Преступление и наказание что такое преступление
Все преступления персонажей и их наказание по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1865-1866 годах и с момента начала печати возымел успех. Само название романа имеет два значения: прямое и скрытое. Скрытое его значение состоит в том, что каждый герой романа совершает свое преступление, за которое впоследствии понесет особое наказание.
Удостовериться в этом можно, проанализировав некоторых персонажей романа.
Вторым примером является один из двойников Раскольникова Аркадий Иванович Свидригайлов. Данный герой имеет целый список преступлений, его подозревают и в убийстве жены Марфы Петровны, в причастности к самоубийствам одного крестьянина и девочки-подростка, в шулерстве и так далее. Свидригайлов также имеет свою теорию, которая имеет некую схожесть с теорией Раскольникова. Смысл ее таков: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!». Руководствуясь таким принципом, Аркадий Иванович ничем не брезгует, чтобы достичь желаемого. Однако герой все же чувствует за собой вину, но сознаться в своих злодеяниях, в отличие от Раскольникова, не может, а потому после некоторых терзаний заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, Свидригайлов сам выносит себе наказание.
Не стоит забывать и о втором двойнике Раскольникова Петре Петровиче Лужине. При первом же его упоминании мы видим, что этот человек тоже действует из личного расчета и самолюбия: «Он с упоением помышлял о девице благонравной и бедной (непременно бедной), … чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Теория его о «целом кафтане», сутью которой является превосходство заботы о себе над заботой об окружающих, показывает эгоистичность суждений Петра Петровича. Подлость Лужина, который посмел обвинить Соню в воровстве, таким образом оклеветав ее, и чрезмерная самоуверенность, отчетливо проявившаяся во время спора с Дуней и Раскольниковым, возмущает не только читателей, но и окружающих. Дуня, осознав, каким человеком Петр Петрович является на самом деле, разрывает с ним связи. Клевета же на Соню не достигает своей цели – Лебезятников раскрывает обман, а Раскольников объясняет причины этого гадкого поступка. Присутствующие в этот момент люди явно не одобряют действий Лужина: «все кричали и теснились около Лужина с ругательствами и угрозами», героя выгоняют из квартиры. Итак, для героя наказание состоит в том, что все планы терпят крах, самолюбие уязвлено, а его собственная теория обращается против него.
В произведении полно и других примеров героев, которые были наказаны за свои преступления. Это и старуха-процентщица, нажившаяся на бедняках и бившая сестру свою Лизавету, за то и убитая Раскольниковым, и Мармеладов, не сумевший уберечь Соню от позора и потому бросившийся под повозку, и Катерина Ивановна, которая подтолкнула Соню на самопожертвование и которая умирает в мучениях от чахотки, и так далее. Все эти примеры в полной мере раскрывают скрытое название произведения. Таким образом, это произведение подталкивает на мысль, что за любое, пусть даже мелкое преступление, всегда последует наказание.
«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ
Среди работ выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», краткое содержание которого можно прочесть дальше в статье, является его наиболее известным произведением. Благодаря задумке, основной мысли и раскрытию проблем того времени роман попал в золотой фонд мировой литературы. Давайте более детально разберемся в сюжете легендарного произведения Достоевского и проанализируем его.
«Преступление и наказание»: краткое содержание
Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.
Поможем, если в строку поиска Google вводите слова —сюжет «Преступление и наказание». Повествование романа начинается летом 1860 года в Петербурге. Главный герой произведения, которого зовут Родион Романович Раскольников, относит в залог местной ростовщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь, имеющуюся у него в жизни.
Возвращаясь домой, парень решает заглянуть в не совсем элитное пивное заведение. Там по стечению обстоятельств знакомится с Семеном Мармеладовым — бывшим чиновником, который любит выпить. Во время беседы он рассказывает Раскольникову, как из-за тяжелого положения его жена Катерина Ивановна отправила дочь от первого брака Соню на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги на проживание.
Краткое содержание «Преступление и наказание» продолжается такими событиями:
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC
Далее в романе «Преступление и наказание», краткое содержание по главам которого разобрано в наиболее доступной форме, Раскольников, преодолев все сомнения, убивает старушку-процентщицу топором. Вместе с ней погибает и ее сестра Лизавета, что неожиданно пришла домой.
Раскольникову удается уйти незамеченным, а награбленное он сбрасывает в случайно подвернувшемся месте. Спустя какое-то время отчужденный герой-убийца узнает, что в смерти старухи обвиняют маляра Миколку — обычного парня из деревни.
По приезду Лужин, жених Дуни, остается поражен убожеством комнатушки главного героя. Они ссорятся. Гуляя по улицам Петербурга, отчужденный от мира и общества студент практически решается на добровольное признание, как внезапно замечает раздавленного упряжкой лошадей человека. Им оказывается тот самый спившийся чиновник Мармеладов. Раскольников тратит последние деньги на помощь ему.
Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC
Раскольников встречается с Порфирием Петровичем — следователем. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей.
Порфирий Петрович упоминает о недавно вышедшей в газете статье Раскольникова под названием «О преступлении». Во время беседы проницательный следователь разгадывает в Раскольникове идеологического преступника, но прямых доказательств против Родиона он не имеет.
Далее пересказывая «Преступление и наказание», кратко расскажем о терзаниях главного героя. Он понимает, что был не прав: он не тот, кем себя считал. Теперь его благие мотивы кажутся ему неправильными. В Петербург приезжает Свидригайлов, который знакомится с главным героем и говорит о том, что они весьма похожи характерами. В это время Лужина уличают в клевете на Родиона и Соню. Мужчину изгоняют с позором. Теперь Лужин ищет способы опозорить юношу.
Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC
Свидригайлов застрелился после разговора с Дуней, которая говорит ему о том, что ненавидит его. Зажатый со всех сторон Раскольников прощается с близкими перед посещением полицейского участка. Он до сих пор придерживается собственной теории и презирает себя. Главный герой приходит в участок, где узнает о смерти Свидригайлова и признается в содеянном.
В поисках ответа — Достоевский «Преступление и наказание» (кратко) — узнайте, чем заканчивается произведение:
Попав в госпиталь, герой видит сон, после которого понимает, что гордость ума приводит только к гибели, а смирение — к любви и успокоению. В душе Раскольникова просыпается всеобъемлющая любовь к Соне.
«Преступление и наказание»: анализ произведения
Вот что необходимо знать о романе Достоевского:
«Преступление и наказание»: история создания, идея
«Преступление и наказание» Достоевский решил написать во время пребывания на каторге, где ему приходилось находиться рядом с политическими преступниками, опасными убийцами и хитрыми ворами. Проводя анализ их поступков, автор заметил, что в большей части совершенных бед преобладало безнадежное отчаяние.
Фото: pixabay.com: UGC
Изначально Федор Михайлович хотел описать своеобразную исповедь от лица Раскольникова, но во время создания произведения стал понимать, что не может остановиться только на переживаниях одного героя. Роман нуждался в большем погружении читателя в судьбы персонажей. Когда первую версию произведения раскритиковали, Достоевский уничтожил почти законченное произведение. Позже он написал его заново в том виде, в котором его сейчас знают все.
Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его.
«Преступление и наказание»: тема и идея
Роман «Преступление и наказание» имеет такую главную тему — угнетенность общественного настроения, его ужасающая нищета и отсутствие интереса к проблемам других людей. Автор делает акцент на теме заблуждения личности и вынужденного мятежа из-за удушающей бедности, существования социально неравных классов и тотальной безысходности.
Даже в XXI веке проблема неправильных человеческих убеждений считается актуальной. Задумка Раскольникова об одобрении преступления ради добрых намерений имеет роковые последствия. Такое мышление является источником произвола как в семьях, так и в рамках всего общества, а также становится причиной насилия и запугиваний.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC
Федор Михайлович Достоевский пытался донести людям свое мнение о жизни истинного христианина, заповедях, которых следовало бы придерживаться. Например, жить честно, не быть гордыми, отказаться от похоти и эгоизма.
Автор пытается сказать, что человеку следует существовать ради счастья близких, нужно быть добрым, уметь жертвовать и помогать. Поэтому в завершении романа Раскольников возвращается к Богу и вере, чтобы спасти истерзанную душу и обрести долгожданное успокоение.
Роман «Преступление и наказание»: структура
Структура произведения достаточно простая: состоит из 6 частей, в каждой по 6–7 глав. Рассказ разделен на два повествования:
Интересной особенностью произведения считается непоследовательность автора при описании хронологии поступков главного героя. Таким приемом Достоевский пытался выделить неустойчивость характера Раскольникова и его одиночество. Важными элементами, которые дополняют атмосферу беспомощности, стали мокрые и грязные петербургские улицы. Автор уделяет им особенно много внимания.
В эпилоге Достоевский выделил, что существует вероятность исцеления главного героя при обращении к вере и раскаянию. Только при переосмыслении своей жизни, поступков и приоритетов можно полностью очиститься.
Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC
Главные герои романа
Если «Преступление и наказание» читать внимательно, то рассказать о главных героях произведения несложно:
Отдельно стоит сказать об описаниях второстепенных персонажей. Автор уделил им достаточно времени, чтобы читатель мог пережить историю каждого. Их характеры описаны весьма интересно и ярко, они идеально гармонируют с атмосферой в книге и хоть немного, но связаны с главным героем.
Книга написана в жанре психологического и философского романа. В ней автор смог совместить реальные серые будни с фантастикой, представленной читателям Раскольниковым.
В статье мы постарались наиболее детально и понятно подать анализ романа и его пересказ. «Преступление и наказание» — выдающееся произведение, которое будет востребовано еще долгие годы. Проблемы, которые затрагивает автор в XIX веке, до сих пор остаются актуальными. Общество продолжает над ними работать — возможно, в скором времени они исчезнут.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Что такое преступление?
Преступление – это жестокий, безнравственный поступок. Это деяния, направленные на нарушение моральных или же физических свобод человека. Такие противоправные поступки наносят вред не только отдельным гражданам, но и всему нашему обществу. За преступлением всегда должно идти и наказание, что бы злодеи знали, что, преступив черту закона тебя ждет неминуемый справедливый суд и впредь думали о своих решениях.
Стоить рассмотреть некоторые виды преступлений на примере русской литературы. Вспомним произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль». Жадная до денег госпожа Простакова узнает, что ее дальняя родственница Софья получила внушительное наследство. Жестокая женщина пыталась всеми силами принудить девушку выйти замуж за ее сына Митрофана, но та отказалась. Тогда Простакова предпринимает попытку похищения человека. Это самое настоящее преступление – нарушение личных границ человека, лишение его свободы. Таким образом она хотела насильно выдать ее за Митрофана, чтобы получить наследство. Такое преступление наказывается по всей строгости закона. В итоге Простаковы лишились не только денег, но и своего имущества. Справедливое наказание настигло горе-похитителей, что показало обществу – безнравственные, жестокие поступки, направленные против личности, всегда будут иметь последствия.
Также можно вспомнить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – бедный студент Родион Раскольников, страдает от несправедливости жизни. Он оказывается на самом дне социального слоя населения. У него нет денег на то, чтобы хоть как-то существовать. Тогда Раскольников решается на самое страшное преступление против личности – убийство. Никто не имеет права лишать человека жизни, данной ему природой. Однако Родион, думая лишь о своей жуткой теории решает проверить свои силы и идет на безнравственный поступок. Вскоре после этого он понимает, что поступил неправильно, жестоко и несправедливо, но исправить ничего нельзя. Несмотря на то, что Раскольников раскаивается в содеянном, сдаваться властям он не спешит. Как и любого преступника его мучает жуткий страх перед наказанием, он боится справедливого суда. При помощи Сони, Родион все-таки признается в совершенном преступлении и получает заслуженное наказание. Таким образом автор показывает читателю, что любое злодеяние, особенно убийство, имеет свои последствия и преступник рано или поздно будет наказан.
Несмотря на то, что в нашем обществе есть особый ряд правил и законов, которые не должны допускать противоправных действий против человека или его имущества, некоторые люди считают себя выше нравственных или же моральных принципов.
В нашем мире слишком много жестокости и алчности. Люди готовы преступить черту закона в угоду своим эгоистичным целям, способны на безнравственные и безответственные поступки.
В заключении стоит сказать, что преступление – это ни что иное, как безнравственный, эгоистичный и жестокий поступок против человека и его свободы.
Философия преступления и наказания
В настоящей монографии рассматриваются основополагающие проблемы уголовного права, связанные с преступлением и наказанием. Автор с философских позиций размышляет над вопросами о причинах и истоках преступления, сущности наказания, будущем преступности и наказания. Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, работников правоохранительных органов, теоретиков и практиков, специализирующихся в области уголовного права, а также философов, социологов, психологов и всех интересующихся проблемами борьбы с преступностью.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия преступления и наказания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Понятие и сущность. Причины и истоки. Личность преступника. Будущее преступности
§ 1. Понятие и сущность преступления
I. Необходимым шагом к научному познанию понятия «преступление» должно стать отчетливое установление предмета, обозначаемого словом «преступление». Иначе говоря, необходимо, прежде всего, осознать то, что мы привыкли представлять, употребляя слово «преступление». Для этого недостаточно только изучения и описания преступления как категории юридической. Следует попытаться объяснить преступление как явление, как понятие философское.
Старое правовое, формальное и привычное значение понятия преступления не дает нам возможности познать его истинное содержание и сущность, а значит, и ясный смысл наказания, его социальное назначение. Главный недостаток значительного числа определений, на наш взгляд, заключается в том, что вместо анализа действительных причинных взаимоотношений, существующих в реальной действительности, догматика уголовного права весьма усиленно занималась и занимается анализом перечисленных в Уголовном кодексе преступных деяний, игнорируя аналогичные явления, данные вне Кодекса.
С практической точки зрения, можно поставить вопрос: что должно считаться преступлением? Ответ простой: преступление есть деяние наказуемое. Именно так понимает преступление наука уголовного права. Ну а если более конкретно, то догматика уголовного права традиционно дает следующее определение понятию преступления: «Преступное деяние есть деяние, нарушающее нормы правопорядка».
Несовершенство вышеперечисленных, а также многих других определений связано, как видим, с тем, что юридическое определение преступления не дает ответа на следующий вопрос: достаточно ли одного деяния, которое запрещено законом, для установления понятия о преступлении?
Какое действие следует считать преступным, а какое — нет, — вопрос, на который не существует однозначного ответа. В соответствии с афинским законодательством Сократ был преступником, однако сейчас мы считаем, что его «преступное деяние» было полезным не только для его родины, но и всего человечества. В Спарте младенцы, родившиеся уродами, истреблялись как неспособные к службе, негодные для государства. У арабов, до Корана, закапывание живыми родившихся девочек не расценивалось как преступление и даже не осуждалось, поскольку для семьи женщины были как бы тяжестью, грузом, не способными выполнять работу. Это было связано также с нехваткой мужского пола, необходимого для ведения боевых действий. Неповинный, честный Аристид был изгнан из Афин только за то, что его соперничество с Фемистоклом вредило борьбе с персами, нарушая единство и согласие партий. А для последователя Зороастра самым тяжким преступлением считалось закапывание в землю мертвых. Вместо этого трупы оставляли собакам или хищным птицам. У греков величайшим преступлением считалось не завернуть мертвого в саван.
Каждое общество порождает определенное количество определенных же видов преступлений, являющихся следствием его структуры и общего состояния. Понятие преступления связано с господствующими в том или ином обществе идеями, с представлениями о том, что преступно и должно влечь за собой уголовное наказание, а что — нет.
Действительные основания причисления одних деяний к разряду уголовных, а других — к административным или гражданским могут быть найдены только на почве знания о ходе исторического развития того или иного народа. То же самое поведение, которое не одобряется обществом в данное время и в данном месте, может одобряться в другое время и в другом месте. И очень трудно определить, какое поведение — одобряемое, а какое — неодобряемое. Изучение преступления вне времени и пространства, путем вынесения его из той социальной среды, в которой оно существует, невозможно. Поэтому кого считать преступником и когда — также дело времени и исторического периода.
Возникают ситуации, когда состояние общества, общепринятые нормы и ценности почему-либо утрачивают обязательный характер, подавляющим большинством населения ставятся под сомнение их целесообразность и справедливость. Например, спекуляция и обман покупателей в советский период считались преступлениями, хотя население страны понимало бессмысленность и несправедливость установления уголовной ответственности за эти деяния.
Как известно, для многих народов употребление спиртных напитков имеет давнюю традицию, а для некоторых даже является характерной чертой. Установлено также, что определенная часть насильственных преступлений совершается именно в состоянии алкогольного опьянения. Следует иметь в виду и то, что от злоупотребления спиртным ежегодно умирают десятки и даже сотни тысяч людей. Разве в данном случае это явление не наносит вреда самому человеку и всему обществу? Почему же потребление наркотических веществ считается опасным для общества и является преступлением, а злоупотребление спиртными напитками — нет?
В свое время советское уголовное законодательство совершение преступления в состоянии опьянения расценивало даже как смягчающее обстоятельство при назначении наказания. Потом пришлось от этого отказаться. Поэтому в перспективе не исключается, что пьянство, то есть употребление спиртных напитков, может быть рассмотрено как преступление.
В принципе, количество поступков, которые можно определить как преступления, возрастает.
Так, например, законодательство может ввести ответственность за действия женщин, занимающихся проституцией, исходя из того, что их число неуклонно возрастает, хотя это явление (деяние) существовало еще в древности, когда их побивали камнями и когда общественное мнение преследовало их своим негодованием.
Когда-то у народов Кавказа (да и у многих других народов) был обычай похищения девушки. Он не считался преступлением, ибо не преследовалось цели нанесения вреда девушке или ее родственникам. Наоборот, она получала возможность выйти замуж и создать свою семью. С точки зрения морали, можно считать, что этот обычай — порочный, ибо девушка, возможно, не согласна выйти замуж без любви. Однако обычная жизнь кавказцев в те времена была такова, что подавляющая часть девушек выходили замуж, даже не зная, за кого их выдают. Иными словами, обычаи, традиции считали такого рода деяния не преступлением, а совершенно нормальным явлением. Позднее, в период Советской власти, это деяние расценивалось как похищение и считалось преступлением — пережитком прошлого. Итак, нет такого деяния, которое бы во все времена у всех народов считалось преступлением.
Хотя уже давно установлен запрет на кровную месть, но фактически она и по сей день существует у некоторых народностей. И ничего удивительного в этом нет. Человек, не являющийся кавказцем, считает кровную месть пережитком прошлого, звериным законом безжалостного возмездия. Может быть, и так. Однако закон кровной мести гораздо сложнее и более разностороннее, чем большинство европейских законов. Кровная месть просто так, мгновенно не возникает и не исчезает. Кавказец с младенчества знает все правила кровной мести и хранит их в своем сознании. В принципе, кровная месть в основе своей является единственной преградой на пути массовых убийств. Только благодаря кровной мести на Кавказе долгие годы сохранялся порядок, который всех устраивал. Страх и правила (условия) мести способствовали, а точнее, служили основанием взаимоотношений племен, людей. Преследовать врага до конца жизни считалось священным долгом кавказца.
Может быть, человеку присуще элементарное чувство справедливости? В нашем реальном примере, на самом деле, у несовершеннолетнего убийцы была уверенность в том, что суд вынесет несправедливый приговор, и поэтому он решил осуществить правосудие самолично.
Психологи утверждают, что жажда мести как глубинное чувство личности присуща всем людям, независимо от национальности и вероисповедания. Поэтому вряд ли можно согласиться с Э. Фроммом, утверждающим, что тот, кто достиг в своем развитии уровня, соответствующего христианскому и буддистскому идеалу человека, совершенно лишен мстительных чувств. Во-первых, Библия признает месть. Во-вторых, в таком случае можно говорить также о мусульманине, соблюдающем все принципы ислама.
По Э. Фромму получается, что убийство из мести исчезнет с религиозным развитием человека. В настоящее время вряд ли возможно найти человека, достигшего такого уровня. Как раз наоборот: в современных условиях убийства на религиозной почве достигли своего пика.
Следует отметить, что в свое время кровная месть выполняла, на самом деле, определенную социальную роль в обеспечении стабильности общества. Она являлась сильнейшим средством предупреждения тяжких преступлений в обществе.
В Мекке до ислама не было ни суда, ни тюрьмы, ни наказания. Племя охраняло своих достойных членов по правилам обычаев. В частности, когда рождалось много девочек, бедуин находил простой способ их убийства. Безжалостные обычаи пустыни разрешали лишних дочерей живьем зарывать в землю, чтобы они не были грузом для племени и не уменьшали долю мальчиков, отсасывая материнское молоко. Однажды в Каабе мимо Пророка Мухаммеда проходила маленькая девочка. Он подозвал ребенка, ласково погладил ее по голове и начал напевать ей детские песни. Вокруг сидели курейшиты; они, глядя на девочку и Пророка, неодобрительно покачивали головами — ведь девочки считались бесполезными созданиями. Один пожилой курейшит, который не мог более смотреть на это бесстыдство, подойдя к Мухаммеду, сказал: «Что ласкаешь ребенка? Или ты не знаешь, что даже разрешено безнаказанно убивать девочек?» Тогда Пророк поднялся и решительно возвестил еще один новый аят Корана: «Добры с родителями будьте в их краткий в этой жизни час; Детей в нужде не убивайте — прокормим их, и с ними вас» (Коран. Сура 6, аят 152). Вот так возник важный закон ислама, который положил конец обычаю, существовавшему в пустыне испокон веков.
Иногда обычаи и традиции оказываются настолько глубоко укорененными в сознании и в условиях жизни людей, что их отмена или запрет происходит поэтапно, а не сразу. Так, например, запрет на спиртное, по Корану, был наложен в момент, когда однажды несколько верующих в пьяном виде пришли на намаз и их движения возбудили нездоровое внимание. Тогда в Коране появляется следующий аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”» (Коран. Сура 2, аят 219).
Как видим, Коран в этом аяте строго не запрещает употребление спиртных напитков, а также азартные игры, то есть за это ответственности не наступает. Наоборот, даже говорится о некоторой пользе от этих занятий.
Дело в том, что у арабов в доисламскую эпоху тысячелетиями существовали свои обычаи и нравственные качества. В частности, они хвалились употреблением вина, но не потому, что это само по себе было предметом гордости, а по той причине, что считали подобное одним из проявлений щедрости (карам), точнее, средством побуждения души к расточительности. Если заглянуть в доисламские поэтические сборники, мы увидим множество посвященных вину хвалебных стихов.
То же самое можно сказать в отношении азартных игр (май-сир), считая, что это занятие является одним из проявлений щедрости, так как все, что они выигрывали, или все, что оставалось у выигравших за вычетом их ставок, тратилось на пищу для бедных. Данный аят Корана, скорее, воздействует на людей путем убеждения, а не принуждения. Позднее появляется аят 43 Суры 4-й Корана, где Аллах посылает людям следующее: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» Как видим, в этом аяте Корана отношение к спиртному более строгое, но еще не считается грехом, а на юридическом языке — преступлением.
Последние аяты Корана, посвященные спиртным напиткам и азартным играм, практически запрещают эти занятия и предусматривают наказания за них: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (Коран. Сура 5, аят 90); «Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Коран. Сура 5, аят 91). Именно на основании этих установлений Корана сегодня некоторые страны мусульманского мира считают подобные деяния преступлениями, за которые предусмотрены строгие меры наказания.
В связи с рассматриваемой проблемой необходимо отметить, что в Коране и других источниках мусульманского права подробно рассматриваются вопросы, относящиеся к различным институтам уголовного права, в том числе институту преступления.
По мусульманскому праву правила поведения регулируются религиозными, юридическими, нравственными нормами, обычаями, правилами вежливости и этикета. Согласно Корану, жизнь человека находится под постоянным контролем Аллаха, который оценивает каждый поступок с точки зрения его соответствия религиозным предписаниям (нормам). В нем неоднократно подчеркивается, что Аллах видит все, что делают люди, от него «не скрыто ничто на земле и на небе».
Поэтому любое преступное поведение — это не только отклонение, нарушение норм права, за которое следует наказание в этой жизни, в то же время оно выступает и как религиозный грех, влекущий наказание в потустороннем мире. А это означает, что преступление, по Корану, можно рассматривать как отклонение от предписания юридических норм, а также как религиозный грех.
Вопросы преступления и наказания затрагиваются в правовых нормах 4-й Суры (аяты 33, 34, 94, 95) Корана. Однако, несмотря на религиозно-правовой характер указанных аятов, Коран нельзя назвать юридическим кодексом в современном понимании.
При исследовании понятия преступления мусульманские правоведы исходили из двух основополагающих философско-богословских начал. Прежде всего, они полагали, что все поступки и даже мысли людей так или иначе предопределяются волей Аллаха. Однако рамки, установленные Кораном, достаточно гибки для того, чтобы позволить человеку самостоятельно выбирать вариант своего поведения во многих жизненных ситуациях. Поэтому Коран дает общее направление, основные принципы и нормы по защите пяти основных ценностей: религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности.
С точки зрения крупнейших представителей мусульманско-правовой теории преступления, преступное поведение (преступление) в формально-юридическом значении состоит в совершении запрещенного и наказуемого Аллахом деяния.
В настоящее время Коран практически не используется как юридическое средство во многих мусульманских странах, но продолжает действовать в духовном плане, в целях предотвращения преступлений. Вследствие этого возникают противоречия между уголовным законодательством и религиозными догмами. Это вполне естественно, ибо, сколь бы Коран одновременно ни был глубок и тонок, конкретен, универсален и многомерен, ряд Его положений, норм не могут быть буквально и непосредственно отражены, реализованы в современных уголовно-правовых законодательствах мусульманских государств.
Итак, суть преступления не может быть выявлена посредством одних лишь теоретических и прикладных криминологических исследований юридического характера, без привлечения социологических, психологических, статистических, философских средств познания. Криминология не дает всеобъемлющих юридических, экономических, социологических, психологических рекомендаций о преступлении, она лишь информирует общество о состоянии преступности и предлагает соответствующие средства борьбы с этим явлением. В преступном деянии всегда остается нечто загадочное и таинственное, пребывающее на глубинных уровнях, непроницаемых для криминологического анализа. Вследствие этого возникает проблема недостаточности аналитических средств, которыми располагает криминология и другие частные дисциплины.
По объективным свойствам преступление является посягательством конкретного человека на установившийся в обществе порядок отношений между людьми, коллективами и личностью. Это делает преступление социальным, ибо взаимодействие тех или иных единиц составляет сущность социального явления. Совершая то или иное преступление, человек включается во взаимодействие с другим членом общества, социальной группой, с обществом в целом. Однако под социальным взаимодействием следует понимать не все виды взаимодействия, а лишь такие, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития, то есть между людьми или между организациями. Следует также особо подчеркнуть, что преступление является социальным явлением в силу того, что тот или иной акт поведения всегда сопровождается психическими переживаниями.
Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу, или социальный агрегат. Поэтому преступление является результатом отсутствия необходимых условий для возможности правильного психического взаимодействия людей, в результате чего нет одинакового проявления одинаковых психических переживаний различными членами общества. Иначе говоря, социальные условия в обществе создают неодинаковые возможности для людей, а это приводит к неправильному психическому взаимодействию между ними, а значит, к конфликту.
Но дело не только во внешних социальных условиях. Члены общества или группы, в силу индивидуальности человеческой природы, неодинаково понимают и принимают те или иные условия общества, в котором они живут. А это в конце концов приводит к противоречию интересов индивидуума и общества, которое иногда завершается преступлением. В итоге мы имеем специфическую социальную группу, отделившуюся от общества, которая характеризуется повторяемостью, массовостью, типичностью, общественной опасностью, и таким образом становится исходным моментом социологического анализа.
Итак, предмет социологии преступления в конечном счете замыкается на поведении человека вообще и преступного в частности. Поэтому, в принципе, преступление возможно рассматривать как социально-психологическое явление. Однако для понимания сущности преступления этого недостаточно. Необходимо философское осмысление и познание этого феномена.
Следует отметить, что в последнее время в философской литературе уделяется достаточно серьезное внимание проблемам преступления и преступности. Опубликована монография Э.А. Позднякова — «Философия преступления». Защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Д.С. Бабичева под названием «Политико-правовое исследование философии преступности». А.П. Дубнов и В.А. Дубовцев опубликовали книгу «Философия преступности. Проблемы криминализации российского общества» (1999). И, наконец, совсем недавно увидела свет солидная монография А.И. Александрова «Философия зла и философия преступности» (2013).
Отметим сразу, что автор, наряду с понятием «философия преступности», в работе неоднократно использует также понятие «философия преступления». По его мнению, исследование философии преступности предполагает философское осмысление природы феномена правонарушения, рассмотрение его сущности с позиции абсолютного проявления «зла», исходящего от человека. Именно «зло» как явление, содержащееся в человеке, составляющее его сущность и руководящее его поступками, по мнению автора, порождает в нем преступные начала. С этим нельзя не согласиться, так как Д.С. Бабичев справедливо полагает, что причины преступного поведения следует искать в самом человеке. Таким образом, автор дает ответ на философский вопрос о том, почему человек совершает преступление, и, тем самым, хочет он того или нет, подтверждает правильность использования понятия «философия преступления», а не «философия преступности».
Во-первых, смысл и сущность феномена правонарушения, в том числе, естественно, и преступления, причины и истоки преступного поведения — это объект исследования философии преступления, ибо на вопрос, что такое преступление и где истоки, корни этого явления, отвечает не философия преступности, а философия преступления.
Автор на стр. 69, еще раз возвращаясь к этому вопросу, отмечает: «При философском исследовании преступности нужно ответить на ряд вопросов: почему человек совершает преступление; какие заложенные в нем свойства толкают его на поступки, квалифицируемые как преступление…»
Если эти вопросы отнести к философии преступности, то спрашивается, на какие вопросы должна дать ответ философия преступления? Если исходить из того, что это не имеет принципиального значения, тогда получается, что разницы между понятиями «преступность» и «преступление» не существует, хотя позднее А.И. Александров как раз рассматривает эти явления как связи общего и единичного, количества и качества (стр. 85).
Во-вторых, автор, на наш взгляд, ошибается, утверждая, что «философия преступности» должна выработать методологические предпосылки если не преодоления преступности, то хотя бы ее минимизации. Фактически речь идет об уголовной политике по борьбе с преступностью. А это уже объект не философского исследования, а криминологии и уголовного права.
Однако, чтобы убедиться в правильности применения понятий «философия преступления» и «философия преступности», на наш взгляд, следует рассмотреть взаимосвязь, самостоятельность и соотносительность понятий «преступление» и «преступность».
Важность и необходимость разграничения этих понятий состоит в том, что именно от того, как будет пониматься их соотношение, зависит вообще методологический подход к исследованию причин преступности и преступления. Иными словами, если преступность отличается от преступления качественно, если это не однопорядковые явления, то совершенно очевидна и естественна бесперспективность изучения преступности путем познания причин конкретных преступных деяний.
II. Понятия «преступление» и «преступность» можно рассматривать как соотношение части и целого. Поэтому для правильного понимания этой проблемы необходимо, в частности, использовать философские категории целого и частного.
Еще мыслители прошлого, начиная с Аристотеля, сталкивались с неразрешимыми трудностями при определении этих понятий. Достаточно глубокие исследования в этом направлении были сделаны Гегелем, который пытался преодолеть эти трудности. Нам же, юристам, остается только использовать в своих исследованиях то, что считается общепризнанным.
Итак, А. Лепс полагает, что преступность как новое явление есть результат суммы отдельных преступлений на определенной территории. Этим автор подчеркивает количественно-статистический характер понятия «преступность». Возражений нет. Одновременно А. Лепс отмечает, что новое образование под названием «преступность» — явление сущности, имеющее структуру, динамику, тенденцию, характер и т. д. Тогда возникает вопрос: может ли преступность как явление сущности, характеризующаяся перечисленными признаками, иметь только количественную характеристику, без качественных свойств? В связи с этим возникает достаточно много и других принципиальных вопросов, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение. Существуют ли отдельные преступления как части самостоятельно в преступности как в целом, или же они неотделимы от нее? Каким образом отдельные преступления объединяются в преступности — естественным или искусственным путем? По качественным или количественным признакам? Приводят ли взаимодействия отдельных преступлений в преступности к возникновению новых качеств целого, не свойственных преступлениям как части? Что возникает раньше: отдельное преступление как часть целого или преступность как целое?
Сегодня преступность характеризуется как отрицательное социально-правовое явление, а также как социальное либо как одновременно социальное и философско-правовое явление, как один из параметров общества, характеризующих состояние социального механизма, рассогласованность между его составными частями [43]