Преподобный что это такое
Значение слова «преподобный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Но именно монашеская жизнь отличается «особым, более напряжённым устремлением к Богу», и потому «только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных».
ПРЕПОДО’БНЫЙ, ая, ое (церк.). В православной церкви — эпитет т. наз. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
преподо́бный
1. религ. в православии, монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь
2. религ. титул, используемый в католицизме и протестантизме для обращения к священнику; в православии не используется
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова шлейка (существительное):
Преподобный
Преподо́бные — в православии лик святости: монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. Также в православии служит обращением к священнослужителю в иерейском сане.
«Преподобный» значит «весьма подобный», т.е. достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия».
Содержание
Преподобные Русской церкви
Преподобный Феодосий Печерский, считающийся отцом русского монашества, был третьим (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным русской церковью. Он стал тем идеалом святого, которому на Руси оставались верны многие века.
Основные черты характера Феодосия, какими их описывают книги, стали мерилом праведности и для его учеников и последователей. Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами» (термин, встречающийся в жизнеописании практически каждого русского святого). Преподобный Феодосий скрывал свои аскетические подвиги, его жизнь и помимо молитвы была заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом, он, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, служа духовным отцом для мирян — того же ожидали и от его последователей.
Вторая важнейшая фигура среди русских преподобных — Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря и учитель Феодосия. По житиям святых видно, что Антоний был последователем святогорской (афонской) монашеской традиции (с её атмосферой жестоких искушений, связанных с ними страданий и устрашающей демонологией), хотя его учитель Феодосий брал в пример палестинских подвижников (которым крайняя аскеза была совершенно не свойственна — аскеза, труд, молитва, служение миру там находятся в гармоническом равновесии). Тем не менее, именно эти два пути в подвигах учеников Феодосия и Антония развились в два потока иноческой жизни, один — аскетически-героический, другой — смиренно послушный, социально-каритативный. Наиболее ярко они воплощаются в двух персонажах знаменитого Киево-Печерского патерика: Марке-пещернике и Алипии-иконописце. Первый — суровый старец-аскет, проведший жизнь под землей на послушании гробокопателя. Второй — светлый труженик, художник, чьи чудесные краски обладают способностью исцелять прокажённых. Из более поздних русских преподобных самыми известными являются Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
В Протестантизме
ПРЕПОДОБНЫЙ
Преподо́бный (гр. õσιος, лат. sanctus), сонм святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве.
Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна, дочь Фануилова, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36-37).
Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).
Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251-356); св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие, написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви. Почитание его как святого задает образец для почитания монашествующих подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим (ок. 290-346) в Фиваиде; св. Пахомий может рассматриваться как образец, на который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей монастырей. В возникавших больших монашеских общин, обширных поселениях отшельников и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания, запечатлевшиеся в различных патериках.
Развитие почитание святых подвижников следует рассматривать на фоне той существенной роли, которую играли в византийской религиозной жизни “Божии люди” – пророчествовавшие, обличавшие неправедность властей, собиравшие толпы почитателей и последователей. Они выступали как постоянный противовес секуляризованным тенденциям в социальной жизни, могли призываться как судьи и наставники. Поэтому во многих случаях они почитаются еще при жизни. Так, император Маркиан (450-457) строит храм в честь преп. Вассиана еще при жизни подвижника. Несколько храмов было построено при его жизни и в честь преп. Маркиана Кирского. Церковное почитание во многих случаях следовало здесь за народным культом.
В России такие формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с почитанием юродивых. Большее распространение получает здесь представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания, также идущие из Византии и связанные с устроением крупных монашеских центров (таких как Студийский монастырь или монастыри Афона). Эти представления отразились, видимо, в самом наименовании “преподобных”. Преподобие в древних славянских переводах может означать святость и соответствовать гр. òσιότης святость понимается при этом как высшее осуществление того образа и подобия Божиего, которые даны человеку в творении. Монах, получая в постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей святой жизнью и раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим. Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей – такие как Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и др.
В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии. Для них вынимается шестая частица из “девятичинной” просфоры. В русских служебниках здесь содержится поминовение “преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец. И преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех святых преподобных матерей”.
Молитвословия
Тропарь преподобному единому, общий
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой.
Тропарь преподобным, общий
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.
Тропарь преподобной жене, общий
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: / при́имши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, / и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо; / прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; / те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бная [имя рек], ду́х тво́й.
Тропарь преподобным женам, общий
Истинному желанию уневестившася, христославныя, / и временного обручника отвергшася совокупления, / и добродетельными подвигами возрастша, / на высоту востекосте нетления, / краснодушныя и многобогатыя, / столпи монашествующих жен и правило: / темже о нас молите непрестанно, / любовию вашу память празднующих.
Преподобный в церковнославянском языке
Преподобный
Преподо́бный – (особенно сильно, сугубо уподобленный; от др.-греч. ὅσιος, буквально: «священный», «чистый, незапятнанный», «освященный», «святой») – 1) лик святости, объединяющий прославившихся в монашеском подвиге; 2) святой, принадлежащий к этому лику, напр. преп. Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский.
Как видно из определения, в церковнославянском и русском, а также в прочих славянских языках изначальное понятие ὅσιος приобрело несколько иное значение и вид, отличное от оригинала – в наименовании «преподобный» подчеркивается не только святость как таковая, но и особое состояние святого, высокая степень уподобления Богу.
Преподобный как лик святых
Лики святости (они же чины святости) — это, по сути, классификация канонизированных святых в зависимости от их жизненного пути и духовного подвига. С практикой различения ликов святости связано различие форм их почитания в Церкви. Назвать точное количество ликов святости не представляется возможным1. В связи с периодическим появлением в перечне ликов новых чинов святых (например, новомучеников) или локальными типами (страстотерпчество) можно предположить, что такая тенденция будет проявляться и в дальнейшем.
Так как возможностей снискать святость много, то и категорий (ликов) святости также много. Иными словами, понятие «преподобный» подчеркивает особый путь достижения святости – стремление людей к богоподобию, к уподоблению Господу Иисусу Христу. Заметим, что путём подражания Спасителю, в особом значении, является монашеский путь, подразумевающий, помимо прочего, свободное и осознанное исполнение определенных обетов (безбрачия (девства) (и Христос не вступал в брачные отношения), послушания (Христос был всецело послушен воле Отца), нестяжания (скажем, Сын Человеческий не имел, где голову приклонить ( Лк.9:58 )). Вот почему определением «преподобный» отмечают достигших святости монахов, иеромонахов, игуменов, архимандритов и пр. людей монашеского звания. Чин преподобного один из наиболее распространённых чинов святых, уступающий лишь чину мучеников по количеству канонизированных (то есть признанных Церковью) святых.
Исторически появление первых святых, определяемых церковной традицией как преподобных, относится к IV веку и связано с первыми монахами египетских пустынь: прпп. Павлом Фивейским, Пахомием, Антонием и Иларионом Великими.
Богословское основание понятия
Понятие «преподобный» непосредственно связано со стержневым смыслом православной агиологии – учении об уподоблении Богу, обожении (тео́зис (др.-греч. θέωσις произносится — те́осис) от θεός «Бог»).
Как явствует из названия «преподобный» — это святой, уподобленный Богу в чрезвычайно высоком значении этого слова, то есть ставший близко похожим/подобным Богу, ставший «богом по благодати». Учение об обожении значительным образом отличает православное христианство от прочих авраамических монотеистических традиций (ислама и иудаизма). Учение об обожении формировалось на протяжении первого тысячелетия христианской истории преимущественно в монашеской среде и окончательное оформление получило в богословии свт. Григория Паламы и его учеников в XIV веке. Возможность теозиса базируется на идее подражания Богу, одно из первых упоминаний которой мы встречаем у св. апологета Аристида Афинского2. А одним из первых небиблейских упоминаний о принципиальной возможности христиан стать «богами» является фраза Тертуллиана в его трактате «Против Гермогена»: «Мы можем даже стать богами, если удостоимся быть теми, о которых Он возвестил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собрании богов» ( Пс.81:6 )»3. Учение об обожении основывается на Священном Писании Ветхого Завета и является неотъемлемой и центральной частью христианского вероучения. По слову свт. Афанасия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился».
Таким образом, преподобный это человек, который еще при жизни встал на путь подражания Богу, путь уподобления Богу, чтобы стать богом «по благодати». Выражение «бог по благодати» относится к исихастской традиции православной аскетики, свидетельствовавшей о том, что обожение происходит при активном участии самого человека, в синергии, соработничестве с Богом, через теснейшее соединение с Ним. Возможным признаком обожения считалось и считается созерцание человеком Божественных энергий. Результатом такого духовно-благодатного соединения становится состояние «бога по благодати», «преподобия» человека Богу.
Почему в Великом каноне св. Андрея Критского мы обращаемся к святому словами «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», хотя известно, что он имел сан епископа?
В греческом языке «святой, преподобный» отражается одним словом – « όσιος » [osios]. Хотя, в Великом каноне на греческом языке эта строка выглядит так: «Ἅγιε τοῦ Θεοῦ, πρέσβευε ὑπὲρ ἡμῶν» [agie tu Theu, presveve iper imon], что буквально переводится как: «Святый Божий, моли Бога о нас». Здесь обращение через слово « άγιος », т.е. «святой». В других случаях можно встретить обращение « όσιε του Θεού » [osie tu Theu], что значит «святый Божий» или «преподобный Божий». Еще один пример: в богослужебных текстах на утрене праздника трех святителей встречается тропарь, в котором к святителям обращаемся словами «Ὅσιοι Πατέρες» [osii pateres], что можно перевести как «святые отцы» или «преподобные отцы». Снова « όσιοι » (множ. число от όσιος ).
Однако, ответ на данный вопрос, кажется, не может исчерпаться лишь обращением к греческому слову, которое можно перевести двояко. Этот вопрос более глубок и уходит корнями вглубь традиции. Обратившись к иконографии, мы увидим, что св. Андрея Критского изображают иногда в монашеском облачении, а не в епископском.
Подобные вопросы можно задать и о св. преподобном Исааке Сирине, епископе Ниневийском, который в иконографии изображается в епископском облачении крайне редко. Еще «благоверный княже Александре моли Бога о нас», хотя, святой князь Александр принял схиму перед смертью с именем Алексий и на иконах изображается двояко. В данном случае князь известен своим высоким подвигом на княжеском посту, а потому по традиции именуем его князем благоверным, а не преподобным. Святой Андрей Критский известен своими сочинениями, в особенности составлением покаянного канона, что скорее отражает дух монаха, аскета, плачущего о грехах своих, нежели иерарха и учителя Церкви, как например, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.
Значение слова преподобный
Словарь Ушакова
Православие. Словарь-справочник
общее наименование святых иноков, достигших высоты монашеского делания и являющихся образцом монашеской жизни.
См. Чины святости (разряды)
Библейский Словарь к русской канонической Библии
препод’обный ( 2Пар.6:41 ) — сан священника в русской православной церкви (приложен к еврейским священникам).
Православный энциклопедический словарь
святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский).
Словарь церковных терминов
святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни
Православная энциклопедия
человек, достигший вершин монашества, жизнь и вера которого стали образцом для подражания.
Вестминстерский словарь теологических терминов
1) ♦ ( ENG reverend)
титул священнослужителя с 15 в.;
2) ♦ ( ENG venerable)
Словарь Ожегова
ПРЕПОДОБНЫЙ, ая, ое. Определение, прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми. П. Сергий Р адонежский. П. Серафим Сар овский.
Словарь Ефремовой
прил.
Эпитет, прибавляемый к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в христианской церкви название святого из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавшего высшее нравственное достоинство.