При изучении читательского спроса оказалось что 60 опрошенных читает журнал огонек
Практическое занятие. Формулы включений и исключений.
Число элементов, не обладающих ни одним из свойств , несовместимых друг с другом:
Число элементов, не обладающих ни одним из свойств , совместимых друг с другом:
В левой части формулы может стоять не только , но и, например, при . Тогда формула записывается относительно совокупности свойств и с обязательным выполнением свойств и следующим образом:
.
1) не читает ни один из журналов;
2) читает в точности два журнала;
3) читает не менее двух журналов?
1) Сколько человек знают все три языка?
2) Сколько человек знают ровно два языка?
3) Сколько человек знают только английский язык?
Ответ: 1) 2 человека; 2) 6 человек; 3) 3 человека.
1) Сколько человек знают только английский язык?
2) Сколько человек знают только французский язык?
3) Сколько человек знают только немецкий язык?
4) Сколько человек знают только или французский или английский язык?
5) Сколько человек не знают ни одного языка?
Ответ: 1)27 человек; 2) 15 человек; 3) 22 человека; 4) 42 человека; 5) 8 человек.
Задача 4. Статистика, собранная среди студентов одного из вузов, обнаружила следующие факты: 60% всех студентов занимаются спортом, 30% участвуют в художественной самодеятельности, 50% работают в стройотряде, 20% занимаются спортом и участвуют в художественной самодеятельности, 10% занимаются спортом и работают в стройотряде, 5 % участвуют в самодеятельности и работают в стройотряде, наконец, 5% участвуют во всех трёх видах деятельности. Сколько процентов студентов:
1) занимается по крайней мере одним из двух видов деятельности: занимается спортом или участвует в художественной самодеятельности?
2) занимается одним только спортом?
3) занимается только одним видом деятельности?
4) занимается только двумя видами деятельности?
Научный форум dxdy
Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки
Правила форума
В этом разделе нельзя создавать новые темы.
Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе «Помогите решить/разобраться (М)».
Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.
Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.
Комбинаторика
На первый вопрос смог найти ответ, там по формуле, а как остальные сделать?
по-моему, это скорее теория множеств и немного меры. Давайте думать логически. Будем писать — значит, 60% читает А. Лучше нарисовать рисунок.
Что у нас получается: . Далее, , но , то есть 20% читают А и В, но не С. Точно так же получаем, что
Таким образом, ответы:
1) 10%
2) 60%
3) 70%
Заслуженный участник |
Последний раз редактировалось Sverest 23.06.2011, 17:25, всего редактировалось 1 раз.
я уже пробовал:
я не знаю как это найти
Заслуженный участник |
Если хотите формально, то:
Заслуженный участник |
Последний раз редактировалось Sonic86 23.06.2011, 17:43, всего редактировалось 1 раз.
Последний раз редактировалось Sverest 23.06.2011, 17:54, всего редактировалось 1 раз.
так это и было пересечением множеств? Я думал так записано объединение, например читающих и это
хотя это читающие только тоже ведь входят
Заслуженный участник |
Я встречал для обозначения объединения только и , а для пересечения и (либо пустая строка). Обозначение пустой строки для объединения я не встречал.
З.Ы. Вообще, если Вы сами ввели это обозначение, Вы должны уметь им пользоваться. Плохо, когда используется неосмысленный язык.
Заслуженный участник |
Последний раз редактировалось caxap 23.06.2011, 18:20, всего редактировалось 2 раз(а).
Лично я не понимаю, зачем эти буковки. Задачка для детского сада и кроме здравого смысла для её решения ничего не нужно. 30% читают A и B, но 10% читают A и B и C, значит 20% читают только A и B. И т. д.
Но это так, мысли вслух. Конечно же, если в методичке сказано использовать формулу включения-выключения, то под неё обязательно нужно решение подогнать. Иначе нельзя.
Заслуженный участник |
Лично я не понимаю, зачем эти буковки. Задачка для детского сада и кроме здравого смысла для её решения ничего не нужно. 30% читают A и B, но 10% читают A и B и C, значит 20% читают только A и B. И т. д.
Но это так, мысли вслух. Конечно же, если в методичке сказано использовать формулу включения-выключения, то под неё обязательно нужно решение подогнать. Иначе нельзя.
Тоже 20 получилось
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей
При изучении читательского спроса оказалось что 60 опрошенных читает журнал огонек
Файл: Дискретная_мат._пос.pdf
Добавлена: 28.11.2018
Просмотров: 4867
Скачиваний: 52
1. Решить задачу, используя диаграмму Эйлера-Венна.
Из 10 участников ансамбля шестеро умеют играть на гитаре, пятеро на
ударных инструментах, пятеро на духовых. Двумя инструментами владеют:
гитарой и ударными – трое, ударными и духовыми – двое, гитарой и духовыми
– четверо. Остальные участники ансамбля только поют. Сколько певцов в ан-
самбле?
2. Задано универсальное множество
. Найти булеан множества
какое-либо разбиение множества
3. Упростить, используя законы и тождества алгебры множеств (пере-
числить используемые законы):
другими возможными способами. Какими
свойствами обладает это отношение? Является ли оно отношением эквива-
лентности?
5. Заданы отношения:
u v u v t
x z z s x
Записать обозначения операций реляционной алгебры и выполнить их:
а) селекция отношения
б) соединение отношений
7. В библиотеку поступило девять новых различных книг. Сколькими
способами читатель может выбрать три из них?
8. В елочной гирлянде восемь лампочек: две желтых, три красных, три
синих. Сколькими способами их можно расположить в гирлянде?
1. Решить задачу, используя диаграмму Эйлера-Венна.
Каждый из студентов группы занимается хотя бы одним видом спорта.
Пятеро занимаются альпинизмом, шестеро – волейболом, 10 человек – борь-
бой. Известно, что двое занимаются и альпинизмом, и волейболом; трое – во-
лейболом и борьбой; четверо – альпинизмом и борьбой; а один занимается
всеми тремя видами спорта. Сколько студентов занимается только борьбой?
2. Задано универсальное множество
. Найти булеан множества
и какое-либо разбиение множества
3. Упростить, используя законы и тождества алгебры множеств (пере-
числить используемые законы):
другими возможными способами. Какими
свойствами обладает это отношение? Является ли оно отношением эквива-
лентности?
5. Заданы отношения:
a b c b e d
d a b d e c
Записать обозначения операций реляционной алгебры и выполнить их:
а) селекция отношения
б) проекция на список (2,3) объединения отношений
7. В магазине продается восемь типов шляп. Сколькими способами дама
может выбрать себе три разных шляпы?
8. В библиотеке на полке стоит три одинаковых учебника по математике
и четыре разных по программированию. Сколькими способами их можно рас-
ставить на полке?
1. Решить задачу, используя диаграмму Эйлера-Венна.
В одной из студенческих групп все студенты умеют программировать.
Десять человек умеют работать на Бейсике, 10 – на Паскале, 6 – на Си. Два
языка знают: 6 человек Бейсик и Паскаль, 4 – Паскаль и Си, 3 – Бейсик и Си.
Один человек знает все три языка. Сколько студентов в группе?
2. Задано универсальное множество
. Найти булеан множества
и какое-либо разбиение множества
3. Упростить, используя законы и тождества алгебры множеств (пере-
числить используемые законы):
1. Решить задачу, используя диаграмму Эйлера-Венна.
При изучении читательского спроса оказалось, что 60% опрошенных чи-
2. Задано универсальное множество
. Найти булеан множества Y и
какое-либо разбиение множества
3. Доказать, используя законы и тождества алгебры множеств (перечис-
лить используемые законы):
другими возможными способами. Выяснить,
какими свойствами оно обладает. Является ли
5. Заданы отношения:
d c b d c
b d a a c
Записать обозначения операций реляционной алгебры и выполнить их:
а) проекция на список (2,1) отношения
б) соединение отношений
7. На столе лежат восемь яблок. Сколькими способами можно выбрать
8. Требуется покрасить шесть гаражей, стоящих в один ряд. На каждый
из гаражей расходуется одна банка краски. Сколькими способами можно по-
красить гаражи, если есть две банки красной краски, три зеленой и одна си-
ней?
1. Решить задачу, используя диаграмму Эйлера-Венна.
В день авиации всех желающих катали на самолете, планере, дельта-
плане. На самолете прокатилось 30 человек, на планере – 20, на дельтаплане –
15. И на самолете, и на планере каталось 10 человек, на самолете и дельта-
плане – 12, на планере и дельтаплане – 5, два человека прокатились и на само-
лете, и на планере, и на дельтаплане. Сколько было желающих прокатиться?
Статья на конференцию ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ
Богданов Н., Кожевников С.
Научный руководитель: Явгастина Д.Р.
Мы считаем, что взятая нами тема для исследования «Изучение читательского интереса подростков» является актуальной в наше время.
Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько он владеет навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу:
«Действительно ли современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге».
Объект исследования: подростки, учащиеся Гуманитарно-технического техникума, 16-18 лет.
Предмет исследования: данные анкетирования.
Изучить читательский интерес подростков 16-18 лет;
Обозначить черты, характеризующие старую и новую модели чтения, для обозначения приоритетов в чтении подростков;
Определить роль современной медиасреды в формировании читательского интереса;
Определить, какую литературу читает современный подросток.
Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие методы:
— наблюдение за подростками на уроках литературы;
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
— материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;
— данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по воспитанию подрастающего поколения и привитию им художественного вкуса;
— помогут в написании творческих работ.
Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умения работать с информацией, но и многое другое. Однако и сегодня в основе грамотности, как и её фундаментальная основа, лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. 2015 год объявлен в России годом литературы.
В последние десятилетия проведено только одно масштабное международное исследование, в котором Россия впервые приняла участие, но результаты так и не стали достоянием широкой общественности. В нём оценивались грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент был сделан на навыках чтения. Среди 32 индустриально развитых стран Россия заняла 28 место. Конечно, мы можем говорить, что эти тесты недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но, тем не менее, сегодня мы стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня происходит в чтении подрастающего поколения. Понять для того, чтобы срочно принять меры.
Как может ребенок поддерживать свои навыки чтения, если по данным ВЦИОМ 34% взрослого населения России уже не читает. Здесь можно говорить о том, что статус чтения 20-40 лет назад был гораздо выше, что обуславливается причинами, о которых мы будем говорить ниже. Итак, мы предположили, что современный подросток отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Для того чтобы это выяснить, м ы провели собственное исследование. Мы провели анкетирование в четырех группах первого курса Гуманитарно-технического техникума. Всего исследованием было охвачено 94 человека. Первый вопрос анкеты «Читаете ли вы книги (любые, хотя бы иногда)?».
1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?
2. Если Вы не читаете книги, то почему?
б) нет времени, потому что есть более интересные занятия
в) нет времени, т.к. учусь / работаю
нет времени, потому что есть более интересные занятия
нет времени, т.к. учусь / работаю
Так как большинство опрошенных читают книги, многие не ответили на данный вопрос. Респонденты среди тех, кто не читает, в основном, ссылались на нехватку времени (24%), некоторые считают чтение скучным (18%).
3. Если Вы читаете, то почему?
а) потому что нравится
б) потому что надо по учебной программе
в) потому что хочу казаться умным
г) потому что родители заставляют
а) потому что нравится
б) потому что надо по учебной программе
в) потому что хочу казаться умным
г) потому что родители заставляют
Подавляющее большинство ответили, что читают, потому что нравится (60%), либо этого требует учебная программа (21%).
4. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА: СНИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №1
XXXIII Конференция Научного общества учащихся ВГУ
Исследовательская работа
Проблема современного школьника: снижение интереса к чтению, к книге
Автор работы: Никольская Екатерина, 9 класс
Руководитель: педагог-библиотекарь
МБОУ Аннинской СОШ №1
Шобанова Екатерина Геннадьевна
Зачем читать книги. 8
Роль чтения в формировании личности ребёнка школьного возраста………………………………………………………………………… 10
Читательские предпочтения обучающихся МБОУ «Аннинская СОШ №1»……………. 14
Список литературы и информационных источников…………….. 23
Минул 2015 год, объявленный президентом РФ Годом литературы. В течение этого года предлагалось множество проектов, конкурсов, мероприятий, направленных на повышение интереса населения нашей страны к книге и чтению. Почему же этот вопрос так и не был решён и до сих пор вызывает беспокойство?
Специалисты констатируют, что потеря интереса к чтению – одна из актуальных проблем современного общества, различные аспекты которой обсуждают психологи, педагоги, социологи, работники библиотек.
За последние десятилетия мир стремительно изменился, и уже ни для кого не секрет, что люди стали меньше читать. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом.
Многие годы о России говорили, как о самой читающей стране в мире. Читать книги всегда считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности.
Газета «АИФ» провела акцию – «За читающую Россию». На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.
Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал:
– «Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!
Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».
Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и по статистике половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказалась на грани культурной деградации, стала слабой и уязвимой. Исследования, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%), чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%), респондентов читают книги иногда (в 2008 году таковых насчитывалось 49%), никогда или очень редко читают 35%, ответивших против – 20 %.
Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).
— ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%;
— число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%;
— у 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан.
Отношение читателей к книге, чтению, библиотеке, которые традиционно играли значительную роль в жизни российского общества и объективно способствовали социализации потеряло свою значимость и ценность. Почему же это происходит?
Всем известно, что любовь к чтению, к книге закладывается в раннем детстве в семье.
Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще – с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге.
Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.
Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:
— формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;
— обогащать словарь знаний о литературе;
— переходить от привычки читать к потребности в чтении;
— создать духовную близость с родителями;
— формировать взгляды и мировоззрение;
Сейчас немногие родители могут похвастаться тем, что их ребёнок много и с удовольствием читает. Скорее наоборот, большинство родителей часто жалуются на то, что дети не интересуются книгами, не любят чтение, ограничиваются только учебниками или литературой школьной программы. Любовь к чтению не является отличительной чертой современных детей, а тем более подростков. И этому есть вполне объяснимые причины.
В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению. Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать? Раньше книга была практически единственным источником информации, в глазах же современных детей и подростков она таковым не является.
Эти и многие другие вопросы мне показались проблемными в среде современного общества. Как же выяснить, почему происходит снижение интереса к чтению, к книге? И почему этот процесс происходит именно в школьном возрасте?
Чтобы ответить на эти вопросы я решила провести среди учащихся нашей школы исследование и выявить читательские запросы и интересы.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью активизировать интерес к книгам и чтению, обратиться к формированию читательской культуры современного подростка.
Цель исследования: выявить круг читательских интересов современного школьника на примере учащихся МБОУ «Аннинской СОШ №1».
Проанализировать отношение школьников к чтению литературы.
Выявить наиболее популярную среди ребят литературу.
Проанализировать роль семейного чтения в формировании читательской культуры подростка.
Определить литературные предпочтения современных школьников.
Популяризировать чтение литературы среди ребят.
Объект исследования : обучающиеся 2,3,4,5-9 классов МБОУ «Аннинская СОШ №1»
Предмет исследования : читательские интересы и запросы учащихся
Гипотеза : я считаю, что современный ребёнок сегодня отводит мало времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса; в стремительно развивающейся медиасреде всё меньше места отводится книге.
При проведении данного исследования использовала как теоретические методы (анализ, синтез), так и эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, собеседование, сравнение). В процессе исследования также были использованы методы, способствовавшие широкому охвату литературных предпочтений школьников, детальному анализу полученных результатов исследования:
изучение научной, публицистической, справочной литературы, школьной документации, библиотечных формуляров.
диагностика учащихся с целью выявления читательской активности, литературных предпочтений;
систематизация собранного материала, его статистическая обработка.
Зачем читать книги?
Скажите, пожалуйста, — знаете ли Вы зачем нужно читать книги?
Конечно, ответ на этот вопрос известен многим, но совсем немногие хоть что-нибудь регулярно читают.
— Книги нужно читать для того, чтобы обрести новые знания, найти какие-то идеи. Книги формируют мировоззрение, убеждения, ценности, личную философию и это не может не сказаться на уровне жизни в целом.
— В книгах есть множество идей, методик, стратегий, знаний и опыта великих людей.
— Книги создают и формируют мировоззрение. Читая хорошие книги, человек углубляет и расширяет взгляд на мир, убеждения. Книги помогают развить логическое мышление, развивают воображение, умение мыслить и рассуждать.
— Во время чтения книг читатель входит в образ главного героя или реального человека и в будущем может спроецировать идеальный образ самого себя в реальной жизни.
— Чтение книг дает возможность найти ответы на волнующие вопросы. Всё давным-давно известно, миллионы людей прожили свои жизни и щедро поделились собственным опытом с человечеством. Глупо не воспользоваться этими знаниями.
— Книги мотивируют и вдохновляют на улучшение себя и достижение больших результатов.
— Книги помогают открыть новые грани восприятия мира, о которых мы даже и не могли догадываться. Открыть свой разум к новым возможностям, о которых ранее и не подозревали.
Согласно знаменитому словарю В. Даля, эрудированный человек – это начитанный, ученый человек, который обладает знаниями в определенной научной области и разносторонне образован. Жизненный опыт подсказывает, что такой человек должен разбираться в разных сферах жизни и быть хорошо развитым интеллектуально.
Имея такой багаж знаний в различных областях, человеку легче будет сориентироваться в любой ситуации и принять наиболее верное решение. Общение с эрудированным и интеллектуальным человеком намного приятнее и интереснее в любом обществе. Разве это не является стимулом к тому, чтобы знать, как можно больше? А чтобы постоянно пополнять свой багаж знаний, необходимо читать самую разную литературу.
Книга позволяет отвлечься от повседневности и погрузиться в другой мир, испытать чувства и переживания людей прошлых эпох, перенестись в фантастические миры будущего, узнать о традициях древности и познакомиться с историческими событиями в художественной форме.
Поэтому нам, современным детям и подросткам, живущем в бешенном ритме жизни просто необходимо быть эрудированными, интеллектуально развитыми во многих сферах. И на мой взгляд, в этом и может помочь книга и интерес к чтению и познанию. Какую же роль играет чтение в формировании личности школьника?
Роль чтения в формировании личности ребёнка школьного возраста.
Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. Историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно – в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И, по-моему, именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа. Источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.
Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать.
Как же происходило становление детского чтения на протяжении нескольких столетий? Рассмотрим это на примерах работ великих педагогов и новаторов.
Так Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к Отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.
В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению
Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение
– огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. А вот Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее «ЧТО читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.
Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия
В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.
По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии
общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное – ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.
Очень многие произведения, которые написаны для детей школьного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, положительное отношение к труду, знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.
Кроме основной, с точки зрения педагогики, воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций:
Познавательная. Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.
Развивающая. В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.
Развлекательная. Ребенок проводит свободное время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну другую. Только увлеченный чтением ребенок может получить от книги удовольствие, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному для себя.
Мотивирующая. Определенные моменты из книги, качества героев произведения наталкивают ребенка на переосмысление моральных ценностей, изменение своего поведения. Такое пассивное занятие, как чтение, мотивирует на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка школьного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-школьнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность школьника.
В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.
Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.
Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Я решила исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы и сохранились ли в их семьях традиции семейного чтения.
Читательские предпочтения обучающихся МБОУ «Аннинская СОШ №1»
Я составила и провела в школе следующий опрос: «Изучение читательских интересов и запросов учащихся Аннинской СОШ №1»
Опросный лист «Изучение читательских интересов среди учащихся МБОУ Аннинская СОШ №1»
Читаю только по заданию учителя
Читаю, если только мне это интересно
Читать заставляют родители
Читают ли ваши родители
Есть ли у вас домашняя библиотека
Напишите название книги, которую читаете сейчас
Чтение для меня – это …
11.Какую форму издания предпочитаю …
— Читаю онлайн в интернете
Всего было опрошено 270 человек, учащихся 1-9 классов.
— любят читать 97 человек (35%)
— читают только по заданию учителя произведения полностью 70 человек (25 %), в сокращённом варианте 38 человек (14%);
— читают только если им это интересно 97 человек (35%);
— заставляют читать родители 57 человек (21%).
Причем, больше всех, кто ответил, что любят читать – учащиеся 4-6 классов, на втором месте 2,3 класс, и на третьем – учащиеся 7-9 классов.
Из всех опрошенных в начальных классах предпочитают:
— развлекательную литературу 15 человек (6 %);
— познавательную 11 человек (4 %);
— 57 (21%) человек склоняется к фэнтези, приключениям и ужасам;
— 5 (1,8%) человек признались, что любят читать лирику.
Из ребят 5-6 классов читают:
— развлекательную литературу 8 человек (3 %);
— познавательную – 4 человека (1,2 %);
— фэнтези, приключения и ужасы предпочитают 47 человек (17 %);
— детективы и подростковые романы – 7 человек (2,5 %);
— развлекательную литературу предпочитают 7 человек (2,5 %);
— познавательную – 12 (4,5 %);
— художественную литературу – 11 человек (4 %);
— фэнтези, приключения и ужасы читают 37 человек (13 %);
— лирику и детективы предпочитают по 5 человек (1,8 %);
— так же предпочитают исторические и подростковые романы – 7 человек (2,5 %).
Что же предпочитают читать 9 классы:
— фэнтези, приключения и ужасы – 34 человека (12,5 %);
— лирику 6 человек (2 %);
— познавательную литературу – 9 человек (3 %);
— художественную литературу 7 человек (2,5 %);
— 1 (0,3 %) человек предпочитает читать утопию.
«Чтение для меня – это…»
Наиболее разнообразные ответы были у учащихся 2-4, 5-6 классов, причём именно среди них есть те, для кого чтение – это развлечение, удовольствие, отдых. В этой группе ребят наблюдается самый низкий процент опрашиваемых, для которых чтение не имеет никакого значения.
Сколько же времени ежедневно отводят наши ребята на чтение художественной литературы? Учащиеся 5-6 классов признались, что читают по настроению – 26 человек (9,6 %) и 7 (2,5 %) человек читают каждый день.7-8 класс читают по настроению в составе 25 человек (9,5 %), ежедневно читают 2 человека. (0,7 %)Среди 9 классов оказалось – 18 человек читают по настроению (6,6 %), каждый день читают 7 человек (2,5 %). Интересно, что среди опрошенных учащихся больше всего тех, кто занимается чтением по настроению. А вот младшие ребята почти все ежедневно читают, тратя разное время на это занятие.
Читают ли ваши родители? Поинтересовалась я у учащихся школы. Читают 93 человек (34 %), не читают – 28 человек (28 %)
Имеют домашнюю библиотеку чуть больше половины опрошенных – 187 человек (69 %), 75 человек (27 %) такой не имеют, а 8 человек (3 %) не смогли ответить на этот вопрос. Выяснилось, что самые распространённые книги в домашней библиотеке наших учащихся – это: современная литература, классика, детская литература и книги по кулинарии. Сами же ребята выявили следующие литературные предпочтения: ужасы, приключения, детективы, книги о сверстниках.
Таким образом, видно, что литературные предпочтения разных возрастных групп не сильно отличаются друг от друга. Чаще всего школьники читают фантастику, приключения. К энциклопедической литературе чаще других обращаются ребята 5-6 классов, а вот романами увлекаются лишь старшеклассники.
В качестве любимых книг учащиеся как правило называли произведения школьной программы по литературе: Н. Гоголь, Л. Толстой, А.С. Пушкин, С. Есенин, Марк Твен, Даниэль Дефо, О. Генри. На втором месте по популярности у ребят современная зарубежная беллетристика: Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Единицы назвали других авторов: Пауло Коэльо, Крамер Стейс, Джон Грин, как видим, это авторы зарубежной литературы (привлекают учащихся 8, 9 классов). Никто из ребят не назвал книги современных российских писателей, писателей и поэтов Воронежского края. Учащиеся в начальных классах чаще всего спрашивают произведения детских классиков: В. Драгунский, А. Пушкин, П. Бажов, Л. Толстой, С. Михалков, С. Маршак, Б. Житков; интересуются рассказами и сказками о животных; о богатырях; спрашивают произведения зарубежных писателей Ш. Перро, Х. Андерсена, братьев Гримм; журналы «Детская Энциклопедия», «Мурзилка».
Я проанализировала посещаемость в библиотеку и просмотрела читательские формуляры, и отметила, что большая активность и посещаемость у младших и средних классов; так многие восьмиклассники и девятиклассники были активными читателями в 3,4,5 классах, постоянно посещали библиотеку, а теперь приходят изредка, лишь за художественной литературой по программе. В ходе опроса, анкетирования и беседы выявления читательских интересов и запросов попросила учащихся рассказать о прочитанных книгах. Большинство рассказали о детских сказках («Колобок», «Морозко», «Кот в сапогах») или о произведениях, недавно изученных в рамках школьной программы по литературе. Это говорит о том, что ребята очень мало интересуются чтением вне школы, практически не читают «для себя».
Несмотря на то, что интерес школьников к книге и чтению стремительно падает, педагоги, библиотекарь ведут системную планомерную работу по повышению читательской грамотности обучающихся. Педагоги школы помимо уроков литературы организуют для ребят внеклассные мероприятия по литературе, привлекают к участию в творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах разного уровня.
В библиотеке регулярно организуются выставки книг, информационные стенды «Писатели-юбиляры», «Книги-юбиляры», «Книги о подростках», «Живое слово», «Писатели Воронежа» и др. Для ребят проводятся игровые занятия, литературные турниры, беседы, библиотечные часы. Таким образом, в школе осуществляется деятельность по повышению читательского интереса и читательской грамотности обучающихся.
Подводя итог всему вышесказанному, я могу сделать следующие выводы. Обучающиеся Аннинской СОШ №1 в целом к книгам и чтению относятся положительно, понимают влияние художественной литературы на развитие формирующейся личности. Тем не менее сами ребята читают чаще литературу, необходимую для обучения в школе. Причём, чем старше школьник, тем меньше он обращается к «досуговому» чтению. При этом, большинство опрошенных сказали, что предпочитают именно развлекательную литературу. В качестве основных причин того, что ребята мало читают – нехватка времени или лень. Более охотно читают обучающиеся начальных классов, для 5-6 классов эта деятельность значима, в отличие от старшеклассников. Старшеклассники же признаются чаще, что чтение не имеет для них никакого значения и к книге они обращаются только по необходимости (по заданию педагогов) или для развлечения (к «лёгкой», развлекательной литературе).
Ежедневно читать с ребенком книги, обсуждать прочитанное, составлять рассказы по иллюстрациям;
Помогать ребенку вести читательский дневник (это очень увлекательно);
Воспитывать творческого читателя;
Формировать у читателя отношение к книге, как к источнику человеческого опыта;
Воспитывать отношение к библиотеке, как к информационному центру, как к центру духовной культуры.
Я считаю, что школьная библиотека должна привлекать детей к чтению. Должна быть территорией комфорта перемене, после уроков, местом, где ни один вопрос не останется без ответа, храмом книги, куда хотелось бы идти. Но все это теория. Я задумалась, а какие формы работы на практике можно предложить для повышения интереса к чтению и книге в нашей школьной библиотеке.
Во-первых, в школьной библиотеке организовывать выставки в помощь учебному процессу:
«Новые учебные пособия»,
«За страницами учебника»,
«Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».
Во-вторых, библиотека должна заинтересовать, удовлетворить читательский интерес и информационную потребность:
«Советуем прочитать», «Дети, спешите в библиотеку».
В-третьих, чтобы приобщить учащихся к активному чтению, я бы посоветовала использовать инновационные формы работы:
Реклама новых книг;
Чтение вслух (поэтические вечера, литературное кафе);
Список литературы и информационных источников
1. Агачева Э.М. Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы [Электронный ресурс] http://www.list7i.ru/?mod=boards&id=388.
2. Бондаренко В.И. Чтение книг- это и удовольствие, и польза [Электронный ресурс] http://uznaikak.su/645.
3. Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 1995. №99. С.4.
4. Газета АИФ №39 статья «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать».
5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс 2002 г.
6.Занимайтесь чтением![Электронный ресурс] http://www.adme.ru/tvorchestvoreklama/zanimajtes-chteniem-383605/
7. Ливанова О.В. Круг чтения и читательские интересы читателей. [Электронный ресурс] http://irkocc.ru/help/210-krug-chtenija-i-chitatelskie-interesy-chitatelejj.html
8. Чупрова О.А. Справка по результатам проверки техники чтения в 5-6 классах МБОУ «ГСОШ» на конец 1 полугодия 2015-2016 учебного года.
Опросный лист «Изучение читательских интересов среди учащихся МБОУ Аннинская СОШ №1»
1. Люблю читать да нет
2. Читаю только по заданию учителя полностью / в сокращённом варианте
3. Читаю, если только мне это интересно да нет
4. Читать заставляют родители да нет
5. Читаю каждый день / по настроению
6. Читают ли ваши родители да нет
7. Есть ли у вас домашняя библиотека да нет
8. Напишите название книги, которую читаете сейчас