Пресвитерианство что это за религия

Пресвитерианская церковь

Пресвитерианство что это за религия

Пресвитерианство что это за религия

Пресвитериа́нство (от греч. πρεσβύτερoς — «старший») — одно из направлений протестантской религии и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и рассматривается таким образом как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви.

Содержание

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественное предопределение, непогрешимость Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки.

История пресвитерианства

Пресвитерианство в Шотландии

Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в 1559—1560 гг. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса, радикального протестанта и ученика Жана Кальвина. Победа протестантов в 1560 г. позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры ») была утверждена в 1560 г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендатам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в 1567 г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.

Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1542—1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI—первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. «Вестминстерское исповедание», принятое в 1647 г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции 1688 г. Акт о веротерпимости (1690 г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.

В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более 1 миллиона членов.

Пресвитерианство в Англии и Ирландии

В период правления Якова I (1603—1625) значительная часть шотландцев переселилась в Ирландию, прежде всего в Ольстер, где основала в 1642 г. Пресвитерианскую церковь в Ирландии, которая в настоящее время является второй по численности религиозной организацией Северной Ирландии, насчитывая более 130 тысяч членов.

В Англию пресвитерианство проникло в конце правления Елизаветы I (1558—1603), а в период Английской революции XVII века развернулась борьба между английскими пресвитерианами и индепендентами. Долгий парламент 1647 г. утвердил пресвитерианскую церковь в качестве официальной в Англии, а Вестминстерская ассамблея (1643—1647) приняла основополагающие документы пресвитерианской доктрины и системы богослужения. После Реставрации Стюартов в 1660 г. было восстановлено епископальное устройство, а «Торжественная лига и Ковенант», легшая в основу английского пресвитерианства, была объявлена незаконной. Тем не менее пресвитерианская церковь в Англии сохранилась. В настоящее время в Англии и Уэльсе действуют Евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса и Объединенная реформатская церковь (более 150 тысяч членов).

Пресвитерианство в Америке

Английские и шотландские переселенцы в Северной Америке, вместе с кальвинистами-выходцами из Нидерландов и Швейцарии, в XVIII—XIX веках создали несколько собственных церквей пресвитерианского толка, крупнейшие из которых Пресвитерианская церковь США (основана в 1706 г.), Пресвитерианская церковь в Америке (основана в 1973 г.) (общая численность пресвитериан в США составляет около 4 миллионов человек) и Объединенная церковь Канады (основана в 1925 г. путем слияния нескольких реформатских церквей, насчитывает более 900 тысяч членов). Пресвитериане в США и Канаде составляют крупнейшую группу среди протестантских церквей этих стран.

Доктрина и организация пресвитерианства

Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 г. Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причем отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.

В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии, в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды)пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды. Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов.

Источник

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

/ Ориг. : πρεσβ&oxia; υτερος

Их со­б­ра­ние на­зы­ва­ет­ся сес­си­ей, или кон­си­сто­ри­ей. Сес­сии оп­ре­де­ля­ют по­ря­док всех ду­хов­ных дел (например, рас­по­ря­док бо­го­слу­же­ний в об­щи­не), име­ют власть при­ни­мать в об­щи­ну, от­лу­чать и на­ка­зы­вать ве­рую­щих. Гео­гра­фи­че­ски близ­кие об­щи­ны объ­е­ди­не­ны в пре­сви­те­рии. Не­смот­ря на то что лишь ме­ст­ная об­щи­на пол­но­моч­на вы­би­рать про­по­вед­ни­ков, её вы­бор дол­жен быть одоб­рен пре­сви­те­ри­ей, ко­то­рая впра­ве пе­ре­ме­щать свя­щен­ни­ков, от­стра­нять их от служ­бы, ор­га­ни­зо­вы­вать но­вые церк­ви и кон­тро­ли­ро­вать слия­ния церк­вей.

Пре­сви­те­ри­ан­ская мо­дель цер­ков­но­го уст­рой­ст­ва впер­вые сло­жи­лась в XVI веке в Же­не­ве при Ж. Каль­ви­не. Од­на­ко на­име­но­ва­ние «пресвитериане» за­кре­пи­лось за её адеп­та­ми в анг­лоя­зыч­ных стра­нах, то­гда как церк­ви, ис­то­ри­че­ски вос­хо­дя­щие к каль­ви­ни­ст­ским об­щи­нам кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы, тра­ди­ци­он­но на­зы­ва­ют ре­фор­мат­ски­ми (смотрите «Ре­фор­ма­ты»).

Боль­шое зна­че­ние в рас­про­стра­не­нии идей Ж. Каль­ви­на на Бри­тан­ских островах име­ла дея­тель­ность шотландского про­по­вед­ни­ка Дж. Нок­са, в ча­ст­но­сти спо­соб­ст­во­ва­ла про­воз­гла­ше­нию в 1592 году пре­сви­те­ри­ан­ст­ва официальной государственной ре­ли­ги­ей Шот­лан­дии. В начале XVIII века пе­ре­се­лен­цы из Шот­лан­дии при­нес­ли пре­сви­те­ри­ан­ст­во в Северную Ир­лан­дию.

Об­щая чис­лен­ность пресвитериане около 60 миллионов человек (начало 2010-х годов). На нач. XXI веке боль­ше все­го пресвитериан про­жи­ва­ло в США, Рес­пуб­ли­ке Ко­рея, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ма­ла­ви, Га­не, Ке­нии, ЮАР, Но­вой Зе­лан­дии, Мек­си­ке.

Боль­шин­ст­во пре­сви­те­ри­ан­ских церк­вей вхо­дит в соз­дан­ный в 1970 году Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов).

Источник

Пресвитерианство что это за религия

Пресвитерианство что это за религияПресвитерианство – это религиозное протестантское течение в христианстве, которое возникло в 16-м веке как разновидность кальвинизма. Как указывает Википедия, слово пресвитерианство образовано от греческого пресвитерос, что обозначает старейшина. Как ясно видно из самого названия, особую роль в пресвитерианстве играет прежде всего организационная структура церкви. Пресвитерианство основано на выборности руководства церкви пресвитеров, то есть своего рода демократия внутри религиозной организации. Отношение православной церкви к пресвитерианству можно сказать что сложное, так как православие чаще всего негативно относится к другим направлениям веры. Установить связь с Богом!

Пресвитерианство тесно связано с Шотландской протестантской революцией, которая пришлась на 1559–1560 годы. Основатель учения пресвитерианство Джон Нокс, который был по сути учеником Кальвина. С учетом этих данных становится понятным, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви и принятия новых законов, пресвитерианство позаимствовало многие черты у кальвинизма.

Пресвитерианство сначала отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога, что полностью отличало деятельность церкви от католической веры. Далее примерно через десять лет после появления пресвитерианство вместе со своим верховным духовным органом, которым была генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян, а также выборные органы управления на местах или так называемые конгрегации, окончательно утвердилось как единственная доминирующая религия в Шотландии.

Пресвитерианство стало развиваться с усиленной мощью на втором этапе с помощью деятельности Эндрю Мелвилла, который жил с 1545 по 1622 годы. Необходимо отметить, что в это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов церкви. В этот период главной заслугой Мервилла стало возникновение специальных органов самоуправления или пресвитерий, куда входили пасторы, богословы, а также сами пресвитеры.

Пресвитерианство в Шотландии и сегодня удерживает религиозный приоритет, то есть по сути является главной действующей церковью Шотландии и включает в свои ряды более одного миллиона верующих.
Именно исходя из таких особенностей религии, пресвитерианство в Англии не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии. Пресвитерианство на территории Англии сталкивалось по своим интересам с англиканством, которое поддерживалось на государственном уровне. Таким образом, проникновение религии пресвитерианство в Англию связано с так называемым теневым путём. Результатом такого теневого проникновения для религии пресвитерианство стало ее слияние с англиканской верой.

Пресвитерианство распространялось в Ирландии благодаря переселению туда множества шотландцев, то есть по причинам миграции населения. В результате на сегодняшний религия пресвитерианство занимает по численности верующих второе место в Северной Ирландии.

Пресвитерианство переместилось в Америку при ее колонизации. Огромные массы людей мигрировали в США из Старого Света, среди них были и пресвитериане, которые основали в Америке несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде религия пресвитерианство является самой распространённой культовой организацией среди протестантских течений. Можно дополнить и сказать, что в США проживают четыре миллиона пресвитериан.

Если рассказывать про особенности вероучения в религии пресвитерианство, то следует выделить следующее: догмат о божественном предопределении, то есть изначально предопределено, будет ли тот или иной человек спасён или же не будет, а повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков просто невозможно; единственный глава церкви на земле – это Иисус Христос; религиозный первоисточник Библия является высшим правилом, которое регламентирует вопросы веры и жизни человека; повышенное внимание пресвитериане уделяют обряду крещения; в религии принята практика группового исполнения псалмов и общего причастия; существует отрицание посреднической роли церкви при общении человека и Бога; пресвитерианство исключило догматов о канонизации святых; большое внимание уделяется проповедям, которые чащи читаются, чем произносятся; молитвы, которые произносятся во время религиозной службы, являются в основном импровизацией местного пастора.

Пресвитерианство, как и многие другие протестантские течения, отличается простотой и минимализмом в обрядовости и ежедневной практики. В церквях и храмах пресвитериан отсутствуют различные иконы или изображения распятия, а также алтари, свечи и не звучит органная музыка, все просто и лаконично. Сегодня религия пресвитерианство получила наибольшее распространение прежде всего в таких странах как США, Англия, Канада, а также в некоторых бывших британских колониях, а в целом в мире насчитывается около шестидесяти миллионов пресвитериан.

Источник

Троицкий храм Озёрский церковный округ

Озёрский церковный округ Коломенская епархия Московская митрополия РПЦ

Пресвитерианство что это за религия

Пресвитерианство что это за религия

Альманах «Дорога к храму»

Пресвитерианство что это за религия

Пресвитерианство что это за религия

Вышла в свет книга «Храмы над Окой»

Пресвитерианство что это за религия

История Никольского храма села Комарёво

Пресвитерианство что это за религия

История Никольского храма села Комарёво

Успенский храм села Белые Колодези

Пресвитерианство что это за религия

Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»

Пресвитерианство что это за религия

Фильм о воскресной школе Троицкого храма

Пресвитерианство что это за религия

Сергиевский храм села Горы

Пресвитерианство что это за религия

Фильм «Летопись Троицкого храма»

Пресвитерианство что это за религия

Фильм о Вознесенском храме

Пресвитерианство что это за религия

фильм о Покровском храме (Сосновка)

Пресвитерианство что это за религия

Смотреть (нажать на изображение)

Сенницы — жемчужина Озерского района

Пресвитерианство что это за религия

Смотреть (нажать на изображение)

Икона дня

Православный календарь

Седмица 25-я по Пятидесятнице (ев. чтения 27-й седмицы). Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI–VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703).

Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615).

Прмч. Серафима Тьевара (1931); св. Иоанна Васильева исп. (1932); сщмч. Елеазара Спиридонова пресвитера и мч. Александра Уксусова (1937).

Утр. –Мф., 43 зач., XI, 27–30.Лит. –2_Сол., 274 зач., I, 1–10.Лк., 86 зач., XVII, 20–25.Блгв. кн.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»

Пресвитерианство что это за религия

Московские епархиальные ведомости

Пресвитерианство что это за религия

В Озёрах проповедуют пресвитериане. Кто они?

В нашем городе начали активно действовать пресвитериане. Они распространяют листовки, приглашают встретиться и побеседовать о Боге и Библии, представляясь «просто христианами». Пресвитерианство называется также кальвинизмом – по имени Кальвина, его основателя, — и пуританством. Таких людей Христос называл «волками в овечьей шкуре» — под видом христианства они предлагают своим доверчивым последователям нечто совершенно противоположное. Предупредите своих друзей и знакомых о том, что учение пресвитериан не имеет никакого отношения ко Христу и Церкви. О том, кто же это такие – пресвитериане — рассказывает протоиерей Митрофан Зноско-Боровский.

Пресвитерианство что это за религия

Жан Кальвин — французский теолог и проповедник.

Пресвитерианство, или кальвинизм — третье направление протестантизма (кроме лютеранства и англиканства), родоначальником и инициатором его был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Амери­ке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.

Кальвинизм представляет собою крайнее на­правление в реформаторском движении XVI века. Его особенности в сравнении с лютеранством заклю­чаются в следующем:

1) Кальвин отошел от право­славия значительно дальше, чем Лютер;

2) Кальвин дополнил лютеранство своим учением о безусловном предопределении;

3) в то время как Лютер все же со­хранил основные черты христианства, и влияние иудейства едва проскальзывает в его учении, в уче­нии Кальвина элементы иудейской и языческой ре­лигий настолько явственны, что кальвинизм, а сле­довательно — и пресвитерианство, лишь с большой на­тяжкой можно считать христианским исповеданием.

По учению Лютера, добрые дела не имеют значе­ния в деле спасения, ибо падший человек, потеряв­ши — вследствие греха — всякую способность и свободу творить добро, сам по себе не может делать ни­каких добрых дел. Всякое добро в жизни человека есть исключительное дело действия одной Божией благодати. Это учение Лютера об оправдании верой, подаваемой Богом по Его усмотрению, привело в сво­ём логичном развитии к мрачному противохристианскому учению о безусловном предопределении. Дей­ствительно, если сам человек со своей стороны ничем не может привлечь благодать Божию, если и сама ве­ра — это единственное условие спасения со стороны человека — лишь дар Божий, естественно возникает вопрос: почему же при общей для всех беспредель­ной любви Божией одни люди веруют, получают от Бога благодать и спасение, а другие остаются без бла­годати и погибают.

Лютер не довел до конца этого мо­мента в своем учении, ясный ответ на этот вопрос дал Кальвин своим учением о безусловном предопреде­лении. Безусловное предопределение — это предвеч­ное избрание Богом одних из людей ко спасению, а других — к погибели, совершенно независимо от их воли и без всякого отношения к их свободе. Предназ­наченные к вечному спасению составляют неболь­шую группу избранных Богом людей, избранных в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной погибели. Как добрые дела, так и злые дела служат для выполнения Божиих предначертаний.

В доказательство справедливости своего учения о предопределении кальвинисты ссылаются обычно на IX главу Послания ап. Павла к римлянам. Отдель­ные изречения этой главы, взятые отрывочно, без связи с общим содержанием речи апостола, дейст­вительно как будто подтверждают учение Кальвина о предопределении, например об Исаве и Иакове го­ворит апостол, что еще прежде рождения их Гос­подь Бог первого возненавидел, а Иакова возлюбил (ст.11-13). Однако это и некоторые другие места IX главы могут быть правильно поняты только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол рассуждает о причинах отвержения Богом Израиля, сам печалится об этом, ибо это не может не печалить всех христиан.

Апостол говорит о том, что оправда­ние не является уделом только еврейского народа: «Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все — дети Авраама, которые от семени его». В этой главе его послания апостол направляет свою речь против иудеев, которые, считая язычников отвер­женными Богом, усвоили только себе одним ис­ключительное право быть сынами Царствия Бо­жия — за что? — за их мнимые достоинства, заклю­чающиеся в их происхождении от Авраама и в исполнении ими закона Моисеева.

Вопреки этому взгляду иудеев, апостол доказывает, что спасающая благодать Божия протирается на всех людей, вслед­ствие чего Бог и призывает к спасению не только иу­деев, но и язычников (ст. 24), призывает их независимо от мнимых достоинств происхождения. Это и дока­зывает апостол примером Исава и Иакова: оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба; значит, спасение зависит не от мнимых достоин­ств происхождения и заслуг евреев, а от одной мило­сти Божьей, которая без всякого пристрастия со­образуется в своих действиях и решениях с нравственным состоянием людей и может проявляться по отношению к некоторым язычникам даже пред­почтительнее, чем к иудеям.

В учении о безусловном предопределении видны явные следы иудейского влияния. В понимании ап. Павла, предопределение осно­вывается не на беспричинном решении божествен­ной воли — одних спасти, а других погубить, — а на всеведении и предвидении Божием (Рим. 8, 27-30). Как всеведущий Бог знает и предвидит нрав­ственное состояние людей и на основании этого пред­видения предназначает людям известную участь как неизбежную по законам нравственной справедливости вследствие того или иного нравственного состояния, которое должно быть делом свободного нравственного самоопределения со стороны самого человека; Бог никому не назначает, не предписывает ни добродетельной, ни греховной жизни, и предвиде­ние Божие не стесняет свободы человека.

Учение Кальвина находится в резком противо­речии Слову Божию, которое учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, всеобща, т. е. распространяется на всех людей. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли по­знания Истины» (1 Тим. 2, 4); «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9); «Любовь Христова объемлет нас… Хри­стос умер за всех» (2 Кор. 5,14-15) — так свидетель­ствует Слово Божие.

Учение Кальвина о предопределении противо­речит и одному из основных свойство Божиих — святости. Несовместимо с понятием о святости учение, утверждающее, что Сам Бог является виновни­ком и причиной зла; ведь реформаторы учат, что Сам Бог предвечно избрал одних к спасению, дру­гих — к погибели, так что никакие усилия не могут спасти их (!)— здесь выявляется влияние язычества. Влияние язычества (пантеизма) сказалось на общем представлении Кальвина о божестве: если судьба людей помимо их воли от века предопределена, сле­довательно, божество есть какая-то фатальная сила или рок?!

Отрицательная сторона учения реформаторов о безусловном предопределении сказывается еще и в том, что это учение приводит к нравственному индеферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла. Действительно, какой смысл человеку подвизаться на поприще духовного делания, на по­прище добродетели, коль скоро он уже предопреде­лен или к спасению, или к погибели, предопределён безусловно — независимо от его нравственных по­ступков и действий.

Из учения реформаторов о безусловном предо­пределении вытекает другое их заблуждение — уче­ние о непреодолимом действии на человека благода­ти Божией. Это учение они выводят из слов Спасите­ля: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6) и из слов ап. Павла: «Бог производит в нас хотение и дей­ствие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13). Однако приведённые слова Христа и ап. Павла вовсе не под­тверждают учения кальвинистов о безусловном дей­ствии благодати в деле спасения человека.

Слова Спасителя, приведенные в Евангелии от Иоанна, никак не содержат мысли о каком-то насильственном привлечении человека к Нему; из последующих слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верую­щий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47) — явст­вует, что только тот будет привлечен к Нему и полу­чит жизнь вечную, кто добровольно уверует в Него. Имея основанием Слово Божие, Православная Цер­ковь учит, что благодать Божия отнюдь не действу­ет на людей безусловно, но сообразуется со свободою, с нравственным состоянием и духовной восприимчи­востью человека. Действие и получение благодати как спасительной силы Божией, «немощная врачую­щей и оскудевающая восполняющей», возможно при:

1) условии свободной воли самого человека: Бог не стесняет данной человеку естественной свободы и насильно в Церковь не влечет;

2) желании, готовнос­ти и способности человека быть чутким и восприим­чивым к призывам благодати Божией; в Евангелии повествуется о том, как Господь удалился от жите­лей Назарета, не сотворив у них чудес по причине неверия их;

3) при условии покаяния, т. е. перемены образа мыслей и жизни; Иисус Христос и Предтеча, возвещая людям о наступлении Царства Божия, тре­бовали от них покаяния как необходимого условия для восхождения в это Царство.

Следует отметить и тот красочный факт, что в кальвинизме сильно чувствуется влияние Ветхого Завета, на задний план отодвигающее радостные то­на евангельского Благовестия. Этот суровый ветхо­заветный тон, как мы видели, живёт в учении о пре­допределении. Бог, предопределяющий большую часть людей к вечной гибели, ощущается в кальвинизме как безмерно страшное в своем величии, в своем владычестве Существо — при полном ничто­жестве пред Ним твари.

а) отрицает в человеке свобо­ду воли;

б) признает грех явлением естественным и неизбежным;

в) отрицает основные положения хри­стианства, а таинства — это всего лишь символичес­кие знаки, и лишь воображаемо присутствует Хрис­тос в Евхаристии.

Под именем пресвитерианства кальвинизм был признан парламентом Шотландии в 1592 году государственным исповеданием. Из общей массы сектантов, находившихся в оппозиции к официаль­ной Церкви и требовавших от короля и парламента более решительного проведения церковной рефор­мы, пресвитериане, известные также под именем «пуритане», выделились в особую партию в царство­вание Елизаветы. Пресвитериане требовали упро­щения богослужебных обрядов, устранения симво­лики (изображение Креста, крестного знамени при крещении) и устройства Церкви по образцу апос­тольского времени, в их воображении начертанному. Основой устройства Церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является церковная община с пресви­тером во главе, каковой избирается членами общи­ны; общины объединяются в союзы, областные и го­сударственные, сан епископа решительно упразднен.

Обряд пресвитерианской общины сводится к выслу­шиванию молитв, сочиненных самим «пресвитером», его проповеди и пению псалмов; «причащаются», си­дя за длинным столом; браки благословляются на дому; над умершим на дому прочитывается молитва; литургия отменена, не читаются ни Символ Веры, ни «Отче наш», кроме воскресений праздников нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *