Премоторные отделы мозга за что отвечают
Премоторные отделы мозга за что отвечают
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: 3 блока мозга как структурно-функциональная модель.
Статья:
3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.
Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?
Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?
Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?
Попробуем разобраться в некоторых из них.
Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.
Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ
А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.
Сложнее, сложнее
Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).
Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера
И наконец.
Итак, какова ее роль?
Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?
С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.
Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
Бросается в глаза, что.
Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.
Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?
Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.
Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?
Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.
Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.
Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.
Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Состав
Премоторную кору можно отличить от первичной моторной коры, области 4 Бродмана, расположенной кзади от нее, на основе двух основных анатомических маркеров. Во-первых, первичная моторная кора содержит гигантские пирамидальные клетки, называемые клетками Беца, в слое V, тогда как гигантские пирамидные клетки менее распространены и меньше в премоторной коре. Во-вторых, первичная моторная кора является агранулярной: в ней отсутствует слой IV, отмеченный присутствием гранулярных клеток. Премоторная кора дисгранулярная: она содержит слабый слой IV.
Премоторная кора была разделена на более тонкие субрегионы на основе цитоархитектуры (внешний вид коры головного мозга под микроскопом), цитохимии (способ, которым кора головного мозга появляется при окрашивании различными химическими веществами), анатомической связи с другими областями мозга и физиологические свойства. Эти отделы кратко описаны ниже в отделах премоторной коры.
Премоторная кора головного мозга в настоящее время обычно делится на четыре части. Сначала он делится на верхнюю (или дорсальную) премоторную кору и нижнюю (или вентральную) премоторную кору. Каждый из них далее делится на область ближе к передней части мозга (ростральная премоторная кора) и область ближе к задней части (каудальная премоторная кора). Обычно используется набор сокращений: PMDr (премоторный дорсальный, ростральный), PMDc (премоторный дорсальный, каудальный), PMVr (премоторный вентральный, ростральный), PMVc (премоторный вентральный, каудальный). Некоторые исследователи, особенно те, кто изучает вентральные премоторные области, используют другую терминологию. Поле 7 или F7 обозначает PMDr; F2 = PMDc; F5 = PMVr; F4 = PMVc.
Эти подразделения премоторной коры были первоначально описаны и в основном изучаются в головном мозге обезьян. Пока не ясно, как именно они могут соответствовать областям человеческого мозга, и есть ли несколько иная организация в человеческом мозге.
PMDc (F2)
PMDr (F7)
PMDr может участвовать в обучении связывать произвольные сенсорные стимулы с конкретными движениями или изучать правила произвольной реакции. В этом смысле он может больше напоминать префронтальную кору, чем другие поля моторной коры. Это также может иметь какое-то отношение к движению глаз. Электрическая стимуляция в PMDr может вызывать движения глаз, а активность нейронов в PMDr может модулироваться движением глаз.
PMVc (F4)
PMVc или F4 часто изучается с точки зрения их роли в сенсорном управлении движением. Здесь нейроны реагируют на тактильные раздражители, зрительные и слуховые раздражители. Эти нейроны особенно чувствительны к объектам в пространстве, непосредственно окружающем тело, в так называемом периферическом пространстве. Электрическая стимуляция этих нейронов вызывает очевидное защитное движение, как будто защищает поверхность тела. Эта премоторная область может быть частью более крупного контура для поддержания запаса прочности вокруг тела и направления движения по отношению к близлежащим объектам.
PMVr (F5)
PMVr или F5 часто изучаются с точки зрения их роли в формировании руки во время захвата и во взаимодействии между рукой и ртом. Электрическая стимуляция по крайней мере некоторых частей F5, когда стимуляция применяется в поведенческой временной шкале, вызывает сложное движение, при котором рука движется ко рту, сжимается в захвате, ориентируется так, чтобы захват был обращен ко рту, шее. поворачивается, чтобы совместить рот с рукой, и рот открывается.
Зеркальные нейроны были впервые обнаружены в области F5 мозга обезьяны Риццолатти и его коллегами. Эти нейроны активны, когда обезьяна хватает объект. Однако те же нейроны становятся активными, когда обезьяна наблюдает, как экспериментатор таким же образом захватывает объект. Таким образом, нейроны являются сенсорными и моторными. Предлагается использовать зеркальные нейроны в качестве основы для понимания действий других путем внутренней имитации действий с использованием собственных схем управления моторикой.
История
В самых ранних работах, посвященных моторной коре, исследователи признали только одно корковое поле, участвующее в моторном контроле. Кэмпбелл в 1905 году был первым, кто предположил, что может быть два поля: «первичная» моторная кора и «промежуточная прецентральная» моторная кора. Его доводы были во многом основаны на цитоархитектонике. Первичная моторная кора содержит клетки с гигантскими клеточными телами, известными как « клетки Беца ». В клетки Беца редко или отсутствует в соседней коре.
По схожим критериям Бродманн в 1909 г. также различал свою область 4 (совпадающую с первичной моторной корой) и область 6 (совпадающую с премоторной корой).
Фогт и Фогт в 1919 году также предположили, что моторная кора была разделена на первичную моторную кору (область 4) и смежную с ней моторную кору более высокого порядка (область 6). Кроме того, по их мнению, область 6 может быть разделена на 6a (дорсальная часть) и 6b (вентральная часть). Дорсальная часть может быть далее разделена на 6a-альфа (задняя часть, прилегающая к первичной моторной коре) и 6a-бета (передняя часть, смежная с префронтальной корой). Эти корковые поля сформировали иерархию, в которой 6a-бета контролировало движение на самом сложном уровне, 6a-альфа имело промежуточные свойства, а первичная моторная кора головного мозга управляла движением на простейшем уровне. Таким образом, Фогт и Фогт являются первоисточником идеи каудальной (6а-альфа) и ростральной (6а-бета) премоторной коры.
Фултон в 1935 году помог укрепить различие между первичной моторной картой тела в области 4 и премоторной корой более высокого порядка в области 6. Его основные доказательства были получены из исследований повреждений на обезьянах. Неясно, откуда появился термин «премотор» и кто использовал его первым, но Фултон популяризировал этот термин.
Предостережение по поводу премоторной коры, отмеченное в начале исследования, заключается в том, что иерархия между премоторной корой и первичной моторной корой не абсолютна. Вместо этого и премоторная кора, и первичная моторная кора проецируются непосредственно на спинной мозг, и каждая имеет некоторую способность контролировать движение даже в отсутствие другого. Следовательно, два корковых поля действуют, по крайней мере частично, параллельно, а не в строгой иерархии. Эта параллельная связь была отмечена еще в 1919 году Фогтом и Фогтом, а также подчеркнута Фултоном.
Пенфилд в 1937 году заметно не согласился с идеей премоторной коры. Он предположил, что не существует функциональных различий между первичной моторной и премоторной областью. По его мнению, оба были частью одной карты. Самая задняя часть карты, в области 4, подчеркнула руку и пальцы, а самая передняя часть, в области 6, подчеркнула мышцы спины и шеи.
Вулси, изучавший моторную карту обезьян в 1956 году, также считал, что между первичной моторной и премоторной корой не существует различия. Он использовал термин M1 для предложенной единой карты, которая охватывала как первичную моторную кору, так и премоторную кору. Он использовал термин M2 для обозначения медиальной моторной коры, которая теперь широко известна как дополнительная моторная область. (Иногда в современных обзорах M1 неправильно отождествляют с первичной моторной корой.)
Учитывая эту работу Пенфилда о человеческом мозге и Вулси о мозге обезьяны, к 1960-м годам идея о латеральной премоторной коре как отдельной от первичной моторной коры в основном исчезла из литературы. Вместо этого M1 считался единой картой тела, возможно, со сложными свойствами, расположенной вдоль центральной борозды.
Возрождение
Гипотеза об отдельной премоторной коре повторно возникла и получила распространение в 1980-х годах. Несколько ключевых направлений исследований помогли установить премоторную кору, показав, что она обладает свойствами, отличными от свойств соседней первичной моторной коры.
Роланд и его коллеги изучали дорсальную премоторную кору и дополнительную двигательную область у людей, в то время как кровоток в головном мозге контролировали с помощью позитронно-эмиссионного сканера. Когда люди совершали сложные сенсорные движения, такие как следование словесным инструкциям, больший кровоток измерялся в дорсальной премоторной коре. Когда люди выполняли последовательности движений с внутренним ритмом, больший кровоток измерялся в дополнительной моторной области. Когда люди совершали простые движения, требующие небольшого планирования, например, пальпируя предмет рукой, кровоток в большей степени ограничивался первичной моторной корой. Подразумевается, что первичная моторная кора больше участвовала в выполнении простых движений, премоторная кора больше участвовала в сенсорно-управляемом движении, а дополнительная моторная область больше участвовала во внутренне генерируемых движениях.
Уайз и его коллеги изучали дорсальную премоторную кору обезьян. Обезьяны были обучены выполнять задачу с отложенным ответом, совершая движение в ответ на сенсорную подсказку. Во время выполнения задачи нейроны дорсальной премоторной коры становились активными в ответ на сенсорный сигнал и часто оставались активными в течение нескольких секунд задержки или времени подготовки перед тем, как обезьяна выполнила указанное движение. Нейроны в первичной моторной коре проявляли гораздо меньшую активность в период подготовки и с большей вероятностью были активны только во время самого движения. Подразумевается, что дорсальная премоторная кора больше участвовала в планировании или подготовке к движению, а первичная моторная кора больше участвовала в выполнении движения.
Риццолатти и его коллеги разделили премоторную кору на четыре части или поля на основе цитоархитектоники, два дорсальных поля и два вентральных поля. Затем они изучили свойства вентральных премоторных полей, установив тактильные, зрительные и моторные свойства сложной природы (более подробно изложенные выше в разделе «Подразделения премоторной коры»).
По этим и другим причинам в настоящее время возник консенсус, что боковая моторная кора не состоит из единой простой карты тела, а вместо этого содержит несколько субрегионов, включая первичную моторную кору и несколько премоторных полей. Эти премоторные поля обладают разнообразными свойствами. Некоторые проецируются на спинной мозг и могут играть прямую роль в управлении движением, тогда как другие нет. Организованы ли эти корковые области в иерархию или имеют другие более сложные отношения, все еще обсуждается.
Премоторные отделы мозга за что отвечают
Аннотация: Органические поражения головного мозга при Афазии, Алалии, Дизартрии, Заикании и нарушениях темпа речи.
Статья:
АФАЗИЯ
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (инсульты – ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.»(Волкова Л.С.)Формы афазии.Афферентная кинестетическая моторная афазия «возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной или роландовой борозды». (Волкова Л.С.)
Эфферентная моторная афазия.
«Эта форма афазии обусловлена поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга. Нередко эту зону обозначают как зону Брока, который впервые выдвинул утверждение, что она ответственна за моторную речь. Правда, у пациента Брока была комплексная моторная афазия, и соответственно зона поражения мозга была более обширной, однако его имя закрепилось преимущественно за премоторной областью». (Визель Т.Г.)
Динамическая афазия.
«При динамической афазии имеет место поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от зоны Брока на уровне третичных полей коры».(Визель Т.Г.)
Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.
«Она возникает при поражении верхневисочных отделов, так называемой зоны Вернике, впервые открывшего ее как ответственную за понимание речи и обозначившего афазию, возникающую при ее поражении, как сенсорную».(Визель Т.Г.)«ОН (Вернике) показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария». (Волкова Л.С.)
«Акустико-мнестическая афазия.
Эта форма афазии обусловлена очагом поражения, расположенным в средних и задних отделах височной области. В отличие от акустико-гностической афазии, акустический дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности».(Визель Т.Г., Волкова Л.С.)
«Семантическая афазия возникает при поражении височно-теменно-затылочных областей левого доминантного полушария — так называемой зоны ТРО (височно-теменно-затылочной)».(Визель Т.Г., Волкова Л.С.)
Основные принципы коррекционной логопедической работы при лечении Афазии.
· раннее начало – в последние несколько десятилетий логопеды, работающие с афазиями (афазиологи) пришли к выводу о необходимости начинать восстановительную работу в течение первых нескольких дней после инсульта или травмы (хотя ранее считалось, что стоит начинать спустя 6-8 месяцев, когда здоровье больного придет в норму, когда выявится подлинная форма афазии). Раннее начало позволяет снизить тяжесть проявления афазии за счет выведения нервных клеток из состояния временного угнетения (в зоне кровоизлияния или недостатка кровоснабжения), перенаправить нервные импульс, создать нейронные связи в обход очага поражения.
· При каждой форме афазии используются свои специфические методы логопедической работы (патогенетический подход). Выбор приемов работы позволяет либо восстановить первично нарушенный механизм (если возможно), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.· Используются сохранные функциональные системы для компенсации нарушенного механизма – например при сенсорной афазии для восстановления фонематического слуха используют сохранные зрительное, кинетическое, тактильное восприятие. Используются схемы предложений, фишки, сюжетные картины, зрительный показ артикуляционных укладов, глобальное чтение, письмо (левой рукой, если праваяпаретична).
· Коррекционная работа логопеда затрагивает все сферы речи (и восприятие, понимание речи, и экспрессивную речь, и лексику, и грамматику…), поскольку речевая функция человека состоит из взаимосвязанных элементов.· Восстановление коммуникативной функции речи.· Индивидуальный подход.
· Работа над всеми элементами речи опирается на смысловую сторону речи.
АЛАЛИЯ
Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде — органические повреждения мозга при алалии имели место в пренатальном или раннем постнатальном периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж пользования ребенком речью еще очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.
Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.
Изучение патофизиологических механизмов, лежащих в основе алалии, обнаруживает широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга (И. К. Самойлова, 1952). Исследователи отмечают недостаточность пространственной концентрации возбудительного и тормозного процессов в коре мозга. Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило четкие локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария (Л. А. Белогруд, 1971; А. Л. Линденбаум, 1971; Е. М. Мастюкова, 1972).Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. По-видимому, при односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. Таким образом, не подтверждается ранее существовавшая точка зрения об узколокальном характере повреждения речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов)».(Волкова Л.С.)
Формы алалии.
Алалия моторная (экспрессивная).«Алалия — это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга….
Обусловленность алалии патологией ЦНС в доречевой период указывает на то, что алалия — следствие каких-либо ранних патологических влияний на головной мозг ребенка. Отнесённость патологии преимущественно к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены в основном не элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением».
Экспрессивная речь реализуется за счет разных уровней мозга. На гностико-праксическом уровне осуществляется артикуляционный праксис: афферентный (кинестетический) связан с функционированием нижнетеменной (постцентральной) зоны, эфферентный (кинетический) артикуляционный праксис обеспечивается премоторной корой мозгаНа символическом (языковом) уровне мозговые механизмы речи актуальны для фонологической (фонематической) системы языка, а также для лексической и синтаксической системы. В рамках лексической системы языка основным видом речевой деятельности является называние — функция, которая осуществляется преимущественно третичной (височно-затылочной) зоной слева (по Е.П. Кок).
Она отличается высокой степенью логичности и, следовательно, близка к мыслительной деятельности в целом.Поверхностная синтаксическая структура фразы представляет собой «разворот» ее ядерной части. Она осуществляется преимущественно за счет задне-лобных отделов левого полушария, где «хранятся» типовые модели фраз, а также за счет теменных долей мозга, ответственных за морфологические языковые операции».(Визель Т.Г.)
Основные направления коррекционной работы:
· Раннее начало коррекционной логопедической работы ( с 2х-2,5 лет) дает наилучшие результаты. Это позволяет избежать появления вторичных симптомов – остановки интеллектуального развития, появления речевого негативизма, психологических наслоений.· Работу с неговорящим ребенком-алаликом следует начать с формирования у ребенка желания пользоваться вербальной речью.
· Основным смыслом логопедической работы при моторной (экспрессивной) алалии является формирование лексической и грамматической стороны речи, научение пользоваться самостоятельной связной речью.· Поскольку механизмом моторной алалии является несформированность или неполноценность различных нейронных связей в КГМ (межполушарных и межанализаторных), набор, расширение и уточнение словаря, освоение всех возможных грамматических моделей русского языка требует очень длительной работы. Рекомендуется использовать комплексный подход, когда с ребенком занимаются специалисты и родители не только речью, но и общей моторикой, развитием невербального интеллекта, развитием зрительного восприятия, сопровождая всю деятельность ребенка речью.* подробнее читайте в языковой концепции
.Алалия сенсорная (импрессивная).
«Импрессивная речь (восприятие речи) осуществляется преимущественно за счет левой височной коры. При этом первичные поля этой области, являясь корковым концом слухового анализатора, обеспечивают (совместно с первичными полями правой височной доли) физический слух. За счет вторичных полей приобретается и используется в дальнейшем функция речевого слухового гнозиса, т.е. способность узнавать (различать) речевые сигналы. Благодаря деятельности коры на уровне третичных полей обеспечивается формирование и дальнейшее пользование фонематической системой языка. Это осуществляется зоной перекрытия височной, теменной и затылочной долей (ТРО). Она ответственна также за понимание сложных логико-грамматических оборотов речи». (Визель Т.Г.)
Основные направления коррекционной работы:
· Коррекционную работу следует начинать максимально рано.· Главной задачей логопедической работы при сенсорной алалии является развитие понимания обращенной речи.· Начинать коррекционную работу следует с ограничения слуховой информации вокруг ребенка (радио, телевизор).
· Первоначальный набор понимаемого словаря осуществляется через знакомство с реальными предметами, действиями.
· Новые слова предъявляются ребенку в неизменной форме. К словоизменению приступают, когда слово хорошо усвоено, таким образом ребенка знакомят с каждой формой слова.· Коррекционную работу с сенсорным алаликом можно строить, опираясь на зрительный анализатор. Поэтому ребенка с сенсорной алалией как можно раньше начинают обучать глобальному чтению и развитию фразовой речи с помощью схем.
· Следует обратить внимание на развитие фонематического слуха (восприятия, анализа, внимания), развитие мышления, памяти, восприятия, внимания через сохранные анализаторы.
ДИЗАРТРИЯ
«Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влияние различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
К таким структурам относятся:
· Периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;· Ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;· Ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции;
· Подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи;
· Проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе голоного мозга);
· Корковые отделы головного мозга, обеспечивающие как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса».(Волкова Л.С.)
«Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру …» (Визель Т.Г.)
Формы дизартрии.
«Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением КГМ.1 вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины.2 вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры.3 вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинестетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры».(Волкова Л.С.)
«Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола».(Волкова Л.С.)«Псевдобульбарная дизартрия обусловлена параличом (парезом) речевых мышц, иннервируемых проводящими путями, которые идут (с перекрестом) из коры мозга и соединяют ее с ядрами черепных нервов, находящимися в продолговатом мозге (bulbus).Эти пути являются частью пирамидного двигательного пути и обозначаются как кортиконуклеарные (от лат. cortic. — Кор nucleus — ядро). Кортико-нуклеарные пути, которые обозначаются также как кортико-ядерные, имеют представительство в коре, т.е. центральной части мозга, поэтому парез мышц, возникающий при их поражении, называют центральным. Основным его проявлением является гипертонус мышц. В связи с этим псевдобульбарный паралич обозначается как спастический, и форма дизартрии, вызванная им, носит соответственно название спастической». (Визель Т.Г.)
«Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов».(Волкова Л.С.)
«Бульбарная дизартрия обусловлена поражением периферическихдвигательных нейронов. Их клетки расположены в передних рогах спинного мозга или в соответствующих им ядрах ствола мозга, а именно в продолговатом мозге, носящем название bulbus (от греч. — «луковица»). Аксоны (длинные отростки) этих клеток формируют периферические двигательные нервы. Последствия их поражения выступают в виде бульбарного паралича или пареза. Отсюда и название дизартрии — «бульбарная». При бульбарном параличе или парезе в мышцу, иннервируемую IX (языкоглоточным), X (блуждающим) и XII (подъязычным) черепными нервами на любом их уровне, не поступают нервные импульсы, и она становится вялой, дряблой». (Визель Т.Г.)
Экстрапирамидная дизартрия.
«В клинике дизартрии выделяют также подкорковую (экстрапирамидную) дизартрию, обусловленную поражением подкорковых структур мозга, лежащих вне основных, пирамидных, двигательных путей и поэтому названных экстрапирамидными (от лат. extra — «над, вне»). К подкорковым узлам, поражение которых приводит к дизартрии, относятся различные ядра и ганглии, участвующие в речевых движениях: хвостатое ядро, скорлупа, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция, красное ядро.» (Визель Т.Г.)
Мозжечковая дизартрия.
«При ней имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей».(Волкова Л.С.)
Основные принципы коррекционной работы при Дизартрии:
ЗАИКАНИЕ
«В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы, а с другой – неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых указывал еще В.А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности – речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.
Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц.Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.
«…традиционно заикание делят на органическое и функциональное. Органическое предполагает гибель определенных структур мозга или патологические условия их функционирования, проявляющиеся в наличии неврологической и нейропсихологической симптоматики (патологических рефлексов, изменений тонуса артикуляционных мышц, симптомов агнозии и апраксии). Наиболее распространенным из знаков органического поражения мозга — повышенное внутричерепное давление, вплоть до судорожной готовности. Недаром старые авторы называли заикание малой эпилепсией. Сегодня понятно, что это определение — метафора, однако оно образно обозначает, что в работе головного мозга у определенной группы заикающихся имеются серьезные недостатки. Как правило, они следствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм ЦНС.» (Визель Т.Г.)
Основные направления коррекционной работы:
· На начальном этапе вводят режим молчания, обучают приемам мышечного расслабления с помощью аутогенных тренировок.
· Формирование правильного речевого дыхания, мягкой голосовой атаки; последовательное обучение бессудорожному произнесению гласных, слогов, слов и т.д.
· Синхронизация речи с движениями пальцев руки.
· Закрепление нового функционального состояния речи без заикания, работа над интонацией, чтением, пересказом самостоятельной речью.
· На протяжении всего коррекционного процесса ведется психологическая работа, чтобы предотвратить появление психологических изменений личности или исправить имеющиеся.
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
«Брадилалия – патологически замедленный темп речи…. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеют патологическое усиление тормозного процесса, которое начинает доминировать над процессами возбуждения, центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения, а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. …Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. В.М. Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.» (Волкова Л.С.)«К подкорковой дизартрии относится также дизартрия, связанная с нарушениями темпа речи: брадилалия (замедленная речь), тахилалия (ускоренная речь)…Нарушения ритма обусловливают различного рода дизритмию, в том числе и речевую. Она проявляется в речи с запинками, прерывающими ее равномерное течение. Такую форму речевой дизритмии в классической логопедии принято обозначать как «органическое заикание».(Визель Т.Г.)Основные направления коррекционной логопедической работы:· Коррекционная логопедическая работа опирается на межанализаторные связи (общедвигательные и речедвигательные, общедвигательные, слуховые и речедвигательные), но не по принципу сохранности, а по принципу формирования правильного ритма в движении, а затем в речи.· Работа введется, начиная с внешнего регулирования темпа речи к самостоятельному контролю за темпом.· Корректируется не только внешняя вербальная речь, но и внутренняя. Развивают вербальное и невербальное мышление, концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания.· Используются методы логоритмики, лечебной физкультуры, обучение приемам релаксации, опора на письменную речь с внешним регулированием темпа чтения, приемы драматизации.· Каждый вид нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия, баттаризм, полтерн) требует своих специфических приемов.