Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности

Афоризмы о памяти: чтобы помнить главное

Память — способность помнить события прошлого, хотя память охватывает намного больше функций. Наш мозг хранит все события жизни, даже если нам кажется, что мы не можем вспомнить что-то в данный момент. Поэтому память является важной частью нашей жизни.

Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности

Лучшие цитаты про память с неисчерпаемым источником мудрости:

Мы стараемся забыть, зная, что всегда будем помнить.

Стараться забыть кого-то — значит все время о нем помнить. Эрих Мария Ремарк

Сложнее всего забывать тех людей, с которыми ты забывал обо всём.

Люди могут забыть, что вы сказали. Могут забыть, что вы сделали. Но никогда не забудут, что вы заставили их почувствовать..

Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история. Вечное сияние чистого разума

Нельзя забыть человека, но можно научиться жить без него.

Мы забываем по необходимости, а не по желанию.

Нельзя держать книги запертыми, точно в тюрьме; они должны непременно переходить из библиотеки в память.

Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.

Тот страждет высшей мукой, кто радостные помнит времена в несчастье.

Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке.

Я рассеян; у меня нет другой памяти, кроме памяти сердца.

Что хочешь помнить, то всегда помнишь. Рэй Брэдбери “Вино из одуванчиков”

Обыкновенно за обрывками воспоминаний, ему самому непонятными, скрыты бесценные свидетельства самых важных черт его духовного развития.

Желая забыть человека, мы находимся в том состоянии, когда наша память делает все наперекор данному желанию.

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.

Если память о людях, которых уже нет, продолжает жить, то они, наравне с литературными персонажами, становятся в какой-то степени плодом вымысла.

Память всегда на побегушках у сердца.

Те, с кем мы делили радости, вспоминаются с удовольствием; те же, с кем мы вместе переносили тяготы, — с нежностью.

Память о человеке, которого мы любили, не меркнет с годами. и память об истинном друге — тоже. Чарльз Перси Сноу

Прекрасные воспоминания все равно, что потерянные драгоценности.

Что такое человеческая жизнь? Первая треть – хорошее время; остальное – воспоминание о нем.

Воспоминание — род встречи. Забвение — род свободы.

Для того чтобы лгать, нужно иметь хорошую память.

Нет ничего легче, чем записывать воспоминания, которые вылетели из головы.

Нет большего мученья, чем о поре счастливой вспоминать.

Я скорее забуду себя самого, чем тебя! Эмили Бронте. Грозовой перевал

В воображении всегда меньше эгоизма, чем в воспоминании.

Служение женщине, как и военная служба, требует, чтобы ничто, относящееся к ним, не было забываемо.

Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.

Причина того, что люди так мало запоминают прочитанное, заключается в том, что они слишком мало думают сами.

Есть люди, которые никогда не забываются. Дубль-Ган

Когда я был помоложе, я помнил все – и то, что было, и то, чего не было. Теперь я старею и скоро стану вспоминать лишь последнее.

Память — это копилка богатой юности, в которую она прячет воспоминания для дней бедности — для старости.

Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются.

Человек без воспоминаний может дожить до ста лет и считать, что жизнь прожита мгновенно.

С одной стороны, мне хочется забыть… Но с другой, я знаю, что только она во всей Вселенной может сделать меня счастливым… 500 дней Лета

Память согревает человека изнутри. И в то же время рвет его на части. Харуки Мураками “Кафка на пляже”

Можешь забыть меня, но это не значит, что меня не существует. Чак Паланик, “Колыбельная”

Всё проходит, да не все забывается. Иван Бунин

Лучше всё хранить в голове, где никто ничего не увидит, ничего не заподозрит. Рэй Брэдбери

Какое счастье, что память возвращает нам прошлое не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять. Мы в ответе за все — за каждый поступок и за каждое слово, и память предлагает нам обдумать, зачем мы жили, что мы сделали со своей жизнью, было ли у нас назначение и выполнили мы его. Надежда Мандельштам

Скучать можно лишь по тем вещам обладание которыми ты еще помнишь. Джоди Пиколт “Чужое сердце”

Да, ты забудешь то, что хочешь помнить, и будешь помнить то, что хочешь забыть. Кормак Маккарти. “Дорога”

Потерять человека, с которым тебя связывают воспоминания, все равно что потерять память, будто все, что мы делали, стало менее реальным и важным, чем несколько часов назад. Джон Грин. “Виноваты звезды”

Слабые мстят, сильные прощают, счастливые забывают.

Если не забудешь прошлое, то у тебя не будет будущего.

Что не хочешь помнить, то всегда помнишь. Рэй Брэдбери

Память — единственный рай, откуда нас никто не может выгнать.

Из забывших меня можно составить город. Иосиф Бродский

Надо быть очень сильным, чтобы забыть того, кого выбрало сердце. Фильм: Прекрасные создания

В голове я прокручивала тысячу вариантов того, как вернуть тебя… И выбрала один самый верный… Забыть.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Лао Цзы

Если я долго не вижу человека, я начинаю его постепенно забывать. Странная особенность. Другие начинают скучать.

Я удивляюсь людям, которые помнят факты. Я запоминаю ощущения.

Ждать — мучительно. Забывать больно. Но худшее из страданий — не знать, какое решение принять. Пауло Коэльо

Я никого не забыл. Я просто наблюдаю, кто помнит меня.

Он не забыл. Но всегда помнил, что должен был забыть.

Источник

Цитаты Анри Бергсона и Поль Валери

„Вселенная — лишь механизм для создания богов.“

„Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.“

„Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого.“

„Единственное лекарство против тщеславия — смех, и единственный недостаток, над которым можно смеяться, — тщеславие.“

„Думай, как человек действия, действуй, как человек мысли.“

„Смерть — таинственное лекарство против тщеславия.“

„Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество.“

„Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.“

„Интуиция — это ставший бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного объекта и неопределенно наполнять его.“

„Было бы так же нелепо отказать в сознании животному, потому что оно не имеет мозга, как заявить, что оно не способно питаться, потому что не имеет желудка.“

„Тысяча фотографий Парижа не есть Париж.“

„Наш ум — это металл, извлеченный из формы, а форма — это наши действия.“

„Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен.“

Для того, чтобы возбудить чувство комического, нужно пойти на временную анестезию сердца-
вот эта цитата имеет важное значение, по мнению коуча и международного целителя Василия Попова, чтобы побороть в себе гордыню

Поль Валери цитаты

„Господь создал все из ничего, но материал все время чувствуется.“

„В любом споре мы защищаем не свою точку зрения, а свое «Я».“

„Считать метафору доказательством, поток праздных слов источником истины, а себя оракулом — это заблуждение, свойственное всем нам.“

„Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.“

„Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем.“

„В природе корень тянется к влаге, верхушка — к солнцу, и растение формируется от одной неудовлетворенности к другой…
Жить — значит ежемгновенно испытывать в чем-то недостаток: изменяться, дабы чего-то достичь, — и тем самым переходить в состояние какой-то иной недостаточности.“

„Отвергая — предлагай, предлагая — действуй.“

„Если кто-то лижет тебе подошвы, прижми его ногой, прежде чем он начнет кусаться.“t „Две опасности угрожают миру: порядок и беспорядок.

“ „Две опасности угрожают миру: порядок и беспорядок.“

„Все, что ты говоришь, говорит о тебе, и особенно то, что ты говоришь о других.“

„Вежливость — это хорошо организованное равнодушие.“

„Сознание боится пустоты.“

„Нужно быть легким, как птица, а не как перышко.“

„Бог создал мужчину и затем дал ему подругу, чтобы мужчина лучше чувствовал свое одиночество.“

„Война — это некая акция, благодаря коей люди, которые не знают друг друга, друг друга убивают ради славы и выгоды людей, которые знают друга и друг друга не убивают.“

„Человек компетентный — это тот, кто заблуждается по правилам.“

„Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.“

„Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено.“

„Нет человека опаснее того, кто хорошо действует, но плохо мыслит.“

„Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью.“

„У книг те же враги, что и у людей: огонь, сырость, животные, погода и их собственное содержание.“

„Больше всего гордись тем, что меньше всего тебе обязано.“

„Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое.“

„Большая победа противника — если он заставляет вас верить тому, что о вас говорят.“

„Человек сложнее, бесконечно сложнее, чем его мысль.“

„Сознание царствует, но не управляет.“

„Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно.“

„История – один из наиболее опасных вымыслов человеческого ума. Ее свойства хорошо известны. Она заставляет людей мечтать, опьяняет их, порождает ложные воспоминания, меняет привычки, не дает затянуться старым ранам, мучает в свободное время, вызывает манию величия или манию преследования и вызывает у народов чувство стыда, гордости, нетерпимости и тщеславия. История может оправдать все, что угодно. Она абсолютно ничему не учит, поскольку хранит любые примеры.“ — Поль Валери

„Наши действительные враги молчаливы.“

„Власть без злоупотребления не имеет очарования.“

„Невозможно любить кого-либо или что-либо полностью — любовь предполагает некую тайну в своем объекте.“

„Главная беда нашего времени в том, что будущее больше не выглядит таким, каким оно выглядело раньше.“

„В каждом, кто обособляется в себе, есть что-то от преступника. Грезящий человек грезит всегда вопреки царству смертных. Он отказывает ему в его доле; он отдаляет ближнего в бесконечность.“

„Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности.“

„Размышления о смерти в духе Паскаля свойственны людям, которым не приходится бороться за выживание, за то, чтобы прокормиться и прокормить детей.
Вечность занимает умы тех, у кого есть для этого время. Это своего рода развлечение.“

„Ум перепархивает от глупости к глупости, как птица с ветки на ветку.“

„У серьезного человека немного идей. Человек с множеством идей никогда не бывает серьезным.“

„Идеал — это манера брюзжать.“

„Значительность многих значительных личностей определяется разнообразием тех ролей, на какие они чувствуют себя способными.“

„История — это наука о том, чего уже нет и не будет.“

„В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.“

„Одинокий человек всегда находится в дурном обществе.“

„Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя.“

„Наука — это истина, помноженная на сомнение.“

„Умная женщина — та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо.“

„Самые трагические явления отнюдь не самые серьезные.“

„Подлинное значение философии — только в том, чтобы обратить мышление на себя самого.“

„Чтобы любить славу, нужно высоко ценить людей, нужно верить в них.“

Источник

Анри Бергсон и Поль Валери цитаты

Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности

„Вселенная — лишь механизм для создания богов.“

„Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.“

„Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого.“

„Единственное лекарство против тщеславия — смех, и единственный недостаток, над которым можно смеяться, — тщеславие.“

„Думай, как человек действия, действуй, как человек мысли.“

„Смерть — таинственное лекарство против тщеславия.“

„Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество.“

„Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.“

„Интуиция — это ставший бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного объекта и неопределенно наполнять его.“

„Было бы так же нелепо отказать в сознании животному, потому что оно не имеет мозга, как заявить, что оно не способно питаться, потому что не имеет желудка.“

„Тысяча фотографий Парижа не есть Париж.“

„Наш ум — это металл, извлеченный из формы, а форма — это наши действия.“

„Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен.“

Для того, чтобы возбудить чувство комического, нужно пойти на временную анестезию сердца-
вот эта цитата имеет важное значение, по мнению коуча и международного целителя Василия Попова, чтобы побороть в себе гордыню

Поль Валери цитаты
Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности
„Господь создал все из ничего, но материал все время чувствуется.“

„В любом споре мы защищаем не свою точку зрения, а свое «Я».“

„Считать метафору доказательством, поток праздных слов источником истины, а себя оракулом — это заблуждение, свойственное всем нам.“

„Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.“

„Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем.“

„В природе корень тянется к влаге, верхушка — к солнцу, и растение формируется от одной неудовлетворенности к другой…
Жить — значит ежемгновенно испытывать в чем-то недостаток: изменяться, дабы чего-то достичь, — и тем самым переходить в состояние какой-то иной недостаточности.“

„Отвергая — предлагай, предлагая — действуй.“

„Если кто-то лижет тебе подошвы, прижми его ногой, прежде чем он начнет кусаться.“t „Две опасности угрожают миру: порядок и беспорядок.

“ „Две опасности угрожают миру: порядок и беспорядок.“

„Все, что ты говоришь, говорит о тебе, и особенно то, что ты говоришь о других.“

„Вежливость — это хорошо организованное равнодушие.“

„Сознание боится пустоты.“

„Нужно быть легким, как птица, а не как перышко.“

„Бог создал мужчину и затем дал ему подругу, чтобы мужчина лучше чувствовал свое одиночество.“

„Война — это некая акция, благодаря коей люди, которые не знают друг друга, друг друга убивают ради славы и выгоды людей, которые знают друга и друг друга не убивают.“

„Человек компетентный — это тот, кто заблуждается по правилам.“

„Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.“

„Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено.“

„Нет человека опаснее того, кто хорошо действует, но плохо мыслит.“

„Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью.“

„У книг те же враги, что и у людей: огонь, сырость, животные, погода и их собственное содержание.“

„Больше всего гордись тем, что меньше всего тебе обязано.“

„Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое.“

„Большая победа противника — если он заставляет вас верить тому, что о вас говорят.“

„Человек сложнее, бесконечно сложнее, чем его мысль.“

„Сознание царствует, но не управляет.“

„Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно.“

„История – один из наиболее опасных вымыслов человеческого ума. Ее свойства хорошо известны. Она заставляет людей мечтать, опьяняет их, порождает ложные воспоминания, меняет привычки, не дает затянуться старым ранам, мучает в свободное время, вызывает манию величия или манию преследования и вызывает у народов чувство стыда, гордости, нетерпимости и тщеславия. История может оправдать все, что угодно. Она абсолютно ничему не учит, поскольку хранит любые примеры.“ — Поль Валери

„Наши действительные враги молчаливы.“

„Власть без злоупотребления не имеет очарования.“

„Невозможно любить кого-либо или что-либо полностью — любовь предполагает некую тайну в своем объекте.“

„Главная беда нашего времени в том, что будущее больше не выглядит таким, каким оно выглядело раньше.“

„В каждом, кто обособляется в себе, есть что-то от преступника. Грезящий человек грезит всегда вопреки царству смертных. Он отказывает ему в его доле; он отдаляет ближнего в бесконечность.“

„Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности.“

„Размышления о смерти в духе Паскаля свойственны людям, которым не приходится бороться за выживание, за то, чтобы прокормиться и прокормить детей.
Вечность занимает умы тех, у кого есть для этого время. Это своего рода развлечение.“

„Ум перепархивает от глупости к глупости, как птица с ветки на ветку.“

„У серьезного человека немного идей. Человек с множеством идей никогда не бывает серьезным.“

„Идеал — это манера брюзжать.“

„Значительность многих значительных личностей определяется разнообразием тех ролей, на какие они чувствуют себя способными.“

„История — это наука о том, чего уже нет и не будет.“

„В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.“

„Одинокий человек всегда находится в дурном обществе.“

„Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя.“

„Наука — это истина, помноженная на сомнение.“

„Умная женщина — та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо.“

„Самые трагические явления отнюдь не самые серьезные.“

„Подлинное значение философии — только в том, чтобы обратить мышление на себя самого.“

„Чтобы любить славу, нужно высоко ценить людей, нужно верить в них.“

Источник

Если нет прекрасных воспоминаний, значит, все ценное на месте? см. Поля Валери.

Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности. Поль Валери

Вчерашний день давно окончен, а ты им все еще живешь. (Дарий (философ) /

Зачем мне ее вспоминать, она живет в моем сердце. (К-ф ‘Любовь и предательство’ /

Годы властны надо мной, Лапша, все, что у нас остается — наши воспоминания… (К-ф ‘Однажды в Америке’ /

Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности. (Поль Валери /

— Да. Познакомился я однажды с женщиной выдающейся красоты.
— Для человека, который сегодня должен вступить в законный брак — неподходящие воспоминания.
— Я без задней мысли.
— Он начинает новую жизнь, дайте ему возможность вспомнить все лучшее. (К-ф ‘Покровские ворота’ /

Нам остаются только твои воспоминания. Я хочу, чтобы ты запомнил меня сильной и прекрасной. Не понимаешь? Если я знаю, что ты помнишь меня такой — мне ничто не страшно. Боже, Нельсон, ты — моё бессметрие! (К-ф ‘Сладкий ноябрь’ /

Пускай воспоминанья спят, они о многом говорят. (Валерий Казанжанц /

Каково жить, когда у тебя ничего нет, даже воспоминаний, которые тревожили бы тебя среди ночи? (М-ф ‘Лило и Стич’ /

В старости как путешественник дома – вспоминаешь прошедший жизненный путь. (Нейах /

Со временем, воспоминания, врывают обратно, казавшиеся нам вырванными, годы. (Виталий Власенко /

Мы даже не замечаем как наши замечательные мысли незаметно переходят в воспоминания. (Аврелий Марков /

Воспоминания очень похожи на сны, вам не кажется? Со временем меняется столь многое, что всё труднее и труднее отличить элементы истории от игры воображения. Стоит проникнуться этой мыслью, как сразу всплывают вопросы. Кого преследуют беспокойства о дурном сне? Зачем жалеть о том, что тот дивный момент был всего лишь ночным видением? И наконец, имеет ли смысл спать дальше или пора проснуться? (Владимир July@5am Юрьевич /

В ушах из прежней жизни прозвучала музЫка торжествующего бала. (Валерий Казанжанц /

Ты, мудрец, восхваляешь вино и любовь.
Не горюешь, что в мир не вернёшься ты вновь,
Мол, зачем же корпеть, создавая сосуд,
Коль о камень его всё равно разобьют?

О земном бытие и о смерти ты судишь,
Сам вином свою жизнь сокращаешь и губишь.
И ответил мне старый и мудрый Хайям:
«Ты так молод! Но глуп по преклонным годам!

Ты поглубже попробуй в стихи заглянуть,
Может быть, разглядишь в них сокрытую суть?
Коль душа пролилась на листы, как вино,
Значит Богу угодно, чтоб было оно! »

Источник

65. Мемуары

О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.
Константин Батюшков.

65.1 – 65.14: Воспоминание приукрашивает. – И правда уходит. – Мир ложных воспоминаний. – Великая завиральница. – Самый положительный герой. – Биография верна, автобиография нет. – Жизнеописания великих. – Посмертная казнь. – Автобиографофобия. – Не всё сказывай, что вспоминается. – Люблю мемуары. – На старости я сызнова живу. – Долг едва ли не каждого. – Шедевры мемуарной литературы.

65.1. Воспоминание приукрашивает…

Обычно мемуары пишут к концу, к старости, когда жизнь прожита. Мне же в силу порочной привычки всё делать не так, как прочие люди, взбрело на ум, что куда разумнее сначала написать воспоминания о своей жизни, а после её прожить. Сальвадор Дали. // Было бы желательно, чтобы каждый заранее написал себе биографию, чтобы написал её сколь возможно более лестной и старался сделаться достойным её. Мармонтель. // Каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью. Макс Фриш. // Чтобы вынести историю собственной жизни, каждый добавляет к ней немножко легенд. Марсель Жуандо. // Письма и мемуары в известной мере так же литературны, как и художественные произведения, так же не просто фотографируют факты внешнего и внутреннего мира, а производят отбор этих фактов, выдвигая или подчёркивая одно, заслоняя или устраняя другое. Образ говорящего о себе автора в письмах и облик «знакомого писателя» в мемуарах всегда в известной мере литературны. Василий Гиппиус. // Чтобы там ни говорили, воспоминание приукрашивает, то есть отбирает. Но, быть может, глаз тоже приукрашивает? Понаблюдайте, как удивляет нас фотографическая карточка. Это всегда не то, что мы видели. Гюстав Флобер. // У всех, вероятно, воспоминания, впечатления не всегда полностью соответствуют истине. Марлен Дитрих. // Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический. Уильям Чэннинг. // Реальные воспоминания лучше держатся на плаву, если обрастают выдуманными деталями. Рефат Шакир-Алиев. // Бумага для пишущего – вроде зеркала. А к зеркалу, заметим, у каждого готово определённое выражение. Александр Круглов. // Жизнь – это черновик выдумки. Александр Грин. // Ничто не меняется так часто, как прошлое. Жан-Поль Сартр. // В сущности, прошлое – почти в той же мере результат работы воображения, как и будущее. Джессамин Уэст. // Нет удачнее способа сделать прожитую жизнь лучше, чем написать мемуары. Эдуард Севрус. // Если ты думаешь, что в прошлом уже ничего нельзя изменить, значит, ты ещё не начал писать свои мемуары. Т.Галин. // Недавно одна журналистка поучала меня, что «домысел» в мемуарной литературе не только вполне допустим, но даже поощряется. Михаил Булгаков так много страдал, что я хочу, чтобы мои воспоминания были ему светлым венком. Любовь Белозёрская. // Прожить жизнь по-новому удаётся только в мемуарах. Цаль Меламед. // Человек, который берётся за воспоминания, обычно пишет их потому, что он любил и ценил того, о ком пишет, и ему хочется сказать об ушедшем добрые, хорошие слова. Константин Симонов.

65.2. И правда уходит…

65.3. Мир ложных воспоминаний…

Говорят, что каждый человек может написать одну книгу, интересную для многих: книгу о себе, о своей жизни, о своих чувствах и мыслях. Галина Кравченко. // Всякий имеет право писать воспоминания. Потому что никто не обязан их читать. Александр Герцен. // Самый великий фильм может получиться, если снять любого, пусть совсем заурядного человека, от рождения до смерти, а потом выбрать кадры, допустим, из шестидесяти лет, снятых на плёнке, и смонтировать ленту на два часа. Андрей Тарковский. // Я обязан все вспомнить и записать. А потом вырвать незначительное, способное лишь отвлечь. Анатолий Алексин. // В общем, получается как в литературном произведении. Жизнь как будто и настоящая, реальная, но в то же время концентрированная – большие переживания и впечатления заслоняют собой медленные тоскливые дни с их мелкими разочарованиями. Иван Ефремов. // Ложное тщеславие и ложная скромность – вот два подводных рифа, которых редко случается избегнуть тем, кто берётся описывать историю собственной жизни. Жан Рец. // Писать о себе плохо – не хочется. Хорошо – неприлично. Значит, надо молчать. Фаина Раневская.// Жаль, что для мемуаристов не существует специальных тестов, определяющих правдивость и искренность автора. Любовь Белозерская. // Есть мир ложных воспоминаний – воспоминаний о том, чего не было, – и они часто ярче, реальнее, пестрее воспоминаний истинных. Они не придуманы, это вольная игра памяти и воображения. В них всё из действительно бывшего, но слагаемые перепутаны и соединены друг с другом в порядке, никогда не существовавшем. Так бы могло быть; забылось лишь, что это только думалось, а не существовало реально. Александр Гладков. // В мысли, с самого начала рассчитанной на обнародование, всегда есть оттенок фальши. Люк Вовенарг. // Воспоминанья лгут. Наивен, кто им верит. Б.Садовский. // В мемуарах все врут. Недаром же – «врёт, как очевидец». Виктор Конецкий. // Всю правду о жизни нельзя рассказать даже самой себе. Мария Домбровская. // Подсознание часто обманывает нас, вызывая ложные воспоминания. Поэтому наше прошлое в высокой степени – художественное произведение нашего подсознания. Неслучайно у юристов в ходу выражение «врёт, как свидетель». // Если я свидетельствую о себе, свидетельство моё неверно. Из Библии. // Надо быть слишком подло влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. Фёдор Достоевский. // Читая биографию, помните, что правда никогда не годится к опубликованию. Нет человека настолько дурного, чтобы написать всю правду о себе. Бернард Шоу. // Человек менее всего оказывается самим собой, говоря о собственной персоне. Позвольте ему надеть маску, и вы услышите от него истину. Оскар Уайльд. // Автобиографии можно верить, только если в ней раскрывается нечто постыдное. Джордж Оруэлл.

65.4. Великая завиральница…

Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно. Козьма Прутков. // Но сущий вздор, что я живу грустя, и что меня воспоминанье точит. Не часто я у памяти в гостях, но и она всегда меня морочит. Анна Ахматова. // Мы помним не дни, а моменты. Безымянный автор. // Писатель, повествующий о своём прошлом, полагается на память, которая, словно актёр или казуист, сама делает первую выборку. Особое значение писатель придаёт тем эпизодам, о которых он сохранил яркое представление, пренебрегая – без всякой мысли о том – множеством часов, когда он жил обычной жизнью. Андре Моруа. // Силой воспоминаний можно с точностью измерить силу пережитого. Вера Инбер. // Память – это безумная баба, которая собирает яркие тряпки, а хлеб выбрасывает. Остин О’Малли. // Исповедь никогда не расскажет всего. Действительность чрезвычайно сложна, никакое описание не восстановит её совершенно правдиво. Мнение старого дневника прошлых лет весьма показательно в этом отношении. Наша первая интерпретация каждодневной реальности, то, что мы фиксировали изо дня в день, нисколько не соответствуют тому, что сохранила об этом память. Жорж Гусдорф. // Писатель, сочиняющий исповедь, полагает, что воскрешает своё прошлое; в действительности он пишет о том, каким стало это прошлое в настоящем. Фуше в старости, вспоминая годы революции, писал так: «Робеспьер как-то сказал мне: «Герцог Оранский…» Фуше добросовестно забыл, что он тогда ещё не был герцогом. Так позднейшие события бросают иной свет на прошлое. Нам кажется, что мы помним некоторые случаи из нашего детства; на самом деле мы помним только то, что нам о них рассказали. Андре Моруа. // Можно в те же вернуться места, но вернуться назад невозможно. Виктор Астафьев. // Память – великая завиральница. Мы помним не факты, а воспоминание о них. Анна Ахматова. // …воспоминание воспоминаний. Вера Инбер. // Чем пристальней я вглядываюсь в прошлое, тем сильнее искажаю и тем больше изменяю предмет. Поль Валери. // Бывает, что человеческая память становится искусством искажения прошлого в интересах настоящего. Джордж Сантаяна. // Память – кривое зеркало ушедшей жизни. Джон Толкиен. // Всякая книга мемуаров устремлена не только в прошлое, но и в будущее. Корней Чуковский. // Если человек хочет забыть своё прошлое, он садится за мемуары. И его вчера превращается в его сегодня и даже завтра. Мемуары – это прыжок из прошлого в будущее. Владимир Руссь. // Вспоминать – значит отрицать настоящее. Ален. // Большинство из нас живут в мире, которого уже не существует. Мейсон Кули. // Наша жизнь проходит в наше отсутствие: мы всегда пребываем между воспоминаниями и надеждой. Мари Дюдеффан. // Прелесть настоящего осознаётся в будущем, где оно уже становится прошлым. Алиса Белоусова.

65.5. Самый положительный герой…

Если ты написал обо всём хорошем, что должен был сделать, и опустил всё плохое, что ты сделал, – это мемуары. Уилл Роджерс. // Человек крепче хранит память благодарную, чем память злую. Дмитрий Лихачёв. // Из всех видов художественной прозы наименьшее доверие вызывают объявления о продаже недвижимости и мемуары. Донал Хенахан. // Актёрские мемуары всегда кокетливы. Они почти всегда неправдивы. Понимаете, актёр весь состоит из элементов представления и желания показать себя в лучшем виде. Ольга Аросева. // Издаваемые во всех странах «мемуары» госдеятелей, лживые насквозь, сочинены нанятыми авторами, носящими в насмешку фамилии замечательных русских людей. Георгий Свиридов. // В своих мемуарах, изданных посмертно, Сергей Витте сказал доброе слово только об одном человеке – о самом себе. Жорж Сименон прекратил писать романы в 1972 году. Но продолжил литературную деятельность, диктуя в течение десяти лет свои мемуары. Двадцать один том воспоминаний Сименона «Я диктую» – явление в своём роде уникальное. // Так много я пишу о себе только потому, что это предмет, о котором я лучше всего осведомлён. Самуэль Батлер. // «Сальваторе, я прочитал твою прекрасную книгу. Ты – гений, мировая звезда. Но у меня к тебе один вопрос. Ну, зачем ты так обгадил меня в своей книге?» Дали осторожно потрогал мизинцем кончики своих заострённых усов. «Луис, ну ты же умный человек. Ты же понимаешь, что я написал книгу для того, чтобы возвести на пьедестал себя, а не тебя». // Мемуары – это лживые автопортреты, которые оставляют потомкам. Жорж Сименон. // …этот род эгоистической, так сказать, литературы. Чезаре Ломброзо. // Самый положительный герой мемуаров – их автор. Эдуард Севрус. // Писать свои Memoires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать можно; быть искренним – невозможность физическая. Перо иногда становится, как с разбега перед пропастью – на том, что прочёл бы равнодушно. Презирать (braver) суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Александр Пушкин. // Главный недостаток многих мемуаров – самодовольство мемуариста. И избежать этого самодовольства очень трудно: оно читается между строк. Если же мемуарист очень стремится к «объективности» и начинает преувеличивать свои недостатки, то и это неприятно. Вспомним «Исповедь» Жан-Жака Руссо. Тяжёлое это чтение. Дмитрий Лихачёв. // Написать о себе что-то более правдивое, чем ты есть, невозможно. Людвиг Витгенштейн. // Мы – то, что мы помним. Константин Ушинский. // Человек – сумма своего прошлого. Прошлое никогда не умирает. Оно даже не проходит. Уильям Фолкнер. // Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека. Валентин Распутин.

65.6. Биография верна, автобиография нет…

Современные мемуары обыкновенно пишутся людьми, совершенно утратившими память и не совершившими ничего, достойного быть записанным. Оскар Уайльд. // Читал мемуары Аджубея. Сочинение его представляется мне неудачным потому, что 80% того, что он написал, и я, и другие могли бы написать, обложившись старыми газетами. Ярослав Голованов. // Иные пишут свои мемуары потому, что в них много интересного в историческом отношении; другие потому, что им ещё раз хочется пережить счастливые молодые годы; третьи затем, чтобы покляузничать и поклеветать на давно умерших людей и оправдаться перед давно забытыми обвинениями. Всеволод Гаршин. // Почти все мемуары – плоды предубеждений или преходящих страстей. Жорж Санд. // Перестаньте хоть на время читать то, что пишут живые о мёртвых; читайте то, что писали о живых давно умершие люди. Гилберт Честертон. // Все мемуары были, есть и будут субъективны. Мариэтта Чудакова. // Объективность – удел историков, да и то… у каждого исследователя свои симпатии и антипатии. Галина Кравченко. // Беда мемуариста состоит в том, что он всегда может поручиться за свои благие намерения, но, к сожалению, он не всегда может поручиться за свою память. Владимир Руссь. // Сколько бы автор ни был точен, он создаёт только субъективную картину, которая подлежит всем законам искажения, свойственным памяти. Евгений Рейн. // Правильно утверждают, что исповедь – это всегда роман. Если мемуарист честен, то сообщаемые им факты верны исторической правде настолько, насколько ему позволяют память и его собственная интерпретация этих фактов. Чувства – это уже объект его воображения. Андре Моруа. // Ни один человек не обладает точным знанием своей собственной жизни, и при расхождении автобиографии с биографией, скорее всего, биография верна, а автобиография – нет. Бернард Шоу. // Люди, оглядываясь на своё прошлое, каждый раз вспоминают его по-новому, считая именно это представление единственно верным, хотя на самом деле оно лишь отражает сегодняшний взгляд человека на самого себя. В силу психологических причин правдивая и достоверная память о пережитом невозможна. Чарльз Диккенс. // Интересно, что новенького в прошлом. Даниил Рудый.

65.7. Жизнеописания великих…

65.8. Посмертная казнь…

Меня спрашивают, почему я не напишу свою собственную биографию. Я отвечаю на это, что с точки зрения биографической я не представляю никакого интереса. Я никогда никого не убивал. Со мной не случалось никаких событий, наоборот, я сам бывал событием, и все мои события принимали форму книг и пьес. Прочитайте или посмотрите их, и вся моя история будет перед вами; остальное – это лишь завтраки, обеды, сон, пробуждение и туалет, распорядок точь-в-точь такой же, как и у всех остальных. Бернард Шоу. // Мемуары – удел знаменитых убийц и актёров. Альфред Нобель. // Какая забота великим поэтам, узнает ли потомство историю их жизни? Вся она – в славе их произведений. Пьер Беранже. // Я отказываюсь что-либо и когда-либо писать о своей жизни, ибо автобиографии походят обыкновенно на старушек, у которых лица нарумянены, волосы накладные и зубы вставные. Генрих Гейне. // У меня болезнь: автобиографофобия. Читать про себя какие-либо подробности, а тем паче писать для печати – для меня это истинное мучение. Антон Чехов, на просьбу об автобиографии. // Ничто так не ранит, как обломки воспоминаний. Безымянный автор. // Встречаться с прошлым совсем не легко. Галина Кравченко. // Есть такие воспоминания, с которыми не хочется дальше жить. Виктория Токарева. // Воспоминания – нечто столь тяжкое, страшное, что существует даже особая молитва о спасении от них. Иван Бунин. // Для меня воспоминание равносильно страданию, и даже чем счастливее воспоминание, тем более от того и мучаешься. Фёдор Достоевский. // Говорить о себе – тонкое искусство, я не обладаю им. Максим Горький. // Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника. » у меня ничего не получается. Фаина Раневская. // Бодлер и Стендаль утверждали, что ни в коем случае не согласились бы писать мемуары, обнажать перед читателем своё сердце и продавать его на франки с публичных торгов. // Вот написал первый том мемуаров, напечатал в «Знамени», а дальше не пишется, и не знаю, нужно ли. Нет уверенности. Но главное – не пишется. Может быть, всё и закончится детством и отрочеством. Булат Окуджава. // Я попытался рассказать о себе, как будто я уже не нахожусь в живых, а из другого мира оглядываюсь на свою прошлую жизнь. И не скажу, чтобы это представляло для меня какие-либо затруднения, потому что жизнь моя почти прожита. Чарльз Дарвин. // Кто пишет мемуары, тот конченый писатель. Бенито Муссолини. // После мемуаров, согласно логике, должен следовать некролог. Но я надеюсь, что в промежутке ещё чего-нибудь будет. Владимир Войнович.

65.10. Не всё сказывай, что вспоминается…

Воспоминания на следующее утро – это как похмелье, от них болит голова. Их надо откладывать на будущее, после того, как сделаешь генеральную уборку и выметешь весь мусор. Эдит Пиаф. // Когда берёшься за мемуары слишком рано, почти невозможно сохранить объективность. Валери Жискар д’Эстен. // Мы изображаем себя верно только из дали воспоминаний. Луиза Аккерман. // В этом отдалении от предмета рассказа есть свои неудобства, но есть также и хорошие стороны. В туманных далях исчезает, быть может, много подробностей, которые когда-то выступали на первый план, в более близкой перспективе. Но зато самая перспектива расширяется. То, что сохраняется в памяти, выступает на более широком горизонте, в новых отношениях. Владимир Короленко. // Когда проходит много времени, мы оглядываемся и видим всё, что было, гораздо пристальнее, а многое становится нам понятнее, чем тогда, в уже прошедшем. Кажется, жизнь была очень короткой и промелькнула незаметно. А когда начинаешь оглядываться, то оказывается – это бесконечная петляющая дорога, которая уходит далеко за горизонт. Елена Кузьмина. // Нам казалось – мы кратко блуждали, нет, мы прожили долгие жизни. Александр Блок. // О, какое большое время уложилось в жизни каждого из нас. Его хватило бы на несколько поколений, а приняло его – одно. Ольга Берггольц. // Если бы кто захотел изобразить нам целую жизнь человека, ему и надобно было бы писать её целую жизнь. Жан Поль. // Не всё сказывай, что вспоминается. Владимир Даль. // Всё, что дорого, – длится недолго, всё не вспомнится, да и зачем? Вероника Долина. // Если кадр за кадром воспроизвести жизнь большинства из нас от первого до последнего вздоха, фильм не вызвал бы никаких иных чувств, кроме скуки и отвращения. Словно бы на плёнке был не живой человек, а почёсывающаяся обезьяна. Вам нравится, когда друзья показывают после ужина фильм о собственном ребёнке или о своей последней поездке? Тоска смертная, правда? Скотт Фицджеральд. // Про одного писателя говорили, что, рассказывая о себе, он интересен, но если бы его можно было захлопнуть, как надоевшую книгу, то он стал бы совершенен. Нина Берберова. // Неумение отделить значимое от незначимого – бич мемуаристов. Михаил Веллер. // Одна из трудностей, которые ждут человека, пишущего автобиографию, – это обилие тем, которые просятся на язык. Нужно ограничить себя одной, но как на это решиться, если на тебя набрасывается не меньше двадцати? Однако это необходимо, и ты берёшь одну-единственную с горьким сознанием, что девятнадцать других, быть может, навек потеряны, – больше они не вернутся, никогда не придут тебе на ум. Марк Твен. // И забыто – не забыто, да не время вспоминать. Александр Твардовский.

65.11. Люблю мемуары…

В истории литературы есть жестокая закономерность: авторы знаменитых биографических книг обычно надолго лишают себя подробных биографий: Герцен, Горький, Станиславский… Психологически трудно вступать в соревнование с героем биографии, самим подробно рассказавшим свою жизнь. Работа грозит превратиться в безудержное цитирование, авторство станет пересказом. Можно конечно, оспорить мемуариста-автобиографа, попытаться дать новую и иную концепцию его жизни, но это этически допустимо, только если автор автобиографии, например, Талейран, который не столько раскрывал себя, сколько прятал. Александр Гладков. // Это не биография, а умолчание в трёх томах. Уильям Гладстон. // В этой книге я говорю о себе очень откровенно. О моей первой ошибке я рассказываю на 850-й странице. Генри Киссинджер. // Проблема мемуаров имеет две стороны – чтобы они писались и чтобы они печатались. В русской журналистике существовали специальные журналы, преимущественно печатавшие мемуары: «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Голос минувшего», «Былое» и другие. Я, мемуарный читатель-фанатик, решительно предпочитаю даже плохо написанные мемуары, бескрасочные, но правдивые, – бесчисленным «средним» романам и повестям, печатающимся в большом количестве. Для цельной большой исторической картины могут оказаться полезными любые мемуары. Александр Гладков. // Всего испытать самому нельзя, и чужой опыт людей, сколько-нибудь стоящих веры, – всегда выгоден. Николай Лесков. // Публика нуждается в «личностных» книгах, поэтому существует великое множество автобиографий и мемуаров. Э.Сифтон, издатель. // Эти книги написаны от первого лица, и в этом их ценность. Принято считать, что со стороны виднее, но почему-то именно автобиографии в книжных магазинах идут нарасхват. Почему? Да потому, что только личный опыт заслуживает доверия, каким бы он ни казался субъективным, странным, удивительным. Ян Шенкман. // О себе человек пишет с высоты собственного роста. Здесь стоят не на ходулях или на лестнице, а только босыми ногами на земле. Людвиг Витгенштейн. // Любая книга – это исповедь, а книга воспоминаний – это исповедь без попытки прикрыть себя тенями вымышленных героев. Илья Эренбург. // Я люблю мемуары, а ещё больше примечания, объяснения, комментарии к мемуарам. Юрий Олеша.

65.12. На старости я сызнова живу…

Прошлое – это родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по тем чувствам, которые мы испытывали, даже тоска по былой скорби. Генрих Гейне. // Проходит время будуаров, приходит время мемуаров. Яков Гордин. // И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала. Память обострилась невероятно. Прошлое обступает меня и требует чего-то? Милые тени отдалённого прошлого почти говорят со мной. Откуда-то выплывают слова, сказанные полвека тому назад и о которых я все пятьдесят лет ни разу не вспомнила. Анна Ахматова. // На старости я сызнова живу… Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. Александр Пушкин. // Воспоминание о пережитом счастье – уже не счастье. Воспоминание о пережитой боли – всё ещё боль. Благодатны дни юности. Старость любит возвращаться к ним сквозь туман времени. Старец вспоминает в сумерках о солнечных часах утра. Джордж Байрон. // О милых спутниках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были. Василий Жуковский. // Человек не река, чтобы не оглядываться назад. Мигель Сервантес. // Люди любят вспоминать, очевидно, потому, что на расстоянии яснее становится содержание прожитых лет. Константин Паустовский. // Память – это волки в поле, убегают, бросив взгляд. Как пловцы в безумном кроле, озираются назад. Андрей Вознесенский. // Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живёшь воспоминаниями, а не надеждами. Василий Ключевский. // Воспоминание – это сама жизнь, но в другом качестве. Воспоминание – великое наслаждение для человека, но только не тогда, когда оно оказывается буквальным. Клод Леви-Строс. // Даже если ты думаешь, что отбываешь срок в камере своей жизни, куда не попадает ни единый отзвук огромного мира – у тебя всё равно остаётся сокровище, которое одно стоит всего остального на свете. Я говорю о сокровище, имя которому память. Обратись к ней. Пристально всматривайся в своё прошлое, наверняка ты забыл там что-то очень важное. Райнер Рильке. // Прекрасные воспоминания всё равно что потерянные драгоценности. Поль Валери. // На склоне лет тебя ожидает большое богатство – твоё прошлое. Конфуций. // Воспоминания – это рай, из которого нас никто не изгонит. Алигьери Данте. // О, мёд воспоминаний… Сергей Есенин. // Уметь наслаждаться прожитой жизнью, означает жить дважды. Марциал. // Жить надо ради воспоминаний на старости лет. Знаменитый английский пират Морган. // Будущее может не быть; настоящее может и должно перемениться; одно прошедшее не подвержено изменяемости: воспоминание бережёт его. Василий Жуковский. // Таково свойство нашей памяти: разглядываешь старую фотографию, пробегаешь глазами уже пожелтевшую газету – и когда-то пережитое, перечувствованное словно оживает вновь. Ирина Архипова. // Память, собери у мозга в зале любимых неисчерпаемые очереди. Владимир Маяковский.

65.13. Долг едва ли не каждого…

65.14. Шедевры мемуарной литературы…

Фёдор Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного». Роман, как это видно и из заглавия, написан в форме мемуаров. Юрий Тынянов. // Произведение, обладающее чертами мемуарной формы, но написанное в более свободной и раскованной манере, чем это принято в документальной прозе и дозволено мемуаристу, пишущему свою книгу как мемуары. Евгения Книпович. // По остроумному определению одного старого английского писателя, принадлежит к особому жанру литературы, основанному на фактах «плюс-минус»: какое-то бесспорно известное и какое-то неизвестное. Борис Галанов. // Одно из главных произведений Александра Герцена – автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852–68), представляет собой синтез мемуаров, литературных портретов и исторической хроники. Это один из шедевров русской мемуарной литературы. // В сущности, «Мои университеты» и «Заметки из дневника» Максима Горького, это – мемуары без мемуариста. Вениамин Каверин. // Все факты, впечатления, мысли и чувства, изложенные в этих очерках, – суть факты моей жизни, мои мысли, мои впечатления и мои чувства, насколько я в состоянии восстановить их с известной степенью живости и без прибавки позднейших наслоений. Но здесь не все факты, не все мысли, не все движения души, а лишь те, какие я считаю связанными с теми или другими общеинтересными мотивами. Ещё одно замечание. Эти записки не биография, потому что я не особенно заботился о полноте биографических сведений; не исповедь, потому что я не верю ни в возможность, ни в полезность публичной исповеди; не портрет, потому что трудно рисовать собственный портрет с ручательством за сходство. Владимир Короленко «История моего современника» (1922). // Пиши то, что интересно другим, а не то, что интересно тебе. Александр Солженицын «Бодался телёнок с дубом» (автобиографическая книга). // В хороших мемуарах всегда есть второй сюжет, кроме собственной жизни автора. Сергей Довлатов. // Автор автобиографической повести не должен заслонять собой, своей личностью изображаемую жизнь, а скорее должен быть окном, сквозь которое видно время, события, людей. Тамара Габбе. // Главной книгой Владимира Гиляровского стали «Мои скитания», изданные в 1928 году. «Нет, это не мемуары! Это правдивые кусочки моей жизни, с которыми связана летопись эпохи, охватывающая почти семь десятков лет». // Приподымая занавеску исповедальни, скажу, что книга «Люди, годы, жизнь» (1961–65) родилась только потому, что я сумел в старости осуществить сказанные мною давно слова – победить то, что сделала со мной жизнь, и если не родиться заново, то найти достаточно сил, чтобы идти в ногу с молодостью. Илья Эренбург. // Уинстон Черчилль за свои мемуары был удостоен в 1953 году Нобелевской премии по литературе. // Мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая её собою. Виссарион Белинский. // Если прежде я пользовался ключом воображения, теперь в моих руках другой ключ – память. Вениамин Каверин. ///

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *