При ограждении препятствия на мосту в тоннеле что считается местом препятствия
Встречный разъезд на уклоне: кто и когда уступает дорогу и почему возможны противоречия
Узкие дороги с уклоном встречаются не только за городом, но и во дворах, и многие водители при необходимости встречного разъезда начинают вспоминать, кто же должен уступить – тот, кто едет вверх, или вниз. На самом деле здесь возможны разные варианты – давайте вспомним условия и запомним простое правило, которое поможет навсегда уяснить, кто должен уступить.
В ПДД понятие «встречный разъезд» не обозначено, но на практике это несложная ситуация, когда автомобили, движущиеся по дороге навстречу друг другу, не могут проехать по какому-то участку одновременно, и требуется определить очередность проезда. Примеров можно придумать массу: ДТП на полосе, сужение дороги из-за снега, дорожные работы на одной из полос, припаркованные в нарушение ПДД автомобили и просто узкий участок дороги во дворе, не рассчитанный на встречный разъезд.
На практике есть два сценария встречного разъезда на уклоне, и зависят они от наличия знаков. Рассмотрим оба случая по порядку.
На практике встречаются ситуации, не попадающие под обозначенные выше условия: например, разъезд на узкой дороге на придомовой территории, где изначально не могут разъехаться два автомобиля, или же разъезд на участке дороги, на обеих сторонах которой в нарушение ПДД припаркованы автомобили, сужающие проезжую часть до одного ряда. То есть препятствия либо нет ни у одного из встречных водителей, либо оно есть у обоих – в такой ситуации приоритета движения нет ни у одного из них. В этом случае разъезд осуществляется по взаимной договоренности с учетом «доброго» пункта 1.5 ПДД: «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».
Например, если вы движетесь вниз по склону на скользкой дворовой дороге и видите необходимость разъезда, можно заранее остановиться и принять правее, обозначив встречному автомобилю, движущемуся в горку, возможность проехать сложный участок без остановки.
Тот, кто приближается к месту разъезда под знак 2.6, должен уступить дорогу встречным водителям, причем даже тем, кто находится на подъезде к препятствию, а те, кто едет под знак 2.7, имеют приоритет в движении.
Не уступив дорогу или спровоцировав ДТП при встречном разъезде, можно получить штраф по части 1 статьи 12.15 КоАП. Согласно ей, «нарушение правил встречного разъезда влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».
§ 2. ТОННЕЛИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ ПРИ ТРАССИРОВАНИИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Тоннель является эффективным средством расширения возможностей трассирования пути сообщения в трудных условиях, позволяющим преодолеть препятствие вместо его обхода.
Препятствия делят на высотные и контурные.
К высотным препятствиям относят холмы, хребты и водоразделы. При трассировании железной или автомобильной дороги возможны три решения: обход высотного препятствия, развитие линии с подъемом на перевал и устройством глубокой выемки и, наконец, сооружение тоннеля, соединяющего склоны высотного препятствия (рис. 1).
При обходе препятствия имеет место значительное удлинение линии и увеличение уклонов, которое в случае железной дороги может потребовать на отдельных участках применения кратной тяги, а также вызвать ухудшение эксплуатационных показателей пути сообщения.
При развитии линии с открытым пересечением перевала ее длина получается меньшей, чем в первом случае, но потребность в применении больших уклонов возрастает; возникает необходимость в защите высоко расположенных участков линии от снежных заносов, лавин и обвалов путем устройства галерей и других инженерных сооружений.
Пересечение высотного препятствия при помощи тоннеля значительно сокращает длину линии и позволяет уменьшить уклоны, вследствие чего создается возможность увеличения весовых норм и скоростей движения, ликвидируются лишние подъемы и пробеги, характерные для двух первых решений, и улучшаются эксплуатационные показатели пути сообщения. Однако сооружение тоннеля, особенно расположенного в подошве высотного препятствия и имеющего в связи с этим большую длину, вызывает значительное увеличение капитальных затрат.
Поэтому выбор трассы пути сообщения производят на основании технико-экономического сравнения вариантов. При этом учитывают народнохозяйственную важность увеличения пропускной и провозной способности путей сообщения в свете задач, поставленных перед транспортом партией и правительством.
К контурным препятствиям относят участки оползней, осыпей, лавин и снежных заносов, водотоки и водоемы, а также участки густой застройки. Оползни и осыпи угрожают стабильности земляного полотна и безопасности движения при долинных и косогорных ходах. При оползнях малой мощности возможно расположение пути на эстакадах, опирающихся на ненарушенные породы, в сочетании с противооползневыми мероприятиями. Однако при мощных (более 5 м) оползнях и наличии глубоких потоков подземных вод наиболее правильным решением задачи часто является перенос трассы в глубь горного массива — за пределы оползневой зоны (рис. 2). Это же решение может оказаться целесообразным при наличии в районе трассы мощных осыпей, возникающих на скальных косогорах (круче 30—35°), сложенных из трещиноватых выветрелых пород. Защита пути от снежных лавин и заносов требует больших эксплуатационных расходов и серьезных инженерных мероприятий вплоть до устройства на опасных участках галерей из камня, бетона или железобетона.
Поэтому в ряде случаев отказываются от открытого пересечения перевала и сооружают тоннель вне зоны, опасной в отношении лавин и заносов (см. рис. 2).
При преодолении водных препятствий необходимо сделать выбор между мостом и тоннелем, т.е. между надземным и подземным расположением трассы (рис. 3). В сравнении с мостовым переходом тоннельное пересечение имеет следующие преимущества: отсутствие помех судоходству; защищенность от ветра, льда, волн; меньшая длина пересечения при высоком габарите судов и широкой пойме; удобство подходов к пересечению в густозастроенных населенных пунктах.
Однако тоннельное решение имеет ряд недостатков. При тоннельном пересечении необходима мощная вентиляция, без которой часто невозможна эксплуатация подводного тоннеля. Работы по сооружению тоннеля производят узким фронтом при ограниченном числе забоев, вследствие чего срок сооружения тоннеля, как правило, больше, чем срок сооружения моста. Стоимость тоннельного пересечения может быть выше стоимости мостового перехода, так как для сооружения тоннеля необходимо выполнить больший объем земляных работ, чем при сооружении моста. Однако следует иметь в виду, что с увеличением ширины водного препятствия стоимость 1 пог. м моста увеличивается, а стоимость 1 пог. м тоннеля уменьшается; с увеличением высоты моста возрастают объемы земляных работ на подходах.
В отношении безопасности производства работ мостовой переход не имеет преимуществ по сравнению с тоннельным пересечением. Проходка подводных тоннелей специальными (герметическими) щитами обеспечивает полную безопасность работ и гарантирует их своевременное выполнение, причем может производиться в течение всего года независимо от сезона и климатических условий.
Особенно возрастают преимущества тоннельного пересечения при сооружении тоннеля из крупных секций, изготовляемых на берегу и опускаемых в котлован, устраиваемый по оси пересечения подводным землечерпанием.
Выбор между мостовым переходом и тоннельным пересечением делают на основании технико-экономического сравнения с учетом всех перечисленных выше соображений.
В условиях современного города увеличение провозной способности пути сообщения требует его расположения вне улиц: на эстакадах или в тоннелях. Эстакадный вариант обладает рядом недостатков, к которым относят: загромождение поверхности опорами эстакад, создающими помехи городскому движению; нарушение эстакадами городского архитектурного ансамбля; затемнение домов, шум от движущихся с большой скоростью поездов, преобразование.
По перечисленным соображениям обычно отдают предпочтение тоннельному варианту внеуличного транспорта (метрополитен, глубокий железнодорожный ввод, автодорожные тоннели на перекрестках).
Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены
Встречный разъезд на уклоне: кто и когда уступает дорогу и почему возможны противоречия
Узкие дороги с уклоном встречаются не только за городом, но и во дворах, и многие водители при необходимости встречного разъезда начинают вспоминать, кто же должен уступить – тот, кто едет вверх, или вниз. На самом деле здесь возможны разные варианты – давайте вспомним условия и запомним простое правило, которое поможет навсегда уяснить, кто должен уступить.
В ПДД понятие «встречный разъезд» не обозначено, но на практике это несложная ситуация, когда автомобили, движущиеся по дороге навстречу друг другу, не могут проехать по какому-то участку одновременно, и требуется определить очередность проезда. Примеров можно придумать массу: ДТП на полосе, сужение дороги из-за снега, дорожные работы на одной из полос, припаркованные в нарушение ПДД автомобили и просто узкий участок дороги во дворе, не рассчитанный на встречный разъезд.
На практике есть два сценария встречного разъезда на уклоне, и зависят они от наличия знаков. Рассмотрим оба случая по порядку.
На практике встречаются ситуации, не попадающие под обозначенные выше условия: например, разъезд на узкой дороге на придомовой территории, где изначально не могут разъехаться два автомобиля, или же разъезд на участке дороги, на обеих сторонах которой в нарушение ПДД припаркованы автомобили, сужающие проезжую часть до одного ряда. То есть препятствия либо нет ни у одного из встречных водителей, либо оно есть у обоих – в такой ситуации приоритета движения нет ни у одного из них. В этом случае разъезд осуществляется по взаимной договоренности с учетом «доброго» пункта 1.5 ПДД: «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».
Например, если вы движетесь вниз по склону на скользкой дворовой дороге и видите необходимость разъезда, можно заранее остановиться и принять правее, обозначив встречному автомобилю, движущемуся в горку, возможность проехать сложный участок без остановки.
Тот, кто приближается к месту разъезда под знак 2.6, должен уступить дорогу встречным водителям, причем даже тем, кто находится на подъезде к препятствию, а те, кто едет под знак 2.7, имеют приоритет в движении.
Не уступив дорогу или спровоцировав ДТП при встречном разъезде, можно получить штраф по части 1 статьи 12.15 КоАП. Согласно ей, «нарушение правил встречного разъезда влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».
Определение понятия «препятствие» по ПДД. Виды препятствий на дороге. Какие препятствия обгоняем, а какие объезжаем
Каждый водитель хотя бы раз в жизни сталкивался с препятствием на дороге. Под данным понятием подразумевается неподвижный объект, наличие которого на проезжей части делает невозможным дальнейшее движение в необходимом направлении. Согласно ПДД, препятствия в большинстве случаев необходимо объезжать. Однако делать это нужно таким образом, чтобы не нарушить Правила дорожного движения и избежать административной ответственности в виде денежного штрафа или изъятия водительского удостоверения.
Определение
Регламентирующими документами являются ПДД и Кодекс об административных правонарушениях.
Что не является препятствием
Иная ситуация с транспортным средством, которое остановилось не в соответствии с действующими правилами. В этом случае автомобиль считается препятствием. Примером является транспортное средство, остановившееся так, что между ним и сплошной линией разметки расстояние составляет менее 3 метров.
Непреодолимое препятствие
Непосредственно в ПДД такого понятия нет. Однако это то, что можно считать на дороге препятствием. Но при этом его невозможно объехать ни справа, ни слева (то есть ни по полосе встречного движения, ни по обочине). В подобных ситуациях водитель может продолжить движение в нужном направлении только после того, как объект, выступающий в роли непреодолимого препятствия, переместится с проезжей части.
Существует еще один вариант развития событий. Согласно ПДД, препятствие можно не объезжать. Водителю допускается осуществить разворот и построить альтернативный маршрут, но только в том случае, если данный маневр не запрещен знаками или разметкой.
Правила объезда
Как было упомянуто выше, существует несколько видов препятствий на дороге. При этом их практически невозможно преодолеть, не нарушив действующие правила. Значит объезд должен быть осуществлен таким образом, чтобы в худшем случае водителю грозила административная ответственность в виде штрафа минимального размера.
Если препятствие на дороге создано искусственным образом (примером являются конструкции, установленные в зоне проведения ремонтных работ), на данном участке должны находиться специальные знаки (их изображение представлено ниже).
Символы указывают водителю на то, с какой стороны ему необходимо перемещаться. Например, если установлен дорожный знак «Объезд препятствия слева», человек, управляющий транспортным средством, обязан пересечь проблемный участок только с указанной стороны. При этом не нужно обращать внимание на разметку. Это обусловлено тем, что знаки имеют преимущество перед линиями, нанесенными на дорожное полотно и имеющими как постоянный, так и временный характер. Если водитель объедет препятствие в соответствии с указаниями знака, он избежит административной ответственности.
Если никаких символов не установлено, необходимо оценить дорожную ситуацию. Первоначально нужно удостовериться в том, что неподвижный объект действительно является препятствием. Для оценки сложившейся ситуации следует остановиться на обочине (что указано в ПДД).
Если объект является препятствием, водителю нужно попытаться освободить проезжую часть самостоятельно или с помощью третьих лиц. Если это невозможно, необходимо его объехать с максимальной осторожностью. В это время опасность как для водителя, так и для иных участников должна быть минимальной.
Если проезжая часть имеет несколько полос, предназначенных для движения в попутном направлении, нужно просто перестроиться на соседний свободный ряд. Это не будет считаться нарушением действующих правил. Важно лишь при этом не выехать на встречный ряд.
Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
Правила преодоления препятствия в городах/поселках и за их границами отличаются незначительно. В населенных пунктах водители вправе занимать любую свободную полосу и перестраиваться при необходимости в другую. Таким образом, препятствие можно объехать, переместившись в другой ряд попутного направления.
Вне населенных пунктов движение разрешено по крайней правой полосе. После преодоления препятствия по другим водитель обязан перестроиться в изначальный ряд.
Объезд по обочине
Данная ситуация не выделена в отдельное правонарушение в ПДД. Объезд препятствия по обочине запрещен, равно как и движение по ней. Другими словами, водителю, который использовал данный участок для преодоления неподвижного объекта, грозит в обоих случаях административная ответственность в одинаковом размере.
Согласно ПДД, по обочинам могут осуществлять движение только гужевые повозки. Но при этом они не должны создавать помех пешеходам.
Объезд по полосе встречного движения
Противоположные направления разделяются одинарной или двойной сплошной линиями разметки. Согласно ПДД, пересекать их категорически запрещено. В этом правиле исключений нет. Пересечение сплошной линии разметки во всех случаях влечет за собой наложение административной ответственности. Если водитель докажет инспектору ГИБДД, что выезд на встречную полосу был вынужденной мерой, связанной с преодолением неподвижного объекта, уполномоченное лицо может смягчить наказание.
Таким образом, объезд препятствия через сплошную линию разметки также связан со штрафными санкциями.
Порядок действий при наезде на неподвижный объект
Данная ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили травмы. Кроме того, наезд на препятствие является ДТП, если в результате автомобиль получил повреждения.
Порядок действий в данной ситуации:
Если вред нанесен только автомобилю, проезжую часть нужно попытаться освободить. Предварительно также необходимо зафиксировать все ключевые особенности ДТП. После этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и эвакуатор (если невозможно убрать транспортное средство с дороги собственными силами).
Создание помехи: препятствие или нет?
Если остановил инспектор ГИБДД
Сразу после объезда препятствия водителя может остановить сотрудник полиции. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.
Водителям рекомендуется придерживаться следующей схемы поведения:
При грамотном подходе существует большая вероятность того, что водитель избежит наказания или на него будет возложен штраф в минимальном размере.
Административная ответственность
Согласно КоАП, выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки даже при объезде препятствия запрещен. Но в этом случае учитывается наличие неподвижного объекта, то есть водителя не лишают прав. Штраф в этом случае составляет 1000-1500 рублей.
Объезд препятствия по обочине также запрещен, если отсутствуют соответствующие знаки. В данной ситуации размер штрафа также составляет от 1000 до 1500 рублей.
Если на дороге, например, ведутся ремонтные работы, при этом установлены знаки, необходимо ехать в направлении, указанном на них. В противном случае водителю придется заплатить штраф 500 рублей.
В заключение
Объезд препятствия
Последнее обновление: 25.08.2021
14 комментариев
В процессе движения по дорогам, время от времени приходится объезжать препятствия. В качестве препятствия может выступать машина после ДТП, сломавшийся и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.
При обнаружении препятствия впереди по движению, обычно имеется всего два варианта объезда: либо с его левой стороны, либо — с правой.
Когда на проезжей части достаточно места для объезда в рамках ПДД, то ни у кого не возникает вопросов, каким образом объехать препятствие — каждый выбирает наиболее удобный для себя вариант.
Но бывает так, что выбора путей объезда без нарушения ПДД нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, в том числе через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или по тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).
Вот, в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие.
Например: Проезжая часть имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар?
Или как объехать без нарушения в более «сжатых» условиях, когда справа — бордюр, т.е. объезд возможен только через сплошную линию разметки по встречной полосе?
Для начала необходимо разобраться в терминологии, и выяснить, что такое препятствие в ПДД и что такое объезд. Соединив эти понятия, можно будет сформулировать, что такое объезд препятствия.
Что такое препятствие в ПДД
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, «препятствие» — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Когда имеется дефект дороги, или когда на проезжей части лежит посторонний предмет, затрудняющий движение, то обстоятельства понятны — если оные мешают проезду, то являются препятствием.
Но если неподвижный объект представляет собой транспортное средство, то сначала нужно выяснить причину его неподвижности.
Если ТС стоит по причине ДТП (Правила требуют остановиться) или потому, что оно сломалось (возникла поломка, не позволяющая освободить проезжую часть), то оно является препятствием.
Факт ДТП и факт возникновения неисправности визуально идентифицировать нетрудно. Дополнительно, об этом подскажет включенная аварийная сигнализация и (или) выставленный знак аварийной остановки.
НЕ являются препятствиями:
Например, автобус (троллейбус) на остановке, остановившийся таким образом, что его невозможно объехать без нарушения ПДД, не является препятствием.
Фразу «не является препятствием ТС, остановившееся в соответствии с требованиями Правил» не следует воспринимать буквально. В конкретной ситуации может сыграть роль фактор времени, и ваше мнение о случившемся изменится.
Например, водитель остановливает автомобиль в соответствии с требованием ПДД, предположим, на запрещающий сигнал светофора. А после этого, по каким-то неведомым для всех вокруг причинам, он продолжает неподвижно стоять на месте.
Т.е. включился «зеленый», все вокруг поехали, а он стоит. То ли сломался, то ли водителю стало плохо. Для идентификации ситуации нужно какое-то время.
И тот факт, что автомобиль стоит неподвижно в то время, когда он должен ехать, и в таком месте на проезжей части, где останавливаться запрещено, позволяет идентифицировать данный авто как препятствие.
Включение аварийной сигнализации на неподвижно стоящем автомобиле — это тоже сигнал к тому, что он является препятствием.
Если вы убедились (обычно на это не уходит много времени), что перед вами препятствие, и дальнейшее движение по своей полосе невозможно, можно приступить к выбору пути объезда.
Что такое объезд в ПДД
Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.
Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …
Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:
Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).
Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.
Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.
Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).
Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.
В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».
В статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.
При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:
За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).
Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?
Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).
Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.
В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.
На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:
«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».
Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.
Объезд препятствия по обочине
Если по ходу движения слева от препятствия находится встречная полоса, отделенная сплошной линией разметки, а справа от него имеется обочина, то для объезда целесообразно использовать обочину.
ПДД запрещают движение по обочине, но поскольку этот процесс является объездом препятствия, то в случае крайней необходимости он не является нарушением.
Как вариант, чтобы объезд препятствия по обочине не считался нарушением, можно кратковременно зафиксировать остановку после съезда на обочину. Съехали на обочину — остановились — тронулись по обочине с выездом на проезжую часть.
Съезд на обочину для остановки не запрещен (см. статью Остановка и стоянка ТС. Общие положения), но в случае большого потока машин при объезде такой съезд обязательно спровоцирует затор.
Поэтому, в случае крайней необходимости допускается объехать препятствие по обочине без остановки, поскольку затор будет провоцировать остановку всего потока ТС.
Другой же вариант объезда (объезд препятствия по встречной полосе) в этой ситуации более опасен.
Объезд препятствия по встречной полосе
В перечисленных выше пунктах (9.2, 9.3 и 15.3) сформулирован запрет на выезд на встречную полосу. Соответственно, объезд препятствия по встречной полосе в перечисленных условиях недопустим.
Объезд препятствия запрещается:
Проезжая часть может быть разной ширины, дорожная разметка в месте объезда может отсутствовать, и если ситуация попадает под пункты 9.2, 9.3 и 15.3, перечисленные выше, то объезд препятствия с левой стороны (по ходу движения) будет считаться нарушением.
После фиксации объезда в этих условиях последуют санкции как за «неправильный» объезд по ст.12.15 ч.3 КоАП. В перечисленных выше случаях следует объезжать препятствие только справа по ходу движения.
На двухполосной дороге, на которой разметка отсутствует, или на которой имеется прерывистая разметка 1.5 посередине, объезд препятствия по встречной полосе НЕ запрещен, поскольку в данном случае отсутствуют условия, запрещающие выезд на встречную полосу.
Объезд препятствия через сплошную линию разметки
Правила запрещают пересекать сплошную линию разметки кроме случаев, когда она обозначает правый край проезжей части.
Поскольку речь идет об объезде препятствия, а это мера вынужденная, то в случае крайней необходимости пересечение сплошной линии в этом случае не является нарушением.
Но необходимо обратить внимание на следующее: в разных ситуациях могут быть возможны два варианта:
Если на участке дороги возможен только один из приведенных вариантов объезда, то в случае крайней необходимости ни тот, ни другой не будут являться нарушением.
Но если при объезде препятствия технически могут быть возможны оба варианта (и через встречную, и через попутную полосы), то целесообразно использовать объезд через сплошную только по попутной полосе. В противном случае будет наложен штраф за «неправильный» объезд (ст.12.15 ч.3 КоАП).
Подводя итог, можно составить последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия, в т.ч. через сплошную линию разметки:
1 — по попутной полосе; 2 — по обочине; 3 — по встречной полосе; 4 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.
Например, если на двухполосной дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Если обочины нет, а правый край проезжей части отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.
В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:
За объезд препятствия по встречной полосе при условии, что был другой путь объезда (не по «встречке»), в случае фиксации будет наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 25.08.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.