Престарелый кудесник и вдохновенный кудесник что меняется
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа поэтической памяти народа
Разделы: Литература
Эпиграф к уроку:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
1. Слово учителя
– Всем с детства знакомы эти пушкинские слова, которые стали эпиграфом к нашему уроку. Кстати, из какой поэмы они? («Руслан и Людмила».)Пушкина всегда интересовало прошлое нашей страны. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмысливая прошлое.
2. Словарная работа
– Давайте поработаем со словарем.
Слово образ в искусстве – это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления, а также в художественном произведении тип, характер.
Следующее в словообразовательной цепочке слово образный, оно обозначает изобразительный, яркий, живой.
Затем мы растолкуем слово образность. Что же оно обозначает? Мы будем говорить, учитывая отвлеченный суффикс – ость, об особом мире художественного произведения, в котором Пушкин не только воспроизводит исторический колорит эпохи, но и задает вечные философские вопросы. Все это связано со словом образность. Именно в поэтической (то есть творческой, художественной, эмоциональной) памяти народа, способной сохранять только лучшие литературные произведения, одно из самых почетных мест занимает баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
3. Работа по теории литературы
– Выберите из перечисленных особенностей те, которые относятся к определению баллады как жанра литературы (запись на доске).
1. Лирический жанр. 2. Написана ямбом. 3. Показано отношение автора. 4. Историческое или фантастическое содержание. 5. Монолог. | 1. Эпический жанр. 2. Диалог. 3. Часто трагическая концовка. 4. Речитатив (напевная речь в вокально-музыкальном произведении). 5. Необычный пейзаж. |
Докажите справедливость своих выводов на примере произведения Пушкина.
– Что роднит балладу Пушкина с эпическими произведениями Средневековья?
– Почему поэт называет свое произведение песнью?
Можно вспомнить «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» – народные героико-эпические произведения. Пушкин подчеркивает связь своей баллады с эпосом Средневековья, т.к. называет ее «Песнью…», т.е. частью, главой народного эпоса, из летописи автор взял отдельный эпизод, т.е. одну песнь.
4. Чтение «Песни о вещем Олеге» наизусть. Инсценировка.
– Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» – это произведение на историческую тему. Какая история легла в основу баллады?
В основу баллады Пушкина легла легенда о князе Олеге, описанная в летописи «Повесть временных лет».
5. История написания произведения
– Действительно, Пушкина поразила легенда, рассказанная в «Повести временных лет». Поэт часто бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. При чтении «Львовской летописи» Пушкин был до глубины души поражен эпизодом, рассказывающим о смерти князя Олега. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», – писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которая начинается с описания похода Олега на хазар.
6. Задание классу
– Сравните историю князя Олега из летописи и балладу Пушкина. Определите, в чем главное отличие. В каком из произведений диалог вам показался более эмоциональным? Почему?
В летописи четко перечисляются произошедшие события, хотя в центре повествования легенда. В историческом источнике мы не находим тех душевных переживаний князя, которые обнаруживаем в балладе Пушкина. Диалог, естественно, более эмоционален в «Песни…», т.к. явно чувствуется авторское отношение к герою, присутствует образность в изображении героев. В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Прощание с конем становится одним из самых драматичных эпизодов.
– Итак, мы говорим о том, что баллада разительно отличается от своего летописного источника и причина этого в образности.
Не только Пушкин обращался к легенде о князе Олеге. Этот же образ мы находим у Кондратия Федоровича Рылеева и Михаила Юрьевича Лермонтова.
7.Вопросы к учащимся, получившим индивидуальные задания, – прочитать думу Рылеева «Олег Вещий» и поэму Лермонтова «Олег».
1) Сравните жанровые особенности думы (в русской поэзии XIX в. думой называли стихотворения философско-исторического содержания) Рылеева и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя более эмоционален? С помощью какого приема достигается этот эффект?
В основе думы Рылеева – исторические события, которые рассказывают о подвигах князя Олега, легенды нет совсем. У Пушкина образ Олега более живой, ему сочувствуешь, сопереживаешь. С помощью диалога мы узнаем о переживаниях князя.
2) Сравните жанровые особенности поэмы (в русской поэзии XIX в. поэма – большое поэтическое произведение с повествовательными или лирическим сюжетом, чаще всего – эпическое, кроме того, широкое развитие образа лирического героя) Лермонтова и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя привлекательнее? Почему?
В основе поэмы Лермонтова рассказ о старости Олега, у князя все в прошлом. Ему покровительствует Стрибог. Поэма заканчивается вопросом. Нет ответа, почему так изменился князь, почему он не чувствует своей былой силы, ведь поэма не закончена. Поэтому князь в балладе Пушкина более живой, он показан в развитии, он и величественный, и страдающий.
8. Рассмотрим иллюстрации к балладе. Определите порядок эпизодов, соотнося их с композицией произведения. Какие цитаты вы можете подобрать к этим иллюстрациям?
А) Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
– Как разговаривает Олег с кудесником?
«Владыка» Олег разговаривает высокомерно, не слезая с коня, не желая беседовать на равных, это притом, что князь понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение: «В награду любого возьмешь ты коня».
– Что же в ответ обещает кудесник Олегу?
– Кого из героев баллады вы назвали бы вещим?
Олег имеет прозванье вещий, т.е. мудрый. Но по-настоящему вещим можно назвать только кудесника, т.к. он ведает будущее.
– Как же человек способен видеть будущее?
Это божий дар, вдохновение, откровение свыше.
– Что же воплощают в себе Олег и кудесник?
Олег – это земное начало, то, что тленно, он символ власти. Но, оказывается, есть небесное, над ним не властвует земное. Кудесник – это символ творчества, свободный полет мысли, независимость.
– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония?
Оказалось то, что Олег пообещал волхву («В награду любого возьмешь ты коня»), он не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает самого любимого.
– Сравним черновик и окончательный вариант. Поэт мыслит образами, слово – это попытка воссоздать этот образ, значит, каждое слово несет важную смысловую нагрузку. Наша задача – определить, почему именно таков словесный выбор поэта.
Черновой вариант баллады | Окончательный вариант баллады |
Князь по полю едет на смирном коне. | Князь по полю едет на верном коне. (Это не послушание коня, а его верность) |
Из темного леса навстречу ему Идет престарелый кудесник. | Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник. (Престарелый – это немощный, а кудесник наделен таинственной силой) |
И к гордому старцу подъехал Олег. | И к мудрому старцу подъехал Олег. (Независимость волхвов не надменна) |
Но знаю, но вижу паденье твое. (Кудесник будто угрожает князю) | Но вижу твой жребий на светлом челе. (Приговор князю отнесен в самый конец предсказанья, нет мстительности, кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его) |
День смерти для многих таится во мгле. | Грядущие годы таятся во мгле. (Подчеркивается сила прозрения волхва, все будущее ему открыто) |
Б) Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай; уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся, да помни меня.
– Почему для Олега так дорог этот конь?
Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Поэтому слова кудесника прозвучали как приговор, поэтому Олег в первый момент даже не поверил ему.
– Сравним черновик и окончательный вариант.
Черновой вариант баллады
Окончательный вариант баллады
В) Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
– Когда князь вспоминает о своем верном коне?
Во время пира, в минуту радости и мира, а не осенью, как в летописи.
– Сравним черновик и окончательный вариант.
Черновой вариант баллады
Окончательный вариант баллады
Над гордой главою кургана…
– Какие чувства охватывают князя, когда он слышит о смерти коня?
– Почему вещий Олег обвиняет в своей ошибке кудесника?
– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония?
Стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, только он захотел видеть кости своего боевого товарища, только он вспомнил о старинном погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня – верного друга, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь».
– Что вызвало ваше удивление в этом эпизоде?
Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно образность делает Олега лицом поэтическим.
– Так что же, смысл «Песни…» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели?
Может быть и так. Но у Пушкина есть последняя строфа, в ней и свет, и преодоление горечи, и вечная слава жизни. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
Песнь о вещем Олеге (окончание)
Вопросы и задания
1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?
2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?
3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением?
4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег” не нравится; напрасно. Товарищеская любонь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и про исшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?
5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях В. Васнецова?
Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?
Развивайте дар слова
1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризнa, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с коном, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск позтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Обогащайте свою речь
1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать но ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллюстрации, памятники, портреты героев)?
2. Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, пе редайте при чтении собственное отношение к событиям и героям.
3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику»? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.
Песнь о вещем Олеге
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Песнь о Вещем Олеге». Худ. В. Васнецов
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни нее ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
«А где мой товарищ?— промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что нее гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, заленясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Вопросы и задания
Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?
Развивайте дар слова
Обогащайте свою речь
На границе двух миров. А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге»
Разделы: Литература
Класс: 6.
Цели:
Оборудование: карта Киевской Руси X века, иллюстрации, карточки с устаревшими словами и терминами.
Ход урока
I. Введение.
1. На своём жизненном пути человек не раз находится на границе между разными периодами жизни, например, между дошкольным детством и учёбой, юностью и взрослением.
– Попробуйте назвать ещё какие-нибудь жизненные переходы из одного состояния в другое.
Ещё более важные границы каждый из нас преодолевает каждодневно, делая нравственный выбор между добром и злом, благородством и бесчестием.
Наш путь, ребята, лежит далее в область литературы, поднимающей важные для каждого из нас жизненные вопросы.
Судьба влечёт сказочных и литературных героев, и они оказываются достаточно сильными, чтобы с честью выдержать испытания. В этом году мы уже неоднократно обращались к творчеству А.С. Пушкина, а следующие его произведения познакомят вас с героями, которые становятся или стремятся стать хозяевами своей судьбы.
А.С. Пушкин всей душой горячо любил Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе и «Песнь о вещем Олеге», с которой мы сегодня и будем знакомиться.
2. Записываем тему урока.
Наша задача – вспомнить жанровые особенности баллады и летописи, рассмотреть, как в «Песне…» отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира и сравнить главных героев баллады.
(По ходу рассказа ребята объясняют значения выделенных слов, которые вывешены на доске).
В начале 10 века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство. (карта)
4. Сообщение о князе Олеге.
Что означает слово «вещий»? Я просила посмотреть значение этого слова в словарях. (В. Даль, Ушаков, Ожегов).
5. Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи.
– Кто знает, что такое летопись? (Летопись – это один из основных жанров древнерусской литературы, погодная запись исторических событий).
Именно летописная легенда и положена Пушкиным в основу « Песни о вещем Олеге».
Физкульминутка
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя,
Так отдохнём же на уроке!
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо,
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
II. Анализ текста.
Благодаря чему Пушкину удалось приблизить к нам далёкие события, давно минувшие времена (10 век), правдиво воссоздать исторические факты, древние обычаи, верования и картины военного уклада Киевской Руси? (В языке «Песни…» много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы).
Пушкин рассказывает о событиях давно минувших дней, но глаголы какого времени он употребляет (привести примеры), почему? (Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далёкие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи).
Можно ли «Песнь о вещем Олеге» переложить на «язык» кино? (Да, есть острый сюжет).
Как называется сюжетное стихотворение с острым, напряжённым сюжетом? (Баллада).
Кто и когда называет Олега вещим? Мы уже обсуждали сегодня лексическое значение этого слова. Не видите ли вы какого-либо противоречия? /Умеющий предвидеть будущее князь не сумел уберечься от злой участи/.
Почему же так произошло? Обратимся к основному содержанию баллады и послушаем вначале разговор, который состоялся между кудесником и князем.
Перед нами 2 героя: князь Олег и старик-кудесник.
– Каким вам представляется старец? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую даёт ему Пушкин:
Кудесник – пожилой, бескорыстный, смелый, независимый, обладает божественным даром, чувством собственного достоинства)
Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность)
Каким видим Олега? (Мужественный, суровый)
Как вы понимаете слова: «Открой мне всю правду, не бойся…» (Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду.)
Что обещает в награду?
Чем необычно предсказание?
Как Олег воспринял предсказание? (усмехнулся, но задумался, омрачился)
Какое решение принимает князь? Как вы оцениваете его поступок? (Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью, отвергнуты смелость, верность, преданность.)
Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не проявляющаяся? («Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой…» Каким эпитетом подчёркнуто душевное состояние героя? («прощальной рукой»… Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом?
В чём выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
Рассмотрим картину Виктора Васнецова «Встреча с волхвом». Я хочу, чтобы вы обратили внимание на цветовую гамму, поскольку мы знаем, что использование различных цветов всегда не случайный выбор художника. Какой цвет присутствует на одежде князя? Почему именно красный цвет? (Это цвет богатства, высокого социального положения.)
Какой цвет использует Васнецов, изображая кудесника? (Белый цвет – душевная чистота, неподкупность.) Т.образом, с помощью цвета художник сумел точно выразить суть характеров героев. То же самое сделал Пушкин, но уже с помощью слова!
Каким образом читатель догадывается, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет? Князь вспомнил о коне! (Значит, за всё это время он ни разу его не навестил, не спросил о нём, о верном друге.) Что же он узнаёт? С каким чувством он принимает это сообщение?
Изменился ли он с годами? (нет, то же презрение к кудеснику, насмешливость).
Как он вновь встречается со своим преданным другом? (наступает на череп ногой)
Вот предсказание и сбылось. Зачитайте.
Почему вещий Олег не сумел уберечься от злой судьбы, от злой участи? За что он наказан так жестоко? (Олег ведёт себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника, умудрённого жизненным опытом).
Как в «Песне…» отражаются два мира – «свой» и «чужой»? Представители, граница между мирами. (Иллюстрации детей) Объяснение.
III. Итог.
1. Сегодня на уроке мы с вами сравнили летописное сказание с поэтическим текстом, обсудили главных героев, рассмотрели иллюстрации, а сейчас я предлагаю нарисовать смайлик, который соответствует вашему состоянию: во всё разобрался и всё понятно или остались вопросы, над которыми стоит ещё поработать.
2. Домашнее задание: карточки розового цвета – выполнить задание №1 (по желанию +задание №2)
карточки зелёного цвета – выполнить или №1 или №2 (Смотри Приложение).
3. Оценки. Подведение итогов.