Прежде чем начать обгон водитель обязан

Прежде чем начать обгон водитель обязан

ПДД РФ, 11. Обгон, опережение, встречный разъезд

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Источник

Обгон почти не виден

Прежде чем начать обгон водитель обязан Прежде чем начать обгон водитель обязан

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

Источник

Обгон: как ПДД защищают обгоняющего, и почему им нельзя доверять

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Мы уже рассказывали о том, что такое обгон и чем он отличается от опережения, а также о том, где обгон разрешен и где запрещен. Сегодня же мы поговорим непосредственно о правилах выполнения обгона. На самом деле, в ПДД есть немало пунктов, призванных защитить обгоняющего, но вопрос в том, что безоглядно доверять им не просто нежелательно, но и опасно. Давайте выясним, о чем идет речь, какие условия должны соблюдать обгоняющие и обгоняемые и как безопасно выполнить обгон.

Мы уже неоднократно упоминали определение обгона, но повторение правила лишним не бывает. Согласно ПДД, обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Опережение без выезда на встречную полосу обгоном не является. Соответственно, обгон справедливо считается одним из самых опасных маневров, и в ПДД есть не один пункт, призванный обеспечить его безопасность.

Разумеется, планируя и выполняя обгон, водитель сам обязан позаботиться о собственной безопасности. Это требование тоже прямо указано в правилах: пункт 11.1 гласит, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». То есть намерение водителя выполнить обгон само по себе не дает ему никакого приоритета на дороге. Однако водитель, корректно начавший выполнение обгона, правилами уже оберегается.

Прежде всего, пункт 11.3 прямо запрещает обгоняемому мешать обгону: «водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями». Это одно из базовых требований, позволяющее водителю выполнить обгон так, как он планировал. Более того, с 2016 года в пункте 2.7 ПДД появился отдельный абзац, запрещающий опасное вождение. Оно, помимо прочего, включает в себя «препятствование обгону, если указанное действие повлекло создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Правда, на момент написания материала отдельного наказания за опасное вождение не предусмотрено.

Еще одно важное условие обеспечивает безопасность обгоняющего при самом сложном варианте – обгоне длинномеров. Оно даже вынесено в отдельный пункт 9.11: вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Проще говоря, на загородных двухполосных дорогах водители грузовиков должны держать перед собой такую дистанцию, чтобы любой обгоняющий их мог безопасно встроиться обратно в свою полосу. Учитывая, что правила здесь не обговаривают обгон грузовиками друг друга, дистанция перед длинномером должна обеспечивать даже безопасный обгон другим грузовиком – то есть быть абсолютно достаточной для любого легкового автомобиля. Правда, тот же пункт 9.11 содержит и исключения: требование поддерживать большую дистанцию не действует «при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне».

Если же транспортное средство движется по загородной дороге с маленькой скоростью, то ПДД предусматривают не только возможность безопасного обгона, но и возможность этого обгона избежать. Пункт 11.6 указывает, что в случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства. При этом пункт 19.10 разрешает применить звуковой сигнал для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов – таким образом, водителю тихоходного транспортного средства можно посигналить, указывая на необходимость пропустить автомобили позади него.

Отдельные пункты ПДД касаются обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Так, пункт 24.5 хоть и указывает, что при движении велосипедистов по правому краю проезжей части они должны двигаться только в один ряд, но допускает движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. При этом колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения, а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров. Для гужевых повозок, саней, верховых и вьючных животных пунктом 25.2 разрешено не только движение по правому краю проезжей части, но даже движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Однако правила движения колонны здесь те же, что у велосипедистов: колонны при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней), а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров.

Как мы видим, требований к водителям, которых обгоняют, в ПДД достаточно много, и они действительно призваны обеспечить безопасность обгоняющего. При одном важном условии: выполнении правил обгоняемыми водителями. Учитывая возможные последствия несоблюдения правил при обгоне, заботиться о себе вынужден прежде всего сам обгоняющий: оказаться на встречной полосе без возможности перестроиться обратно в свой ряд – одна из худших перспектив.

К примеру, пункт 9.11 сам по себе уже содержит исключения, позволяющие водителям длинномеров не поддерживать достаточную дистанцию для возвращения в полосу после обгона. И если участки с запретом обгона и транспортная колонна вопросов не вызывают, то понятие «интенсивное движение» в ПДД не регламентировано и определяется каждым водителем по-своему. То есть здесь есть возможность неоднозначной трактовки требований правил, способная вызвать проблемные ситуации на дороге.

То же самое касается обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Несмотря на прямое указание в правилах, регламентирующее положение этих участников движения на проезжей части, быть уверенным в соблюдении ими правил невозможно. Соответственно, приближаясь к колонне, нужно сначала по возможности выяснить размер колонны и наличие пространства между ее частями и все равно планировать обгон с поправкой на возможные изменения обстановки.

Еще один аргумент в пользу того, что нельзя полностью полагаться на правила – это отсутствие наказания за нарушение большинства указанных выше требований. Наказание за нарушение правил для обгоняющего остается заслуженно суровым, а вот обгоняемые штрафным санкциям практически не подвержены. Пока в КоАП не введено наказание за опасное вождение, фактически ненаказуемым оказывается даже нарушение пункта 11.3 ПДД, которое запрещает препятствовать обгону. На этом фоне не стоит и говорить об отсутствии наказания для велосипедистов и водителей гужевых повозок, не соблюдающих правила организации колонны. По сути, единственное возможное нарушение, за которое можно получить конкретное наказание – это «невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения». Оно зафиксировано отдельной частью 1.1 статьи 12.15 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Учитывая вышесказанное, водителям, планирующим обгон, стоит учитывать не только правила дорожного движения, которые их всячески защищают, но и возможные нарушения правил обгоняемыми водителями, а также их банальную невнимательность. Перефразируя популярное выражение, можно сказать, что «безопасность обгоняющих – дело рук самих обгоняющих».

Источник

11. Обгон, опережение, встречный разъезд

Последнее обновление: 23.09.2021

Маневр обгон ПДД определяют как опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) для встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Следовательно, обгон всегда связан с перестроением, а также с опережением. Эти термины приведены в пункте 1.2 Правил.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Прежде чем начать обгон водитель обязан

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Обгон следует выполнять когда он не запрещен ПДД и безопасен. Завершая обгон, нельзя резко поворачивать вправо для возвращения на ранее занимаемую полосу движения (такие действия водители называют «подрезанием»).

Начинать перестраиваться на правую полосу следует, предварительно включив правый указатель поворота, и опередив обгоняемого примерно на 20-30 метров.

Своеобразным ориентиром для начала возврата на свою полосу может служить «появление» обгоняемого в салонном зеркале заднего вида. Это означает, что вы уже достаточно его опередили.

Об этом и других технических правилах обгона — в статье Правила обгона и ошибки при его выполнении.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Водитель обгоняемого автомобиля, заметив сигнал об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части.

От того, насколько быстро вас обгонят, зависит и ваша безопасность.

Если ситуация неприемлема для обгона, а едущий сзади водитель не может распознать опасность, его следует предупредить жестом руки или кратковременным включением левого указателя поворота.

11.4. Обгон запрещен:

Прежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязан
Прежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязан
Прежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязан

На нерегулируемых перекрестках обгон разрешен только при движении по главной дороге, и только, если отсутствуют другие условия, запрещающие выезд на встречную полосу.

Например, сплошная линия разметки 1.1 перед перекрестком и наличие пешеходного перехода на краю перекрестка запрещают выезд на встречную полосу, и соответственно, запрещают обгон.

О возможных и распространенных нарушениях в процессе обгона, а также о санкциях, применяемых за данные нарушения — в статье Нарушения правил обгона.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Прежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязан

Содержание: Правила дорожного движения РФ

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2021 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье «Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения».

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие «обгон» из пункта 1.2 ПДД:

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

Обгон на перекрестке

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

Прежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязан

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2022 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

Прежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязанПрежде чем начать обгон водитель обязан

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Обгон на четырехполосной дороге

Прежде чем начать обгон водитель обязан

Пункт 9.2 правил дорожного движения:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Обгон на четырехполосных дорогах с двухсторонним движением запрещен во всех случаях, в том числе и при отсутствии дорожной разметки.

Штрафы за неправильный обгон в 2021 и 2022 году

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Рассмотрим особенности этой статьи:

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *