Пресвитерианство что это за религия
Пресвитерианская церковь
Пресвитериа́нство (от греч. πρεσβύτερoς — «старший») — одно из направлений протестантской религии и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и рассматривается таким образом как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви.
Содержание
Основы пресвитерианства
Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественное предопределение, непогрешимость Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.
В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки.
История пресвитерианства
Пресвитерианство в Шотландии
Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в 1559—1560 гг. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса, радикального протестанта и ученика Жана Кальвина. Победа протестантов в 1560 г. позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры ») была утверждена в 1560 г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендатам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в 1567 г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.
Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1542—1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI—первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. «Вестминстерское исповедание», принятое в 1647 г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции 1688 г. Акт о веротерпимости (1690 г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.
В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более 1 миллиона членов.
Пресвитерианство в Англии и Ирландии
В период правления Якова I (1603—1625) значительная часть шотландцев переселилась в Ирландию, прежде всего в Ольстер, где основала в 1642 г. Пресвитерианскую церковь в Ирландии, которая в настоящее время является второй по численности религиозной организацией Северной Ирландии, насчитывая более 130 тысяч членов.
В Англию пресвитерианство проникло в конце правления Елизаветы I (1558—1603), а в период Английской революции XVII века развернулась борьба между английскими пресвитерианами и индепендентами. Долгий парламент 1647 г. утвердил пресвитерианскую церковь в качестве официальной в Англии, а Вестминстерская ассамблея (1643—1647) приняла основополагающие документы пресвитерианской доктрины и системы богослужения. После Реставрации Стюартов в 1660 г. было восстановлено епископальное устройство, а «Торжественная лига и Ковенант», легшая в основу английского пресвитерианства, была объявлена незаконной. Тем не менее пресвитерианская церковь в Англии сохранилась. В настоящее время в Англии и Уэльсе действуют Евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса и Объединенная реформатская церковь (более 150 тысяч членов).
Пресвитерианство в Америке
Английские и шотландские переселенцы в Северной Америке, вместе с кальвинистами-выходцами из Нидерландов и Швейцарии, в XVIII—XIX веках создали несколько собственных церквей пресвитерианского толка, крупнейшие из которых Пресвитерианская церковь США (основана в 1706 г.), Пресвитерианская церковь в Америке (основана в 1973 г.) (общая численность пресвитериан в США составляет около 4 миллионов человек) и Объединенная церковь Канады (основана в 1925 г. путем слияния нескольких реформатских церквей, насчитывает более 900 тысяч членов). Пресвитериане в США и Канаде составляют крупнейшую группу среди протестантских церквей этих стран.
Доктрина и организация пресвитерианства
Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 г. Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причем отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.
В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии, в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды)пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды. Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов.
ПРЕСВИТЕРИАНЕ
/ Ориг. : πρεσβ&oxia; υτερος
Их собрание называется сессией, или консисторией. Сессии определяют порядок всех духовных дел (например, распорядок богослужений в общине), имеют власть принимать в общину, отлучать и наказывать верующих. Географически близкие общины объединены в пресвитерии. Несмотря на то что лишь местная община полномочна выбирать проповедников, её выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей.
Пресвитерианская модель церковного устройства впервые сложилась в XVI веке в Женеве при Ж. Кальвине. Однако наименование «пресвитериане» закрепилось за её адептами в англоязычных странах, тогда как церкви, исторически восходящие к кальвинистским общинам континентальной Европы, традиционно называют реформатскими (смотрите «Реформаты»).
Большое значение в распространении идей Ж. Кальвина на Британских островах имела деятельность шотландского проповедника Дж. Нокса, в частности способствовала провозглашению в 1592 году пресвитерианства официальной государственной религией Шотландии. В начале XVIII века переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северную Ирландию.
Общая численность пресвитериане около 60 миллионов человек (начало 2010-х годов). На нач. XXI веке больше всего пресвитериан проживало в США, Республике Корея, Великобритании, Малави, Гане, Кении, ЮАР, Новой Зеландии, Мексике.
Большинство пресвитерианских церквей входит в созданный в 1970 году Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов).
Пресвитерианство что это за религия
Пресвитерианство – это религиозное протестантское течение в христианстве, которое возникло в 16-м веке как разновидность кальвинизма. Как указывает Википедия, слово пресвитерианство образовано от греческого пресвитерос, что обозначает старейшина. Как ясно видно из самого названия, особую роль в пресвитерианстве играет прежде всего организационная структура церкви. Пресвитерианство основано на выборности руководства церкви пресвитеров, то есть своего рода демократия внутри религиозной организации. Отношение православной церкви к пресвитерианству можно сказать что сложное, так как православие чаще всего негативно относится к другим направлениям веры. Установить связь с Богом!
Пресвитерианство тесно связано с Шотландской протестантской революцией, которая пришлась на 1559–1560 годы. Основатель учения пресвитерианство Джон Нокс, который был по сути учеником Кальвина. С учетом этих данных становится понятным, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви и принятия новых законов, пресвитерианство позаимствовало многие черты у кальвинизма.
Пресвитерианство сначала отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога, что полностью отличало деятельность церкви от католической веры. Далее примерно через десять лет после появления пресвитерианство вместе со своим верховным духовным органом, которым была генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян, а также выборные органы управления на местах или так называемые конгрегации, окончательно утвердилось как единственная доминирующая религия в Шотландии.
Пресвитерианство стало развиваться с усиленной мощью на втором этапе с помощью деятельности Эндрю Мелвилла, который жил с 1545 по 1622 годы. Необходимо отметить, что в это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов церкви. В этот период главной заслугой Мервилла стало возникновение специальных органов самоуправления или пресвитерий, куда входили пасторы, богословы, а также сами пресвитеры.
Пресвитерианство в Шотландии и сегодня удерживает религиозный приоритет, то есть по сути является главной действующей церковью Шотландии и включает в свои ряды более одного миллиона верующих.
Именно исходя из таких особенностей религии, пресвитерианство в Англии не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии. Пресвитерианство на территории Англии сталкивалось по своим интересам с англиканством, которое поддерживалось на государственном уровне. Таким образом, проникновение религии пресвитерианство в Англию связано с так называемым теневым путём. Результатом такого теневого проникновения для религии пресвитерианство стало ее слияние с англиканской верой.
Пресвитерианство распространялось в Ирландии благодаря переселению туда множества шотландцев, то есть по причинам миграции населения. В результате на сегодняшний религия пресвитерианство занимает по численности верующих второе место в Северной Ирландии.
Пресвитерианство переместилось в Америку при ее колонизации. Огромные массы людей мигрировали в США из Старого Света, среди них были и пресвитериане, которые основали в Америке несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде религия пресвитерианство является самой распространённой культовой организацией среди протестантских течений. Можно дополнить и сказать, что в США проживают четыре миллиона пресвитериан.
Если рассказывать про особенности вероучения в религии пресвитерианство, то следует выделить следующее: догмат о божественном предопределении, то есть изначально предопределено, будет ли тот или иной человек спасён или же не будет, а повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков просто невозможно; единственный глава церкви на земле – это Иисус Христос; религиозный первоисточник Библия является высшим правилом, которое регламентирует вопросы веры и жизни человека; повышенное внимание пресвитериане уделяют обряду крещения; в религии принята практика группового исполнения псалмов и общего причастия; существует отрицание посреднической роли церкви при общении человека и Бога; пресвитерианство исключило догматов о канонизации святых; большое внимание уделяется проповедям, которые чащи читаются, чем произносятся; молитвы, которые произносятся во время религиозной службы, являются в основном импровизацией местного пастора.
Пресвитерианство, как и многие другие протестантские течения, отличается простотой и минимализмом в обрядовости и ежедневной практики. В церквях и храмах пресвитериан отсутствуют различные иконы или изображения распятия, а также алтари, свечи и не звучит органная музыка, все просто и лаконично. Сегодня религия пресвитерианство получила наибольшее распространение прежде всего в таких странах как США, Англия, Канада, а также в некоторых бывших британских колониях, а в целом в мире насчитывается около шестидесяти миллионов пресвитериан.
Троицкий храм Озёрский церковный округ
Озёрский церковный округ Коломенская епархия Московская митрополия РПЦ
Альманах «Дорога к храму»
Вышла в свет книга «Храмы над Окой»
История Никольского храма села Комарёво
История Никольского храма села Комарёво
Успенский храм села Белые Колодези
Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»
Фильм о воскресной школе Троицкого храма
Сергиевский храм села Горы
Фильм «Летопись Троицкого храма»
Фильм о Вознесенском храме
фильм о Покровском храме (Сосновка)
Смотреть (нажать на изображение)
Сенницы — жемчужина Озерского района
Смотреть (нажать на изображение)
Икона дня
Православный календарь
Седмица 25-я по Пятидесятнице (ев. чтения 27-й седмицы). Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI–VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703).
Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615).
Прмч. Серафима Тьевара (1931); св. Иоанна Васильева исп. (1932); сщмч. Елеазара Спиридонова пресвитера и мч. Александра Уксусова (1937).
Утр. –Мф., 43 зач., XI, 27–30.Лит. –2_Сол., 274 зач., I, 1–10.Лк., 86 зач., XVII, 20–25.Блгв. кн.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»
Московские епархиальные ведомости
В Озёрах проповедуют пресвитериане. Кто они?
В нашем городе начали активно действовать пресвитериане. Они распространяют листовки, приглашают встретиться и побеседовать о Боге и Библии, представляясь «просто христианами». Пресвитерианство называется также кальвинизмом – по имени Кальвина, его основателя, — и пуританством. Таких людей Христос называл «волками в овечьей шкуре» — под видом христианства они предлагают своим доверчивым последователям нечто совершенно противоположное. Предупредите своих друзей и знакомых о том, что учение пресвитериан не имеет никакого отношения ко Христу и Церкви. О том, кто же это такие – пресвитериане — рассказывает протоиерей Митрофан Зноско-Боровский.
Жан Кальвин — французский теолог и проповедник.
Пресвитерианство, или кальвинизм — третье направление протестантизма (кроме лютеранства и англиканства), родоначальником и инициатором его был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Америке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.
Кальвинизм представляет собою крайнее направление в реформаторском движении XVI века. Его особенности в сравнении с лютеранством заключаются в следующем:
1) Кальвин отошел от православия значительно дальше, чем Лютер;
2) Кальвин дополнил лютеранство своим учением о безусловном предопределении;
3) в то время как Лютер все же сохранил основные черты христианства, и влияние иудейства едва проскальзывает в его учении, в учении Кальвина элементы иудейской и языческой религий настолько явственны, что кальвинизм, а следовательно — и пресвитерианство, лишь с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием.
По учению Лютера, добрые дела не имеют значения в деле спасения, ибо падший человек, потерявши — вследствие греха — всякую способность и свободу творить добро, сам по себе не может делать никаких добрых дел. Всякое добро в жизни человека есть исключительное дело действия одной Божией благодати. Это учение Лютера об оправдании верой, подаваемой Богом по Его усмотрению, привело в своём логичном развитии к мрачному противохристианскому учению о безусловном предопределении. Действительно, если сам человек со своей стороны ничем не может привлечь благодать Божию, если и сама вера — это единственное условие спасения со стороны человека — лишь дар Божий, естественно возникает вопрос: почему же при общей для всех беспредельной любви Божией одни люди веруют, получают от Бога благодать и спасение, а другие остаются без благодати и погибают.
Лютер не довел до конца этого момента в своем учении, ясный ответ на этот вопрос дал Кальвин своим учением о безусловном предопределении. Безусловное предопределение — это предвечное избрание Богом одних из людей ко спасению, а других — к погибели, совершенно независимо от их воли и без всякого отношения к их свободе. Предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу избранных Богом людей, избранных в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной погибели. Как добрые дела, так и злые дела служат для выполнения Божиих предначертаний.
В доказательство справедливости своего учения о предопределении кальвинисты ссылаются обычно на IX главу Послания ап. Павла к римлянам. Отдельные изречения этой главы, взятые отрывочно, без связи с общим содержанием речи апостола, действительно как будто подтверждают учение Кальвина о предопределении, например об Исаве и Иакове говорит апостол, что еще прежде рождения их Господь Бог первого возненавидел, а Иакова возлюбил (ст.11-13). Однако это и некоторые другие места IX главы могут быть правильно поняты только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол рассуждает о причинах отвержения Богом Израиля, сам печалится об этом, ибо это не может не печалить всех христиан.
Апостол говорит о том, что оправдание не является уделом только еврейского народа: «Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все — дети Авраама, которые от семени его». В этой главе его послания апостол направляет свою речь против иудеев, которые, считая язычников отверженными Богом, усвоили только себе одним исключительное право быть сынами Царствия Божия — за что? — за их мнимые достоинства, заключающиеся в их происхождении от Авраама и в исполнении ими закона Моисеева.
Вопреки этому взгляду иудеев, апостол доказывает, что спасающая благодать Божия протирается на всех людей, вследствие чего Бог и призывает к спасению не только иудеев, но и язычников (ст. 24), призывает их независимо от мнимых достоинств происхождения. Это и доказывает апостол примером Исава и Иакова: оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба; значит, спасение зависит не от мнимых достоинств происхождения и заслуг евреев, а от одной милости Божьей, которая без всякого пристрастия сообразуется в своих действиях и решениях с нравственным состоянием людей и может проявляться по отношению к некоторым язычникам даже предпочтительнее, чем к иудеям.
В учении о безусловном предопределении видны явные следы иудейского влияния. В понимании ап. Павла, предопределение основывается не на беспричинном решении божественной воли — одних спасти, а других погубить, — а на всеведении и предвидении Божием (Рим. 8, 27-30). Как всеведущий Бог знает и предвидит нравственное состояние людей и на основании этого предвидения предназначает людям известную участь как неизбежную по законам нравственной справедливости вследствие того или иного нравственного состояния, которое должно быть делом свободного нравственного самоопределения со стороны самого человека; Бог никому не назначает, не предписывает ни добродетельной, ни греховной жизни, и предвидение Божие не стесняет свободы человека.
Учение Кальвина находится в резком противоречии Слову Божию, которое учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, всеобща, т. е. распространяется на всех людей. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины» (1 Тим. 2, 4); «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9); «Любовь Христова объемлет нас… Христос умер за всех» (2 Кор. 5,14-15) — так свидетельствует Слово Божие.
Учение Кальвина о предопределении противоречит и одному из основных свойство Божиих — святости. Несовместимо с понятием о святости учение, утверждающее, что Сам Бог является виновником и причиной зла; ведь реформаторы учат, что Сам Бог предвечно избрал одних к спасению, других — к погибели, так что никакие усилия не могут спасти их (!)— здесь выявляется влияние язычества. Влияние язычества (пантеизма) сказалось на общем представлении Кальвина о божестве: если судьба людей помимо их воли от века предопределена, следовательно, божество есть какая-то фатальная сила или рок?!
Отрицательная сторона учения реформаторов о безусловном предопределении сказывается еще и в том, что это учение приводит к нравственному индеферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла. Действительно, какой смысл человеку подвизаться на поприще духовного делания, на поприще добродетели, коль скоро он уже предопределен или к спасению, или к погибели, предопределён безусловно — независимо от его нравственных поступков и действий.
Из учения реформаторов о безусловном предопределении вытекает другое их заблуждение — учение о непреодолимом действии на человека благодати Божией. Это учение они выводят из слов Спасителя: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6) и из слов ап. Павла: «Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13). Однако приведённые слова Христа и ап. Павла вовсе не подтверждают учения кальвинистов о безусловном действии благодати в деле спасения человека.
Слова Спасителя, приведенные в Евангелии от Иоанна, никак не содержат мысли о каком-то насильственном привлечении человека к Нему; из последующих слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47) — явствует, что только тот будет привлечен к Нему и получит жизнь вечную, кто добровольно уверует в Него. Имея основанием Слово Божие, Православная Церковь учит, что благодать Божия отнюдь не действует на людей безусловно, но сообразуется со свободою, с нравственным состоянием и духовной восприимчивостью человека. Действие и получение благодати как спасительной силы Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», возможно при:
1) условии свободной воли самого человека: Бог не стесняет данной человеку естественной свободы и насильно в Церковь не влечет;
2) желании, готовности и способности человека быть чутким и восприимчивым к призывам благодати Божией; в Евангелии повествуется о том, как Господь удалился от жителей Назарета, не сотворив у них чудес по причине неверия их;
3) при условии покаяния, т. е. перемены образа мыслей и жизни; Иисус Христос и Предтеча, возвещая людям о наступлении Царства Божия, требовали от них покаяния как необходимого условия для восхождения в это Царство.
Следует отметить и тот красочный факт, что в кальвинизме сильно чувствуется влияние Ветхого Завета, на задний план отодвигающее радостные тона евангельского Благовестия. Этот суровый ветхозаветный тон, как мы видели, живёт в учении о предопределении. Бог, предопределяющий большую часть людей к вечной гибели, ощущается в кальвинизме как безмерно страшное в своем величии, в своем владычестве Существо — при полном ничтожестве пред Ним твари.
а) отрицает в человеке свободу воли;
б) признает грех явлением естественным и неизбежным;
в) отрицает основные положения христианства, а таинства — это всего лишь символические знаки, и лишь воображаемо присутствует Христос в Евхаристии.
Под именем пресвитерианства кальвинизм был признан парламентом Шотландии в 1592 году государственным исповеданием. Из общей массы сектантов, находившихся в оппозиции к официальной Церкви и требовавших от короля и парламента более решительного проведения церковной реформы, пресвитериане, известные также под именем «пуритане», выделились в особую партию в царствование Елизаветы. Пресвитериане требовали упрощения богослужебных обрядов, устранения символики (изображение Креста, крестного знамени при крещении) и устройства Церкви по образцу апостольского времени, в их воображении начертанному. Основой устройства Церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является церковная община с пресвитером во главе, каковой избирается членами общины; общины объединяются в союзы, областные и государственные, сан епископа решительно упразднен.
Обряд пресвитерианской общины сводится к выслушиванию молитв, сочиненных самим «пресвитером», его проповеди и пению псалмов; «причащаются», сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; над умершим на дому прочитывается молитва; литургия отменена, не читаются ни Символ Веры, ни «Отче наш», кроме воскресений праздников нет.