Премия по результатам kpi что это
KPI сотрудников: что такое и как рассчитать
Аудиоверсия этой статьи
Существует способ количественной оценки эфективнсти работы сотрудников: продуктивности их деятельности, успешности. Для этого разработана методика KPI — Key Performance Indicators (ключевые индикаторы эффективности).
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Система оценки продуктивности сотрудников методом КРI предполагает формирование комплекса данных, которые отражают качество работы каждого отдельно взятого сотрудника, конкретного отдела, а также всей компании. Применение индикаторов помогает руководителю хорошо организовать производственный процесс: проанализировать результаты деятельности сотрудников, выявить слабые стороны, справедливо распределить вознаграждение в зависимости от качества выполненной работы.
Вычисление коэффициента участия по методу Кеу Performance Indicators удобно также для самих работников. Это помогает продемонстрировать собственные достоинства, признать заслуги других, судить о справедливости распределения премий.
5 способов повысить эффективность маленькой команды
Индикаторы эффективности работы (показатели) для разных отраслей и сфер неодинаковы. Их определяет вид бизнеса, приоритеты руководителя. Но существует ряд характеристик, востребованных во многих отраслях. Для них установлены формулы расчета.
Оценку работы компании помогают выполнить следующие общие параметры:
Производительность. Она измеряется как отношение результата труда к затраченному времени (например, количество заключенных сделок в месяц).
Функциональность. Это соответствие выполненных сотрудниками действий установленным правилам и инструкциям (например, сколько мероприятий проведено).
Эффективность. Ее определяет соотношение полученного результата к затраченным средствам (например, объем прибыли по сравнению с количеством вложений в рекламу).
Способы повышения эффективности сотрудников
Что можно измерить с помощью КРI
Задачи по управлению бизнесом можно разбить на 4 категории:
Результативные. Это самая многочисленная группа целей. Сотрудникам она демонстрирует количественный итог работы, например число продаж, заключенных договоров.
Характеризующие качество процесса, например выполнение заявок в срок, наличие претензий.
SМАRТ-задачи, т.е. соответствующие одноименной методике. Они имеют цель, возможность, сроки, способы реализации. Примером может служить работа, выполняемая сотрудником, по составлению плана развития бизнеса до 10.06.2021 г.
Описывающие соблюдение регламента работы. Например степень выполнения сотрудником должностной инструкции, правил, требований.
Критерии эффективной постановки задач
Введенные КРI должны соответствовать целям компании, как ближайшим, так и долгосрочным. В этом случае показатели помогут нацелить коллектив на повышение эффективности работы, выделить приоритеты, повысить прибыль предприятия.
Индикаторы КРI должны отражать 3 уровня эффективности организации:
Личные данные о продуктивности труда каждого работника.
Сведения о производительности отделов, других подразделений.
Результаты деятельности всей компании, позволяющие выяснить необходимость реструктуризации, изменения планов.
Плюсы и минусы использования КРI в компании
У теории измерения продуктивности много положительных черт:
Четкая, понятная система оценки деятельности компании.
Возможность для руководителя повлиять на результаты: сократить или увеличить персонал, стимулировать служащих, изменить виды продукции или методику работы.
Объективное распределение премии.
Непредвзятое отношение к сотрудникам сообразно их достижениям.
Возможность соотнесения результатов труда каждого работника с деятельностью всей компании.
Недостаток технологии КРI — вынужденные большие расходы ресурсов (времени, капиталовложений) для внедрения системы. Эту методику хорошо применять на крупных предприятиях, где она быстро окупится.
Еще один недостаток теории КРI — расчет сведений по неодинаковым формулам. Из-за этого можно манипулировать результатами. Однако изъян легко исправить: заранее установить методику расчета каждого индикатора, а затем закрепить ее документально.
Применение системы ключевых показателей принесет намного больше выгод, чем неудобств.
Примеры КРI из разных отраслей
Универсальных КРI для всех видов бизнеса не существует. Каждая организация самостоятельно устанавливает индикаторы, соответствующие особенностям бизнеса, а также определяет их выбор.
Существует библиотека стандартных КРТ. Однако каждой компании необходимо определить те ключевые показатели эффективности, которые важны для организации. Советуют выбирать не более 3—5 параметров, максимум 7-9 шт.
5 ключевых метрик для бизнеса: как избежать убытков, увидеть кассовый разрыв, узнать эффективность маркетинга
Самой первой сферой применения ключевых индикаторов стала торговля. В этой области могут отражать продуктивность работы организации следующие данные:
«Средний чек», т.е. соотношение полученной выручки к числу пробитых чеков. Этот параметр дает представление о покупательской способности живущих в близлежащих районах людей, интересе клиентов к предложенным товарам.
Конверсия, т.е. количество покупателей к общему числу посетителей магазина. Характеризует профессионализм сотрудников, качество рекламы.
Прибыль на каждый квадратный метр площади, или удельный товарооборот. Помогает директору определить целесообразность расширения или уменьшения арендованного помещения.
Прибыль с каждого погонного метра стеллажей, занимаемых данным видом продукции. Позволяет решить, какие из товаров лучше предлагать.
Средняя выручка за одну продажу. Позволяет определить степень усилий персонала.
Количество возвратов. Может характеризовать качество товаров у различных поставщиков, уровень удовлетворенности клиентов.
Данные об эффективности применяют не только в торговле. Технологию КРI можно использовать в любой сфере.
Пример показателей в области кадровой службы:
Количество закрытых вакансий.
Число сотрудников, повысивших квалификацию.
Для работников склада можно рассчитать следующие сведения:
Грузооборот товаров в расчете на одного человека. Рассчитывается как общий объем выполненных заказов, разделенный на количество персонала. Характеризует производительность труда складских работников.
Количество операций, выполненных без брака (недостачи, боя, пересортицы, задержек).
Качество комплектации, упаковки. Оценивается в баллах как соответствие установленным требованиям.
Производительность приемки и отгрузки товаров. Индикаторы рассчитываются путем деления числа всех соответствующих операций на количество дней.
Удельные складские расходы. Вычисляют как отношение всех затрат к площади помещения. Показатель характеризует окупаемость склада.
Как составить персональные КРI
Индивидуальные данные о работе каждого члена коллектива должны соответствовать целям компании, стимулировать сотрудников к выполнению общих задач. Поэтому составление личных КРI должно быть увязано с функционированием всей организации.
Алгоритм разработки системы ключевых индикаторов:
Определить глобальные задачи компании. При этом следует учитывать не только главную цель — получение прибыли, а все факторы, влияющие на ее достижение. Это потребности персонала, клиентов, поставщиков. Нужно учесть требования контролирующих органов государства, условия окружения, внешней среды. Необходимо выявить все слабые места компании, которые мешают выполнению основной задачи. Для этого осуществляется тщательный сбор информации.
Исходя из целей организации рассчитать показатели для начальников подразделений.
Руководителям каждой структурной единицы выбрать персональные КРI для каждого работающего исходя из своих показателей.
Формулы и таблицы составления КРI
Рассмотрим простой пример расчета результативных КРI.
Сначала нужно выделить приоритетные направления, присвоить им показатель, отражающий значимость параметра в результате. Например:
После тщательного анализа сведений нужно составить план по улучшению этих показателей всеми сотрудниками организации. Изучив фактические данные, легко высчитать индикатор по формуле:
КРI = вес * (факт : план)
Сложив коэффициенты по всем показателям, можно рассчитать общий конструктивный итог деятельности:
Показатель | Вес | План | Факт | КРI |
Количество продаж, шт. | 0,6 | 220 | 235 | 0,641 |
Средняя цена, руб. | 0,3 | 1516 | 1880 | 0,372 |
Число положительных отзывов | 0,1 | 3 | 8 | 0,267 |
Коэффициент продуктивности работы рассчитывается так:
0,641 + 0,372 + 0,267 = 1,28, т.е. на 28% больше запланированной величины.
Этот показатель может использоваться для расчета вознаграждения сотрудников.
Для повышения заинтересованности в успехах труда, кроме постоянной части, работники получают надбавку в соответствии с рассчитанным коэффициентом.
Частые ошибки при составлении КРI
Часто применение индикаторов КРI не приносит ожидаемого результата, поскольку система включает ряд ошибок:
Задачи каждого члена коллектива не связаны с целью компании.
Личностные КРI противоречат целям и задачам организации.
Показатели эффективности труда выбраны неправильно, не помогают улучшить ее качество.
КРI слабо зависят от усилий работающих.
При выборе параметров не учитываются собственные сотрудники, от которых зависит выполнение плана.
Ключевые индикаторы деятельности не пересматриваются, не корректируются, никак не изменяются с течением времени.
При расчете не учитывается качество работы, выполненной сотрудниками.
На показатели премии не влияют общие успехи подразделения, коллектива, всей компании.
Введение ключевых индикаторов легко сделать автоматическим с помощью специальных программ или Ехсеl. Но создание методики требует много времени. Кроме того, нужен грамотный подход. Если KPI составлен, но неправильно, результаты могут быть диаметрально противоположными. Поэтому в больших организациях лучше доверить установление системы КРI специализированным фирмам.
Как правильно оценить выполнение КРI
На каждом уровне для правильной оценки полученных показателей нужно выполнить следующие шаги:
Сравнить запланированные показатели с полученными. Если индикаторы КРI не выполняются, стоит проанализировать причины, т.к. возможны факторы, не зависящие от сотрудника. В таком случае корректируют показатели.
Проанализировать причины как отрицательных, так и положительных отклонений.
По результатам оценки разработать соответствующий план мероприятий по углублению полезного эффекта, возможной коррекции показателей. При этом важен диалог между руководителем и сотрудниками.
Проверить возможные ошибки в расчете КРI для оценки правильности материального стимулирования, скорректировать размер вознаграждения.
Разработать и утвердить порядок, регламентирующий расчет премий сотрудников.
Пример: показатель КРI — стоимость 1 транзакции в апреле 2021 г. Выручку в 180 000 руб. принесли 200 продаж. Величина показателя равна 180 000 : 200 = 900 руб. В мае 2021 г. этот же параметр составил 100 000 : 200 = 500 руб.
Вывод: нужно оценить качество работы продавцов в торговом зале, включив соответствующие личные показатели в перечень КРI, наладить обратную связь с покупателями, оценить изменение видов товара.
Умная система премирования: внедряем KPI правильно
Законодательство позволяет работодателям самостоятельно определять порядок, условия и размер премирования работников. Неправильно выстроенная система премирования может вызывать проблемы с мотивацией персонала, а также с начислением выплат, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика по искам работников.
Что такое KPI?
Основоположником подхода можно считать Питера Друкера, автора метода управления по целям, созданного в 50-е годы XX века. Его идея заключается в том, что менеджмент формулирует цели организации, знакомит с ними сотрудников, а также распределяет роли и ответственность между работниками за достижение поставленных задач[1].
Под ключевыми показателями деятельности понимается система оценки, позволяющая организации определить достижение стратегических и тактических целей[2].
Преимуществом такой системы является создание четких и более прозрачных критериев деятельности каждого работника и организации в целом. Это повышает доверие и упрощает управление. Такая система позволяет более адекватно оценить сотрудников компании и эффективнее управлять персоналом. А также развивать фирму в целом и мотивировать сотрудников[3].
Стоит отметить следующие минусы у такой системы:
— Ориентация работника в своей деятельности на показатель с большим весом,
— На формальное достижение показателей,
— Демотивация сотрудников в случае установления недостижимого KPI[4].
Как внедрить KPI?
Разработать систему можно своими силами или привлечь внешних консультантов. Важно, чтобы в ее разработке участвовало руководство, а также юристы и специалисты по работе с персоналом, можно привлечь даже рядовых сотрудников[5].
Для внедрения системы KPI необходимо пройти несколько этапов:
Для разработки такой системы оценки необходимо последовательно закрепить цель и KPI компании, уже на основе которого прописать KPI отделов и конкретных сотрудников. Система должна быть понятной, иначе будет вызывать у сотрудников обратный эффект. Советуют выделять от 3 до 5 показателей эффективности, величина каждого из которых не должна быть более 50% и менее 5 %[6].
Показатели и размер премии для сотрудников устанавливаются с учетом их функции в компании, а также в зависимости от особенностей самой компании. Формулировки показателей эффективности должны быть четкими и недвусмысленными, а сами показатели являться выполнимыми.
Есть три подхода к измерению KPI[7]:
Как юридически закрепить премирование?
Перейдем непосредственно к правовой организации системы премирования на основе KPI. Трудовому законодательству известны два вида премий. Первый вид – премии, носящие характер стимулирующих выплат и входящие в состав заработной платы (ст. 129 ТК), второй – премии как поощрение за труд (ст. 191 ТК).
Во втором случае премии носят разовый, несистемный характер. В нашем случае речь идет о премировании в первом значении. Работодатель может закрепить систему премирования на основе KPI в трудовом договоре, а также во внутренних документах. Например, в положениях об оплате труда или премировании. Система может быть как общей для группы сотрудников, так и индивидуальной, от чего зависит ее регламентация.
Премии могут быть годовыми, полугодовыми, квартальными и ежемесячными в зависимости от специфики компании, назначения премии и должности сотрудника. Величина переменной части денежного вознаграждения должна составлять не менее 30% от оклада[8]. Изменить порядок расчета премий можно в одностороннем порядке, предусмотренном для изменений организационных или технологических условий труда.
Работодатель должен уведомить работников в письменной форме, не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК. Если сотруднику не хочется трудиться в изменившихся условиях, то ему нужно предложить перевод. Если такой перевод невозможен, то придется расторгнуть договор в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК. В ином случае нужно заключить дополнительные соглашения об изменении условий труда с каждым работником (ст. 72 ТК).
Как быть, если в компании возникли финансовые трудности?
Иногда справедливый и ответственный работодатель временно терпит значительные убытки или существует угроза их возникновения в будущем. Возникает вопрос – если в компании документально утвердили премирование или другую стимулирующую систему, то при соблюдении всех условий работником, ему надо выплатить эти деньги вне зависимости от материального положения организации?
Суды занимают позицию работодателя, если в локальном акте закреплено, что выплата, периодичность выплаты и размер премии зависят не только от ключевых показателей эффективности работника, а также от итогов хозяйственной деятельности организации (Апелляционное определение от 22 декабря 2015 года по делу № 33-47178/2015).
То есть можно, например, установить поправочный коэффициент к формуле премирования, который обнулит ее результат при достижении компанией дебиторской задолженности определенного размера.
Суды признавали, что такая выплата не будет обязательной и в случае, если про ее обязательность ничего не сказано (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2017 года № 69-КГ17-22). Но лучше прямо указать, что выплата премии не является обязанностью работодателя. В иных случаях работодателю необходимо выплачивать премию.
Юридическая фирма «ВЕДА» помогает своим клиентам организовать систему премирования на основе KPI, включая случаи, когда: 1) Действующая система неэффективна, сотрудники не до конца понимают критерии оценки их работы 2) У компании появляются новые цели и задачи по увеличению объемов производства и сбыта продукции.
Ссылки на источники:
[1] Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш. Компенсационный менеджмент. Управление вознаграждением работников: учеб. пособие. М. Прометей. 2018. 584 с.
[3] Бурсулая Т. Ключевой показатель эффективности. Есть ли выгоды от установления KPI // Финансовая газета. 2018. № 45. С. 9.
[6] Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш. Компенсационный менеджмент. Управление вознаграждением работников: учеб. пособие. М. Прометей. 2018. 584 с.
Работа на результат: что такое KPI и как их внедрить в компании
Менеджеры и предприниматели, которые имеют опыт внедрения KPI, делятся результатами, рассказывают о затратах, преимуществах и скрытых недостатках подхода.
Сегодня многие компании переводят своих сотрудников на систему KPI (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности). Считается, что она повышает эффективность работы всех подразделений и благодаря ей каждый работник может самостоятельно оценить свой вклад в развитие компании. Но иногда показатели могут быть труднодостижимыми, а переход на такую систему — неприятным для подчиненных.
Мы попросили менеджеров и предпринимателей, которые уже внедрили KPI у себя в компании, рассказать о результатах, затратах, преимуществах и подводных камнях такого подхода.
Ирина Булдыгина, директор компании «МАС-Альбион»
В 2008 году наша компания стала активно развиваться, как следствие, начался активный набор персонала. Начинали с укрепления сбыта, после чего почувствовался провал в снабжении, укрепили снабжение — появилась резкая нехватка в логистике, затем в бухгалтерии и т.д. Через собеседование проходили десятки человек в месяц, но, несмотря на достаточно жесткий предварительный отбор, со многими приходилось прощаться в первые два месяца работы.
Причины разные, но в большей части — несоответствие персонала ожидаемым результатам. Стало понятно, что необходима система KPI, мотивации, чтобы сформулировать свои ожидания и четко показать новым сотрудникам, что от них требуется. Да и с теми, кто уже давно работал, необходимо было расставить приоритеты, обновить показатели. Текущие условия рынка требовали практически полного пересмотра задач и подходов в их решении. Так наша компания приступила к внедрению МBО (Management by Objectives — управление по целям).
На первоначальном этапе некий набор KPI нам был рекомендован. В процессе работы появились и продолжают появляться свои KPI, которые формируются вместе с тенденциями рынка, этапами и стратегиями развития нашей компании. В программе, которой мы пользуемся, создан обширный справочник KPI, который практически полностью синхронизирован с 1С, а в итоге мы получаем полный отчет о деятельности компании в одном месте.
Максим Старцев, управляющий директор «МАС Групп»
На внедрение методологии МBО, стандартизацию бизнес-процессов и создание системы KPI понадобилось более трех лет и более миллиона рублей. 70% этих цифр можно списать на поиск верного пути к заветной цели. Мы работали с разными бизнес-тренерами, пробовали внедрить различное программное обеспечение, что отнимало и деньги, и время. На должном уровне обеспечить выполнение реальных жизненных управленческих задач и внедрить методологию МBО в каждодневную жизнь сотрудников мы смогли, только разработав универсальную для всех подразделений единую мотивационную среду. Если бы этот инструмент был в нашем распоряжении в начале пути, обошлись бы гораздо меньшими ресурсами.
На основе среднерыночной цены каждой должности, возможностей бюджета и квалификации сотрудников составляется премиальный фонд на квартал. Чтобы получить всю сумму, сотрудник должен выполнить на 100% все показатели, закрепленные за ним в матрице МBО. Программный продукт, с которым мы работаем, помогает сделать это без особых усилий. Каждый недовыполненный показатель лишает сотрудника части премии и наоборот. Система оценки эффективности сотрудника состоит из трех элементов: показатели KPI, SMART-задачи и оценка внутреннего клиента.
Чтобы получить достойную заработную плату, сотрудник должен достигать измеримых результатов в своей работе, своевременно выполнять отдельные задачи и поручения руководителя (SMART) и эффективно взаимодействовать с сослуживцами и руководством. Доля каждого элемента в премиальной части заработной платы каждого сотрудника рассчитывается индивидуально, в зависимости от его должности и функциональных обязанностей, но рекомендуемое соотношение — 85/10/5. Без этого будет получен только оклад, а это лишь 30% возможной заработной платы. Существует положение о премировании и положение об МBО, все регламентировано и используется в соответствии с трудовым кодексом РФ.
80% наших сотрудников положительно отнеслись к введению KPI. Кто-то настороженно, но это быстро сменилось принятием перемен. Были и те, кто покинул компанию, так как не хотел и не умел работать на измеримые показатели. У нас были разные вектора развития, и расставание проходило без претензий по обоюдному согласию: все результаты, которые мы хотели получить от человека на определенной должности, были определены «на берегу». Никаких обид — результат был оговорен заранее в конкретных цифрах и показателях. На сегодняшний момент методология управления по целям настолько вжилась в наше сознание, что никто из сотрудников не согласится отказаться от этой системы.
Алексей Сюкрин, директор компании «Руспласт»
Важные показатели определить несложно — есть цель, есть цифры, которыми мы считаем и контролируем достижение этой цели. Иногда сложно понять, что цели меняются и важные показатели не вечны, они меняются с течением времени, реагируют на влияние внешней и внутренней среды. И должны корректироваться и пересматриваться, но без революций, ведь неправильно, когда несколько лет эффективность сотрудника измеряется одними показателями, а в один прекрасный момент ему говорят, что теперь он должен работать совсем в другом направлении. Так можно потерять и сотрудника, и достигнутый результат. Важно не просто выбрать важные показатели, а сделать систему KPI гибкой и приспосабливаемой под внешние условия.
До внедрения системы средняя эффективность одного менеджера составляла 1,75 млн приведенной прибыли, после — 2,25 млн. Система KPI избавила нас от ситуации, когда менеджеры, набрав ключевых клиентов и обеспечив себе достойные продажи и зарплату, начинают «выбирать» клиентов, все реже используя функцию «дожима» клиента до сделки. Продажи растут медленно, и некоторые клиенты не получают того внимания и сервиса, который им необходим.
Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»
Когда наша компания начала быстро расти, руководство ощутило потребность в новом инструменте для оценки качества работы подразделений и сотрудников.
Разработку KPI мы проводили своими силами. В этом принимали участие генеральный директор, руководители подразделений, сотрудники-эксперты и служба HR как администратор системы KPI. Внешних провайдеров не привлекали хотя бы по той причине, что сотрудники компании уже неоднократно участвовали во внедрении системы целеполагания и KPI, поэтому отлично владеют методологией. Для тех сотрудников, которые не понимали принципов работы данной системы, мы провели мини-презентацию, где подробно и четко пояснили, для чего вводятся KPI, и чем это нововведение может быть интересно и выгодно. Сейчас сотрудники видят свой результат по итогам квартала — как в денежном выражении (бонус), так и в личном понимании своей роли в общем успехе компании.
Весь процесс занял около двух недель — от разработки целей подразделений до их утверждения и внедрения. По новой системе начали работать с февраля 2016 года. Мы определили глобальные цели компании на текущий финансовый год, составили перечень основных задач для достижения ключевых целей, определили роли каждого подразделения в их выполнении и обозначили ключевые задачи руководителей подразделений (три-пять пунктов). Далее каскадировали роли в достижении результата каждого отдела на сотрудников (три-четыре пункта). Для каждой задачи мы определили индикатор выполнения (KPI) и специально ограничили количество индикаторов, чтобы выделить ключевые.
Настраиваем Контур.CRM под процессы компании и помогаем внедрить систему в бизнес
Сергей Соловьев, директор компании ICL Services
Рекламные проспекты, обещающие легкое внедрение системы KPI навечно, имеют мало общего с реальностью. Это небыстро и дорого. Мы прошли путь от первой разработки системы KPI, внедрения, регулярного использования, доработки, раздражения, второй тотальной переработки, внедрения, сравнения результатов, напряженного выжидания, граничащего с разочарованием, к стабилизации системы. Однако это все равно не окончание проекта. С изменением культуры компании должны меняться и инструменты.
В любом случае выбор KPI — это большое количество коммуникаций между всеми слоями компании. Мне думается, это самый важный результат. Совместные обсуждения, где-то очень горячие — это способ синхронизации видения и направления развития компании в головах сотрудников. В процессе пилотирования получился большой ожидаемый положительный побочный эффект — мы увидели очень ценный тип сотрудников, которые, критикуя тот или иной непонятный им KPI, либо помогали объяснить его коллегам, либо дельно предлагали что-то удалить или изменить. В дальнейшем из них была сформирована фокус-группа, которая помогала тестировать многие изменения.
После внедрения первой версии оценку было сделать довольно легко. Налицо была удовлетворенность линейного менеджмента и сотрудников от того, что стали понятны условия распределения и получения премии. Топ-менеджмент также получил инструмент для разъяснения стратегических целей сотрудникам и демонстрации связи вклада отдельного сотрудника в общее дело. Вторая версия обновленной системы была проведена относительно недавно, так что кумулятивный эффект еще рано оценивать, однако сам проект обновления вскрыл незаметные ранее различия в подходах к оценке в разных подразделениях, разные фокусы, методики сбора результатов. Это, безусловно, важно было исправить, что и было сделано.
В то же время мы на себе испытываем эффект, который всегда присутствует в работе по системе KPI — все оценки имеют тенденцию смещаться вправо со временем. При всех равных с течением времени за ту же работу и тот же результат оценка будет ставиться выше, ведь мы не можем полностью отказаться от экспертных, но субъективных оценок. После года с начала регулярного использования обновленной системы нам предстоит решить сложное уравнение со многими переменными, чтобы вычислить эффект от работы по KPI на уровне компании.
Ольга Артюшкина, директор офиса внедрения и сопровождения филиала компании «1С-Рарус» по СЗФО
Мы внедрили систему KPI в нашей компании около семи лет назад. Компания была и остается прибыльной, у нас все было отлично, но по факту это была стагнация — мы не развивались. Другая причина — отсутствие фокуса. У компании много смежных видов деятельности, мы продаем и оказываем большое количество продуктов и услуг. Семь лет назад у нас не было ощутимого фокуса, направленности на определенный сегмент. В итоге возникали ситуации, когда мы гнались за несколькими зайцами и не ловили ни одного.
Нужен был инструмент, который помог бы, с одной стороны, сфокусировать внимание всех руководителей на важном аспекте, а с другой — оценивать эффективность работы сотрудников в различных направлениях. Показателей чистой и валовой прибыли как критериев эффективности нам уже было недостаточно: мы хотели измерять успех бизнеса в размере доли рынка, количестве привлеченных новых клиентов, проданных по направлению продуктов, показателях оценки удовлетворенности.
В продающих подразделениях показатели касаются прироста клиентской базы (количество новых клиентов за определенный промежуток времени), количества повторных покупок, среднего чека. У производственных отделов — количества благодарных отзывов клиентов, показателя оценки удовлетворенности (например — не ниже 4,9), закрытых часов работ. У отдела рекламы и маркетинга — показателя ROI, количества привлеченных целевых лидов, у HR — показателя текучки кадров, количества закрытых позиций, у линии консультации — процента закрытых вопросов, скорости реакции на обращение.
К внедрению KPI-системы сотрудники компании отнеслись положительно. Раньше специалист не всегда понимал, чего от него хочет руководитель и почему он этого хочет. Например, начальник спрашивает у менеджера, почему у того нет продаж по определенному направлению. А менеджер в этих продажах и не заинтересован — ему доход приносит другой продукт, поэтому он продвигает его. Теперь все подобные показатели введены в систему KPI, и каждый сотрудник четко понимает, каких конкретных результатов он должен достичь по итогам месяца, что ему это принесет и чего он лишится, если не выполнит план, а также по каким результатам руководитель будет оценивать его эффективность. Первые полгода возникали некоторые моменты недопонимания, небольшая путаница в расчетах, но со временем все вопросы разрешились.
Людмила Богуш-Данд, учредитель компании BogushTime
Я внедрила у себя в компании систему статистик по МАНХ (модель административного ноу-хау). Внедрение системы статистик было связано с внедрением самой системы МАНХ, к необходимости которой я пришла, когда увидела, что бизнес требует моего постоянного присутствия.
Внедрение заняло около года и обошлось мне в несколько тысяч долларов, но я не могу сказать, что это была именно плата за внедрение системы показателей, ведь это был полный переход на новую систему управления. Я сразу хочу заявить для тех, кто надеется обойтись «малой кровью», — не выйдет! Есть простое правило: когда начинаешь наводить порядок, обязательно вылезает беспорядок, которого раньше просто не было видно. Как только начинаешь вводить систему показателей, сразу становится очевидной необходимость перестраивать всю компанию, технологично налаживать процессы, писать должностные инструкции, внедрять внутреннее обучение.
В компании зарплата всех сотрудников зависит от дохода компании. Есть процентный фонд оплаты труда, в него входят деньги в зависимости от общего дохода компании, и у каждого сотрудника есть собственный «вес» на шкале — чем выше пост, тем весомее. Оплата происходит по принципу: есть доход — есть зарплата, нет дохода — нет зарплаты.
Результат виден сразу и оценивается очень просто: графики статистик растут. Вы можете получить мгновенный результат — это несложно. Сложно его удержать. С системой показателей нужно постоянно работать, для ее оживления у нас внедрены: на каждом посту — ежедневное планирование с тайм-калькуляцией и маршрутом дня, недельное планирование/отчетность с фокусом на результат, дневник состояний для работы с наклоном графика статистик, планирование на три месяца вперед, на некоторых постах до года. По подразделениям внедрено тактическое планирование на шесть недель, недельное планирование и еженедельные координации; по компании — матричное стратегическое планирование и тактическое планирование на шесть недель. Мы постоянно применяем матричное планирование вперед и точный контроль каждого дня — это является бизнес-процессом компании.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.