Презепе в италии что это
Рождество в Италии: рождественские презепе своими руками
Много лет назад в Италии зародилась традиция — делать презепе на Рождество. Презепе переводится с латинского как «ясли», «кормушка для скота». Суть традиции – сооружать своими руками композиции на тему рождения Христа. Делаются они на улицах, в церквях и, конечно, во многих домах. В домах в этом процессе участвуют все члены семьи, да и те презепе, которые сооружаются на улицах и в церквях, часто делаются руками жителей и прихожан.
Вот уж где раскрывается творческий потенциал и фантазия итальянцев! И опять же, совместное творчество в кругу семьи!
История создания презепе уходит далеко в прошлое – в 13 веке святой Франциск Ассизский, желая донести до неграмотных верующих историю рождения Христа, нашел грот, поставил туда ясли, привел ослика и быка, а в ясли положил куклу, олицетворяющую Христа. Там и отслужил рождественскую службу. Такая «форма подачи информации» пришлась по душе простым людям. Идею подхватили монахи, а со временем она распространилась и среди обычных семей.
Современные презепе не ограничивают полет фантазии его создателей. Они могут быть очень аскетичные и состоять только из сценки самого рождения, а могут быть дополнены обстановкой постоялого двора, того самого, где не нашлось места Марии и Иосифу, и даже воссоздавать целые городские кварталы. И размеры презепе тоже могут очень разными – от игрушечной «комнатки» до сцен в натуральную величину.
Вот такой презепе стоит в церкви недалеко от моего дома:
Несмотря на все разнообразие форм и содержания, при создании презепе существуют определённые каноны. Обязательными элементами презепе являются: место рождения – пещера, грот; святое семейство – Иосиф, Мария и Иисус; животные, могут быть разные, но обязательно осел и вол; фигурки волхвов, ангелов, пастухов, ремесленников, музыкантов. И падающая звезда! Сценки можно каждый год создавать разные, так же, как и всё остальное – речку, мостик, камни, деревья – можно дополнять, убирать, менять. Тут уж нужна только фантазия!
При создании презепе итальянцы обязательно соблюдают хронологию событий: весь процесс строительства осуществляется в течение декабря, а фигурку младенца кладут в ясли обязательно в ночь с 24 на 25 декабря – именно тогда, когда Иисус родился. И фигурки волхвов ставят уже после появления Иисуса, когда, согласно Библии, волхвы пришли с дарами.
Делаются презепе из любого подручного материала. Для строительства пещеры и ее окружения подойдут картонные коробки, коряги, камни, мох, солома, кора дерева. Фигурки людей и животных можно тоже сделать своими руками из глины или бумаги. Степень «проработки» каждой фигурки может быть очень разной – от примитивной до полностью детализированной.
И стиль у современных презепе тоже может быть очень разный. Вот посмотрите сами.
Эти презепе можно назвать классикой жанра:
Ну а здесь — настоящий полет фантазии:
Справедливости ради стоит отметить, что всё для изготовления презепе продается в магазинах: и фигурки, и материал, и уже готовые пещеры. И всё-таки, созданный своими руками презепе позволяет каждый год заново прикоснуться к таинству Рождества и почувствовать приближение этого замечательного праздника!
Может быть, и вы попробуете сделать у себя дома презепе вместе со своими близкими?
Всех с наступающим Рождеством! Мир вашим домам!
Презепе с улицы Сан Григорио Армено в Неаполе
Презепе – это одна из католических рождественских традиций Италии. В начале декабря, когда во всей стране начинается подготовка к рождественским праздникам, улицы и площади городов расцвечиваются разноцветными огнями, украшаются елочными гирляндами и блестящими шариками. В каждом или почти каждом магазине стоят причудливо наряженные елочки, открыты ярмарки и рынки, где продаются региональные продукты и, самое главное, новогодние украшения и подарки к Рождеству. В каждом итальянском городе есть места, связанные именно с Рождеством и Новым годом, и где покупателей в это предпраздничное время больше всего. В Неаполе таким местом является улица Сан-Григорио Армено.
Сан-Григорио Армено спряталась в самом центре старого города. Это ответвление нижнего декумануса Спакканаполи, знаменитой улицы, ровной и прямой, идущей четко с востока на запад и делящей город на северную и южную часть. Кстати, на карте Вы эту улицу не найдете, это местное название, официально она состоит из трех улиц, виа Бенедетто Кроче, Пьяцетта Нило и виа Сан Бьяджо дей Либрай, перетекающих одна в другую. Чтобы попасть на Сан-Григорио Армено, нужно свернуть влево с улицы Сан Бьяджо дей Либрай сразу за баром Decumano 31. Улица эта известна во всем мире своими многочисленными магазинами, где продаются презепе.
На улице Сан-Григорио Армено Вы сможете купить абсолютно все, для того чтобы воссоздать в деталях сцену рождения Иисуса. Прежде всего это пробковые, картонные или фанерные домики разных размеров с механическими ветряными мельницами и водопадами, — основа композиции. К ним добавляем микроскопические фрукты и овощи в маленьких ящичках, игрушечные сыры и колбасы, хлеб и прочие продукты, что продаются в лавках сельских жителей. Домики этих жителей и их самих в разных вариациях: от очень больших фигурок в сложно сконструированной кукольной одежде до самых маленьких, расписанных вручную. Фигурки могут изображать волхвов, пастухов, мясников, продавцов овощей, пекарей, рыбаков и даже пиццайоло. Ну и, конечно же, главных героев вертепной композиции, выполненных в разных стилях и с разной сложностью проработки. Не забудьте добавить сюда еще и ангелочков.
Фигурки презепе – это целый мир и результат работы многочисленных семей неаполитанских ремесленников. Они изготавливают эти фигурки круглый год, и летом, когда поток покупателей на улице Сан-Григорио Армено редеет, можно не спеша полюбоваться кропотливой работой настоящих мастеров своего дела.
Прогулка по улице Сан-Григорио Армено – обязательная традиция, которую свято соблюдает большинство жителей Неаполя, и поэтому в канун Рождества улица переполнена, там буквально яблоку негде упасть. Сплошной поток покупателей медленно движется прогулочным шагом мимо ярких цветных празднично освещенных витрин. Здесь можно спокойно провести целый день даже тем, кого не очень интересуют презепе, потому что быстро выбраться из этой толпы совершенно невозможно.
К тому же здесь продаются не только презепе, но и множество карикатурных фигурок, изображающих политиков, спортсменов и звезд шоу-бизнеса. Они выполнены с присущим неаполитанцам иронией и изобретательностью, и стоят того, чтобы обратить на них внимание. Кроме того, здесь можно купить елочные украшения, гирлянды и прочую мишуру. Одним словом, глаза разбегаются.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Как устроен итальянский домашний вертеп
Праздничные традиции Европа / Рождество и Новый год
Мне давно хотелось написать о традиции вертепа (презепе) в итальянских семьях. Недавно соседи по дому пригласили посетить их домашний вертеп (согласно неаполитанской традиции его не смотрят, а посещают). Ещё Новый год и Рождество
Рассказ владельцев и мои фотографии легли в основу долгожданного поста о том, как устраивают домашний вертеп. Буквально недавно здесь рассказывала о традициях рождественских празднований в Тоскане, где пояснила что, новогодняя елка пришла в дома тосканцев относительно недавно. Вертеп, хотя и имеет Тоскане многовековую историю, но в качестве семейной традиции стал популярен примерно в ХIX веке, как и на остальной территории Италии.
Самый первый презепе, теперь я буду называть его только итальянским термином, который я увидела в Италии ( прощу прощения! посетила!), был именно домашний. Глядя на тот игрушечный городок с множеством маленьких фигурок, мне пришла в голову мысль, что взрослые играют в куклы. Я тогда не знала о презепе абсолютно ничего, даже само его название никак не запоминалось. Но идея маленького спектакля, наглядно рассказывающего о рождении Христа, помню, очень впечатлила. Постараюсь рассказать о домашнем презепе так, как услышала от его хозяйки Патриции.
История презепе началась 25 лет назад, когда в семье начали подрастать дети: девочка и мальчик.
Чтобы приблизить детей к христанству, родители начали строить домашний презепе.
История рождения Христа, воплощенная в миниатюрном варианте, стала не просто игрой для детей, а наглядным пособием по определению места их семьи в этом мире. Семья во главе угла в буквальном смысле заложена в идее презепе. Достаточно взглянуть на центральный угол, ближний к зрителю, чтобы увидеть фигурки малышей перед их домиком.
Строительство презепе, очень похожее на обычную игру, заключает в себе множество значений и символов. Начиная с даты, когда из кладовок достаются коробки с заботливо уложенными фигурками.
Наряжать елку и начинать сборку презепе принято 8 декабря, когда католики отмечают праздник Непорочного зачатия Девы Марии. На деревянном постаменте устраивают многоуровневый рельеф, покрытый бумагой. Сзади презепе вешают синюю ткань со звездами, которая должна обозначать тьму, в которой находится мир до рождения Христа.
На каждом из склонов расставляют персонажей презепе, согласно их символического значения в том маленьком спектакле.
Большинство посетителей презепе ( помните, что презепе посещают!) сразу ищут грот, в котором родился младенец. Оказывается, сначала нужно найти фигурку пастушка Бенино-Засони, спящего на самом нижнем ярусе. Считаете, что все, что находится в презепе, просто снится этому персонажу.
Безусловно, главными героями презепе является святое семейство и персонажи-свидетели таинства рождения Христа. В итальянском презепе, а речь сейчас идет именно об итальянской традиции, местом рождения Христа служит хлев, в ясли которого и был положен младенец. От латинского названия яслей и родился термин «презепе».
В традициях других стран, России в том числе, местом рождения считается грот, поэтому и название воспроизведения этой сцены несколько другое. Например, в России используют термин «вертеп».
Сверху святого семейства располагается архангел Гавриил, сообщивший пастухам о рождении Спасителя. Рядом должен находится один из пастухов, держащий в руках ягненка в качестве символа Агнца Божьего.
Цвета одежды Девы Марии и Святого Иосифа, их фигуры, жесты и местонахождение полны символизма. Символичны и фигурки быка и осла, которые согревают своим теплом новорожденного.
Мне же хочется верить, что этих персонажей, обязательных теперь и не существующих в Библии, люди внесли, пользуясь собственным опытом. Достаточно вспомнить, как рационально строились пещерные дома Матеры, которые обогревались теплом домашних животных.
С укладыванием новорожденного в ясли связана самая важная традиция каждого семейного презепе. Это происходит ночью после возвращения из церкви. Домашние собираются вокруг презепе, целуют в лоб младенца, и самый маленький или самый старый член семьи укладывает его в колыбельку.
Вторым действом презепе является сценка поклонение волхвов. Их ставят только за 3 дня до Богоявления (6 января). Каждый день фигурки приближают к колыбели младенца. Фактически, праздник Богоявления, когда волхвы кладут перед младенцем свои дары, является последним днем маленького мира презепе: назавтра презепе и елку начнут убирать в коробки до следующего года.
Сейчас бы следует остановиться на моменте, где приобретаются материалы для презепе и фигурки персонажей. Обычно самые первые небольшие презепе покупают уже готовыми. Одновременно приобретают главных персонажей, которых я только что описала. Затем, поддавшись страсти, начинают коллекционировать фигурки второстепенных персонажей, для которых уже нужно расширять сценическое пространство, строить жилища, воспроизводить окружающую природу и т.д. Теперь уже не обойтись без посещения специальных ярмарок, на которых ремесленники продают все необходимые для презепе материалы. Самое посещаемое в этих целях место находится в Неаполе.
Толчок развитию неаполитанской индустрии презепе дала королевская семья Бурбонов, правящих в свое время в Неаполе. Буквально недавно в моем журнале был пост, посвященный королевской резиденции Бурбонов с фотографиями их коллекции презепе.
Друзья и родственники, зная о страсти своих близких по презепе, при случае покупают в подарок новые фигурки или предметы жизни, которые окружают этих персонажей.
Иногда кто-то поддается своей собственной страсти по обеспечению любимого персонажа всем необходимым. Вот вам свежий пример! Маленькие симпатичные кастрюльки и сковородки потребовали соответствующего персонажа. Сын Патриции начал делать под них фигурку поварихи.
Мы с Патрицией посмеялись, что этой поварихой могла бы стать я. Остается нанести фигурке черты моего лица, а мешать кашу в котле повариха уже умеет при помощи малюсенького моторчика. Придется теперь найти миниатюрный фотик и комп, чтобы образ получился законченным))). Таким макаром и селятся новые персонажи в презепе.
Расскажу о героях, уже живущих в презепе.
Семья пастуха, предложившая свой хлев для Джузеппе и Марии. Обычно пастух изображается в виде персонажа старинной комедии из Пьемонте. Пастуха зовут Джелиндо, его жену Алинда и их дочку Аурелия.
Нужно пояснить, что все все персонажи, о которых пойдет речь, по традиции представляют собой людей эпохи XVIII века. Тогда мода на презепе захватила широкую часть общества, аристократию в том числе. Помните королевскую семью Бурбонов?! Поэтому одежда, предметы и атмосфера, в которой живут наши герои, относится к той эпохе. Оттуда и платочек на «моей» голове поварихи, а не лихой поварской колпак))))
После обязательного для любого презепе события рождения Христа коллекционеры начинают воссоздавать атмосферу того места, в котором они сами живут в действительности. Тем самым люди начинают чувствовать себя участниками события. Обычно это передается через фигурки ремесленников, профессии которых типичны для местности. Перед нами тосканский город Прато, в котором мы живем.
Миниатюрная копия инсталляции, которая встречает гостей города. И фигурки эмигрантов, среди которых так и просится китайчонок в силу того, что китайская диаспора Прато одна из самых старых в Европе.
Развешенные материи и гладильщица говорят об текстильной индустрии, градообразующей в Прато.
Этому пекарю Патриция даже присвоили фамилию Бранкетти, т.к. в нашем доме находится пекарня под таким именем.
Прато считается тосканской столицей хлебопеков и кондитеров. Вокруг города производится зерно, поэтому и фигурка крестьянки, просеивающей его.
Все эти фигурки двигаются при помощи маленьких моторчиков. Как устроены приводы, показать не могу, т.к. для этого нужно видеть презепе в разобранном виде.
А пока наши герои живут и работают. Кузнец-классический пример ремесленника для любого презепе.
Столяр, да к тому же специализирующийся на изготовлении стульев, можно назвать типичным для Прато. Мы сами часто пользуемся услугами одного такого, который чинит плетеные сиденья наших стульев.
Кроме ремесленников, связанных с городскими профессиями, множество персонажей представляют собой людей, напрямую зависящих от окружающей природы.
Те любители презепе, у которых руки вставлены нужным концом, обязательно конструируют горную речку со струящейся водой. А где речка, там и рыбак с рыбой. Символически он представляет фигуру святого Петра, а рыба-души тех, кого он ловит.
Сама река несет глубокую смысловую нагрузку, но это уже слишком сложно для обычного описания. Пусть прачка, стирающая белье в чистой проточной воде, останется лишь работящей женщиной, а не персонажем с подспудным смыслом.
Протекающая через территорию Прато река и низменность вокруг нее способствовали активному огородничеству жителей, снабжавших близлежащую Флоренцию свежими овощами. Как ни отразить сей факт в истории презепе?! Фигурка зеленщика для меня не так важна, как овощи, которые видны на переднем плане фото. Все овощи Патриция изготовила сама. Вот и еще одно доказательство настоящей страсти по презепе!
Кроме овощей в округе Прато производят отличное оливковое масло. По-вашему, что использовала Патриция в качестве оливок, из которых жмут масло в ее презепе?!
Вокруг Прато полным-полно каштановых лесов. Каштаны и каштановая мука широко представлены в местной кухне.
Поэтому никак без персонажа с жаровней для каштанов. К тому же, такой персонаж отвечает месяцу ноябрю, а все двенадцать месяцев являются желательными персонажами презепе.
Вот некотрые из них: Июль-продавец помидоров, Март-продавец цыплят и птиц, Октябрь-винодел и охотник.
Италия не мыслима без своих гастрономических сокровищ. Поэтому вино, сыры, копчености в обязательном порядке присутствуют в презепе. Но. несут символическую нагрузку, а не просто представляют любимое место итальянцев, где можно вкусно поесть. Например, вино подразумевает Святое причастие.
Домашние и дикие животные-любимые персонажи любого презепе. Как истинный жежист, начну с котиков и.
. козла Фрэнка. Хотя сдается мне, что это все-таки коза))))
Еще немного зверья.
Если вглядеться, то рядом с индюком можно разглядеть и цесарку, которая на днях была героиней одного красивого рецепта.
Овечки-самые обязательные из презепных животных после ослика и быка, но на фотографии ниже я хочу обратить внимание не на них.
И еще один персонаж, самый скандальный и самый веселый, приносящий удачу. Ох, хотелось бы ему выдать звучное русское название, но низзя! Не наш это монастырь! Поэтому назову так, как принято, Каганер.
Кому интересно, читайте про него здесь. А я лишь улыбнусь фантазии ремесленника, изготовившего. пи-пи-пи. в виде Санта Клауса, взявшего паузу. Пусть Каганер принесет удачу семье, давшей ему приют.
В заключении ничего не буду говорить, т.к. мне, человеку, далекому от веры, сложно судить об этой традиции с точки зрения религии. Я могу выразить только мое человеческое восхищение подобной красотой.
Насколько презепе органично семье, создавшей его, говорит инсталляция, изготовленная мужем Патриции. Стилизованная новогодняя елка символизирует современный мир, в котором еще много людей ждут своего Спасителя.
В качестве прекрасной иллюстрации к описанию принципов построения презепе публикую ссылку на главу из книги Жоржи Амаду «Дона Флор и два ее мужа», в которой описываются две сестры, посвятившие жизнь созданию презепе. Ссылку любезно предоставила френдочка iismene
Неаполитанское презепе
Собираясь на новогодние праздники в Италию, я получил неожиданный заказ от своей знакомой: Пофоткай там презепе для меня! И эти «рождественские» сценки как-то сразу превратились в один из главных стержней поездки. Даже посещение церквей обрело какой-то смысл: я повсюду искал презепе!
Неаполь считается мировой столицей презепе (рождественского вертепа). Интересно, что продавцы и мастера в этом городе очень терпимо относятся к фотографированию своих творений. И в соборах, и в мастерских люди обращались ко мне не для того, чтобы запретить фото, как например в Риме, а наоборот с какой-то гордостью за свои изделия и свой город: Красиво, правда?
Я специально спрашивал разрешения сделать снимки в магазинчиках и почти везде получал положительный ответ. Лишь в одном соборе у начала Via San Gregorio Armeno женщина-охранница почему-то вежливо попросила не фотографировать, да скучающие пакистанцы в переулке «пошутили» — евро за фотографию!
История неаполитанского презепе очень долгая. Ещё во времена Древнего Рима, жители приносили в местный храм глиняные фигурки в качестве даров тогдашним святым. Храм стоял как раз на сегодняшней улице Сан Грегорио Армено. Вокруг храма размещались лавочки мастеров и разворачивалась бойкая торговля статуэтками.
По другой версии, в честь праздника Сигиллария люди покупали глиняные фигурки — «сигиллы», олицетворяющие их умерших родственников (пенатов). Фигурки дарили друзьям и знакомым, в основном детям. Дети ставили сигилл в специальных нишах. В канун праздника вся семья собиралась перед нишами, расставляя там вино и угощения для своих предков. На утро вино и закуска чудесным образом исчезали, но рядом с фигурками, появлялись подарки, как бы преподнесенные в праздничную ночь предками хозяев дома. Праздник проводился в 20-ых числах декабря. В общем-то полная аналогия современным новогодне-рождественским традициям.
С приходом христианства, древняя традиция трансформировалась в культ новых святых, а фигурки так и продолжали изготавливать, устраивать из них сценки и дарить друг другу теперь уже на Рождество Христово.
По общепринятой версии первое «современное» презепе устроил Святой Франциск Ассизский в городке Греччо в 1223 году. Затем эта традиция постоянно развивалась. Презепе разыгрывались вживую, либо изготовлялись в самых разных масштабах из дерева, глины, воска, папье-маше и прочих подручных материалов.
Очередной бурный всплеск этого увлечения возник в Неаполе с приходом нового короля Карла Бурбона в 1735 году. Карл заказывал местным мастерам новое презепе на каждое Рождество. Постепенно увлечение короля передалось наполитанской аристократии и началось натуральное соревнование: чьё презепе окажется лучше, больше и шикарней остальных. Главные герои оказались одеты в роскошные придворные костюмы XVIII века, Мария и Иосиф превратились фактически в королеву и короля.
Вот он кстати, Карл III Бурбон, увековеченный в стене Королевского дворца в виде одной из восьми статуй самых знаменитых правителей Неаполя. Карл стал королём Неаполя совсем юным, в 19 лет. Возможно поэтому и возникла страсть к итальянским игрушкам.
Со временем число всевозможных персонажей презепе выросло настолько, что строились целые кукольные города со всеми категориями населяющих их людей и животных. Дома итальянской архитектуры с базарами, мельницами, мастерскими, мостами, фонтанами, античными руинами и тысячами мелких деталек изображали как-бы… «маленькую пещеру» в сирийской пустыне. Из всех исторических участников наверное только овцы, козы, да младенец Иисус сохранили свой первоначальный облик. Разве что Иисус превратился в блондина с золотыми локонами.
А теперь пройдёмся по улицам Неаполя. Первое презепе встретилось в Duomo di Napoli. Достаточно скромное, но уже есть волхвы с дарами, далее видимо пастухи, а за ними расположен фрагмент итальянского города с торговцами, зеваками на балконе и конечно же связками местных, гигантских лимонов. Лимоны в неаполитаньщине на самом деле шокируют своими размерами!
Первая попавшаяся городская лавка с простыми, домашними презепе. Там горят лампочки, струится вода. Фантазии нет предела. Розеткам и проводам тоже!
Начало знаменитой улицы Грегорио Армено. Единственный негр со своими луивиттонами и дольчегабанами. Дальше по дороге их в принципе нет.
Вот и паки из переулка на Грегорио Армено. Мимика у них конечно прикольная. Но они хоть не такие дикие как негры.
Некоторые презепе продаются в симпатичных прозрачных флаконах.
Сама улочка невероятно колоритна. Днём там огромная толпа. Даже идти сложно, не то что фотографировать.
Вечером, при свете фонарей, вообще как в автобусе в час пик.
Люди на Грегорио Армено иногда обманчивы. Те, что кажутся людьми, оказываются фигурками из презепе. А те, что кажутся фигурками, вдруг могут неожиданно ожить и нервно закурить.
Слово «тесно» не может правильно передать атмосферу этой улицы. Там необыкновенно тесно. А при наличии всех типов итальянских прилипал, невольно хватаешься за карманы. Продавцы попугайчиков почему-то особо настырны, лезут в наглую. Чувствуют себя как рыба в воде. Дрессированные попугаи это вообще какой-то прикол! Садятся на руку как липучки. После чего требуется заплатить за их назойливость!
Неаполитанское презепе уже давно вышло за рамки библейских сюжетов. Мастерам было скучно лепить одно и то же и они стали добавлять в свой репертуар фигурки известных людей. В Наполи даже родилась поговорка, точно не помню, но что-то вроде «Вечером человек в теленовостях, а утром в презепе на Грегорио Армено».
На стенах старинных лавок висят фотографии их знаменитых посетителей-покупателей.
Иногда приходится отвлечься даже от презепе.
Впрочем, не я один такой… Бельмондо вон тоже загляделся.
А здесь почему-то я вызвал всеобщее внимание. На самом деле никого не трогал, бубны фотографировал. Эти бубны с неаполитанскими картинками — тоже популярный местный сувенир. Они встречаются всевозможных размеров. От магнитиков до огромных барабанов.
Типичные наполитанские персонажи — скоморохи в белых одеждах и чёрных масках. Страшноватые, горбатые, с длинными чёрными носами. Но очень древние и любимые жителями Неаполя. Это тоже потомки традиций Древней Греции и Рима, сохранившиеся до сих пор.
Если среди венецианских типажей «commedia dell’arte» царит невероятное многообразие красок, то в Неаполе почему-то прижился образ неунывающего, уродливого нищего в неизменной, чёрной маске — Пульчинелла.
У мастеров и их фигурок иногда просто приятельские отношения! Они, похоже, беседуют друг с другом.
Этот монах мне вообще очень понравился. Добродушный такой! Но он больше из Ассизи, чем из Неаполя.
Голый принц Гарри на Сан Грегорио скоро затмит славу задранного платья Мерлин Монро. Лица местных фигурок уже сложно опознать.
Здесь целые пласты истории сохраняются в искажённом виде. Вот этот крупный, красный, в центре — Демис Русcос вроде бы?
Завернул в классическую мастерскую презепе. Приглашают зайти внутрь. «Визитаре — 1 Евро». Входить по одному!
Честно говоря, вокруг столько презепе, что и заходить никуда не хотелось! Блуждал по разным закоулкам, фоткал, иногда отвечал на вопросы, что ничего не понимаю по-итальянски, но всё это так красиво! (Комплиман туземцам)
Немножко они достают своим прилипанием! Причём не всегда безопасным.
Попадаются и ублюдки, моментом опознающие, что у тебя можно ухватить. Повод классический до смешного: Дай закурить!
В Таранто один такой распальцованный пристал прямо из окна автомобиля: Cфоткай меня!
Вот ещё один из любимых сюжетов — античные руины. Данный образец — только пример, основа для будущей сценки. Кстати, до сих пор не знаю ответ на вопрос: существуют ли какие-нибудь общепринятые масштабы презепе? Кто-то собирает крупные сцены, кто-то маленькие. А есть и вообще миниатюрные.
Одна из выставок микро-презепе обнаружилась, как не сложно догадаться, на улице Грегорио Армено. Я зашел в магазин и заинтересовался группой людей, скопившейся у дальней арки — входа в подвал. Через головы толпы было видно, что за цепью, преграждающей вход, ходят какие-то люди и что-то рассматривают на столах.
На следующее утро я опять зашёл в тот же подвал. Никого кроме меня не было и девушка на входе вступила в разговор. Причём на хорошем русском! Оказалось, что в подвале находится выставка миниатюрных изделий какого-то современного автора. Вход туда совершенно бесплатный. На входе вам дают линзу, и если память не врёт — аудиогид.
Но! Потом вас попросят внести добровольное пожертвование на приобретение постоянного помещения для этой выставки! Схема очень напомнила сбор подписей «против наркотиков» с последующим вымогательством денег и я вежливо отболтался. Но здесь хотя бы честно предупредили, да и поговорить по-русски с неожиданным собеседником было очень приятно.
Улица Грегорио Армено не очень большая, но такой плотной концентрации сувенирных лавок наверное нет нигде в Европе.