Презренны империи что сходят со сцены

Презренны империи что сходят со сцены

Презренны империи что сходят со сцены

• В нем ощущается какая-то огромная пустота, до краев наполненная эрудицией.

• В настоящей бомбе с часовым механизмом взрывчатым веществом является время.

• Все слагается в историю, и все в ней разлагается.

• Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим.

• «Кто из вас без вины, пусть первый бросит камень». Ловушка. Тогда он уже не будет без вины.

• Будь у меня сила воли побольше, я бы сумел пересилить ее.

Презренны империи что сходят со сцены

• Есть пьесы настолько слабые, что никак не могут сойти со сцены.

• Я знал человека столь мало начитанного, что ему приходилось самому сочинять цитаты из классиков.

• Кто знает, может быть, дьявол упорхнул бы от нас, если бы его окрылили?

• Буква закона должна быть включена в алфавит.

• Кто верит в чудеса! Но все их ждут.

• Глупость никогда не переходит границ: где ступит, там ее территория.

• Я красивый, я сильный, я мудрый, я добрый. И все это открыл я.

• Велика сила ничтожества! Ничто его не одолеет.

Презренны империи что сходят со сцены

• Ну допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?

• Существует идеальный мир лжи, где все истинно.

• Даже если дать корове какао, не выдоишь шоколада.

• Верующий ли я? Это одному Богу известно.

• Вечная мечта палача: комплимент приговоренного за качество казни.

• Когда прыгаешь от радости, смотри, чтобы у тебя не выбили почву из-под ног.

• Знаю, откуда миф о богатстве евреев. Евреи платят за все.

• Будь осторожен! Не попади под чужое колесо фортуны.

• В борьбе между сердцем и головой в конце концов побеждает желудок.

Презренны империи что сходят со сцены

• Не теряйте голову. Жизнь хочет вас по ней погладить.

• Какие-нибудь будущие дарвины быть может, выдвинут тезис, что высокоразвитые существа (к которым будут принадлежать) происходят от людей. Это будет огромным шоком!

• И мазохисты во всем признаются под пыткой. Из благодарности.

• Будь альтруистом, уважай эгоизм других!

• Великие времена могут вместить порядочное количество маленьких людей.

• Чтобы вскарабкаться наверх, надо сложить крылья.

Презренны империи что сходят со сцены

• Все понимаем. Поэтому ничего не можем понять.

• Иногда дьявол искушает меня поверить в бога.

• Даже из мечты можно сварить варенье, если добавить фруктов и сахару.

• А может быть стены Иерихона пали просто потому, что в городе слишком сильно дули в фанфары.

Источник

Станислав Ежи Лец. Иронические афоризмы

Л у ч ш и е ц и т а т ы и а ф о р и з м ы

Когда я думал, что достиг дна, снизу постучали.

В пустую женщину можно вложить много денег.

Если бы козла отпущения можно было еще и доить!

Даже если дать корове какао, не выдоишь шоколада.

Заветная мечта попугая: повторять самого себя.

Петух воспевает даже то утро, когда его положат в суп.

Бедная земля, все наши тени падают на нее.

Когда сплетни стареют, они становятся мифами.

А может быть стены Иерихона пали просто потому, что в городе слишком сильно дули в фанфары.

А может быть, мы только чье-то воспоминание?

Брюки протираются даже на троне.

Государство, заранее знающее даты смерти своих граждан, может вести в высшей степени плановое хозяйство.

Иногда я перестаю верить в синеву небес: мне кажется, что это пространство, идеально покрытое синяками.

Ну допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?

Трусы должны иметь власть, иначе им боязно.

Сапог победителя, случалось, принадлежал побежденному.

Имеет ли право людоед говорить от имени съеденных им?

Он шел по трупам идущих к цели.

Хочешь петь в хоре? Сперва присмотрись к палочке дирижера.

Чтобы вскарабкаться наверх, надо сложить крылья.

Если сломан хребет,- горб вырастает на психике.

Из нулей легко сделать цепь.

Каждая метла постепенно сметается сама.

Иногда, только сойдя со сцены, можешь узнать, какую роль ты играл.

Есть ли идеалы ходя бы у тех, кто отобрал их у других?

Кто верит в чудеса! Но все их ждут.

Будь у меня сила воли побольше, я бы сумел пересилить ее.

Даже из мечты можно сварить варенье, если добавить фруктов и сахару.

Если вода доходит до рта, держи голову выше.

Буква закона должна быть включена в алфавит.

Для старого Рокфеллера издавали специальную газету, заполненную вымышленными новостями. Некоторые страны в состоянии издавать такие газеты не только для миллиардеров, но для всего населения.

Власть чаще переходит из рук в руки, чем из головы в голову.

Иногда жесткая позиция является следствием Паралича.

Когда хамелеон у власти, цвета меняет окружение.

Демонтируя памятники, не трогайте постаментов. Они еще могут пригодиться.

А может быть, прекрасная пещерная живопись вынуждена была когда-то уйти в подполье?

Истина обычно лежит посередине. Чаще всего без надгробия.

Какие-нибудь будущие дарвины, быть может, выдвинут тезис, что высокоразвитые существа (к которым будут принадлежать) происходят от людей. Это будет огромным шоком!

Чаще всего выход там, где был вход.

Некролог был бы лучшей визитной карточкой.

Беззубым многое легче выговаривать.

Аппетит приходит во время еды, но не уходит во время голода.

В борьбе между сердцем и головой в конце концов побеждает желудок.

Бедный человек, говоришь «после нас хоть потоп!» и всего только дергаешь за ручку бачка.

Все в руках человека. Поэтому их надо как можно чаще мыть.

Если мираж окажется действительностью, требуйте компенсации.

Дорожные указатели не облегчают крестный путь.

Боюсь ангелов, они добры, согласятся быть и дьяволами.

В раю должно быть все: и ад тоже!

Верующий ли я? Это одному Богу известно.

Порой меня охватывает тревога: а вдруг мы уже в раю?

Границы рая и ада подвижны, но всегда проходят через нас.

Во всем виноваты евреи. Это их Бог нас всех сотворил.

Грустно, если позвоночник распрямляется только на кресте.

Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди.

Есть святые, житие которых начинается с канонизации.

Возможно, и на пороге смерти прибита подкова счастья.

Жаль, что в рай надо ехать на катафалке!

Еще ни один Бог не пережил утраты верующих в него.

В рог изобилия громко трубят. Наверное, он пуст.

Кто знает, может быть, дьявол упорхнул бы от нас, если бы его окрылили?

Иногда дьявол искушает меня поверить в Бога.

Дьяволы бывают двух видов: разжалованные ангелы и сделавшие карьеру люди.

Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу.

Если кричат: «Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: «Прогресс чего?»

Низменный аргумент пигмеев: «Мы ближе всех к земле».

Человек задумывается о цели своего существования; возможно, устрицы задумываются о том же, если только им не открыл этого какой-нибудь официант.

Кто выбрался на берег на гребне волны, может скрыть, что у него мокро в штанах.

Жалобы на алкоголизм? А разве гражданам дали познать вкус нектара?

Боюсь незаряженных ружей. Ими разбивают головы.

Перегоняя кого-либо, смотри: не пришлось бы от него убегать.

Еще раз начать сначала, только как перед этим закончить?

Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим.

Истинный мудрец: всегда бил поклоны правителю так, чтобы показывать зад его прислужникам.

Будущее нужно постоянно вызывать из небытия, прошлое приходит само.

Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем.

Электронный мозг будет думать за нас точно так же, как электрический стул за нас умирает.

В тёмные времена трудно уйти в тень.

Есть пьесы настолько слабые, что никак не могут сойти со сцены.

Даже в его молчании были грамматические ошибки.

Даже безмолвствуя, бери самый высокий тон.

Будь внимательней! Выходя из своих снов, можешь попасть в чужие.

Будь осторожен, не создай по невнимательности чего-нибудь величественного, ведь стольким людям придется сознательно посвятить свою жизнь, что бы созданное тобой умалить.

Когда прыгаешь от радости, смотри, чтобы у тебя не выбили почву из-под ног.

Вы можете представить себе женщину, которая позволила бы своему любовнику тысячу и одну ночь рассказывать сказочки?

Будь реалистом: не говори правды.

Глупость никогда не переходит границ: где ступит, там ее территория.

Если тебе нравится мешок, купи его вместе с котом, которого тебе хотели в нем продать.

В праве ли съеденный миссионер считать свою миссию выполненной?

В опасные времена не уходи в себя. Там тебя легче всего найти.

Инстинкт самосохранения иногда является импульсом к самоубийству.

У каждого века есть свое средневековье.

Не теряйте голову. Жизнь хочет вас по ней погладить.

Он посыпал себе голову пеплом своих жертв.

Многих вещей нет потому, что их не смогли никак назвать.

И по тому, как дрожат жители, можно уяснить, каков фундамент государства.

Велика сила ничтожества! Ничто его не одолеет.

В настоящей бомбе с часовым механизмом взрывчатым веществом является время.

Следы многих преступлений ведут в будущее.

И кнут пускает побеги, попав на благоприятную почву.

Настоящий враг никогда тебя не бросит.

В некоторых источниках вдохновения музы моют ноги.

С той минуты, как человек встал на задние конечности, все является позой.

В нем ощущается какая-то огромная пустота, до краев наполненная эрудицией.

Душно! Откройте окна. Пусть эти во дворе тоже почувствуют.

Имеет ли человек право считать себя автором непрошенных мыслей?

И голос совести проходит период ломки.

Когда враг потирает руки,- твой час! Давай волю своим!

Великие времена могут вместить порядочное количество маленьких людей.

Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя.

Великие должны наклонять небо к людям, не снижая его уровня.

Подумать только! На огне, который Прометей украл у богов, сожгли Джордано Бруно.

Толстяки живут меньше. Но едят дольше.

Окно в мир можно закрыть газетой.

Можно быть виртуозом фальшивой игры.

Достаточно поддаться иллюзии, что бы почувствовать реальные последствия.

Трудно утвердиться мирам, в Начале которых только Слова, Слова, Слова.

Собака в столице лает центральнее.

Имел пеструю жизнь. Менял флаги.

На пути наименьшего сопротивления подводят и самые сильные тормоза.

Возможности оперы еще не исчерпаны: нет такой глупости, которую нельзя было бы спеть.

Это выдающийся врач: он выдумал несколько болезней и даже сумел широко их распространить.

Рупор не должен удивляться, что его оплевывают говорящие в него.

История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией.

Войте! Почувствуете себя моложе на миллион лет.

И мазохисты во всем признаются под пыткой. Из благодарности.

Вот будет смешно, если не успеют уничтожить мир перед его концом.

Когда мы заселим пустыни, исчезнут оазисы.

Все на свете функционально, а особенно то, что решительно ничему не служит.

Что хромает, то идет.

Я знал человека столь мало начитанного, что ему приходилось самому сочинять цитаты из классиков.

Деньги не пахнут, но улетучиваются.

Все понимаем. Поэтому ничего не можем понять.

Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть.

Когда ошибки будут встречаться реже, они вырастут в цене.

Все слагается в историю, и все в ней разлагается.

Мир без психопатов? Он был бы ненормальным.

Все уже описано. К счастью, не обо всем еще подумано.

Всякий раз, когда я говорю «да», я заранее вижу, скольких «нет» мне это будет стоить.

И на сомнения нужно решиться.

Когда падают головы, не опускай своей.

Те, кто носит шоры, пусть помнят, что в комплект входят еще удила и кнут.

Дух времени пугает даже атеистов.

В самом начале пути к совершенству споткнулся на своем ошеломляющем успехе.

Существует идеальный мир лжи, где все истинно.

Кто знает, сколько слов перепробовал Бог, прежде чем нашел то, которое сотворило мир.

Кто схватывает идею, как насморк, тому легко начхать на нее.

Выкорчевывайте корни зла, они зачастую питательны и вкусны.

Я красивый, я сильный, я мудрый, я добрый. И все это открыл я.

Гарантия мира: закопать топор войны вместе с врагом.

Где же набраться смелости? Смелые ее не отдадут.И что ты скажешь, физика? Охлаждение отношений между людьми, как следствие трения между ними.

С тех пор как я увидел изображения нашего старого, почтенного Господа Бога в виде пожилого господина с лысиной, я окончательно потерял веру в любые, даже самые лучшие средства для выращивания волос.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Презренны империи что сходят со сцены

Короли и дворники равно дою/сны заботиться о блеске своего двора (Эмиль Кроткий).

Эх! Вывели* Вывели, как какое-нибудь ничтожное пятно на скатерти (А. Аверченко, Новогодний тост).

Я потерял на одной неделе жену и зонтик.

(Последний пример содержит также и добавочный смысл: осуждение бессердечия осиротевшего супруга).

2) Если в первой части каламбура указывается некая цель, а во второй — (формально!) говорится о ее достижении, то, учитывая специфику каламбура, можно быть уверенным, что по существу описываемое лицо потерпело неудачу (нечто на тему о тщете человеческих усилий или иллюзорности исполнения людских желаний). Ср. шутливый рассказ Е. Шварца о Михаиле Слонимском:

Федин уехал в Крым за неделю до землетрясения.

Федин уехал встряхнуться.

—Прислуживаться к начальству? Нет уж, увольте. И его уволили (Эмиль Кроткий).

3) В синтаксически сложных шутках синтаксические связи между частями сохраняются, однако общий смысл меняется, иногда до противоположного. Чаще всего обыгрываются таким образом причинно-следственные отношения. Вот показательный пример. Слова слабый и сходить многозначны. В предложении Артист настолько слаб, что не может сойти со сцены эти слова обозначают физический признак и его следствие — невозможность осуществить физическое действие (сойти со сцены). В предложении Есть пьесы настолько слабые, что моментально сходят со сцены мы имеем дело с переносными значениями слов слабый и сходить, и здесь естественное следствие прямо противоположное (неизбежность быстрого схода со сцены). Но вот С. Лец соединяет в одном высказывании значения, которые «находятся в разных измерениях» — прямое с переносным:

Есть пьесы настолько слабые, что не могут сойти со сцены.

Возникает каламбур, причинно-следственные связи приобретают абсурдный характер, но это — отражение абсурдности самой жизни: ведь слабые произведения, как известно, обладают иногда завидным долголетием.

Подобные шутливые обоснования требуют от автора изощренной техники и, естественно, довольно редки (впрочем, они встречаются уже и в литературе прошлого века, и в фольклоре). Еще несколько примеров:

На похоронах Н. А Полевого, в церкви Николы Морского, Ф. В. Булгарин хотел было ухватиться за ручку гроба-, присутствовавший при этом П. А Каратыгин, оттолкнув его, сказал:—Уж ты его довольно поносил при жизни (Рус. лит. анекдот).

Не бойтесь этой гранаты, она ручная (Эмиль Кроткий).

Слов ему явно не хватало: он поминутно просил слова у председателя (Эмиль Кроткий).

В того, кто полон оптимизма, больше ничего не лезет (Г. Малкин).

Вижу: пыль лежит.,Дай, думаю, ия прилягу.

В последнем примере два совершенно не связанных по смыслу высказывания связываются на основании формальной близости двух элементов (лежит — прилягу). Тем самым обращается внимание слушателя на то, что формальное сходство, не подкрепленное смысловым, может приводить к абсурду. Впрочем, приведенное высказывание не бессмысленно — происходит самодискредитация говорящего, в каком-то смысле приравнивающего себя к пыли.

А вот иной вид шутливого обоснования:

Моча—единственное на свете, о чем нельзя сказать, что этоговно!

Отказываясь от серьезного обоснования своего чрезвычайно пессимистического взгляда на жизнь («Всё на свете —дерьмо!»), автор дает шутливое, чисто лингвистическое обоснование, которое в формальном плане безупречно (с точки зрения языковых норм, существительное говно в переносном смысле приложимо к любому существительному, кроме, может быть, существительного моча). И здесь, и во многих других случаях в смысл каламбура входят наблюдения над языком, подшучивание над его «странностями» (об этом мы уже говорили в разд. 7 главы Прагматика).

Впрочем, в некоторых особых случаях каламбур может быть намеренно неостроумным или бессмысленным. В качестве примера можно указать каламбуры сумасшедшего Физикевича из рассказа Е. Петрова. Плоские каламбуры являются одним из основных художественных средств развенчания ненавистною для В. Набокова типа пошляка. Сходным образом использует неостроумные и бессмысленные каламбуры Андрей Белый в романе «Петербург» при характеристике сенатора Аблеухова.

Источник

ВОШ 2020 муниципальный этап по русскому языку 7,8,9,10,11 класс задания и ответы олимпиады

ПОДЕЛИТЬСЯ

Задания и ответы ВОШ 2020 муниципального этапа по русскому языку для 7,8,9,10,11 класса всероссийской олимпиады школьников, официальная дата проведения олимпиады в Москве: 17.11.2020 (17 ноября 2020 год)

Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2020 для 7 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2020 для 8 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2020 для 9 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2020 для 10 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2020 для 11 класса: скачать

Ответы и критерии для заданий 7-11 класса: скачать в PDF

Видеоразбор заданий ВОШ 2020 7-8 класса:

Видеоразбор заданий ВОШ 2020 9-11 класса:

ВОШ 2020 по русскому языку 7 класс задания и ответы муниципального этапа:

1)Прочитайте текст и выполните задания. Ту же был домъ Соломонь, и силно было здание его, и велико велми, и зѣло красно. Мощенъ был весь мраморными дъсками и есть на комарах* утверженъ, и воды исполнен весь дом-отъ был. *На комарах – на сводах. 1. Выделите этимологический корень в слове здание. Приведите не меньше двух исторически родственных ему слов.

2)Даны следующие слова: местный, сердце, поздний, солнце. Каковы сходства и различия в произношении данных слов? Определите закономерность. Свой ответ обоснуйте.

3)Лингвисты выделяют две сравнительные степени наречий и прилагательных. Например, форма младше – это, условно говоря, «стандартная» сравнительная степень, а форму помладше условно можно назвать «второй» сравнительной степенью. Опишите различия в значении и в функционировании в предложении двух этих форм. Приведите иллюстрирующие эти различия контексты.

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (1) куда он переместил неподъёмный мешок с разным лакейским скарбом (2) притащив туда также свою шинель и вместе с нею какой-то особый запах (3) неизменно узнаваемый всеми людьми (4) знавшими привычки Петрушки (5) так что теперь всем могло показаться (6) будто он жил в этой передней всегда. Эксперт написал, что формулировка задания требует уточнения (он разъяснил, по какой причине). Кроме того, эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (5) – это задача повышенного уровня сложности. Поясните мнение эксперта и уточните формулировку задания. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (5), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого.

5)Представьте себе, что специалисты разработали компьютерную программу, позволяющую автоматически создавать «новые слова» из уже существующих в языке слов – вершин словообразовательного гнезда. При этом программа создаёт такие «квазислова» строго по аналогии с существующими в языке словообразовательными цепочками. Перечень таких цепочек заложен в программу из «Словообразовательного словаря русского языка» в 2 т. А.Н. Тихонова (1985). Следует отметить, что такой «формальный» подход программистов к идее образования слов вызывает критику со стороны лингвистов, потому что компьютерная программа учитывает только формальную сторону словообразования, никак не отражая смысловой (семантический) аспект.

Приведём пример использования такой программы: звонкий – *звончить – *призвончить – *призвончённый – *призвончённость (по аналогии со словообразовательной цепочкой: глухой – глушить – приглушить – приглушённый – приглушённость) *Звёздочкой помечены «квазислова», составленные программой. Как в результате работы этой программы могло бы быть получено «слово» РАСКОРНЁННОСТЬ? Выберите вариант(-ы) ответа, в котором(-ых) верно дана реальная словообразовательная цепочка, послужившая «прототипом» для «слова» РАСКОРНЁННОСТЬ.

6)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. С помощью НКРЯ можно узнать, как часто какое-то слово употребляется в текстах определённого периода. Для этого нужно воспользоваться функцией построения графиков (по горизонтали указаны годы, по вертикали – сколько раз на миллион словоформ встретилось интересующее исследователя слово). Перед вами пример таких графиков для слов телевизор, телефон и телеграф. Определите, какому слову какой график соответствует (графики пронумерованы).

7)Однокоренные слова одной части речи, сходные по звучанию, но различающиеся не всегда очевидными для говорящих оттенками своих значений, так что их можно спутать в употреблении. (Здесь ответ запишите во множественном числе.)

8)≈ фразеологизм. Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов

9)Стечение двух или более гласных внутри слова или на стыке двух слов. Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов.

10)Слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке. Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов.

11)Собственное имя человека (др.-греч. ἄνθρωπος – человек и ὄνομα – имя). Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов.

12)Устаревшая глагольная форма, основным значением которой обычно считается предшествование по отношению к некоторой ситуации в прошедшем. Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов

13)Слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него. Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов.

14)Измeнeниe xapaктepa или знaчeния мopфeм и иx cooтнoшeний в cлoвe пpи coxpaнeнии иx чиcлa. (От лат. приставки de- со значением отделения, отмены + correlatio – взаимосвязь, взаимообусловленность.) Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов.

15)Устаревшая временнáя форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом. Запишите в ответе слово без каких-либо дополнительных символов.

ВОШ 2020 по русскому языку 8 класс задания и ответы муниципального этапа:

1)Прочитайте текст и выполните задания. Бысть убо нѣкы благочестивый мужь от града Любичя, яже во нь измлада вселися страхъ Божий, и желаше въ иноческый облещися образъ. Человѣколюбивый же Господь възложи ему на сердце въ страну ити Грѣческую и тамо острищися. 1. Ученику дали следующую пару слов: нога – ножной. Затем его попросили выписать из данного текста все слова, в корнях которых есть такое же чередование согласных, и доказать это собственными примерами, т. е. подобрав слово с тем же корнем с Г и/или Ж соответственно. Ученик выписал следующие слова, подобрав в скобках собственные примеры: благочестивый (блажен), града (горожанин), измлада (моложавый), Божий (Бог), възложи (возлагать), острищися (остригусь, острижётся). В каких-то случаях ученик ошибся. В каких словах он ошибся и почему?

2)Какой частью речи является слово нь во фразе «яже во нь измлада вселися страхъ Божий»?

3)Один лингвист исследовал взаимозаменяемость местоимений какой-то и какой-нибудь, рассматривая следующие контексты из Национального корпуса русского языка: 1. Странная самодельная спецовка делала их похожими на работяг с какого-нибудь вредного завода. [Виктор Астафьев. Обертон (1995–1996)] 2. Всё-таки рабочий класс, а не босяк какой-нибудь! [Фазиль Искандер. Бедный демагог (1969)] 3. Можно ли по каким-нибудь признакам отличить добрых от злых? – спрашивает ученик. [А.Я. Гуревич. Популярное богословие и народная религиозность средних веков (1976)] 4. И не какой-нибудь всемирно известный, боже сохрани, а заурядный, провинциальный, который всегото и был знаменит, что одним талантливым вскриком в одном месте одной роли. [И. Грекова. Без улыбок (1975)] 5. – Может, её какая-нибудь рыба унесла, – добавил тот же мальчик, прыгая на одной ноге, чтобы вытряхнуть воду из ушей. [Фазиль Искандер. Время счастливых находок (1973)] 6. Пронька глядел на ёлки – нету ли рябчиков, и под ноги поглядывал – не мелькнёт ли среди камушков какой-нибудь алмаз. [Юрий Коваль. Лабаз (1972)] Распределите данные предложения на две равные группы в зависимости от того, можно ли в них заменить местоимение какой-нибудь на какой-то без смысловых потерь и с сохранением корректности всего предложения. Какой(-ие) признак(-и) лежат в основе этого распределения?

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину(-ы) постановки этого пунктуационного знака. В просвещённой России есть теперь весьма много почтенных людей (1) не умеющих покушать в трактире без того (2) чтоб не побеседовать со слугою (3) подающим блюда (4) приготовленные поваром для проезжаю-щих (5) и это (6) несомненно (7) свидетельствует в пользу успехов цивили-зации в Отечестве. Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (5) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (5), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого (основания сугубо формальные). Выберите ответ(-ы), который(-ые) правильно указывают основание(-я) постановки запятой:

5)Представьте себе, что специалисты разработали компьютерную программу, позволяющую автоматически создавать «новые слова» от уже существующих в языке слов – вершин словообразовательного гнезда. При этом программа создаёт такие квазислова строго по аналогии с существующими в языке словообразовательными цепочками. Перечень таких цепочек заложен в программу из «Словообразовательного словаря русского языка» в 2 т. А.Н. Тихонова (1985). Следует отметить, что такой «формальный» подход программистов к идее образования слов вызывает критику со стороны лингвистов, потому что компьютерная программа учитывает только формальную сторону словообразования, никак не отражая смысловой (семантический) аспект.

Приведём пример использования такой программы: звонкий – *звончить – *призвончить – *призвончённый – *призвончённость (по аналогии со словообразовательной цепочкой: глухой – глушить – приглушить – приглушённый – приглушённость) *Звёздочкой помечены «квазислова», составленные программой. Как в результате работы этой программы могло бы быть получено «слово» БЕДАЧЕСТВОВАТЬ? Выберите вариант(-ы) ответа, в котором(-ых) верно дана реальная словообразовательная цепочка, послужившая «прототипом» для «слова» БЕДАЧЕСТВОВАТЬ

6)Порядок слов в русском предложении подвижный, и в простом предложении он прежде всего служит средством актуального членения, то есть позволяет разграничить тему (основание высказывания, его исходную часть – то, о чём говорится) и рему (новую, актуальную информацию – то, что говорится), подчеркнуть, какую часть высказывания говорящий считает важной. Однако порядок слов выполняет и собственно грамматическую функцию – служит средством разграничения моделей, по которым строятся предложения, или синтаксических функций словоформ в составе предложения. Сопоставьте данные ниже пары примеров и выполните задания. 1. На следующий день в секцию записались пять человек. – Пять человек записались на следующий день в секцию. 2. Пётр Иванович Никифоров – бригадир нашей рыболовецкой артели. – Бригадир нашей рыболовецкой артели – Пётр Иванович Никифоров. 3. Сегодня очень густой туман. – Туман сегодня очень густой. 4. Татьяна Ивановна рассказала интересную историю. – Интересную историю рассказала Татьяна Ивановна. 5. Чудесный человек твоя сестра! – Твоя сестра – чудесный человек! Укажите номера примера(-ов), где изменение порядка слов является только средством актуального членения предложения – не меняет его грамматической структуры и разграничивает лишь коммуникативные варианты.

7)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. С помощью НКРЯ можно узнать, как часто какое-то слово употребляется в текстах определённого периода. Для этого нужно воспользоваться функцией построения графиков (по горизонтали указаны годы, по вертикали – сколько раз на миллион словоформ встретилось интересующее исследователя слово). Перед вами график частотности слова дискета.

8)Совокупность (и система) всех словоформ слова.

9)Диакритический знак в виде волнистой или зигзагообразной линии ( ͠ ), использующийся в греческой, латинской и кириллической графике для сокращения слов и обозначения числовых значений; в настоящее время сохраняется только в церковнославянском языке.

10)Слово для связи подлежащего и сказуемого, выраженного не глаголом, в предложении (в предложениях типа «Петя – школьник.»).

11)Исторический процесс в морфемной структуре слова, приводящий к уменьшению в нём количества морфем.

12)Служебная часть речи, выражает синтаксические отношения между словами и находится после слова, к которому относится (в отличие от предлога). (Например: не корысти ради, а удовольствия для, несколько часов спустя, собственным интересам вопреки.)

13)Способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом (ср. тот же термин в химии, служащий для описания способности химических элементов образовывать соединения той или иной структуры).

14)Реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. Например, [а], [ó] и [ъ] по отношению к фонеме /o/. Термин происходит от греч. αλλος – другой и φονη – звук и обозначает не воспринимаемые говорящими в качестве смыслоразличителей (ими нельзя различить слова в парах вроде рак – лак) варианты звука.

15)Акycтичecкий эффeкт нepитмичecкиx кoлeбaний aктивныx opгaнoв peчи, a тaкжe тpeния и взpывa y cближeнныx или coмкнyтыx opгaнoв peчи в пoлocти pтa.

16)Вариант морфемы, которая может иметь разные варианты произношения, не изменяя при этом своего значения (например, приставки во- и в-). Термин происходит от греч. Άλλος – другой и μορφή – форма.

17)Слияние двух смежных гласных в один гласный, наблюдаемое, например, в словах дикoбpaз (из дикooбpaз), Фёдop (из Фeoдop).

ВОШ 2020 по русскому языку 9 класс задания и ответы муниципального этапа:

1)Прочитайте текст и выполните задания. И ту есть гора высока зѣло, и на той горѣ святаа Елена крестъ поставила кипарисенъ велик на прогнание бѣсомъ и всякому недугу на исцѣление и вложила въ крестъ честный гвоздь Христовъ. И бывають ту, на мѣстѣ том у креста того, знамения велика и чюдеса и донынѣ. 1. Какое существительное со значением «чародей, колдун» родственно слову «чюдеса»? Какое чередование согласных наблюдается в этой паре слов?

2)Какой частью речи является слово ту, дважды встречающееся в тексте?

3)Некая лингвистическая программа может производить морфологический разбор введенной формы. Эта программа будет предлагать все возможные способы такого разбора для введенной формы. В частности, если ввести слово стекло, то оно будет представлено в разборе и как форма глагола стечь и как форма существительного стекло. В программу ввели некоторую форму, и она предоставила следующие варианты разбора: 1) наречие, сравнительная степень; 2) существительное, женский род, неодушевлённое, (А) падеж, единственное число; 3) существительное, женский род, неодушевлённое, (Б) падеж, единственное число; 4) прилагательное, сравнительная степень. К некоторым из разборов программа предложила и смысловые характеристики: «большое количество», «пространство и место», «множество и совокупность объектов», «растения».

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. И вот путник после длинной (1) скучной дороги с её холодами (2) слякотью и грязью видит наконец знакомые огоньки (3) которые несутся навстречу ему (4) радуя глаз и рождая в душе его высокое чувство (5) самое приятное из существующих на свете (6) и он веселится как ребёнок. Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (6) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (6), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого. Выберите ответ(-ы), который(-е) правильно указывают основание(-я) постановки запятой.

5)Прочитайте данные ниже предложения и выполните задания. 1. Кто кивер чистил, весь избитый, кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус… (М.Ю. Лермонтов) 2. Кто не знает дядю Стёпу? Дядя Стёпа всем знаком! (С.В. Михалков) 3. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С.Я. Маршак) 4. Зоенька, а Зоенька, на батарее есть кто живой? (Ю.В. Бондарев) [пример из НКРЯ] 5. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. (Поговорка) 6. «Вот так история… – размышлял Ёжик, отряхиваясь. Разве кто поверит?!» (С.Г. Козлов) [пример из НКРЯ] 7. Дети, а вот кто эта девушка с бабочкой в волосах? (В.П. Аксёнов) [пример из НКРЯ]

6)Установите связь между типом контекста и разрядом местоименных слов, в значении которого употреблено слово кто. Укажите разряд местоимения и номер примера, иллюстрирующего закономерность. 1) вопрос к подлежащему или сказуемому – … 2) косвенный вопрос в сложноподчинённом предложении – … 3) сопоставление однотипных ситуаций с неопределёнными участниками – … 4) предположение – … 5) риторический вопрос в значении утверждения – … 6) риторический вопрос в значении отрицания – …

7)Даны слова: биолога (именительный падеж единственного числа), лепь, институтник, гитарить. 16. Определите, из каких словарей взяты эти слова

8)Подберите по одному примеру пары «производящее – производное» из реального языка, по аналогии с которой образованы эти слова.

9)Объясните, почему в эти словари может попасть слово бессонный.

ВОШ 2020 по русскому языку 10 класс задания и ответы муниципального этапа:

1)Прочитайте текст и выполните задания. Безводно мѣсто то есть: ни рѣки, ни кладязя, ни источника нѣсть близ Иерусалима, но токмо едина купѣль Силоамля*. Но дъждевою водою живуть вси людие и скоти въ градѣ том. И жита добра ражаються около Иерусалима в камении том без дожда, но тако, Божиимъ повелѣниемъ и благоволением. * Силоамля – Силоамская. 1. Выпишите из текста существительное, исторически родственное слову со значениями «движение электрического заряда в проводнике» и «движение в одном направлении». Запишите все возможные варианты этого корня, представленные в современном русском языке.

2)Какой частью речи является слово «жита» из фразы «и жита добра…»? Приведите начальную форму этого слова.

3)Даны следующие словоформы: к дому, от бочки, от вопроса, с нотой, от молока, к растению, с лодкой, от йода, от дачи, с тыквой. В чём различие между этими примерами с точки зрения произношения согласного звука предлога и первого согласного существительного? Затранскрибируйте соответствующий фрагмент. Свой ответ обоснуйте.

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. Особенно хорошо сказывала бабушка стихи о том (1) как Богородица ходила по мукам земным и как она укоряла убийцу-разбойницу «князь-барыню» (2) оставившую без родителей «деток малых» (3) побиравшихся у чужих ворот (4) пытаясь спастись от голоду (5) и невольные слёзы наворачивались у слушателей – не верить бабушке было нельзя. Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (5) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (5), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого (основания сугубо формальные). Выберите ответ(-ы), который(-е) правильно указывают основание(-я) постановки запятой.

5)Перед вами «квазислово», искусственно образованное от существующего в языке слова посредством существующего в языке суффикса. В «квазислове» многоточием обозначен ударный звук [о], который может быть отражен на письме буквой О или буквой Ё. Морж..вка Выберите верные суждения, объясняющие постановку той или иной буквы.

6)Смысл сложного предложения определяется не только его синтаксической структурой и лексическим наполнением, но и актуальным членением: в процессе коммуникации говорящий разграничивает тему высказывания (исходную часть информации – то, о чём говорится) и его рему (новую, актуальную информацию – то, что говорится). В стилистически нейтральном (неэкспрессивном) сложноподчинённом предложении придаточная часть обычно входит в состав ремы, а изменение порядка частей превращает придаточную часть в тему. В каких из данных ниже примеров изменение позиции придаточной части относительно главной невозможно? Назовите тип этих придаточных. Остальные примеры перестройте так, чтобы придаточная часть вошла в состав темы. Запишите эти предложения. 1. Дорогу размыло, так что ехать нельзя. 2. Ехать нельзя, так как дорогу размыло. 3. Ехать нельзя, потому что дорогу размыло. 4. Я никогда не думал о том, как пишется слово «благословение». 5. Я не думал о тех, кто остался на берегу. 6. В сарае мы нашли санки, причём они были в прекрасном состоянии.

ВОШ 2020 по русскому языку 11 класс задания и ответы муниципального этапа:

1)Прочитайте текст и выполните задания. И есть Вифаниа градок малъ к полуденью лиць от Иерусалима. И влѣзучи есть во врата градка того, на деснѣй руцѣ есть пещера, и в той пещерѣ есть гробъ святаго Лазаря. И в той келии Лазарь болѣлъ, ту же и умерлъ был. И есть посрѣдѣ градка того церкви велика, создана вверхъ и исписана добрѣ была вся. 1. Выпишите из текста фразу, которая обозначает направление стороны света

2)Какой частью речи является слово «добрѣ» из фразы «исписана добрѣ была вся»?

3)Придумайте одну такую последовательность букв, которая одновременно может быть осмыслена как одна из форм реальных русских: 1) существительного; 2) наречия; 3) прилагательного; 4) слова категории состояния. Приведите ваши предложения, наглядно иллюстрирующие соответствие каждому из четырёх требований.

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. Презренны империи(1) что сходят со сцены (2) оставляя за собой развалины чужих культур (3) дымящиеся (4) как оливковая роща (5) подожжённая варваром (6) который расчищал так землю под пастбище (7) и не жаль потомкам таких империй. Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (7) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (7), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого (основания сугубо формальные). Выберите ответ(-ы), который(-е) правильно указывают основание(-я) постановки запятой.

5)Перед вами «квазислово», искусственно образованное от существующего в языке слова посредством существующего в языке суффикса. В «квазислове» пропущена буква, обозначающая на письме ударный звук [о]. Дрожж..вка Определите, какая буква пропущена. Объясните ваш выбор, опираясь на сведения из области словообразования и орфографии.

6)Измените последовательность частей в предложении Никто не говорил о том, что будет легко таким образом, чтобы придаточная часть оказалась в составе темы. Запишите получившееся предложение. Укажите тип придаточного, объясните, какой член предложения главной части будет перемещаться вместе с придаточной, оставаясь в препозиции к ней, и какую роль он играет как элемент структуры сложного предложения. Определите позицию придаточной части относительно главной и опорного слова.

7)Представлен отрывок из словника некоторого словаря, составленного в 1998 году. декабрин декабрина декрет дело деловод деловодство делячество демарш демократ демократизм демократия демонстрация дензнак детгиз детсовет ДНД Днепрострой 14. Определите, что это за словарь, и кратко обозначьте его предназначение.

8)В словаре, представленном в задании, относительно других словарей чрезвычайно высок процент слов, образованных определённым способом. Каким? Приведите пример слова, образованного этим способом, которое предположительно встречается в данном словаре.

9)Представлен список словарей. Разбейте этот список на две равные группы по предназначению словаря. Может ли отгаданный вами словарь относиться к какой-либо из групп и если да, то к какой? Объясните своё решение. 1) исторический словарь 2) толковый словарь русского жаргона 3) словарь профессиональной юридической лексики 4) словарь древнерусского языка 5) словарь фразеологизмов 6) словарь архаизмов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *