Преступление и наказание что это

Преступление и наказание

философский и психологический роман

«Преступле́ние и наказа́ние» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6-8, 11, 12).

Содержание

История создания

Летом 1866 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Пьяненький». На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера.

Роман печатается по частям в марте-апреле. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.

Сюжет

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны, вскоре он узнает, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-ростовщицы и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника. Тонкий психологизм, осмысление поступка красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой, запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на дорогу проституции, чтобы обеспечить свою семью. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюблённом в его сестру Авдотью Романовну Раскольникову.

Экранизации

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. Среди них:

Театральные постановки

Преступление и наказание что это

Преступление и наказание что это

Переводы

Первый польский перевод (Zbrodnia i kara) вышел в 1887-88 годах.

В Венский период своего творчества драматург Лео Бирински написал по мотивам романа пьесу «Раскольников» (чешск.) русск. (нем. Raskolnikoff ) на немецком языке.

Иллюстрации

Иллюстрации к роману создавали такие известные мастера книжной графики, как Д. А. Шмаринов (1935—1936), Ф. Д. Константинов, а также художники И. С. Глазунов, А.И Кретов-Даждь и Осаму Тэдзука.

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Преступление и наказание» в других словарях:

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ — Роман Ф.М. Достоевского*. Написан в 1865– 1866 гг., опубликован в 1866 г. Написанный в жанре психологического детектива, роман отражает жизнь современной писателю России. В «Преступлении и наказании» Достоевский исследует жизнь бедных людей… … Лингвострановедческий словарь

Преступление и наказание — Жарг. шк. Шутл. ирон. Дневник. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

Преступление и наказание (роман) — Преступление и наказание Преступление и наказание Жанр: Роман Автор: Достоевский, Фёдор Михайлович Язык оригинала: русский Год написания … Википедия

Преступление и наказание (фильм) — Преступление и наказание: Преступление и наказание (фильм, 1913) Россия, 1913, первая экранизация романа Ф. М. Достоевского; Преступление и наказание (фильм, 1940) СССР, 1940, экранизации комедии М. М. Зощенко; Преступление и наказание… … Википедия

Преступление и наказание (телесериал) — Преступление и наказание Жанр драма Продюсер Андрей Сигле Режиссёр Дмитрий Светозаров Сценарист Михаил Смоляницкий В главных ролях Влад … Википедия

Преступление и наказание (манга) — Преступление и наказание … Википедия

Преступление и наказание (телесериал, 2007) — Преступление и наказание Жанр … Википедия

Преступление и наказание (фильм, 2007) — Преступление и наказание Жанр драма Режиссёр Дмитрий Светозаров Сценарист Михаил Смоляницкий В главных ролях Владимир Кошевой Андрей Панин Александр Балуев Елена Яковлева Юрий Кузнецов Страна Россия … Википедия

Преступление и наказание (фильм — Преступление и наказание (фильм, 1956) Преступление и наказание Crime Et Chatiment Жанр драма Режиссёр Жорж Лампин В главных ролях Жан Габен Ма … Википедия

Преступление и наказание (фильм, 1956) — Преступление и наказание Crime Et Chatiment … Википедия

Источник

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Преступление и наказание что это

Среди работ выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», краткое содержание которого можно прочесть дальше в статье, является его наиболее известным произведением. Благодаря задумке, основной мысли и раскрытию проблем того времени роман попал в золотой фонд мировой литературы. Давайте более детально разберемся в сюжете легендарного произведения Достоевского и проанализируем его.

«Преступление и наказание»: краткое содержание

Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.

Поможем, если в строку поиска Google вводите слова —сюжет «Преступление и наказание». Повествование романа начинается летом 1860 года в Петербурге. Главный герой произведения, которого зовут Родион Романович Раскольников, относит в залог местной ростовщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь, имеющуюся у него в жизни.

Возвращаясь домой, парень решает заглянуть в не совсем элитное пивное заведение. Там по стечению обстоятельств знакомится с Семеном Мармеладовым — бывшим чиновником, который любит выпить. Во время беседы он рассказывает Раскольникову, как из-за тяжелого положения его жена Катерина Ивановна отправила дочь от первого брака Соню на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги на проживание.

Краткое содержание «Преступление и наказание» продолжается такими событиями:

Преступление и наказание что это

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Далее в романе «Преступление и наказание», краткое содержание по главам которого разобрано в наиболее доступной форме, Раскольников, преодолев все сомнения, убивает старушку-процентщицу топором. Вместе с ней погибает и ее сестра Лизавета, что неожиданно пришла домой.

Раскольникову удается уйти незамеченным, а награбленное он сбрасывает в случайно подвернувшемся месте. Спустя какое-то время отчужденный герой-убийца узнает, что в смерти старухи обвиняют маляра Миколку — обычного парня из деревни.

По приезду Лужин, жених Дуни, остается поражен убожеством комнатушки главного героя. Они ссорятся. Гуляя по улицам Петербурга, отчужденный от мира и общества студент практически решается на добровольное признание, как внезапно замечает раздавленного упряжкой лошадей человека. Им оказывается тот самый спившийся чиновник Мармеладов. Раскольников тратит последние деньги на помощь ему.

Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню.

Преступление и наказание что это

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Раскольников встречается с Порфирием Петровичем — следователем. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей.

Порфирий Петрович упоминает о недавно вышедшей в газете статье Раскольникова под названием «О преступлении». Во время беседы проницательный следователь разгадывает в Раскольникове идеологического преступника, но прямых доказательств против Родиона он не имеет.

Далее пересказывая «Преступление и наказание», кратко расскажем о терзаниях главного героя. Он понимает, что был не прав: он не тот, кем себя считал. Теперь его благие мотивы кажутся ему неправильными. В Петербург приезжает Свидригайлов, который знакомится с главным героем и говорит о том, что они весьма похожи характерами. В это время Лужина уличают в клевете на Родиона и Соню. Мужчину изгоняют с позором. Теперь Лужин ищет способы опозорить юношу.

Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.

Преступление и наказание что это

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Свидригайлов застрелился после разговора с Дуней, которая говорит ему о том, что ненавидит его. Зажатый со всех сторон Раскольников прощается с близкими перед посещением полицейского участка. Он до сих пор придерживается собственной теории и презирает себя. Главный герой приходит в участок, где узнает о смерти Свидригайлова и признается в содеянном.

В поисках ответа — Достоевский «Преступление и наказание» (кратко) — узнайте, чем заканчивается произведение:

Попав в госпиталь, герой видит сон, после которого понимает, что гордость ума приводит только к гибели, а смирение — к любви и успокоению. В душе Раскольникова просыпается всеобъемлющая любовь к Соне.

«Преступление и наказание»: анализ произведения

Вот что необходимо знать о романе Достоевского:

«Преступление и наказание»: история создания, идея

«Преступление и наказание» Достоевский решил написать во время пребывания на каторге, где ему приходилось находиться рядом с политическими преступниками, опасными убийцами и хитрыми ворами. Проводя анализ их поступков, автор заметил, что в большей части совершенных бед преобладало безнадежное отчаяние.

Преступление и наказание что это

Фото: pixabay.com: UGC

Изначально Федор Михайлович хотел описать своеобразную исповедь от лица Раскольникова, но во время создания произведения стал понимать, что не может остановиться только на переживаниях одного героя. Роман нуждался в большем погружении читателя в судьбы персонажей. Когда первую версию произведения раскритиковали, Достоевский уничтожил почти законченное произведение. Позже он написал его заново в том виде, в котором его сейчас знают все.

Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его.

«Преступление и наказание»: тема и идея

Роман «Преступление и наказание» имеет такую главную тему — угнетенность общественного настроения, его ужасающая нищета и отсутствие интереса к проблемам других людей. Автор делает акцент на теме заблуждения личности и вынужденного мятежа из-за удушающей бедности, существования социально неравных классов и тотальной безысходности.

Даже в XXI веке проблема неправильных человеческих убеждений считается актуальной. Задумка Раскольникова об одобрении преступления ради добрых намерений имеет роковые последствия. Такое мышление является источником произвола как в семьях, так и в рамках всего общества, а также становится причиной насилия и запугиваний.

Преступление и наказание что это

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Федор Михайлович Достоевский пытался донести людям свое мнение о жизни истинного христианина, заповедях, которых следовало бы придерживаться. Например, жить честно, не быть гордыми, отказаться от похоти и эгоизма.

Автор пытается сказать, что человеку следует существовать ради счастья близких, нужно быть добрым, уметь жертвовать и помогать. Поэтому в завершении романа Раскольников возвращается к Богу и вере, чтобы спасти истерзанную душу и обрести долгожданное успокоение.

Роман «Преступление и наказание»: структура

Структура произведения достаточно простая: состоит из 6 частей, в каждой по 6–7 глав. Рассказ разделен на два повествования:

Интересной особенностью произведения считается непоследовательность автора при описании хронологии поступков главного героя. Таким приемом Достоевский пытался выделить неустойчивость характера Раскольникова и его одиночество. Важными элементами, которые дополняют атмосферу беспомощности, стали мокрые и грязные петербургские улицы. Автор уделяет им особенно много внимания.

В эпилоге Достоевский выделил, что существует вероятность исцеления главного героя при обращении к вере и раскаянию. Только при переосмыслении своей жизни, поступков и приоритетов можно полностью очиститься.

Преступление и наказание что это

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Главные герои романа

Если «Преступление и наказание» читать внимательно, то рассказать о главных героях произведения несложно:

Отдельно стоит сказать об описаниях второстепенных персонажей. Автор уделил им достаточно времени, чтобы читатель мог пережить историю каждого. Их характеры описаны весьма интересно и ярко, они идеально гармонируют с атмосферой в книге и хоть немного, но связаны с главным героем.

Книга написана в жанре психологического и философского романа. В ней автор смог совместить реальные серые будни с фантастикой, представленной читателям Раскольниковым.

В статье мы постарались наиболее детально и понятно подать анализ романа и его пересказ. «Преступление и наказание» — выдающееся произведение, которое будет востребовано еще долгие годы. Проблемы, которые затрагивает автор в XIX веке, до сих пор остаются актуальными. Общество продолжает над ними работать — возможно, в скором времени они исчезнут.

Преступление и наказание что это

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Преступление и наказание

«И старушку по макушке
Хрястнул он исподтишка,
И остались от старушки
Два дырявых башмака.
»
— Из стихотворной пародии
«С удивлением обнаружил, что сюжет анекдота восходит к записям самого Достоевского. Из «Сибирской тетради»: «Вышел на дорогу, зарезал мужика проежего, а у него- то и всего одна луковица. „Что ж, бать, ты меня посылал на добычу; вон я мужика зарезал и всего-то луковицу нашёл“. — „Дурак! луковица — ан копейка, люди говорят. Сто душ, сто луковиц — вот те и рубль“.»»
— пять старушек — уже рубль
«Ради высокой цели можно и жизнь отдать. Чужую, конечно.»
— Изначальный девиз Раскольникова

Самый знаменитый роман Фёдора Михайловича Достоевского, интеллектуальный психологический детектив о жизни самых неимущих слоёв Петербурга. Эбсолютли маст рид. В случае, если вас не смущает несоблюдение стандартов литературного построения текста, которые в России оформились только в начале двадцатого века. До тех пор авторы были вынуждены полагаться на собственное чувство прекрасного. Чувство прекрасного Достоевского подводило. Сюжет в этом творении куда важней того, как он написан. Впрочем, несмотря на весьма нескладный эпилептоидный стиль (чего стоит одна только фраза «Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет» — кто на кого бросал? кто на ком стоял?) — читается неожиданно легко. Да прямо скажем, МТА пишут хуже.

Содержание

Суть [ править ]

Сюжет [ править ]

Жарким петербургским летним днём больной горячкой студент Родион Раскольников планирует убийство старухи-процентщицы, надеясь взять у неё достаточно денег, чтобы и самому немного приподняться, и выручить свою сестру Дуню из беспросветной бедности, от которой она согласна выйти замуж за протухшего мерзавца Лужина. В дело замешан также помещик Свидригайлов, домогавшийся Дуняши, но получивший облом: из-за него по городу пошли такие слухи, что Дуня оказалась опозоренной.

Шляясь по улицам, Раскольников встречается с разнообразной сволочью — в частности, со спившимся чиновником Мармеладовым. Из-за того, что он гнусный алкаш, его семье не на что жить, кроме скудных заработков старшей дочери Мармеладова, Сонечки, которая пошла на панель, чтобы прокормить сводных братьев и сестёр. Увидев такой тлен и безысходность, Раскольников окончательно понимает, что этот мир уже ничем не испортить и старушку надо валить. Но он не гонится только за пошлой наживой — нет, его цель переступить через моральный горизонт событий, чтобы оказаться по ту сторону добра и зла.

Раскольников берёт топор и убивает старушку. Весьма некстати под руку подворачивается слабоумная (по слухам) сестра процентщицы Лиза — жертвенный агнец. Совершив двойное убийство, Раскольников окончательно расшатывает свою психику, и, забрав немного денег, он прячет их дома за обоями, а остальное — под камнем в одном из дворов. Несколько дней он проводит в бреду и лихорадке, а когда приходит в себя, выясняет, что им всё это время занимался хороший парень Разумихин, его друг и бывший однокашник. Выясняется также, что мать и сестра Раскольникова, а заодно и Лужин, приехали в Петербург. Сюжет закручивается туже: оказывается, Свидригайлов тоже понаехал в Петербург, чтобы доставать Дуню своими домогательствами и тут.

Раскольников встречается с Лужиным и убеждается, что тот — самоуверенный мерзавчик. Раскольникову ситуация с Дуней слишком напоминает ситуацию с Сонечкой, только в роли чмошника Мармеладова оказывается он сам. Раскольников выносит Лужина из своей каморки на пинках и снова идёт шляться по Петербургу. Он в депрессии — во-первых, его мучает совесть, а значит, с моральным горизонтом событий не задалось; во-вторых, то, что излагал Лужин, слишком уж похоже на то, что сам Раскольников писал в одной своей статейке: что люди в мире делятся на две категории, и люди высшего порядка имеют право потреблять во всех смыслах людей низшего порядка.

Словом, Раскольников в депрессии и готов уже прийти с повинной в полицию. Тут он становится свидетелем того, как пьяного Мармеладова сбивает извозчик. Раскольников делает доброе дело — Мармеладова за его счет привозят домой и вызывают врача. Раскольников знакомится с Сонечкой, и её непоколебимая чистота поражает его в самое сердце.

Точно так же Разумихин влюбляется в Дуню. Он готов сделать всё, чтобы она не выходила за Лужина — а для этого надо вынуть Раскольникова из той задницы, в которой тот увяз. Но это не так-то просто, потому что Раскольников сопротивляется.

Одновременно идёт следствие по делу старушки-процентщицы, и следователь Порфирий Петрович, читавший статью Родиона в газете, грамотно психологически прессует подозреваемого, хотя явных улик у него нет.

Великолепный мерзавец Свидригайлов одобряет Раскольникова, только говорит, что тот должен победить в себе Шиллера, то есть отделаться от благородных устремлений. Сам Свидригайлов уже переступил моральный горизонт (убил свою жену) и не парится.

Лужин, который живёт в том же доме, что и Мармеладовы, приходит на поминки Мармеладова и пытается оклеветать Соню, подкинув ей в карман сто рублей. К счастью, находятся свидетели подлога, и Лужину снова облом. Но у бедной Сониной мачехи от нервного потрясения случается острый приступ туберкулёзного кашля, начинается горловое кровотечение, и она умирает. Оплатить похороны и взять на себя содержание детей Мармеладова вызывается, внезапно, Свидригайлов. Этим он как бы намекает Раскольникову, что добро делается из зла. Но когда Раскольников встречается со Свидригайловым ещё раз, тот сам говорит ему, что всё тлен, и его держит на этом свете только один вопрос: даст ему Дуня или не даст? В конце концов, если уж выходить замуж за мерзавца, так лучше за великолепного, чем за такого, как Лужин. Но Дуня не даёт, и Свидригайлов пускает себе пулю в голову.

Что здесь есть [ править ]

Адаптации [ править ]

Всего в мире существует около 20 экранизаций этого романа. Здесь перечислены только самые известные:

Также существуют и многочисленные театральные постановки. Самой известной из ныне ставящихся является рок-опера «Преступление и наказание», написанная Эдуардом Артемьевым и поставленная Андреем Кончаловским на сцене Театра мюзикла в Москве.

Культурное влияние [ править ]

И так далее — всего и не упомянешь. Трудно переоценить влияние этого романа, как и других ключевых произведений Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») на мировую культуру.

Источник

Преступление и наказание что это

Название произведенияПреступление и наказание
АвторФедор Михайлович Достоевский
ЖанрРоман
Год написания1866

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.… Квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, …пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой»

Раскольников сильно обеднел, он вечно голоден и избегает встреч с хозяйкой квартиры, поскольку задолжал ей оплату. Родион идет к Алене Ивановне, известной старухе-процентщице, чтобы заложить у нее отцовские серебряные часы.

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка»

На самом деле заклад часов – только предлог: посещение Раскольникова – проверка обстоятельств. Студент давно вынашивает некий план. Он обещает Алене Ивановне прийти через некоторое время заложить серебряную папиросочницу. Выйдя от нее, он переживает. Как выяснится позднее, он замыслил убийство:

«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц.

Глава 2

На Сенной площади Раскольников заходит в одну из распивочных. Там он замечает неординарного для заведения человека, похожего на отставного чиновника, только сильно обедневшего. Оказывается, это титулярный советник Семен Мармеладов.

«Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки»

Мармеладов пьет вино и, заметив странно-взволнованное состояние Раскольникова, обращает на него внимание и начинает рассказывать ему о своей жизни. Он рассуждает о бедности и нищете, об обществе. Его жена, Катерина Ивановна, офицерская дочь, образованная дама, вышла за него от отчаяния, она нездорова, и он, хоть и сострадает ей и детям, пропивает все до гроша. Мармеладов плачется и жалеет себя, тем не менее, не планируя прекращать пьянство. Он пропивает все семейные деньги. Его дочь от первого брака Соня даже вынуждена была пойти «по желтому билету», т.е. на панель, чтобы у семьи было пропитание. На ее-то деньги он и пьет теперь вино.

Глава 3

В своей крошечной комнатушке Раскольников читает письмо матери, которую нежно любит. Она рассказывает о том, что его сестра Дуня была оклеветана некими Свидригайловыми, у которых она служила гувернанткой. Свидригайлов стал проявлять к девушке интерес, что стало известно его жене, Марфе Петровне, которая обвинила во всем Дуню и стала оскорблять ее. Дуня покинула Свидригайловых и приняла предложение Петра Петровича Лужина, надворного советника, достаточно состоятельного. Лужин торопит семейство со свадьбой, поэтому скоро обе женщины приедут в Петербург.

Глава 4

Раскольников взволнован: он понимает, что замужество с Лужиным – это акт самопожертвования Дуни, чтобы спасти семью от нищеты. Раскольников не может принять этой жертвы, и одновременно он сознает, что не может запретить сестре выходить за надворного советника. Постепенно его мысли вновь уводят его к тревожащему его плану.

Глава 5

Раскольников гуляет на островах. Зайдя в трактир, он съедает пирог и выпивает водки, но поскольку давно не пил спиртного, то сразу же пьянеет и до дома не доходит. Он засыпает в кустах. Раскольников видит один из своих знаменитых страшных снов: в детстве они вместе с отцом стали свидетелями жуткой сцены. Теперь она возвращается во всех садистских подробностях: озверевшие пьяные мужики в наслаждении насмерть забивают тощую лошадь, которая не может увезти тяжелый воз. В слезах бессилия и ужаса, маленький Родя бросается к мертвой лошади, целует ее, и кидается на мужика (этот сон очень важен для понимания того, как теория Раскольникова воздействует на его психику).

По пробуждении, он вновь возвращается мыслями к «плану». Ему кажется, что он не справится. На Сенной он встречает Лизавету, сестру процентщицы. Он случайно слышит, что на следующий день в семь часов Алена Ивановна будет дома одна. Для Раскольникова услышанное – знак. Он решается на убийство.

Глава 6

Проясняется история возникновения «плана» Раскольникова: некоторое время назад он случайно стал свидетелем одного разговора незнакомых офицера и студента. Они обсуждали процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру, Лизавету.

«…у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает… Только стерва ужасная… И он стал рассказывать, какая она злая, капризная… Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту. »

Глава 7

Раскольников приходит к старушке-процентщице. Он опасается, что его волнение будет сильно чувствоваться и подозрительная Алена Ивановна не впустит его, но она принимает «заклад»-дощечку и долго пытается распаковать ее. Слыша ее причитания о тугой тесемке, Раскольников решает не медлить, и бьет ее обухом по темени. Процентщица молча оседает на пол, и Родион зачем-то бьет ее еще раз, хотя она погибает уже от первого. Тогда юноша быстро берет ключи у нее из кармана, идет в комнату и опустошает ее сундук. Неожиданно приходит Лизавета, сестра старушки: не предвидя такого, Раскольников убивает и ее тоже. Еле-еле овладев собой Родион смывает кровь с топора, рук и сапог и готовится оставить квартиру, но слышит, что к Алене Ивановне пришли посетители. Он пережидает некоторое время и возвращается к себе, по пути оставляя топор в дворницкой. Дома он бросается на кровать и спит долгие часы.

Часть вторая

Глава 1

Раскольников просыпается на следующий день в разгар дня. Он вспоминает о произошедшем и в страхе осматривает вещи, отыскивая пятна крови. Также он прячет забытые в карманах драгоценности старушки в дыру под обоями. К нему приходит Настасья: его зачем-то вызывают в полицию. На фоне содеянного, Раскольников волнуется, но причина вызова тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры.

Когда Раскольников уходит из участка, он слышит, как полицейские обсуждают убийство процентщицы. Волнение накрывает его, и юноша падает в обморок. Окружающие думают, что он болен, его приводят в чувство и отпускают домой.

Глава 2

Раскольников так и не решается сделать что-либо с украденными ценностями, ради которых он пошел на преступление. Чтобы полиция не обнаружила их, он прячет все под камень в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.

Глава 3

Раскольников приходит домой и заболевает: его накрывает бред. Несколько дней он проводит в постели. Когда он приходит в себя, то обнаруживает рядом Разумихина и Настасью, которые тревожились о нем. Мать пересылает ему денег на оплату квартиры. От Разумихина Раскольников узнает, что к нему приходил из полиции некто Заметов и пытался разузнать, были ли среди украденных у процентщицы вещей его собственные.

Глава 4

К Раскольникову приходит Зосимов, старый приятель Родиона со студенческой учебы. Зосимов учится на врача. Он рассказывает об убийстве старушки-процентщицы и ее сестры, Раскольников узнает, что у полиции уже есть подозреваемые: это Миколка, маляр, работавший в доме Алены Ивановны с бригадой.

Глава 5

У Раскольникова появляется степенно держащий себя человек, это жених Дуни, Петр Петрович Лужин. Раскольников выговаривает ему: он понимает, что женитьба на Дуне для Лужина – самоутверждение. Он хочет спасти девушку от нищеты, чтобы она до конца дней благоговела перед ним за покровительство. Лужин возражает ему, но напрасно. Раскольников презрительно выгоняет его. Зосимов с Разумихиным тоже уходят, причем Разумихин сильно переживает за друга, он чувствует, что его душевное состояние не в порядке: его что-то тяготит.

Глава 6

В «Хрустальном дворце», одной из известных распивочных, Раскольников встречает письмоводителя Заметова. Они говорят об убийстве процентщицы. Не очень понятно, отчего, но Раскольников внезапно высказывает свой взгляд на преступление и подробно излагает, как бы он себя вел, будь он ее убийцей. Он фактически совершает признание, и интересуется у Заметова, что бы тот сделал, если бы Раскольников, сидящий перед ним, действительно оказался убийцей. Письмоводитель решает, что у студента расстройство ума и, конечно, отказывается признать его преступником.

Раскольников продолжает бесцельные прогулки по городу. Не в силах снести муки, он думает утопиться, но затем эта мысль оставляет его. Сам не замечая, как, он выходит к дому Алены Ивановны. Дом ремонтируют. Он заговаривает с малярами об убийстве, но его лихорадочный вид отпугивает работников: они принимают Раскольникова за безумца.

Глава 7

Раскольников идет к Разумихину и по пути встречает толпу: сбили какого-то чиновника, которым оказывается известный Родиону Мармеладов. Он пьян и, кажется, при смерти. Несчастного уносят домой, Катерина Ивановна, видя полумертвого мужа, заходится в истерике. Перед смертью Мармеладов успевает попросить прощения у дочери Сони, умирая у нее на руках. Здесь они впервые и знакомятся с Раскольниковым:

«Из-под …надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами»

Раскольников отдает Мармеладовым все деньги: им не на что организовать похороны.

Доброе дело словно придает Раскольникову сил, в гостях у Разумихина они обсуждают литературу и общество, потом друг отправляется проводить Родиона. Из окон его комнаты льется свет, оказывается, это приехали его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. При виде любимых людей, Родион опять падает в обморок.

Часть третья

Глава 1

Обморок Раскольникова не на шутку пугает женщин, которые давно не видели его. Он приходит в себя и успокаивает их. Он просит Дуню отказать Лужину, ведь он понимает его (как и ее) истинные мотивы. Взволнованная Пульхерия Александровна порывается ухаживать за нездоровым сыном, но Разумихин обещает позаботиться о нем, и мать с Дуней уезжают в гостиницу. Видно, что Разумихину явно приглянулась Дуня, красивая, воспитанная и благородная. В ней одновременно соседствуют мягкая, уверенная сила и женственность.

Глава 2

Утром Разумихин идет к семье Раскольникова. Они говорят о Лужине, он прислал письмо. Пульхерия Александровна сообщает Разумихину, что жених Дуни отчего-то против встреч с Раскольниковым. Пульхерия Александровна вместе с Дуней едут к Родиону.

Глава 3

Раскольникову становится лучше. Он свободнее общается с близкими, но в то же время замечает, что они его точно опасаются. Родион рассказывает, как отдал все деньги Мармеладовым на похороны. Разговор снова переводится на Лужина. У Раскольникова нет к нему ни веры, ни уважения и, кроме того, он считает, что Петр Петрович неподобающе обращается с Дуней. Сестра сообщает о письме Лужина и о его странном желании не звать Родиона. Раскольников не настаивает, чтобы она приглашала его. Однако она решает не выполнять просьбу жениха и наоборот, просит Родиона присутствовать на этой встрече.

Глава 4

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова. Зная о некоторых взаимоотношениях с отцом и помня об оставленной Родионом у них на подоконнике мелочи, она приглашает его на похороны. Раскольников представляет ее родным, хотя это считается неприличным и даже вызывающим: дворянки, пусть и обедневшие, не могут общаться с продажной женщиной. Раскольниковых это не смущает, и Дуня на прощание даже кланяется Соне, приводя ее в замешательство. На пути домой девушка осознает, что ее преследует какой-то незнакомец. Внезапно оказывается, что он снял комнату у нее за перегородкой: теперь они соседи.

Глава 5

Глава 6

Часть четвертая

Глава 1

Раскольников помнит о том, что сделал Свидригайлов. Тот заявляет, что между ними гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Свидригайлов просит Раскольникова помочь ему встретиться с Дуней: его жена после смерти оставила ей 3 тысячи, а он готов ей дать 10 в знак раскаяния за содеянное. Раскольников отказывает ему.

Глава 2

Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона. Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество.

Глава 3

Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он спасает Раскольниковых от бедности! Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти.

Глава 4

Раскольников является на квартиру к Соне:

«комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»

«огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги»

Глава 5

День спустя Раскольников вновь оказывается у Порфирия: он пришел за вещами. Следователь опять затевает с ним игру. Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве, либо прекратить это все. Порфирий Петрович неожиданно сообщает Родиону, что у него есть для него «сюрприз», причем не очень понятно, какой: хороший или плохой. Раскольников с расстроенными нервами собирается уйти.

Глава 6

Внезапно в комнату вводят Миколу, одного из маляров. В присутствии Порфирия и Раскольникова он признается в убийстве старушки-процентщицы. Студент идет домой, но возле своей квартиры встречает того незнакомца, который уже однажды называл его «убивцем». Оказывается, он пришел извиниться: вообще-то он и был тем самым «сюрпризом», обещанным Родиону Порфирием. Теперь же, когда известен настоящий убивец-Микола, мещанин признает, что ошибался и жалеет об этом. Раскольников ненадолго успокаивается.

Часть пятая

Глава 1

Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников в сомнении: он чувствует, что что-то неладно, но что именно, не понимает.

Глава 2

Катерина Ивановна справляет поминки по мужу. В числе гостей – Соня, Раскольников, Лужин (хотя он отказывался изначально) и Лебезятников.

Глава 3

Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.

Глава 4

Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника (частично она ошибается). Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом. На самом деле Раскольников хотел увериться, что он как раз принадлежит к тому числу необыкновенных людей, которые способны ради блага других переступать закон. Он желал примерить на себя облик Наполеона (сильно трансформированный в культуре того времени):

«Мне …надо было узнать… Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею»

Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.

Глава 5

Соне наносит визит ее знакомый Лебезятников. Оказывается, Катерина Ивановна отправила детей просить милостыню. Она сама ходит рядом и стучит в сковороду, заставляя их танцевать под эту «музыку». Через некоторое время помешанную женщину приводят к Соне, она умирает.

Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это – те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.

Часть шестая

Глава 1

На похоронах Катерины Ивановны Раскольников не появляется, и радуется этому. К нему приходит Разумихин: друг пытается узнать, действительно ли Раскольников сумасшедший, все за него тревожатся. От переживаний Пульхерия Александровна заболела. Также Разумихин спрашивает, в каких отношениях Раскольников состоит с Соней. Не получив ответов, друг уходит, зато на пороге появляется Порфирий Петрович.

Глава 2

Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион – убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты (с учетом лихорадочного состояния Раскольникова), Порфирий делает вывод:

«Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитуется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел»

Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность.

Глава 3

Раскольников решает встретиться со Свидригайловым – его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное:

«Это было… лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице»

Глава 4

Свидригайлов честно рассказывает ему о странных взаимоотношениях с женой: она знала и приняла тот факт, что Свидригайлов никогда не будет ей верен, но они заключили договор со множеством условий, с кем и когда он имеет право изменять супруге. Дуню же Свидригайлов, при всей порочности, которую сам он признает, полюбил глубоко и искренне. Теперь Свидригайлов выбрал себе невесту: для приличия, спокойствия и потому что хотел искупления, они сосватались «заочно», и девушку он еще ни разу не видел.

Глава 5

Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович подает ей ключ. Она кидает револьвер и уходит.

Глава 6

Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь.

Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову.

Глава 7

Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает. Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного:

Глава 8

Раскольников вновь отправляется к Соне. Верующая девушка дарит ему кипарисовый крестик и говорит пойти на перекресток дорог, встать на колени и, поцеловав землю, произнести вслух «Я убийца» — ему должно стать легче. Раскольников выполняет сказанное, а затем идет в участок, он слышит, как обсуждают самоубийство Свидригайлова. Сильно взволнованный, на пределе возможностей Раскольников признается в убийстве (ему протягивают стакан воды, думая, что он нездоров):

Эпилог

Глава 1

Раскольникова приговорили к восьми годам каторги (вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен). Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын – убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает. Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство. Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком (становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло).

Глава 2

Раскольников заболевает и попадает в лазарет.

«… он заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя!… ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простогопромаху,который со всяким мог случиться. Он стыдился. что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя»

«Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований»

«… начинается …история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *