Прежде чем серьезно заняться музыкой будущий композитор закончил морской кадетский корпус
Интересные факты из жизни Римского-Корсакова
Здравствуйте, дорогие читатели нашего сайта. Николай Андреевич Римский-Корсаков – это знаменитый русский композитор, учитель, редактор дирижер, общественный деятель и музыкальный критик, и один из участников так называемой «Могучей кучки», творческого объединения русских композиторов, возникшего в Санкт-Петербурге в середине 19 века.
И сегодня мы решили поближе познакомить вас с этим выдающимся человеком. В публикации мы собрали самые интересные факты из жизни Римского-Корсакова.
Он был продуктом многих влияний. Его отец был государственным чиновником либеральных взглядов, а мать была хорошо образованной и умела играть на фортепиано. Его дядя был адмиралом российского флота, а старший брат, Воин Андреевич, был известным мореплавателем и географом, дослужившимся до звания контр-адмирала. От них Николай Андреевич приобрел интерес к музыке и непреходящую любовь к морю. Когда Римскому-Корсакову было 12 лет, его семья переехала в Санкт-Петербург, где он поступил в военно-морское училище.
В детстве он больше интересовался чтением книг, нежели музыкой. Однако, как того требовало дворянское происхождение, обучение музыке было непременным условием для образованного человека. С 6 лет он начал брать первые уроки игры на фортепиано. В 11 лет он уже самостоятельно сочинял мелодии.
Тем не менее, несмотря на уроки, по-настоящему Римский-Корсаков увлекся музыкой лишь в 14 лет, когда открыл для себя творчество всемирно известных композиторов (Россини, Бетховена, Глинки и др.)
Будущий композитор обучался в Морском кадетском корпусе. После того как он окончил его в 1862 году, он отправился на клипере «Алмаз» в дальнее плавание. В разгар Гражданской войны в США клипер стоял на якоре в Нью-Йорке, Балтиморе, Мэриленде и Вашингтоне. Так как Россия имела достаточно хорошие отношения с «Севером», то моряков там встретили довольно радужно. После его клипер посетил порта Бразилии, Испании, Италии, Франции, Англии и Норвегии.
Во время несения морской службы о музыке пришлось ненадолго забыть, но зато Римский-Корсаков получил очень много впечатлений, которые затем нашли отражение в его произведениях (например, в опере «Садко»).
Он не получил специального музыкального образования, но это не помешало ему развить свой талант в полной мере. В 1862 году он примкнул к Балакиревскому кружку, какой позднее получил известность как объединение «Могучая кучка». Здесь он творил с выдающимися музыкантами и композиторами того времени: М.А. Балакиревым, М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным и др.
Свое первое большое произведение он начал сочинять еще до морской экспедиции. Когда композитор начал писать это произведение, ему было всего 16 лет, и он не имел никакой серьезной музыкальной подготовки. Тем не менее, вернувшись с плавания, он лишь немного поработал над мелодией, прежде чем ее завершить. Так в 1865 году вышла первая редакция «Симфонии №1». Исполнителем выступил сам М.А. Балакирев.
Николай Андреевич известен как создатель композиторской школы. Он обучил порядка двухсот музыкантов, какие впоследствии снискали мировую славу (Михаил Фабианович Гнесин, Стравинский Игорь Федорович и др.). По воспоминаниям учеников, он был очень требовательным и строгим педагогом, от какого никогда нельзя было дождаться похвалы.
Однажды он вступил в спор с Львом Николаевичем Толстым. Предметом их сора было отношение к музыке. Лев Толстой указывал на ее вредное влияние на некоторых людей, с чем композитор, конечно же, не мог согласиться.
Среди всего многообразия музыкальных произведений, славу Римскому-Корсакову принесли сказки: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и др. Таким образом, знакомство с его творчеством у слушателей происходит еще в детстве.
Сам же композитор признавался, что работа над сказочными сюжетами приносит ему особое удовольствие.
Одно из последних его произведений – опера «Золотой петушок» (1907), оказалась под запретом из-за цензуры. Все дело в сюжете сказки, высмеивающей образ царя-самодержца. Для композитора это стало настоящим ударом. Поговаривали, что именно после этого его здоровье сильно пошатнулось.
В 1908 году он умер от инфаркта и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, а впоследствии он вместе с женой был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
Он был женат один раз. Его супругой стала пианистка Надежда Пургольд. В их семье появилось на свет семеро детей, однако двое умерли еще в младенчестве. Старший сын увлекся зоологией и изучением леса, стал видным советским ученым. Двое других сыновей пошли по стопам отца и посвятили жизнь музыке.
Репутация Николая Андреевича была настолько высока, что в 1871 году, когда он был еще совсем молодым, его пригласили преподавать композицию в Санкт-Петербургской консерватории. В своей автобиографии «Летопись моей музыкальной жизни», выпущенной в 1909 году, он откровенно признавался в том, что на тот момент имел недостаточную квалификацию для этой должности.
Строгий приверженец художественной дисциплины, Римский-Корсаков также был резким критиком собственной музыки. Он постоянно редактировал свои ранние композиции, в каких находил технические недостатки. Из-за такой деятельности в каталоге его работ часто встречаются двойные даты, указывающие на первую версию и версию после редакции.
Он потратил очень много времени на то, чтобы доработать музыку своих собратьев по «Могучей кучке», какие скончались так и не закончив свои работы. Именно он закончил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» и оперу своего хорошего друга Мусоргского «Хованщина».
Именно его оркестровая интермедия «Полет шмеля», написанная для его оперы «Сказка о царе Салтане», вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как самое быстрое исполняемое произведение на скрипке.
На этом наша статья подошла к концу, дорогие читатели. Благодарны вам за то, что вы выбрали именно наш сайт.
Квест-викторина по теме «Композиторы «Могучей кучки»
Автор-составитель: Разова Е.Г., преподаватель МБУДО ГШИ №29
«Композиторы «Могучей кучки»
для учащихся ДМШ и ДШИ
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска
«Городская школа искусств № 29»
Квест-викторина по теме «Композиторы «Могучей кучки» предназначена для промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету «Музыкальная литература» дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ, реализуемых в ДМШ и ДШИ (проверка усвоения изученного материала по курсу русской музыкальной литературы).
Цель квест-викторины – закрепить и проверить теоретические знания учащихся по пройденным темам. Время проведения– 40-45 минут.
Все задания квест-викторины связаны с жизнью и творчеством содружества композиторов «Могучая кучка».
Учащийся выполняет задания в таблице, состоящей из названия этапа квеста, собственно задания, ответа и ключевых букв. Все задания вписаны в 3-ю колонку (выделена розовым цветом). При выполнении задания можно пользоваться интернет-источниками, вписывая ответ в отдельную ячейку таблицы (зеленая колонка «ответы»). Последняя колонка – ключевые буквы, которые необходимо найти в ответах и выписать отдельно. Ключевые буквы расположены в произвольном порядке. Когда они будут найдены, из набора букв нужно сложить два слова.
Второй этап квеста «Чьи это произведения?». В нем представлены как названия музыкальных произведений композиторов творческого содружества (и аудиофрагменты), так и произведения известного художника – современника композиторов «Могучей кучки».
Третий этап квеста «Расшифруй цитаты». Необходимо расшифровать высказывания композиторов и впечатать их в колонку с ответами.
Оценка прохождения квеста.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать в процессе прохождения квеста при ответе на вопросы – 24 балла. Критерии оценки: ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной шкале: 23-24 правильных ответа – оценка «5»; 22-23 – оценка «4»; 20-21 – оценка «3»; ниже 20 – оценка «2». За правильно отгаданную ключевую фразу добавляется 5 баллов.
Квест по теме «Могучая кучка» (для старших школьников)
Как готовится квест? Выбирается тема квеста (в нашем случае – это творческое объединение композиторов «Могучая кучка»). Определяются места: начала и завершения игры, место, где лежит приз, остановки; места, где спрятаны подсказки. Продумывается оформление помещений и «путь» маршрута, готовятся эмблемы участников, карта маршрута; приз, который получат игроки в финале. Задания для квеста должны быть интересными и разнообразными, а их сложность ориентирована на примерный уровень знаний, которыми владеют участники в области заявленной темы. Приведенные здесь содержание заданий и специфика организации квеста являются примерными.
Просмотр содержимого документа
«Квест по теме «Могучая кучка» (для старших школьников)»
Квест по теме «Могучая кучка» (для старших школьников)
Как готовится квест? Выбирается тема квеста (в нашем случае – это творческое объединение композиторов «Могучая кучка»). Определяются места: начала и завершения игры, место, где лежит приз, остановки; места, где спрятаны подсказки. Продумывается оформление помещений и «путь» маршрута, готовятся эмблемы участников, карта маршрута; приз, который получат игроки в финале. Задания для квеста должны быть интересными и разнообразными, а их сложность ориентирована на примерный уровень знаний, которыми владеют участники в области заявленной темы. Приведенные здесь содержание заданий и специфика организации квеста являются примерными.
Первое задание вы найдёте в шаре, цвет которого соответствует тому, что составляло основу первой профессии этого композитора (синий шар). Подсказка: современники называли этого композитора музыкальным «маринистом».
Задание 1. Прежде чем серьёзно заняться музыкой, этот будущий композитор закончил Морской кадетский корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз». Кто это?
а) Ц.А. Кюи, б) Н.А. Римский-Корсаков, в) П.И. Чайковский.
Второе задание находится в конверте на столе учителя в школьном кабинете химии. Прочтите письмо: «Он был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке, имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так музыке помогала химия!».
Задание 2. Назовите фамилию этого композитора, автора оперы «Князь Игорь»: а) А.П. Бородин, б) М.П. Мусоргский, в) М.А. Балакирев.
Задание 3. Ведущий вручает конверт, в котором находится слово «портрет», разрезанное на буквы, и предлагает игрокам из разрезанных букв собрать слово, которое является жанром изобразительного искусства. После выполнения данной подводки ведущий вручает группе игроков следующий конверт-задание.
Найдите в рекреации школы портрет композитора (Например: И.Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия) по следующему описанию: «Среди портретов кисти Репина эта работа занимает особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Художник концентрирует внимание на лице композитора: взъерошенные волосы, запущенная борода с усами не отвлекают нас от взгляда. В глазах читается печаль и тоска. Но одновременно это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка написаны схематично, они не подчеркивают болезненность, а служат обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.
Фон на портрете «пустой», свободный от всяких деталей. Можно подумать, что человек изображен на фоне облаков. Создается ощущение грандиозности и величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах. ».
Назовите фамилию русского композитора, автора оперы «Борис Годунов» и фортепианной сюиты «Картинки с выставки» (написанной им под впечатлением от выставки работ своего друга, художника и архитектора В.А. Гартмана): а) М.И. Глинка; б) Н.А. Римский-Корсаков; в) М.П. Мусоргский.
Задание 4. Назовите фамилию руководителя и организатора творческого содружества композиторов «Могучая кучка», творчество представителей которого до сих пор изучают во всем мире. На доске написаны цифры, в которых зашифрована фамилия композитора: 2 – 1 – 12 – 1 – 11 – 10 – 17 – 6 – 3. Подберите ключ к шифру (Балакирев).
Задание 5. Соберите листы с четырьмя ответами на предыдущие четыре вопроса квеста и разложите их на столе: Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Милий Алексеевич Балакирев входили в творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка», сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Назовите фамилию, имя и отчество пятого композитора содружества. (Цезарь Антонович Кюи, русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал).
Задание 6. В школьной библиотеке на полке книг по истории российских городов найдите книгу об истории того города, в котором работало содружество композиторов «Могучая кучка», а в ней – закладку. Прочтите: «Он умел безошибочно определять самое характерное для таланта всех своих многочисленных друзей – композиторов и художников. Обладая огромными познаниями в области литературы, искусства, истории, …он не только подсказывал своим друзьям интересные темы и сюжеты новых произведений, но помогал меткими указаниями, советами, подбором документального материала и т.д. Он жил нуждами и интересами своих талантливых друзей, широко пропагандировал в своих критических статьях все их смелые начинания. Воспитанный в духе идей великих русских революционеров-демократов, он не признавал искусства, оторванного от жизни. «Для меня реальность в искусстве – это всё», – говорил…? (Владимир Васильевич Стасов).
(Подсказка – он был идейным вдохновителем творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» и дал название их кружку).
Задание 7. Для выполнения следующего задания нужно перейти в кабинет истории, где на доске написано: «акев оготацдантявед аниволоп яаротв».
Эта запись поможет ответить на вопрос, в каком веке происходили события темы нашего квеста (вторая половина ХIХ века), если вы её расшифруете.
После ответа игроков на этот вопрос желательно, чтобы учитель истории дал краткую характеристику этого времени в России (использовать карту, видеофрагменты, фрагменты художественных произведений).
Примечание. Важно создать целостное представление у школьников об этом времени, о выдающихся людях, работавших на благо Отечества.
Николай Корсаков. Крохи жития любимца Апполона
Ранние годы
Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года. С раннего детства ему нравилось заниматься музыкой, но сначала он хотел построить карьеру морского офицера и даже поступил в Морской корпус.
Тем не менее, занятий музыкой Николай Андреевич не оставил, а в дальнейшем подружился с Балакиревым, знакомство с которым оказало серьёзное влияние на развитие творчества будущего музыканта и пробило ему дорогу в музыкальные общества. После окончания Морского корпуса он отправился в путешествие, где пробыл около 3 лет, а затем начал получать у Балакирева музыкальное образование.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны — Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. Его творческое наследие воистину бесценно, так как и через сто лет оно продолжает восхищать слушателей не только в нашей стране, но и за её рубежами.
Краткую биографию Николая Андреевича Римского-Корсакова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Римского-Корсакова
Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка», наравне с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным и М.П. Мусоргским. А ведь ему едва минуло 17!
В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. Согласно биографии Римского-Корсакова в 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.
Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева. События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К. Глазунов, он вернулся в родные стены.
Уже на закате жизни Римский-Корсаков получил международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера. Концерты организовал его ученик, С.П. Дягилев. Как профессор композиции он стал наставником многих вдающихся музыкантов, включая И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Весной 1908 года у Николая Андреевича резко обострилось заболевание сердца. И все же он ни на день не оставлял работу. Последнее лето он встречал в собственной усадьбе на псковщине. 8 июня 1908 года композитора не стало.
Интересные факты о Николае Андреевиче Римском-Корсакове
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова
Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже…» русским «Парсифалем»?
В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.
В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» — была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией. Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар». В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.
В 1873 состоялась премьера первой оперы композитора – «Псковитянка». Однако он остался не вполне доволен результатом своей работы и без малого еще 20 лет возвращался к ней, переписывая отдельные фрагменты. А в 1897 году создал «Боярыню Веру Шелога», пролог к «Псковитянке». Примечательно, что либретто этой и многих последующих опер композитор пишет самостоятельно. «Майская ночь», вышедшая в 1880, открывает новый виток в творчестве Римского-Корсакова. Его консерваторские занятия не прошли даром – он овладел контрапунктом, стал лучше понимать принципы оркестровки, расширил знания в области народных песен. Почти сразу за «Майской ночью» появляется «Снегурочка» — опера по одноименной сказке А.Н. Островского. Николай Андреевич лично договорился с драматургом об использовании его сюжета для либретто. Опера писалась летом в деревне Стелево. Композитора вдохновляли и природа, и простой быт, и окружение. Вероятно, именно поэтому «Снегурочка» была написана всего за 2,5 месяца. Уже 10 февраля 1881 года состоялась ее премьера в Мариинском театре, скорее неудачная, хотя и тепло принятая А.Н. Островским.
Последующие десятилетие прошло в работе над симфоническими произведениями, самыми известными из них стали «Испанское каприччио» и «Шехеразада», а также – над последними операми своих друзей: «Хованщиной» М.П. Мусоргского и «Князем Игорем» А.П. Бородина, которые остались незавершенными после их кончины. Мусоргскому и Бородину он посвящает написанную в 1888 году Воскресную увертюру для оркестра. Также композитор занимается переделкой своих ранних произведений. Только через 8 лет после «Снегурочки» на премьерных афишах вновь появляется его имя: выходит опера-балет «Млада».
На рубеже веков Римский-Корсаков создает большую часть своих опер. В 1895 году выходит «Ночь перед Рождеством». Гоголевский сюжет двумя десятилетиями ранее использовал П.И. Чайковский в опере «Кузнец Вакула» (после переработки — «Черевички»), тогда же им заинтересовался и Римский-Корсаков. Сочинение коллеги Николай Андреевич считал слабым, но при жизни Чайковского не решался браться за эту историю, дабы не провоцировать конфликтную ситуацию. После скоропостижной кончины Петра Ильича он немедленно принялся за работу. Современники сравнивали «Ночь перед Рождеством» с его предыдущими операми и, увы, не в пользу последней.
Несмотря на неудачу, композитор берет уже знакомый ему былинный сюжет – «Садко». Создание либретто в этот раз доверено В.И. Бельскому, с которым они работали над предыдущей оперой. Этот творческий дуэт продолжится и в дальнейшем. «Садко» писался вдохновенно, он был начат в Вечаше – усадьбе на псковщине, которую Римские-Корсаковы снимали на лето. Красота этих мест исключительно располагала к творчеству. Осенью 1896 года опера была закончена и издана. Но Мариинский театр ставить ее отказался – таково было решение самого императора Николая II. Однако композитор познакомился с крупным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, имевшим собственную оперу в Москве. Мамонтов оказался поклонником его искусства и поставил «Садко» в начале 1898 года. Премьеру ждал большой успех. Художником спектакля выступил К.А. Коровин, а партию Варяжского гостя исполнил Ф.И. Шаляпин.
Найдя поддержку в лице Мамонтова, Римский-Корсаков создает одноактную оперу «Моцарт и Сальери» на пушкинский сюжет и приступает к воплощению своей давней задумки – «Царской невесте» по драме Л.А. Мея. Это одна из немногих его опер, основанных на реалистическом сюжете. Она была написана за 10 месяцев и менее чем через год, в конце 1899, поставлена Московской частной русской оперой в декорациях М.А. Врубеля. Новое произведение мастера настолько отличалось от остальных, что его обвинили в отходе от принципов «Могучей кучки» и возврату к традиционной оперной форме – с кантиленой и ариями. Однако Николай Андреевич именно такой и хотел видеть эту историю – с певучими монологами и законченными голосовыми ансамблями. Среди непримиримых критиков оперы оказалась даже его супруга. Тем не менее публика приняла «Царскую невесту» лучше, чем все предыдущие его работы. А красота лирических мелодий обеспечила их популярность и узнаваемость.
К столетию со дня рождения А.С. Пушкина композитор приурочил «Сказку о царе Салтане», написанную в соавторстве с Бельским и продолжающую ряд сказочных сюжетов, начатых «Снегурочкой». Опера получилась светлой и радостной, хорошо принималась публикой, была в числе любимых и у автора. Поставлена московской частной оперой в 1900 году. Последующие работы – «Сервилия» и «Пан Воевода» были, по выражению самого Римского-Корсакова, весьма средними. А судьба «Кащея Бессмертного» — поистине драматичной. Московская премьера оперы на столь нехарактерный для композитора сюжет, в котором зло побеждает добро, была тепло встречена публикой. Петербургская же постановка силами студентов консерватории состоялась 27 марта 1905 года и превратилась в политический манифест против действий властей 9 января. После этого большинство произведений композитора были запрещены к исполнению.
Несмотря на сочинение трех опер, период начала 1900-х годов ознаменовался главным событием – подготовкой к написанию «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Либретто было закончено к 1903 году. Еще чуть более года заняли написание музыки и оркестровка. 7 февраля 1907 состоялась премьера в Мариинском театре. Разные исторические источники дают противоположные мнения о реакции публики — от грандиозного приема до недоумения по поводу излишней серьезности и неспешных темпов развития сюжета. Единогласно отмечалось то, что либретто В.И. Бельского – уникальный для музыкального театра образец самостоятельного литературного произведения. Многие критики называют его лучшим в русской музыке. «Сказание…» по праву считается вершиной творчества композитора и одной из самых выдающихся опер 20 века.
Последнюю свою оперу, «Золотой петушок», Николай Андреевич так никогда и не увидел на сцене. Слишком острая политическая сатира в либретто не дала ей возможности преодолеть запрет цензуры. За два дня до смерти композитор получил официальное письмо дирекции императорских театров об отказе в постановке. Только в 1909 году эта редкая по красоте сатирическая опера была показана в Москве с купюрами, на которые Римский-Корсаков никогда бы не дал согласия. Творческое наследие великого композитора, помимо произведений больших форм, включает вокальные сочинения, сборники русских песен и книги.
Музыка Римского-Корсакова в кино
Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов, наиболее заметные из которых:
Сериалы
Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» — единственный байопик о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем по биографии Римского-Корсакого. Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская. Картина рассказывает о второй половине жизни композитора, много экранного времени в ней отведено музыке – показаны сцены из крупнейших опер. К сожалению, сценарий не избежал политической конъюнктуры – большое внимание уделено революционным настроениям и событиям 1905 года, а предприниматели Мамонтов и Дягилев изображены в негативном свете.
Экранизаций опер композитора также почти нет. В 1950-е были созданы анимационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», а также художественный фильм А. Птушко «Садко», в которых звучала музыка одноименных опер. В 1960-е режиссер Владимир Гориккер выпустил два фильма-оперы: «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста». Также существуют несколько DVD-версий театральных постановок: «Садко» Мариинского и Большого театров, «Царская невеста» Немецкой государственной оперы и других.
Н.А. Римский-Корсаков был не только самобытным творцом, но и мастером оркестровки, без которого мы не знали бы ни «Князя Игоря», ни части произведений Мусоргского и Даргомыжского. Он до конца дней оставался верен своему пониманию отечественной музыки и стал одним из последних представителей великой русской музыкальной культуры 19 века.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Видео: смотреть фильм о Римском-Корсакове
Опера
Самыми важными сочинениями считаются оперы, которые были написаны композитором. Он принялся за их создание после того, как в 1873 году оставил службу во флоте. Первым подобным музыкальным произведением стала опера «Псковитянка», затем Римский-Корсаков написал «Майскую ночь», которая была создана по мотивам содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя.
В 1881 году была представлена опера «Снегурочка» — самое главное произведение Римского-Корсакова, написанное по пьесе А. Н. Островского.
Интересным фактом является то, что в 1896 году композитор написал оперу «Садко», которая начала пользоваться известностью и популярностью как у критиков, так и у любителей классической музыки.
Первые крупные сочинения
Титульный лист партитуры Первой симфонии Николая Римского-Корсакова в новом, переработанном издании. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019
Александр Михайлов. Вечер в салоне (Могучая кучка) (фрагмент). 1950-е. Частное собрание
Николай Римский-Корсаков в молодости. 1860-е. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969
В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».
С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.
В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.
В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».
В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.
Эта симфония, написанная в форме обыкновенных немецких симфоний, была первым опытом молодого, еще с технической стороны неумелого, дарования. Первая и последняя ее части… были слабейшими частями этой первой попытки на поприще симфонической музыки. Но в адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма… прелестью инструментовки… новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант.
Петр Чайковский, композитор. Статья из газеты «Современная летопись», 1868 год
Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши. Критик Владимир Стасов писал: «Дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Композитор Цезарь Кюи. Российский национальный музей музыки, Москва
Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Москва, 1890-е годы. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Василий Чеховский / Музей Большого театра, Москва
Композитор Модест Мусоргский. 1874. Санкт-Петербург. Фотография: А.Ф. Лоренц / Русский национальный музей музыки, Москва
В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. У таких сочинений был сюжет, но отсутствовали вокальные партии. Чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор писал объяснение, в котором пересказывал историю, ставшую основой произведения. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков. Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного».
В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.
С 1860-х Николай Римский-Корсаков стал помогать другим композиторам с редактурой их произведений. Вместе с Цезарем Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф». По завещанию Александра Даргомыжского музыкант дописал партитуру его оперы «Каменный гость». Редактировал Римский-Корсаков и произведения своего близкого друга Модеста Мусоргского. Они снимали одну комнату и часто помогали друг другу, играли на одном рояле и даже составили график: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше».
В 1870-х Николай Римский-Корсаков начал писать свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. На создание музыки его вдохновили старинные народные и церковные песни. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто по драме Мея (фрагменты из него Римский-Корсаков использовал при создании своего либретто), а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» прошла в 1873 году на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков вспоминал: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть».
Личная жизнь
Николай Римский-Корсаков был женат один раз и удачно. Его супругой была Надежда Пургольд, пианистка, которую он встретил на творческом вечере у своего старшего коллеги А. С. Даргомыжского. Она стала его помощником, а затем между молодыми людьми вспыхнули чувства.
В 1872 году они сочетались браком. После этого через год на свет появился мальчик, которого назвали Михаилом. Через несколько лет супруга родила дочку Софию, которая в дальнейшем стала оперной певицей. Чуть позже на свет появилось ещё пять детей, двое из которых умерли в младенчестве.
Детство и юность
Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.
Дом, где родился Николай Римский-Корсаков
В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.
Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.
Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков
В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.
Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.
Новые произведения
В восьмидесятые годы вышли симфонические произведения, благодаря которым композитор снискал мировую славу: увертюра «Светлый праздник», оркестровая сюита «Испанское каприччио» и «Шахерезада», а также оперы «Снегурочка», «Майская ночь» и «Млада». В эти годы Римский-Корсаков стал активно сотрудничать с Придворной певческой капеллой. Он также продолжал руководить кружком Беляева и «Русскими Симфоническими Концертами».
В девяностых годах наметился спад в творчестве композитора. В это время он работал над философскими трудами. А уже в середине девяностых появился сразу целый ряд новых опер: «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
А в начале двадцатого века композитор сочинил свои последние сказки-оперы: «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже…». Очень популярной стала «Сказка о царе Салтане».
Что Джордж Лукас думает о диснеевских «Звездных войнах», снятых без его участия
Буквы ничего не означают: инженер-электрик рассказал, как работает Wi-Fi
Минздрав снизил требования к хранению вакцины от коронавируса
С приходом революции Римский-Корсаков поддерживал бастующих студентов, из-за чего был уволен из консерватории. Но вскоре он вновь вернулся в нее.
Музыка
Римский-Корсаков должен был стать моряком. К этому его готовили с детства, чтобы он смог продолжить династию. Но знакомство с известными музыкантами изменило его жизнь. В 1961 году Николай впервые встретился с Балакиревым, который основал содружество «Могучая кучка». Дружба с музыкантами сильно повлияла на жизнь будущего композитора. В содружество входил Мусоргский и Кюи, позднее присоединился Бородин.
Николай под влиянием друзей создал Первую симфонию. К моменту окончания училища были завершены три части произведения. После этого композитор отплыл в кругосветное путешествие. На борту корабля он не переставал работать. Домой он вернулся через три года. Вскоре состоялась премьера его Первой русской симфонии.
Обзор Genesis GV80 3.5T 2021: роскошь внедорожника по доступной цене
Рыбы и другие: 3 знака зодиака, которые ненавидят холод
Компания изготавливает для собак мини-версии кроватей их владельцев