Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Восток-Волна прецизионные: миф или реальность?
Факты по информации сайта завода «Восток»
1962 г. Прецизионные часы «Восток» награждены большой золотой медалью Лейпцигской международной ярмарки.
Факты по каталогам В каталогах 60х годов все модели прецизионных часов Восток с логотипом «ЧЧЗ» на механизме на 21 камне имеют в описании механизма слово «прецизионные»
В каталогах 70х годов все модели прецизионных часов Восток с этим логотипом имеют механизм 2809 на 22 камнях и надпись на циферблате «прецизионные». Механизмы зачастую помечены «2809» и позолочены (желтого цвета).
Факты по информации из этого форума
Механизмы в этих моделях
Данные о выпуске часов ЧЧЗ до 1979 года (спасибо Андрею Круковичу нет, к сожалению, данных про Восток прецизионный 2809 ) Сатурн 2605 выпускался до 1964 года Мир 2209 и 2214 до 1965 года, Уран 2602 до 1965, Чайка 2605 до 1979, Кама 2602 до 1960, Колос 2602 до 1964, Янтарь 2603 до 1963, Победа 2602 до 1956, Алмаз 2809Б до 1967, Волна 2809А до 1973, Восток 2809А до 1970, Дружба 2605 до 1964, Восток 2603 до 1978 года.
Еще один факт в пользу данного калибра: в Часах на данном калибре впервые упоминается наименование «Восток», впоследствии ставшее Торговой маркой ЧЧЗ! До этого были различные Чайки, Сатурны, Рубины, Камы, Янтари Дружбы и т.д. Вот здесь небольшая поправочка http://www.vostok-inc.com/index.php. ng=rus&press=2
«В 1969 году часовые заводы наконец-то получили свои собственные названия и торговые марки. С тех пор вся продукция чистопольского завода выпускается под маркой «Восток».»
Получается что практически невозможно датировать часы выпущенные с конца 60-го (последний год маркировки калибра 2809) до 1969. Ни один позолоченный механизм не датирован, соответственно если на Ваших часах механизм позолочен, с эмблемой «ЧЧЗ», то дата выпуска с 61-го по 69-й
Самый ранний 2809 3-й кв. 1957
Разновидности механизмов 28-го калибра, фото с просторов инета, и с форума:
Прим. Я понимаю, что мои вопросы могут показаться смешными, однако сама возможность быстро и эффективно проверять бу механику крайне соблазнительна для меня. Тем более, что для проверки мне нужны а) ноутбук б) небольшая (с учетом калибра) звукоизолирующая камера. Т.е. все «устройство» у меня помещается в портфель.
Этот пользователь сказал Спасибо! Андрей Крукович за это сообщение:
Эти 2 пользователей сказали Спасибо! nos за это сообщение:
Добрый день. Я сначала склонялся к Вашему мнению, но потом пришел к выводу, что нельзя «по треугольнику» отличить механизмы. Официальная версия утверждает обратное: механизм Волны суть механизм Востока прецизионного, но выбракованный (классом ниже). Изучение доступного мне материала подтверждает официальную версию.
— ставилась на Восток с белыми мостами, на механизме должна быть дата 58 год
Ниже даю фотографию Волны с «треугольником», 58 года выпуска (4 квартал). И еще чуть ниже фотография механизма 2-59 (с треугольником) Номера там видны. Разумеется, за аутентичность я не ручаюсь, сейчас даже не могу сказать, Восток это или Волна. Таким образом, я пришел к выводу, что «официальная версия» имеет право на существование)) Однако в СССР был очень строгий контроль за изделиями, поэтому я склонен думать, что какие-то «отличия» должны существовать. Иначе была бы возможна ситуация, когда механизмы Волны ставили на Восток прецизионный (пусть даже частники). К сожалению, все механизмы (фотографии) в Интернет фотографируют без снятого циферблата, поэтому точное сличение механизмов затруднено. Кроме того, качество фотографий «хромает», поэтому практически невозможно увидеть на фото, производился ли ремонт. Там, где это возможно, видны на головках винтов следы отверток (почти всегда).
— если же вы где-то видели Волну с треугольником, то это скорее всего замена циферблата или моста баланса
Вот здесь мы вступаем в область догадок. Соб-но, по этой причине Волна или Восток так интересны: каждый раз, покупая эти часы, мы проводим небольшое расследование)) И по этой же причине я решил написать свой «пост»: очень сильно сомневаюсь, что «модульный» ремонт был распространен в СССР. Тем более, когда заменяют целиком мост баланса или циферблат более точного устройства на менее точное. Зачем? Так ли уж часты поломки этих частей? Есть ли статистика? Какие части механизма Востока наиболее часто выходили из строя? В этом направлении и надо двигаться, как мне кажется: собирать статистику выхода из строя Волны и Востока. Если баланс там надежный, то трудно предположить, что в механизм, например, 58 года мастер поставит мост баланса именно 58 года. Логичнее было бы предположить, что в механизм 58 года поставят мост баланса (если поставят!!) более позднего периода. Или баланс «ломался» в течении года? Он столь ненадежный?
—- По поводу проверки прибором, прибор покажет точность лишь в момент измерения, он не учитывает степень завода пружины, выработку деталей на определенном участке и т.д. —- отличить Волну от Востока с помощью прибора считаю пустой тратой времени, тестировать опятьже необходимо обслуженные механизмы.
Здесь согласен с Вами на 90 процентов. Однако сделать попытку проверки следует. Проверить эмпирическим путем результат умозаключений. В частности, если не ошибаюсь, у Волны иное время работы (здесь ссылаюсь на Ваши пред. посты), я допускаю, что результаты точных измерений покажут любопытные подробности. Именно поэтому я использовал не стандартную программу (типа Biburo), а более сложную программу анализа звука.
Однозначные выводы я пока сделать не могу, думаю, надо продолжать собирать сведения о механизме Востока. Конечно, проверять их на точных приборах.
Прим. Фотография лица «Волны прецизионной» с западного аукциона. Я уверен, 100 процентный «новодел».
На самом деле в настоящие время ни на одни наручные часы пожизненной гарантии не существует. Гарантийный срок, определяемый производителем, колеблется от 2 до 4 лет и указывается в сопутствующих документах. Гарантийные обязательства не распространяются на поломки, возникшие не по вине производителя, на факторы естественного износа, на поломки, вызванные неосторожным обращением, а так же на элементы питания.
2.Швейцарские часы не требуют ремонта.
В процессе работы часового механизма, независимо от его типа, образуется металлическая стружка в результате износа деталей и ее необходимо удалять. Смазочные материалы, используемые для уменьшения трения внутри часового механизма, со временем густеют и нуждаются в замене. Поэтому раз в 2-3 года для механических часов или раз в 5 лет для кварцевых рекомендуется их сервисное обслуживание с чисткой смазкой и регулировкой точности хода.
3.Все швейцарские часы изготавливаются вручную.
На самом деле автоматизированный процесс по изготовлению составляющих компонентов часов и их последующую сборку производится в Швейцарии на роботизированных линиях. Что позволило этим часам сохранить конкурентную цену, высокие эксплуатационные качества и точность. И существую лишь единичные образцы механизмов швейцарского часпрома, которые собираются, а тем более, когда их элементы изготавливаются и доводятся вручную, но стоят они не один десяток тысяч швейцарских франков.
4.Швейцарских часам нестрашны любые удары.
5.Сапфировое стекло невозможно разбить.
На самом деле, сапфировое стекло, превосходя по твердости органические и минеральные стекла, наиболее устойчиво к царапинам. Однако, являясь хрупким материалом, стекло из сапфира легко бьется, образуя крайне мелкие и острые осколки, способные повредить механизм часов и их владельца. Вот почему спортивные модели, часы для дайвинга и авиаторов имеют хезалитовое и многослойное минеральное стекло. В какой-то мере тоже самое можно сказать про часовые корпуса и звенья браслетов из керамики – они устойчивы к царапинам, но могут разбиться от приложенного удара.
6.Батарейка в швейцарских часах служит как минимум 5 лет.
Срок службы батарейки в часах зависит от ее типа, уровня энергопотребления механизма и обычно варьируется от года до 3 лет. Сам производитель часов никогда не дает гарантии на элемент питания, поскольку он устанавливается при сборке механизма и неизвестно сколько такой механизм пролежит на складе, до установки его в часы той или иной фирмы. В том случае, когда указывается что срок службы элемента питания >5 лет, то это значит, что часы с такой полностью заряженной батарейкой, установленной в абсолютно новый механизм, проработают больше 5 лет в идеальных условиях по температуре окружающей среды и т.д. Кроме того не стоит забывать, что не все часы оснащены EOL (end-of-life indicator) – функцией предупреждающей о скорой разрядке батарейки и разрядившийся элемент питания может «протечь» безвозвратно испортив механизм. Поэтому стоит менять элемент питания не реже раз в 2-3 лет.
7.В любых швейцарских часах с водозащитой можно нырять.
8.Швейцарские механические часы точнее недорогих кварцевых изготовленных в Ю.-В. Азии.
9.Календарь швейцарских часов не нуждается в корректировке.
В корректировке календарных показателей не нуждаются лишь часы, оснащенные вечным календарем, учитывающим помимо 30 и 31 числа, февральские показатели, включая високосный год, выпускается таких часов не много и стоят они очень даже дорого. Наличие же в «обычных» часах из Швейцарии дополнительных календарных функций, как то: день недели, месяц, номер недели, индикатор лунных фаз не делает календарь «вечным», его называют «полным». В последнее время все большее распространение получают часы с годичным календарем (Annual Calendar), требующим корректировки раз в год, в феврале. Все это касается механических часов, в швейцарских часах с кварцевыми механизмами вечный календарь встречается только в калибрах с термокомпенсацией или при наличии дополнительного жидкокристалического дисплея.
10.Механизмы золотых часов из Швейцарии выполнены из золота.
На самом деле подавляющее большинство механизмов имеют мосты и платину (основание механизма) изготовленные из латунного сплава, они, а так же другие движущиеся детали в зависимости от престижности и цены часов могут иметь никелированное, золотое, родиевое и платиновое покрытие или не иметь его вовсе. И лишь в единичных экземплярах, стоящих не один десяток тысяч швейцарских франков, некоторые компоненты изготавливаются из золота. Чаще всего это видимые платина и мосты механизма или периферийный вес ротора автоподзавода.
11. Разные швейцарские марки имеют собственные механизмы.
Подавляющее большинство швейцарских часов оснащаются механическими и кварцевыми калибрами производства фабрики ETA и кварцевыми мультифункциональными механизмами RONDA и ISA. Все эти механизмы производятся и устанавливаются в Швейцарии, потому как только швейцарское «происхождение» механизмов позволяет маркировать готовые часы «Swiss made». Нередко серийные механизмы усложняют дополнительными модулями, дарующими дополнение в функционале часов и их стоимости. Производят такие модули в своем большинстве фабрики Dubois-Dupraz и Soprod. Часы с мануфактурным механизмом «начинаются» где-то от стоимости в десять тысяч франков, но и тут мы зачастую имеем дело с доработкой и декорированием серийного механизма. И лишь единичные часовые марки выпускают полностью домашние механизмы, где абсолютно все элементы сделаны в самой компании.
Как-то давно, в одном из обзоров по ремонту часов, было высказано пожелание обозреть механизм Восток 2809 прецизионные. Такой механизм у меня оказался в наличии — я его выкупил у людей, занимавшихся аффинажем золота с советских часовых корпусов. Но вот незадача — каким-то образом в механизме был утрачен камень секундной стрелки. Часы легли «в долгий ящик», ожидая своего донора… Прошло несколько лет…
… и вот, случайно на барахолке я увидел знакомый калибр в ужасном виде, но… у него был камень. И я приобрёл донора за громадную сумму в 50 русских рублей.
Сразу оговорюсь — механизм я перебирал вечером и очень сильно увлёкся, поэтому двух третей фото, которых можно (и нужно) было сделать, я не сделал. Простите. Постараюсь закрыть часть пробелов фотографиями с других ресурсов.
Но сначала предыстория, которая взята с форума watch.ru
Многие мастера, обслуживавшие часы говорят, что в механизме 2802 а позднее и 2809 прослеживаются швейцарские корни — очень уж похож оказался калибр на широко известный калибр Zenith 135.
Калибр Zenith 135 был разработан в 1948 году в компании Zenith, что расположена в городке Ле Локль, Швейцария. Главным конструктором механизма был Ephram Jobin.
Изначально калибр 135 проектировался именно как хронометр, или калибр с повышенной точностью, способный выиграть состязания на точность хода в обсерватории в Невшателе.
Основными техническими особенностями калибра Zenith 135 были: 1. Максимально увеличенная пружина и заводной барабан. Сделано для увеличения запаса хода и изохронности всей системы. Длинная пружина позволяет максимально уменьшить неравномерность хода на протяжении всего завода пружины. 2. Увеличенный по сравнению с обычными механизмами баланс диаметром 14 мм. Сделано для получения максимально возможной инерции, которая нужна, опять же, для равномерного хода. 3. Убранное с привычного места на центральной оси минутное колесо. Из-за большого баланса и большого барабана классическая компоновка механизма не подошла по размерам, пришлось разрабатывать заново всю компоновку и кинематику колесной системы. Исчез минутный триб в его привычном понимании, вексельное колесо приводится непосредственно от минутного колеса. 4. На мосте баланса расположен микрорегулятор оригинальной формы, позволяющий точно настроить ход часов. Получившийся калибр Zenith 135 был впервые продемонстрирован публике в 1948 году и выигрывал соревнования в обсерватории на протяжении пяти лет подряд(!), с 1950 по 1954 годы, что само по себе рекорд. Всего ему принадлежит 235 различных достижении и наград.
Но делался этот калибр как коммерческий часовой калибр, и на этом поприще Zenith 135 был также достаточно успешен, в отличие от многих других победителей обсерваторских конкурсов тех лет. Zenith 135 пошел в серию практически в неизменном виде, и с 1949 по 1962 годы было выпущено 11 тысяч часов на калибре Zenith 135. Для высокоточных механизмов того времени это было настоящим достижением. Все часы на калибре Zenith 135 имели официальный сертификат хронометра.
Как, когда и какие материалы по конструкции калибра Zenith 135 попали в СССР – неизвестно. Однако это бесспорно произошло.
В СССР до середины 1950-х годов существовала неудовлетворенная потребность в высокоточных наручных часах, однако советская часовая промышленность не могла предложить ничего в этой области. Серийно, но небольшими партиями, выпускались только карманные часы 1 класса точности на базе механизма Молния ЧК-6 с микрорегулятором. Поэтому изыскания в этой области в СССР точно проводились, и в результате этих изысканий в 1956 году в Чистополе были выпущены первые советские наручные часы с калибром 5НХ-1М (или 2802 по более поздней классификация часовых калибров СССР).
Однако и отличия этих механизмов также очевидны. Во-первых, диаметр механизма 5НХ-1М уменьшен до 28 мм. Во-вторых, добавлены два камня в механизм. В-третьих, диаметр баланса в 2802 уменьшен до 12 мм. У Зенита все-таки 14 мм. Отсюда и немного другая форма моста ангренажа. В-четвертых, у отечественного калибра нет инкаблока. Тут следует сказать, что и у швейцарцев его тоже поначалу не было, так что тут разница небольшая. В-пятых, много мелких конструктивных различий. Они не принципиальны с точки зрения конструкции часового механизма, но не позволяют говорить о слепом копировании.
Так что, несмотря на очевидные архитектурные и инженерные заимствования, инженеры НИИЧАСПром и ЧЧЗ не просто скопировали калибр «один-в-один», а творчески его доработали. Я думаю, что причиной этой творческой доработки было желание сделать калибр немного меньше. Часовой мейнстрим тех лет требовал несколько меньших калибров, чем калибры диаметром 30 мм. Но сильно уменьшить размер без потери необходимых характеристик по точности не получалось, поэтому остановились на механизме с диаметром 28 мм.
Ну и важно также отметить, что на базе калибра 5НХ-1М был сделан калибр 2809 с центральной секундной стрелкой.
Калибр 2809 изначально разрабатывался как калибр с центральной секундной стрелкой и противоударным устройством. Механизм 2809 выпускался на Чистопольском заводе с 1957 до 1973 года. До 1959 включительно оба механизма 28 калибра – с центральной и малой секундными стрелками – выпускались параллельно.
Механизм 2809 не имеет прямых аналогов у Zenith, так что его можно считать отечественной разработкой, хоть и на основе заимствованных технологий.
Чуть позже, после снятия с производства 5НХ-1М с малой секундной стрелкой, механизм 28 калибра с центральной секундной стрелкой также стали использовать в прецизионных часах, или хронометрах.
Вот в таком виде достались мне часы:
На фото плоховато видно, но камня секундной стрелки нет. Там просто дырка отверстие
На этом фото хорошо видно ось и цапфу секундной стрелки.
А это купленный недавно донор. В ужасном виде, но камни все на месте.
В первую очередь снимаем баланс. Он огромен! он тяжёл! Необычно длинная ось баланса внушает трепет и почтение… И сулит непростую установку обратно, ведь ось будет болтаться как карандаш в стакане.
Заглянем сбоку
Снимаем барабанный и ангренажный мосты. Мост анкерной вилки и мост анкерного колеса я уже снял.
Отправляем купаться в бензин колёса и остальные детали и займёмся барабанным мостом. Снимаем с мостов всю навеску и отправляем донорский мост в бензин, к другим деталям.
Теперь пора обслужить пружину. Разбираем барабан… Оп-па… а пружина то… сломана… Но у нас есть донорский барабан. Берём пружину оттуда.
Часы искупались в бензине, Ультразвуковая мойка поработала на славу… Сушим колёса и мосты, и начинаем собирать. Особенностью сборки является накрытие одним мостом барабана, центрального колеса (которое совсем не в центре) и оси секундной стрелки. На этом фото я, разумеется, секундную ось забыл 🙂 Пришлось снова снимать и снова ставить 🙂
Мост барабана крепится тремя винтами, из них средний — длиннее обычного. Не перепутайте.
Сборка ангренажа особенных проблем не доставляет. Но! Особо хочу отметить длину осей колёс — загнать даже две оси в камни моста, та ещё задача.
Обслуживать накладные камни легко и приятно
Ставим на место анкерное колесо и анкерную вилку
Ставим на место баланс с мостом… И вуаля… часы побежали… да бодренько так…
Грешным делом решил примерить механизм в корпус «Победы»… но… оказалось, что нужно «колхозить» дополнительную проставку — механизм в корпусе болтался даже с родным проставочным кольцом.
Теперь фото со сторонних ресурсов Так выглядит центральное колесо — у часов совершенно необычный привод на стрелки — непосредственно с центрального колеса на вексельное.
И никаких фрикционных пар. Минутное колесо и часовое колесо приводятся в действие одним вексельным колесом. Никаких «прикусов» — колёса просто установлены на триб
Ремонтуар непривычен, но особых сложностей в сборке-разборке нет.
Настраивается калибр очень хорошо. Благодаря микрорегулятору выставить точность хода получается почти «в ноль». Но… только в одном положении. Увы, но калибру уже больше пятидесяти лет. Точнее сказать сложно.
Резюмируя. Интересный калибр. Обилие накладных камней позволяет снизить трение и добиться точной дозировке масла. При разборе их удобно мыть и чистить, а чистые камни — залог хорошего хода. Спираль баланса изготовлена из специального сплава, гораздо менее подверженного температурным колебаниям. Большой баланс обладает хорошей инерцией и также способствует повышению точности хода при относительно невысокой частоте полуколебаний…
Швейцарцы сделали крайне интересный калибр, а советские инженеры прекрасно его доработали и довели практически до идеала. Недаром, множество решений переехало в более поздний востоковский калибр 2209, на базе которого появился 2214 с календарём и 2234 с календарём и стоп-секундой. Если кому будет интересно, то есть возможность разобрать калибр 2234 — тот самый, легендарный, с которого началась история часов «Командирские».