Проверить обозначенный вопрос достаточно легко: достаточно обращать внимание на остатки на конец и начало дня в кассовой книге.

Порядком ведения кассовых операций установлен срок выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам – пять рабочих дней (включая день получения на указанные выплаты наличных денег с банковского счета). Таким образом, сверх установленного учреждением лимита можно хранить наличные деньги исключительно в сумме, предназначенной для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий, и не более пяти рабочих дней.

Несмотря на то, что сумму лимита остатка наличных денег в кассе учреждение устанавливает самостоятельно, несоблюдение лимита продолжает признаваться административным правонарушением. Напомним, что превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения – одно из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

Проверка правильности оформления документов по кассе

1. Заполнение всех строк и реквизитов РКО, ПКО и других документов, используемых при осуществлении кассовых операций, отсутствие в них исправлений. Так, согласно п. 167 Инструкции № 157н [3] прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (их копий).

В кассовых документах должно быть указано основание для их оформления и перечислены прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета и др.).

Принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и (или) подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений. Внесение исправлений в документы, оформленные в электронном виде, после их подписания не допускается.

Также необходимо убедиться в отражении в кассовой книге всех ПКО и РКО. Для этого требуется сверить записи в кассовой книге с данными кассовых документов.

2. Наличие необходимых подписей. Напомним, что кассовые документы должны быть подписаны главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем (п. 4.3Порядка ведения кассовых операций). Однако здесь следует учитывать, что в силу п. 8 Инструкции № 157н документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписей руководителяучреждения и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Таким образом, в данном случае Порядок ведения кассовых операций противоречит Инструкции № 157н. С целью недопущения негативных последствий, которые могут возникнуть при проверке, по нашему мнению, учреждению целесообразно руководствоваться требованиями названной инструкции.

Поступающие в кассу и выдаваемые из кассы наличные деньги должны учитываться в кассовой книге (ф. 0310004). Записи в ней должны производиться по каждым ПКО и РКО.

Согласно п. 6Порядка ведения кассовых операций кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется непосредственно получателю наличных денег, указанному в РКО (расчетно-платежной или платежной ведомостях) или в доверенности.

Для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы РКО оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Кроме того, к заявлению необходимо приложить расчет (обоснование) размера аванса (п. 213 Инструкции № 157н). Форма указанного расчета не утверждена, следовательно, он может составляться в произвольной форме.

3. Соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью.

4. Наличие доверенностей. Напомним, что при выдаче денег по доверенности проверяется соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, прописанных в РКО, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности, соответствие проставленных в доверенности и расходном кассовом ордере фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность. В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает запись: «По доверенности». Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной или платежной ведомостям).

В случае выдачи наличных денег по доверенности, оформленной на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном юридическим учреждением. Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру.

Выявление фактов несоблюдения ограничений по расчетам с юридическими лицами

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Без учета предельного размера наличных расчетов осуществляется расходование поступивших в кассы наличных денег в валюте РФ за проданные товары, выполненные работы и (или) оказанные услуги, а также полученных в качестве страховых премий на следующие цели:

Проверка целевого использования средств

Кроме того, необходимо отметить, что наличные расчеты в валюте РФ по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета (п. 2 Указания № 3073‑У).

Также отметим: если в соответствии с Бюджетным кодексом на автономное учреждение возлагаются обязанности получателя бюджетных средств, нужно убедиться в отсутствии фактов их нецелевого использования. Проверку данного вопроса целесообразно проводить параллельно с изучением документов, являющихся основанием для осуществления расчетов с подотчетными лицами. В ходе проверки необходимо сравнить статьи и подстатьи КОСГУ (с 2016 года – следует обращать внимание на вид расходов), по которым выдавался аванс, с указанными в авансовых отчетах. Кроме того, необходимо проанализировать правильность отнесения фактически произведенных расходов на те или иные статьи и подстатьи КОСГУ (вид расходов).

Прочие вопросы

Наличие случаев неоприходования поступивших денежных средств. В ходе проверки анализируются:

проверку совпадения кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров;

проверку обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости. В данном случае ревизоры выборочно сверяют расчетно-платежные ведомости со штатным расписанием, приказами о приеме на работу и рядом других документов.

Наличие договоров о полной материальной ответственности. Напомним, что в соответствии со ст. 244 ТК РФ с кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Причем такой договор должен быть заключен не только с кассиром, но и с лицом, заменяющим его на время отпуска, болезни и т. д.

Соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета. В ходе проверки необходимо убедиться в правильности отражения операций по кассе в бухгалтерском учете учреждения.

В заключение еще раз отметим, что автономные учреждения, как и другие организации, обязаны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен охватывать в том числе вопросы соблюдения учреждением кассовой дисциплины. Кроме того, укажем, что без проверки кассовой дисциплины не обходится практически ни одна проверка органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Далее приведем перечень наиболее распространенных нарушений, допускаемых учреждениями при осуществлении кассовых операций:

[2] Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210‑У.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073‑У «Об осуществлении наличных расчетов».

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Какие отчеты помогают аудиторам находить ошибки в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?

В статье мы расскажем о возможностях 1С, которые помогают не только аудиторам, но позволят и вам проконтролировать свою работу: выявить неточности или ошибки, проверить, насколько правильно отражены операции бухгалтерского и налогового учета, и насколько полноценно используются все функции программы. При подготовке бухгалтерской, налоговой отчетности, а также при ведении учета с помощью программы хочется быть уверенным в том, что отсутствуют ошибки или неточности. Особенно это актуально, когда на подходе очередной отчетный период. Эта публикация будет полезна не только новичкам, но и опытным бухгалтерам.

Неотъемлемой частью любой аудиторской проверки, помимо изучения первичных документов, договоров, анализа бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, является работа с программами 1С.

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ)

Начнем, как ни странно, с этого стандартного для всех известного отчета, с помощью которого бухгалтер может быстро оценить правильность учета в своей программе за определенный период. Сформировать его можно в разделе «Отчеты» – «Стандартные отчеты». Это незаменимый регистр бухгалтерского учета, без которого ни один бухгалтер не может представить своей работы.

Да и аудиторам без ОСВ невозможно начать проверку. Из оборотно-сальдовой ведомости можно увидеть сразу какую систему налогообложения применяет организация, какими активами располагает, какой сформирован капитал, создаются ли резервы, выплачивались ли дивиденды и т.д.

После построения данной ведомости уже можно увидеть некоторые ошибки. Например, незакрытые счета 26, 90, 91, красное сальдо по тем счетам, по которым его не может быть, такие как 10,51 счета. В нашем коротком видеоуроке мы также об этом говорили.

Разнообразная настройка ОСВ позволяет детализировать данные в различных срезах и быстро находить ошибки.

Далее рассмотрим варианты анализа своей работы с помощью 1С: Бухгалтерии предприятия 8, редакция 3.0:

Проверка на соответствие настроек программы действующей
учетной политики организации

Часть ошибок заключается в неправильных настройках программы, а именно в некорректно выбранных способах учета в учетной политике.

Учетная политика необходима, чтобы сделать выбор из нескольких вариантов, установленных законодательством. В дальнейшем это позволит обезопасить себя от досадных ошибок, снизить риски претензий со стороны налоговых органов, сделать отчетность более прозрачной, а бизнес более привлекательным для инвесторов.

Чтобы ее настроить следует перейти в раздел «Главное», выбрать пункт «Учетная политика».

В открывшемся окне следует изучить всю информацию об установленных способах и элементах учета.

Анализ настроек налогов и отчетов

Данный пункт имеет немаловажное значение, так как достоверно выбранные настройки, внесение всей необходимой информации для автоматического расчета налогов понижает риск допущения ошибок при подсчете налогов.

Полнота и корректность использования аналитик (субконто)
для организации учета

Использование такого вида аналитики позволяет увидеть полную детализацию информации.

Информацию по счетам расчетов (60, 62, 76) можно разделить по контрагентам, договорам и документам. Так, если контрагент является одновременно покупателем и поставщиком, то отчет позволит увидеть сведения со всех счетов, где отражены операции по данному контрагенту, покажет сводную информацию о состоянии расчетов.

По запасам есть возможность увидеть движение по материально-ответственным лицам, местам хранения (складам).

Для анализа данных по расчетам с контрагентами в разрезе договоров следует зайти в раздел «Отчеты» – «Анализ субконто», выбираем период, за который формируется отчет и вид субконто – «Контрагенты».

Наш видеоурок поможет вам более подробно познакомиться с этим отчетом.

Дополнительные отчеты

Регламентные операции

Особое внимание уделяется наличию всех регламентных операций по закрытию периода.

Выполнено ли проведение документов? Ведь это основное условие корректного учета. Отражены ли все необходимые регламентные операции, нет ошибок или пропусков определенных операций?

• Экспресс-проверка ведения учета

Проверить корректность данных в учете помогут специальный отчет «Экспресс-проверка ведения учета»

Он представляет собой совокупность проверок, сгруппированных по разделам учета. Каждая такая проверка контролирует отсутствие ошибок в данных.

Чтобы его сформировать следует зайти раздел «Отчеты» выбрать «Экспресс-проверка».

Проверка проводится по нескольким направлениям. Можно проводить проверку сразу по всему списку, или выбрать то, что является актуальным, например, только проверка «Операций по кассе».

После проведения экспресс-проверки сформируется отчет с результатами, в котором показывается были ли обнаружены ошибки в учете, сопровождая комментариями к каждому блоку проверки.

Данная проверка удобна не только тем, что быстрая, и подсвечивает найденные ошибки красным цветом, но также она выявляет несоответствия с точным указанием документа, его даты и номера, подробно описывает их и дает рекомендации по исправлению.

• Отчет «Анализ учета по налогу на прибыль»

Данный отчет представляет собой графическое объединение значений показателей в блок-схемы, взаимосвязь между блоками отображается стрелками.

Отчет предназначен для проверки оборотов по доходам и расходам, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по данным бухгалтерского и налогового учета, с учетом временных и постоянных разниц

• Отчет «Анализ учета по НДС»

Данный отчет предназначен для проверки корректности данных, которые будут использоваться программой для заполнения книг продаж и книг покупок, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

Формирование отчета осуществляется для заданного проверяемого периода любого диапазона и конкретной организации, плательщика НДС.

отчет «Анализ учета по УСН»

Этот отчет дает возможность посмотреть составные части финансового результата на упрощенной системе.

Оценка риска налоговой проверки

В программе 1С предусмотрена возможность проанализировать и оценить риски возможной налоговой проверки, исходя из 12 общедоступных критериев оценки рисков для налогоплательщиков.

• Немалый интерес несут в себе «ручные корректировки», поскольку часто нестандартные, нелогичные операции отражены бухгалтерскими справками.

Вариант ввода вручную применяется, как правило, в случаях, когда в прикладном решении нет документа, автоматизирующего отражение необходимой хозяйственной операции.

Но бывает случаи, когда исправления вносятся и в сами документы. Таким моментам уделяется аудиторами всегда пристальное внимание.

Контроль отрицательных остатков

Помимо общих процедур проведения аудита, для отдельных участков учета используются специальные процедуры, направленные на контроль соответствия данных в аналитических учетных регистрах.

Контроль отрицательных остатков в 1С – удобный инструмент ведения количественного учета материально-производственных запасов.

Используйте для этого отчет «Контроль отрицательных остатков». Он находится в меню «Склад — Отчеты».

Присоединенные файлы

Еще один очень удобный функционал – это возможность присоединить и просматривать в 1с первичные документов и иные файлы (договоры, сканы оригиналов товарных накладных, УПД, счетов-фактур, доверенностей и многое другое).

В 1С доступна опция сохранять в справочниках и документах внешние файлы.

Присоединение файлов происходит прямо из формы справочников и документов по кнопке «Скрепка» или по ссылке «Присоединенные файлы».

Файлы можно присоединять в неограниченном количестве, однако их хранение существенно увеличит базу в объеме.

В завершении мы остановимся на регламентированных отчетах, сформировать которые можно из раздела «Отчеты».

При надлежащем ведении учета процесс составления бухгалтерской и налоговой отчетности в 1С максимально автоматизирован, что позволяет бухгалтеру быстро и легко составлять отчет, а также удобно дополнять и корректировать представленные показатели.

Кроме того, в отчетах есть удобная функция расшифровать отдельные показатели и строки.

Чтобы понять, из чего сложилась сумма в той или иной строке декларации или баланса, необходимо поставить курсор в нужную ячейку и выбрать кнопку «Расшифровать» в верхней части формы (либо по правой кнопке мыши выберите в открывшемся меню пункт «Расшифровать»).

Таким образом, все вышеперечисленные функции программы 1С дают возможность оценить правильность отражения хозяйственных операций предприятия, и, как следствие, повысить достоверность формируемой отчетности.

Автор статьи: Евгения Тарасова

При проведении ревизии в бухгалтерии было установлено что бухгалтер расчетной части назарова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *