Маркировка обуви в 2021 году: сроки, как выглядит и для чего нужна
В 2021 году продолжается обязательный этап маркировки обувных товаров. Участвовать в процессе маркировки должны все импортеры, производители, оптовые и розничные торговцы, а также комиссионеры, которые принимают обувь на реализацию у физлиц. Какое оборудование и программное обеспечение необходимо? Какие изделия разрешено не маркировать с 1 сентября 2021 года? Ответы на эти и другие важные вопросы — в нашем материале.
Какая обувь подлежит маркировке
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р, маркировать нужно товары, которые обозначены определенными кодами (см. табл.). Под маркировку подпадает практически вся обувь, включая лечебную ортопедическую и спортивную.
Она перечислена в пункте 4 Правил маркировки обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.19 № 860. В перечень входят изделия:
Начиная с сентября 2021 года, в список входит еще один пункт. С указанной даты не подпадают под маркировку отечественные и зарубежные образцы обуви (маркетинговые, технологические или рекламные), не предназначенные для продажи (см. «Правительство скорректировало правила маркировки обуви»).
Код маркировки обуви
Это уникальный двумерный штриховой Data Matrix код, который представляет собой набор букв и цифр. По сути, он является электронным паспортом изделия. Даже если две пары ботинок ничем не отличаются друг от друга, у каждой пары должен быть свой персональный код.
Обувной Data Matrix состоит из кода идентификации и кода проверки.
Код идентификации складывается из международного кода товара GTIN (14 символов) и индивидуального серийного номера (13 символов). Полученная комбинация позволяет отслеживать ту или иную товарную единицу от производителя или импортера до конечного покупателя.
Код проверки — это электронная подпись (ее также называют крипто-хвостом). Она складывается из ключа (4 символа) и значения кода (88 символов). Такая подпись нужна, чтобы проверить законность оборота изделия.
ВНИМАНИЕ
Код маркировки наносится (то есть печатается или клеится в виде этикетки) на сам товар, либо на потребительскую упаковку. Есть еще один вариант — нанести код на товарный ярлык. Цена одной марки в общем случае составляет 50 копеек без учета НДС (см. «Утвержден размер платы за оказание услуг по маркировке продукции»).
Этапы и сроки маркировки обуви
Переход на маркировку участников обувного рынка (изготовителей, импортеров, оптовиков, розницы и комиссионеров, принимающих у населения товары на реализацию) проходил в четыре этапа.
СПРАВКА
Предполагалось, что обязательная маркировка обуви начнется в марте 2020 года. Но впоследствии срок был перенесен (постановление Правительства РФ от 29.02.20 № 216; см. « Переход на обязательную маркировку обуви отложен до 1 июля 2020 года »).
Помимо этого, нужно соблюдать следующие сроки. Не позднее 30 календарных дней с момента регистрации подготовить программно-аппаратные средства к обмену данными с ГИС «Честный знак». В этот же период направить оператору данной системы (им является Центр развития перспективных технологий, сокращенно ЦРПТ) заявку на тестирование оборудования. В течение 60 календарных дней с даты готовности пройти тестирование.
Маркировка обуви: пошаговая инструкция
Чтобы зарегистрироваться в ГИС «Честный знак», каждому участнику обувного рынка нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Впоследствии с ее помощью нужно подписывать и передавать в систему электронные документы.
Также необходимо подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО). Это важно, поскольку обмен данными с ГИС мониторинга происходит только в онлайн-режиме.
Маркировка обуви для производителей
Помимо регистрации в системе мониторинга и подключения к ЭДО, изготовители обязаны обеспечить удаленный доступ к регистратору эмиссии. Это криптографическое программно-аппаратное средство, которое находится у оператора «Честного знака», то есть в ЦРПТ.
Взаимодействуя удаленно с регистратором эмиссии, производитель получает коды для новых изделий и распечатывает марки. Затем наносит марки на продукцию и передает сведения об этом в систему «Честный знак». В результате товар числится в ГИС мониторинга за данным изготовителем до тех пор, пока он его не продаст.
Маркировка обуви для розницы
Кроме УКЭП и системы электронного документооборота ритейлу следует позаботиться о следующем:
Как принять маркированную обувь
При получении изделий покупатель не обязан сканировать каждую товарную единицу. Достаточно подтвердить в ГИС мониторинга, что все позиции из того или иного универсального передаточного документа (УПД) приняты, и поставить свою электронную подпись. Система отразит, что продукция перешла к покупателю. Товарные позиции будут значиться за ним до тех пор, пока он их не реализует.
Как продать маркированную обувь
При оптовой реализации поставщик оформляет в электронном виде универсальный передаточный документ, подписывает его УКЭП и по интернету передает в «Честный знак». Срок передачи — не более 3-х рабочих дней с даты отгрузки, но не позднее дня передачи изделий третьим лицам (например, перевозчикам). Покупатель тоже ставит электронную подпись. В итоге система фиксирует, что право собственности на обувь перешло к другой организации или ИП.
При розничной продаже магазин сканирует цифровой код маркировки и через онлайн-кассу передает его оператору фискальный данных. ОФД, в свою очередь, отправляет данные налоговикам и одновременно — в «Честный знак». Система фиксирует, что изделие с указанным кодом выведено из оборота.
Штрафы за отсутствие маркировки обуви
Предусмотрена административная ответственность по статье 15.12 КоАП РФ. Это конфискация товара и финансовые санкции в следующих размерах:
Если эти же деяния совершены в крупном размере, виновным грозит уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.
Маркировка — нанесение на каждую пару обуви (или на коробку, ярлык, бирку) уникального идентификационного обозначения, то есть кода в формате Data Matrix.
Государство вводит маркировку, чтобы защитить покупателей и обувной рынок от подделок и серых схем. Потребители будут знать, откуда товар, из каких материалов изготовлен, кто его произвел. Бизнес сможет работать в условиях справедливой конкуренции, когда госконтроль начнет вытеснять с рынка нечестных продавцов и контрафакт.
Сроки маркировки обуви для розницы вы увидите ниже, в описании процессов, которые нужно освоить магазину.
Какую обувь нужно маркировать
Маркировать необходимо все виды обуви для любого пола и всех возрастов. Не имеет значения, из чего обувь изготовлена. Шлепанцы, сапоги, тапочки, валенки — маркировке подлежит любая обувь. Спортивная в том числе, например, ботинки для сноуборда и лыж, борцовки или балетки.
Требования к маркировке не касаются тех, кто шьет обувь на заказ по договору.
Пример: ИП Сидоров шьет балетные туфли. У него есть договор с заказчиком, магазином сценической одежды. Предпринимателю не нужно маркировать свои балетки. Это обязательство несет магазин, который принимает у ИП балетки на реализацию.
Если сомневаетесь, касается ли маркировка вашего ассортимента, сверьтесь с номенклатурными кодами из Постановления Правительства РФ № 860: коды в ТН ВЭД 6401-6405, коды в ОКПД 2 15.20.11-15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12.
Какие программы и оборудование нужно для маркировки обуви в рознице
Как и когда оформляться в Честном ЗНАКе
Подайте заявку на странице регистрации Честного ЗНАКа, для этого понадобится КЭП.
Регистрация проходила до 1 октября 2019 года. Если еще не зарегистрировались, сделайте это сейчас, пока не наказывают за несвоевременную постановку на учет. Если вы еще не занимаетесь обувью, но планируете это делать в 2021 году, регистрируйтесь в Честном ЗНАКе ближе к запуску своего бизнеса.
Дарья намерена летом открыть обувной бутик. Прямо сейчас ей регистрация в Честном ЗНАКе не нужна. Она может подать заявку весной, например, перед тем, как закажет первую партию товара. А обувной магазин, который находится у Дарьи через дорогу, уже сейчас обязан быть на учете в Честном ЗНАКе.
Что делать с немаркированными остатками
С 1 марта 2020 года реализация обуви без кодов маркировки запрещена.
Если магазин не успевал продать немаркированные остатки до 1 марта, он мог промаркировать такую обувь. Для этого магазин запрашивал в Честном ЗНАКе коды маркировки, наклеивал их на обувь и вводил в оборот. Делать это в 2021 году уже поздно.
Как продавать обувь через онлайн-кассу
Магазин обязан информировать Честный ЗНАК о реализации каждой пары обуви с маркировкой. Это делается автоматически через кассу и ОФД, от продавца требуется только одно — отсканировать маркировку на кассе.
Продавец сканирует код на кроссовках. Затем касса вносит наименование кроссовок в чек, присваивает чеку признак маркировки и отправляет оператору фискальных данных. ОФД видит такой чек и автоматически отправляет данные о продаже кроссовок не только в налоговую, но и в Честный ЗНАК.
Готово, система зафиксирует вывод из товарооборота конкретной пары с определенным кодом.
Чтобы кассовая программа распознавала маркированные товары, им нужно присвоить признак маркировки еще на этапе заполнения электронного справочника товаров. Справочник — это перечень наименований товаров, их цен, размеров и других характеристик.
Скажем, пользователь сервиса Контур.Маркет присваивает всей обуви в своем каталоге признак «маркированный товар». Затем отправляет номенклатуру на кассу через интернет. После этого кассовая программа Маркета будет напоминать кассиру отсканировать код, как только он попытается добавить в чек кроссовки, сапоги и прочую обувь.
Кассовая программа Контур.Маркета подходит для маркированной обуви
Подключите сервис, чтобы соблюдать правила оборота и продажи через онлайн-кассу.
Как обувному магазину оформлять поставку
Магазин должен сообщать в Честный ЗНАК, какую обувь он принял от поставщика. Это проще делать, если магазин и его поставщик пользуются электронным документооборотом (ЭДО).
Подключенные к ЭДО контрагенты могут обмениваться электронными накладными на обувь между собой, не передавая в Честный ЗНАК какие-то дополнительные сведения. Оператор ЭДО делает это автоматически за вас.
Если магазин или поставщик не имеют ЭДО, то каждому придется заходить в личный кабинет на Честном ЗНАКЕ, отправлять документ о поставке/приемке, а затем ждать подтверждения от контрагента.
Если пользуетесь сервисом Контур.Маркет, вам не придется подключать ЭДО, потому что сервис будет выполнять его роль. Вы сможете получать универсальные передаточные документы (УПД) на обувь и подтверждать прием товара в одном окне, не переходя на сайт госсистемы.
Ответы на популярные вопросы
Нужна ли касса продавцам на рынке и как им маркировать обувь?
Ряд продавцов, работающих на рынках, пользуется освобождением от применения онлайн-касс. Требования к маркировке предполагают только продажу через кассу, поэтому для продаж на рынках и ярмарках продавцы обуви обязаны установить ККТ.
Наносить маркировку на остатки тоже обязательно, никто не имеет права торговать немаркированной обувью, даже на рынке.
Нужно ли сверять коды на обуви с документом от поставщика?
Нормативные акты этого не требуют. Однако вы имеете полное право перед подтверждением УПД проверить, все ли коды, указанные в документе, есть в наличии. Единственный способ это сделать — отсканировать все коды в поставке. Так вы вовремя заметите расхождения и обнаружите поврежденные коды, которые кассир не смог бы считать при продаже.
Магазин «Карлсон» получил УПД на 450 пар тапочек, 10 из них оказались без маркировки. «Карлсон» не узнал бы об этом, если бы бдительный товаровед не отсканировал все коды во время приемки товара. Благодаря этому магазин вовремя нашел ошибку и вернул 10 пар поставщику. А мог бы продать немаркированную обувь и невольно нарушить закон.
Можно ли сразу выкладывать обувь на витрину для продажи, если ее вернул покупатель?
Нет, сразу продать возвращенную пару нельзя. Принимая пару обратно, кассир должен создать обычный чек возврата и отсканировать код маркировки, если он сохранился.
Затем нужно снова ввести пару в оборот. Действия зависят от того, сохранился ли код проданной/возвращенной обуви:
Что, если игнорировать правила торговли обувью?
Контролирующие органы могут отнести нарушение к одной из следующих статей. Для удобства опишем их в таблице.
Нарушение
Наказание
Обоснование
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров
Предупреждение или штраф:
Штраф с конфискацией предметов правонарушения:
Предупреждение или штраф:
Власти поэтапно дорабатывают нормативную базу по маркировке, поэтому могут возникнуть и другие санкции за нарушения.
Контур.Маркет помогает обувной рознице выполнить все необходимые требования
Отправьте заявку, чтобы подключить модуль «Маркировка» для работы с обувью и другими товарами в Контур.Маркете.
Регистрируйтесь в Честном ЗНАКе прямо из Маркета, получайте УПД и УКД на товар. А кассовая программа Маркета напомнит кассиру считывать код и отправит ОФД чеки с признаком маркировки.
Кроме того, вы можете ускорить товароучет обуви и избежать возможных нарушений:
Удобное решение для обувных магазинов
Подключите модуль для работы с маркировкой в Контур.Маркете.
Маркировка обуви: как участникам рынка подготовиться к новым требованиям
C 1 июля 2020 года запрещается производство, импорт, оптовая и розничная продажа немаркированной обуви. Для участников рынка становится обязательной передача сведений о товаре, который вводится в оборот, в систему маркировки «Честный знак».
Содержание:
К процессу маркировки имеют отношение все участники оборота: производители, импортеры обувных товаров, организации розничной торговли и оптовики.
К обувным товарам, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Министерством промышленности и торговли РФ 03.09.2018, относится продукция из товарной группы «Обувь». В нее входят различные типы обуви, в том числе галоши и спецобувь. Такие параметры, как фасон и размер, назначение, способ производства или материалы, из которых обувь изготовлена, значения в рамках маркировки не имеют.
Этапы маркировки обуви
Участникам рынка изначально был выделен определенный период на то, чтобы провести маркировку остатков и приступить к полноценному обороту только маркированного товара. Каждый участник рынка должен подключиться к системе маркировки «Честный знак», научиться получать коды маркировки и маркировать все обувные товары.
Внедрение маркировки обуви включает три больших этапа:
1-й этап. С 1 июля 2020 года — старт обязательной маркировки обуви.
То есть с 1 июля запрещены производство и импорт обуви без маркировки, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви. Становится необходимой передача сведений о производстве, импорте, оптовой и розничной продаже в систему маркировки «Честный знак».
2-й этап. С 1 августа без маркировки становится невозможен импорт товаров, приобретенных до 1 июля 2020 года.
Промаркировать такие товары необходимо строго до 1 августа 2020 года.
3-й этап. К 1 сентября 2020 года закончится маркировка остатков обуви, произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 года.
К 1 сентября нужно успеть промаркировать все остатки, которые есть на складах, для того, чтобы правильно продавать, реализовывать маркированную обувь.
После 1 сентября реализация немаркированной обуви полностью запрещается.
Кто и когда маркирует товар
В процессе производства товара производитель должен выполнить полный цикл: описать товар, получить код товара, заказать коды маркировки, наклеить их на каждую единицу товара. Только после этого он либо вводит маркированный товар в оборот, либо это делается автоматически при первой передаче прав собственности на товар.
Во-первых, импортер должен передать этикетки с Data Matrix кодом на производство или на логистический склад. Во-вторых, нанести средства идентификации на товар (до помещения товара под таможенные процедуры).
Это необходимо для того, чтобы иметь возможность далее снова ввести товар в оборот и продавать его на законных основаниях.
В отличие от табака, где средство идентификации с кодом маркировки наносится непосредственно на потребительскую упаковку, в ситуации с обувью это средство идентификации отделяемое от товара, а значит, оно может легко потеряться (коробки портятся, бирки затираются). Поэтому при обороте товара может потребоваться перемаркировка — нанесение нового кода в случае утери старого. Следовательно, необходимость заказывать коды может возникнуть у всех участников рынка на любом этапе оборота.
Как промаркировать и ввести в оборот товар правильно
Для получения кода товара сначала важно описать товар по полному атрибутивному составу (если это новый товар). Полное описание товара включает:
Описание остатков товара возможно по короткому атрибутивному составу, при это нужно указать:
Возможность описать товары по сокращенному атрибутивному составу останется только до 1 сентября 2020 года.
Можно ли после заказа кода маркировки изменить способ выпуска («ввезен в РФ», «произведен в РФ» и т.д.)?
Изменить способ выпуска товаров после печати этикеток с Data Matrix кодом в системе невозможно.
Чтобы впоследствии правильно ввести товар в оборот, необходимо повторно заказать коды маркировки с правильным способом выпуска товара.
Код маркировки для обуви
Код маркировки представляет собой уникальную последовательность из букв и цифр в формате Data Matrix на средстве идентификации. Поэтому его необходимо заказывать на каждую единицу товара, то есть на каждую пару обуви будет свой код маркировки.
Он состоит из GTIN (код товара, который вы получаете, когда описываете товар), серийного номера и кода проверки.
После того как вы описали товар и получили код товара, нужно на каждую единицу товара в конкретной партии заказать коды маркировки.
Для этого необходимо указать следующие атрибуты:
Коды маркировки должны быть введены в оборот до предложения товара к месту продажи. Например, если вы произвели обувь и пока не собираетесь ее продавать, вы можете и не вводить в оборот данный товар. Но при передаче прав собственности, при реализации непосредственно в месте продажи данный товар должен быть введен в оборот — об этом должны быть поданы сведения в систему «Честный знак».
Срок хранения заказанных кодов маркировки
Срок действия маркировки бессрочен. Но важно в срок не позднее 60 рабочих дней забрать заказ на коды маркировки из системы управления заказами (СУЗ), чтобы преобразовать их в средство идентификации. Такое требование устанавливает п. 49 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
В противном случае заказ будет аннулирован, и вам придется создавать новый заказ.
Как наносить коды маркировки на обувь
Коды маркировки наносятся на потребительскую упаковку или на товары или на товарные ярлыки обувных товаров.
Средство идентификации наносится на каждое средство товара — так, чтобы его было удобно считывать впоследствии.
Требования к участникам
Чтобы присоединиться к процессу маркировки товаров, участники оборота должны иметь:
Участники, занимающиеся розничной продажей обувной продукции и к которым предъявляются требования о применении ККТ, должны:
Остатки товара: как ввести в оборот?
После того, как вы описали остатки товара, заказали коды маркировки и нанесли средства идентификации на товар, нужно ввести остатки товара в оборот.
Следующие действия включают несколько шагов:
После отправки документа в систему в реестре документов можно отследить, обработан ли он. А в реестре товаров можно убедиться, что товары введены в оборот. Только после этого остатки обуви можно продавать.
Импортеры обуви: кому, когда и как заказывать коды маркировки?
Прежде чем ввести товар на территорию РФ товар, импортер должен заказать коды маркировки, передать Data Matrix коды либо на производство, либо на таможенный склад, где можно осуществить их нанесение на товар.
При этом в декларации на товары в 31-й графе необходимо указать коды идентификации или коды идентификации транспортных упаковок или агрегированный таможенный код всей партии товара, которую вы планируете ввести в РФ. Такое требование определено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.11.2019 № 204.
Агрегированный таможенный код формируется в системе «Честный знак». Вы можете его сформировать, указав в нем коды идентификации товара, которые собираетесь ввести. Уже непосредственно после этого вы можете указать в 31-й графе только агрегированный таможенный код.
Сведения в систему «Честный знак» о маркированных обувных товарах после 1 июля 2020 года не поданы. Чем это грозит?
Если производитель не подал сведения о вводе в оборот товара, то оборот этого товара невозможен. Электронный документооборот требует вносить все маркированные товары, которые подлежат передаче другому собственнику в рамках договоров покупки, агентских договоров или договоров комиссии.
Если сведения не подаются розницей, то возможны жалобы покупателей. Для этого разработано специальное мобильное приложение. На продавца подается жалоба в системе «Четный знак». Далее она рассматривается и передается в контролирующие органы. Административной ответственности избежать не получится.
Ответственность установлена ст. 15.12 КоАП РФ — это штрафы с конфискацией предметов административного правонарушения:
Решения для участников рынка
Маркировка товаров — это совокупность бизнес-процессов, поэтому участникам рынка часто необходимо комплексное решение для их автоматизации. Такие решения для разных сегментов и разных бизнес-сценариев предлагает компания СКБ Контур, которая выступает оператором ЭДО и фискальных данных.
Решение для обувной розницы
В Контур.Маркете для работы с маркированной обувью планируется:
Вывод из оборота, то есть передача данных о продаже маркированной обуви в систему «Честный знак» производится через ОФД. Контур.ОФД поддерживает передачу данных о маркированной обуви в систему «Честный знак».
Приобретая Контур.Маркет и Контур.ОФД одновременно, вы получаете полноценное решение для выполнения всех требований регулятора, с минимумом настроек.
При необходимости вы можете приобрести отдельно Контур.Маркет и отдельно Контур.ОФД. Эти продукты могут работать с решением другого поставщика.
Заказать комплект для торговли
Решение для производителей и импортеров
Тем, кто занимается производством товаров в России или ввозит их в страну и отгружает другим юрлицам, может быть полезно комплексное решение. Оно включает:
Заказывайте коды маркировки на всю партию товара, формируйте транспортные упаковки и коды-агрегаты, наполняйте УПД кодами, передавайте права собственности на товар другому юрлицу.
Решение для оптовиков и дистрибьюторов обуви
Есть решение для компаний, которые закупают товар у российских юрлиц и отгружают его другим юрлицам с приёмкой через УПД в ЭДО.
С его помощью можно:
Принимайте проверенные коды маркировки и сверяйте их с УПД во время приёмки. Минимизируйте возвраты отгруженного товара.
СКБ Контур является крупнейшим оператором ЭДО. К системе Диадок подключены более 850 000 юридических лиц, многие из которых — ваши партнеры.
Система Диадок позволяет обмениваться с контрагентами любыми электронными документами, УПД с кодами маркировки продукции. Диадок автоматически передаст необходимые данные в систему «Честный знак».
Отправлять и получать электронные документы можно прямо из учетной системы. Доступны все возможные варианты интеграции:
ЭДО можно начинать внедрять уже сейчас, не дожидаясь старта маркировки. Вместе с внедрением СКБ Контур помогает с активацией контрагентов.
Контур.EDI – это электронный обмен EDI-сообщениями между торговыми сетями и поставщиками. Система позволяет синхронизировать данные в учетных системах торговых партнеров (включая синхронизацию данных по отправленным/принятым маркированным товарам, сверку кодов маркировки) и формировать на основе выверенных данных корректные бухгалтерских документы.
Услуги удостоверяющего центра
Для работы в системе ЭДО и входа в личный кабинет системы «Честный знак» нужна квалифицированная электронная подпись. Если в вашей компании электронная подпись нужна более чем 30 сотрудникам, подключите Корпоративный центр регистрации:
Также потребуется подключение ОФД, что позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции. Данные о продаже через ККТ маркированного товара в систему «Честный знак» отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
При подготовке материала использовалась актуальная информация онлайн-конференции «Обязательная маркировка товаров: как подготовиться к изменениям и внедрить», организатором которой выступила компания СКБ Контур.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.