Преподаватель высшей школы что это
Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе
Круто быть профессором. Все тебя уважают, прислушиваются к твоему мнению. Но чтобы стать профессором, надо пройти несколько ступеней академической карьеры. Спросили молодого преподавателя, доцента и профессора, каково это — работать в вузе.
Основные ступени академической карьеры в России
Во всех российских вузах существует единая система должностей, от начальной к высшей:
Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе
Должность доцента и профессора не стоит путать со званиями, которые присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Должности подразумевают определенный набор обязанностей, а звания носят статусный характер.
О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон
О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон
Профессор Профессор Вышки, академический руководитель программы «Языковая политика», доктор филологических наук. Училась в МГУ им. М. В. Ломоносова, защитила докторскую диссертацию в Институте языкознания РАН. Всегда была нацелена на научную и исследовательскую работу.
— Мира Борисовна, с чего началась Ваша академическая карьера?
— Не сразу. Я хотела в аспирантуру, но попасть я туда не могла из-за того, что в Советском Союзе евреев старались не пускать в науку, а у меня еще конфликт был по политической линии. Так что претендовать я могла только на работу вне академии. Это потом уже, в новой России, все ограничения сняли. И тогда я сумела поступить в заочную аспирантуру в Институт языкознания, и то не сразу, и через три года защитила кандидатскую диссертацию. А после, уже совсем в новые времена, меня пригласили в МГУ на должность доцента.
— А как Вы получили должность профессора?
— Для этого нужно было защитить докторскую диссертацию, и я это сделала, но довольно поздно. Вуз я закончила в 1979 году, в 1985 защитила кандидатскую и только в 2006 — докторскую. И вот после этого уже можно было получить должность профессора и определенные полномочия, которые с ней появляются.
— О каких именно полномочиях Вы говорите?
— Первая — читать определенное количество часов студентам. Все-таки преподавательская деятельность в университете считается первичной, и учебная нагрузка достаточно большая. Но все равно меньше, чем у преподавателей, потому что они ведут семинары. А вот профессор обычно ограничивается лекциями. Кроме того, очень важная составляющая — руководство научно-исследовательскими работами студентов: курсовыми и дипломами. Еще я — член диссертационного совета в Вышке. Это значит, что я участвую в защитах кандидатских и докторских диссертаций.
Еще я руковожу собственным научным проектом, в котором работает много студентов. И обязательно надо публиковать свои исследования. Не скажу, что меня прямо уволят, если я буду меньше публиковаться, но точно спросят, в чем дело.
— Возникают ли у Вас какие-то трудности в работе?
— Мне давно уже надо сдать одну статью. Но это очень трудно: надо, чтобы был какой-то отрезок времени, чтобы прочесть текст, сосредоточиться на нем, на идее… Но времени почти нет. И вот от этого я немножко страдаю. Я вообще люблю проводить исследования, выяснять, как что-то устроено. Но после того, как ты понял, немного скучно это объяснять другим… Не хочу сказать, что это плохо, но для меня самое важное — это поиск, а не донесение идеи.
— Что для вас особенно ценно в работе профессором?
— Университетский профессор может оказать большое влияние на судьбы молодых людей, которые у него учатся.
Приятно понимать, что 10, 20, 30 людям я все же как-то помогла в выборе профессии.
— Как Вы думаете, что нужно, чтобы стать профессором?
— Чтобы работать в академической сфере, вам должно быть интересно одновременно и читать, поглощать информацию, перерабатывать ее в голове и иметь желание сделать что-то свое. Еще нужно быть готовым к тому, что придется преподавать. Всегда надо быть в форме, на гребне знаний, и соответствовать требованиям молодых коллег. Надо понимать, что это работа не по часам. С одной стороны, ты хозяин своего времени, не надо сидеть в офисе с 9 до 6. Но ты также можешь работать с 6 вечера и до полуночи. Так что я советую выбирать эту профессию людям амбициозным, любознательным и любящим не рутину, а динамику.
О работе доцента в вузе рассказывает Денис Юрьевич Зубалов
Преподаватель Вышки, доцент, PhD* по специальности «Лингвистика». Родился в России, вырос на Кипре. Учился в Университете Кипра и Университете Эссекса (Великобритания). Увлекся наукой во время собственного исследования.
— Денис Юрьевич, как Вы оказались в сфере высшего образования?
— Я решил идти на преподавателя английского, потому что мне очень нравился язык, и на Кипре очень хорошие условия для преподавателей в целом — государственная служба там ценится. Когда я поступал в вуз, то понятия не имел, что пойду в науку. Но где-то на третьем курсе у нас появилась «Социолингвистика». Мне это так понравилось, и я подумал: «Почему бы не сделать собственное исследование?». И пока делал, решил, что я буду заниматься наукой — то есть я понял, как это работает.
— Почему Вы решили переехать в Россию, если все высшее образование получили за границей?
— Я планировал продолжать работу в Европе или в Англии. Но на самом деле, не так легко найти работу, как только получаешь докторскую степень. Сейчас очень много людей пишет диссертации, а вакансий в университетах открывается не так много. И вузы обычно ищут специалистов, которые могли бы и активно публиковаться, и классно преподавать. А когда ты только заканчиваешь вуз, у тебя нет опыта. Но мне повезло в этом плане: в Вышке была открыта вакансия постдока* — специально для тех, кто только что защитил диссертацию. На тот момент Вышка уже зарекомендовала себя как один из лидирующих вузов, и это тоже сыграло свою роль при переезде. А после постдока меня уже взяли доцентом на постоянную работу.
*Постдок (постдокторантура) — западная практика. Тем, кто недавно закончил аспирантуру, может понадобиться дополнительная ступенька, чтобы адаптироваться к роли полноценного преподавателя, и постдок в этом помогает.
— Что представляет собой должность доцента в рамках университета?
— В первую очередь мы в вузе для науки, поэтому самое главное — проводить свои исследования и публиковать статьи, участвовать в конференциях. На втором месте идет преподавание: ты выбираешь предметы по своему направлению и учишь студентов.
И третья часть — это административная работа: например, я переводил и оформлял сайт Вышки. Какое-то время был академическим руководителем магистерской программы. И еще бюрократические дела: отчеты, ведомости.
Есть поговорка-шутка среди людей, которые работают в академической сфере. Приходит лето, и у всех экзамены заканчиваются. Один научный сотрудник говорит: «Вот, наконец-то лето, сейчас я отдохну». А другой ему в ответ: «Ну конечно, у тебя там куча статей недописанных». И мы действительно все лето пишем статьи, собираем данные, ездим в экспедиции.
— Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует академическую карьеру?
— Если вы хотите посвятить свою жизнь научной карьере, берите тему для исследований, которая действительно вас волнует.
Еще нужна выдержка и целеустремленность. Нужно разрабатывать навыки коммуникации, потому что сегодня наука — это не только личные исследования, а лаборатории с разными командами, с разными университетами, с коллегами из-за рубежа. А в целом занятие наукой — это безумно увлекательный процесс: ты познаешь что-то новое и делишься этим с обществом.
О работе приглашённого преподавателя в вузе рассказывает Елизавета Крюкова
Приглашенный преподаватель Вышки. Работает с сентября 2021 года, изучает «Языковую политику» в магистратуре, репетитор. Решила стать преподавателем на 2 курсе.
— Елизавета, почему Вы решили преподавать именно в университете?
— Я очень давно это решила, на самом деле. Наверное, на курсе втором бакалавриата, когда я стала куратором первокурсников — помогала им адаптироваться в университете. И это так меня воодушевило! Этот обмен энергетикой, когда я понимаю, что я могу чему-то научить. Студенты действительно получают эти знания, они их применяют, и они за это благодарны. И еще мне нравилась межкультурная коммуникация, которую я изучала в бакалавриате той же Вышки, и я подумала, что классно было бы это совместить, то есть преподавать что-то связанное с межкультурной коммуникацией. В принципе, сейчас так и получается. У четверокурсников я веду часть этого предмета.
— Расскажите подробнее о Вашей должности — приглашенный преподаватель. Что это значит?
— Я работаю по часам и получаю зарплату по часам, и она приходит не раз в месяц, а раз в 2-3 месяца, в зависимости от длины семестра. Еще у меня немного меньше каких-то обязанностей: я не провожу консультации студентам на постоянной основе, не могу принимать пересдачи.
— Большая ли у Вас нагрузка в целом и как Вы с ней справляетесь? Ведь Вы все-таки еще учитесь.
— Пока у меня три предмета, со второго семестра начнется еще один. Обычно я преподаю в первой половине дня, а сама учусь вечером. Но иногда занятия идут почти впритык: я веду пары студентам, отдыхаю полчаса и иду на учебу.
— Что еще входит в Вашу работу в Вышке, кроме преподавания?
— Все зависит от предмета. Иногда программа хорошо прописана, даже подготовлены презентации, так что самой готовить материалы не нужно. А бывает, что мне самой надо многое составлять: подбирать литературу, изучать тему, с нуля составлять презентацию… И еще я отвечаю за выставление оценок и слежу за посещаемостью.
— Что Вы можете посоветовать молодым преподавателям?
— Во-первых, научиться тайм-менеджменту. Потому что если не научиться это делать в первые недели две, то дальше уже не получится — только если на каникулах. Во-вторых, быть готовым к тому, что обмен энергией со студентами на занятии необходим — то есть очень важно приходить к ним бодрым. И в-третьих, надо быть уверенным в своих знаниях.
Если вы ещё не определились со своей будущей профессией, вероятно, вам необходимо проконсультироваться с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.
Преподаватель высшей школы что это
Утверждаю
И.о. Министра образования
Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
8 мая 2001 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
1.3. Квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании».
— реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
— разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
— формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
— проведение исследований частных и общих проблем ВПО.
2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
К освоению программы допускаются:
2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»
Преподаватель высшей школы должен знать:
— основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
— основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
— правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
— иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Преподаватель высшей школы должен уметь:
— использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
— излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
— использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
— методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
— основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
— методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
— методами эмоциональной саморегуляции;
4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
5. Требования к разработке и условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»
5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы
5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:
— осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;
— перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.
5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»
5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:
— предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;
— наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований;
6. Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
6.1. Требования к квалификационной работе
Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.
6.2. Требования к государственному экзамену
Преподаватель высшей школы что это
Утверждаю
И.о. Министра образования
Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
8 мая 2001 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
1.3. Квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании».
— реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
— разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
— формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
— проведение исследований частных и общих проблем ВПО.
2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
К освоению программы допускаются:
2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»
Преподаватель высшей школы должен знать:
— основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
— основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
— правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
— иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Преподаватель высшей школы должен уметь:
— использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
— излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
— использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
— методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
— основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
— методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
— методами эмоциональной саморегуляции;
4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
5. Требования к разработке и условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»
5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы
5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:
— осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;
— перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.
5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»
5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:
— предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;
— наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований;
6. Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
6.1. Требования к квалификационной работе
Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.
6.2. Требования к государственному экзамену
ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Несомненно, в любом образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Именно педагогу принадлежит ведущая роль в становлении профессиональных качеств и развитии личности студента. Поэтому в современных условиях, в связи с известными изменениями в Российской высшей школе, к преподавателям предъявлены особые высокие требования. Деятельность преподавателя вуза мы видим во взаимодействии педагога и студента на высоком уровне межличностных отношений, которые направлены на личностный рост обоих участников данного процесса.
Преподаватель современного вуза – это не только специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями, но и учитель способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные педагогические задачи. Однако задачи не могут быть решены только средствами педагогики или методики преподавания конкретных дисциплин. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, «что для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. «Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал» [2].
Только совмещение педагогической и научно-исследовательской работы способно наиболее полно
раскрыть профессиональное мастерство и талант преподавателя вуза. Исследовательская работа наполняет внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогическая работа способствует глубокому обобщению и систематизации материала, более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.
Профессионализм педагога высшей школы заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений:
— специальных (знание теории своей науки и практические умения применять их в практике преподавания);
— психолого-педагогических (знаний психологических и дидактичных основ преподавания избранной дисциплины, знание и учет психологических особенностей студентов и собственных личностных черт, закономерностей восприятия студентами содержания);
— методических (обладание методами, приемами и средствами донесения научной информации студентам).
— организационных (обладание умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и руководить деятельностью студентов).
Методическую работу, как составляющую профессиональной деятельности педагога в высшей школе, мы считаем важным фактором в управлении образовательным процессом. Поскольку хорошая организация и эффективность методической работы может существенно влиять на качество и конечные результаты обучения.
Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» [3].
Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов) [4].
В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении» [1].
Главная цель каждого преподавателя высшей школы как методиста – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, образованности и компетентности выпускников.
Преподаватель должен обладать основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе такими, как структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач.
Методическая работа преподавателя высшей школы неразрывно связана с исследовательской, то есть научной деятельностью.
Научная деятельность – это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. Научная деятельность носит целесообразный характер, т.е. всегда имеет целевую направленность. Она протекает в системе определенных социальных отношений и условий и ориентирована на достижение практически значимого результата. Ключевой ее особенностью является присущий ей интеллектуальный характер.
Учитывая специфику научной деятельности преподавателя высшей школы, его саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки (тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе); научном творчестве преподавателя высшей школы, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя, высокой научной продуктивности; интенсивной постоянной умственной познавательной деятельности, которая дарит вузовскому ученому творческое долголетие; конструктивных и гностических компонентах в структуре научной деятельности преподавателя, а в структуре его личности на недискурсивном эвристическом мышлении, целостности интеллекта и длительной сохранности интеллектуальных функций; профессионализме преподавателя в области научных исследований; проектировочной деятельности вузовских преподавателей, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности обучающихся, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты.
Научно-исследовательская работа преподавателя высшей школы может включать: подготовку и защиту преподавателем диссертации; написание монографий, учебников; патентование научных работ; подготовку докладов на научные мероприятия; научных статей; научное редактирование учебных пособий, монографий, научных статей; написание отзывов на авторские заявки на изобретение; участие в НИР кафедры, запланированных научных программах и конкурсах; участие в научных проектах совместно с другими научно-исследовательскими организациями и учреждениями; подготовку творческих материалов; подготовку проектов для участия в конкурсах, тендерах и др.
Результаты научно-исследовательской работы, в том числе проведенные теоретические и экспериментальные исследования, являются основой для преподавания дисциплин и учебно-методической работы в областях профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Таким образом, преподаватель высшей школы – это педагог, методист, ученый, исследователь. Содержание профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы включает педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, управленческую, воспитательную, деятельности. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научно- исследовательской деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы требует постоянного самосовершенствования, т.е. повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития.
1. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. – Курган: ИРОСТ, 2011.- 138с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383с.
3. Немова,Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.- 176с.
4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П.Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 1999.-427с.
5. Федеральный закон Российской Федерации №127-ФЗ от 13 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»