При аудите банковских операций на что необходимо аудитору обратить внимание
Аудиторская проверка: на что обратить внимание и где ждать подвоха
Аудиторы рассказали Контур.Журналу, когда лучше всего проводить аудиторскую проверку, какие данные следует заранее запросить у аудиторов, на что обращать внимание при заполнении форм годовой отчетности, какие наиболее распространенные замечания выявляет проверка и как можно использовать полученные результаты.
Анастасия Терехина, АССА, старший менеджер департамента аудита компании Mazars
Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения. Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете. Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.
Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.
Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.
Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.
Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично. Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности, соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»
Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации. Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно. Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями. Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.
Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности. Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.
Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.
Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.
Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.
Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.
Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики. Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании. В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.
Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»
Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»). Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.
Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год. Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании. Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.
Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств. Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.
На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше). Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт. Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.
Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.
Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом. По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают. В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.
Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать. Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки. Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды.
Проверка расчетного, валютного и других счетов в банках при проведении аудита
Цели проверки и источники информации
Целями аудиторской проверки расчетных, валютных и других счетов в банках являются:
В процессе аудиторской проверки аудитору необходимо ознакомиться:
Нормативная база
Нормативная база, используемая аудитором при проверке расчетных валютных и других счетов в банке, — это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Основными нормативными документами, регулирующими порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках, являются:
План и программа проверки
Планирование аудиторской проверки включает основные этапы, перечисленные и раскрытые в параграфах 5.1. и 12.3.
При планировании аудиторской проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности, раскрытые в параграфе 5.1.
Также необходимо понимать, что форма и содержание плана аудиторской проверки могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
Так как план аудита служит руководством при разработке программы аудита, то он должен быть достаточно подробным.
Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.
При составлении плана и программы проверки операций по расчетным, валютным и другим счетам в банках следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением денежных средств по счетам. С помощью тестирования аудитор может:
Программа аудита более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.
Таким образом, по существу программа является более подробным развитием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде тестов и аудиторских процедур по существу.
При проверке расчетного, валютного и других счетов в банках аудитору необходимо проверить:
Методы проверки. Аудит операций по расчетным счетам
Аудиторскую проверку операций по счетам в банке целесообразно начинать с ознакомления со сведениями о рублевых счетах в банках, приложенных к налоговой отчетности. При этом аудитором устанавливается количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные необходимы для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Необходимо удостовериться, представляется ли ежеквартально в налоговые органы информация обо всех открытых счетах в банках и иных кредитных организациях.
При проверке операций по счетам в банке необходимо провести инвентаризацию средств на счетах путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета, с данными выписок банков. Также необходимо установить соответствие первичных документов регистрам бухгалтерского учета.
В ходе аудиторской проверки операций по счетам в банке должны быть проведены следующие процедуры:
При обнаружении отсутствия оправдательного банковского первичного документа, или если в качестве оправдательного документа будет присутствовать ксерокопия, не заверенная печатью обслуживающего банка, такая операция не может быть признана законной. В этом случае аудитор должен потребовать представления документов, оформленных в установленном порядке.
При проверке документального оформления операций по безналичному расчету необходимо учитывать, что расчетные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:
Платежные поручения могут использоваться при осуществлении следующих операций:
Проверяется соблюдение требований законодательства по применению платежных требований без акцепта плательщика и инкассовых поручений.
Платежные требования без акцепта плательщика могут применяться в случае:
Инкассовые поручения могут применяться:
Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету должна проводиться по каждому счету, открытому в банке. Аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом, что позволяет выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если отсутствует такой классификатор, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по нетипичным записям.
На основании выписок кредитных учреждений могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (таблица 17).
Аудитор должен проверить, предусмотрена ли договором банковского счета выплата банком процентов за пользование денежными средствами. Необходимо учитывать, что неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
При аудиторской проверке операций по расчетному счету аудитор также должен проверить:
Аудитор должен уделить внимание проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка. Также необходимо проверить списания денежных средств со счета и полноту оприходования наличных денег в кассу. Для этого аудитор должен проверить:
Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам должна проводиться при аудите расчетных операций по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При проверке полноты зачисления денежных средств, поступивших от покупателей и заказчиков в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, аудитор должен сверить записи по дебету счета «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации.
Аудит операций по валютным счетам
Аудитор должен проверить валютные счета предприятия, в том числе:
При проверке операций по валютным счетам аудитору необходимо обратить внимание:
Аудиторская проверка операций на валютных счетах должна осуществляться отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке.
Для проверки полноты зачисления выручки аудитор должен сравнить сумму поступившей в течение года валютной выручки со стоимостью экспортированного товара.
Особое внимание аудитор должен обратить на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты.
Проверку операций по покупке (приобретению) и продаже валюты на соответствие валютному законодательству и порядку отражения их в бухгалтерском учете аудитору целесообразно проводить по схеме, изложенной в таблице 18.
Аудитор должен проверить, ведет ли предприятие аналитический и синтетический учет по счету «Валютные счета» в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату поступления (списания) денежных средств.
Основные хозяйственные операции по валютным счетам в банке перечислены в таблице 19.
Аудит операций по прочим счетам в банках
При проверке операций по прочим счетам в банках аудитору необходимо обратить внимание на:
Аудиторская проверка должна проводиться по каждому специальному счету в банке.
Аудитору необходимо проверить, обеспечивает ли построенный аналитический учет на счете «Специальные счета в банках» возможность получения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения.
При проверке операций по субсчету «Аккредитивы» необходимо дополнительно проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:
В случае если открыт специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт, он также подлежит проверке.
При этом необходимо проверить:
Основные хозяйственные операции по прочим счетам в банке изложены в таблице 20.
Таблица 20. Корреспонденция счетов
Аудит учета средств в пути
Счет «Переводы в пути» применяется для учета движения денежных средств (переводов) в случаях, когда имеется временной разрыв между моментом документально подтвержденного списания и моментом зачисления денежных средств на соответствующие счета учета денежных средств.
Применение счета «Переводы в пути» предусматривается, как правило, при зачислении наличных денежных средств из кассы на счета, открытые предприятию в кредитных организациях. Наличные денежные средства, поступающие в кассу, подлежат сдаче на счета в кредитных организациях. Порядок и сроки их сдачи устанавливаются обслуживающей кредитной организацией.
Объектом проверки денежных средств в пути является выручка за реализованную продукцию, внесенная в кассы кредитных учреждений, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет.
При проверке средств в пути аудитору необходимо обратить внимание на:
Аудитор должен проверить копии квитанций банка или почты, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам ит. п., которые являются основанием для записей по счету «Переводы в пути».
Основные хозяйственные операции по учету средств в пути изложены в таблице 21.
Типичные ошибки и нарушения
К типичным ошибкам и нарушениям при учете операций на расчетных, валютных и других счетах в банках можно отнести:
Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора
Результаты проверки расчетных, валютных и других счетов должны документироваться. Для этого целесообразно использовать различные типовые формы, например:
Внутрифирменные стандарты аудиторской организации могут предусматривать типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.), которые облегчают и ускоряют выполнение работы и одновременно позволяют надежно контролировать ее результаты.
Рабочие документы, составленные по результатам проверки расчетных счетов, должны содержать:
Рабочие документы по проверке расчетных, валютных и других счетов в банке должны обеспечивать документальное подтверждение того, что проверка проведена качественно, раскрывать методы аудиторской проверки, объем проверенных документов.
Аудитор отражает в рабочих документах аспекты, которые важны для предоставления доказательств, подтверждающих выводы, а также для удостоверения того, что задание, обеспечивающее уверенность, было выполнено в соответствии со стандартами.
Объем документации определяется исходя из профессионального суждения аудитора, проверяющего расчетные, валютные и другие счета в банке.
Также рабочие документы должны содержать пояснения о том, что книги и журналы, записи отражают (или не отражают) совершенные операции в соответствии с нормативными актами Российской Федерации.
Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения, аудитор, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, отражает их в рабочей документации в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита».