Препресс что это такое
Секреты допечатной подготовки: основные этапы и ход процесса
Хорошая подготовка файла к печати требует времени. В эпоху цифрового дизайна допечатная работа выглядит обманчиво легкой.
Компьютеры теперь сделаны с поддержкой графических программ. Ушли в прошлое акварельные и карандашные эскизы, которые использовались для представления клиентам концепций дизайна. Теперь на утверждение все отправляется по электронной почте или публикуется в «облаке».
Современные программные инструменты придают законченный, правильный вид даже самым сложным идеям, которые требуют большого времени на создание эскиза. Из-за этих очень отточенных предварительных проектов кажется, что создание окончательного файла после того, как концепция была одобрена, должно занять всего несколько минут – но это не так.
Требуется много часов, чтобы перенести цифровую концепцию в готовый продукт.
Что же представляет из себя такая подготовка
Допечатная подготовка является очень важным шагом на пути к получению высококачественной печатной продукции. Даже при совершенном дизайне и превосходном внешнем виде подготовка печатных материалов для процесса печати не требуется. Для создания любого вида полиграфической продукции от корпоративного календаря до научных книг вы должны иметь представление о том, из чего состоит технологический процесс подготовки макета для печати копий.
Как выставлять размеры макетов
Правильный размер макетов нужно ставить форматом листа в программе. Если несколько страниц или полос издания, то нужно делать в разных монтажных областях.
Вылеты в макете, что это такое и как их учитывать
Какая цветовая модель должна использоваться при подготовке файла
Все машины используют при печати 4 краски, это Cyan, Yellow, Magenta и Black. Поэтому все элементы нужно переводить из RGB в CMYK. При этом на мониторе вы сразу увидите изменение цветов в макете и сможете лучше смоделировать все краски.
Какое разрешение использовать при подготовке макета
Необходим использовать фотографии и изображения высокого разрешения, около 220-300 dpi в масштабе один к одному
Лучше всего использовать формат изображения TIFF без компрессии
Как сохранять шрифты
Все тексты в макете должны быть в кривых, что бы при подготовке печатных форм не слетел текст.
Только макеты в Adobe InDesign и pdf-файлы. Не нужно переводить в кривые.
Этапы предпечатной подготовки
Если вы хотите, чтобы какое-либо / все ваше изображение полностью доходило до краев окончательного отпечатанного фрагмента, вам нужно будет включить то, что называется bleed, по всем краям ваших документов.
Область обрезки – это просто лишнее изображение, которое не попадет в финальную часть, но будет работать при печати, а затем будет обрезано. Поскольку бумага, вероятно, слегка сдвигается при прохождении через пресс, крайне важно оставить лишнюю область изображения.
Метки обрезки
Метки обрезки – это просто линии, так называемые кропы, расположенные за пределами вашего изображения, чтобы резчик знал где и как нужно порезать бумагу. Никогда сами не размещайте кропы для реза, они ставятся в специальных программах по допечатной подготовке файла на CTP (цех в типографии по изготовлению форм для печати), просто сообщите типографии готовый размер ваших изделий, чтобы они знали, где их ставить.
Регистрационные метки и цветные полосы
Регистрационные знаки и цветные полосы находятся за пределами области обрезки вашего документа и используются в качестве направляющих для оператора печати. Во время печати необходимо держать под контролем плотность краски, которая меряется денситометром.
Регистрационные метки – это набор перекрестий, обычно размещаемых на всех четырех краях листа, на котором будет напечатан ваш документ, который используется оператором печати, чтобы убедиться, что они правильно выстраивают каждую печатную форму для вашей работы.
Цветные полосы представляют собой набор квадратов, каждый из которых содержит различную плотность голубого, пурпурного, желтого и черного цветов, что указывает на увеличение усиления точек (увеличение размера полутоновых точек, составляющих изображение), плотности чернил и используются для контроля контраста.
Хотя многие программы имеют настройки, которые позволяют вам создавать регистрационные метки и цветные полосы для вашего документа, маловероятно, что ваш поставщик будет использовать их как есть.
Сделав это, они добавляют на этот лист регистрационные метки и цветные полосы, а также метки обрезки. Вполне вероятно, что любые регистрационные метки или цветные полосы, которые вы поместили в документ, будут удалены и поставлены свои специальные метки, которые подходят для конкретной машины.
Возможные проблемы при печати
Треппинг основан на той же теории, что и наложение текста, когда один цвет лежит поверх другого, чтобы гарантировать отсутствие промежутков между цветами в случае, если что-либо смещается при печати. Слегка увеличивая размер одного цвета так, чтобы он лежал поверх другого, вы учитываете любую из этих проблем при печати.
Таким образом, если бумага сдвигается или растягивается, или регистрация не попадает точно туда, где она должна быть, между вашими цветами не будет заметного разрыва. Если ваш принтер требует перехвата, обязательно спросите, какие настройки они обычно предпочитают и как включить его в ваши файлы, в зависимости от того, какую программу вы используете.
Правильный выбор шрифтов
В любой стандартной программе верстки есть панель шрифтов, где можно найти все варианты выбора шрифта и его характеристик. В эту панель обычно входит выпадающее меню для выбора имени шрифта, а также других атрибутов, таких как ведущий и кернинг, вес шрифта и выравнивание абзаца.
Процесс допечатной подготовки полиграфии
Последний названный процесс также включает в себя:
Большинство вышеперечисленных процессов в настоящее время автоматизированы с помощью автономных приложений или систем допечатной подготовки. Процесс автоматизации также допускает более сложные коммуникационные процессы:
Обмен данными, такими как окончательная компоновка, все еще может происходить с помощью дисков. Ранее пользователи использовали исходный файл макета и все связанные изображения, шрифты и другие данные. В настоящее время вместо этого используются файлы PDF.
В настоящее время использование все файлы передают через интернет.
Когда обмен данными зависит исключительно от содержимого страницы, используются такие решения, как FTP-сервер или электронная почта или инструменты для обмена файлами, такие как DropBox или YouSendIt. Более сложный веб-портал может добавить такие функции, как предварительная проверка и утверждение страницы.
Послепечатная обработка
Также стоит отметить, что послепечатная обработка состоит из нескольких подпроцессов, которые реализуются в зависимости от типа проекта и выполняемой работы. Вот некоторые из основных типов операций после печати в полиграфии, которые часто используются:
Все описанные этапы действий – это ничто иное, как простой и обычный творческий рабочий процесс. Некоторые из них являются результатом опыта, накопленного в том, как сделать файл наиболее подходящим для любой печатной публикации и снизить риск непреднамеренного изменения цвета и «выпадения».
Грамотная предпечатная подготовка – это фактор снижения полиграфического брака
Содержание
Каталог статей
Предпечатную подготовку принято делить на препресс со стороны Заказчика полиграфической продукции и препресс со стороны типографии. Предпечатная подготовка типографии заключается в подготовке монтажных спусков и выводе печатных форм. Под препрессом Заказчика понимают предпечатную обработку изображений (растровых и векторных) и грамотную запись PDF-файлов.
Статья носит теоретический характер, не описывает практических приёмов и будет полезна дизайнерам, верстальщикам, начинающим предпечатникам для расширения кругозора в области практической полиграфии.
Препресс для дизайнера
Полиграфический дизайн
К настоящему моменту многие программы научились корректно записывать PDF, однако, не всё так гладко. И я продолжаю настаивать на тщательном выборе программ для полиграфического дизайна и вёрстки. Этому вопросу посвящена специальная статья: «Настольные издательские системы», где подробно обосновывается выбор или не выбор тех или иных программ для работ по предпечатной подготовке макетов.
Другой аспект полиграфического дизайна – это учёт особенностей полиграфического оборудования. Эти особенности прописаны в технических требованиях типографии, предъявляемых к материалам Заказчика. Технические требования можно получить по запросу в типографии.
А если к моменту создания полиграфического дизайна типография ещё не выбрана?
В этом случае необходимо пользоваться усреднёнными требованиями, вернее подразумевать наиболее жёсткий вариант. Если придерживаться данного правила, то оператору предпечатной подготовки не придётся в последний момент вносить правку, способную привести к ошибкам и полиграфическому браку.
Препресс для дизайнера или на что следует обращать внимание дизайнеру полиграфической продукции?
Соблюдая правила препресс, дизайнеру следует с осторожностью использовать в качестве элементов дизайна вертикальные/горизонтальные линии, расположенные близко к корешку или к линии обреза. Близко, в данном случае, ближе 10 мм к указанным ограничителям. В готовом изделии полоса всегда будет смещена относительно своей электронной геометрии. Максимальная величина смещения оговаривается в договоре сторон. По этой причине, чем ближе к краям полосы расположены линии, тем сильнее заметно смещение геометрии полосы в готовом изделии (см. рис.1).
Близкое по идеологии отклонение от правил предпечатной подготовки – это использование горизонтальных линий на развороте полос. По тем же причинам совместить их крайне сложно (см. рис.2).
Сюда следует отнести также применение рубрикаторов. Без них редко удаётся обойтись, но чтобы избежать эффекта их различной толщины следует делать их толщину не менее 5 мм. Кроме того, рубрикаторы подвержены разнотону.
Ещё одной любимой фишкой полиграфических дизайнеров является применение цветных тонких элементов. К таким элементам могут относиться как мелкие буквы с засечками, так и тонкие линии. Тонким элементам нельзя сделать треппинг, т.к. стандартный размер треппинга (0,1 мм) «отъедает» у элемента 0,2 мм (с каждой стороны по 0,1 – итого 0,2 мм), следовательно, минимальная толщина элемента должна быть не менее 0,3 мм. Особый случай – это треппинг белых букв на тёмном фоне. Следует отметить, что программы треппинга достаточно хорошо отрабатывают данную ситуацию. Однако, следует учитывать, что в цвете фона, расположенного под белыми буквами, должна присутствовать чёрная краска с рецептурой 95–100%. В противном случае треппинг белым объектам сделать нельзя. Более подробно о треппинге можно прочесть в одноимённой статье. Пример грамотного дизайна, с учётом правил предпечатной подготовки и треппинга приведён на рис.3а, а пример ошибочного – на рис.3б.
Если эти требования к предпечатной подготовке файлов не соблюсти, то у тёмных элементов возможно выраженное несовмещение, а былые элементы зальются краской и потемнеют.
Вёрстка
Очень часто профессии дизайнера и верстальщика совмещают и это не совсем правильно. Дело в том, что дизайн и вёрстка требуют разных (несовместимых в одном человеке) характеров личности. Дизайн требует гуманитарный (художественный) склад личности, основанный на порыве, на вдохновении. Вёрстка – технический склад ума, любовь к точным наукам (математике, геометрии, инженерии). Верстальщику необходимо закладывать базу для грамотной предпечатной подготовки. Он должен поправить те огрехи и неточности, которые допустил полиграфический дизайнер в процессе творческого экстаза. В профессии дизайнер-верстальщик либо получается креативный дизайнер, ничего не понимающий в технических требованиях типографии и, соответственно, в предпечатной подготовке, либо отличный технический специалист, понимающий тонкости предпечатной подготовки, но ограниченный техническим дизайном.
На что требуется обратить внимание верстальщику или препресс для верстальщика
Прежде чем попасть в руки оператора предпечатной подготовки вёрстка проходит через корректора и через цветокорректора.
Препресс для цветокорректора
В грамотно организованном процессе предпечатной подготовки издания у цветокорректора два этапа работы с изображениями.
Первоначально цветокорректор делает предварительную (первичную) обработку изображений. Сюда может входить: цветокоррекция; ретушь; обтравка; total ink limit согласно выбранному типу печати и бумаге; переименование файлов согласно принятым специалистами по предпечатной подготовке правилам (латинские буквы без пробелов), а также сохранение изображений в правильном формате (tiff, psd). Далее обработанные изображения передаются верстальщику.
На втором этапе цветокорректор работает с вёрсткой. Где необходимо – наращиваются вылеты; изображениям устанавливается масштаб 100% и разрешение согласно выбранной линиатуре печати. В самом конце производится процедура предпечатной обработки изображений (подробнее об этом можно прочитать в статье «Особенности обработки изображений для полиграфии»).
Обработка изображений в полиграфии
Читайте серию больших статей, посвящённых идеологии обработки и подготовки изображений для полиграфии. В статьях Вы узнаете: необходимый размер фотоснимка и его связь с линиатурой печати; как (или какие) подбирать (выбирать) фотографии для использования в полиграфических макетах; особенности обработки различных типов (классов) изображений; особенности предпечатной обработки для различных типов печати и различных классов бумаги; практические приёмы предпечатной обработки…
Оператор предпечатной подготовки
Оператор предпечатной подготовки получает вёрстку прошедшую горнило корректора. Ещё раз подчеркну важную роль корректоров в процессе предпечатной подготовки макетов. Эту роль невозможно переоценить. Экономия на корректорах возможна, только если Вам не важен конечный результат.
В задачу оператора предпечатной подготовки входит проверка вёрстки с точки зрения соответствия техническим требованиям типографии, а также грамотная запись PDF. Для этого необходимо правильно сконфигурировать среду ОС и настроить программу вёрстки (Подробно об этом можно прочесть в курсе лекций «пре-пресс для дизайнера»). А также можно скачать и ознакомиться с инструкцией по установке ppd-файла. Оператор предпечатной подготовки – это последний заслон на пути полиграфического брака и от его грамотных действий зависит успех всего предприятия. Грамотный препрессник, это не тот который не ошибается сам, а тот который может подстраховать своих коллег по предпечатному цеху.
Оператор предпечатной подготовки обязан знать азы и нормы полиграфического производства, а также читать без словаря технические требования типографии. Опытный оператор предпечатной подготовки также знаком с наиболее распространёнными видами полиграфического брака и старается не допустить такого впредь.
В заключение следует отметить, что расширение полиграфического кругозора способствует профессиональному росту любого специалиста, участвующего в создании печатной продукции на любой из стадий предпечатной подготовки.
REG.ru
Некоторые особенности подготовки файлов для печати по невпитывающим основам
Фолиевые краски
Порядок печати фолиевыми красками Cyan→Magenta→Yellow→Black. Да, да – старая добрая традиция. Но вызвано это тем, что чёрная краска сохнет дольше других. По этой причине, не стоит злоупотреблять чёрным, а от крупных плашек в дизайне лучше отказаться.
Для цветоделения лучше использовать алгоритм GCR, с максимальной генерацией чёрного, а вот тотал инк желательно ограничить 280% или даже 260%.
При создании спусков полос для печати фолиевыми красками следует использовать краскосъёмы.
Напомню, фолиевыми красками печатают по невпитывающим основам.
Краски уф-полимеризации
Рассмотрим самый «тяжёлый случай» – печать по 1-й технологической схеме (с сушкой на приёмке) по офсетной бумаге.
В этом случае необходимо тщательно отнестись к максимальному тотал инку (TIL), желательно не заходить за границы 300%, а насыщенных чёрных (глубокий чёрный) плашек лучше избегать. При выворотке на составном чёрном обязателен треппинг, желательно его размер увеличить на 50% до 0,15 мм.
Вообще следует понимать, что по чёрному может быть большое растискивание, которое максимально заметно на тонах ≤30%. Для этого следует цветоделение делать по алгоритму UCR, т.е. преобразование серого в компоненты CMY, а чёрный дополнительно шарпить (Filter→Sharpen→Unsharp Mask в Photoshop).
Печатать смесевые Spot и Pantone® следует вывороткой, даже после сушки триады, иначе он изменит первоначальный цвет.
Искренне благодарен всем посетителям нашего сайта.