Пресвятая богородица покрова в чем помогает
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
Влахернский храм, во время натиска огромных сил сарацин в десятом веке, стал пристанищем для жителей Константинополя. Храм имел большое значение для местных, ведь именно в нем тогда хранилась риза Богородицы (в том числе и головной убор) – реликвии, которые по преданию, принадлежали Деве Марии. Нуждаясь в трудную минуту в помощи и спасении от наступающих врагов, люди вмести молились Богу. Именно об этом событии рассказывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая запечатлела чудо.
Святой Андрей, подняв свой взор вверх в ходе молитвы, увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время, Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь. После Богородица встала у престола и своим головным покрывалом закрыла всех молящихся, спасая их от сарацин. По мотивам этого происшествия была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая до сих пор помогает православным, когда требуется защита. С приходом рассвета сарацины были повержены, а Константинополь спасен.
В чем помогает икона «Покров Пресвятой Богородицы»?
Икона способна защитить вас от несчастий и невзгод. Перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» молятся об обереге своего дома, чтобы все беды и невзгоды обходили его стороной. Зачастую Богородицу просят защитить от болезней, либо излечить уже имеющиеся недуги. Кроме того, прихожане взывают не только для себя, но и для других людей.
Наличие иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» в вашем доме будет отличным решением.
А вот куда вешать – лучше решить самим, но часто располагают образ в прихожей.
Молясь перед ней, вы сбережете не только свое жилье, но и своих родственников от недругов и невзгод
Молитва начинается с восхваления Сына Богородицы и Ее самой. Только после этого можно о чем-то просить, но затем снова читается восхваление.
Содержание святого образа
В иконе «Покрова Пресвятой Богородицы» слились земной мир и небеса, в этом заключается глубокое значение образа, который указывает на помощь и заступничество, которые получают верующие от высших сил. Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, по обеим сторонам от Богородицы зачастую изображают ангелов, которые вторят Ее молитве, тем самым дополнительно взывая к помощи Господа.
На иконе изображены алтарь и залы Влахернского святилища. Большинство этих икон расписано в багровых оттенках. В середине, на возвышении красуется Роман Сладкопевец. В руках он сжимает рукопись. В дряхлом убранстве Андрей указывает своему подмастерью Епифанию на сие действо. Рядом с Романом нарисован патриарх, константинопольский правитель, братья и жители. Поверх всех красуется Церковь Небесная со святыми мучениками, пророками, святейшими, посреди которых выделяются Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. Помимо этого, там легко узнаваемы Петр и Павел, которые тоже молятся о жителях Константинополя.
По описанию содержание иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» может немного меняться, но означает образ всегда одно – небесная церковь спустилась, для того чтобы поддержать церковь земную. Небожители оказались на земле для того, чтобы поддержать всех верующих, которым требуется заступничество. Эти святые ободряют христиан и помогают устоять под натиском иноверцев.
И в самом сосредоточении иконы стоит Пресвятая Богородица.
Она несет свое благотворное покрывание, которое может закрыть весь верующий народ
Конечно, тут есть и непрямой смысл, ведь икона «Покрова Пресвятой Богородицы» рассказывает не только о конкретном событии, но и о том, как Дева Мария и вся Небесная церковь помогает всем верующим, которые еще пребывают на земле. В молитве перед образом следует помнить об этом факте, да и вообще стараться не забывать о непрестанной помощи праведников и Господа.
Почитаемые списки иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»
Данная икона включает в себя внушительное количество почитаемых списков, большую часть которых возможно лицезреть в Российских храмах и церквях. Например, такие списки хранятся в церкви Воскресения. Один из таких хранится также в Красном селе в храме Покрова и в соборе Василия Блаженного. А вот в городе Харьков (Украина), лежит чтимая копия списка. Такая же копия имеется в Николаевском соборе города Новгорода.
Молитвы перед иконой
Днем празднования иконы является 14 октября.
Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Молитва первая
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Празднование 1 / 14 октября
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный,
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Величание в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы, празднование 1 / 14 октября |
Прошлое — это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.
К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно — историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.
Древний Царьград поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим — всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен — нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов ойкумены — обитаемого мира — столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей. Владения Второго Рима простирались от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов собственные. Жители империи называли себя ромеями («римлянами»), и Константинополь был для них Новым Римом, где жили представители разных народов: греки, сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и закрепленная деяниями Вселенских Соборов.
В VI веке, во времена правления императора Юстиниана, ходил по улицам Царьграда поэт и пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес. Служил он в первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его.
И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 1 октября.
Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в царьградских храмах.
В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы».
Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями.
Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»
Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…
И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот.
И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате. » — «Вижу, святый отче…»
И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о грешном роде человеческом.
Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже — от агарян, в 866 году — и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной.
Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.
И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником. Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом.
…А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111—1174) — второй сын великого князя Юрия Долгорукого.
Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни. «Яко тамо (в Царьграде) сущая народы в церкви милостиво покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрой кровом крилу Твоего», — писали древнерусские книжники.
Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова — в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире — огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города — храм Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным творением зодчих.
Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», — читается на службе в праздник Покрова.
Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии.
1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских.
Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.
…В прошлые времена русские крестьяне, собрав урожай, готовились к свадьбам: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком». Девушки-невесты всегда ставили на Покров свечи перед иконой праздника — которая раньше поставит, та прежде и замуж выйдет. До Покрова крестьяне хранили пожинальник — последний сноп с последней сжатой полосы, на Покров же его торжественно выносили во двор и давали скотине, чтобы оберечь ее от зимней бескормицы и иных бед.
Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы — он есть в любом храме. Посмотрите на икону внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках человеческую историю и в то же время — святыню, как бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства. Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и народов, и души благочестивых наших предков.
Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, — именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах — в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне — знакомый нам Роман Сладкопевец со свитком в руках, живший задолго до Андрея юродивого. Но и этот Андрей стоит рядом — в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем — византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.
А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя.
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника
Икона Покров Пресвятой Богородицы — древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).
Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы
История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.
Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.
Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.
Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.
К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена[1]. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.
Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник
Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.
Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.
Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.
Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник
Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).
На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.
Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).
Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.
Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник
Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.
Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.
Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей
В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.
На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.
Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение
Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.
Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей
Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.
В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.
Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина
Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.
Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области
Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века
Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская
Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)
Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы:
Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также: