Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине что это
Причины, которые влияют на задержку развития речи у ребенка
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался и рос в нормальном русле, без каких-либо задержек или нарушений. Однако, сегодня современные дети подвержены различным факторам, которые в той или иной мере воздействуют в неблагоприятной форме на их развитие. В первую очередь, это касается речи ребенка. Многочисленные опросы и статистические данные говорят о том, что каждый второй ребенок имеет проблемы с речью, кто-то в большей степени, а кто-то – в меньшей.
И проблемы касаются не только правильного произношения слов, некоторые дети совсем не говорят до дошкольного возраста, а пользуются лишь жестами. В любом случае, какие бы не были проблемы с речью у ребенка, необходимо при первых же симптомах обращаться за помощью к логопеду.
Итак, какие же факторы влияют на развитие речи ребенка и что нужно делать, чтобы данная проблема вас не затронула.
Основные причины задержки развития речи
Недостаточное общения с ребенком
Первая и самая значимая причина задержки речи ребенка заключается в том, что родители не уделяют ему должного внимания, мало контактируют с малышом. На самом деле, ребенок нуждается в общении, даже если он еще не умеет разговаривать. С первых дней жизни он начинает все слова, привычки и действия «впитывать» от своих родителей. Чем больше мама и папа разговаривают с ребенком, тем лучше. Рассказывайте ему больше сказок, пойте детские песни, общайтесь между собой в семье. Тем самым, ребенок будет подражать родителям и начнет разговаривать в полной мере без нарушений.
Техника и гаджеты
Вторая причина, как ни странно, заключается в использовании в воспитательных целях современной техники: смартфонов, телевизоров и компьютеров. Звучит странно, не правда ли? Но на самом деле гаджет сегодня – это «паразит» в жизни человека. Мы не можем прожить без наших телефонов, выхода в интернет, любимой телепрограммы или сериала. Даже в воспитании ребенка родители нередко прибегают к использованию техники. Хочется выпить чашку кофе и отдохнуть? Не проблема! Можно усадить ребенка перед телевизором, включить ему мультфильм и забыть о нем на пару десятков минут. Но что в это время происходит с ребенком? Его нервная система возбуждается, тем самым начинается торможение развития речевого аппарата. Тишина и свобода – это конечно хорошо, но ребенок и его развитие должно стоять на первом месте, поэтому не прибегайте к данному методу воспитания, а лучше почитайте ему интересную детскую книгу.
Отсутствие культуры чтения
Из второй причины плохого развития речи малыша вытекает третья – нежелание ребенку читать. Чтение книг является основополагающим фактором в воспитании. Как было сказано выше, когда мы разговариваем с ребенком и читаем ему детские книги, он начинает все запоминать и пытаться повторить. Соответственно, чем больше этому мы уделяем времени, тем лучше. Купите хорошие детские книги: сказки, развивающие журналы, стихотворения. Главное, чтобы книга несла добрый и поучительный смысл, тогда вы принесете больше пользы для воспитания и развития своего ребенка.
Чрезмерное внимание к ребенку
Как ни странно, постоянное внимание и усиленная опека ребенка может вызвать у него нежелание разговаривать. И это еще один фактор нарушения речи. Как он проявляется? Очень просто! Замечали ли вы хоть раз, что ваш ребенок в детском саду разговаривает намного усиленнее, чем дома? Это связанно с тем, что там мало его понимают и не знают его предпочтения, поэтому ребенку нужно говорить, чтобы добиться того, что он хочет, чтобы с ним поиграли или дали покушать. А дома мама и папа задают только такие вопросы, на которые малыш дает ответ «да» или «нет», так как знают предпочтения своего чада. Поэтому необходимо провоцировать ребенка на диалог, больше с ним разговаривайте, чтобы малыш давал вам развернутый вопрос.
Нарушения в физиологическом развитии
И последней, но не маловажной причиной позднего развития речи являются физиологические причины, не зависящие от родителей. Проблемы с речью могут быть связаны со слабыми мышцами языка, тугоухостью, другими врожденными особенностями, а также гипоксией в родах и спецификой течения беременности. Все это можно исправить либо хирургическим вмешательством (например, подрезать уздечку), либо помощью логопеда.
Итак, разобравшись с причинами, влияющими на развитие речи ребенка, нужно понять, что делать, если все-таки эта проблема вас затронула.
Речевое развитие ребенка в Волгограде
Как уже говорилось ранее, главное – заниматься с ребенком, больше с ним разговаривать, читать детские книги. Можно родителям ознакомиться самостоятельно с книгами по логопедии и попробовать самим начать заниматься с ребенком. Возможно, что-то из этого получится. Но не стоит уповать только на собственные силы. Все-таки профессиональный специалист справится с этой проблемой намного эффективнее и быстрее. Поэтому, если вы сами не уверенны в своих силах, то обратитесь к профессиональным логопедам центра «Говоруня». В нашем Центре созданы все необходимые условия для проведения успешной коррекции общей задержки развития речи у детей.
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы.
Статья:
Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы. Формулировка «задержка речевого развития речи» или сокращенно «ЗРР» подразумевает широкий спектр расстройств развития речи, возникающих по разным причинам. Однако, этот диагноз – не самостоятельное заболевание, он предполагает дисфункцию определенных структур мозга или их асинхронное развитие, а так же парциальную несформированность отдельных компонентов познавательной деятельности, в частности, речи. Например, у половины детей с данным диагнозом наблюдаются клинические симптомы, свидетельствующие о незрелости подкорковых структур мозга.
Заключение о данном речевом расстройстве может быть вынесено нейропсихологом или логопедом до 3-4 лет, а далее считается неправомерным и переформулируется в более конкретный диагноз: речевой (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и т.д.) или связанный, в первую очередь, с нарушением неречевых функций (РАС, СДВГ, ММД и т.д.).
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии познавательных процессов и высших психических функций (пространственного восприятия, зрительного, слухового, внимания, памяти, особенностях мышления), по этой причине ЗРР и ЗПР (задержка психического развития) часто сочетаются у детей и называются ЗПРР (задержкой психо-речевого развития).
Задержка речевого развития характеризуется отставанием развития всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, лексического и грамматического строя речи, фразовой речи к 2 годам и связной речи – к 3.
Признаки явной задержки развития речи у ребенка
Нормы развития речи
Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:
Причины задержки речевого развития
К причинам задержки речевого развития специалисты относят:
Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи
Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.
В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).
Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.
При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.
Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.
Советы родителям
Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.
Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.
Консультация «7 причин задержки речевого развития ребенка»
Светлана Костромова
Консультация «7 причин задержки речевого развития ребенка»
Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.
Давайте договоримся: мы изначально находимся в парадигме, где ни один родитель не будет осознанно желать зла своему ребенку. Тревожные, заботливые, любящие, они приводят на занятия в логопедический центр своих детей с единственным желанием — помочь.
Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему?
Причина №1 — Гиперопека
В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик
к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)».
Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?».
Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.
Причина №2 — Тревожность
Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает
к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта. После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения
малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года.
У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.
Причина №3 — Ревность родителей
«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь.И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею».
Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений.Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали.
Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно.
Модель,которую транслирует мама: «Мир враждебен, он несет проблему». Подсознательная реакция ребенка: «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.
Причина №4 — Заниженная самооценка родителей
На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг,как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так».Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так».
Родители с низкой самооценкой (а это именно она) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной.Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.
Причина № 5 — Психологическое запугивание
Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» — реплика отца.
На первый взгляд эти две истории очень похожи — родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось, то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово — «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).
Причина №6 — Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых
«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Бабушка трехлетней девочки настраивает внучку на занятия. Ребенок уже занимался в логопедическом центре. Не пошло. Пришли пробоваться к нам.
Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родственников (а мы, к сожалению, наблюдали такой метод коррекции речевого отставания и у коллег) лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом — молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм».
Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Самый продуктивный способ учиться говорить — в ролевом взаимодействии, во время игры.
Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. А ведь в случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально.
Если бы в свое время не передавили.
Причина №7 — Соска, памперс и iPad
Мама приводит в Академию трехлетнюю дочь. Во рту пустышка.
Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет.
Голодный, уставший — орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть.
И соска в такой ситуации — простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет. Другая ситуация. Звучит гораздо гуманнее. Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска. Для того чтобы малыш не мешал (или, что благозвучнее, не заболел, ему в обоих
случаях искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично.
Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят
к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило
— не навредить. Не навредить — значит помочь.
В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки.
В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им
альтернативной полезной замены. С ребенком обязательно нужно играть. Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.
Консультация «Правильное произношение — одна из сторон речевого развития ребенка» Правильное произношение – одна из сторон речевого развития. К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих.
Консультация «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» «Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться.
Консультация «Задержка речевого развития» В своей практике я столкнулась с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Родители по разному.
Консультация для родителей «Нормы речевого развития ребенка 4 лет» Дошкольный период (3 — 7 лет) является одним из главных в речевом развитии ребенка. Но первые значительные изменения, родители замечают.
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» В марте 2019 года в нашей группе было проведено родительское собрание посвящённое вопросам дефектологии речи младших дошкольников,с участием.
Консультация для родителей «Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет» Консультация для родителей учитель-логопед Дербилова Е. А. «Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет». По нормативам речевого.
Консультация «Задержка речевого развития. От 0 до 3 лет» Задержка речевого развития. Практически каждый взрослый слышал такой диагноз, как задержка речевого развития. Давайте разберём, что же это.
Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.
Консультация «Задержка речевого развития ребенка — возможные причины» Задержка речевого развития у ребенка. В наш стремительный век бурных информационных технологий,в век когда легко можно стать даже «космическим.
Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз
Что такое задержка речевого развития?
Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).
То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.
Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.
Какие есть нормы развития речи?
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Основные причины задержки развития речи
Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).
Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:
Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:
Симптомы задержки речевого развития
Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика: