Препоясать чресла что это
Препоясать чресла
Смотреть что такое «Препоясать чресла» в других словарях:
Препоясать чресла — (иноск.) готовиться идти въ путь. Ср. Началъ онъ (говорить) съ Адама. Онъ очень одобрилъ нашего общаго папашу за то, что тотъ препоясалъ чресла и такимъ образомъ открылъ принципъ брюкъ. М. Горькій. Еще о чортѣ. Ср. Бытіе. 3, 7. См. Принцип … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
препоясать чресла — (иноск.) готовиться идти в путь Ср. Начал он (говорить) с Адама. Он очень одобрил нашего общего папашу за то, что тот препоясал чресла и таким образом открыл принцип брюк. М. Горький. Еще о черте. Ср. Бытие. 3, 7. См. принцип … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл, ед. нет (церк. книжн. устар.). Поясница, бедра. «Грубая серая ткань обвивала чресла.» А.Тургенев. Препоясать чресла (готовясь в путь). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Чресла препоясать — (иноск.) готовиться въ путь. Ср. Помню, что началъ онъ съ Адама. Онъ очень одобрилъ нашего общаго папашу за то, что тотъ препоясалъ чресла и, такимъ образомъ, открылъ принципъ брюкъ. М. Горькій. Еще о чортѣ. Ср. Да будутъ чресла Ваши препоясаны и … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПРЕПОЯСАТЬ — ПРЕПОЯСАТЬ, препояшу, препояешь, совер. (к препоясывать), кого что чем (книжн. устар. и ритор.). Обвязать поясом или чем нибудь, заменяющим пояс, вокруг бедер. ❖ Препоясать свои чресла (книжн. ритор.) перен. приготовиться итти в странствие.… … Толковый словарь Ушакова
ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл (стар.). Поясница, бёдра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чресла препоясать — (иноск.) готовиться в путь Ср. Помню, что начал он с Адама. Он очень одобрил нашего общего папашу за то, что тот препоясал чресла и таким образом открыл принцип брюк. М. Горький. Еще о черте. Ср. Да будут чресла Ваши препоясаны и светильники… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
чресла — чресл; мн.; книжн. Поясница, бёдра. препоясать свои чресла … Словарь многих выражений
чресла — чресл; мн. Книжн. Поясница, бёдра. ◊ Препоясать свои чресла. Пускаться, отправляться в странствие … Энциклопедический словарь
препоясать свои чресла — Пускаться, отправляться в странствие … Словарь многих выражений
препоясать чресла
Смотреть что такое «препоясать чресла» в других словарях:
Препоясать чресла — (иноск.) готовиться идти въ путь. Ср. Началъ онъ (говорить) съ Адама. Онъ очень одобрилъ нашего общаго папашу за то, что тотъ препоясалъ чресла и такимъ образомъ открылъ принципъ брюкъ. М. Горькій. Еще о чортѣ. Ср. Бытіе. 3, 7. См. Принцип … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Препоясать чресла — см. Опоясать чресла. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл, ед. нет (церк. книжн. устар.). Поясница, бедра. «Грубая серая ткань обвивала чресла.» А.Тургенев. Препоясать чресла (готовясь в путь). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Чресла препоясать — (иноск.) готовиться въ путь. Ср. Помню, что началъ онъ съ Адама. Онъ очень одобрилъ нашего общаго папашу за то, что тотъ препоясалъ чресла и, такимъ образомъ, открылъ принципъ брюкъ. М. Горькій. Еще о чортѣ. Ср. Да будутъ чресла Ваши препоясаны и … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПРЕПОЯСАТЬ — ПРЕПОЯСАТЬ, препояшу, препояешь, совер. (к препоясывать), кого что чем (книжн. устар. и ритор.). Обвязать поясом или чем нибудь, заменяющим пояс, вокруг бедер. ❖ Препоясать свои чресла (книжн. ритор.) перен. приготовиться итти в странствие.… … Толковый словарь Ушакова
ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл (стар.). Поясница, бёдра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чресла препоясать — (иноск.) готовиться в путь Ср. Помню, что начал он с Адама. Он очень одобрил нашего общего папашу за то, что тот препоясал чресла и таким образом открыл принцип брюк. М. Горький. Еще о черте. Ср. Да будут чресла Ваши препоясаны и светильники… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
чресла — чресл; мн.; книжн. Поясница, бёдра. препоясать свои чресла … Словарь многих выражений
чресла — чресл; мн. Книжн. Поясница, бёдра. ◊ Препоясать свои чресла. Пускаться, отправляться в странствие … Энциклопедический словарь
препоясать свои чресла — Пускаться, отправляться в странствие … Словарь многих выражений
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 6:14
Свт. Григорий Богослов
Станите убo препоясаны чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды
Что имеет в виду святой Павел, говоря, «станьте, препоясав чресла ваши истиной»? Не то ли, что созерцательность обуздывает в нас силу вожделения и не позволяет ей стремиться в иное место? Ибо любовь к чему бы то ни было одному не позволяет с такой же силой стремиться к другим удовольствиям.
Слова. Слово 45.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 14-15 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир
«Препоясав», – говорит (Павел), – «чресла ваши истиной». Какое значение этих слов, об этом сказано в предыдущей беседе. Именно: мы должны сделаться столь легкими, чтобы ничто не мешало нашему странствованию. «Облекшись в броню праведности». Как броня хранит от поражений, так и правда (спасает нас). Правдой же называет здесь всю вообще добродетельную жизнь. Конечно, многие наносят ей раны; но поразить и низвергнуть ее никто и никогда не может, даже сам дьявол. Как бы так было сказано: внедривши в свою грудь праведные дела. О таких людях и Христос говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Μф. 5:6). Кто оградил свое сердце правдой, тот так же крепок, как и броня; такой человек никогда не увлечется гневом. «И обув ноги в готовность благовествовать мир». Выражение, не совсем понятное. Что оно значит? Приготовлением благовествования он обувает нас как бы в прекрасные сандалии. Разумеет же здесь или готовность к благовестию, так что этому делу должны служить ноги, равно как предустроение и ограждение евангельского пути, или, если это объяснение неверно, то он хочет сказать, чтобы они (ефесяне) готовились к походу. Как бы то ни было, но под «готовность благовествовать» разумеется не что иное, как самый лучший образ жизни. Об этом еще пророк сказал: «готовности сердца их вняло ухо Твое» (Пс. 9:38), то есть, сердца, которое было хорошо настроено. «благовествовать мир», – сказано. И правильно. Выше он упомянул о войне и сражениях, а теперь указывает на то, с кем должно вести сражения, именно – с демонами. Поэтому-то благовествование и делается благовествованием мира. Война с дьяволом прекращает другую войну – против Бога. Враждуем с дьяволом: это значит – находимся в мире с Богом. Потому, возлюбленный, не опасайся (этой войны); благовествование мира уже показывает победу.
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 3.
Свт. Феофан Затворник
Станите убo препоясаны чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды
«Станите убо, говорит он. Первое дело строевых — уметь хорошо стоять: от этого зависит многое. Почему и Апостол нередко беседует о том, что должно стоять. Так, например, и в другом месте он говорит: стойте, бодрствуйте (1 Кор. 16, 13). И опять: тако стойте о Господе (Флп. 4, 1). Или еще: мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Но заметь, что не о простом каком-нибудь говорит он стоянии, а о стоянии благочинном. Опытные в воинских делах понимают, что значит уменье стоять. Кто прямо стоит, тот стоит не развлекаясь и ни к чему не наклоняясь. В стоянии видна точная прямота. Итак, действительно, прямые стоят. А кто не стоит, те не могут сохранить прямого положения, развлекаются и предаются рассеянности. Тот, кто ищет удовольствий, находится не в прямом положении, а в наклонном, равным образом и сребролюбец, и человек сладострастный. Умеющему стоять самое стояние может служить как бы некоторой опорой, и все, касающееся борьбы, ему представится легким» (святой Златоуст).
Кого же именно в духовном смысле можно почитать стоящим? Припомним, что выше говорилось: востани спяй. Это воззвание — к грешнику спящему. Когда пробуждается он, то, возжелав лучшего, решается посвятить жизнь свою всю Богоугождению, во Христе Иисусе, Господе нашем, сие единое имея на потребу и на то единое взор свой, все силы и заботы свои устремляя. Вот такой — и есть стоящий! Такой только и становится целию для вражеских стрел и нападений. Такого только и вооружать можно, потому что он горит желанием все делать, чтоб достигнуть преднамеренного. У кого же нет этого, тому, что ни говори, все бесполезно. Руки не протянет он и ноги не двинет в этом смысле, потому что не тем заняты его ум и сердце.
Принявшему такое стамое (прямое, вертикальное) положение и все мысли ума и все желания сердца своего к Богу устремившему, — что советует прежде всего сделать святой Павел? — Препоясать чресла свои истиною.
И святой Апостол Петр заповедует христианам препоясание, именуя его препоясанием помышлений, и уравнивает с трезвением (1 Пет. 1, 13). Мысли грешника непрестанно блуждают и никогда не постоят на одном. Это брожение помышлений делает его бессильным нравственно и вместе открывает его всем приражениям и злокозненностям врага. Вместе с бродящими в голове мыслями и образами пробирается туда и враг, и начинает строить свои призрачные планы и увлекать на страстное и греховное. Грешник думает, что все то его построение собственное, а оно все вражье, и, исполняя то, он врагу служит. Когда покается он и станет, как показано, первая его забота должна быть — остановить брожение помыслов, чтоб преградить врагу всякий к себе доступ, ибо он чрез помыслы подходит. Останавливается брожение помыслов трезвением, которое есть постоянное внимание ума к движениям помыслов с целию не допускать ни одного недоброго. Это и есть препоясание помышлений святого Апостола Петра.
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Свт. Лука Крымский
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности
Препоясать чресла
Смотреть что такое «Препоясать чресла» в других словарях:
Препоясать чресла — см. Опоясать чресла. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
препоясать чресла — (иноск.) готовиться идти в путь Ср. Начал он (говорить) с Адама. Он очень одобрил нашего общего папашу за то, что тот препоясал чресла и таким образом открыл принцип брюк. М. Горький. Еще о черте. Ср. Бытие. 3, 7. См. принцип … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл, ед. нет (церк. книжн. устар.). Поясница, бедра. «Грубая серая ткань обвивала чресла.» А.Тургенев. Препоясать чресла (готовясь в путь). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Чресла препоясать — (иноск.) готовиться въ путь. Ср. Помню, что началъ онъ съ Адама. Онъ очень одобрилъ нашего общаго папашу за то, что тотъ препоясалъ чресла и, такимъ образомъ, открылъ принципъ брюкъ. М. Горькій. Еще о чортѣ. Ср. Да будутъ чресла Ваши препоясаны и … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПРЕПОЯСАТЬ — ПРЕПОЯСАТЬ, препояшу, препояешь, совер. (к препоясывать), кого что чем (книжн. устар. и ритор.). Обвязать поясом или чем нибудь, заменяющим пояс, вокруг бедер. ❖ Препоясать свои чресла (книжн. ритор.) перен. приготовиться итти в странствие.… … Толковый словарь Ушакова
ЧРЕСЛА — ЧРЕСЛА, чресл (стар.). Поясница, бёдра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чресла препоясать — (иноск.) готовиться в путь Ср. Помню, что начал он с Адама. Он очень одобрил нашего общего папашу за то, что тот препоясал чресла и таким образом открыл принцип брюк. М. Горький. Еще о черте. Ср. Да будут чресла Ваши препоясаны и светильники… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
чресла — чресл; мн.; книжн. Поясница, бёдра. препоясать свои чресла … Словарь многих выражений
чресла — чресл; мн. Книжн. Поясница, бёдра. ◊ Препоясать свои чресла. Пускаться, отправляться в странствие … Энциклопедический словарь
препоясать свои чресла — Пускаться, отправляться в странствие … Словарь многих выражений
«Препоясать чресла наши правдой»
Живое слово святителя Луки Крымского
В наши непростые времена эта простейшая, казалось бы, мысль оказывается вовсе не такой очевидной: в Священном Писании сказано, что и многие избранные прельстятся.
Мы слышим Евангельское чтение в храме, иногда читаем и дома – но ум едва скользит по поверхности слов. Кто такие эти избранные, и когда там они еще прельстятся? Между тем предписанное так близко, что его можно потрогать руками.
Давайте для начала посмотрим на себя: вот мы считаем себя христианами и даже ходим в храмы, но точно ли мы Христовы? Не примешивается ли к нашему христианству что-то еще, такое удобное и дорогое? Велиар – красивый обманщик-демон, обольстительный, убаюкивающий совесть поставщик комфорта – главный игрок диавольской команды.
Но что может быть общего у нищего, босиком ходившего Христа с этим благоухающим дорогим парфюмом демоном в «зачетном» костюме? Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6: 14–15).
Правда на свете всего одна – правда Божия, и как бы ни хотелось людям в угоду сиюминутным желаниям растащить ее на десятки маленьких местечковых «правд», она всё равно остается единственной – на все времена. Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).
Вот об этом и говорит в своем слове святитель Лука Крымский.
О том, что нам всем нужно облечься в правду Божию – чтобы не было у нас никакого смешения – и стать против духов злобы поднебесной. Потому что если мы захотим побеждать друг друга – нас всех победит диавол.
Послушайте голос святителя.
Запись эта очень старая – она была сделана в 1956 году – и, конечно, не самого лучшего качества. Местами пленка осыпалась, так что не сразу разберешь все слова. Поэтому к записи прилагается расшифровка – и лучше всего, одновременно читая текст, вслушаться в могучий живой голос великого святого, который призывает нас всех бодрствовать, молиться друг за друга и побеждать лукавого Велиара.
Выражаем признательность храму святителя Луки Крымского Больничного благочиния Киева и его настоятелю, которые потрудились и выложили на своем сайте эту уникальную запись.
Слово архиепископа Луки, произнесенное 12 августа 1956 года
в Алуштинской церкви после литургии
Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа и неуклонно идут за Ним тесным и тернистым путем, который начинается узкими вратами, – жизнь этих блаженных полна борьбы. Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью, а с гораздо более тяжелой борьбы – с духами злобы поднебесными. Блаженны, яко прейдут эту тяжкую, тяжкую непрестанную борьбу.
Для бесов, для самого диавола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали
[Борьба] с духами злобы поднебесными – это гораздо более тяжкая борьба. Блаженны они, кто ведут эту борьбу. И какими слезами оплачем мы тех, кто не верует… которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их? И да, конечно, для бесов, для самого диавола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их, ибо скрытный, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого.
Послушайте, как говорит святый апостол Павел об этих духах злобы поднебесных, о борьбе с ними:
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных»[1].
О, как огромна эта окаянная армия бесовская! О, как неизмерима их черная толпа! – неуклонно, неустанно, день и ночь стремящаяся к тому, чтобы нас, всех нас, верующих во имя Божие, совратить на путь неверия, совратить на путь зла и нечестия!
В одном гадаринском бесноватом был целый легион бесов!
Называется эта армия бесовская, называется страшным именем врагов Христовых, врагов Божиих. И эти враги Божии, бесчисленные, ставят своей единственной задачей, день и ночь заботятся о том, чтобы губить нас, чтобы толкать нас на путь зла, на путь неверия, на путь нечестия.
Эти высшие чины ведут борьбу с самыми твердыми, с самыми верными слугами Христовыми – со святыми, с праведными. И трудна, чрезвычайно трудна эта задача их, ибо именем Христовым отражают святые и праведные все нападения их.
Есть и бесы средней силы, которые воюют непрестанно с нами – с несовершенными, слабыми христианами. Борьба с ними очень тяжка, очень трудна, ибо ум этих ангелов сатаны неизмеримо превосходит наш человеческий ум, ибо не спят они и не едят и всё время жития своего посвящают только на злое дело погубления, совращения людей добрых.
Есть и мелкие бесы, задача которых не трудна, ибо они заняты только тем, чтобы всё дальше и дальше подталкивать во тьму тех несчастных, которые больше возлюбили тьму, чем свет, неправду, чем правду.
Как же нам, обуреваемым такой напастью, как же нам, которых обступает такое воинство бесовское со всех сторон, как нам бороться с ним, где взять силы на борьбу с ним? Ответ на это дал нам святый Павел, его послушайте дальше:
«Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских»[2].
Не своими силами, не своим умом, не своим тщанием и стремлением к победе можем мы бороться и побеждать это окаянное черное, темное воинство, а только силой Божией, а только Его помощью, а сами мы бессильны.
И для того, чтобы мы хорошенько поняли это, сравнивает святый Павел нашу брань с воинством бесплотных сил, с той борьбой, с тем положением, в котором находились древние воины.
Только правдой Божией можем мы победить всю неправду окаянного воинства бесовского. Только правдой!
И дальше говорит святый апостол, что надлежит нам облечься в броню, подобно тому как прежние воины облекались в броню металлическую, железную и медную, в кольчуги облачались для защиты от ран, так надлежит и нам облечься в броню, но в иную, совсем иную броню, ибо никакая медная и железная броня не страшна для духов злобы поднебесных, могут они свободно ранить нас, заключенных в такую броню. Иная броня нужна нам – броня правды. Нам нужно, чтобы тела наши облекались святой и чистой Божьей правдой, а не кольчугой металлической. А правду эту можем мы стяжать только неустанным соблюдением заповедей Христовых, неустанной молитвой. И только за эту неустанную работу Богу получим мы броню правды.
И дальше говорит апостол, что ноги бренных воинов были защищены металлическими латами. Нужны ли нам эти латы? Нужно ли железо иметь для того, чтобы ноги наши были защищены от козней вражеских? Нет, нет, совершенно не нужны! Ибо если ноги наши будут всегда направлены на путь мира, если всю быстроту ног наших мы будем использовать на то, чтобы благовествовать везде и всюду мир, если заслужим того, чтобы к ногам нашим относилось блаженное слово великого апостола Павла: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое»[3], – и если будут так прекрасны наши ноги, и если будут они спешить всегда туда, где нужна наша помощь, помощь несчастным, больным, увечным, беспомощным людям, если будем мы всегда спешить на совет праведных и подальше уходить от совета нечестивых, тогда никакие металлические латы нам не нужны будут, тогда ноги наши будут защищены силой Божией и никакое зло их не коснется.
И дальше говорит апостол: возьмите щит веры, которым можете угасить все разжженные стрелы лукаваго. Медный щит, тяжелый большой щит был главной защитой для древнего воина. А нам нужен ли такой щит, защитит ли он нас от разжженных адским пламенем стрел врагов наших и врагов Божиих? Конечно, нет, конечно, ничто для них медный щит! У нас есть другой щит, неизмеримо более крепкий, – щит веры, веры нашей, веры в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо если всем сердцем будем веровать в Него, если будем неуклонно творить заповеди Его, то всегда будет пребывать Он с нами и будем мы друзьями Его по святому слову Его, и вера в Него защитит нас неизмеримо больше, чем всякий тяжелый медный щит.
Господи, Господи! Какая нам нужна еще защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших?!
И дальше говорит святый апостол, чтобы мы покрыли, подобно воинам древним, головы свои шлемами. Какими шлемами? Конечно, не медными, ибо они ничто против силы вражеской. Не медными, не медными, говорю я вам, а совсем другими шлемами. Какими? Шлемами глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, глубокой любви к Нему, ибо сказал Он Сам пречистыми устами Своими нам: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем»[4]. Господи, Господи! Какая нам нужна еще защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших, если будешь защищать развращение умов и сердец наших Своим постоянным присутствием в нас, в умах и сердцах наших, какая еще нам нужна… ну конечно… конечно, исчерпывающая мудрость.
И если так будем защищены, то останется нам только взять в свои руки обоюдоострый меч. Как брали его в руки древние воины. Послушайте же теперь, что говорил святый Павел об этом мече обоюдоостром:
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные»[5].
Помните же, помните все вы, братия и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесными, помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием своего страшного Креста стер главу древнего змия. Аминь.