Превратный ум что значит в библии
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 1:28
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 28-32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым
Гомилии на Послание к Римлянам.
Свт. Григорий Нисский
А о том, что нет никакого различия между сокрытыми внутри [души] пороками и пороками явными, открыто прославляющимися, говорит апостол, сочетая и сополагая их: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей… обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти. Видишь, как [апостол] злонравие, гордыню и остальные из скрытых [грехов] соединяет в одно целое с убийством, корыстолюбием и всеми подобными им [явными грехами]? И Сам Господь говорит: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15) и: всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11). И Премудрость глаголет: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5). И много [подобных изречений,] обличающих сокрытые в душе страсти, можно найти в других [Священных] Писаниях.
О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.
Свт. Феофан Затворник
И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная
Якоже не искусиша имети Бога в разуме. Иметь Бога в разуме — значит: и памятовать о Нем, содержать Его в уме и в сознании, с соответственными тому религиозными чувствами и расположениями, и иметь о Нем здравые понятия, истинно о Нем умствовать, истинное содержать исповедание веры. Έν έπιγνώσει — может означать то и другое. Язычники сначала, по причине осуечения, стали забывать Бога, а забывая, омрачаться и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия рождали еще большее богозабвение, а большее богозабвение вело еще к более неправым о Нем понятиям.
Не искусиша, ούκ έδοκίμασαν, — не искусились, не сумели, даже более, — не делали опытов, не старались, не поставляли сего целию своей жизни, — того, то есть, чтоб помнить о Боге и заботиться об угождении Ему и чтоб истинное хранить о Нем ведение.
Сего ради предаде их Бог. — Опять: предаде. Сначала предал их похотям сердец (см.: 1, 24), потом в страсти бесчестия (см.: 1, 26), а здесь: в неискусен ум, творити неподобная. Какая постепенность ниспадения! Она шла естественным порядком, но как и этот порядок низвращения коренится в законах естества, кои от Бога; то Апостол прямо относит его к Богу, как к непосредственно действующей причине, или карающему правосудию Его. Блаженный Феофилакт пишет: «вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предаде, — а причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. Оскорбление, говорит, причиненное Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поелику не познали, — но говорит: якоже не искусиша, — то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики (не тела, не вещественного организма, как думали манихеи), но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум; ибо отвращение Бога и оставление Им называется в Писании преданием. Бог предал их. Почему? Потому что они не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его». «Ибо если бы восхотели знать Его (продолжим словами Феодорита), то последовали бы Божественным законам. Но поелику отреклись Творца, то совершенно лишились Его промышления; а потому небоязненно отважились на пороки разного рода».
Предаде в неискусен ум творити неподобная. Неискусный ум, не умеющий действовать достодолжно и, вследствие сего, так как он не действовать не может, — действующий недостодолжно или творящий неподобная. По природе ум ведает, что добро и что зло, что право и что неправо, и умеет действовать соответственно тому. Но жизнь чувственная низвратила его, и он стал называть доброе лукавым и лукавое добрым. У язычников и в законодательство вошло много вопиющих неправд. Так онеискусился ум! Не искусиша — и: неискусен — не игра слов, а современное соответствие следствия причине, или греху — наказания, νους, — владычественная сила, то же, что дух — отражатель богоподобия, вдунутый в лицо человека. В нем укоренены чувства Божества и правды Его, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятию о Боге и оживляет совесть — ведение воли Божией — и сообщает ей энергию. Когда память о Боге выходит из ума — и боговедение омрачается ложью, страх Божий слабеет, а от ослабления страха Божия слабеет и совесть. Вследствие сего чувственность возвышает голос и увлекает вслед себя. Совесть восстает сначала, но ее не слушают, а заставить себя слушать она не имеет силы, по причине отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь. Она потом и смолкает. Вместо нее начинает писать законы чувственность, руководимая самостию. И пошли всякого рода неподобия. Склоняется на это наконец и ум владычественный и только придумывает ложные начала в оправдание неправостей жизни. В древности пленных царей употребляли вместо подножки, когда садились на лошадь. Это очень хорошо изображает показанное состояние ума. Святой Златоуст говорит: «поелику ум их стал превратен, то у неисправного ездока все пришло в беспорядок и смятение».
Выразив эту общую мысль о том, как развилась неподобная жизнь, Апостол за тем показывает, в каких действиях она выражалась, перечисляет самые пороки, заправлявшие порядками жизни. Подобное сему перечисление делает святой Павел в Послании к Галатам (см.: Гал. 5, 19 — 21) и в Послании Втором к святому Тимофею (см.: 2 Тим. 3, 2 — 5), — в том и другом производя их от преобладания чувственности. — В перечислении не видится порядка: можно думать, что Апостол выставляет преимущественно то, что римляне видели своими глазами среди своих сограждан и в чем иные из них до обращения, может быть, сами были виноваты.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Свт. Геннадий Константинопольский
Фрагменты.
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Исидор Пелусиот
Писал ты: по какой причине предаде их Бог в неискусен ум. Посему скажу: если прочтешь следующее за сим, то узнаешь и избавишься от всякого недоумения, ибо сказано: исполненных всякия неправды (29). Апостол, назвав сим родовым именем всякий порок, в последующих словах перечисляет виды пороков. Посему, если Он предал уже исполненных неправды, и не с тем, чтобы исполнились, то сделал ли что-либо неуместное? Но если почитаешь это неясным, хотя оно и ясно, то попытаюсь истолковать яснее.
Не сказал Апостол: «поскольку преданы, то исполнились», или еще: «преданы, чтобы исполнились», но говорит: предаде исполненных, то есть оставил, лишив Своей помощи, как военачальник воинов, не повинующихся его приказаниям, но по собственной своей воле уступивших над собою победу, оставляет, лишая их Своей мудрости. Поскольку они сами себя исполнили всякого порока, то Бог по справедливости предал их оставлению, не насильно приведя в неискусен ум, но попустив предаться оному.
Письма. Книга II.
Прп. Нил Синайский
Письма на разные темы. Постельничему Фаустину.
Блаж. Августин
Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Блаж. Феодорит Кирский
Если бы язычники захотели узнать Бога, то последовали бы божественным законам. Но поскольку они отреклись от Творца, то были совершенно лишены Его попечения.
Толкования на послания святого Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предал. Причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их страсти. Оскорбление, говорит, причиненное ими Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поскольку не познали, но говорит: и как они не заботились, то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики, но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум. Чтобы лучше истолковать выражение предал их Бог, некоторые из отцов воспользовались прекрасным примером. Они рассуждают: когда кто-нибудь, не желая видеть солнце, закрывает глаза и потом падает в яму, мы говорим, что не солнце, которого он не видит, ввергло его в яму, что человек упал в яму не от того, будто солнце ввергло его туда в сердцах, но от того, что оно не осветило его глаз. А почему оно не осветило его глаз? Потому что он закрыл глаза. Так и Бог предал их постыдным страстям. Почему? Потому что люди не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его.
Толкования на послание к Римлянам.
Ориген
В третий раз мы видим, что апостол говорит: предал их Бог (см. Рим. 1:24, 26, 28 ). Он называет первую причину того, что Он их предал: Они, познав Бога, не прославили Его (Рим. 1:21)… Вторую причину он называет, когда говорит: Они заменили истину Божию ложью (Рим. 1:25)… Во второй раз, однако, Бог предал их за более мерзкие преступления, так как женщины их заменили естественное употребление… Третью причину того, что Бог предал их [превратному уму], апостол приводит, говоря: И как они не заботились иметь Бога в разуме (Рим. 1:28), а также перечисляя вслед за этим прочие преступления.
Комментарии на Послание к Римлянам.
О молитве.
Амвросиаст
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Предал их Бог превратному уму
На самом деле эти слова : « предал их Бог превратному уму» обозначают ТО,
что по причине отвержения людьми Бога и Его Истинной Жизни, Бог отворачивается от них…
и тем самым Он «предаёт» (отдаёт)..(не руками, а в духе..) их на собственный произвол…—
идите и живите тАК, как вы хотите!….
Я не отнимаю у вас вашей свободы выбора…
Я насильно никого не обращаю к Себе, не заставляю любить Себя и жить в Моей Воле…
ваш произвол и ваши пути теперь будет курировать дьявол, ибо он завладевает душами тех, у кого нет Бога и Его Защиты, Его Мудрости и Его Любви…
Поэтому, без Бога вы будете поступать НЕ по Любви Божьей, нЕ по Его Заповедям, нЕ по Его Мудрости,
а по своим похотям и понятиям…по своей злобе и ненависти….по своим обидам… и по своему безрассудству…
——————————————————-
Так происходит всегда, когда человек живёт без Бога…или когда познав Его Благодать, затем отворачивается от Него, обидевшись на Него, в ропоте и недовольстве …
Вспомним историю Израильского народа, которого Бог вывел из Египетского Рабства…явив ему множество чудес и знамений…
НО стоило только произойти какой-то трудности, какому-то испытанию веры, КАК тут же народ начинал роптать на Бога, возмущаться, искать своих путей и своей воли….
И тогда Бог отступал….
а их ум повреждался…они начинали поклоняться творению (вместо Творца) и буйствовать в языческих оргиях…
Можно привести пример: земной отец до какого-то времени был для своего сына примером и другом, добрым наставником…
сын всегда гордился отцом и без его благословения не ходил туда, куда порой звали его дворовые приятели….
он не читал каких-то «грязных» книг, которые они ему давали…
Сын пошёл в «разгул»… отец хотел его остановить, образумить..но сын стал грубить…оскорблять отца..называть его узурпатором..диктатором, мешающим ему жить тАК, как он хочет…
Тогда отец сказал сыну – ИДИ….я тебя не держу…ступай по своим похотям и понятиям…а я уйду с твоей дороги…
Отец уехал…
Прошло время…сын развратился…он умирал от передоза…его печень разлагалась…он вспомнил отца только тогда, когда понял – за ним пришла смерть…
—————————-
Есть ещё одно место Писания, о которое кто-то преткнулся…— 1 К Коринфянам 5 гл….
В ней ап. Павел, направляя своё письмо в Коринфскую церковь… с гневным обличением некого верующего (из этого собрания) в блудном, содомском грехе,…. сказал следующие слова:
1 К Коринфянам 5 гл:
«3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа.»
————————————————-
Читая эти строки, кто-то думает, что ап. Павел злой, совершил над человеком некий обряд проклятия..колдовства…
Но это неправда!
ГРЕХ РАЗДЕЛЯЕТ человека с БОГОМ…
Иными словами, Павел выразил мысль о том, что если человек не желает примирения с Богом через истинное раскаяние, то пусть тогда он идёт в мир, туда, где всё продано греху…и покоряется своим плотским вожделениям..
где каждый безбожник все свои средства, силы и цели вкладывает в плоть, утешая её, развлекая, угождая ей, позволяя себе любой срам, любой разврат, любое похотение души и тела…
И в результате такой скверной жизни – конечно, же плоть пожинает ИЗМОЖДЕНИЕ,
Которое может проявиться как болезнь… сумасшедствие… нервное истощение… смерть…
По сути Павел призвал собрание ИЗГНАТЬ этого блудника из собрания и не более того…———-
чтобы он жил по своеволию и ходил путями мира …..
Надеясь, что в результате ещё бОльших потерь, горя, болезней и сокрушений, тот сможет осознать своё зло, свои грехи…
и прийти с сокрушённым духом к Господу, успеть раскаяться, очистить душу, спасти её… прежде, чем она отправится в послесмертное существование..
В подтверждение сказанного, читаем последующие слова ап. Павла из данной главы:
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
………..
13.. Итак, извергните развращенного из среды вас.»
——————————————————
Кто-то скажет – но, ведь, Бог – это Любовь…
Он милует и прощает…и христиане должны быть милостивы к грешникам, терпеть их и прощать…
Да, христиане милостивы с грешниками..долготерпеливы..
НО они не потакают грешникам и не прикрывают их НЕраскаянные грехи
мнимой любовью…..как и Бог этого НЕ делает!
БОГ КОГО ЛЮБИТ, ТЕХ НАКАЗЫВАЕТ И ОБЛИЧАЕТ…
Библия. Евреям 12 гл:
«3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4 Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает.
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.»..
Да, Бог – Любовь, но не ТА, бесовская (которая только по названию)…
а истинная, по СУТИ…
Бог прощает только КАЮЩИХСЯ грешников….иначе Он не смыл бы Потопом всю Землю…и не уничтожил огнём с Неба Содом и Гоморру..
Бог отворачивается от грешника, если тот не кается и не осознаёт своё зло, но оправдывает его и продолжает жить в нём..
Поэтому и в собрании христиан не должны находится тЕ, кто познав уже Божью Благодать, затем пренебрегли ею и не только сами совершили гнусное дело, но и для других стали закваскою греха, примером для распутства и непослушания Богу…
Люцифер был скинут с Небесных Чертогов, когда поднял Бунт против Бога, обманом увлёк часть ангелов, желая занять Место
Вседержителя..…
Кто-то скажет – А разве Бог не мог его как-то усмирить, связать, приказать, уговорить, ублажить, убедить, что он неправ?
————— НЕТ.
НО не потомУ, что Бог НЕ Всемогущ..…
А потомУ, что Бог ангелам (так же как и людям) дал свободную волю ДУХОВНОГО выбора…и ОН не отнимает её никогда и ни у кого!
Так ЧТО можно объяснить томУ, кто ЗНАЯ Бога, находясь рядом с Ним (!), получив от Творца ВСЁ самое лучшее и самое прекрасное,…. затем отказывается от Него, от Его Любви, от Его Верховенства. —
Ведь, когда такое происходит, это означает только одно – ВЫБОР СДЕЛАН. и это не какое-то минутное смятение..но это ОСОЗНАННЫЙ выбор к богоборчеству!
Но Бог, конечно, же, как ХОЗЯИН ВСЕЛЕННОЙ, не допустит, чтобы в Его Доме находились тЕ, кто вносит смуту и ТЬМУ, кто разрушает Святое и Праведное Мироздание Бога..кто желает сокрушить мир, превратив его в огромную чёрную дыру!
НО его дух и его выбор души никто не изменит насильно…….даже если этот человек будет находиться в тюрьме, он всё равно может продолжать вынашивать свои злостные планы и ненавидеть генерала и президента страны…
Дьявол (Люцифер) тоже отчасти связан Богом…и его тюрьма – это Земля…
Бог мог его просто уничтожить….. ОН имел на это полное право….. ведь Он – Творец, а Люцифер – творение….
———
люди (создатели земных творений) уничтожают их, когда они становятся им не надобны.. устарели…мешают..изгнили..заражены вирусом…
НО Бог его не уничтожил тогда….возможно, ожидая его сокрушения и покаяния….
Однако, Люцифер не покаялся, он был твёрд в своих намерениях – бороться с Богом…
Многотысячелетний опыт познания Зла имеет такое огромное количество свидетельств ужасов, погибели, изуверств и мрака безысходности, что только дети дьявола продолжают упорствовать в своём выборе – борьбы с Богом.
ВРЕМЯ…пока оно есть….скоро поднимется главный ставленник дьявола – Антихрист…с огромными знаниями и чудесами…
И это будет последняя борьба…последняя попытка сил Тьмы – отобрать у людей Бога и превратить мир во всемирную катастрофу.
НО результат будет плачевный.
Выше и могущественней Создателя нет и не будет никого и никогда!
Никто не сможет заменить, подменить Бога!
Никто не сможет выжить и сохранить Вселенную БЕЗ Его Всеведения, Святости, Праведности, физических и нравственных Законов!
Пытались многие…сколько их было..маленьких и больших..вождей..кумиров..гениев..…думали, что они построят рай на земле..В ОБХОД БОГА.
——
НЕ получилось. и НЕ получится никогда.
Все, кто замысливает в душе свои эгоистические планы против Бога и Человечества, будут посрамлены.
однажды..в сиятельном Свете Грядущего на облаках Христа…во всей славе Небес. в страхе и трепете падут перед Ним ВСЕ, кто желал избавится от Бога, кто решил идти за Люцифером!
————————————————
Библия. Откровение 1 гл:
«7 Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель.»
Апостола Павла послание к римлянам 1:28
Толкования:
Амвросиаст
Блаж. Августин
Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.
Блаж. Феодорит Кирский
Если бы язычники захотели узнать Бога, то последовали бы божественным законам. Но поскольку они отреклись от Творца, то были совершенно лишены Его попечения.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предал. Причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их страсти. Оскорбление, говорит, причиненное ими Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поскольку не познали, но говорит: и как они не заботились, то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики, но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум. Чтобы лучше истолковать выражение предал их Бог, некоторые из отцов воспользовались прекрасным примером. Они рассуждают: когда кто-нибудь, не желая видеть солнце, закрывает глаза и потом падает в яму, мы говорим, что не солнце, которого он не видит, ввергло его в яму, что человек упал в яму не от того, будто солнце ввергло его туда в сердцах, но от того, что оно не осветило его глаз. А почему оно не осветило его глаз? Потому что он закрыл глаза. Так и Бог предал их постыдным страстям. Почему? Потому что люди не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его.
Лопухин А.П.
См. также Толкование на Рим. 1:18
Ориген
Комментарии на Послание к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Исидор Пелусиот
Не сказал Апостол: «поскольку преданы, то исполнились», или еще: «преданы, чтобы исполнились», но говорит: предаде исполненных, то есть оставил, лишив Своей помощи, как военачальник воинов, не повинующихся его приказаниям, но по собственной своей воле уступивших над собою победу, оставляет, лишая их Своей мудрости. Поскольку они сами себя исполнили всякого порока, то Бог по справедливости предал их оставлению, не насильно приведя в неискусен ум, но попустив предаться оному.
Прп. Нил Синайский
Свт. Геннадий Константинопольский
Свт. Григорий Нисский
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 28-32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым
Свт. Феофан Затворник
И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная
Якоже не искусиша имети Бога в разуме. Иметь Бога в разуме — значит: и памятовать о Нем, содержать Его в уме и в сознании, с соответственными тому религиозными чувствами и расположениями, и иметь о Нем здравые понятия, истинно о Нем умствовать, истинное содержать исповедание веры. Έν έπιγνώσει — может означать то и другое. Язычники сначала, по причине осуечения, стали забывать Бога, а забывая, омрачаться и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия рождали еще большее богозабвение, а большее богозабвение вело еще к более неправым о Нем понятиям.
Не искусиша, ούκ έδοκίμασαν, — не искусились, не сумели, даже более, — не делали опытов, не старались, не поставляли сего целию своей жизни, — того, то есть, чтоб помнить о Боге и заботиться об угождении Ему и чтоб истинное хранить о Нем ведение.
Сего ради предаде их Бог. — Опять: предаде. Сначала предал их похотям сердец (см.: 1, 24 ), потом в страсти бесчестия (см.: 1, 26 ), а здесь: в неискусен ум, творити неподобная. Какая постепенность ниспадения! Она шла естественным порядком, но как и этот порядок низвращения коренится в законах естества, кои от Бога; то Апостол прямо относит его к Богу, как к непосредственно действующей причине, или карающему правосудию Его. Блаженный Феофилакт пишет: «вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предаде, — а причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. Оскорбление, говорит, причиненное Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поелику не познали, — но говорит: якоже не искусиша, — то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики (не тела, не вещественного организма, как думали манихеи), но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум; ибо отвращение Бога и оставление Им называется в Писании преданием. Бог предал их. Почему? Потому что они не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его». «Ибо если бы восхотели знать Его (продолжим словами Феодорита), то последовали бы Божественным законам. Но поелику отреклись Творца, то совершенно лишились Его промышления; а потому небоязненно отважились на пороки разного рода».
Предаде в неискусен ум творити неподобная. Неискусный ум, не умеющий действовать достодолжно и, вследствие сего, так как он не действовать не может, — действующий недостодолжно или творящий неподобная. По природе ум ведает, что добро и что зло, что право и что неправо, и умеет действовать соответственно тому. Но жизнь чувственная низвратила его, и он стал называть доброе лукавым и лукавое добрым. У язычников и в законодательство вошло много вопиющих неправд. Так онеискусился ум! Не искусиша — и: неискусен — не игра слов, а современное соответствие следствия причине, или греху — наказания, νους, — владычественная сила, то же, что дух — отражатель богоподобия, вдунутый в лицо человека. В нем укоренены чувства Божества и правды Его, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятию о Боге и оживляет совесть — ведение воли Божией — и сообщает ей энергию. Когда память о Боге выходит из ума — и боговедение омрачается ложью, страх Божий слабеет, а от ослабления страха Божия слабеет и совесть. Вследствие сего чувственность возвышает голос и увлекает вслед себя. Совесть восстает сначала, но ее не слушают, а заставить себя слушать она не имеет силы, по причине отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь. Она потом и смолкает. Вместо нее начинает писать законы чувственность, руководимая самостию. И пошли всякого рода неподобия. Склоняется на это наконец и ум владычественный и только придумывает ложные начала в оправдание неправостей жизни. В древности пленных царей употребляли вместо подножки, когда садились на лошадь. Это очень хорошо изображает показанное состояние ума. Святой Златоуст говорит: «поелику ум их стал превратен, то у неисправного ездока все пришло в беспорядок и смятение».
Выразив эту общую мысль о том, как развилась неподобная жизнь, Апостол за тем показывает, в каких действиях она выражалась, перечисляет самые пороки, заправлявшие порядками жизни. Подобное сему перечисление делает святой Павел в Послании к Галатам (см.: Гал. 5, 19 — 21 ) и в Послании Втором к святому Тимофею (см.: 2Тим. 3, 2 — 5 ), — в том и другом производя их от преобладания чувственности. — В перечислении не видится порядка: можно думать, что Апостол выставляет преимущественно то, что римляне видели своими глазами среди своих сограждан и в чем иные из них до обращения, может быть, сами были виноваты.