Президент российской федерации обладает неприкосновенностью что значит

Президент российской федерации обладает неприкосновенностью что значит

Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 462-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.

Источник

Неприкосновенность навсегда

5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.

Юридический щит

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Где экс-президентам жить хорошо

В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»

Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.

Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».

Штрафы можно не платить

До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм ­гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».

По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.

В подготовке статьи участвовал Максим Иванов

Источник

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Режим неприкосновенности распространяется не только на действующего главу государства, но и на Президента, прекратившего исполнение полномочий. В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ обладает неприкосновенностью: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства. Н.П. РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Генеральный прокурор в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представление в Государственную Думу. Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который в трехмесячный срок рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Отказ Государственной Думы дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, а равно решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу, и влечет за собой прекращение такого дела.

Полезное

Смотреть что такое «НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — принудительный акт смещения Президента РФ с должности на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности в этом смысле является мерой конституционной ответственности… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Правовая система Российской Федерации — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине… … Википедия

Военно-морской флаг Российской Федерации — Военно морской флаг Российской Федерации. 21 июля 1992 года, согласно указу Президента Российской Федерации, в связи с прекращением существования Союза ССР, необходимостью приведения статуса кораблей (катеров) и судов Военно Морского Флота… … Википедия

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

Администрация президента России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Указ президента Ющенко о роспуске Верховного совета Украины (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

Указ президента Ющенко о роспуске Верховного совета Украины — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

Источник

Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

Информация об изменениях:

Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.

Источник

Полномочия председателя СКР по лишению бывшего главы государства неприкосновенности упразднены

Президент российской федерации обладает неприкосновенностью что значит

9 декабря Госдума в третьем чтении приняла поправки в ст. 3 Закона о гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи (законопроект № 1049598-7).

Как отмечается в пояснительной записке, поправки обусловлены принятием Закона о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены изменения в ст. 93 Основного Закона.

Содержание изменений

Новая редакция ст. 3 о неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, включает 6 пунктов. Так, согласно п. 1 экс-глава государства не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Положения о распространении неприкосновенности на занимаемые бывшим президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, документы, багаж и переписку сохранились, и теперь составляют п. 2 ст. 3 Закона.

Исключено положение о том, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий президента председатель СКР направляет соответствующее представление в Госдуму. Теперь, как указано в п. 3, президент, прекративший исполнение полномочий, может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВС о наличии в действиях данного лица признаков преступления и заключением КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении экс-президента неприкосновенности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа сенаторов и депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Госдумой (п. 4). Решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение считается отклоненным (п. 5).

В заключительном п. 6 отмечается, что бывший президент, в отношении которого выдвинуто обвинение, вправе участвовать в рассмотрении данного вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Эксперты отметили усложнение порядка лишения неприкосновенности

Эксперт добавил, что, согласно законодательству большинства европейских стран, а также США, бывшие главы государств не обладают иммунитетом от судебного преследования. В некоторых странах положение о неприкосновенности экс-президентов закреплено в конституции, в других этот вопрос регулируется на уровне законов. Согласно поправкам в ст. 3 Закона о гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи неприкосновенность экс-президентов может стать бессрочной, то есть будет распространяться не только на период президентства, но и на всю жизнь бывшего руководителя страны.

«Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения “в госизмене или совершении иного тяжкого преступления”, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения», – отметил Александр Амелин.

Принятые поправки, по мнению эксперта, никак не отразятся на жизни обычных граждан, а направлены на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали пост главы государства, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. «Все это делается на случай прихода к власти оппозиции. Но с другой стороны, если к власти придет оппозиция, будут ли действовать существующие законы? Вопрос остается открытым, и я надеюсь, что мы не столкнемся с такими проблемами», – заключил он.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета Александр Чертков полагает, что новая редакция ст. 3 Закона существенно расширяет гарантии неприкосновенности главы государства: «Наиболее существенные изменения связаны с тем, что, во-первых, неприкосновенность распространяется не только на период исполнения полномочий главы государства, но и на иные периоды его жизни. Во-вторых, существенно усложняется порядок снятия такой неприкосновенности».

При этом ряд гарантий, по мнению эксперта, вполне обоснован – например, право бывшего президента участвовать в обсуждении вопроса о лишении его неприкосновенности, присутствовать на заседании палат парламента. «Положительным моментом видится и ключевая роль палат парламента, а не Следственного комитета России в данной процедуре. Другие гарантии менее очевидны и в определенном смысле чрезмерны», – добавил Александр Чертков.

В целом, отметил эксперт, принятие поправок представляется оправданным, поскольку сменяемость власти – прежде всего верховной, – более значима, чем процедуры обеспечения и лишения неприкосновенности бывшего президента. «Именно полномочия президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева впервые в новой и новейшей истории России прекращались в ходе правовых процедур, а не в связи со смертью, тяжелой болезнью или насильственным отстранением. Данная тенденция должна быть продолжена при большем политическом плюрализме», – резюмировал он.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *