Прежде чем сделать подумай
Классный час на теме «Прежде чем сделать- подумай».
Прежде чем сделать- подумай.
Цель: формировать понятие сущности обдуманного поступка и вред необдуманного.
Оформление и оборудование: цитаты по теме.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что каждый поступок, каждое сказанное вами слово, что бы не навредило никому, должно быть обдуманным.
Давайте посмотрим, что же такое «обдумывание»?
Обдумывание есть не что иное, как попеременное представление хороших и плохих последствий поступка.
В словаре можно найти и такое определение:
Обдумывать, обдумать- мысленно обсуждать, взвешивать что либо, вникать во что либо, мысленно подготавливать что –либо, подготавливать предварительно решение о чем-либо.
Всякое действие предполагает, прежде всего, наличие цели, которая возникает перед человеком. То есть каждый осознает то, чего хочет добиться.
Обычно возникают разные цели и нужно выбрать, какая представляется в настоящее время более значимой и важной.
Чтобы действия стали осмысленными, человек должен четко осознавать, что он хочет.
Поскольку цель, на достижение которой направляются наши действия, отстает от момента возникновения желания ее достигнуть, человек должен мысленно ее представлять, заглядывая в будущее.
Я вам расскажу одну историю.
. Трое ребят слонялись без дела, не зная, чем себя занять. Были каникулы. Дни, а особенно вечера, тянулись долго. Книги ребята не читали, кино им надоело, по телевидению, как им казалось, не показывали ничего интересного. Никто их не развлекал, а развлекать себя сами они не умели.
Тогда они придумали дивное развлечение. Достали тонкую проволоку и, прочно укрепив ее на колышках, натянули поперек тротуара сантиметрах в двадцати выше земли. И, укрывшись поодаль в тени деревьев, стали ждать.
Ждать пришлось недолго. Уже минут через десять о проволоку, не видимую в темноте, споткнулся и упал случайный прохожий-пенсионер преклонного возраста. На крик сбежались жители соседних домов. Ребята бросились на утек. На следующее утро их задержали. Им грозило наказание.
Ради чего пострадал человек- в больнице у него обнаружили сотрясение мозга и перелом руки. Он ничем не досадил этим ребятам, они его даже не знали. Им было все равно, кто споткнется. Лишь бы споткнулись, а они посмеялись.
Как бы вы назвали этот поступок, ребята?
Ученик: Это плохой поступок. Ведь нельзя делать ничего, от чего пострадали бы люди.
Ученица: Это и есть необдуманный поступок, который привел к таким плачевным результатам.
Ученик: Поступок ребята возмутителен. Ведь на месте прохожих могли оказаться и родные им люди.
Учитель: Учитесь думать. Процесс думания начинается с проговаривания про себя тех фактов, которые нуждаются в осмыслении. Допустим, поссорилась два ваших друга. Чтобы понять, кто виноват, вы пересказываете самому себе, что сделал первый, а потом второй. И сопоставляете.
Вообще процесс думания похож на разговор двух собеседников, где один спрашивает, другой- отвечает.
Многие считают, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.
В действительности контроль над поступками надо начинать с дисциплины мышления.
Между мышлением и действием имеется глубокая и прочная связь. Давно было замечено, что человек, думая об определенном движении, невольно его и производит. Это распространяется и на поступки человека. Древнее правило гласит: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Дурной поступок редко бывает случайным, в нем проявляется образ мышления.
Чтобы жить красиво, надо красиво думать.
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышлять о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
А вот еще один пример.
Вашему классу скажем, достается организация какого-то общешкольного мероприятия. Нужно провести праздник.
Но как его устроить? Что делать?
Можно подождать, пока учитель или классный руководитель даст каждому задание.
Но это будет не очень правильно.
Правильно- значит, обдумать все самим и каждому вносить в дело что-то интересное.
Правильно- значит, никому не оставаться в стороне, когда все думают.
Правильно- всем вместе решать, что будет самое нужное.
Конечно, могут возникнуть споры. Но споры- не ссоры, они идут на пользу. Когда все решили, обговорили, представили, каким будет праздник, кто что будет делать, тогда можно приступать к осуществлению задуманного.
Думаю, и праздник тогда получиться веселый, интересный и полезный. А теперь посмотрим, как вы продумываете различные ситуации. Делимся на четыре группы.
Теперь каждая группа получает задание и в течение 8-10 минут продумывает шаг за шагом, до конечного финиша.
Выберите, пожалуйста, задания.
1.Посадить парк вокруг школы.
2. Устроить родительское собрание в виде совместного праздника.
3. Устроить спортивную дружескую эстафету с соседним классом.
4.Устроить День открытых дверей в школе.
Учитель: Ваше время истекло. Давайте послушаем ваши решения, думаю они оригинальные и интересные.
Есть желающие выступить первыми?
Учитель: Процесс мышления часто протекает автоматически. Поэтому следить за тем, как мыслишь, трудно и не всегда нужно. Но контролировать то, о чем думаешь, не только можно, но и необходимо.
В каждом из нас сидит два разных человека. Одному лень что то делать, другой говорит-надо. Один хочет сделать все основательно, другой по проще. Мы с вами уже говорили, что процесс думания, это диалог собеседников. Мне хочется, чтобы тот ваш собеседник, который, назовем его правильным, всегда одерживал победу.
На эту тему есть стихотворение у Твардовского, которое называется «Ты и я»
Классный час «Прежде чем сделать – подумай», 7-8 класс
— Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь. Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?
Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.
Не спросясь броду, не суйся в воду.
Поспешишь – людей насмешишь.
— О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
— прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;
— если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
— если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;
— в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.
— А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?
Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.
Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.
Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.
— Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?
— Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.
Далее проводится анкетирование
— Ребята, прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает. Затем он обдумывает, как добиться этой цели, планирует свои действия. Часто достижение цели – процесс не простой. Иногда для этого надо затратить много времени, а вас одолевает мысль о том, что может лучше бы все оставить и пойти погулять. Человек сталкивается с трудностями и может подчиниться им, стать слабым. Его мучают сомнения, а стоит ли все делать, может хорошо и так, не проще ли все оставить так, как есть. Что может помочь в данной ситуации?
Сила воли, настойчивость, умение осознавать положительный результат своего поступка, помощь взрослых, поддержка друзей, умение вовремя остановиться, сказать себе «нет», не думать о развлечениях, пока не выполнено намеченное полезное дело.
Людей, которых могут так поступать, называют волевыми. Таких людей, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние и внутренние, тогда он, обязательно находит оправдание для своего бездействия. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становится, ни умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Человек становится слабым, безвольным.
А вот сильный, волевой человек умеет отказаться, преодолеть препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Ребята, скажите, а как вы добиваетесь положительного результата в своих делах?
Путем преодоления трудностей
Усилиями воли
Умение заставить себя
Умея разумно рассуждать о пользе дела
— А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред и вам, и другим людям.
— Заслушайте следующее стихотворение:
Я раньше часто раздражался,
Иногда на крик срывался.
Сказала мама: «Погоди,
Сосчитай до десяти».
И пока я так считал,
Весь мой гнев уже пропал.
Не обидел я сестру,
Не грублю я маме.
Вы не верите мне? Ладно,
Попробуйте сами.
У меня же есть прогресс,
Смог же силы я найти,
Не нужна мне цифра десять.
Мне хватает и пяти.
— Видите, ребята, герои этого стихотворения, остался доволен, что он нашел свой путь решения этого вопроса. Можно сказать, что он уже умеет управлять своими чувствами и мыслями, а значит, и поступками. Слабые люди, совершая необдуманные поступки, часто боятся признаться в них. Потом дрожат и переживают.
Далее ученикам предлагаются ситуационные задачки, на которые ученики должны дать обдуманные ответы.
1. Взять чужую вещь без спроса.
2. Испортить любимую игрушку брата или сестры.
3. Вырвать страницу из дневника.
— Мы рассмотрели несколько примеров отрицательных поступков. Если для тех, кто это совершил, все обернулось наказанием и переживанием, то чем это стало для других людей?
— Утверждают, что поступок красноречиво говорит о человеке. Еще до того, как что-то совершить, у человека есть возможность все обдумать. В это время в ваших мыслях как будто два собеседника. Один выступает «за», другой – «против». Вот как рождается выбор ваших дальнейших действий, вашего поступка. И очень важно, чтобы победу в споре одержал «разумный собеседник». В последующем поступке отражаются ваши внутренние качества человека (добрый или злой, внимательный или бессердечный, ответственный или безответственный).
— Давайте ребята, вместе подведем итоги нашего классного часа:
— прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;
— плохие поступки приносят вред и себе, и другим;
— чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;
— надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;
— если совершил что-то плохое, надо найти в себе мужество признаться в этом;
— надо ставить перед собой хорошие цели и добиваться их;
— чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.
— Ребята, классный час я хотел бы закончить словами В. Гюго: «Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца».
Классный час «Прежде чем сделать-подумай»
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Ход классного часа.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о нашей жизни. Как вы думаете, что такое жизнь?
/ответы детей из зала/
Ведущий: Я думаю, что все люди разные, поэтому и жизнь у каждого своя и дорога своя.
Ученик: Жизнь – это то, что никто не вправе губить.
Ученик: Жизнь – это шанс и очень большие возможности, которые человеку надо разумно использовать.
Ученик: Жизнь- это обязательно что-то красивое: небо, солнце, лес, цветы, люди. И всем этим надо восхищаться.
Ученик: Жизнь – это большая любовь, которую надо принять как подарок и это мечта, к которой надо идти всю жизнь.
Ученик: Жизнь вместе с её горестями и радостями похожа на песню. Песни разные. И жизнь у каждого своя, неповторимая.
Ведущий: Каждый сам делает выбор по какой дороге идти: по дороге созидания или по дороге разрушения. Каждый выбирает свою дорогу.
Ученик: В жизни человеку приходится совершать множество различных поступков и действий.
Ученик: мало просто желания или нежелания. Надо ещё подумать о том, надо это или не надо.
Ученик: если надо, то заставить себя, а если не надо, то поразмышлять, представить последствия своих слов, дел, поступков.
Ведущий: но вот решить что – то сделать и довести своё решение до конкретного поступка, разумных, полезных действий – это задача не для слабых. Прежде всего это касается осмысленных действий по отказу от вредных привычек, которые разрушают нашу жизнь, здоровье.
Надпись: «Сигарету, мальчик брось, чтобы зло не прижилось!»
Сценка (звенит звонок)
1ученик: Я бегу, бегу, бегу удержаться не могу. Слава богу, вот порог Тут социальный педагог
Соц. Педагог: Ну что, мой друг, куда ходил?
Ученик: Да вот, чуток перекурил.(подходит к другому, поют)
На крыльце, за углом, мы курили вдвоём. Мы спокойно курили, вдруг видим Директор стоит. Я смущён, он сердит, Сигарета дрожит, значит надо сдаваться быть может ещё раз простит.
Выступление социального педагога. (В своём выступлении педагог заостряет внимание на проблемах подростков, которые находятся на различных видах учёта.)
Ведущий: А какой вред наносит человеку курение? Об этом нам расскажет фильм.
Показ фильма.
Ученик. Собери же силы, парень, Волю свою собери. И однажды брось всё это, Больше не кури!
Ученик: Ранним утром настежь окна Поскорее отвори И займись зарядкой лучше, Больше не кури!
Говорят по очереди, демонстрируя свои слова слайдами, картинками, плакатами и другое:
1-ый Лучше бегать и худеть, чем курить и заболеть.
2-ой Попробуй заниматься пеньем вместо дыма и куренья.
3-ий Танцуй, не кури! Лучше с нас пример бери!
4-ый В футбол с мальчишками гоняй, себя и их от сигареты отвлекай!
5-ый На велосипеде покатайся, занятьем этим от куренья отвлекайся!
6-ой Чем покурить и дымом всех достать, уж лучше просто сесть и помечтать!
7-ой Лучше с друзьями по душам поговори, (все вместе) А сигарету в рот не надо, не бери!
Ведущий: О вреде куренья рассказали, только ль сигарета губит нас? Плещется вино ещё в бокале, Поговорим о пьянстве в сотый раз.
Надпись: «От вина – гибнет красота, Вином сокращается мудрость»
Гораций.
Ученик: Если к рюмке и бутылке Пристрастился человек Будь уверен, он несчастен У него короткий век!
Ученик: После рюмки замутило, Разом всё вокруг поплыло Кто я? Где? Он вдруг спросил. Значит парень ум пропил.
Ученик: Если к рюмке приглашают, Значит, зла тебе же лают. Вином жажды не запьёшь, только горе наживёшь.
Ученик: Водка – зло, Тот каждый знает. И злым змием называет. Змий мешает людям жить. «Нет!» не стоит с ним дружить!
Послушайте письмо, которое пришло в редакцию одной газеты.
/Читает под фонограмму/
Я думаю что конец моей карьере видного специалиста, конец,если так можно выразиться, моей человеческой кар ьере, наступил тогда, когда я, не имея уже денег на водку, отнёс в букинистический магазин первую книгу из своей библиотеки.
Постепенно я продал все книги, в связи с чем отпала нужда в книжных полках, которые я тоже продал за бесценок, лишь бы купить спиртного. Я оживлялся лишь при виде бутылки, жил как во сне. Мною овладевала глубокая апатия, всё больше сужался круг интересов, пока не дошёл до размеров бутылочного горлышка. Бывали вспышки, какие – то проблески, но всё реже и реже. Алкоголь делал своё чёрное дело. Заманчивые перспективы, профессиональный рост, прекрасная семья – всё осталось в прошлом. Я всё больше и больше превращался в безликое существо, которому для ощущения земных радостей надо совсем мало. Это немногое наливалось в гранёный стакан. Падать всегда легче, чем подниматься и я падал.
Ведущий: Не стоит даже комментировать. Пропустите эту историю через своё сердце. Пусть вы никогда не знаете фразу «Уже поздно!»
Ведущий: Чем любит заниматься пьяный человек?
(Ответы из зала)
Ученик: Потом была ещё уха И заливные потроха, Потом поймали паренька и долго били. Потом пошли плясать в избе, Потом дрались не по злобе, И всё хорошее в себе доистребили.
Выступление работника РОВД
Ведущий: И таких случаев тысячи и тысячи. Если вы всё учли, всё уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь не прикасаться к рюмке.
Ведущий: Прежде чем сделать – подумайте: здоровье, радость жизни – в ваших руках.
Добро и зло, ты ходишь близко, рядом, То светом всех, то мраком наполняя, И в каждом человеке всё по своему , Ну а в тебе пропорция какая?
Ты больше мрачен, завистлив и угрюм, И тебе тяжко от твоих нелёгких дум? Или энергия твоей души и силы Кого-то сделала счастливым и красивым? Ну что молчишь? Себе- то хоть ответь? Готов красивую ты песню жизни спеть?
«Прежде чем сделать- подумай!»
Занятие с элементами тренинга для подростков по профилактике ассоциального поведения.
Чего не следует делать,
того не делай даже в мыслях.
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.
• Работать в доброжелательной, спокойной атмосфере
• Быть искренним, активным, открытым
• Не перебивать говорящего, учиться слушать
• Правило «Поднятой руки»
• Правило «Я-высказывания» (говорим только за себя)
— И так давайте познакомимся и поприветствуем друг друга.
Упражнение «Приветствие» Напишите на наклейке свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались. А теперь в трех словах расскажите о себе. Что вы любите делать, чем занимаетесь.
Упр. «Поменяйтесь местами те, кто…»
любит болтать по телефону;
кто любит красный цвет;
кто любит мороженое;
у кого есть дома собака;
кто любит танцевать;
кто мечтает путешествовать;
кто любит кататься на велосипеде
у кого дома есть кот (кошка)
у кого есть родная сестра
считает себя добрым человеком
Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.
Сообщение своих положительных качеств. (на листе бумаги записывают и зачитывают)
— Называя свои положительные качества, мы испытываем положительные эмоции, это те качества, которыми мы должны гордиться и развивать их в себе.
— но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества и люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.
Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.
Обсуждение: В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?
Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?
Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?
Негативные эмоции в основном всегда мешают нам:
— приступить к работе,
— собраться с мыслями.
— обычно под влиянием этих эмоций совершаются какие-либо необдуманные, глупые поступки, о которых потом жалеете.
Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?
• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
• Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить.
— Ваши варианты? Как вы справляетесь с негативными эмоциями?
— Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Как вы думаете, что она означает?
Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?
Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.
Не спросясь броду, не суйся в воду.
Поспешишь – людей насмешишь.
— О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
— прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;
— если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
— если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;
— в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.
— А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?
Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.
Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.
Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.
Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?
— Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.
Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.
Сгибаем лист пополам.
Сгибаем еще раз пополам.
Отрываем верхний правый угол.
Отрываем нижний правый угол
А как вы думаете конфликт хорошо или плохо? Давайте попробуем назвать + и –
Упражнение «Конфликт или компромисс»
Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации
Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.
Какие трудности возникали при разрешении конфликта?
Всегда ли удавалось прийти к компромиссу?
Сто в жизни мешает мирно разрешить конфликт?
А как могут вести себя люди в конфликте?
Кто нибудь являлся участником конфликта? Может кто то поделится своей историей?
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Упражнение «Огонь – лед»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов.
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде психолога «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирают каждый произвольно. По команде «Лед» застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния.
Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем
дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.
Уважаемые ребята! Я хочу рассказать вам притчу …
« Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу»
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках!»
В ваших руках возможность стать НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ, создать семью, посадить дерево, вырастить детей и дожить до глубокой старости. Не пускайте в свою жизнь плохие поступки, и вы будете СЧАТЛИВЫ.